Jump to content

Эрих Кляйбер

Эрих Кляйбер
Поползень в 1930 году
Рожденный 5 августа 1890 г. ( 05.08.1890 )
Вена , Австрия
Умер 27 января 1956 г. ( 1956-01-28 ) (65 лет)
Цюрих , Швейцария
Альма-матер Пражская консерватория
Занятие дирижер
Дети Карлос Кляйбер (сын)

Эрих Кляйбер (5 августа 1890 — 27 января 1956) — австрийский, позднее аргентинский дирижёр, известный своими интерпретациями классики и сторонником Новой музыки .

Кляйбер родился в Вене и после учебы в Пражской консерватории пошел традиционным путем начинающего дирижера в немецкоязычных странах того времени, начав с репетитора в оперном театре и перейдя к дирижерству на все более высокие должности. После работы на должностях в Дармштадте (1912), Бармен-Эльберфельде (1919), Дюссельдорфе (1921) и Мангейме (1922) он был назначен в 1923 году на важную должность музыкального руководителя Берлинской государственной оперы .

В Берлине скрупулезное музыкальное мастерство и предприимчивое программирование Кляйбера снискали ему высокую репутацию, но после того, как нацистская партия пришла к власти в Германии в 1933 году, он подал в отставку в знак протеста против ее репрессивной политики и покинул страну, обосновавшись вместе со своей семьей в Буэнос-Айресе. . До конца своей карьеры он был внештатным сотрудником , дирижировал на международном уровне в оперных театрах и концертных залах. Он сыграл важную роль в создании Королевской оперы в Лондоне, но план его возвращения в Берлинскую государственную оперу в 1950-х годах противоречил политике.

Кляйбер считался выдающимся дирижером Моцарта , Бетховена и Рихарда Штрауса и поощрял современных композиторов, в том числе Альбана Берга , премьеру которого он исполнил у Воццека . Он внезапно умер в Цюрихе в возрасте 65 лет.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Кляйбер родился в Видене , Вена, 5 августа 1890 года и был вторым из двух детей доктора Франца Отто Кляйбера, учителя, и его жены Врони, урожденной Шёппль. [ 1 ] Отец Кляйбера умер в 1895 году, а его мать умерла в следующем году. Кляйбер и его сестра переехали жить к его бабушке и дедушке по материнской линии в Прагу. В 1900 году, после смерти деда, Клейбер вернулся в Вену, чтобы жить с тетей и учиться в гимназии . Он смог посетить выступления в Musikverein , Volksoper и Hofoper, где Густав Малер музыкальным руководителем был . Вместе со своим другом Гансом Галем Кляйбер услышал исполнение Шестой симфонии Малера под управлением композитора; в конце Кляйбер сказал Галу, что намерен стать дирижером. [ 2 ] Галь отметил, что традиционный путь к тому, чтобы стать дирижером, заключался в том, чтобы начать как Korrepetitor ( répétiteur ) в одном из многих оперных театров немецкоязычных стран, но Кляйбера никогда не учили играть на фортепиано. [ 3 ]

В июле 1908 года Кляйбер покинул Вену и изучал искусство, философию и историю искусств в Карловом университете в Праге. [ 4 ] На основании некоторых своих сочинений, которые он представил в Пражскую консерваторию, его приняли с оговоркой, что, если он не достигнет требуемого уровня в течение года, ему придется уйти. Он купил фортепиано и научился на нем играть, брал уроки игры на органе и освоил программу настолько хорошо, что смог сдать экзамены в консерваторию. [ 5 ] В 1911 году его взяли на работу репетитором в Новый немецкий театр , а в 1912 году он начал работать концертмейстером с Альфредом Пиккавером . [ 6 ] Интендант Дармштадтского придворного театра заметил потенциал Кляйбера и пригласил его дирижировать там. Он проработал в Дармштадте семь лет. Дальнейшие назначения последовали в Бармен-Эльберфельде в 1919 году, Дюссельдорфе в 1921 году и Мангейме в 1922 году. [ 4 ]

Будучи музыкальным руководителем Берлинской государственной оперы, он поддерживал произведения Альбана Берга и Дариуса Мийо.

В 1923 году Лео Блех ушел с поста музыкального руководителя Берлинской государственной оперы после 17 лет руководства. Бруно Вальтеру и Отто Клемпереру предлагали стать его преемниками, но их подходы оказались безрезультатными. Кляйбер, приглашенный дирижировать единственным исполнением «Фиделио» в августе 1923 года, произвел весьма благоприятное впечатление, и три дня спустя он был назначен преемником Блеха с пятилетним контрактом. [ 7 ]

В «Словаре музыки и музыкантов» Гроува берлинские годы Кляйбера описываются как «исключительно продуктивные»:

В 1924 году он дирижировал » Яначека «Енуфой в постановке, которая считается решающей для более широкого успеха композитора. Кренека В том же году был представлен « Цвинбург» , а в 1925 году состоялась премьера « Берга » Воццека . Среди других новых произведений, которые он исполнил, - Шрекера « Der singende Teufel» (1928) и Мийо » «Кристоф Коломб » Вагнера (1930), а также он дирижировал «Das Liebesverbot и различными опереттами. [ 4 ]

В 1926 году Кляйбер женился на американке Рут Гудрич (1900–1967). У них было двое детей: Вероника (1928–2017), позже помощница Клаудио Аббадо , [ 8 ] и сын Карл , позже известный как Карлос (1930–2004), ставший знаменитым дирижером. [ 9 ] [ 10 ]

В годы пребывания в Берлине Кляйбер начал международную карьеру, проводя концерты в Буэнос-Айресе (1926, 1927) и Москве (1927); в Нью-Йорке он работал шесть или семь недель в сезонах 1930–31 и 1931–32, дав от 20 до 30 концертов. [ 11 ]

Время Кляйбера в Берлине подошло к концу в 1934 году, через год после того, как НСДАП (нацистская партия) пришла к власти в Германии. Кляйбер, который не был евреем, политически активным или иным образом персоной нон грата по отношению к нацистам, мог бы продолжить свою карьеру при их режиме, но он не принял бы их расовую политику или удушение творческой свободы. Когда новая опера Берга «Лулу» была запрещена как Entartete Musik ( дегенеративная музыка ), Кляйбер подал в отставку со своего поста в Государственной опере. Он был возмущен, когда Берг – его близкий друг – предположил, что он вступил или присоединится к нацистской партии, чтобы защитить свою карьеру. Он написал Бергу: «Я никогда не был членом НСДАП и никогда не собирался им становиться!!! Несмотря на несколько просьб!» [ 12 ]

Лишенный возможности исполнить «Лулу» , Кляйбер сделал жест неповиновения режиму, включив мировую премьеру сюиты из оперы в программу своего последнего концерта, который он дал в нацистской Германии. Событие привлекло международное внимание. газета «Нью-Йорк Таймс». Об этом сообщила

В течение почти пятнадцати минут огромная публика, состоящая из многих членов дипломатического корпуса, слушала с напряженным напряжением, аплодировала, топала и аплодировала, вновь и вновь вспоминая на сцене Эриха Кляйбера, подготовившего и дирижировавшего волнующим спектаклем, оркестр Государственной оперы. и венское легкое сопрано Лилли Клаус. [ 13 ]

Кляйбер дирижировал последними оперными спектаклями, на которые он был назначен по контракту, а затем покинул Германию с женой и детьми в январе 1935 года. [ 14 ]

Эмигрант

[ редактировать ]

Биограф Кляйбера Джон Рассел озаглавил свою главу, охватывающую период с 1935 по 1939 год, «Бродяжничество». [ 15 ] Кляйбер дебютировал в Великобритании с Лондонским симфоническим оркестром в 1935 году и был частым гостем в Амстердаме, Брюсселе и других европейских городах. В 1938 году по приглашению сэра Томаса Бичема он впервые выступил в Ковент-Гарден , дирижируя «Кавалером розы» со звездным составом во главе с Лотте Леманн . [ а ] Он разорвал свой контракт с Ла Скала театром миланским в апреле 1939 года, вскоре после того, как принял режим Муссолини фашистский собственное антисемитское законодательство. Клейбер сказал:

Я слышал, что евреям закрыт доступ к Скале. Музыка, как воздух и солнечный свет, должна быть доступна всем. Когда в эти трудные времена людям отказывают в этом утешении по причинам расы и религии, тогда я, как христианин и художник, чувствую, что больше не могу сотрудничать. [ 17 ]

Если у Кляйбера и была база в эти годы, то она находилась в Буэнос-Айресе; он стал гражданином Аргентины в 1936 году. [ 9 ] Он руководил немецкими оперными сезонами в Театре Колон с 1937 по 1949 год и дирижировал в Чили, Уругвае, Мексике и на Кубе. [ 4 ]

В Театре Колон в Буэнос-Айресе Кляйбер дирижировал 29 различными операми (всего 181 спектакль) в течение 10 сезонов (1937–41, 1943 и 1946–49). Больше всего он дирижировал операми «Нюрнбергские мейстерзингеры» и «Кавалер розы» . В выступлениях, которые он дирижировал, приняли участие некоторые из лучших мировых певцов немецкой оперы того времени, в том числе, например, Кирстен Флагстад , Астрид Варней , Роуз Бэмптон , Макс Лоренц , Сет Сванхольм , Рене Мезон , Ганс Хоттер и Александр Кипнис . в Западном полушарии Кляйбер дирижировал премьерой оперы «Женщина без тени» в Буэнос-Айресе в 1949 году. [ 18 ]

Пост-был

[ редактировать ]

После Второй мировой войны Кляйбер возобновил свою деятельность в Европе, сначала с Лондонским филармоническим оркестром в 1948 году, а затем в Ковент-Гардене с 1950 по 1953 год. Послевоенный Ковент-Гарден сильно отличался от звездных международных довоенных сезонов. Новая компания, созданная с нуля преимущественно из британских певцов, в то время еще не имела международного уровня и даже не приближалась к нему. [ 19 ] Вклад Кляйбера имел решающее значение для развития компании. [ 4 ] Продюсер Джон Калшоу написал:

Никто из присутствующих никогда не забудет преображение в яме Ковент-Гардена, когда в начале пятидесятых годов Эрих Кляйбер погрузился в прелюдию к «Кармен» . Кляйбер не импортировал по этому случаю Филармонию и не наполнил оркестр специалистами-заместителями; он просто заставил оркестр играть точно, ритмично, со строгой динамической градацией. Эффект от этого, после многих лет небрежного, рутинного исполнения Кармен , стал настоящим откровением. [ 20 ]

Руководство Ковент-Гарден надеялось, что Кляйбер станет музыкальным руководителем компании, но он не хотел брать на себя никаких обязательств. [ 21 ] В Европе было много конкурирующих запросов на его услуги. В 1951 году в Maggio Musicale во Флоренции он дирижировал знаменитой постановкой « Сицилийских вечеров в главной роли » с Марией Каллас и мировой премьерой оперы Гайдна « Орфей и Эвридика» (также с Каллас), написанной 160 лет назад. [ 4 ] Были планы его назначения в Венскую государственную оперу , но они провалились, и его единственным оперным спектаклем в родном городе был «Кавалер розы» в 1951 году. В 1953 году он дирижировал полным циклом «Кольцо» в Риме; его транслировали, но записи считаются утерянными. [ 22 ] Между 1948 и 1955 годами он записал ряд произведений для звукозаписывающей компании Decca . [ 23 ]

Почти на закате карьеры Кляйбера случился фиаско после того, как он принял приглашение возобновить свою довоенную должность в Берлинской государственной опере. После послевоенного раздела города дом оказался в Восточном Берлине . Старое здание подверглось бомбардировке и постепенно восстанавливалось. В 1951 году власти Восточной Германии пригласили Кляйбера стать музыкальным руководителем, когда реконструкция была завершена. В то время враждебность между советским блоком и западными союзниками была острой, и некоторые ярые демократы считали, что Кляйбер неправильно работал на тоталитарный режим Восточной Германии. Берлинский филармонический оркестр отозвал его приглашение дирижировать на своих концертах, но он чувствовал, что наводит мосты между Востоком и Западом. [ 24 ] Открытие было запланировано на 1955 год, но по мере приближения времени Кляйбер все больше осознавал вмешательство государства в работу дома. Ситуация достигла апогея, когда власти снесли старый памятник Фридриху Великому , который был ключевой особенностью здания. Кляйбер написал: «Мне пришлось признать, что дух старого театра не может царить в новом здании», и подал в отставку перед повторным открытием. Чувствуя, что западные немцы поступили подло, пытаясь помешать ему дирижировать в Восточном Берлине, он покинул город и больше не вернулся. [ 25 ]

Могила Кляйбера и его жены на кладбище Хёнгерберг.

По мнению Рассела, крах надежд Кляйбера на Государственную оперу стал ударом, от которого он так и не оправился. [ 26 ] Он внезапно скончался в Цюрихе 27 января 1956 года в возрасте 65 лет. [ 27 ]

Репутация, почести и наследие

[ редактировать ]

По мнению Гроува , Кляйбер был:

выдающийся дирижер Моцарта, Бетховена и Рихарда Штрауса, отказывающийся предаваться романтическим интерпретациям как средству саморекламы, игнорирующий ложные исполнительские традиции и усердно изучающий партитуры. Он никогда не терял целостного взгляда на произведение, и его подход был строго несентиментальным. Он завоевал непреходящую преданность как оркестрантов, так и певцов. [ 4 ]

Среди наград, удостоенных Кляйбера, были Командор Ордена Леопольда, Бельгия ; Командор Короны Италии ; Заказать Солнце Перу ; и Коммандор дель Мерито, Чили . [ 9 ]

Кляйбер был композитором; Среди его произведений — Концерт для скрипки, Концерт для фортепиано с оркестром, оркестровые вариации, Каприччио для оркестра, многочисленные произведения камерной музыки, фортепианные пьесы и песни. [ 4 ]

Гроув комментирует, что записи Кляйбера «Кавалера розы» , «Свадьбы Фигаро» и симфоний Бетховена «все демонстрируют его исключительный ритмический контроль и динамическую гибкость». [ 4 ] Для получения дополнительной информации о его Фигаро записи см. Le nozze di Figaro (запись Клейбера) . Среди его записей следующие, многие из которых были переизданы в цифровом виде:

Записи
Композитор Работа Оркестр Дата
Бетховен Фиделио Симфонический оркестр Кельнского радио 1956
Бетховен Симфония № 3 Венская филармония 1953
Бетховен Симфония № 3 Концертный зал 1950
Бетховен Симфония № 5 Концертный зал 1953
Бетховен Симфония № 6 Концертный зал 1953
Бетховен Симфония № 6 Лондонская филармония 1948
Бетховен Симфония № 7 Концертный зал 1950
Бетховен Симфония № 9 Венская филармония 1952
Дворжак Карнавальная увертюра Лондонская филармония 1948
Торговля Беренис , Анданте Ларгетто Лондонская филармония 1949
Моцарт Женитьба Фигаро Венская филармония 1955
Моцарт Симфония № 39 Симфонический оркестр Кельнского радио 1956
Моцарт Симфония № 40 Лондонская филармония 1949
Моцарт Четыре немецких танца Симфонический оркестр Кельнского радио 1956
Шуберт Симфония № 5 Симфонический оркестр Северогерманского радио 1953
Шуберт Симфония № 8 Берлинская филармония 1953
Шуберт Симфония № 9 Симфонический оркестр Кельнского радио 1953
Штраус, Иоганн II «Der Zigeunerbaron» Увертюра Лондонская филармония 1948
Штраус, Йозеф Звуки сферы Лондонская филармония 1948
Штраус, Рихард Тилль Уленшпигель Симфонический оркестр Северогерманского радио 1951
Штраус, Рихард Кавалер Розы Венская филармония 1954
Штраус, Рихард Дафна Театр Колон 1948
Чайковский Симфония № 4 Парижская консерватория 1949
Чайковский Симфония № 6 Парижская консерватория 1953
Различный «Оркестровые экспонаты» Берлинская филармония 1930–1934
Различный Концертные записи Симфония NBC 1947–48
отдал Сицилийская вечерня Музыкальный Маджо Фиорентино 1951
Вагнер Тристан и Изольда Театр Колон 1948
Вебер Бесплатный шутер Симфонический оркестр Кельнского радио 1955
Вебер Симфония № 1 Симфонический оркестр Кельнского радио 1956

Фильмография

[ редактировать ]
Фильмография [ 28 ]
Композитор Работа Оркестр Дата Этикетка
Моцарт Немецкие танцы, К. 605, № 3 Берлинская государственная опера 1931
Штраус, Иоганн II У прекрасного голубого Дуная Государственная капелла Берлина 1932 Тельдек (1997) 0927.42668.2
Новак, Витезслав Южночешский люкс Чешская филармония в. 1949 год
Штраус, Иоганн II Жизнь художника Государственная капелла Берлина 1949
Бетховен Симфония № 9 Чешская филармония 23 августа 1949 г. Новости Hearst Metrotone

Примечания, ссылки и источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В этом сезоне Кляйбер также дирижировал «Летучим голландцем» с Гербертом Янссеном в главной роли; Вильгельм Фуртвенглер дирижировал «Кольцом Нибелунгов» , а Бичем дирижировал операми Моцарта, Бетховена и Вагнера. [ 16 ]
  1. ^ Рассел 1957 , стр. 20–21.
  2. ^ Рассел 1957 , стр. 28–29.
  3. ^ Рассел 1957 , стр. 25, 28–29.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Бруннер, Герхард. "Кляйбер, Эрих" , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001. Проверено 25 мая 2020 г. (требуется подписка)
  5. ^ Рассел 1957 , с. 33.
  6. ^ Рассел 1957 , с. 37.
  7. ^ Рассел 1957 , стр. 62–63.
  8. ^ Харт 1980 , стр. 86.
  9. ^ Перейти обратно: а б с «Кляйбер, Эрих (5 августа 1890–27 января 1956), оркестровый дирижер, профессор, генеральный музыкальный руководитель », Who's Who & Who Was Who , Oxford University Press, 2007. Проверено 25 мая 2020 г. (требуется подписка)
  10. ^ Барбер, Чарльз «Кляйбер, Карлос» , Grove Music Online , Oxford University Press. 2001. Проверено 25 мая 2020 г. (требуется подписка).
  11. ^ Браун 2012 , с. 423 и Рассел 1957 , с. 136
  12. ^ Нотли 2010 , с. 224.
  13. ^ Нотли 2010 , с. 257.
  14. ^ Рассел 1957 , стр. 148, 159.
  15. ^ Рассел 1957 , с. 159.
  16. ^ «Опера и балет», The Times , 18 апреля 1938 г., стр. 8 и 12 мая 1938 г., с. 14
  17. ^ «Музыкальные ноты из-за границы» , The Musical Times , апрель 1939 г., стр. 306 (требуется подписка)
  18. ^ «База данных опер театра Колон в Буэнос-Айресе» .
  19. ^ Халтрехт 1975 , с. 145.
  20. ^ Калшоу 1967 , с. 22.
  21. ^ Халтрехт 1975 , с. 173.
  22. ^ Браун 2012 , с. 441.
  23. ^ Стюарт, Филип. Декка Классикал 1929–2009 . Проверено 25 мая 2020 г.
  24. ^ Рассел 1957 , с. 220.
  25. ^ Рассел 1957 , с. 228.
  26. ^ Рассел 1957 , с. 227.
  27. ^ Рассел 1957 , с. 245.
  28. ^ Барбер, Чарльз (2013). Переписка с Карлосом: Биография Карлоса Кляйбера . Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд . п. 313. ИСБН  978-1442231177 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Культурные офисы
Предшественник Музыкальный руководитель Берлинской государственной оперы
1923–1934
Преемник
Предшественник Музыкальный руководитель Берлинской государственной оперы
1954–1955
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49cbc3de52caca3b56802ed1e2ec43bf__1722969300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/bf/49cbc3de52caca3b56802ed1e2ec43bf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Erich Kleiber - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)