Клеменс Краусс

Клеменс Генрих Краусс (31 марта 1893 — 16 мая 1954) — австрийский дирижер и оперный импресарио , особенно связанный с музыкой Рихарда Штрауса , Иоганна Штрауса и Рихарда Вагнера . Он основал Новогодний концерт Венской филармонии и дирижировал им до 1954 года.
Семья и ранняя жизнь
[ редактировать ]Краусс родилась в Вене в семье Клементины Краусс , тогда 15-летней танцовщицы Венского императорского оперного балета , позже ведущей актрисы и певицы оперетты, племянницы выдающегося оперного сопрано XIX века Габриэль Краусс . Его родной отец, шевалье Гектор Бальтацци (1851-1916), [ 1 ] происходил из семьи богатых банкиров- фанариотов , проживавших в Вене. Старшая сестра Бальтацци, Элен, была замужем за бароном Альбином фон Весера и была матерью баронессы Марии Весеры , которая, соответственно, приходилась двоюродной сестрой Клеменсу Крауссу. [ 2 ]
Краусс пел в Хофкапелле (Императорском хоре) в качестве мальчика из венского хора из-за своего «необычайно красивого сопрано». [ 3 ] Он окончил Венскую консерваторию в 1912 году, изучая там композицию у Германа Греденера и теорию у Рихарда Хойбергера . Затем он был назначен хормейстером Брюннского театра ( в Моравии 1912–1913), где в 1913 году состоялся его дирижёрский дебют.
Впервые он был женат на сопрано Маргарете Абрахам (1889–1963). У них было два сына, Октавиан и Оливер. [ 3 ] [ 4 ] Его второй женой стала румынская сопрано Виорика Урсуляк , которая часто пела под его руководством.
Карьера
[ редактировать ]Краусс совершил обход региональных центров, проводя в Риге (1913–1914), Нюрнберге (1915) и Штеттине (1916–1921) в Померании , Германия. Последнее назначение дало ему прекрасную возможность поехать в Берлин, чтобы услышать, как Артур Никиш дирижирует Берлинской филармонией , что оказало большое влияние. Затем он вернулся в Австрию в качестве директора оперы и симфонических концертов в Граце . пригласил его В 1922 году Рихард Штраус присоединиться к дирижерскому составу Венской государственной оперы и стать преподавателем дирижёрского класса в Венской академии пения. Он дирижировал венскими концертами Тонкюнстлера с 1923 по 1927 год, был интендантом оперы во Франкфурте и директором концертного музея там с 1924 по 1929 год.
В 1926 году он дебютировал на Зальцбургском фестивале . Он дирижировал в США в 1929 году с Филадельфийским оркестром и Нью-Йоркской филармонией . Также в 1929 году он был назначен директором Венской государственной оперы, где дирижировал несколькими операми Рихарда Штрауса и других современников, в том числе Альбана Берга. авангардным атональным « Воццеком» [ 5 ] и Яромира Вайнбергера » «Волынщица Шванда , [ 6 ] обе оперы впервые были исполнены в Вене в 1930 году. Оркестр Венской государственной оперы, участники которого образовали независимую концертную организацию, известную как Венская филармония , назначил его своим музыкальным руководителем в 1930 году. Он также был постоянным дирижером Зальцбургского театра. Фестиваль с 1929 по 1934 год. В Вене и Зальцбурге его ближайшим соратником был режиссер Лотар Валлерстайн . В 1933 году он руководил мировой премьерой оперы Рихарда Штрауса «Арабелла» в Дрездене после отъезда дирижера Фрица Буша в Англию. [ 7 ]
Крауссу пришлось отказаться от своих постов в Вене в 1933 и в конце 1934 года. Его увлечение современной музыкой привело к финансовым потерям на абонементных концертах Филармонии, поэтому оркестр упразднил должность постоянного дирижера. С 1933 года оркестр сам решает программу своих концертов. В Государственной опере он стал жертвой нескольких интриг, так что министр предложил новый контракт всего на один год. Нацисты пригласили Клеменса Краусса руководить Берлинской государственной оперой в 1935 году после того, как Эрих Кляйбер подал в отставку в знак протеста против политики национал-социалистического правительства. Краусс никогда не был членом НСДАП или ее филиалов, однако он провел несколько встреч с высокопоставленными представителями режима, включая Геринга и Гитлера. На протяжении 1930-х годов он и его жена помогали евреям бежать из Германии. Подружившись с британской писательницей Идой Кук и ее сестрой Луизой Кук , поклонницами оперы, он инициировал их спасательную операцию, которая началась после того, как Виорика Урсуляк попросила Куков помочь другу-еврею. Краусс прикрывал их операцию по контрабанде, а представления в Мюнхенском оперном театре были организованы в то время и в городах, когда поварам нужно было вступить в контакт с беглецами. [ 8 ] В результате этой операции было спасено по меньшей мере 29 евреев.
В 1937 году он был назначен интендантом Национального театра Мюнхена после Ганса Кнаппертсбуша отставки . Он стал близким другом Рихарда Штрауса и даже написал либретто для его оперы «Каприччио» , премьера которой состоялась в Мюнхене в 1942 году. Он также дирижировал премьерами опер Штрауса «Фриденстаг» (1938 в Мюнхене) и «Любовь Данаи» (1944/1952). в Зальцбурге). В начале 1940-х годов он преподавал в Зальцбургском университете Моцартеум, где среди его учеников был композитор Роман Той . [ 9 ]
После того, как Мюнхенский оперный театр был разрушен бомбардировками союзников, Краусс вернулся, чтобы дирижировать Венской филармонией в 1944–45 годах, пока она не прекратила свою деятельность незадолго до окончания Второй мировой войны . После войны официальные лица союзников расследовали его карьеру и запретили ему появляться на публике до 1947 года. [ 10 ] Затем Краусс возобновил дирижирование многими концертами Венской филармонии, в том числе знаменитыми ежегодными новогодними поп-концертами с участием вальсов, увертюр и полек Иоганна и Йозефа Штраусов, многие из которых были записаны для Decca вместе с другими студийными записями, в основном Иоганна, Йозефа и Рихарда. Штраус.
В 1951 году он вернулся в Ковент-Гарден в Лондоне, где в 1934 году поставил первые британские постановки « Арабеллы» . [ 11 ] В 1953 году его впервые пригласили на Байройтский фестиваль , где он дирижировал впечатляющим циклом «Кольцо Вагнера», теперь доступным на компакт-диске, с Астрид Варне в главной роли в роли Брунгильды. Он также записал высоко оцененный « Парсифаль» в Байройте с Мартой Мёдль в роли Кундри в 1953 году, в разгар недолгого расцвета Мёдля.
Он умер в 1954 году (в том же году, что и Вильгельм Фуртвенглер ) во время гастролей с Венским филармоническим оркестром в Мехико и похоронен рядом со своей женой, певицей Виорикой Урсуляк , умершей в 1985 году, в Эрвальде , Австрия .

Краусс сделал относительно мало записей; они включают в себя его исполнение Decca « Иоганна Штрауса II в Летучей мыши» 1950 году со звездными солистами Венской филармонии и Государственной оперы (не включая ни одного диалога; это только вторая полная запись после акустического набора 78 перед Первой мировой войной, сделанного в Берлине). ). Его живое исполнение » Рихарда Вагнера из «Кольцевого цикла Байройта в 1953 году было выпущено на диске. Исполнение с Венским симфоническим оркестром хоровой Бетховена фантазии , переизданное более чем на одном недорогом лейбле с момента его первоначального появления на пластинке Vox , также является одной из немногих записей с участием пианиста Фридриха Вюрера . Все три были переизданы на компакт-диске .
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Примечания к переизданию записей Краусса Decca оркестровой музыки Рихарда Штрауса, «Testament SBT1184».
- ^ Элен Бальтацци , генеалогическое древо, получено 24 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Немецкая биография: Краусс, Клеменс , получено 25 июля 2023 г.
- ^ Изабель Винсент: Увертюра надежды , Вашингтон, 2022 г., с. 67
- ^ Венская государственная опера: Воццек | Новая постановка от 30 марта 1930 г. , получена 23 июля 2023 г.
- ↑ Opera Online: Komische Oper Berlin: расстроенные волынки Шванды , 9 марта 2022 г.
- ^ музыкального гида Вся биография
- ^ BBC News: Сестры, любящие оперу, которые «наткнулись» на героизм (28 января 2017 г.).
- ^ Рик Макмиллан. «Римская Той» . Канадская энциклопедия . Архивировано из оригинала 11 мая 2006 года . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Крайтон, Рональд (2001). «Краусс, Клеменс» . Гроув Музыка онлайн . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.15493 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 27 февраля 2021 г.
- ^ Изабель Винсент: Увертюра надежды , Вашингтон, 2022 г., с. 205.
Библиография
[ редактировать ]- Машат, Эрик (1971). «Клеменс Краусс», пер. Питер Хатчисон, Записанный звук , № 42–43, 740–746.
- Йозеф Грегор, Клеменс Краусс: его музыкальная миссия (Мюнхен, 1953)
- Г. К. Кенде и Сигне Сканцони, Директор: Клеменс Краусс, факты, сравнения, выводы (Берлин, 1988) ISBN 3-7952-0549-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1893 рождения
- 1954 смерти
- Австрийские классические музыканты
- Австрийские мужчины-дирижеры (музыка)
- Академический состав Университета Моцартеум Зальцбург
- Австрийский народ греческого происхождения
- Музыкальные руководители (опера)
- Музыкальные руководители Берлинской государственной оперы
- Музыканты из Вены
- Австрийские оперные либреттисты
- Австрийские оперные менеджеры
- Австрийские дирижеры ХХ века (музыка)
- Австрийские музыканты-мужчины ХХ века
- Драматурги и драматурги XX века
- Немецкие музыканты 20 века
- Люди, спасавшие евреев во время Холокоста