Jump to content

Карл Бём

Карл Бём
Фотография 1950-х годов.
Рожденный ( 1894-08-28 ) 28 августа 1894 г.
Умер 14 августа 1981 г. ( 1981-08-14 ) (86 лет)
Занятие Дирижер

Карл Август Леопольд Бём (28 августа 1894 — 14 августа 1981) — австрийский дирижёр . Он был наиболее известен своими исполнениями музыки Моцарта , Вагнера и Рихарда Штрауса .

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Образование

[ редактировать ]

Карл Бём родился в Граце , Штирия , Австрия. Сын юриста, он изучал право и получил докторскую степень по этому предмету, прежде чем поступить в музыкальную консерваторию в своем родном городе Грац. [ 1 ] Позже он поступил в Венскую консерваторию , где учился у Евсевия Мандичевского , друга Иоганна Брамса . [ 1 ]

Мюнхен, Дармштадт, Гамбург

[ редактировать ]

В 1917 году Бём стал ассистентом на репетициях в своем родном городе, дебютировав в качестве дирижера в Виктора Несслера опере «Тромпетер фон Зекинген» в 1917 году. [ 1 ] В 1919 году он стал помощником музыкального директора, а в следующем году - старшим директором. По рекомендации Карла Мука пригласил Бруно Вальтер его в Баварскую государственную оперу в Мюнхене в 1921 году. [ 2 ] Моцарта Первым заданием здесь была «Die Entführung aus dem Serail» с актерским составом, в который входили Мария Ивогюн , Пауль Бендер и Рихард Таубер . [ 3 ] В 1927 году Бём был назначен главным музыкальным руководителем в Дармштадте . В 1931 году он был назначен на ту же должность в Гамбургской государственной опере и занимал эту должность до 1934 года. [ 2 ]

Вена, Дрезден, Зальцбург

[ редактировать ]
Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Карл Бём дирижирует Людвига ван Бетховена , Фортепианный концерт № 4 соль мажор соч. 58 с Вальтером Гизекингом и Саксонским государственным оркестром в 1939 году. Здесь, на archive.org.

В 1933 году Бём впервые дирижировал в Вене «Тристан и Изольда» оперой Вагнера . В 1934 году он сменил Фрица Буша , ушедшего в изгнание, на посту руководителя дрезденской Земпер-оперы, оставаясь там до 1942 года. Это был для него важный период, в который он дирижировал первыми исполнениями произведений Рихарда Штрауса : Die schweigsame Frau ( 1935) и «Дафна» (1938), посвященная ему. [ 2 ] Он также дирижировал первыми исполнениями «Ромео и Юлии» (1940) и «Зауберинзель» (1942) Генриха Сутермейстера Штрауса и Концерта для валторны № 2 (1943).

Бём впервые появился на Зальцбургском фестивале в 1938 году. [ 2 ] дирижировал «Дон Жуаном» , после чего стал постоянным приглашенным дирижером. В 1943 году он получил высокий пост в Венской государственной опере и в конечном итоге стал музыкальным руководителем. По случаю 80-летия Рихарда Штрауса 11 июня 1944 года он дирижировал спектаклем «Ариадна на Наксосе» в Венской государственной опере .

После Второй мировой войны

[ редактировать ]

После того, как он завершил двухлетний послевоенный запрет на денацификацию , Бём руководил « Дон Жуаном» в Ла Скала в Милане (1948) и дал гастрольное представление в Париже с труппой Венской государственной оперы (1949). С 1950 по 1953 год он руководил немецким сезоном в Театре Колон в Буэнос-Айресе и дирижировал первым спектаклем « Воццека» Альбана Берга на испанском языке , переведенным по этому случаю. В 1953 году он был ответственным за первое исполнение Готфрида фон Эйнема произведения «Процесс» . С 1954 по 1956 год он руководил Венской государственной оперой в ее реконструированном здании. Он также возобновил связи после войны в Дрездене , в Государственной капелле.

Успех в Нью-Йорке

[ редактировать ]

В 1957 году Бём дебютировал в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, дирижируя «Дон Жуаном» , и быстро стал одним из любимых дирижёров за время пребывания Рудольфа Бинга в Метрополитене, проведя там 262 спектакля, включая премьеры «Воццека» , «Ариадны». auf Naxos и Die Frau ohne Schatten» , который стал первым крупным успехом в новом доме Метрополитена в Линкольн-центре в 1966. Бём возглавил множество других крупных новых постановок в Нью-Йорке, в том числе «Фиделио» к двухсотлетию Бетховена в 1970 году , «Тристан и Изольда» (включая дебютное выступление Биргит Нильссон в Метрополитене в 1959 году), «Лоэнгрин » , «Отелло» , «Кавалер розы» , «Саломея » и «Электра» . В его репертуар там также входили «Свадьба Фигаро» , «Парсифаль» , «Летучий голландец» , «Валькирия » и «Мейстерзингеры фон Нюрнберг» .

Байройт и Вагнер

[ редактировать ]

Бём дебютировал на Байройтском фестивале в 1962 году с композицией «Тристан и Изольда» , которой дирижировал до 1970 года. В 1964 году он руководил там «Мейстерзингерами фон Нюрнберг» Вагнера , а с 1965 по 1967 год — циклом композитора « Кольцо нибелунгов» , ставшим последним производство Виланда Вагнера . Его Вагнер дирижировал разделёнными мнениями; продюсер звукозаписи Джон Калшоу Бема 1966 года писал, что «Валькюра» «проводилась с ошеломляющим безразличием, как будто дирижеру не терпелось вернуться в Зальцбург или куда бы он ни собирался для своего следующего выступления». [ 4 ] но «Словарь музыки и музыкантов» Гроува хвалит выступления Бема в Байройте за «тонкую демонстрацию его качеств». [ 1 ] «Таймс» придерживалась средней точки зрения, находя его Вагнера «легким и позитивным», но «несколько не желая позволить драме обрести свой полный вес и глубину». [ 2 ] Выступления Кольца и Тристана были записаны вживую и выпущены на пластинку. Вагнера В 1971 году он дирижировал «Летучим голландцем» в Байройте.

Бабье лето в Лондоне

[ редактировать ]

В конце жизни он начал выступать в качестве приглашенного дирижера с Лондонским симфоническим оркестром (LSO) во время выступления на Зальцбургском фестивале в 1973 году. [ 5 ] Несколько записей было сделано с оркестром для Deutsche Grammophon . Бёму был присвоен титул президента LSO, который он занимал до своей смерти. Он дважды дирижировал в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в 1970-х годах: «Свадьба Фигаро» в 1977 году и «Так все» в 1979 году. [ 6 ]

Смерть, семья, наследие

[ редактировать ]

Бём умер в Зальцбурге в возрасте 86 лет. Он дирижировал премьерами поздних произведений Штрауса «Швейгсаме фрау» (1935) и «Дафна» (1938), посвященными которым он является, записал все основные оперы (но часто делал сокращения в партитурах). и регулярно возрождал оперы Штрауса с сильным составом во время своего пребывания в Вене и Дрездене, а также в Зальцбургский фестиваль.

Бема хвалили за его ритмически мощные интерпретации опер и симфоний Моцарта , а в 1960-х годах ему было поручено записать все симфонии Моцарта с Берлинским филармоническим оркестром . Его живой и прямой подход к Вагнеру завоевал приверженцев, как и его чтение симфоний Брамса , Брукнера и Шуберта . его полные записи симфоний Бетховена с Венским филармоническим оркестром Высоко оценены также в 1971 году. На менее распространенном фронте он отстаивал и записал Альбана Берга авангардные оперы «Воццек» и «Лулу» , прежде чем они закрепились в стандартном репертуаре. В примечаниях к своим записям этих произведений Бём упомянул, что он и Берг обсуждали оркестровки, что привело к изменениям в партитуре (как он сделал это ранее с Рихардом Штраусом). Один критик назвал его одним из величайших дирижеров 20 века. [ 7 ] Гроув говорит о нем:

Моцарт, Вагнер и Рихард Штраус — композиторы, с которыми наиболее тесно связано его имя, за ним следуют Гайдн, Бетховен, Шуберт, Брукнер, Брамс и Берг. Музыкальный подход Бема, выраженный в строго функциональных жестах, был прямым, свежим, энергичным и авторитетным, избегая ноток романтической сентиментальности или потакающих своим желаниям виртуозных манер... Его широко восхищали за его умелый баланс и сочетание звука, его чувство к стабильный темп и ощущение драматического напряжения. [ 1 ]

Он получил два эксклюзивных звания: « Эрендиригент » Венской филармонии и австрийский « Генеральный музыкальный директор ». [ 1 ] Десять лет спустя его широко чествовали в день его 80-летия; его коллега Герберт фон Караян подарил ему часы по этому случаю.

Бём был женат на сопрано Тее Линхард . [ 2 ] Его сын Карлхайнц Бём был успешным актером. [ 8 ]

нацистские симпатии

[ редактировать ]

Хотя Бём никогда не вступал в нацистскую партию, публично и в частном порядке он постоянно выражал решительную поддержку Гитлеру и его режиму. Степень, в которой это было вопросом убеждений, а не карьеризма, неясна и является предметом множества спекуляций. Сын Бема утверждал, что его отца предупредили, что, если он дезертирует из нацистской Германии, каждый член его семьи будет отправлен в концентрационный лагерь. [ 9 ] но поддержка Бёмом нацистов предшествовала их приходу к власти. [ 10 ] Историк Михаэль Х. Катер отмечает, что, когда Бём был музыкальным руководителем в Дрездене (1934–43), он «изливал риторику, прославляющую нацистский режим и его культурные цели». [ 11 ] Катер причисляет Бема к той группе художников, у которых «мы также находим противоречивые элементы сопротивления, приспособления и служения режиму, так что в конечном итоге их нельзя однозначно изобразить ни как нацистов, ни как не-нацистов». [ 11 ] Катер также утверждает, что переход Бема в Дрезденскую оперу в 1934 году, где он заменил Фрица Буша после «политически мотивированного» увольнения последнего нацистскими властями, является свидетельством «крайнего карьеристского оппортунизма Бема в ущерб личной морали» и ему непосредственно способствовал Гитлер, который добился досрочного освобождения Бема по предыдущему контракту. [ 11 ] Катер противопоставляет такое поведение «эстетически безупречному, а иногда и политически смелому» выбору репертуара Бема, а также его сотрудничеству с антинацистскими режиссерами и дизайнерами, которые «могли быть истолкованы врагами нацистского режима как смелая попытка сохранить принцип творческая свобода». [ 11 ] В 2015 году Зальцбургский фестиваль объявил, что установит мемориальную доску в фойе Карла Бема (Karl-Böhm-Saal), признавая соучастие дирижера в нацистской Германии: «Бём был бенефициаром Третьего рейха и использовал его систему для продвижения своей Его восхождению способствовало изгнание еврейских и политически опальных коллег». [ н 1 ]

Почести и награды

[ редактировать ]

Среди наград Бема: 1943 год: Крест военных заслуг 2-й степени без мечей ; 1959: Большой серебряный знак отличия за заслуги перед Австрийской Республикой ; [ 13 ] 1960: Большой крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германия ( Großes Verdienstkreuz ); 1964: Почетное кольцо Вены; 1967: Берлинская художественная премия ; 1970: Австрийский Почетный крест науки и искусства ; [ 14 ] 1976: кавалер Ордена Почетного легиона ; Почетное кольцо Штирии; и 2012: Зал славы журнала Gramophone Magazine. [ 15 ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Бём был бенефициаром Третьего рейха и смирился с системой в своей карьере. Его восхождению способствовало изгнание еврейских и политически непопулярных коллег». [ 12 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бруннер, Герхард и Хосе А. Боуэн. «Бём, Карл» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001, получено 2 сентября 2018 г. (требуется подписка)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Карл Бём», The Times , 15 августа 1981 г., стр. 12
  3. Карл Бём, я точно это помню , Цюрих, 1968 год.
  4. ^ Калшоу, Джон (1967). Звонкий звон . Лондон: Секер и Варбург. п. 260. ИСБН  0-436-11800-9 .
  5. ^ Стивен Эверсон (25 октября 2003 г.). «Милый диктатор» . Хранитель . Проверено 15 сентября 2007 г.
  6. ^ «Карл Бём» , база данных выступлений Королевского оперного театра. Проверено 2 сентября 2018 г.
  7. ^ «Карл Бём – Биография и история – AllMusic» . Вся музыка . Проверено 6 ноября 2016 г.
  8. Эмили Лангер «Карлхайнц Бём, актёр трилогии «Сисси» и триллера «Подглядывающий Том», умирает в возрасте 86 лет» , The Washington Post , 31 мая 2014 г.
  9. ^ Дюшен, Джессика . «Зальцбург: фестиваль возвращается к своему прошлому» , The Independent , 2 июня 2006 г.
  10. ^ Лебрехт, Норман (1991). Миф о маэстро: Великие дирижеры в погоне за властью . Секокус, Нью-Джерси: Издательская группа Кэрол. стр. 109–110 . ISBN  1-55972-108-1 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Катер, Майкл Х (1997). Искаженная муза: музыканты и их музыка в Третьем рейхе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 63–65. ISBN  0-19-509620-7 .
  12. Австрийское радиовещание, «Нацистское прошлое: Заявление в зале Карла Бема» , 28 декабря 2015 г.
  13. ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 58 . Проверено 10 декабря 2012 г.
  14. ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 282 . Проверено 10 декабря 2012 г.
  15. ^ «Зал славы граммофонов» . www.gramophone.co.uk . Группа Марка Аллена . Проверено 24 июля 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бём, Карл (1992). Вспоминая жизнь: Мемуары . Перевод Джона Кехо. Лондон: Мэрион Боярс, 1992.
  • Эндлер, Франц (1981). Карл Бём: жизнь дирижера . Гамбург: Хоффманн и Кампе. Предисловие Леонарда Бернштейна . ISBN   3455087701 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3817cb3e67c4dc573dbf421c55002152__1724480460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/52/3817cb3e67c4dc573dbf421c55002152.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karl Böhm - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)