Карл Бём
Карл Бём | |
---|---|
![]() Фотография 1950-х годов. | |
Рожденный | |
Умер | 14 августа 1981 г. | (86 лет)
Занятие | Дирижер |
Карл Август Леопольд Бём (28 августа 1894 — 14 августа 1981) — австрийский дирижёр . Он был наиболее известен своими исполнениями музыки Моцарта , Вагнера и Рихарда Штрауса .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]Карл Бём родился в Граце , Штирия , Австрия. Сын юриста, он изучал право и получил докторскую степень по этому предмету, прежде чем поступить в музыкальную консерваторию в своем родном городе Грац. [ 1 ] Позже он поступил в Венскую консерваторию , где учился у Евсевия Мандичевского , друга Иоганна Брамса . [ 1 ]
Мюнхен, Дармштадт, Гамбург
[ редактировать ]В 1917 году Бём стал ассистентом на репетициях в своем родном городе, дебютировав в качестве дирижера в Виктора Несслера опере «Тромпетер фон Зекинген» в 1917 году. [ 1 ] В 1919 году он стал помощником музыкального директора, а в следующем году - старшим директором. По рекомендации Карла Мука пригласил Бруно Вальтер его в Баварскую государственную оперу в Мюнхене в 1921 году. [ 2 ] Моцарта Первым заданием здесь была «Die Entführung aus dem Serail» с актерским составом, в который входили Мария Ивогюн , Пауль Бендер и Рихард Таубер . [ 3 ] В 1927 году Бём был назначен главным музыкальным руководителем в Дармштадте . В 1931 году он был назначен на ту же должность в Гамбургской государственной опере и занимал эту должность до 1934 года. [ 2 ]
Вена, Дрезден, Зальцбург
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() |
В 1933 году Бём впервые дирижировал в Вене «Тристан и Изольда» оперой Вагнера . В 1934 году он сменил Фрица Буша , ушедшего в изгнание, на посту руководителя дрезденской Земпер-оперы, оставаясь там до 1942 года. Это был для него важный период, в который он дирижировал первыми исполнениями произведений Рихарда Штрауса : Die schweigsame Frau ( 1935) и «Дафна» (1938), посвященная ему. [ 2 ] Он также дирижировал первыми исполнениями «Ромео и Юлии» (1940) и «Зауберинзель» (1942) Генриха Сутермейстера Штрауса и Концерта для валторны № 2 (1943).
Бём впервые появился на Зальцбургском фестивале в 1938 году. [ 2 ] дирижировал «Дон Жуаном» , после чего стал постоянным приглашенным дирижером. В 1943 году он получил высокий пост в Венской государственной опере и в конечном итоге стал музыкальным руководителем. По случаю 80-летия Рихарда Штрауса 11 июня 1944 года он дирижировал спектаклем «Ариадна на Наксосе» в Венской государственной опере .
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После того, как он завершил двухлетний послевоенный запрет на денацификацию , Бём руководил « Дон Жуаном» в Ла Скала в Милане (1948) и дал гастрольное представление в Париже с труппой Венской государственной оперы (1949). С 1950 по 1953 год он руководил немецким сезоном в Театре Колон в Буэнос-Айресе и дирижировал первым спектаклем « Воццека» Альбана Берга на испанском языке , переведенным по этому случаю. В 1953 году он был ответственным за первое исполнение Готфрида фон Эйнема произведения «Процесс» . С 1954 по 1956 год он руководил Венской государственной оперой в ее реконструированном здании. Он также возобновил связи после войны в Дрездене , в Государственной капелле.
Успех в Нью-Йорке
[ редактировать ]В 1957 году Бём дебютировал в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, дирижируя «Дон Жуаном» , и быстро стал одним из любимых дирижёров за время пребывания Рудольфа Бинга в Метрополитене, проведя там 262 спектакля, включая премьеры «Воццека» , «Ариадны». auf Naxos и Die Frau ohne Schatten» , который стал первым крупным успехом в новом доме Метрополитена в Линкольн-центре в 1966. Бём возглавил множество других крупных новых постановок в Нью-Йорке, в том числе «Фиделио» к двухсотлетию Бетховена в 1970 году , «Тристан и Изольда» (включая дебютное выступление Биргит Нильссон в Метрополитене в 1959 году), «Лоэнгрин » , «Отелло» , «Кавалер розы» , «Саломея » и «Электра» . В его репертуар там также входили «Свадьба Фигаро» , «Парсифаль» , «Летучий голландец» , «Валькирия » и «Мейстерзингеры фон Нюрнберг» .
Байройт и Вагнер
[ редактировать ]Бём дебютировал на Байройтском фестивале в 1962 году с композицией «Тристан и Изольда» , которой дирижировал до 1970 года. В 1964 году он руководил там «Мейстерзингерами фон Нюрнберг» Вагнера , а с 1965 по 1967 год — циклом композитора « Кольцо нибелунгов» , ставшим последним производство Виланда Вагнера . Его Вагнер дирижировал разделёнными мнениями; продюсер звукозаписи Джон Калшоу Бема 1966 года писал, что «Валькюра» «проводилась с ошеломляющим безразличием, как будто дирижеру не терпелось вернуться в Зальцбург или куда бы он ни собирался для своего следующего выступления». [ 4 ] но «Словарь музыки и музыкантов» Гроува хвалит выступления Бема в Байройте за «тонкую демонстрацию его качеств». [ 1 ] «Таймс» придерживалась средней точки зрения, находя его Вагнера «легким и позитивным», но «несколько не желая позволить драме обрести свой полный вес и глубину». [ 2 ] Выступления Кольца и Тристана были записаны вживую и выпущены на пластинку. Вагнера В 1971 году он дирижировал «Летучим голландцем» в Байройте.
Бабье лето в Лондоне
[ редактировать ]В конце жизни он начал выступать в качестве приглашенного дирижера с Лондонским симфоническим оркестром (LSO) во время выступления на Зальцбургском фестивале в 1973 году. [ 5 ] Несколько записей было сделано с оркестром для Deutsche Grammophon . Бёму был присвоен титул президента LSO, который он занимал до своей смерти. Он дважды дирижировал в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в 1970-х годах: «Свадьба Фигаро» в 1977 году и «Так все» в 1979 году. [ 6 ]
Смерть, семья, наследие
[ редактировать ]Бём умер в Зальцбурге в возрасте 86 лет. Он дирижировал премьерами поздних произведений Штрауса «Швейгсаме фрау» (1935) и «Дафна» (1938), посвященными которым он является, записал все основные оперы (но часто делал сокращения в партитурах). и регулярно возрождал оперы Штрауса с сильным составом во время своего пребывания в Вене и Дрездене, а также в Зальцбургский фестиваль.
Бема хвалили за его ритмически мощные интерпретации опер и симфоний Моцарта , а в 1960-х годах ему было поручено записать все симфонии Моцарта с Берлинским филармоническим оркестром . Его живой и прямой подход к Вагнеру завоевал приверженцев, как и его чтение симфоний Брамса , Брукнера и Шуберта . его полные записи симфоний Бетховена с Венским филармоническим оркестром Высоко оценены также в 1971 году. На менее распространенном фронте он отстаивал и записал Альбана Берга авангардные оперы «Воццек» и «Лулу» , прежде чем они закрепились в стандартном репертуаре. В примечаниях к своим записям этих произведений Бём упомянул, что он и Берг обсуждали оркестровки, что привело к изменениям в партитуре (как он сделал это ранее с Рихардом Штраусом). Один критик назвал его одним из величайших дирижеров 20 века. [ 7 ] Гроув говорит о нем:
Моцарт, Вагнер и Рихард Штраус — композиторы, с которыми наиболее тесно связано его имя, за ним следуют Гайдн, Бетховен, Шуберт, Брукнер, Брамс и Берг. Музыкальный подход Бема, выраженный в строго функциональных жестах, был прямым, свежим, энергичным и авторитетным, избегая ноток романтической сентиментальности или потакающих своим желаниям виртуозных манер... Его широко восхищали за его умелый баланс и сочетание звука, его чувство к стабильный темп и ощущение драматического напряжения. [ 1 ]
Он получил два эксклюзивных звания: « Эрендиригент » Венской филармонии и австрийский « Генеральный музыкальный директор ». [ 1 ] Десять лет спустя его широко чествовали в день его 80-летия; его коллега Герберт фон Караян подарил ему часы по этому случаю.
Бём был женат на сопрано Тее Линхард . [ 2 ] Его сын Карлхайнц Бём был успешным актером. [ 8 ]
нацистские симпатии
[ редактировать ]Хотя Бём никогда не вступал в нацистскую партию, публично и в частном порядке он постоянно выражал решительную поддержку Гитлеру и его режиму. Степень, в которой это было вопросом убеждений, а не карьеризма, неясна и является предметом множества спекуляций. Сын Бема утверждал, что его отца предупредили, что, если он дезертирует из нацистской Германии, каждый член его семьи будет отправлен в концентрационный лагерь. [ 9 ] но поддержка Бёмом нацистов предшествовала их приходу к власти. [ 10 ] Историк Михаэль Х. Катер отмечает, что, когда Бём был музыкальным руководителем в Дрездене (1934–43), он «изливал риторику, прославляющую нацистский режим и его культурные цели». [ 11 ] Катер причисляет Бема к той группе художников, у которых «мы также находим противоречивые элементы сопротивления, приспособления и служения режиму, так что в конечном итоге их нельзя однозначно изобразить ни как нацистов, ни как не-нацистов». [ 11 ] Катер также утверждает, что переход Бема в Дрезденскую оперу в 1934 году, где он заменил Фрица Буша после «политически мотивированного» увольнения последнего нацистскими властями, является свидетельством «крайнего карьеристского оппортунизма Бема в ущерб личной морали» и ему непосредственно способствовал Гитлер, который добился досрочного освобождения Бема по предыдущему контракту. [ 11 ] Катер противопоставляет такое поведение «эстетически безупречному, а иногда и политически смелому» выбору репертуара Бема, а также его сотрудничеству с антинацистскими режиссерами и дизайнерами, которые «могли быть истолкованы врагами нацистского режима как смелая попытка сохранить принцип творческая свобода». [ 11 ] В 2015 году Зальцбургский фестиваль объявил, что установит мемориальную доску в фойе Карла Бема (Karl-Böhm-Saal), признавая соучастие дирижера в нацистской Германии: «Бём был бенефициаром Третьего рейха и использовал его систему для продвижения своей Его восхождению способствовало изгнание еврейских и политически опальных коллег». [ н 1 ]
Почести и награды
[ редактировать ]Среди наград Бема: 1943 год: Крест военных заслуг 2-й степени без мечей ; 1959: Большой серебряный знак отличия за заслуги перед Австрийской Республикой ; [ 13 ] 1960: Большой крест за заслуги перед Федеративной Республикой Германия ( Großes Verdienstkreuz ); 1964: Почетное кольцо Вены; 1967: Берлинская художественная премия ; 1970: Австрийский Почетный крест науки и искусства ; [ 14 ] 1976: кавалер Ордена Почетного легиона ; Почетное кольцо Штирии; и 2012: Зал славы журнала Gramophone Magazine. [ 15 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бруннер, Герхард и Хосе А. Боуэн. «Бём, Карл» , Grove Music Online , Oxford University Press, 2001, получено 2 сентября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Карл Бём», The Times , 15 августа 1981 г., стр. 12
- ↑ Карл Бём, я точно это помню , Цюрих, 1968 год.
- ^ Калшоу, Джон (1967). Звонкий звон . Лондон: Секер и Варбург. п. 260. ИСБН 0-436-11800-9 .
- ^ Стивен Эверсон (25 октября 2003 г.). «Милый диктатор» . Хранитель . Проверено 15 сентября 2007 г.
- ^ «Карл Бём» , база данных выступлений Королевского оперного театра. Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ «Карл Бём – Биография и история – AllMusic» . Вся музыка . Проверено 6 ноября 2016 г.
- ↑ Эмили Лангер «Карлхайнц Бём, актёр трилогии «Сисси» и триллера «Подглядывающий Том», умирает в возрасте 86 лет» , The Washington Post , 31 мая 2014 г.
- ^ Дюшен, Джессика . «Зальцбург: фестиваль возвращается к своему прошлому» , The Independent , 2 июня 2006 г.
- ^ Лебрехт, Норман (1991). Миф о маэстро: Великие дирижеры в погоне за властью . Секокус, Нью-Джерси: Издательская группа Кэрол. стр. 109–110 . ISBN 1-55972-108-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Катер, Майкл Х (1997). Искаженная муза: музыканты и их музыка в Третьем рейхе . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 63–65. ISBN 0-19-509620-7 .
- ↑ Австрийское радиовещание, «Нацистское прошлое: Заявление в зале Карла Бема» , 28 декабря 2015 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 58 . Проверено 10 декабря 2012 г.
- ^ «Ответ на парламентский вопрос» (PDF) (на немецком языке). п. 282 . Проверено 10 декабря 2012 г.
- ^ «Зал славы граммофонов» . www.gramophone.co.uk . Группа Марка Аллена . Проверено 24 июля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бём, Карл (1992). Вспоминая жизнь: Мемуары . Перевод Джона Кехо. Лондон: Мэрион Боярс, 1992.
- Эндлер, Франц (1981). Карл Бём: жизнь дирижера . Гамбург: Хоффманн и Кампе. Предисловие Леонарда Бернштейна . ISBN 3455087701 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1894 рождения
- 1981 смертей
- Музыканты из Граца
- Австрийские мужчины-дирижеры (музыка)
- Австрийские дирижеры ХХ века (музыка)
- Австрийские музыканты-мужчины ХХ века
- австрийские оперные режиссеры
- Лауреаты премии Грэмми
- Немецкие граммофонисты
- Генеральные директора Венской государственной оперы
- Музыкальные руководители Венской государственной оперы
- Воинственный союз представителей немецкой культуры
- Австрийские эмигранты в Германии
- Австрийцы немецкого богемного происхождения
- Командорские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- Лауреаты Большой награды за заслуги перед Австрийской Республикой.
- Лауреаты Австрийского Почетного креста науки и искусства.
- Командоры Почетного легиона