Карл Эльмендорф

Карл Эдуард Мария Эльмендорф (25 октября 1891 — 21 октября 1962) — немецкий оперный дирижер .
Эльмендорф родился в Дюссельдорфе и изучал музыку в Кёльнском музыкальном колледже и Высшей школе музыки в Кёльне с 1913 по 1916 год у Фрица Штайнбаха и Германа Абендрота .
Карьера
[ редактировать ]В начале своей карьеры Эльмендорф был постоянным приглашенным дирижером в различных европейских городах, в том числе в Ла Скала :
- 1916–1920 годы в Дюссельдорфе.
- 1920–1923 годы в Майнце.
- 1923–1924 годы в Хагене.
- 1925 год в Мюнхенской государственной опере.
После Байройта он стал музыкальным руководителем в Мангейме, а в 1942 году — в Дрездене. [ 1 ]
Байройт
[ редактировать ]Когда Фриц Буш отказался вернуться в Байройт после фестиваля 1924 года, а Михаэль Баллинг в следующем году умер , Зигфрид Вагнер пригласил Эльмендорфа и Франца фон Хесслина в Байройт. [ 2 ] Хотя Рихард Вагнер в начале своего трактата «О дирижировании» ( Über das Dirigiren ) 1869 года заявляет, что у него нет намерения навязывать систему дирижерской практике, [ 3 ] тем не менее он прилагает все усилия, чтобы установить принцип, выраженный во фразе «изменение темпа», который является «принципом, обусловливающим саму жизнь музыки». [ 4 ] Выражаясь дамасскими терминами, Вагнер вспоминает, как исполнение Девятой симфонии Бетховена в 1839 году оркестром Парижской консерватории под управлением Франсуа Хабенека заставило его поверить, что он услышал симфонию впервые в том виде, в котором ее задумал сам Бетховен. Успех Хабенека был обусловлен не только добросовестным усердием, хотя он потратил более двух лет на изучение и репетиции работы. [ 5 ] а скорее то, что оркестр «действительно спел эту симфонию». Хабенек, как поясняет Вагнер, «нашёл правильный темп, потому что он приложил бесконечные усилия, чтобы заставить свой оркестр понять мелос симфонии . [ 6 ] Вагнер определяет мелос как стиль пения, который формирует мелодические фразы с помощью рубато, тональных вариаций и смещения акцента, а правильное понимание мелоса является единственным руководством к правильному темпу: эти две вещи неразделимы: одна подразумевает и определяет другую. . [ 7 ] Байройтские дирижеры смогли развить свои собственные особенности, и на основе этого вагнеровского идеала постепенно развился собственный стиль. Стиль Байройта имел тенденцию к более медленному темпу, что не только отражало личную идеологию Козимы, но также могло быть практически оправдано как стиль, которого требовала уникальная акустика Фестшпильхауса. [ 8 ] Именно в этот волнообразный звуковой мир плавной симфонической текстуры и Эльмендорф, и фон Хесслин, люди, которые полностью соответствовали консервативным критериям Байройта, [ 9 ] начали свою карьеру в Байройте в 1927 году. [ 10 ] [ 11 ]
В 1928 году к Винифред обратилась Эльза Брукманн с просьбой помочь зачислить Мука в ряды Воинственной лиги немецкой культуры (KfdK). Уинифред согласилась помочь и в письме Брукману от 15 октября 1928 года изложила свой план использовать Элемендорфа («он очень увлечен всем подобным» как самый простой и естественный способ достижения своей цели. [ 12 ] В конце концов, ни Уинифред, ни энтузиазм Эльмендорфа не смогли убедить Мука присоединиться.
состоялся мемориальный концерт После смерти Зигфрида Вагнера в августе 1930 года в Фестшпильхаусе . Концертную программу составили два произведения Рихарда Вагнера , посвященные рождению и смерти Зигфрида; вступительная часть « Идиллия Зигфрида » под управлением Артуро Тосканини и завершающая часть: [ 13 ] «Похоронный марш Зигфрида» из Götterdämmerung под управлением Мука. Центральную часть концерта дирижировал Эльмендорф и он был посвящен «скромному гению» Зигфрида. [ 14 ] с отрывками из его опер, включая увертюру к «Ангелу мира» и «Веру» из «Языческого короля» .
Во время фестиваля 1931 года 4 августа, в первую годовщину смерти Зигфрида, планировалось провести мемориальный концерт. Во время репетиций разгорелся скандал, в результате которого Тосканини покинул Байройт. Первоначально Фуртвенглер хотел быть единственным дирижером концерта, состоящего исключительно из Бетховена, но Винифред настояла на том, чтобы все три дирижера фестиваля того года, Эльмендорф, Вильгельм Фуртвенглер и Тосканини, приняли участие в музыкальной программе Листа, Рихарда и Зигфрида Вагнеров. Фуртвенглер продолжил спор, заявив, что у него нет намерения проводить «династическую программу». [ 15 ] Время, отведенное на спор, начало отнимать время генеральной репетиции Тосканини, и ситуация усугубилась, когда некомпетентный помощник потерял партитуру Тосканини. В ярости Тосканини щелкнул дубинкой и немедленно покинул Байройт. С безопасного расстояния в США он заявил, что никогда не вернется, и хотя он действительно вернулся, чтобы провести оставшиеся выступления в том году, он больше никогда не дирижировал в Байройте. [ 16 ]
Лишь после резкого ухода Фуртвенглера после фестиваля 1936 года Эльмендорф был официально назначен помощником главного дирижера Хайнца Титьена. [ 17 ] Именно в это время, в 1937 году, Эльмендорф вступил в нацистскую партию . [ 18 ]
Статистика Байройтского фестиваля
[ редактировать ]За пятнадцать лет своего пребывания в Байройте Элемендорф дирижировал пятью циклами «Ринг» и восемью постановками трех разных опер. [ 19 ] Его дирижирование на фестивале закончилось, когда Фуртвенглер вернулся в Байройт в 1943 году. [ 20 ]
1927 | Тристан и Изольда (Тр) |
1928 | ТР (см. Дискографию) |
1930 | Кольцо Нибелунга (клавиша R) |
1930 | Таннхойзер * Тосканини дирижировал публичными выступлениями, но по договорным причинам Элемендорф вел запись (см. Дискографию). |
1931 | Р |
1933 | Р |
1933 | Мейстерзингеры Нюрнберга (М) |
1934 | Р |
1934 | М |
1938 | Тр |
1939 | Летучий голландец (H) |
1940 | ЧАС |
1941 | ЧАС |
1942 | Р |
Критический прием
[ редактировать ]Джонатан Карр описывает запись Эльмендорфа « Тристана и Изольды» 1928 года как «образцовую в оркестровом отношении», одновременно отмечая, что, хотя именно Тосканини отвечал за полную подготовку оркестра Байройтского фестиваля к достижению великих результатов в постановке « Тангейзера» 1930 года , именно Эльмендорф (по договорным причинам) ) провел запись в Байройте. [ 21 ]
Эрнест Ньюман считал выступление Элмендорфа на Ринге 1930 года «скорее эффективным, чем блестящим» - мнение, отмеченное Фредериком Споттсом как весьма распространенное. [ 22 ]
В августе 1933 года Уолтер Легге посетил Байройтский фестиваль в качестве музыкального критика газеты Manchester Guardian . Помимо того, что Фестиваль Вагнера был преобразован в фестиваль Гитлера, когда «Майн Кампф» заменила «Майн Лебен» , Легге выразил презрение к качеству дирижирования, которое он считает следствием немецкого музыкального протекционизма. Оплакивая отсутствие Тосканини, рецензия Легге подвергла критике как Рихарда Штрауса , чьи «дни дирижирования прошли», так и Эльмендорфа, которого Легге проклинает как «артиста среднего таланта».
Если Эльмендорф — лучший вагнеровский дирижер, которого только может родить Германия, мы можем только посочувствовать интеллигентным любителям музыки, которым приходится жить в стране, где разрешено выступать только немецким дирижерам. Похоже, «немецкая музыка в исполнении немецких исполнителей» годилась только для немецкого дома. [ 23 ]
Дискография
[ редактировать ]- 1928 Тристан и Изольда , Рихард Вагнер, Этикетка: Наксос, 2003 г.
- 1930 Тангейзер , Вагнер, Лейбл: Naxos Records , 2001
- 1942 Götterdämmerung , Вагнер, Байройт, лейбл: Программа музыки и искусства, 2000 г.
- 1943 Отелло , Джузеппе Верди , хор и оркестр Берлинской государственной оперы, лейбл: BASF, без даты
- 1943 Дон Жуан , Вольфганг Амадей Моцарт , хор и оркестр Государственной оперы, Дрезден, лейбл: BASF, без даты
- 1944 Луиза Миллер , Верди, Хор Дрезденской государственной оперы, Саксонский государственный оркестр, лейбл: BASF, nd, переиздан на компакт-диске компанией Preiser Records , 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скелтон, Джеффри (1965). Вагнер в Байройте: экспериментатор и традиция (Первое американское издание). Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. п. 150.
- ^ Споттс, Фредерик (1996). Байройт: История Вагнеровского фестиваля . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 169. ИСБН 0-300-06665-1 .
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 49.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 66.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 55.
- ^ Вагнер, Рихард (1979). «О дирижировании». Три очерка Вагнера . Перевод Роберта Л. Джейкобса. Лондон: Ernst Eulenburg Ltd., с. 57.
- ^ Файфилд, Кристофер (1992). «1: Дирижирование Вагнера: В поисках Мелоса». В Миллингтоне, Барри; Спенсер, Стюарт (ред.). Исполняет Вагнера . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 1. ISBN 0-300-05718-0 .
- ^ Брекбилл, Дэвид (1992). «Раздел 17: Вагнер в исполнении: дирижирование». В Миллингтоне, Барри (ред.). Компендиум Вагнера: Путеводитель по жизни и творчеству Вагнера . Лондон: Темза и Гудзон. п. 369.
- ^ Споттс, Фредерик (1996). Байройт: История Вагнеровского фестиваля . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 148. ИСБН 0-300-06665-1 .
- ^ Брекбилл, Дэвид (1992). «Раздел 17: Вагнер в исполнении: дирижирование». В Миллингтоне, Барри (ред.). Компендиум Вагнера: Путеводитель по жизни и творчеству Вагнера . Лондон: Темза и Гудзон. стр. 369–370.
- ^ Скелтон, Джеффри (1965). Вагнер в Байройте: экспериментатор и традиция (Первое американское издание). Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. п. 150.
- ^ цитируется по Хаманну, Бриджит (2005). Уинифред Вагнер: Жизнь в самом сердце гитлеровского Байройта . Орландо: Книги Харкорта. С. 129–30н.40.
- ^ Хаманн, Бриджит (2005). Уинифред Вагнер: Жизнь в самом сердце гитлеровского Байройта . Орландо: Книги Харкорта. п. 145.
- ^ Вагнер, Nike (2000). «15». Вагнеры: Драмы музыкальной династии . Перевод Осерса, Э; Даунс, М. Лондон: Феникс. п. 211. ИСБН 0-75381-280-0 .
- ^ Лизелотта Шмидт, письмо родителям от 23 июля 1931 г., цитируется по Hamann, Brigitte (2005). Уинифред Вагнер: Жизнь в самом сердце гитлеровского Байройта . Орландо: Книги Харкорта. п. 129н.51.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Хаманн, Бриджит (2005). Уинифред Вагнер: Жизнь в самом сердце гитлеровского Байройта . Орландо: Книги Харкорта. стр. 129–130.
- ^ Споттс, Фредерик (1996). Байройт: История Вагнеровского фестиваля . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 178. ИСБН 0-300-06665-1 .
- ^ Фред К. Приберг : Handbuch Deutsche Musiker 1933–1945, CD-Rom-Lexikon, Киль 2004, стр. 1392–1393.
- ^ «Статистика: Байройтский фестиваль в цифрах» . Байройтский фестиваль . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Скелтон, Джеффри (1965). Вагнер в Байройте: экспериментатор и традиция (Первое американское издание). Нью-Йорк: Джордж Бразиллер. п. 2188.
- ^ Карр, Джонатан (2007). Клан Вагнер . Лондон: Фабер и Фабер. п. 118.
- ^ Споттс, Фредерик (1996). Байройт: История Вагнеровского фестиваля . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 169. ИСБН 0-300-06665-1 .
- ^ Шварцкопф, Элизабет (1982). Включение и выключение записи . Лондон: Фабер и Фабер. п. 24. ISBN 0-571-11928 Х .
- «Гибель Байройта» . Время . 19 июня 1933 года. Архивировано из оригинала 22 ноября 2010 года . Проверено 21 сентября 2007 г.