Фриц Райнер
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2013 г. ) |

Фредерик Мартин Райнер ( венгерский : Райнер Фридьес ; 19 декабря 1888 г. - 15 ноября 1963 г.) [1] [2] был американским дирижером оперной и симфонической музыки двадцатого века. Родившийся и получивший образование в Венгрии, он эмигрировал в Соединенные Штаты в 1922 году, где добился известности как дирижер нескольких оркестров. [3] Он достиг вершины своей карьеры, будучи музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра в 1950-х и начале 1960-х годов.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Райнер родился в Будапеште , Австро-Венгрия , в светской еврейской семье, проживавшей в районе Пешта . После предварительного изучения права по настоянию отца Райнер вместо этого решил продолжить изучение игры на фортепиано, фортепианной педагогики и композиции в Академии Ференца Листа . Между 1903 и 1905 годами он учился игре на фортепиано у Иштвана Томана . С 1905 по 1908 год он был членом композиторского класса Ганса Кесслера . С 1907 по 1909 год он изучал педагогику игры на фортепиано у Кальмана Хована. В течение последних двух лет его пребывания там его учителем игры на фортепиано был молодой Бела Барток .
После ранних выступлений в оперных театрах Будапешта и Дрездена (с июня 1914 по ноябрь 1921 года), где он тесно сотрудничал с Рихардом Штраусом , в 1922 году он переехал в США, чтобы занять пост главного дирижера Симфонического оркестра Цинциннати . Он оставался на этой должности до 1931 года. Он стал натурализованным гражданином в 1928 году и начал преподавать в Институте Кертиса в Филадельфии. Среди его учеников были Леонард Бернштейн , Лукас Фосс , Макс Гоберман , Борис Голдовский , Уолтер Хендл , Сильван Левин , Генри Мазер , Говард Митчелл , Винсент Персикетти , Эзра Рахлин , Нино Рота , Феликс Слаткин и Хьюго Вейсгалл . Райнер уволил композитора Сэмюэля Барбера из своего класса. Он уйдет в отставку со своей преподавательской должности в Кертисе в 1941 году.
Он дирижировал Питтсбургским симфоническим оркестром в 1938–1948 годах и сделал с ним несколько записей для Columbia Records . Затем он провел несколько лет в Метрополитен-опера , где дирижировал исторической постановкой « Саломеи » Рихарда Штрауса в 1949 году с болгарским сопрано Любой Велич в главной роли, а также американской премьерой Стравинского » «Похождения повесы в 1951 году.
Он также дирижировал и сделал запись знаменитой постановки « Бизе » Кармен в главной роли в Метрополитен-опера 1952 года с Рисэ Стивенс . В том же году постановка транслировалась по замкнутому телевидению . На момент своей смерти (в ноябре 1963 года) он готовил в Метрополитене новую постановку « Вагнера » Götterdämmerung .
В 1947 году Райнер появился на камеру в фильме «Карнеги-холл» , в котором он дирижировал Нью-Йоркской филармонией , аккомпанируя скрипачу Яше Хейфецу в сокращенной версии первой части Чайковского Скрипичного концерта . Десять лет спустя Хейфец и Райнер записали полный концерт Чайковского в стерео для RCA Victor в Чикаго .
Музыкальное творчество Райнера было в основном ориентировано на Америку с момента его прибытия в Цинциннати. Но после Второй мировой войны он начал активизировать свою европейскую деятельность. Когда в 1953 году он стал музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра, он получил международное признание.
По общему мнению, десять лет, которые он провел в Чикаго, ознаменовали собой пик его карьеры, и сегодня лучше всего их помнят благодаря многочисленным записям, которые он сделал в Чикагском оркестровом зале для RCA Victor с 1954 по 1963 год. Первая из них — Ричарда » Штрауса «Эйн Хелденлебен — произошел 6 марта 1954 года и был одним из первых RCA, использовавших стереофонический звук . [4] Его последние концерты в Чикаго состоялись весной 1963 года.
Одной из последних его записей, выпущенной в специальном бокс-сете Reader's Digest , было исполнение Брамса Симфонии № 4 , записанное с филармоническим оркестром в октябре 1962 года в лондонском Королевским Kingsway Hall . Эта запись была позже переиздана на пластинке Quintessence и на компакт-диске Chesky.
13 и 16 сентября 1963 года Райнер дирижировал группой нью-йоркских музыкантов № 101 Гайдна Симфонией ре мажор ; за этим последовали 18 и 20 сентября 1963 года сессии, посвященные Симфонии № 95 Гайдна до минор . [5]
Он также появлялся с участниками Чикагского симфонического оркестра в серии телепередач на чикагском WGN-TV в 1953–54 годах, а также в более поздней серии общенациональных программ под названием «Музыка из Чикаго» . Некоторые из этих выступлений выпущены на DVD. [6] Видео ясно показывают его суровое и дисциплинированное поведение, но в конце выступления Райнер поворачивался к публике и улыбался им, кланяясь. [ нужна ссылка ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Райнер был женат трижды (один из них на дочери Этельки Герстер ) и имел трех дочерей. Его здоровье ухудшилось после сердечного приступа в октябре 1960 года. [1] 11 ноября 1963 года, готовясь к выступлениям «Геттердаммерунга» в Метрополитен-опера, Райнер заболел бронхитом, который перерос в пневмонию. Он умер в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке 15 ноября 1963 года в возрасте 74 лет. [1] [7]
Репертуар и стиль
[ редактировать ]Райнер был особенно известен как интерпретатор Рихарда Штрауса и Бартока, а его музыкальный вкус часто считался модернистом; он и его соотечественник Йозеф Сигети убедили Сержа Кусевицкого заказать Концерт для оркестра Бартоку. восхищался музыкой Моцарта На самом деле у него был очень широкий репертуар, и он, как известно, больше всего .
Техника дирижирования Райнера отличалась точностью и экономичностью, в манере Артура Никиша и Артуро Тосканини . [2] Обычно в нем использовались довольно мелкие жесты — говорили, что ритм, указываемый кончиком его палочки, мог умещаться в области почтовой марки — хотя с точки зрения игроков это было чрезвычайно выразительно.
Реакция, которую он получил от оркестров, отличалась удивительным богатством, блеском и ясностью текстуры. Игорь Стравинский назвал Чикагский симфонический оркестр под управлением Райнера «самым точным и гибким оркестром в мире»; Чаще всего это достигалось с помощью тактики, граничащей с личным оскорблением, как документирует Кеннет Морган в биографии дирижера 2005 года. Чикагские музыканты говорили об авторитарных методах Райнера; трубач Адольф Херсет рассказал Национальному общественному радио , что Райнер часто проверял его и других музыкантов. [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Фритц Райнер, дирижер, умер; руководил оркестрами США в течение 40 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 16 ноября 1963 г. с. 22 . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Харт, Филип (2001). «Райнер, Фриц» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23132 . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ «Фриц Райнер | Венгерско-американский дирижёр | Британника» . www.britanica.com . Проверено 06 сентября 2022 г.
- ^ См. примечания к альбому RCA Red Seal BMG Classics SACD.
- ^ Филип Харт, Фриц Райнер: Биография , Northwestern UP, 1 января 1997 г., стр. 280 .
- ^ Международное видеохудожники 4237
- ^ Морган, Кеннет (2005). Фриц Райнер, Маэстро и Мартине . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. п. 172. ИСБН 978-0-252-07730-2 . JSTOR 10.5406/j.ctt1xchjh . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ «Последнее выступление» . Национальное общественное радио. 20 июля 2001 года . Проверено 7 июня 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- Харт, Филип (1994). Фриц Райнер: Биография . Эванстон, Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. ISBN 0-8101-1125-Х .
- Морган, Кеннет (2005). Фриц Райнер: Маэстро и Мартине . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-02935-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Фрицем Райнером, на Викискладе?
- Фриц Райнер из AllMusic
- Фриц Райнер, дирижер из оперы Роберта Мейера, «Музыкальные воспоминания»
- О женитьбе Фрица Райнера
- Биография Фрица Райнера
- В поисках помощи документам Фрица Райнера в Колумбийском университете. Библиотека редких книг и рукописей.
- 1888 рождений
- 1963 смерти
- Американские мужчины-дирижеры (музыка)
- Дирижеры ХХ века (музыка)
- Дирижеры Метрополитен-опера
- Выпускники Музыкальной академии Ференца Листа
- Лауреаты премии Грэмми
- Венгерские классические музыканты
- Венгерские мужчины-дирижеры (музыка)
- Американский народ венгерско-еврейского происхождения
- Венгерские эмигранты в США
- Венгерские евреи
- Еврейские классические музыканты
- Жители Пешта, Венгрия.
- Ученики Белы Бартока
- Венгерские музыканты-мужчины 20-го века