Jump to content

Фриц Райнер

Фриц Райнер

Фредерик Мартин Райнер ( венгерский : Райнер Фридьес ; 19 декабря 1888 г. - 15 ноября 1963 г.) [1] [2] был американским дирижером оперной и симфонической музыки двадцатого века. Родившийся и получивший образование в Венгрии, он эмигрировал в Соединенные Штаты в 1922 году, где добился известности как дирижер нескольких оркестров. [3] Он достиг вершины своей карьеры, будучи музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра в 1950-х и начале 1960-х годов.

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Райнер родился в Будапеште , Австро-Венгрия , в светской еврейской семье, проживавшей в районе Пешта . После предварительного изучения права по настоянию отца Райнер вместо этого решил продолжить изучение игры на фортепиано, фортепианной педагогики и композиции в Академии Ференца Листа . Между 1903 и 1905 годами он учился игре на фортепиано у Иштвана Томана . С 1905 по 1908 год он был членом композиторского класса Ганса Кесслера . С 1907 по 1909 год он изучал педагогику игры на фортепиано у Кальмана Хована. В течение последних двух лет его пребывания там его учителем игры на фортепиано был молодой Бела Барток .

После ранних выступлений в оперных театрах Будапешта и Дрездена (с июня 1914 по ноябрь 1921 года), где он тесно сотрудничал с Рихардом Штраусом , в 1922 году он переехал в США, чтобы занять пост главного дирижера Симфонического оркестра Цинциннати . Он оставался на этой должности до 1931 года. Он стал натурализованным гражданином в 1928 году и начал преподавать в Институте Кертиса в Филадельфии. Среди его учеников были Леонард Бернштейн , Лукас Фосс , Макс Гоберман , Борис Голдовский , Уолтер Хендл , Сильван Левин , Генри Мазер , Говард Митчелл , Винсент Персикетти , Эзра Рахлин , Нино Рота , Феликс Слаткин и Хьюго Вейсгалл . Райнер уволил композитора Сэмюэля Барбера из своего класса. Он уйдет в отставку со своей преподавательской должности в Кертисе в 1941 году.

Он дирижировал Питтсбургским симфоническим оркестром в 1938–1948 годах и сделал с ним несколько записей для Columbia Records . Затем он провел несколько лет в Метрополитен-опера , где дирижировал исторической постановкой « Саломеи » Рихарда Штрауса в 1949 году с болгарским сопрано Любой Велич в главной роли, а также американской премьерой Стравинского » «Похождения повесы в 1951 году.

Он также дирижировал и сделал запись знаменитой постановки « Бизе » Кармен в главной роли в Метрополитен-опера 1952 года с Рисэ Стивенс . В том же году постановка транслировалась по замкнутому телевидению . На момент своей смерти (в ноябре 1963 года) он готовил в Метрополитене новую постановку « Вагнера » Götterdämmerung .

В 1947 году Райнер появился на камеру в фильме «Карнеги-холл» , в котором он дирижировал Нью-Йоркской филармонией , аккомпанируя скрипачу Яше Хейфецу в сокращенной версии первой части Чайковского Скрипичного концерта . Десять лет спустя Хейфец и Райнер записали полный концерт Чайковского в стерео для RCA Victor в Чикаго .

Музыкальное творчество Райнера было в основном ориентировано на Америку с момента его прибытия в Цинциннати. Но после Второй мировой войны он начал активизировать свою европейскую деятельность. Когда в 1953 году он стал музыкальным руководителем Чикагского симфонического оркестра, он получил международное признание.

По общему мнению, десять лет, которые он провел в Чикаго, ознаменовали собой пик его карьеры, и сегодня лучше всего их помнят благодаря многочисленным записям, которые он сделал в Чикагском оркестровом зале для RCA Victor с 1954 по 1963 год. Первая из них — Ричарда » Штрауса «Эйн Хелденлебен — произошел 6 марта 1954 года и был одним из первых RCA, использовавших стереофонический звук . [4] Его последние концерты в Чикаго состоялись весной 1963 года.

Одной из последних его записей, выпущенной в специальном бокс-сете Reader's Digest , было исполнение Брамса Симфонии № 4 , записанное с филармоническим оркестром в октябре 1962 года в лондонском Королевским Kingsway Hall . Эта запись была позже переиздана на пластинке Quintessence и на компакт-диске Chesky.

13 и 16 сентября 1963 года Райнер дирижировал группой нью-йоркских музыкантов № 101 Гайдна Симфонией ре мажор ; за этим последовали 18 и 20 сентября 1963 года сессии, посвященные Симфонии № 95 Гайдна до минор . [5]

Он также появлялся с участниками Чикагского симфонического оркестра в серии телепередач на чикагском WGN-TV в 1953–54 годах, а также в более поздней серии общенациональных программ под названием «Музыка из Чикаго» . Некоторые из этих выступлений выпущены на DVD. [6] Видео ясно показывают его суровое и дисциплинированное поведение, но в конце выступления Райнер поворачивался к публике и улыбался им, кланяясь. [ нужна ссылка ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Райнер был женат трижды (один из них на дочери Этельки Герстер ) и имел трех дочерей. Его здоровье ухудшилось после сердечного приступа в октябре 1960 года. [1] 11 ноября 1963 года, готовясь к выступлениям «Геттердаммерунга» в Метрополитен-опера, Райнер заболел бронхитом, который перерос в пневмонию. Он умер в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке 15 ноября 1963 года в возрасте 74 лет. [1] [7]

Репертуар и стиль

[ редактировать ]

Райнер был особенно известен как интерпретатор Рихарда Штрауса и Бартока, а его музыкальный вкус часто считался модернистом; он и его соотечественник Йозеф Сигети убедили Сержа Кусевицкого заказать Концерт для оркестра Бартоку. восхищался музыкой Моцарта На самом деле у него был очень широкий репертуар, и он, как известно, больше всего .

Техника дирижирования Райнера отличалась точностью и экономичностью, в манере Артура Никиша и Артуро Тосканини . [2] Обычно в нем использовались довольно мелкие жесты — говорили, что ритм, указываемый кончиком его палочки, мог умещаться в области почтовой марки — хотя с точки зрения игроков это было чрезвычайно выразительно.

Реакция, которую он получил от оркестров, отличалась удивительным богатством, блеском и ясностью текстуры. Игорь Стравинский назвал Чикагский симфонический оркестр под управлением Райнера «самым точным и гибким оркестром в мире»; Чаще всего это достигалось с помощью тактики, граничащей с личным оскорблением, как документирует Кеннет Морган в биографии дирижера 2005 года. Чикагские музыканты говорили об авторитарных методах Райнера; трубач Адольф Херсет рассказал Национальному общественному радио , что Райнер часто проверял его и других музыкантов. [8]

  1. ^ Jump up to: а б с «Фритц Райнер, дирижер, умер; руководил оркестрами США в течение 40 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. 16 ноября 1963 г. с. 22 . Проверено 12 июня 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б Харт, Филип (2001). «Райнер, Фриц» . Гроув Музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.23132 . Проверено 12 июня 2023 г.
  3. ^ «Фриц Райнер | Венгерско-американский дирижёр | Британника» . www.britanica.com . Проверено 06 сентября 2022 г.
  4. ^ См. примечания к альбому RCA Red Seal BMG Classics SACD.
  5. ^ Филип Харт, Фриц Райнер: Биография , Northwestern UP, 1 января 1997 г., стр. 280 .
  6. ^ Международное видеохудожники 4237
  7. ^ Морган, Кеннет (2005). Фриц Райнер, Маэстро и Мартине . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. п. 172. ИСБН  978-0-252-07730-2 . JSTOR   10.5406/j.ctt1xchjh . Проверено 12 июня 2023 г.
  8. ^ «Последнее выступление» . Национальное общественное радио. 20 июля 2001 года . Проверено 7 июня 2009 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9b2f244f9639231f2b61933427f1369c__1720527300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9b/9c/9b2f244f9639231f2b61933427f1369c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fritz Reiner - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)