Jump to content

Концерт для оркестра (Барток)

Концерт для оркестра
Барток Бела
Композитор в 1927 году
Каталог Нет. 116, ББ 123
Составленный 1943 г. об. 1945 год
Продолжительность Около 38 минут
Движения Пять
Подсчет очков Оркестр
Премьера
Дата 1 декабря 1944 г. ( 1944-12-01 )
Расположение Симфонический зал , Бостон
Дирижер Серж Кусевицкий
Исполнители Бостонский симфонический оркестр

Концерт для оркестра , Sz. 116, BB 123 — пятичастное оркестровое произведение, написанное Белой Бартоком в 1943 году. Это одно из его самых известных, самых популярных и самых доступных произведений. [ 1 ]

На партитуре написано «15 августа – 8 октября 1943 г.». Премьера состоялась 1 декабря 1944 года в Симфони-холле Бостона в исполнении Бостонского симфонического оркестра под управлением Сержа Кусевицкого . Он имел большой успех и с тех пор исполняется регулярно. [ 1 ]

Это, пожалуй, самое известное из множества произведений, имеющих явно противоречивое название «Концерт для оркестра» . Это контрастирует с традиционной формой концерта , в которой используется сольный инструмент с оркестровым сопровождением. Барток сказал, что он назвал это произведение концертом, а не симфонией из-за того, как каждая часть инструментов трактуется сольно и виртуозно. [ 2 ]

Работа была написана по заказу Фонда Кусевицкого (которого возглавлял дирижер Серж Кусевицкий ) после переезда Бартока в Соединенные Штаты из его родной Венгрии, которую он бежал из-за Второй мировой войны . Было высказано предположение, что предыдущая работа Бартока, Струнный квартет № 6 (1939), вполне могла бы стать его последней, если бы не этот заказ, который положил начало небольшому количеству других сочинений, включая его Сонату для скрипки соло и Концерт для фортепиано с оркестром. № 3 . [ 1 ]

Барток переработал пьесу в феврале 1945 года, самое большое изменение произошло в последней части, где он написал более длинный финал. Обе версии финала были опубликованы, но исправленный финал исполняется почти повсеместно. [ нужна ссылка ]

В 1943 году, когда Барток находился в больнице, страдая от лейкемии, которую позже назвали лейкемией, его посетил Серж Кусевицкий, который хотел сообщить ему о поручении ему написать работу, которая станет этим концертом. [ 3 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

Произведение оценивается по следующим инструментам. [ 4 ]

Музыкальный анализ

[ редактировать ]

Пьеса состоит из пяти частей:

  1. Введение. Анданте нон танто Аллегро живое
  2. Знакомство с парами. шутка Весёлая
  3. Элегия. Анданте не слишком много
  4. Интерлюдия прервана. Аллегретто
  5. Финал. Скоро

Барток широко использует классические элементы; в работе [ 1 ] например, первая и пятая части написаны в форме сонаты-аллегро .

Произведение сочетает в себе элементы западной художественной музыки и восточноевропейской народной музыки, особенно венгерской , и отходит от традиционной тональности , часто используя нетрадиционные лады и искусственные гаммы. [ 1 ] Барток исследовал народные мелодии, и их влияние чувствуется во всем произведении. Например, вторая главная тема первой части в исполнении первого гобоя напоминает народную мелодию с ее узким диапазоном и почти бессистемным ритмом. Гул в валторнах и струнных также указывает на народное влияние (см. пример). [ 1 ]

Вторая тема первой части (155 такт). Арфа не показана.

I. Введение

[ редактировать ]

Первая часть, Introduzione, состоит из медленного вступления, излагающего основной материал (последовательные интервалы четвертей, фрагменты гаммы, зеркальные идеи и т. д., ведущие к аллегро с многочисленными пассажами фугато . Быстрая часть выполнена в форме сонаты-аллегро. [ 2 ]

II. Представляем пары

[ редактировать ]

Вторая часть называется «Игра пар» (см. примечание ниже). Его основная часть состоит из пяти разделов, каждый из которых тематически отличается от других, в каждом разделе вместе играют разные пары инструментов. [ 2 ] разный интервал В каждом отрывке пару разделяет : фаготы находятся на малой шестой части друг от друга, гобои - на минорных терциях , кларнеты - на минорных септимах , флейты - на квинтах , а приглушенные трубы - на мажорных секундах . [ 4 ] В механизме заметно присутствует боковой барабан, который отбивает ритм в начале и конце этой части. Фактически эта основная партия играется дважды. Внимательное прослушивание выявит некоторые небольшие различия при повторном воспроизведении. Между первым и вторым исполнением этой партии есть короткая пауза, которая некоторым слушателям (в том числе тем, кто пишет сопроводительные примечания к записям этого произведения) напоминает своего рода свадебную церемонию. Таким образом, можно представить, что, когда главная роль разыгрывается во второй раз, пять пар, появившихся ранее, теперь женаты.

Хотя в напечатанной партитуре вторая часть называется «Giuoco delle coppie» или «Игра пар», в рукописи Бартока вообще не было названия для этой части на момент, когда для издателя был сделан план гравюры. Некоторое время спустя Барток добавил к рукописи слова «Presentando le coppie» или «Представление пар», и добавление этого названия было включено в список исправлений, которые необходимо внести в партитуру. Однако в проекте файла Бартока есть окончательное название, и, поскольку считается, что оно было задумано композитором позже, оно сохранено в исправленном издании партитуры. [ 5 ]

В оригинальной напечатанной партитуре 1946 года также была неправильная маркировка метронома для этого движения. Это было обнаружено сэром Георгом Шолти , когда он готовился к записи произведения с Чикагским симфоническим оркестром в 1980 году:

При подготовке... к записи я решил, что темп должен быть именно таким, как написал Барток, и это привело меня к некоторым необычайным открытиям, главное из которых было во второй части.... Напечатанная партитура дает кротчет, равный 74, что очень медленно, но я подумал, что должен следовать тому, что он говорит. Когда мы репетировали, я увидел, что музыкантам это совершенно не понравилось, и в перерыве ко мне подошел боковой барабанщик (который начинает движение с соло) и сказал: "Маэстро, моя партия отмечена кротчетом и равна 94". что, по моему мнению, должно быть ошибкой, поскольку ни в одной из других частей нет отметки темпа. Единственным способом проверить было найти рукопись, и благодаря любезности Библиотеки Конгресса в Вашингтоне мы получили копию соответствующей страницы, на которой не только четко было указано число, равное 94, но и отметка темпа «Allegro scherzando» ( напечатанная партитура дает «Allegretto scherzando»). Более того, Барток назвал ее «Presentando le coppie» (Презентация пар), а не «Giuoco delle coppie» (Игра пар). Меня это больше всего взволновало, потому что это совсем другое произведение. В программе первого выступления в Бостоне явно присутствует часть с пометкой «Allegro scherzando», и хранитель архива Бартока смог предоставить нам еще одно убедительное доказательство того, что более быстрый темп должен быть правильным. Я не сомневаюсь, что тысячи представлений, в том числе и мое до сих пор, были даны с неправильной скоростью! [ 6 ]

Несмотря на утверждение Шолти о том, что тысячи предыдущих исполнений были сыграны с неправильной скоростью, обе записи Фрица Райнера - его запись 1946 года с Питтсбургским симфоническим оркестром (первая запись произведения), а также его запись 1955 года с Чикагским симфоническим оркестром (тот самый оркестр, чей боковой барабанщик обратил внимание Шолти на этот вопрос) – играли на скорости (кратч равен 94), что Позже Шолти рекомендовал. Райнер знал Бартока с 1905 года, когда они были сокурсниками Будапештской академии. А годы спустя, в 1943 году, именно Райнер вместе с Йозефом Сигети убедили Сержа Кусевицкого поручить Бартоку написать Концерт для оркестра. [ 7 ]

III. Элегия

[ редактировать ]

Бартока Третья часть, «Элегия», — еще одна медленная часть, типичная для так называемой «Ночной музыки» . Движение вращается вокруг трех тем , которые в первую очередь вытекают из первой части. [ 2 ]

IV. Интерлюдия прервана

[ редактировать ]

Четвертая часть, «Intermezzo interrotto» (буквально «прерванное интермеццо »), состоит из плавной мелодии с меняющимися тактовыми размерами , смешанной с темой, цитирующей песню «Da geh' ich zu Maxim» из Франца Легара « оперетты Весёлое ». Вдова , [ 8 ] который недавно также упоминался в теме «вторжения» Дмитрия Шостаковича Симфонии № 7 «Ленинград» . [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Вопрос о том, пародировал ли Барток Легара, Шостаковича или обоих, вызывает жаркие споры, но в любом случае без каких-либо убедительных доказательств. Сама тема прерывается глиссанди на тромбонах и деревянных духовых инструментах .


\новый персонал \с {
  InstrumentName = "Кл. I"
} 
\относительный c''' { 
  \транспонировать лучше всего c'
  \set Staff.midiInstrument = #"кларнет"
  \key c \major
  \время 2/2
  \partial4 g4( f) e( d) c( bes-.) bes-. r4 \tuplet 3/2 { f'8( gf } e4) d( c) bes( a-.) a-.
  r4 \tuplet 3/2 { e'8( fe } d4) c( bes) \tuplet 3/2 { a8( bes a } g4-.) g-.
  r4 \tuplet 3/2 { d'8( ed } \tuplet 3/2 { [c8 dc] } \tuplet 3/2 { bes c bes } 
  \tuplet 3/2 { [a bes a] } \tuplet 3/2 { кляп } f4-.) f-.\stopTextSpan r2
}

В этой части литавры появляются, когда вводится вторая тема, требующая 10 различных звуков литавр в течение 20 секунд. Общая структура: «ABA–прерывание–BA». [ 2 ]

Пятая часть, отмеченная престо , состоит из вращающейся основной темы вечного двигателя, конкурирующей с фейерверками фугато и народными мелодиями. Это тоже форма сонаты-аллегро. [ 2 ]

Ниже приведена лишь небольшая часть из множества доступных записей.

Редукция фортепиано

[ редактировать ]

В 1985 году Петер Барток, сын композитора, обнаружил рукопись фортепианной обработки партитуры двумя руками среди большого количества материала, оставленного ему после смерти отца. Эта версия была подготовлена ​​для репетиций балетной интерпретации Концерта, которая должна была быть исполнена Театром балета в Нью-Йорке. Это выступление так и не состоялось, а партитуру отложили на полку. Вскоре после обнаружения этой рукописи Петер Барток попросил венгерского пианиста Дьёрдя Шандора подготовить рукопись к публикации и исполнению. Мировая премьера этой отредактированной редукции была сделана Дьёрдь Шандором в 1987 году на канале CBS Masterworks: компакт-диск также включает фортепианные версии Танцевальной сюиты, Sz. 77 и Маленький люкс, Sz. 105, адаптированный из некоторых из 44 скрипичных дуэтов. [ 19 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Купер, Дэвид (1996). Барток: Концерт для оркестра . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-48505-0 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Барток, Бела. «Объяснение к концерту для оркестра» к бостонской премьере в Симфони-холле. [ нужна полная цитата ]
  3. ^ «Запись - Концерт Бартока для оркестра» . Густаво Дудамель . Архивировано из оригинала 16 ноября 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Барток, Бела (2004). Концерт для оркестра (партитура) . Нью-Йорк: Бузи и Хоукс. ISBN  978-0-85162-189-0 .
  5. ^ Питер Барток, «Предисловие к исправленному изданию, 1993», в Беле Барток, Концерт для оркестра: полная партитура , исправленное издание, [iii – v] (Лондон, Нью-Йорк, Бонн, Сидней, Токио: Boosey & Hawkes, 1993 ). Цитата находится на стр. iv.
  6. ^ Сэр Георг Шолти, аннотации к лондонской пластинке LDR 71036, Концерт Бартока для оркестра и танцевальной сюиты , Чикагский симфонический оркестр , записано в январе 1980 года.
  7. ^ Морган, Кеннет (2005). Фриц Райнер, Маэстро и Мартине , с. 120. Издательство Университета Иллинойса, Шампейн. ISBN   0252029356 .
  8. ^ «Обсуждаем Шостаковича» . Би-би-си . 23 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2016 г.
  9. ^ Гриффитс, Пол (22 февраля 1999 г.). «Мирное слушание о «Ленинграде» Шостаковича, выкованном войной» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 марта 2010 г.
  10. ^ Хибберд, Кристиан. «Суббота, 18 мая 2002 г.» . Лондонский оркестр Шостаковича . Архивировано из оригинала 16 мая 2011 года.
  11. ^ Мостел, Рафаэль. « Связь веселой вдовы с Гитлером» , TabletMag.com, 30 декабря 2014 г., по состоянию на 11 ноября 2016 г.
  12. Записано 14 февраля 1954 г.
  13. Записано 22 октября 1955 г.
  14. Записано 11–12/15 ноября 1956 г.
  15. Записано 1 ноября 1958 г.
  16. Записано в сентябре 1962 г.
  17. Записано 15–16 января 1965 г.
  18. ^ Клементс, Эндрю (8 мая 2012 г.). «Барток: Концерт для оркестра; Музыка для струнных, ударных и челесты – обзор» . Хранитель . Проверено 20 мая 2015 г.
  19. ^ Шандор Дьёрдь, примечания к цитируемой записи (MK 44526)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фослер-Люсье, Даниэль (2000). «Концерт Бартока для оркестра в послевоенной Венгрии: путь не пройден». Международный журнал музыковедения , том. 9, стр. 363–383.
  • Френч, Гилберт Г. (1967). «Непрерывность и прерывистость в концерте для оркестра Бартока». Музыкальное обозрение , том. 28, стр. 122–134.
  • Мориц, Клара (1993–1994). «Новые аспекты генезиса «Концерта для оркестра» Белы Бартока: концепции «завершенности» и «намерения». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук , Т. 35, Фаск. 1/3, стр. 181–219.
  • Паркер, Беверли Льюис (1989). «Параллели между «Концертом для оркестра» Бартока и теорией умирания Кюблера-Росса». Музыкальный ежеквартальный журнал , том. 73, нет. 4, стр. 532–556.
  • Сухофф, Бенджамин (2000). «Предпосылка и источники концерта Бартока для оркестра». Международный журнал музыковедения , том. 9, стр. 339–361.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 74dfde9a8993f91e9a0054943cf84c8e__1710851880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/8e/74dfde9a8993f91e9a0054943cf84c8e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Concerto for Orchestra (Bartók) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)