Jump to content

Концерт для альта (Барток)

Концерт для альта
Барток Бела
Альтист Уильям Примроуз, заказавший и представивший концерт.
Каталог 120, ББ 128
Составленный 1945  ( 1945 )
Преданность Уильям Примроуз
Выполненный 2 декабря 1949 г. ( 1949-12-02 ) : Миннеаполис.
Движения Три

Концерт для альта , Sz. 120, BB 128 (также известный как Концерт для альта с оркестром ) был одним из последних произведений, написанных Белой Бартоком . Он начал сочинять ее, когда жил в Саранак-Лейк, штат Нью-Йорк , в июле 1945 года. Ее заказал Уильям Примроуз , уважаемый альтист, который знал, что Барток может дать ему сложную пьесу для исполнения. Он сказал, что Барток не должен «чувствовать себя каким-либо образом запрещенным из-за очевидных технических ограничений инструмента». [ 1 ] Когда Барток начал писать произведение, он страдал от последней стадии лейкемии и на момент смерти оставил только наброски.

Примроуз попросила Бартока написать концерт зимой 1944 года. [ 2 ] Они обменялись несколькими письмами по поводу этой пьесы. В одном из них, от 8 сентября 1945 года, Барток утверждает, что он почти закончил с этим и осталось только завершить оркестровку. Эскизы показывают, что на самом деле это было не так. После смерти Бартока его близкий друг Тибор Серли завершил произведение в 1949 году. [ 3 ] Первая редакция была сделана сыном Бартока Питером и Полем Нойбауэрами в 1995 году, а еще раз она была отредактирована Чабой Эрдели. Премьера концерта состоялась 2 декабря 1949 года в исполнении Примроуз и Симфонического оркестра Миннеаполиса под управлением Антала Дорати . [ 4 ] Еще одну редакцию подготовила альтистка Табеа Циммерманн . [ 5 ]

Концерт состоит из трёх частей, и Барток написал в письме от 5 августа 1945 года, что общая концепция — это «серьёзное аллегро , скерцо , (довольно короткая) медленная часть и финал, начинающийся с аллегретто и развивающий темп до аллегро. molto Каждой части, или по крайней мере трем из них, предшествует (короткое) повторяющееся вступление (в основном соло для альта), своего рода. ритурнель ». [ 6 ] (Вышеупомянутая идея тематического вступления к каждой части также использовалась в Струнном квартете № 6 Бартока .) Первая часть имеет свободную сонатную форму. Вторая часть значительно короче и завершается очень коротким скерцо с атакой в ​​третью часть. В рукописи Бартока продолжительность первой части составляет 10 минут 20 дюймов, второй - 5 футов 10 дюймов и третьей - 4 минуты 45 дюймов.

Говорят, что первая и третья части содержат фразу, напоминающую шотландскую мелодию «Gin a Body Meet a Body, Colmin 'Thro' the Rye». [ 7 ] Вероятно, это в честь наследия Примроуза. [ 8 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

В рукописи Бартока указаны только флейта, гобой, 2 кларнета, фагот, валторны, 2 трубы, литавры и струнные.

Издание Серли оркестровано для пикколо, 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов в B , 2 фаготов, 3 валторн в F, 3 труб в B , 2 тромбонов, тубы, литавр, перкуссии и струнных.

Редакция Петера Бартока и Пауля Нойбауэра оркестрована для пикколо, 2 флейт, 2 гобоев (2-й дублирующий английский рожок), 2 кларнетов в B , 2 фаготов (2-й контрфагот), 4 валторн в F, 3 труб в B , тенор-тромбона , бас-тромбон, туба, литавры, перкуссия (2), струны.

Между разными изданиями имеются большие расхождения. Некоторые из них так же просты, как маркировка метронома. Каждый редактор также по-разному интерпретировал аппликатуры концерта. В одном издании предлагается начинать первую часть на открытой струне A, в других — на струне D. В издании Петера Бартока особенно интересны аппликатуры, поскольку Нойбауэр отредактировал большую часть партии альта. [ 9 ]

Многие смычки также различаются в разных изданиях, некоторые из них вставлены специально, чтобы подчеркнуть определенные ритмы и высокие ноты, например, в мм. 8-10 в издании Серли, где Примроуз включила несколько вариантов поклонов, чтобы подчеркнуть синкопу. [ 10 ]

В целом, существуют значительные расхождения на поверхностном уровне, такие как смычки, аппликатуры и динамика. Некоторые издания содержат больше изменений, чем пометок редактора; в редакции Петера Бартока добавлены такты, полностью отсутствуют или с изменениями нот.

Упущения и поправки между редакциями

[ редактировать ]

Петер Барток сказал: «Стало ясно, что мы не можем просто сравнить напечатанную партитуру с окончательной рукописью, подготовленной Тибором Серли по эскизам моего отца, и обнаружить ошибки в гравюре, но нам придется начать с самого эскиза». [ 11 ]

Первая смена нот начинается в такте 44 на второй доле, где добавляется D в качестве двойной остановки к D . В следующем такте первая доля транспонируется на октаву вниз, вероятно, для облегчения исполнения. Все остается неизменным до 54-го такта, где Серли отдыхает на альте, но Петер Барток включил два такта мелодии в партию солиста. Издание Серли составляет размер 67 а. 6
4
бара, но Петер Барток делит его на 4
4
бара плюс 3
4
бара и добавляет группу триолей. Эта тенденция изменений продолжается, поскольку Питер Барток добавляет октавные смещения и опускает такт 74 в версии Серли. [ 12 ]

Аранжировка для виолончели

[ редактировать ]

Серли также аранжировал произведение как концерт для виолончели. После завершения группа друзей Бартока в соотношении восемь к шести отдала предпочтение транскрипции для виолончели оригиналу. [ 13 ] Виолончелист Янош Старкер был первым, кто сыграл и записал эту адаптацию. [ 13 ]

  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром . Компакт-диск. Хун-Мей Сяо, HNH International Ltd, 1998. Дирижер Янош Ковач и солист Хун-Мэй Сяо играют как Питера Бартока, так и оригинального Тибора Серли. Этот компакт-диск будет полезен для сравнения двух версий.
  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром ; Уильям Примроуз; Отто Клемперер дирижирует оркестром Консертгебау ; Концертная запись, Амстердам, 10 января 1951 г.; Архифон, 1992.
  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром . Ривка Голани, солистка, и Андраш Лигети дирижирует Будапештским симфоническим оркестром. Компакт-диск. Хвойный CDCF-189, 1990 г.
  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром ; Иегуди Менухин ; Антал Дорати дирижирует Оркестром Новой Филармонии ; ЭМИ, 1991.
  • Барток, Бела. Концерт для альта с оркестром . Хун-Мэй Сяо. Янош Ковач. ХНХ Интернешнл Лтд. 1998. Компакт-диск.
  • Барток, Бела. Концерт для альта с оркестром . Юрий Башмет. Пьер Булез. Дойче Граммофон ГмбХ. 2008. Компакт-диск.
  • Барток, Бела. Концерт для альта. Пинхас Цукерман . Леонард Слаткин. Музыка БМГ. 1991. Компакт-диск.
  • Барток, Бела. Концерт для альта . (Реставрация и оркестровка Эрдели - запись мировой премьеры) Чаба Эрдели. Симфонический оркестр Новой Зеландии под управлением Марка Таддеи . Согласование. 2002. Компакт-диск.
  • Бела Барток, Концерт для альта . Йо-Йо Ма (на вертикальном альте), треки 5-6-7 в The New York Album, Балтиморский симфонический оркестр под управлением Дэвида Зинмана , Sony Classical, 1993. Компакт-диск.
  • Бела Барток, Концерт для альта с оркестром ; Ким Кашкашян ; Петер Этвос дирижирует Камерным оркестром Нидерландского радио ; ЕСМ-Рекордс, 2000.
  • Джеймс Энес : Барток: Концерты для скрипки №№ 1 и 2, Концерт для альта - с Филармоническим оркестром BBC под управлением Джанандреа Нозеда [ 14 ]

Как концерт для виолончели:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бела Барток, Концерт для альта: факсимильное издание черновика автографа , Нельсон Делламаджоре, редактор (Тампа: Rinaldi Printing, 1995): 24.
  2. ^ Питер, Барток: «Основная тема Концерта для альта Белы Бартока», Музыковедческие исследования Венгерской академии наук, Т. 35 (1993–1994): 47.
  3. ^ Бела Барток: Концерт для альта , изд. Тибор Серли (Англия: Boosey & Hawkes, 1949), 1.
  4. ^ Тибор Серли (11 декабря 1949 г.). «История концерта: последнее произведение Бартока» . Нью-Йорк Таймс .
  5. ^ Лильджероос, Матс (6 февраля 2022 г.). «Виртуоз Барток а-ля Циммерман» . Hufvudstadsbladet (на шведском языке). Хельсинки. п. 33.
  6. ^ Нельсон Делламаджоре, факсимильное издание , 25.
  7. ^ Барток, «Основная тема», 47.
  8. ^ Барток, «Основная тема», 46.
  9. ^ Бела Барток, Концерт для альта , изд. Пол Нойбауэр (США: Boosey & Hawkes, 2003), 1.
  10. ^ Тибор Серли, 1.
  11. ^ Барток, «Основная тема», 45.
  12. ^ Бела Барток, Концерт для альта, изд. Пол Нойбауэр (США: Boosey & Hawkes, 2003), 3.
  13. ^ Перейти обратно: а б Международное обозрение Musicweb, 2015 .
  14. ^ Моррис, Эндрю. «Джеймс Энес играет Скрипичные концерты Бартока и Концерт для альта» . Классический источник . Классический источник . Проверено 5 февраля 2024 г.
  • Адамс, Брайон. «Уолтон, Уильям». Гроув Музыка онлайн. Oxford Music Online , Sv (по состоянию на 7 октября 2012 г.).
  • Барток, Бела. Концерт для альта с комментариями Ласло Сомфаи и честной транскрипцией черновика с нотами Нельсона Делламаджоре. Хомосасса, Флорида: Bartok Records, 1995. ISBN   0-9641961-0-7
  • Барток, Бела. Концерт для альта: факсимильное издание черновика автографа. , под редакцией Нельсона Делламаджоре. Тампа: Rinaldi Printing, 1995.
  • Барток, Бела. Концерт для альта (соч. пост.) , переработанная версия Нельсона Делламаджоре и Питера Бартока. Редукция для альта и фортепиано, партия альта в редакции Пауля Нойбауэра. Бузи и Хоукс 9854. Лондон и Нью-Йорк: Бузи и Хоукс, 1995.
  • Барток, Бела. Концерт для альта (реставрация и оркестровка Чабы Эрдели) Promethean Editions New Zealand, 2004 г. ISBN   9781877218651
  • Барток, Питер. «Основная тема Концерта для альта Белы Бартока». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук 35, вып. 1–3 (1993): 45–50.
  • Барток, Питер. «Комментарий к редакции Концерта для альта Белы Бартока». Журнал Американского общества альтов 12, вып. 1 (1996): 11–33.
  • Барток, Питер. «Исправление печатных изданий Концерта для альта и других произведений Белы Бартока». В книге «Перспективы Бартока: человек, композитор и этномузыколог » под редакцией Эллиота Антоколеца, Виктории Фишер и Бенджамина Сухоффа, 245–59. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   0-19-512562-2 .
  • Далтон, Дэвид. «Происхождение Концерта для альта Бартока». Музыка и письма 57, вып. 2 (апрель 1976 г.): 117–29.
  • Делламаджоре, Нельсон. «Расшифровка эскиза концерта для альта Белы Бартока». В книге «Перспективы Бартока: человек, композитор и этномузыколог » под редакцией Эллиота Антоколеца, Виктории Фишер и Бенджамина Сухоффа, 260–70. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN   0-19-512562-2
  • Фолдс, Андор. «Бела Барток». Темп нет. 43 (1957): 20+22-26.
  • Гиллис, Малькольм: "Бела Барток", Grove Music Online изд. Л. Мэйси (по состоянию на 25 июня 2005 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
  • Ковач, Шандор. «Пересмотр концерта Бартока Серли для альта». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук 23 (1981): 295–322.
  • Ковач, Шандор. «Проблема формы в Violakonzert von Bartók/Serly». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук 24 (1983): 381–91.
  • Лаки, Питер. «Сочинения для скрипки соло и концерта для альта». В «Кембриджском спутнике Бартока » под редакцией Аманды Бэйли, 133–50. Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001. ISBN   0-521-66010-6 (ткань); ISBN  0-521-66958-8 (pbk.).
  • Морис, Дональд. «Концерт Бартока для альта: новый свет из Новой Зеландии». Музыки в Новой Зеландии нет. 21 (зима 1993 г.): 26–27.
  • Морис, Дональд. Альтовый концерт Бартока: замечательная история его лебединой песни . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004. ISBN   0-19-515690-0
  • Серли, Тибор. «Запоздалый отчет о реконструкции шедевра ХХ века». Музыкальный симпозиум колледжа 15 (весна 1975 г.): 7–25.
  • Смит, Ховард и Элиза М. Уэлч. «Незаконченное дело: запутанная история последней работы Белы Бартока». Струны 16, нет. 8 (102, май – июнь 2002 г.): 59–61.
  • Сомфаи, Ласло. Мастерская Бартока: Документы композиционного процесса: выставка Будапештских архивов Бартока в Музее истории музыки Института музыковедения Венгерской академии наук . Будапешт: Венгерская академия наук (MTA) (Институт музыковедения), 1995. ISBN   963-7074-53-8 .
  • Сомфаи, Ласло «Изобретение, форма и повествование в музыке Белы Бартока». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук Т. 44, фаск. 3/4 (2003): 291–303.
  • Штраус, Джозеф. «Инвалидность и поздний стиль в музыке». Журнал музыковедения 25, вып. 1 (2008): 3-45.
  • Сигети, Джозеф. «Посвящение Бартоку». Темп , ну. 10 (1948–1949): 16+19–21.
  • Уиттолл, Арнольд. «У источника». Музыкальные Таймс 137, вып. 1836 г. (февраль 1996 г.): 10–12.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d70e4c60f7c3e4428be9d372f16b761__1717781460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/61/9d70e4c60f7c3e4428be9d372f16b761.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Viola Concerto (Bartók) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)