Концерт для альта (Барток)
Концерт для альта | |
---|---|
Барток Бела | |
![]() Альтист Уильям Примроуз, заказавший и представивший концерт. | |
Каталог | № 120, ББ 128 |
Составленный | 1945 |
Преданность | Уильям Примроуз |
Выполненный | 2 декабря 1949 г. | : Миннеаполис.
Движения | Три |
Концерт для альта , Sz. 120, BB 128 (также известный как Концерт для альта с оркестром ) был одним из последних произведений, написанных Белой Бартоком . Он начал сочинять ее, когда жил в Саранак-Лейк, штат Нью-Йорк , в июле 1945 года. Ее заказал Уильям Примроуз , уважаемый альтист, который знал, что Барток может дать ему сложную пьесу для исполнения. Он сказал, что Барток не должен «чувствовать себя каким-либо образом запрещенным из-за очевидных технических ограничений инструмента». [ 1 ] Когда Барток начал писать произведение, он страдал от последней стадии лейкемии и на момент смерти оставил только наброски.
История
[ редактировать ]Примроуз попросила Бартока написать концерт зимой 1944 года. [ 2 ] Они обменялись несколькими письмами по поводу этой пьесы. В одном из них, от 8 сентября 1945 года, Барток утверждает, что он почти закончил с этим и осталось только завершить оркестровку. Эскизы показывают, что на самом деле это было не так. После смерти Бартока его близкий друг Тибор Серли завершил произведение в 1949 году. [ 3 ] Первая редакция была сделана сыном Бартока Питером и Полем Нойбауэрами в 1995 году, а еще раз она была отредактирована Чабой Эрдели. Премьера концерта состоялась 2 декабря 1949 года в исполнении Примроуз и Симфонического оркестра Миннеаполиса под управлением Антала Дорати . [ 4 ] Еще одну редакцию подготовила альтистка Табеа Циммерманн . [ 5 ]
Форма
[ редактировать ]Концерт состоит из трёх частей, и Барток написал в письме от 5 августа 1945 года, что общая концепция — это «серьёзное аллегро , скерцо , (довольно короткая) медленная часть и финал, начинающийся с аллегретто и развивающий темп до аллегро. molto Каждой части, или по крайней мере трем из них, предшествует (короткое) повторяющееся вступление (в основном соло для альта), своего рода. ритурнель ». [ 6 ] (Вышеупомянутая идея тематического вступления к каждой части также использовалась в Струнном квартете № 6 Бартока .) Первая часть имеет свободную сонатную форму. Вторая часть значительно короче и завершается очень коротким скерцо с атакой в третью часть. В рукописи Бартока продолжительность первой части составляет 10 минут 20 дюймов, второй - 5 футов 10 дюймов и третьей - 4 минуты 45 дюймов.
Говорят, что первая и третья части содержат фразу, напоминающую шотландскую мелодию «Gin a Body Meet a Body, Colmin 'Thro' the Rye». [ 7 ] Вероятно, это в честь наследия Примроуза. [ 8 ]
Инструментарий
[ редактировать ]В рукописи Бартока указаны только флейта, гобой, 2 кларнета, фагот, валторны, 2 трубы, литавры и струнные.
Издание Серли оркестровано для пикколо, 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов в B ♭ , 2 фаготов, 3 валторн в F, 3 труб в B ♭ , 2 тромбонов, тубы, литавр, перкуссии и струнных.
Редакция Петера Бартока и Пауля Нойбауэра оркестрована для пикколо, 2 флейт, 2 гобоев (2-й дублирующий английский рожок), 2 кларнетов в B ♭ , 2 фаготов (2-й контрфагот), 4 валторн в F, 3 труб в B ♭ , тенор-тромбона , бас-тромбон, туба, литавры, перкуссия (2), струны.
Издания
[ редактировать ]Между разными изданиями имеются большие расхождения. Некоторые из них так же просты, как маркировка метронома. Каждый редактор также по-разному интерпретировал аппликатуры концерта. В одном издании предлагается начинать первую часть на открытой струне A, в других — на струне D. В издании Петера Бартока особенно интересны аппликатуры, поскольку Нойбауэр отредактировал большую часть партии альта. [ 9 ]
Многие смычки также различаются в разных изданиях, некоторые из них вставлены специально, чтобы подчеркнуть определенные ритмы и высокие ноты, например, в мм. 8-10 в издании Серли, где Примроуз включила несколько вариантов поклонов, чтобы подчеркнуть синкопу. [ 10 ]
В целом, существуют значительные расхождения на поверхностном уровне, такие как смычки, аппликатуры и динамика. Некоторые издания содержат больше изменений, чем пометок редактора; в редакции Петера Бартока добавлены такты, полностью отсутствуют или с изменениями нот.
Упущения и поправки между редакциями
[ редактировать ]Петер Барток сказал: «Стало ясно, что мы не можем просто сравнить напечатанную партитуру с окончательной рукописью, подготовленной Тибором Серли по эскизам моего отца, и обнаружить ошибки в гравюре, но нам придется начать с самого эскиза». [ 11 ]
Первая смена нот начинается в такте 44 на второй доле, где добавляется D ♯ в качестве двойной остановки к D ♮ . В следующем такте первая доля транспонируется на октаву вниз, вероятно, для облегчения исполнения. Все остается неизменным до 54-го такта, где Серли отдыхает на альте, но Петер Барток включил два такта мелодии в партию солиста. Издание Серли составляет размер 67 а. 6
4 бара, но Петер Барток делит его на 4
4 бара плюс 3
4 бара и добавляет группу триолей. Эта тенденция изменений продолжается, поскольку Питер Барток добавляет октавные смещения и опускает такт 74 в версии Серли. [ 12 ]
Аранжировка для виолончели
[ редактировать ]Серли также аранжировал произведение как концерт для виолончели. После завершения группа друзей Бартока в соотношении восемь к шести отдала предпочтение транскрипции для виолончели оригиналу. [ 13 ] Виолончелист Янош Старкер был первым, кто сыграл и записал эту адаптацию. [ 13 ]
Записи
[ редактировать ]- Бела Барток, Концерт для альта с оркестром . Компакт-диск. Хун-Мей Сяо, HNH International Ltd, 1998. Дирижер Янош Ковач и солист Хун-Мэй Сяо играют как Питера Бартока, так и оригинального Тибора Серли. Этот компакт-диск будет полезен для сравнения двух версий.
- Бела Барток, Концерт для альта с оркестром ; Уильям Примроуз; Отто Клемперер дирижирует оркестром Консертгебау ; Концертная запись, Амстердам, 10 января 1951 г.; Архифон, 1992.
- Бела Барток, Концерт для альта с оркестром . Ривка Голани, солистка, и Андраш Лигети дирижирует Будапештским симфоническим оркестром. Компакт-диск. Хвойный CDCF-189, 1990 г.
- Бела Барток, Концерт для альта с оркестром ; Иегуди Менухин ; Антал Дорати дирижирует Оркестром Новой Филармонии ; ЭМИ, 1991.
- Барток, Бела. Концерт для альта с оркестром . Хун-Мэй Сяо. Янош Ковач. ХНХ Интернешнл Лтд. 1998. Компакт-диск.
- Барток, Бела. Концерт для альта с оркестром . Юрий Башмет. Пьер Булез. Дойче Граммофон ГмбХ. 2008. Компакт-диск.
- Барток, Бела. Концерт для альта. Пинхас Цукерман . Леонард Слаткин. Музыка БМГ. 1991. Компакт-диск.
- Барток, Бела. Концерт для альта . (Реставрация и оркестровка Эрдели - запись мировой премьеры) Чаба Эрдели. Симфонический оркестр Новой Зеландии под управлением Марка Таддеи . Согласование. 2002. Компакт-диск.
- Бела Барток, Концерт для альта . Йо-Йо Ма (на вертикальном альте), треки 5-6-7 в The New York Album, Балтиморский симфонический оркестр под управлением Дэвида Зинмана , Sony Classical, 1993. Компакт-диск.
- Бела Барток, Концерт для альта с оркестром ; Ким Кашкашян ; Петер Этвос дирижирует Камерным оркестром Нидерландского радио ; ЕСМ-Рекордс, 2000.
- Джеймс Энес : Барток: Концерты для скрипки №№ 1 и 2, Концерт для альта - с Филармоническим оркестром BBC под управлением Джанандреа Нозеда [ 14 ]
Как концерт для виолончели:
- Барток, Бела. Концерт для виолончели . Янош Старкер ; Леонард Слаткин дирижирует St. Симфонический оркестр Луи ; RCA Виктор Красная Печать, 1992 год.
- Барток, Бела. Концерт для виолончели . Рафаэль Валлфиш ; Габор Такач-Надь дирижирует Национальным оркестром Уэльса BBC ; Нимб, 2015.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бела Барток, Концерт для альта: факсимильное издание черновика автографа , Нельсон Делламаджоре, редактор (Тампа: Rinaldi Printing, 1995): 24.
- ^ Питер, Барток: «Основная тема Концерта для альта Белы Бартока», Музыковедческие исследования Венгерской академии наук, Т. 35 (1993–1994): 47.
- ^ Бела Барток: Концерт для альта , изд. Тибор Серли (Англия: Boosey & Hawkes, 1949), 1.
- ^ Тибор Серли (11 декабря 1949 г.). «История концерта: последнее произведение Бартока» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Лильджероос, Матс (6 февраля 2022 г.). «Виртуоз Барток а-ля Циммерман» . Hufvudstadsbladet (на шведском языке). Хельсинки. п. 33.
- ^ Нельсон Делламаджоре, факсимильное издание , 25.
- ^ Барток, «Основная тема», 47.
- ^ Барток, «Основная тема», 46.
- ^ Бела Барток, Концерт для альта , изд. Пол Нойбауэр (США: Boosey & Hawkes, 2003), 1.
- ^ Тибор Серли, 1.
- ^ Барток, «Основная тема», 45.
- ^ Бела Барток, Концерт для альта, изд. Пол Нойбауэр (США: Boosey & Hawkes, 2003), 3.
- ^ Перейти обратно: а б Международное обозрение Musicweb, 2015 .
- ^ Моррис, Эндрю. «Джеймс Энес играет Скрипичные концерты Бартока и Концерт для альта» . Классический источник . Классический источник . Проверено 5 февраля 2024 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Брайон. «Уолтон, Уильям». Гроув Музыка онлайн. Oxford Music Online , Sv (по состоянию на 7 октября 2012 г.).
- Барток, Бела. Концерт для альта с комментариями Ласло Сомфаи и честной транскрипцией черновика с нотами Нельсона Делламаджоре. Хомосасса, Флорида: Bartok Records, 1995. ISBN 0-9641961-0-7
- Барток, Бела. Концерт для альта: факсимильное издание черновика автографа. , под редакцией Нельсона Делламаджоре. Тампа: Rinaldi Printing, 1995.
- Барток, Бела. Концерт для альта (соч. пост.) , переработанная версия Нельсона Делламаджоре и Питера Бартока. Редукция для альта и фортепиано, партия альта в редакции Пауля Нойбауэра. Бузи и Хоукс 9854. Лондон и Нью-Йорк: Бузи и Хоукс, 1995.
- Барток, Бела. Концерт для альта (реставрация и оркестровка Чабы Эрдели) Promethean Editions New Zealand, 2004 г. ISBN 9781877218651
- Барток, Питер. «Основная тема Концерта для альта Белы Бартока». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук 35, вып. 1–3 (1993): 45–50.
- Барток, Питер. «Комментарий к редакции Концерта для альта Белы Бартока». Журнал Американского общества альтов 12, вып. 1 (1996): 11–33.
- Барток, Питер. «Исправление печатных изданий Концерта для альта и других произведений Белы Бартока». В книге «Перспективы Бартока: человек, композитор и этномузыколог » под редакцией Эллиота Антоколеца, Виктории Фишер и Бенджамина Сухоффа, 245–59. Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 0-19-512562-2 .
- Далтон, Дэвид. «Происхождение Концерта для альта Бартока». Музыка и письма 57, вып. 2 (апрель 1976 г.): 117–29.
- Делламаджоре, Нельсон. «Расшифровка эскиза концерта для альта Белы Бартока». В книге «Перспективы Бартока: человек, композитор и этномузыколог » под редакцией Эллиота Антоколеца, Виктории Фишер и Бенджамина Сухоффа, 260–70. Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 0-19-512562-2
- Фолдс, Андор. «Бела Барток». Темп нет. 43 (1957): 20+22-26.
- Гиллис, Малькольм: "Бела Барток", Grove Music Online изд. Л. Мэйси (по состоянию на 25 июня 2005 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Ковач, Шандор. «Пересмотр концерта Бартока Серли для альта». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук 23 (1981): 295–322.
- Ковач, Шандор. «Проблема формы в Violakonzert von Bartók/Serly». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук 24 (1983): 381–91.
- Лаки, Питер. «Сочинения для скрипки соло и концерта для альта». В «Кембриджском спутнике Бартока » под редакцией Аманды Бэйли, 133–50. Кембриджские спутники музыки . Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2001. ISBN 0-521-66010-6 (ткань); ISBN 0-521-66958-8 (pbk.).
- Морис, Дональд. «Концерт Бартока для альта: новый свет из Новой Зеландии». Музыки в Новой Зеландии нет. 21 (зима 1993 г.): 26–27.
- Морис, Дональд. Альтовый концерт Бартока: замечательная история его лебединой песни . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2004. ISBN 0-19-515690-0
- Серли, Тибор. «Запоздалый отчет о реконструкции шедевра ХХ века». Музыкальный симпозиум колледжа 15 (весна 1975 г.): 7–25.
- Смит, Ховард и Элиза М. Уэлч. «Незаконченное дело: запутанная история последней работы Белы Бартока». Струны 16, нет. 8 (102, май – июнь 2002 г.): 59–61.
- Сомфаи, Ласло. Мастерская Бартока: Документы композиционного процесса: выставка Будапештских архивов Бартока в Музее истории музыки Института музыковедения Венгерской академии наук . Будапешт: Венгерская академия наук (MTA) (Институт музыковедения), 1995. ISBN 963-7074-53-8 .
- Сомфаи, Ласло «Изобретение, форма и повествование в музыке Белы Бартока». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук Т. 44, фаск. 3/4 (2003): 291–303.
- Штраус, Джозеф. «Инвалидность и поздний стиль в музыке». Журнал музыковедения 25, вып. 1 (2008): 3-45.
- Сигети, Джозеф. «Посвящение Бартоку». Темп , ну. 10 (1948–1949): 16+19–21.
- Уиттолл, Арнольд. «У источника». Музыкальные Таймс 137, вып. 1836 г. (февраль 1996 г.): 10–12.