Аллегро Барбаро (Барток)
Allegro barbaro , BB 63 (Sz. 49), написанное в 1911 году, является одним из Белы Бартока самых известных и часто исполняемых сольных фортепианных произведений . Композиция типична для стиля Бартока и использует элементы народного творчества. В произведении сочетаются венгерский и румынский масштабы; Венгерская крестьянская музыка основана на пентатонической гамме , тогда как румынская музыка в основном хроматическая . Название — это удар по критикам Бартока, назвавшим его «варваром». [ 1 ]
История композиции
[ редактировать ]
Аллегро Барбаро было написано в 1911 году, но первое исполнение состоялось только в 1921 году. [ 2 ] По словам редактора Мориса Хинсона, премьера произведения Бартока состоялась в феврале 1913 года в Кечкемете, Венгрия. Как и многие сочинения Бартока, «Аллегро барбаро» существует в нескольких различных редакциях . Это произведение Барток много раз исполнял наедине по памяти еще до того, как начал записывать музыку. Во многих ранних печатных версиях композиции отметки темпа обозначались с гораздо меньшей скоростью. [ 3 ] Эти указания могли бы сбить с толку музыкантов, поскольку записи Бартока, исполняющего его собственную композицию, были намного быстрее, чем указано. Кроме того, часто определенные акценты и динамика исполнялись композитором, но не записывались на бумаге, потому что каждое исполнение было разным. [ 2 ] Публикация композиции, состоявшаяся в 1918 году в Вене, стала стандартным и окончательным изданием. [ 2 ] Allegro barbaro часто выбирают студенты для оркестровки, особенно во время учебы в колледже. [ 4 ]
Анализ
[ редактировать ]Вступительная мелодия Allegro barbaro в основном пентатоника (в первых 22 нотах мелодии используется ячейка, состоящая только из целого тона и второстепенной терции, составляющего пентатоническую гамму). [ 5 ] Действительно, вступительная мелодия использует подмножество фригийского лада. [ 5 ] Как и многие композиции Бартока, это произведение вращается вокруг тональности. Этот тон почти всегда остается постоянным, а мажорные, минорные или модальные отношения вокруг него меняются. [ 5 ] Allegro barbaro — это короткая танцевальная композиция, которая на первый взгляд кажется свободной. Однако можно начать находить традиционную структуру произведения, глядя на гармонию. Allegro barbaro имеет троичную форму, что означает, что есть две отдельные темы, но одна представлена дважды. Типичная диаграмма выглядит так: А–Б–А. [ 5 ] Начало композиции сосредоточено на F ♯ , вторая тематическая область сосредоточена на F, а возвращение темы 1 снова сосредоточено на F ♯ . Мелодический материал Allegro barbaro в основном основан на пентатонической гамме, а основные гармонии - хроматические. Многие точки каденции заканчиваются мажорным или минорным образом, но достигаются хроматическим движением.
прерывает течение Allegro barbaro Чтобы сохранить грань свободы и дикой силы, Барток часто властно , чтобы немного напугать слушателя потенциалом насилия. Кажущаяся нерегулярной интонация, завершающая основные фразы и разделы, застает вас врасплох или заставляет немного ждать каждого возврата к атаке. Многие анализы этой композиции включают общую форму и гармонии, но не смогли обнаружить закономерность в формировании каденций. Динамика неровная и шокирующая на протяжении всего произведения. Например, есть знаки ударения и буква sff над этими строками партитуры (что означает «subito fortissimo»/«внезапно очень громко»).
Дискография
[ редактировать ]Allegro barbaro записано на сотнях альбомов. Некоторые из самых известных записей включают в себя:
- Out of Doors в исполнении пианиста Йене Хандо.
- Фортепианные произведения Белы Бартока в исполнении Андреаса Баха
- Бела Барток Транскрипции в стиле барокко в исполнении Шандора Дьёрдя
Многие студенты и профессионалы исполняют эту композицию на сольных концертах, и список записей довольно длинный.
Прогрессивная рок- группа Emerson, Lake & Palmer адаптировала эту пьесу как « The Barbarian », вошедшую в их дебютный альбом .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зелинский, Тадеуш А. Барток . Цюрих, Фрайбург-им-Брайсгау: Atlantis Verlag. стр. 158.
- ^ Jump up to: а б с Лаки, Питер; Дарвин Скотт (2005). «Различные издания Бартока». Музыкальный указатель . 61 (4): 1088–1091.
- ^ Клифтон, Кевин (2000). «Иронический ответ Бартока своим критикам». Международный журнал музыковедения . 9 : 165–175.
- ^ Ласло Викариус (октябрь 2007 г.). «Барток, Кодай и Саломея - истоки бартокианской «визитной карточки» » . Венгерский ежеквартальный журнал . 48 (187): 124–137 – через онлайн-библиотеку Центральной и Восточной Европы .
- ^ Jump up to: а б с д Лендвай, Эрно (1991). Анализ его музыки . Музыкальные ресурсы Pro Am. ISBN 978-0-912483-33-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ярослав Смолка: Маленькая энциклопедия музыки . Прага: Editio Supraphon, 1983.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Аллегро барбаро, Sz.49 (Барток) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур