Jump to content

Полимодальный хроматизм

В музыке полимодальный хроматизм — это использование всех без исключения музыкальных ладов, разделяющих одну и ту же тонику одновременно или последовательно и создающих таким образом текстуру, включающую все двенадцать нот хроматической гаммы ( общая хроматика ). Альтернативно это свободное изменение других нот в ладе после того, как установлена ​​его тоника. [1]

Этот термин был придуман композитором, этномузыковедом и пианистом Белой Бартоком . [2] Эта техника стала в композиции Бартока средством избежать, расширить или развить мажорно-минорную тональность. [3] (т.е. гармония общепринятой практики). Этот подход отличался от подхода, использованного Арнольдом Шенбергом и его последователями во Второй венской школе и более поздними сериалистами .

Эта концепция была обозначена взглядом Бартока, основанным на народной музыке, о том, что каждая нота хроматической гаммы имеет «равную ценность» и, следовательно, должна использоваться «свободно и независимо» (автобиография), и подкрепляется ссылками на концепцию, приведенную ниже, в его Гарвардском университете. Лекции (1943). [4] Эта концепция может быть расширена до построения недиатонических ладов из тонов более чем одного диатонического лада, таких как модели расстояния, включая 1:3, чередование полутонов и второстепенных третей, например C – E –E – G– A –B – C, который включает в себя как тонику, так и доминанту, а также «две наиболее типичные степени мажора и минора» (E и B, E и A соответственно) [Kárpáti 1975] [5] п. 132)». [1]

Барток понял, что обе мелодические минорные гаммы при наложении дают четыре хроматических шага между квинтами двух гамм и седьмыми ступенями восходящей мелодической минорной гаммы. Следовательно, он начал исследовать, можно ли каким-либо образом установить один и тот же образец в начале любых гамм, и пришел к выводу, что наложение фригийской и лидийской гамм с одной и той же тоникой приводило к тому, что выглядело как хроматическая гамма . Однако двенадцатитоновый фригийский/лидийский полимод Бартока отличался от хроматической гаммы, используемой, например, такими композиторами позднего романтического периода, как Рихард Штраус и Рихард Вагнер . В конце XIX века хроматическое изменение аккорда или мелодии представляло собой изменение в строгой зависимости от его функциональной неизмененной версии. С другой стороны, изменения в двенадцатитоновом фригийско-лидийском полимоде были «диатоническими ингредиентами диатонической ладовой гаммы». [6]

Фригийский лад (С) C–D –E –F–G–A –B –C
Лидийский режим (C) C–D–E–F –G–A–B–C
Двенадцатитоновый фригийский/лидийский полимод (C) C–D –D–E –E–F–F –G–A –A–B –B–C
Двенадцатитоновая фригийско-лидийская полимода Play .

Мелодии можно было развивать и трансформировать новыми способами посредством диатонического расширения и хроматического сжатия , сохраняя при этом последовательную связь со своими первоначальными формами. Барток описал это как новый способ создания мелодии.

Барток начал накладывать друг на друга все возможные диатонические лады, чтобы расширять и сжимать мелодии так, как ему было удобно, не ограничиваясь барочно-романтической тональностью, а также строгими последовательными методами, такими как техника двенадцати тонов .

В 1941 году этномузыкологические исследования Бартока познакомили его с музыкой Далмации , и он понял, что далматинская народная музыка использует методы, напоминающие полимодальный хроматизм. До этого Барток определил и использовал полимодальный хроматизм в своей музыке. Это открытие вдохновило его продолжать развивать эту технику.

Примеры использования этой техники Бартоком включают № 80 («Hommage à R. Sch. ») из «Микрокосмоса» с участием C Фригийского/Лидийского (C–D –E –F–G–A –B –C/C). –D–E–F –G–A–B–C). [7] Лендвай идентифицирует эту технику в поздних работах Модеста Мусоргского , Рихарда Вагнера , Ференца Листа и Джузеппе Верди . [8]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уилсон, Пол (1992). Музыка Белы Бартока , стр. 8–9. ISBN   0-300-05111-5 .
  2. ^ Сухофф, Бенджамин (2002). «Микрокосмос» Бартока: Бытие, педагогика и стиль , с. 115. Пугало Пресс. ISBN   978-0-8108-4427-8 .
  3. ^ Карпати, Янош (1994). Камерная музыка Бартока , с. 169. ISBN   978-0-945193-19-7 .
  4. ^ Bartok Essays , стр. 367 и 376. Цитируется по Каршати (1994), стр. 175.
  5. ^ Карпати, Янош (1975). Струнные квартеты Бартока , с. 132. Перевод Фреда МакНикола. Будапешт: Корвина Пресс. Цитируется Уилсоном, 1992 г.
  6. ^ Барток, Бела (1976). «46: Гарвардские лекции». Очерки Белы Бартока . ред. Бенджамин Сухофф. Лондон: Фабер и Фабер . п. 367. ИСБН  0-571-10120-8 . ОСЛК   60900461 .
  7. ^ Сухофф (2002), стр.130.
  8. ^ Лендваи, Эрно (1979). Барток и Кодай, Том 4 , с. 98. Институт культуры.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24cf1a3db9310b99ccb91ebfe65c9e16__1608049680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/16/24cf1a3db9310b99ccb91ebfe65c9e16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polymodal chromaticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)