Фригийский режим
Фригийский лад (произносится / ˈ f r ɪ dʒ i ə n / ) может относиться к трем различным музыкальным ладам : древнегреческому тоносу или гармонии, иногда называемому фригийским, сформированному на определенном наборе октавных видов или гамм; средневековый фригийский лад и современная концепция фригийского лада как диатонической гаммы , основанная на последнем.
Древнегреческий фригийский
[ редактировать ]Октавный вид (гамма), лежащий в основе древнегреческого фригийского тона (в его диатоническом роде ), соответствует средневековому и современному дорическому ладу . Терминология основана на « Элементах» ( Аристоксена около г. 335 до н.э. ), ученика Аристотеля . Фригийский тонос или гармония названа в честь древнего царства Фригия в Анатолии .
В греческой теории музыки гармония , получившая это название, была основана на тоносе , в свою очередь основанном на гамме или октавном виде, построенном из тетрахорда , который в своем диатоническом роде состоял из серии восходящих интервалов целого тона , за которыми следовали полутон , за которым следует целый тон.
В хроматическом роде это второстепенная треть, за которой следуют два полутона.
В энгармоническом роде это мажорная треть и две четверти тона .
Вид октавы диатонического рода, построенный на D, примерно эквивалентен игре всех белых нот на клавиатуре фортепиано от D до D:
Эта гамма в сочетании с набором характерных мелодических форм поведения и связанных с ними этои составила гармонию , получившую этническое название «фригийский» в честь «неограниченных, экстатических народов диких горных регионов Анатолийского нагорья». [1] Это этническое название также ошибочно применялось такими теоретиками, как Клеонид, к одному из тринадцати уровней хроматической транспозиции , независимо от интервального состава гаммы. [2]
Со времен Возрождения теоретики музыки называли эту же последовательность (в диатоническом масштабе) « дорийским » ладом из-за ошибки в интерпретации греческого языка (он отличается от греческого лада, называемого «дорийским» ).
Средневековый фригийский режим
[ редактировать ]Ранняя католическая церковь разработала систему восьми музыкальных ладов , которым средневековые музыковеды дали названия, взятые из тех, которые использовались для описания древнегреческих гармоний . Название «фригийский» применялось к третьему из этих восьми церковных ладов , подлинному ладу на ми, описываемому как диатоническая октава, простирающаяся от ми до ми на октаву выше и разделенная на си, поэтому начинающаяся с полутона-тона-тона. -тон- пентахорд полутон-тон-тон , за которым следует тетрахорд : [3]
Амбитус века этого лада простирался на один тон ниже, до D. Шестая ступень, C, которая является тенором соответствующего третьего тона псалма, рассматривалась большинством теоретиков как самая важная нота после последней, хотя теоретик пятнадцатого Йоханнес Тинкторис подразумевал, что вместо этого можно рассматривать четвертую степень, А. [3]
Соединение двух тетрахордов вместе и одного тона внизу гаммы дает гипофригийский лад (ниже фригийского):
Современный фригийский режим
[ редактировать ]В современной западной музыке (начиная с 18 века) фригийский лад связан с современной натуральной минорной гаммой , также известной как эолийский лад , но со второй ступенью гаммы, пониженной на полутон, что делает ее минорной секундой выше тоники. , а не важную секунду.
Ниже приводится фригийский лад, начинающийся с E или E Phrygian, с соответствующими степенями тональной шкалы , иллюстрирующий, как современный мажорный лад и естественный минорный лад могут быть изменены для создания фригийского лада:
E Фригийский Режим: И Ф Г А Б С Д И Главный: 1 ♭ 2 ♭ 3 4 5 ♭ 6 ♭ 7 1 Незначительный: 1 ♭ 2 3 4 5 6 7 1
Таким образом, фригийский лад состоит из: основного тона, минорной секунды, минорной терции, чистой кварты, идеальной квинты, минорной шестой, минорной септимы и октавы. Альтернативно это можно записать в виде шаблона
- половина, целое, целое, целое, половина, целое, целое
В современном джазе фригийский лад используется поверх аккордов и звучностей, построенных на этом ладе, например, аккорда sus4( ♭ 9) (см. Подвешенный аккорд ), который иногда называют фригийским подвешенным аккордом . Например, солист может сыграть фригийскую ноту E поверх аккорда Esus4 ( ♭ 9) (E–A–B–D–F).
Фригийский доминирующий масштаб
[ редактировать ]Фригийский доминирующий звукоряд получается путем повышения третьей ступени лада:
E Фригийский доминант Режим: И Ф G ♯ А Б С Д И Главный: 1 ♭ 2 3 4 5 ♭ 6 ♭ 7 1 Незначительный: 1 ♭ 2 ♯ 3 4 5 6 7 1
Фригийская доминанта также известна как испанская цыганская гамма , поскольку она напоминает гаммы фламенко , а также берберские ритмы; [4] это пятый лад гармонической минорной гаммы. В музыке фламенко используется фригийская гамма вместе с модифицированной гаммой арабского макама Хиджази. [5] [6] (как фригийская доминанта, но с большей шестой ступенью), [ нужна ссылка ] и бимодальная конфигурация, использующая как основные, так и второстепенные степени второй и третьей шкалы. [6]
Примеры
[ редактировать ]
Древнегреческий
[ редактировать ]- Первый Дельфийский гимн , написанный в 128 году до н. э. афинским композитором Лимениусом , написан на фригийском и гиперфригийском тоноях с множеством вариаций. [8]
- ( Эпитафия Сейкила I в. н. э.) относится к фригийскому виду (диатонический род), в истийской (или нижнефригийской) транспозиции. [9]
Средневековье и Возрождение
[ редактировать ]- Григорианское песнопение , Tristes erant apostoli , версия римской Вечерни , первоначально амброзианское пение . [10]
- Вариант римского пения Реквиема вступления «Rogamus te» находится в (аутентичном) фригийском ладе, или третьем тоне. [11]
- Орландо ди Лассо (ум. 1594) движется во мне транзитом . [12]
- Джованни Пьерлуиджи да Палестрины Мотет (ум. 1594) Congratulamini mihi . [13]
Барокко
[ редактировать ]- Иоганн Себастьян Бах сохраняет в своих кантатах фригийский лад некоторых оригинальных хоральных мелодий, таких как » Лютера « Es woll uns Gott be genädig sein на мелодию Маттиаса Грейттера , дважды использованная в «Небеса возвещают честь Бога» , BWV 76 (1723 г.) [14] [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- Генриха Шютца » « Страсти по Иоанну (1666 г.) выполнены во фригийском стиле. [15]
- Дитриха Букстехуде (ум. 1707), BuxWV 152, Прелюдия ля минор [16] (обозначено Фригиш в каталоге BuxWV) [17] [ нужна страница ]
Романтический
[ редактировать ]- Иоганнес Брамс :
- Симфония № 4 , вторая часть. [18]
- Антон Брукнер :
- Радуйся, Царица Небесная , WAB 8 (1885–88). [19]
- Pange lingua , WAB 33 (вторая установка, 1868 г.). [20] [21]
- Симфония №. 3 , отрывки из третьей (скерцо) и четвёртой частей. [22]
- Симфония №. 4 (третья версия, 1880 г.), Финал. [23]
- Симфония №. 6 , первая, третья (скерцо) и четвертая части. [24]
- Симфония №. 7 , первая часть. [25]
- Симфония №. 8 , первая и четвертая части. [26]
- Вы все прекрасны , WAB 46 (1878). [27]
- Королевский штандарт WAB 51 (1892 г.). [28]
- Исаак Альбенис ' Слухи о Калете' , соч. 71, № 6.
- Ральфа Воана Уильямса « Фантазия на тему Томаса Таллиса» . [29] основан на Томаса Таллиса 1567 года постановке 2-го псалма «Почему видно».
Современная классическая музыка
[ редактировать ]- Джон Кулидж Адамс , Фригийские ворота [30]
- Сэмюэл Барбер :
- Адажио для струнных , соч. 11 [31]
- «Я слышу армию» из оперы «Три песни», соч. 10 [32]
- Филип Гласс , заключительная ария из Сатьяграхи. [33]
- Джулиан Кокран , Прелюдия № 14, на протяжении всего произведения использует фригийский звукоряд. [34]
Музыка из кино
[ редактировать ]- Говард Шор , «Пролог», сопровождающий вступительную часть фильма, хотя вторая половина мелодии содержит натуральную ля, что в тональности пьесы делает ее фригийской доминантой. Властелин колец: Братство Кольца . [35]
Джаз
[ редактировать ]- «Солеа» Гила Эванса из «Зарисовок Испании» (1960). [36]
- «Глаза младенца» Уэйна Шортера из фильма «Не говори зла» (1966) [37]
- «После дождя» Джона Колтрейна из «Впечатлений » (1963) [37]
Камень
[ редактировать ]С практической точки зрения следует сказать, что немногие рок-песни, в которых используются такие лады, как фригийский, лидийский или лорийский, на самом деле сохраняют строго закрепленную за ними гармонию. Обычно происходит следующее: гамма гармонизируется в [аккордах с идеальными] квинтами, а затем риффы играются [поверх] этих [аккордов]. [38]
- « Симфония разрушения » от Megadeth [39]
- « Помни завтра » группы Iron Maiden [39] [40]
- « Где бы я ни бродил » группы Metallica [40]
- « Война » Джо Сатриани [39] [40]
- « Паруса Харона » группы «Scorpions». [39] [40]
См. также
[ редактировать ]- Бхайрави , эквивалентная гамма ( таат ) в музыке хиндустани.
- Шур , основная гамма ( дастгях ) в иранской музыке.
- Хануматоди , эквивалентная гамма ( мелакарта ) в карнатической музыке.
- Кюрди , эквивалентная гамма ( макам ) в турецкой музыке макам.
- Неаполитанский аккорд
- Фригийский каденция
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
- ^ Соломон (1984) , с. 249.
- ^ Соломон (1984) , стр. 244–246.
- ^ Jump up to: а б Сэди и Тиррелл 2001 , «Фригийский» Гарольда С. Пауэрса .
- ^ Томас, Сэмюэл. «Коррелирует между берберскими ритмами и фламенко» . Академия .
- ^ Варгас, Энрике. «Модальная импровизация и мелодическое построение в среде фламенко» . Гитаррас Де Лютье .
- ^ Jump up to: а б Сэди и Тиррелл 2001 , «Фламенко [cante фламенко]» Исраэля Дж. Каца.
- ^ Бенвард, Брюс и Мэрилин Надин Сэйкер. 2009. Музыка в теории и практике: Том II , восьмое издание. Бостон: МакГроу-Хилл. п. 244. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- ^ Пёльманн, Эгерт и Мартин Л. Уэст. 2001. Документы древнегреческой музыки: дошедшие до нас мелодии и фрагменты , отредактированные и переписанные с комментариями Эгерта Пёльмана и Мартина Л. Уэста. Оксфорд: Кларендон Пресс. п. 73. ISBN 0-19-815223-X .
- ^ Соломон 1986 , стр. 459, 461n14, 470.
- ^ Оттен, Джозеф (1907). Католическая энциклопедия Том. 2. .
- ^ Сэди и Тиррелл 2001 , «Реквиемная месса» (§1) Теодора Карпа, Фабриса Фитча и Бэзила Смоллмана .
- ^ Pesic 2005 , пасс .
- ^ Карвер 2005 , с. 77.
- ^ Браатц, Томас и Арье Орон. Апрель 2006 г. « Хоральные мелодии, использованные в вокальных произведениях Баха. Бог будет (или будет / захочет) быть милостивым к нам ». (по состоянию на 24 октября 2009 г.)
- ^ Сэди и Тиррелл 2001 , «Шютц, Генрих [Генрих] [Стрелец, Хенрикус]» (§10) Джошуа Рифкина, Евы Линфилд, Дерека Маккалока и Стивена Бэрона.
- ^ Сэди и Тиррелл 2001 , «Букстехуде, Дитрих» Кералы Дж. Снайдера.
- ^ Карштедт, Г. (ред.). 1985. Тематико-систематический каталог музыкальных произведений Дитриха Букстехуде: Справочник произведений Букстехуде , второе издание. Висбаден. Французская онлайн-адаптация « Дитрих Букстехуде (около 1637–1707) Каталог произведений BuxWV: Инструментальные произведения: Musique pour orgue, BuxWV 136–225 ». Веб-сайт Университета Квебека (по состоянию на 17 мая 2011 г.).
- ^ Стейнберг, Майкл (1995). Симфония: Руководство для слушателя . Нью-Йорк; Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 89. ИСБН 978-0-19-512665-5 .
- ^ Карвер 2005 , стр. 76–77.
- ^ Карвер 2005 , с. 79.
- ^ Парч 2007 , с. 227.
- ^ Карвер 2005 , стр. 89–90.
- ^ Карвер 2005 , стр. 90–92.
- ^ Карвер 2005 , стр. 91–98.
- ^ Карвер 2005 , стр. 96–97.
- ^ Карвер 2005 , с. 98.
- ^ Карвер 2005 , стр. 79, 81–88.
- ^ Карвер 2005 , стр. 79–80.
- ^ Сэди и Тиррелл 2001 , «Воан Уильямс, Ральф» Хью Оттауэя и Алена Фрогли.
- ^ Адамс, Джон . 2010. «Фригийские ворота и Китайские ворота» . Официальный веб-сайт Джона Адамса. По состоянию на 7 августа 2019 г.
- ^ Поллак 2000 , с. 191.
- ^ Поллак 2000 , с. 192.
- ^ Сэди и Тиррелл 2001 , «Стекло, Филип» Эдварда Стрикленда.
- ^ «Прелюдия № 14, Джулиан. Кокрен» . Ютуб . Норин Хольцен. 2022.
На протяжении всей работы используется фригийский масштаб.
- ^ Адамс, Дуг . 2010. Музыка из фильмов «Властелин колец: подробный отчет о музыке Говарда Шора» . Ван Найс, Калифорния: Карпентье/Альфред Музыкальное Издательство. п. 54. ISBN 0-7390-7157-2 .
- ^ Пеллетье-Бакерт, Бруно. и «Различные мысли: Sus Chords» , по состоянию на 10 декабря 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Баерман, Ной (1996). Полный метод джазовой клавиатуры: джазовая клавиатура среднего уровня , 21. Alfred Music. ISBN 9781457412905 .
- ^ Руксби, Рикки (2010). Риффы: как создавать и играть отличные гитарные риффы . Бэкбит. ISBN 9781476855486 .
- ^ Jump up to: а б с д Серна, Дези (2008). Теория грифа , т. 1, с. 113. Guitar-Music-Theory.com. ISBN 9780615226224 .
- ^ Jump up to: а б с д Серна, Дези (2021). Теория гитары для чайников с онлайн-практикой , стр.266. Уайли. ISBN 9781119842972 .
Источники
- Карвер, Энтони Ф. (февраль 2005 г.). «Брюкнер и фригийский мод». Музыка и письма . 86 (1): 74–99. дои : 10.1093/мл/gci004 .
- Парч, Эрих Вольфганг (2007). «Фригийский язык Pange Антона Брукнера (WAB 33)». Поющая церковь . 54 (4): 227–229. ISSN 0037-5721 .
- Пешич, Питер (2005). «Земная музыка и космическая гармония: интерес Иоганна Кеплера к практической музыке, особенно к Орландо ди Лассо» . Журнал музыки семнадцатого века . 11 (1).
- Поллак, Ховард (лето 2000 г.). «Сэмюэл Барбер, Жан Сибелиус и создание американского романтика». Музыкальный ежеквартальный журнал . 84 (2): 175–205. дои : 10.1093/musqtl/84.2.175 .
- Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
- Соломон, Джон (лето 1984 г.). «К истории Тоноя ». Журнал музыковедения . 3 (3): 242–251. дои : 10.2307/763814 . JSTOR 763814 .
- Соломон, Джон (зима 1986 г.). «Надпись Сейкилоса: теоретический анализ». Американский журнал филологии . 107 (4): 455–479. дои : 10.2307/295097 . JSTOR 295097 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Франклин, Дон О. 1996. «От старого Адама к новому: тон фригийской церкви и современная тональность в кантате 38 И.С. Баха». В книге «От Лютера до Баха: отчет о конференции 22–25». Сентябрь 1996 г. в Айзенахе , под редакцией Ренаты Штайгер, 129–144. Международная рабочая группа по богословским исследованиям Баха (1996): Эйзенах. Зинциг: Издательство студии. ISBN 3-89564-056-5 .
- Гомбози, Отто. 1951. «Ключ, режим, вид». Журнал Американского музыковедческого общества 4, вып. 1:20–26. JSTOR 830117 (доступ по подписке) дои : 10.1525/jams.1951.4.1.03a00020
- Хьюитт, Майкл. 2013. Музыкальные гаммы мира . [sl]: Дерево заметок. ISBN 978-0-9575470-0-1 .
- Новак, Саул. 1977. «Значение фригийского лада в истории тональности». Разное Musicologica 9:82–177. ISSN 0076-9355 ОСЛК 1758333
- Тилтон, Мэри К. 1989. «Влияние тона и тона псалма на структуру фригийских токкат Клаудио Меруло». Теория 4:106–122. ISSN 0040-5817