Jump to content

Турецкая гробница

Турецкий макам ( турецкий : makam pl. makamlar ; от арабского слова مقام ) — система типов мелодии, используемая в турецкой классической музыке и турецкой народной музыке . Он предоставляет сложный набор правил для композиции и исполнения. Каждый макам имеет уникальную интервальную структуру ( чинслер означает род ) и мелодическое развитие ( сейир ). [1] Будь то фиксированная композиция ( бесте , шарки , пешрев , айин и т. д.) или спонтанная композиция ( газель , таксим , чтение Курана-и Керима , Мевлида и т. д.), все они пытаются следовать типу мелодии. Ритмическим аналогом макама в турецкой музыке является усул .

Сравнение использования турецкой классической и народной музыки.

[ редактировать ]

Турецкая классическая музыка и турецкая народная музыка основаны на модальных системах. Макам — это название гаммы в классической музыке, а Аяк — название гаммы в народной музыке. Макам и Аяк похожи; Ниже приведены некоторые примеры:

  • Яхьялы Керем Нога: Режим Гусейни
  • Столп Гарипа: Режим Хиджаза
  • Прямые ноги Керема: Карджигар Макам
  • Обожженная нога Керема: Режим Никриза
  • Оппозиционная часть: Власть Сега
  • Татьян Керем Foot: Hüzzam Mode
  • Мраморная нога: Режим Эвича
  • Бозлак Фут: курдский режим
  • Календери Фут: Режим Саба
  • Нога Мюстезат или Бешири: режим Махура

Существует некоторое сходство между ритмами, используемыми в турецкой народной музыке и турецкой классической музыке, в отношении их форм, классификации и ритмических моделей. [2]

Географические и культурные связи

[ редактировать ]

Турецкая система макамов имеет некоторое сходство с макамами в арабской музыке и перекликается с византийской музыкой . Некоторые теории предполагают, что макам возник в городе Мосул в Ираке. Говорят, что «Мула Осман Аль-Мусили», что касается города его происхождения, служил в Османском дворце в Стамбуле и оказал влияние на турецкую османскую музыку. Более дальние ладовые родственники включают в себя музыку среднеазиатских тюркских музыкальных произведений, такую ​​как уйгурский « мукам » и узбекский шашмаком . Классическая музыка Северной и Южной Индии, основанная на раге, использует схожие модальные принципы. Некоторые ученые находят отголоски турецкого макама в бывших османских провинциях на Балканах. [3] Все эти концепции примерно соответствуют ладу в западной музыке, хотя их композиционные правила различаются.

Строительные блоки Макам

[ редактировать ]

Запятые и случайные знаки

[ редактировать ]
Случайные звуки (диез и бемоль), используемые в нотации Арел-Эзги-Уздилек ( нотация на основе 53ТЕТ ), как они иллюстрируются мажорным тоном («До» – «Ре» в системе сольфеджио ), который представлен 9 Холдрианские запятые.

В турецкой теории музыки октава разделена на 53 равных интервала, известных как запятые ( кома ), в частности, холдрианская запятая . Каждый целый тон представляет собой интервал, равный девяти запятым. На следующем рисунке показаны значения запятых для турецких случайностей. В контексте арабского макама эта система не является равноправной . Фактически, в западной системе темперамента до-диез и ре-бемоль, которые функционально являются одним и тем же тоном, эквивалентны 4,5 запятым в турецкой системе; таким образом, они попадают прямо в центр линии, изображенной выше.

Примечания

[ редактировать ]

В отличие от западной музыки, где нота «до», например, называется «до» независимо от того, в какой октаве она находится, в турецкой системе ноты — по большей части — имеют индивидуальное название (хотя многие из них представляют собой вариации основного названия). ; это можно увидеть в следующей таблице, которая охватывает ноты от среднего C («Каба Шарга», C 4 ) до той же ноты двумя октавами выше («Тиз Шарга», C 6 ):

В следующей таблице приведены тоны более двух октав (в порядке убывания), высота звука в запятых и центах относительно самой низкой ноты (эквивалент западной средней до), а также ближайший эквивалентный равнотемперированный тон. Тона шкалы шарга выделены жирным шрифтом.

Название тембра Запятые
выше средней С
центы
выше средней С
Арел-Эзги-Уздилек
обозначение 53-ТЕТ тона
Ближайший эквивалент
12-ТЕТ тон
Тиз Шарга 106 2400 CС6 CС6
Тиз Дик Буселик 105 2377 С полуплоский6 CС6
Тиз Бюселик 102 2309 Б 5 Б 5
Тиз Сегах 101 2287 А Диез с восемью запятыми5 полуплоский5 Б 5
Вертикальный солнечный буле 98 2219 А Диез с пятью запятыми5 плоский ход5 A 5 / B 5
солнечная булавка 97 2196 A 5 / B 5 A 5 / B 5
Мухайер 93 2106 AА5 AА5
Дик Шехназ 92 2083 Г Диез с восемью запятыми5 полуплоский5 AА5
Шехназ 89 2015 Г Диез с пятью запятыми5 плоский ход5 G 5 / A 5
Ним Шехназ 88 1992 G 5 / A 5 G 5 / A 5
Ожерелье 84 1902 Г 5 Г 5
Дик Махур 83 1879 Ф Диез с восемью запятыми5 полуплоский5 Г 5
Махур 80 1811 Ф Диез с пятью запятыми5 плоский ход5 F 5 / G 5
Эвик 79 1789 F 5 / G 5 F 5 / G 5
Дик Асем 76 1721 Ф полуострый5 Квартира с восемью запятыми5 Ф 5
персидский 75 1698 Ф 5 Ф 5
Хусайни 71 1608 EЕ5 EЕ5
Дик Хисар 70 1585 Д Диез с восемью запятыми5 полуплоский5 EЕ5
Хисар 67 1517 Д Диез с пятью запятыми5 плоский ход5 D 5 / E 5
Ним Хисар 66 1494 D 5 / E 5 D 5 / E 5
Я не знаю 62 1404 Д 5 Д 5
Дик Хиджаз 61 1381 С Диез с восемью запятыми5 полуплоский5 Д 5
Хиджаз 58 1313 С Диез с пятью запятыми5 плоский ход5 C 5 / D 5
Ним Хиказ 57 1291 C 5 / D 5 C 5 / D 5
Шарга 53 1200 С 5 С 5
Дик Бюселик 52 1177 С полуплоский5 С 5
Бюселик 49 1109 Б 4 Б 4
сегах 48 1087 А Диез с восемью запятыми4 полуплоский4 Б 4
Дик Курди 45 1019 А Диез с пятью запятыми4 плоский ход4 A 4 / B 4
курдский 44 996 A 4 / B 4 A 4 / B 4
Дуга 40 906 A 4 A 4
Дик Зиргюле 39 883 Г Диез с восемью запятыми4 полуплоский4 A 4
Зиргуле 36 815 Г Диез с пятью запятыми4 плоский ход4 G 4 / A 4
Ним Зиргюле 35 792 G 4 / A 4 G 4 / A 4
случай 31 702 Г 4 Г 4
Дик Гевест 30 679 Ф Диез с восемью запятыми4 полуплоский4 Г 4
Рукоять 27 611 Ф Диез с пятью запятыми4 плоский ход4 F 4 / G 4
Ирак 26 589 F 4 / G 4 F 4 / G 4
Дик Асем Аширан 23 521 Ф полуострый4 Квартира с восемью запятыми4 FF4
Асем Аширан 22 498 FF4 FF4
Гусейни Аширан 18 408 Е 4 Е 4
Крепость Каба Дик 17 385 Д Диез с восемью запятыми4 полуплоский4 Е 4
Крепость Каба 14 317 Д Диез с пятью запятыми4 плоский ход4 D 4 / E 4
Каба Ним Хисар 13 294 D 4 / E 4 D 4 / E 4
Даа 9 204 Д 4 Д 4
Каба Дик Хиджаз 8 181 С Диез с восемью запятыми4 полуплоский4 Д 4
Каба Хиджаз 5 113 С Диез с пятью запятыми4 плоский ход4 C 4 / D 4
Каба Ним Хиказ 4 91 C 4 / D 4 C 4 / D 4
Каба Шарга 0 0 С 4 С 4

Интервалы

[ редактировать ]

Названия и символы различных интервалов показаны в следующей таблице:

Название интервала
( название диапазона )
Значение через запятую
( значение как кома )
Символ
( Икона )
кома или больше 1 Ф
недостающий баланс 3 И
баланс 4 Б
немного великодушный 5 С
великолепие 8 К
танин 9 Т
теперь двоичный 12 - 13 А

Тетрахорды ( четверки ) и пентахорды ( квинты )

[ редактировать ]
Тетрахорды ( dörtlü ) располагаются слева, пентахорды ( beşli ) — справа. Символы ( simge ) из таблицы выше используются для обозначения интервалов, используемых в этих шаблонах.

Подобно конструкции макамата, отмеченной выше, макам в турецкой музыке построен из тетрахорда, построенного на пентахорде , или наоборот ( трихорды существуют, но используются редко). Кроме того, у большинства макамов есть так называемое «развитие» ( genişleme по-турецки), которое может происходить либо выше, либо ниже (или и того, и другого) тоники и / или самой высокой ноты.

Существует 6 основных тетрахордов, названных иногда в соответствии с их тонической нотой, а иногда в соответствии с наиболее характерной нотой тетрахорда:

  • Шарга
  • Бюселик
  • курдский
  • Ушшак
  • Хиказ и
  • случай

Есть также 6 основных пентахордов с одинаковыми названиями и добавленным тоном (Т).

Стоит иметь в виду, что эти паттерны можно транспонировать на любую ноту гаммы, так что, например, тонику ля (дуга) тетрахорда хиказ можно переместить на мажорную секунду вверх (9 запятых) в си (буселик). ), или вообще к любой другой ноте. Остальные ноты тетрахорда, конечно, также транспонируются вместе с тоникой, позволяя рисунку сохранить свой характер.

Основная теория макама

[ редактировать ]

Макам — это больше, чем просто набор нот и интервалов, это, по сути, руководство по композиционной структуре: любая композиция в данном макаме будет перемещаться по нотам этого макама более или менее упорядоченным образом. Этот узор известен на турецком языке как сейир (что в основном означает «маршрут»), и существует три типа сейира :

  • поднимающийся ( поднимающийся );
  • падение ( начало );
  • - поднимается падает

Как говорилось выше, макамы состоят из тетрахорда и пентахорда (или наоборот), и с точки зрения этой конструкции в макаме есть три важных ноты:

  • дурак »), который является начальной нотой первого тетрахорда или пентахорда и всегда завершает любое произведение , тоника написанное макамом;
  • güçlü упомянутые («доминанта»), которая является первой нотой второго тетрахорда или пентахорда и используется как временная тоника в середине пьесы (в этом смысле она чем-то похожа на осевые звуки, выше в контексте арабской музыки). Такое использование термина «доминирующий» не следует путать с западным доминированием ; хотя güçlü часто представляет собой пятую ступень шкалы, она также часто может быть четвертой, а иногда и третьей;
  • йеден («ведущий тон» ) , который чаще всего является предпоследней нотой любого произведения и переходит в тонику; иногда это близко к настоящему западному ведущему тону (немного более резкому или немного более плоскому), а иногда близко к западному субтону .

Кроме того, в целом существует три типа макама:

  • простые макамы ( басит макамлар ), почти все из которых имеют восходящий сейир ;
  • транспонированные макамы ( göçürülmüş makamlar ), которые, как следует из названия, представляют собой простые макамы, транспонированные на другой тоник;
  • составные макамы ( bileşik/mürekkep makamlar ), которые представляют собой соединение различных макамов, число которых исчисляется сотнями.

Простые навыки

[ редактировать ]

начинающий макам

[ редактировать ]

Офис Буселик

[ редактировать ]

Этот макам имеет две основные формы: в первой основной форме (1) он состоит из пентахорда Буселик плюс тетрахорда Кюрди на ноте Хусейни (ми) и по сути совпадает с западным ля-минором ; во втором (2) он состоит из пентахорда Буселик плюс тетрахорда Хиказ на Гусейни и идентичен ля-гармоническому минору. Тоника - ля (Дюга), доминантный Хусейни (ми) и ведущий тон соль-диез (Ним Зиргюле). Кроме того, при спуске от октавы к тонике шестая (фа, Acem) иногда обостряется до фа-диеза (Dik Acem), а доминанта (E, Hüseynî) сглаживает четыре запятые до ноты Хисар (1А). Все эти альтернативы показаны ниже:

1)

2)

1А)

шарга макам

[ редактировать ]
В этом и всех последующих нотоносцах тоника обозначается целой нотой, а доминанта – половинной нотой. Т означает танини (тон), который равен 9 запятым, а Б означает бакие , который равен 4 запятым.

Считается, что этот макам идентичен западной гамме до-мажор , но на самом деле концептуализация макама через западные музыкальные гаммы вводит в заблуждение. Шарга макам состоит из пентахорда шарга и тетрахорда шарга, начинающегося с ноты гердание (G). Таким образом, тоника — до (нота чарга), доминанта — соль (нота гердание), а ведущий тон — си (нота буселик).

Однако чарга макам очень мало используется в турецкой музыке, и фактически в определенные моменты истории его критиковали за то, что он неуклюжий и неприятный макам, который может вдохновить тех, кто его слушает, на различные виды правонарушений. [ нужна ссылка ]

Найти кошелек

[ редактировать ]

Этот широко используемый макам, который, как говорят, приносит слушателю счастье и спокойствие, состоит из пентахорда Раста и тетрахорда Раста на ноте Нева (ре); это отмечено (1) ниже. Тоника соль (Раст), доминанта ре (Нева), ведущий тон фа-диез (Ирак). Однако при спуске от октавы к тонике ведущий тон всегда сглаживается на 4 запятые до ноты Acem (F), и таким образом тетрахорд Буселика заменяет тетрахорд Раста; это отмечено (2) ниже. Кроме того, есть развитие ( genişleme ) в нижнем регистре макама, ниже тоники, которое состоит из тетрахорда Раст на ноте ре (Йега); это отмечено (1A) ниже.

1)

1А)

2)

В Турции особый мусульманский призыв к молитве (или эзан по-турецки), который происходит во второй половине дня и называется Икинди , а также последний призыв дня к молитве, называемый Яци , часто произносятся с использованием Раст макама.

Ушак макам

[ редактировать ]

Этот макам состоит из тетрахорда Ушак плюс пентахорда Буселик на ноте Нева (D); это отмечено (1) ниже. Тоника — А (Дюга), доминанта — здесь собственно субдоминанта — Ре (Нева), а ведущий тон — здесь собственно субтоника — Соль (Раст). Кроме того, есть развитие нижнего регистра макама, который состоит из пентахорда Раст на ноте ре (Йега); это отмечено (1A) ниже.

1)

1А)

В Турции особый призыв к молитве, который происходит около полудня и называется Огле, чаще всего произносится с использованием Ушак макама.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Бекен и Сигнелл 2006, [ нужна страница ] .
  2. ^ «https://www.pegem.net: ТИПОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ТУРЕЦКОЙ МУЗЫКЕ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБУЧЕНИИ» (PDF) . Проверено 26 марта 2017 г.
  3. ^ Шупо, Сокол, изд., Городская музыка на Балканах . Тирана: АСМУС, 2006 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Бекен, Мунир и Карл Сигнелл. «Подтверждающие, задерживающие и вводящие в заблуждение элементы в турецкой импровизации», Традиции макама тюркских народов: материалы четвертого собрания исследовательской группы ICTM «макам», Стамбул, 18–24 октября 1998 г. , под редакцией Юргена Эльснера и Гисы Йахнишен, в сотрудничество с Теодором Оггером и Ильдаром Харисовым, [ нужна страница ] Берлин: издательство Trafo Dr. Вольфганг Вейст, 2006. ISBN   3-89626-657-8 http://www.umbc.edu/eol/makam/2008Kongre/confirming.html

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Айдемир, Мурат. Путеводитель по турецкой музыке Макам . Пан Паблишинг, 2010. ISBN   9789944396844 .
  • Микош, Томас. Макамлар: Музыкальные гаммы Турции . Сл: Lulu.com, 2017. ISBN   978-0244325602 .
  • Озкан, Исмаил Хакки. Турецкая музыкальная теория и методы. Кудумские беспорядки . Отюкен, 2000. ISBN   975-437-017-6 .
  • Сигнелл, Карл Л. Макам: Модальная практика в турецкой художественной музыке . Нокомис, Флорида (США): Usul edition/Lulu.com., 2004. ISBN   0-9760455-0-8 . «Полное переиздание издания в твердом переплете 1986 года с обновлениями, исправлениями, введением, аудио и другими дополнениями». Первоначально опубликовано: Asian Music Publications, Серия D: Монографии, вып. 4. Сиэтл: Азиатские музыкальные публикации, 1977.
  • Сигнелл, Карл Л. Макам: Применение макама в турецкой художественной музыке (турецкий перевод выше). Стамбул: Издательство Yapı Kredi Culture and Arts, 2006. ISBN   975-08-1080-5 .
  • Йылмаз, Зеки. Уроки турецкой музыки . Стамбул: Публикации Чаглара, 2001. ISBN   975-95729-1-5 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 90a09ed61490cd6833391a080e3f632e__1720656060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/90/2e/90a09ed61490cd6833391a080e3f632e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Turkish makam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)