Турецкая гробница
Турецкий макам ( турецкий : makam pl. makamlar ; от арабского слова مقام ) — система типов мелодии, используемая в турецкой классической музыке и турецкой народной музыке . Он предоставляет сложный набор правил для композиции и исполнения. Каждый макам имеет уникальную интервальную структуру ( чинслер означает род ) и мелодическое развитие ( сейир ). [1] Будь то фиксированная композиция ( бесте , шарки , пешрев , айин и т. д.) или спонтанная композиция ( газель , таксим , чтение Курана-и Керима , Мевлида и т. д.), все они пытаются следовать типу мелодии. Ритмическим аналогом макама в турецкой музыке является усул .
Сравнение использования турецкой классической и народной музыки.
[ редактировать ]Турецкая классическая музыка и турецкая народная музыка основаны на модальных системах. Макам — это название гаммы в классической музыке, а Аяк — название гаммы в народной музыке. Макам и Аяк похожи; Ниже приведены некоторые примеры:
- Яхьялы Керем Нога: Режим Гусейни
- Столп Гарипа: Режим Хиджаза
- Прямые ноги Керема: Карджигар Макам
- Обожженная нога Керема: Режим Никриза
- Оппозиционная часть: Власть Сега
- Татьян Керем Foot: Hüzzam Mode
- Мраморная нога: Режим Эвича
- Бозлак Фут: курдский режим
- Календери Фут: Режим Саба
- Нога Мюстезат или Бешири: режим Махура
Существует некоторое сходство между ритмами, используемыми в турецкой народной музыке и турецкой классической музыке, в отношении их форм, классификации и ритмических моделей. [2]
Географические и культурные связи
[ редактировать ]Турецкая система макамов имеет некоторое сходство с макамами в арабской музыке и перекликается с византийской музыкой . Некоторые теории предполагают, что макам возник в городе Мосул в Ираке. Говорят, что «Мула Осман Аль-Мусили», что касается города его происхождения, служил в Османском дворце в Стамбуле и оказал влияние на турецкую османскую музыку. Более дальние ладовые родственники включают в себя музыку среднеазиатских тюркских музыкальных произведений, такую как уйгурский « мукам » и узбекский шашмаком . Классическая музыка Северной и Южной Индии, основанная на раге, использует схожие модальные принципы. Некоторые ученые находят отголоски турецкого макама в бывших османских провинциях на Балканах. [3] Все эти концепции примерно соответствуют ладу в западной музыке, хотя их композиционные правила различаются.
Строительные блоки Макам
[ редактировать ]Запятые и случайные знаки
[ редактировать ]
В турецкой теории музыки октава разделена на 53 равных интервала, известных как запятые ( кома ), в частности, холдрианская запятая . Каждый целый тон представляет собой интервал, равный девяти запятым. На следующем рисунке показаны значения запятых для турецких случайностей. В контексте арабского макама эта система не является равноправной . Фактически, в западной системе темперамента до-диез и ре-бемоль, которые функционально являются одним и тем же тоном, эквивалентны 4,5 запятым в турецкой системе; таким образом, они попадают прямо в центр линии, изображенной выше.
Примечания
[ редактировать ]В отличие от западной музыки, где нота «до», например, называется «до» независимо от того, в какой октаве она находится, в турецкой системе ноты — по большей части — имеют индивидуальное название (хотя многие из них представляют собой вариации основного названия). ; это можно увидеть в следующей таблице, которая охватывает ноты от среднего C («Каба Шарга», C 4 ) до той же ноты двумя октавами выше («Тиз Шарга», C 6 ):
В следующей таблице приведены тоны более двух октав (в порядке убывания), высота звука в запятых и центах относительно самой низкой ноты (эквивалент западной средней до), а также ближайший эквивалентный равнотемперированный тон. Тона шкалы шарга выделены жирным шрифтом.
Название тембра Запятые
выше средней Сценты
выше средней САрел-Эзги-Уздилек
обозначение 53-ТЕТ тонаБлижайший эквивалент
12-ТЕТ тонТиз Шарга 106 2400 CС6 CС6 Тиз Дик Буселик 105 2377 С 6
CС6 Тиз Бюселик 102 2309 Б 5 Б 5 Тиз Сегах 101 2287 А 5 /Б
5
Б 5 Вертикальный солнечный буле 98 2219 А 5 /Б
5
A ♯ 5 / B ♭ 5 солнечная булавка 97 2196 A ♯ 5 / B ♭ 5 A ♯ 5 / B ♭ 5 Мухайер 93 2106 AА5 AА5 Дик Шехназ 92 2083 Г 5 /А
5
AА5 Шехназ 89 2015 Г 5 /А
5
G ♯ 5 / A ♭ 5 Ним Шехназ 88 1992 G ♯ 5 / A ♭ 5 G ♯ 5 / A ♭ 5 Ожерелье 84 1902 Г 5 Г 5 Дик Махур 83 1879 Ф 5 /Г
5
Г 5 Махур 80 1811 Ф 5 /Г
5
F ♯ 5 / G ♭ 5 Эвик 79 1789 F ♯ 5 / G ♭ 5 F ♯ 5 / G ♭ 5 Дик Асем 76 1721 Ф 5 /Г
5
Ф 5 персидский 75 1698 Ф 5 Ф 5 Хусайни 71 1608 EЕ5 EЕ5 Дик Хисар 70 1585 Д 5 /Э
5
EЕ5 Хисар 67 1517 Д 5 /Э
5
D ♯ 5 / E ♭ 5 Ним Хисар 66 1494 D ♯ 5 / E ♭ 5 D ♯ 5 / E ♭ 5 Я не знаю 62 1404 Д 5 Д 5 Дик Хиджаз 61 1381 С 5 /Д
5
Д 5 Хиджаз 58 1313 С 5 /Д
5
C ♯ 5 / D ♭ 5 Ним Хиказ 57 1291 C ♯ 5 / D ♭ 5 C ♯ 5 / D ♭ 5 Шарга 53 1200 С 5 С 5 Дик Бюселик 52 1177 С 5
С 5 Бюселик 49 1109 Б 4 Б 4 сегах 48 1087 А 4 /Б
4
Б 4 Дик Курди 45 1019 А 4 /Б
4
A ♯ 4 / B ♭ 4 курдский 44 996 A ♯ 4 / B ♭ 4 A ♯ 4 / B ♭ 4 Дуга 40 906 A 4 A 4 Дик Зиргюле 39 883 Г 4 /А
4
A 4 Зиргуле 36 815 Г 4 /А
4
G ♯ 4 / A ♭ 4 Ним Зиргюле 35 792 G ♯ 4 / A ♭ 4 G ♯ 4 / A ♭ 4 случай 31 702 Г 4 Г 4 Дик Гевест 30 679 Ф 4 /Г
4
Г 4 Рукоять 27 611 Ф 4 /Г
4
F ♯ 4 / G ♭ 4 Ирак 26 589 F ♯ 4 / G ♭ 4 F ♯ 4 / G ♭ 4 Дик Асем Аширан 23 521 Ф 4 /Г
4
FF4 Асем Аширан 22 498 FF4 FF4 Гусейни Аширан 18 408 Е 4 Е 4 Крепость Каба Дик 17 385 Д 4 /Э
4
Е 4 Крепость Каба 14 317 Д 4 /Э
4
D ♯ 4 / E ♭ 4 Каба Ним Хисар 13 294 D ♯ 4 / E ♭ 4 D ♯ 4 / E ♭ 4 Даа 9 204 Д 4 Д 4 Каба Дик Хиджаз 8 181 С 4 /Д
4
Д 4 Каба Хиджаз 5 113 С 4 /Д
4
C ♯ 4 / D ♭ 4 Каба Ним Хиказ 4 91 C ♯ 4 / D ♭ 4 C ♯ 4 / D ♭ 4 Каба Шарга 0 0 С 4 С 4
Интервалы
[ редактировать ]Названия и символы различных интервалов показаны в следующей таблице:
Название интервала ( название диапазона ) | Значение через запятую ( значение как кома ) | Символ ( Икона ) |
---|---|---|
кома или больше | 1 | Ф |
недостающий баланс | 3 | И |
баланс | 4 | Б |
немного великодушный | 5 | С |
великолепие | 8 | К |
танин | 9 | Т |
теперь двоичный | 12 - 13 | А |
Тетрахорды ( четверки ) и пентахорды ( квинты )
[ редактировать ]
Подобно конструкции макамата, отмеченной выше, макам в турецкой музыке построен из тетрахорда, построенного на пентахорде , или наоборот ( трихорды существуют, но используются редко). Кроме того, у большинства макамов есть так называемое «развитие» ( genişleme по-турецки), которое может происходить либо выше, либо ниже (или и того, и другого) тоники и / или самой высокой ноты.
Существует 6 основных тетрахордов, названных иногда в соответствии с их тонической нотой, а иногда в соответствии с наиболее характерной нотой тетрахорда:
- Шарга
- Бюселик
- курдский
- Ушшак
- Хиказ и
- случай
Есть также 6 основных пентахордов с одинаковыми названиями и добавленным тоном (Т).
Стоит иметь в виду, что эти паттерны можно транспонировать на любую ноту гаммы, так что, например, тонику ля (дуга) тетрахорда хиказ можно переместить на мажорную секунду вверх (9 запятых) в си (буселик). ), или вообще к любой другой ноте. Остальные ноты тетрахорда, конечно, также транспонируются вместе с тоникой, позволяя рисунку сохранить свой характер.
Основная теория макама
[ редактировать ]Макам — это больше, чем просто набор нот и интервалов, это, по сути, руководство по композиционной структуре: любая композиция в данном макаме будет перемещаться по нотам этого макама более или менее упорядоченным образом. Этот узор известен на турецком языке как сейир (что в основном означает «маршрут»), и существует три типа сейира :
- поднимающийся ( поднимающийся );
- падение ( начало );
- - поднимается падает
Как говорилось выше, макамы состоят из тетрахорда и пентахорда (или наоборот), и с точки зрения этой конструкции в макаме есть три важных ноты:
- дурак »), который является начальной нотой первого тетрахорда или пентахорда и всегда завершает любое произведение , (« тоника написанное макамом;
- güçlü упомянутые («доминанта»), которая является первой нотой второго тетрахорда или пентахорда и используется как временная тоника в середине пьесы (в этом смысле она чем-то похожа на осевые звуки, выше в контексте арабской музыки). Такое использование термина «доминирующий» не следует путать с западным доминированием ; хотя güçlü часто представляет собой пятую ступень шкалы, она также часто может быть четвертой, а иногда и третьей;
- йеден («ведущий тон» ) , который чаще всего является предпоследней нотой любого произведения и переходит в тонику; иногда это близко к настоящему западному ведущему тону (немного более резкому или немного более плоскому), а иногда близко к западному субтону .
Кроме того, в целом существует три типа макама:
- простые макамы ( басит макамлар ), почти все из которых имеют восходящий сейир ;
- транспонированные макамы ( göçürülmüş makamlar ), которые, как следует из названия, представляют собой простые макамы, транспонированные на другой тоник;
- составные макамы ( bileşik/mürekkep makamlar ), которые представляют собой соединение различных макамов, число которых исчисляется сотнями.
Простые навыки
[ редактировать ]начинающий макам
[ редактировать ]Офис Буселик
[ редактировать ]Этот макам имеет две основные формы: в первой основной форме (1) он состоит из пентахорда Буселик плюс тетрахорда Кюрди на ноте Хусейни (ми) и по сути совпадает с западным ля-минором ; во втором (2) он состоит из пентахорда Буселик плюс тетрахорда Хиказ на Гусейни и идентичен ля-гармоническому минору. Тоника - ля (Дюга), доминантный Хусейни (ми) и ведущий тон соль-диез (Ним Зиргюле). Кроме того, при спуске от октавы к тонике шестая (фа, Acem) иногда обостряется до фа-диеза (Dik Acem), а доминанта (E, Hüseynî) сглаживает четыре запятые до ноты Хисар (1А). Все эти альтернативы показаны ниже:
шарга макам
[ редактировать ]
Считается, что этот макам идентичен западной гамме до-мажор , но на самом деле концептуализация макама через западные музыкальные гаммы вводит в заблуждение. Шарга макам состоит из пентахорда шарга и тетрахорда шарга, начинающегося с ноты гердание (G). Таким образом, тоника — до (нота чарга), доминанта — соль (нота гердание), а ведущий тон — си (нота буселик).
Однако чарга макам очень мало используется в турецкой музыке, и фактически в определенные моменты истории его критиковали за то, что он неуклюжий и неприятный макам, который может вдохновить тех, кто его слушает, на различные виды правонарушений. [ нужна ссылка ]
Найти кошелек
[ редактировать ]Этот широко используемый макам, который, как говорят, приносит слушателю счастье и спокойствие, состоит из пентахорда Раста и тетрахорда Раста на ноте Нева (ре); это отмечено (1) ниже. Тоника соль (Раст), доминанта ре (Нева), ведущий тон фа-диез (Ирак). Однако при спуске от октавы к тонике ведущий тон всегда сглаживается на 4 запятые до ноты Acem (F), и таким образом тетрахорд Буселика заменяет тетрахорд Раста; это отмечено (2) ниже. Кроме того, есть развитие ( genişleme ) в нижнем регистре макама, ниже тоники, которое состоит из тетрахорда Раст на ноте ре (Йега); это отмечено (1A) ниже.
В Турции особый мусульманский призыв к молитве (или эзан по-турецки), который происходит во второй половине дня и называется Икинди , а также последний призыв дня к молитве, называемый Яци , часто произносятся с использованием Раст макама.
Ушак макам
[ редактировать ]Этот макам состоит из тетрахорда Ушак плюс пентахорда Буселик на ноте Нева (D); это отмечено (1) ниже. Тоника — А (Дюга), доминанта — здесь собственно субдоминанта — Ре (Нева), а ведущий тон — здесь собственно субтоника — Соль (Раст). Кроме того, есть развитие нижнего регистра макама, который состоит из пентахорда Раст на ноте ре (Йега); это отмечено (1A) ниже.
В Турции особый призыв к молитве, который происходит около полудня и называется Огле, чаще всего произносится с использованием Ушак макама.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бекен и Сигнелл 2006, [ нужна страница ] .
- ^ «https://www.pegem.net: ТИПОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ТУРЕЦКОЙ МУЗЫКЕ В ОБРАЗОВАНИИ И ОБУЧЕНИИ» (PDF) . Проверено 26 марта 2017 г.
- ^ Шупо, Сокол, изд., Городская музыка на Балканах . Тирана: АСМУС, 2006 г.
Источники
[ редактировать ]- Бекен, Мунир и Карл Сигнелл. «Подтверждающие, задерживающие и вводящие в заблуждение элементы в турецкой импровизации», Традиции макама тюркских народов: материалы четвертого собрания исследовательской группы ICTM «макам», Стамбул, 18–24 октября 1998 г. , под редакцией Юргена Эльснера и Гисы Йахнишен, в сотрудничество с Теодором Оггером и Ильдаром Харисовым, [ нужна страница ] Берлин: издательство Trafo Dr. Вольфганг Вейст, 2006. ISBN 3-89626-657-8 http://www.umbc.edu/eol/makam/2008Kongre/confirming.html
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Айдемир, Мурат. Путеводитель по турецкой музыке Макам . Пан Паблишинг, 2010. ISBN 9789944396844 .
- Микош, Томас. Макамлар: Музыкальные гаммы Турции . Сл: Lulu.com, 2017. ISBN 978-0244325602 .
- Озкан, Исмаил Хакки. Турецкая музыкальная теория и методы. Кудумские беспорядки . Отюкен, 2000. ISBN 975-437-017-6 .
- Сигнелл, Карл Л. Макам: Модальная практика в турецкой художественной музыке . Нокомис, Флорида (США): Usul edition/Lulu.com., 2004. ISBN 0-9760455-0-8 . «Полное переиздание издания в твердом переплете 1986 года с обновлениями, исправлениями, введением, аудио и другими дополнениями». Первоначально опубликовано: Asian Music Publications, Серия D: Монографии, вып. 4. Сиэтл: Азиатские музыкальные публикации, 1977.
- Сигнелл, Карл Л. Макам: Применение макама в турецкой художественной музыке (турецкий перевод выше). Стамбул: Издательство Yapı Kredi Culture and Arts, 2006. ISBN 975-08-1080-5 .
- Йылмаз, Зеки. Уроки турецкой музыки . Стамбул: Публикации Чаглара, 2001. ISBN 975-95729-1-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Классическая турецкая (суфийская) музыка Divine Peşrev Saz semaisi и Taksim ноты и mp3 записи
- Синучен Танрикорур, «Османская музыка», перевод Саваша Ш. Баркчин, https://web.archive.org/web/20061215165158/http://www.turkmusikisi.com/osmanli_musikisi/the_ottoman_music.htm
- Макам Мир
- Сефардский проект «Пизмоним» - еврейское использование макама