Тип мелодии
Тип мелодии или тип-мелодия [2] представляет собой набор мелодических формул, фигур и узоров .
Термин и типичные значения
[ редактировать ]«Тип мелодии» является фундаментальным понятием для понимания природы западных и незападных музыкальных ладов , согласно основополагающей статье Гарольда Пауэрса «Мод» в первом издании Словаря музыки и музыкантов Нью-Гроув ( Пауэрс 1980 , 12: 376–77, 379 и др.).
Типы мелодии используются в сочинении огромного разнообразия музыки , особенно незападной и ранней западной музыки . Такая музыка обычно создается посредством процесса центонизации , либо свободно (то есть импровизируя), либо по фиксированному шаблону.
«Тип мелодии» в понимании этномузыковеда Марка Слобина (1982 , 186). [3] определяется как «группа связанных между собой мелодий, поскольку все они содержат схожие модальные процедуры и характерные ритмические и мелодические контуры или узоры». [4]
Большинство культур, сочиняющих музыку таким образом, организуют образцы в отдельные типы мелодий. Их часто сравнивают с современными западными гаммами , но на самом деле они представляют гораздо больше информации, чем последовательность допустимых тонов , поскольку они включают в себя то, как эти высоты должны функционировать в музыке, и указывают основные формулы, которые служат основой для импровизации . В неимпровизированной музыке, такой как систематизированная литургическая музыка, обычно все еще ясно, как мелодия развилась из установленных шаблонов.
На одном конце континуума, справа, тип мелодии представляет собой вполне определенную схему — конкретную мелодию или мелодию. Когда музыкант импровизирует по этой схеме, он [или она] играет мелодию лишь с небольшими вариациями. Основной контур сохраняется и четко распознается слушателем. Лучшим примером... на этом конце континуума является народная песня. Настоящее исполнение народной песни – это своего рода импровизация. Ни один человек не поет ее именно так, как она пришла к нему [или к ней]. Одна из задач исследования народной песни, конечно, состоит в том, чтобы найти все варианты мелодии и попытаться проследить семейные связи.
На левой стороне континуума находится тип мелодии как лад . Здесь тип мелодии аналогичен церковному ладу : скалярная конфигурация с преимущественным порядком тонов.
...Чем ближе мы подходим к полюсу, где типом мелодии является мелодия, тем более определенной и буквальной становится схема.- Май (1983) [5]
Мелодическая формула длиной от короткого мотива из нескольких нот до целой мелодии, служащая основой музыкальных произведений. Он отличается от лада, который просто устанавливает последовательность интервалов (в западной музыке полутона и целые тона), и от гаммы (ноты лада в порядке возрастания высоты звука) тем, что он более конкретен: Тип мелодии определяет реальные последовательности тонов в том виде, в котором они должны присутствовать в произведении, а также определенные начала и окончания, орнаменты и другие детали. Типы мелодии встречаются преимущественно в музыке древних народов — греков, евреев и др., а также народов Востока — арабов, персов (иранцев), индийцев и др. Например... рага .
— Грудное вскармливание (2004) [6]
Мелодические формулы и типы мелодии в монодических традициях мира.
[ редактировать ]- Формула интонации ( лат . intonatio , euouae , Noeane и т. д.) в григорианском пении , используемая в тонах псалмов и некоторых жанрах, таких как Трактат. [8]
- Энехема ( древнегреческий : ἐνήχημα ) в византийском пении
- Попевка (русский: попевка ) и Знаменный распев.
- Хаз в армянском распеве
- Все традиции макама Ближнего и Среднего Востока ( арабский макам , турецкий макам , курдский мекам , уйгурский мукам , азербайджанский мукам , узбекский и таджикский шашмаком , персидский дастгях и др.)
- Рага в индийской музыке
- Патет в индонезийской музыке
- Тёси в японской музыке
Внемузыкальные последствия
[ редактировать ]В большинстве случаев эти типы мелодий связаны с внемузыкальными значениями, особенно с эмоциями индийскую расу (см. , например, ). Они также часто связаны с определенным временем. Например, большинство раг связаны с определенным временем суток, или исполнение ваянга в Java подразумевает определенную последовательность патетов .
Многие из этих традиций имеют соответствующую ритмическую основу. К ним относятся:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Апель, Вилли (1997). История клавишной музыки до 1700 года , с. 263. Пер. Тишлер, Ганс. ISBN 0-253-21141-7 .
- ^ Дэвид Хили . Западный Плейнчант. Справочник . Оксфорд: Clarendon Press, 1993, стр. 331–33.
- ^ Слобин, Марк (1982). Многоквартирные песни: популярная музыка еврейских иммигрантов . Музыка в американской жизни. Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-00893-6 .
- ^ Коскофф, Эллен (2000). Музыка в жизни Любавичей (Urbana: University of Illinois Press), с. 86. ISBN 978-0-252-02591-4 .
- ^ Мэй, Элизабет (1983). Музыка многих культур: Введение, Часть 1 , с. 274. ISBN 978-0-520-04778-5 .
- ^ Аммер, Кристина (2004). «Тип мелодии», «Факты о музыкальном словаре» , стр. 238. ISBN 978-0-8160-5266-0 .
- ^ Дэвид Хили, Western Plainchant: Справочник (Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993): стр. 58–69 и стр. 331–335; этот справочник сам по себе представляет собой краткое изложение специализированных исследований интонационных формул Мишеля Хьюгло, Теренса Бейли, Бруно Стеблейна и многих других, упомянутых на стр. 58 и 325 и др. См. также: Фиона Макэлпайн, Тональное сознание и средневековый Запад (Берн: Питер Ланг, 2008): с. 112.
- ^ Бейли Т. Интонационные формулы западного пения. Торонто, 1974 год.
Источники
[ редактировать ]- Пауэрс, Гарольд С. (1980). "Режим". Словарь музыки и музыкантов New Grove под редакцией Стэнли Сэди . Лондон: Издательство Macmillan.
- Слобин, Марк (1982). Многоквартирные песни: популярная музыка еврейских иммигрантов . Музыка в американской жизни. Урбана: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-00893-6