Шашмакам
Шашмакам | |
---|---|
Родное имя | Шашмаком / Шашмаком |
Культурное происхождение | Таджикская и узбекская музыка |
Типовые инструменты | Длинношеие лютни , дайра и сато. |
Шашмаком музыка | |
---|---|
Страна | Таджикистан и Узбекистан |
Ссылка | 00089 |
Область | Азия и Тихоокеанский регион |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Список | Представитель |
Шашмаком ( таджикский : Шашмақом , русский : Шашмаком , узбекский : шашмаком , персидский : ششمقام ) — среднеазиатский музыкальный жанр (типичный для Таджикистана и Узбекистана ), который, возможно, развился в городе Бухара . Шашмакам означает шесть макамов (ладов) на персидском языке, где дастгях — это название персидских ладов, а макамы — это название ладов в более общем смысле.
Это изысканная музыка, тексты которой взяты из суфийских стихов о божественной любви. Инструменты шашмакома служат строгим аккомпанементом голосам. На большинстве концертов они состоят из пары лютнь с длинной шеей ( равап , тар , танбур или дутар ), дайры , или рамочного барабана, который своими звонами очень похож на бубен , и сато , или поклонился танбур.
История
[ редактировать ]В первой половине 20-го века в Узбекистане Абдул Рауф Фитрад, член Джадида , особенно интересовался шашмакамом, традиционной придворной музыкой. В 1927 году он написал книгу « Узбек класик Музикаси ва унинг тарихи» («Узбекская классическая музыка и ее история»), в которой представил шашмакам как великую музыкальную традицию узбекского народа . В 1930-е годы, во время советского режима Иосифа Сталина , узбекский шашмаком рассматривался как отголосок феодального правящего класса и своего рода музыка, которая препятствовала культурному прогрессу в направлении принятия гармонии европейского стиля. Наконец, в 1951 году указ президента Союза композиторов Узбекистана, подтвержденный комитетом Узбекистана, запретил маком и развитие музыкальной практики.
В середине 50-х годов макам начал идеологическую реабилитацию. В Таджикистане местное руководство решило, что шашмаком должен стать частью национального традиционного наследия. Напряженность в отношениях между Таджикистаном и Узбекистаном привела к дифференциации между таджикским шашмакомом, разработанным в Душанбе , и узбекским шашмакомом, разработанным в Ташкенте . В таджикских книгах узбекский шашмакам не упоминается, и наоборот. [ нужна ссылка ]
В 1980-е годы это искусственное разделение начало меняться. Узбекистан начал узнавать о таджикском шашмакоме, а Таджикистан – об узбекском шашмакоме. Это сохранилось и по сей день, но всплеск национализма в Узбекистане может изменить ситуацию: певцы на радио в Бухаре , городе, прекрасно говорящем на узбекском и таджикском языках , используют в своих музыкальных передачах шашмаком только узбекские тексты. [1]
Этот стиль музыки был принесен в западный мир, особенно в Соединенные Штаты, бухарскими евреями Центральной Азии. Многие из них были успешными исполнителями Шасмакома и принесли его на Запад.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Теодор Левин, Ретерриториализация культуры в новых государствах Центральной Азии: отчет из Узбекистана. Год традиционной музыки, Vol. 25, Музыкальные процессы в Азии и Океании. (1993) стр. 51-59.