Жалкий
Патет ( яванский : ꦥꦛꦼꦠ꧀ , латинизированный: Патет , также патет ) — организующая концепция в центральной яванской гамелан музыке в Индонезии . Это система тональных иерархий, в которой одни ноты подчеркиваются больше, чем другие. На яванском языке это слово означает «приглушать или удерживать». Патет - это «ограничение выбора игроком вариации, так что, хотя в одном патете определенная нота может быть заметной, в другом ее следует избегать или использовать только для особого эффекта. Осознание таких ограничений и исследование вариаций внутри них. отражает основную философскую цель музыки гамелана, да и всего искусства Центральной Явы, а именно сдержанность и утонченность собственного поведения». [ 2 ] Яванцы часто дают поэтические объяснения пате, например: «Патет — это ложе или ложе мелодии » . [ 3 ] По сути, патет указывает, какие ноты в мелодии подчеркнуты, особенно в конце фразы ( селе ), а также определяет, какие уточнения ( сенгкок и секаран ) уместны. Однако во многих случаях произведения рассматриваются как смесь патетов, и реальность часто оказывается более сложной, чем указанные здесь обобщения, и зависит от конкретной композиции и стиля.
Классификация
[ редактировать ]В яванской музыке традиционно шесть патетов, по три на каждую систему строя, пелог и слендро . Системы соответствуют друг другу по подчеркнутым высотам, как в таблице, приведенной ниже (данной в обозначениях кепатихана ), хотя, конечно, числа не обозначают одни и те же частоты.
Пелог Патет |
Соответствующий Слендро Патет |
Подчеркнул "тоник" |
Сильный "доминирующий" |
Избегайте в слендро |
Редкий в Пелоге |
---|---|---|---|---|---|
Пелог пять | Слендро не | 2 | 5 | 1 | 7 |
Пелог не | Стройная Санга | 5 | 1 | 3 | 7 |
Пелог штучки | Слендро улыбнулся | 6 | 2 | 5 | 1 |
(Примечание: пелог лима и слендро нем не являются музыкально параллельными.) Музыкальные отношения между патетами позволяют переносить некоторые пьесы из одного патета в другой, а также разделять ченгкок при разных транспозициях. Некоторые прямые транспозиции балунгана: из манюры в сангу путем опускания нот на одну ступень шкалы; от манюры до пелог баранга, изменив высоту звука с первого на седьмой и изменив 2126 на 2756; от слендро санги до пелог нема, играя на слендро балунгане в пелоге.
В сочинении Мантл Худа о папете, которое больше не считается авторитетным, предполагается, что в пелоге 4 является «диссонирующим» звуком; разработка таких инструментов, как гендер и Вместо этого гамбанг часто играет на соседних полях 3 или 5. «Избегаемые» ноты редки, как и селе . В некоторых источниках используются термины «тонический» и «доминантный». Яванцы используют терминологию падханг и улихан , или вопрос и ответ, для описания семантики балунгана или лагу (мелодии). Другой системой обозначения, предложенной Мантл Худом , была Гонг Тон I для ударной ноты, Дасар для сильной ноты и Гонг Тон II для другой сильной ноты, включенной в каденциальную систему.
Для обозначения pélog иногда встречаются два других термина: pathet bem и pathet manyura . Патет бем, что означает пелог патет, в котором единица высоты используется в качестве первой степени шкалы 1 2 3 5 6, используется как общий термин для обозначения пелог патет нем и лима (особенно в Джокье, где это различие традиционно не проводится [ ?]). в этих паэтах Мантл Худ В ходе анализа гендинга обнаружил , что они по-прежнему отличаются своими типичными узорами. [ 4 ] Другой патет, пелог патет манюра, также называемый пелог ньямат, представляет собой прямой перевод из слендро манюра в пелог, без замены 7 на 1, как в патет баранг. Встречается в небольшой коллекции гендинга. [ 5 ]
Каденции
[ редактировать ]Ученый и этномузыколог Мантл Худ предложил определенные идеи, основанные на смещении этих характерных каденций на одну октаву. В своих ранних западных работах о патете он предположил, что одним из самых ярких различий между патэтом являются типичные ритмы , которые появляются в балунгане , особенно в конце фраз, отмеченных кенонгом или гонгом. Эти идеи были в значительной степени опровергнуты по мере того, как яванская исполнительская практика стала лучше пониматься, а более поздние исследования показали, что вопросы папета и лагу более четко представлены многооктавными инструментами, такими как ребаб и голос.
- Слендро
- Пол: 6-5-3-2
- Филиалы: 2-1-6-5
- Манюра: 3-2-1-6
- Пелог
- Лима: 5-4-2-1 (старая) или 5-3-2-1 (новая)
- Пол: 2-1-6-5
- Пункт: 3-2-7-6
- Манюра: 3-2-1-6
Использовать
[ редактировать ]В вечер ваянга пата аккомпанемента звучит на протяжении всего выступления. В слендро последовательность — от нема к санге и манюре; в Пелоге, от Лимы до Нема и Баранга. Очень рано ваянг использовался только в слендро, но сейчас принято сочетать слендро и пелог в представлениях ваянг, танца и клененган (чистая музыка). Разделы ваянга также связаны с этапами жизни и рядом эмоций; это влияет на ощущение, игру и интерпретацию пьес каждого патета.
Многие фрагменты можно переносить с одного патета на другой. Иногда это предполагает некоторые замены нот. Многие ченгкок и секаран имеют соответствующие версии в разных паттернах.
В каждом патете есть несколько патэтанов , мелодий в свободном размере, которые, как часто говорят, выражают суть патета. В ваянге они основаны на мелодической структуре сольных песен, исполняемых дхалангами, таких как сулук или ада-ада. Когда гамелан играется независимо от ваянга, патетан исполняется инструментально с помощью мягких развивающих инструментов - ребаба, гендера, гамбанга и сулинга - в начале или в конце пьесы, следуя контуру соответствующей вокальной мелодии.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Приведенные выше представления систем настройки слендро и пелога в западной системе обозначений не следует рассматривать ни в каком смысле как абсолютные. Не только трудно передать незападные гаммы с помощью западной записи, но и потому, что вообще не существует двух наборов гамеланов. будет иметь одинаковую настройку как по высоте, так и по интервальной структуре. Яванских стандартных форм этих двух систем настройки не существует». Линдси, Дженнифер (1992). Яванский гамелан , стр.39-41. ISBN 0-19-588582-1 .
- ^ Линдси (1992), стр.40.
- ^ RM Jayadipura, цитируется в Jaap Kunst , Music in Java (Гаага, 1949), стр. 72.
- ^ Худ 1977, с. 232-234
- ^ Худ 1977, с. 148
Ссылки
[ редактировать ]- Капюшон, Мантия . Ядерная тема как определитель Патета в яванской музыке . Нью-Йорк: Да Капо, 1977.
- кости, [ 1 ] Рахаю Супанга, перевод Марка Перлмана. Балунган, Том. III, № 2, октябрь 1988 г. Опубликовано Американским институтом Гамелан .