Арабский макам
В традиционной арабской музыке макам ( араб . مقام , латинизированный : maqām , буквально «восхождение»; мн. مقامات maqāmāt ) — это система мелодических ладов , которая в основном мелодична . Слово макам по-арабски означает место, расположение или положение. Арабский макам — это тип мелодии . Это «техника импровизации », которая определяет высоту звука , узор и развитие и музыкального произведения является «уникальной для арабской художественной музыки». [1] Существует 72 гептатонических тональных ряда или гаммы макамата. [1] Они состоят из дополненной , мажорной , нейтральной и второстепенной секунд . [1] Каждый макам построен по гамме и несет в себе традицию, определяющую его привычные фразы, важные ноты , мелодическое развитие и модуляцию . И композиции , и импровизации в традиционной арабской музыке основаны на системе макама . Макамат может быть реализован как с вокалом , так и с инструментальной музыкой и не включать в себя ритмическую составляющую.
Существенным фактором исполнения является то, что каждый макам описывает «тонально-пространственный фактор» или набор музыкальных нот и отношения между ними, включая традиционные закономерности и развитие мелодии , тогда как «ритмико-временной компонент» «не подчиняется никакому определенному принципу». организация». [2] Макам не имеет «устоявшейся, регулярно повторяющейся схемы тактов и неизменного размера. Определенный ритм иногда действительно определяет стиль исполнителя, но это зависит от техники его исполнения и никогда не характерно для макама как такового». [2] Композиционный , или, скорее, предкомпозиционный аспект макама — это тонально-пространственная организация, включающая число тоновых уровней, а импровизационный аспект — построение ритмико-временной схемы. [2]
Фон
[ редактировать ]Обозначение макам впервые появилось в трактатах, написанных в четырнадцатом веке аль-Шейхом ас-Сафади и Абдулкадиром аль-Мараги , и с тех пор используется как технический термин в арабской музыке. Макам — структура ладовая , характеризующая музыкальное искусство стран Северной Африки , Ближнего Востока и Средней Азии . К модальной семье макам принадлежат три основные музыкальные культуры: арабская, персидская и турецкая.
Система настройки
[ редактировать ]Ноты макама не всегда настроены одинаково по темперации , а это означает, что соотношение частот последовательных тонов не обязательно одинаково. Макам также определяет другие вещи, такие как тоника (начальная нота), конечная нота и доминантная нота. Он также определяет, какие ноты следует подчеркивать, а какие нет. [3]
Арабские макаматы основаны на музыкальной гамме из 7 нот , повторяющихся в октаве . Некоторые макаматы имеют две или более альтернативных гаммы (например, Раст, Нахаванд и Хиджаз). Гаммы макама в традиционной арабской музыке являются микротональными , а не основаны на двенадцатитоновой равнотемперированной музыкальной системе настройки, как это имеет место в современной западной музыке . Большинство гамм макама включают идеальную квинту или идеальную кварту (или обе), и все октавы идеальны. Остальные ноты гаммы макама , а могут и нет могут располагаться точно на полутонах . По этой причине гаммы макама в основном преподаются устно и путем длительного прослушивания традиционного арабского музыкального репертуара.
Обозначения
[ редактировать ]Поскольку точно записать все возможные микротональные интервалы нецелесообразно, нотной записи на рубеже 20-го века в арабской музыке была принята упрощенная система . Начиная с хроматической гаммы , октава делится на 24 равных ступени ( 24 равнотемперированных ), где четверть тона равна половине полутона в 12 -тоновой равнотемперированной гамме. В этой системе обозначений все ноты макама округляются до ближайшей четверти тона.
Эта система обозначений не является точной, поскольку исключает множество деталей, но очень практична, поскольку позволяет макамат записывать с использованием стандартной западной системы обозначений . Четвертные тона можно записать с помощью полубемолей ( или ) или полудиез ( ). При расшифровке с помощью этой системы обозначений некоторые гаммы макама включают четверти тона, а другие нет.
На практике макамат исполняется не во всех хроматических тональностях, и его сложнее транспонировать, чем гаммы в западной музыке, в первую очередь из-за технических ограничений арабских инструментов . По этой причине полудиезы редко встречаются в гаммах макама , и наиболее часто используемыми полубемолью является E. , Б и реже А .
Интонация
[ редактировать ]24-тоновая система является полностью условной системой обозначений и не влияет на фактическую точную интонацию исполняемых нот. Практикующие арабские музыканты, используя номенклатуру 24-тоновой системы ( полубемоль и полудиез ), часто все же исполняют более тонкие микротональные детали, которые дошли до наших дней в устной традиции.
Макамат , не включающий четверти тона (например, Нахаванд, Аджам), может исполняться на равнотемперных инструментах, таких как фортепиано , однако такие инструменты не могут точно воспроизвести микротональные детали гаммы макама . Макамат можно добросовестно исполнять либо на безладовых инструментах (например, на уде или скрипке ), либо на инструментах, допускающих достаточную степень настройки и микротонального контроля (например, най , канун или кларнет ). На ладовых инструментах со стальными струнами микротонального контроля можно добиться путем подгибания струн, как при игре блюза .
Точная интонация каждого макама меняется в зависимости от исторического периода, а также от географического региона (как в случае с лингвистическими акцентами , например, ). По этой причине, а также потому, что не принято точно и аккуратно записывать микротональные вариации двенадцатитоновой равнотемперированной гаммы , на практике макамат в основном изучают на слух.
Фазы и центральные тона
[ редактировать ]Каждый отрывок состоит из одной или нескольких фаз, которые представляют собой разделы, «играемые на одном тоне или в пределах одной тональной области», и на их артикуляцию может потребоваться от семи до сорока секунд. Например, уровень тона по центру g: [4]
Уровни тона, или осевые высоты, начинаются в нижнем регистре и постепенно повышаются до самого высокого уровня в кульминации, а затем снова снижаются, например (в обозначениях под европейским влиянием): [5]
«Когда все возможности музыкального структурирования такого уровня тона полностью исследованы, этап считается завершенным». [5]
Ядро
[ редактировать ]Центральные тона макама создаются из двух разных интервалов. Одиннадцать центральных тонов макама, использованных в приведенном выше примере последовательности фаз, можно сократить до трех, которые составляют «ядро» макама: [6]
Ряды тонов макамата могут быть идентичными, например, макам баяти и макам ушшак тюрки: [6]
но различаться разными ядрами. Баяти показано в приведенном выше примере, а ушшак тюрки: [6]
Любой
[ редактировать ]Макамат состоит из небольших наборов последовательных нот, которые имеют очень узнаваемую мелодию и передают особое настроение. Такой набор называется джинс ( араб . جنس ; мн. ajnās أجناس ), что означает «пол» или «род». В большинстве случаев джинс состоит из четырех последовательных нот ( тетрахорд ), хотя существуют также аджны из трех последовательных нот ( трихорд ) или пяти последовательных нот ( пентахорд ). В дополнение к другим исключительным аджнам неопределенных размеров.
Аджны являются строительными блоками макама . В макаме есть нижний (или первый) джин и верхний (или второй) джин . В большинстве случаев макамы подразделяются на семьи или ветви в зависимости от их низших джиннов . Верхние джины могут начинаться с конечной ноты нижних джинов или со следующей за ней ноты. В некоторых случаях верхняя и нижняя аджны могут перекрываться. Начальная нота верхних джинов называется доминантой и является второй по важности нотой в этой гамме после тоники . Гаммы макама часто включают в себя вторичные аджны , которые начинаются с нот, отличных от тоники или доминанты. Вторичные аджны выделяются в процессе модуляции .
Ссылки по теории арабской музыки часто различаются по классификации аджн . Не существует единого мнения относительно окончательного списка всех аджн , их названий и размеров. Однако большинство источников сходятся во мнении относительно основных 9 аджн , которые также составляют основные 9 семейств макамов . Ниже приводится список основных 9 аджн, обозначенных западными стандартами (все ноты округлены до ближайшей четверти тона):
(подробнее см. арабский Макам Аджнас )
Семьи Макам
[ редактировать ]- Аджам также мажор Аджам , Джихарка Шаук Ушайран - , , Аджам « Афза »
- Баяти Баятайн Хусайни , Баяти , Шури Хусейни , - , Нахфат Ушайран , Баяти ,
- Хиджаз фригийская доминантная Хиджаз Шад , Хиджаз , Кар Арабан , , Сузидил , Занджаран , - также Хиджазайн Шахназ гамма
- Курд фригийской чешуи курд , , Хиджаз Курд Кар Лами - также
- Нахаванд также малый масштаб , , Нахаванд Ушак Мурасса Яках , Султани Масри - , Нахаванд Фарахфаза
- Нава Атар – Атар Курд ( Атар Курд ), Нава Атар ( Нава Атар или Нава Атар ), Никриз ( Накриз ), Хисар ( Хисар )
- Раст Махур , Найруз - , Раст Сузнак Яках , ,
- Саба – Саба Саба Замзам ,
- Сика – Баста Никар ( баста никар ), Хузам ( хазам ), Ирак ( Ирак ), Мустаар ( заимствованный ), Рахат аль-Арва ( покой душ ), Сика ( сика ), Сика Балади ( сика моя страна )
Эмоциональный контент
[ редактировать ]Иногда говорят, что каждый макам вызывает определенную эмоцию или набор эмоций, определяемых рядом тонов и ядром, при этом разные макамы имеют один и тот же ряд тонов, но различаются ядром и, следовательно, эмоциями. Говорят, что Макам Раст пробуждает гордость, силу и здравомыслие. [7] Макам Баяти: жизненная сила, радость и женственность. [7] Религия: любовь. [7] Саба: печаль и боль. [8] Хиджаз: далекая пустыня. [7]
В эксперименте, в котором макам Саба разыгрывался перед равным количеством арабов и неарабов, которых просили записать свои эмоции в концентрических кругах, при этом самые слабые эмоции находились во внешних кругах, арабские испытуемые сообщили, что воспринимали Сабу как «грустную», «трагическую». и «оплакивание», в то время как только 48 процентов неарабов описали это таким образом, при этом 28 процентов неарабов описывали такие чувства, как «серьезность», «тоска» и напряжение», а 6 процентов испытывали такие чувства, как «счастливое «, «активный» и «очень живой», а 10 процентов не выявили никаких чувств. [8]
Говорят, что эти эмоции частично вызываются изменением размера интервала во время представления макама. Например, Макам Саба в первых четырех нотах содержит D, E. , F и G ♭ , две средние секунды, одна больше (160 центов) и одна меньше (140 центов), чем три четверти тона, и второстепенная секунда (95 центов). Далее, Е и G ♭ могут незначительно отличаться, что, как говорят, вызывает «грустное» или «чувствительное» настроение. [9]
Вообще говоря, считается, что каждый макам вызывает у слушателя разные эмоции. На более базовом уровне каждый джин утверждается, что передает разное настроение или цвет. По этой причине говорят, что макамы одной семьи имеют общее настроение, поскольку начинаются с одних и тех же джинов . Не существует единого мнения о том, какое именно настроение у каждого макама или джина . настроения описываются В некоторых источниках макамные с использованием очень расплывчатой и субъективной терминологии (например, макамы, вызывающие «любовь», «женственность», «гордость» или «далекую пустыню»). Однако не было проведено каких-либо серьезных исследований с использованием научной методологии на разнообразной выборке слушателей (как арабов, так и неарабов), доказывающих, что они испытывают одни и те же эмоции, слыша один и тот же макам .
Попытка того же упражнения в более поздней тональной классической музыке означала бы связь настроения с мажорным и минорным ладами . В этом случае существует некоторый консенсус в отношении того, что минорная гамма «печальнее», а мажорная гамма «счастливее». [10]
Модуляция
[ редактировать ]Модуляция — это техника, используемая при развитии макама мелодическом . Проще говоря, это означает переход от одного макама к другому (совместимому или близкородственному) макаму . Это предполагает использование новой музыкальной гаммы . Длинное музыкальное произведение может модулировать несколько макамов , но обычно заканчивается начальным макамом (в редких случаях цель модуляции состоит в том, чтобы фактически закончиться новым макамом ). Более тонкая форма модуляции внутри одного и того же макама состоит в переносе акцента с одного джинна на другой, что подразумевает новый макам .
Модуляция добавляет музыке интереса и присутствует почти в каждой мелодии, основанной на макаме . Модуляции, приятные для слуха, создаются путем соблюдения совместимых комбинаций аджны и макамата, давно устоявшихся в традиционной арабской музыке . Хотя такие комбинации часто описаны в музыкальных справочниках, большинство опытных музыкантов изучают их путем длительного прослушивания.
Влияние во всем мире
[ редактировать ]Во время золотого века ислама эта система повлияла на музыкальные системы в разных местах. Некоторыми яркими примерами этого являются влияние, которое оно имело на Пиренейском полуострове во время правления мусульман в Аль-Андалусе . Сефардская еврейская литургия также следует системе макама. Еженедельный макам выбирается кантором в зависимости от эмоционального состояния прихожан или еженедельного чтения Торы . Этот вариант называется Еженедельный Макам . Существует также заметное влияние арабского макама на музыку Сицилии . [11]
См. также
[ редактировать ]- Муджаввад
- Али Мердан
- Иракский Макам
- Мелизма
- Писмоним
- Еженедельный макам
- Распределение
- Ребята
- Гармонический минор
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тома 1996 , стр. 38, 203.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тома 1996 , с. 38
- ^ Тома 1996 , стр. 38–39.
- ^ Тома 1996 , с. 40.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тома 1996 , с. 41.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тома 1996 , с. 42
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Тома 1996 , с. 43
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тома 1996 , с. 44
- ^ Тома 1996 , с. 45
- ^ Фриц, Томас; Йентшке, Себастьян; Госслен, Натали; Сэммлер, Даниэла; Перец, Изабель; Тернер, Роберт; Фридеричи, Анжела Д.; Кельш, Стефан (2009). «Всеобщее признание трех основных эмоций в музыке» . Современная биология . 19 (7): 573–576. дои : 10.1016/j.cub.2009.02.058 . ПМИД 19303300 .
- ^ «Региональные песни Сицилии» . www.italyheritage.com . Проверено 25 апреля 2021 г.
Источники
- Тома, Хабиб Хасан (1996). Музыка арабов . Перевод Лори Шварц. Портленд, Орегон: Amadeus Press. ISBN 0-931340-88-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- эль-Махди, Салах (1972). Арабская музыка: структуры, история, органология . Париж, Франция: Альфонс Ледюк, Editions Musicales. ISBN 2-85689-029-6 .
- Лагранж, Фредерик (1996). Музыка Египта . Город музыки / Actes Sud. ISBN 2-7427-0711-5 .
- Маалуф, Ширин (2002). История теории арабской музыки . Ливан: Касликский университет Святого Духа. OCLC 52037253 .
- Маркус, Скотт Ллойд (1989). Теория арабской музыки в современный период (кандидатская диссертация). Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. OCLC 20767535 .
- Рэйси, Али Джихад (2003). Создание музыки в арабском мире: культура и артистизм Тараб . Издательство: Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-30414-8 .
- Фаррадж, Джонни; Абу Шумайс, Сами (2019). Внутри арабской музыки Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0190658359 .