Jump to content

Арабский макам

В традиционной арабской музыке макам ( араб . مقام , латинизированный : maqām , буквально «восхождение»; мн. مقامات maqāmāt ) — это система мелодических ладов , которая в основном мелодична . Слово макам по-арабски означает место, расположение или положение. Арабский макам — это тип мелодии . Это «техника импровизации », которая определяет высоту звука , узор и развитие и музыкального произведения является «уникальной для арабской художественной музыки». [1] Существует 72 гептатонических тональных ряда или гаммы макамата. [1] Они состоят из дополненной , мажорной , нейтральной и второстепенной секунд . [1] Каждый макам построен по гамме и несет в себе традицию, определяющую его привычные фразы, важные ноты , мелодическое развитие и модуляцию . И композиции , и импровизации в традиционной арабской музыке основаны на системе макама . Макамат может быть реализован как с вокалом , так и с инструментальной музыкой и не включать в себя ритмическую составляющую.

Существенным фактором исполнения является то, что каждый макам описывает «тонально-пространственный фактор» или набор музыкальных нот и отношения между ними, включая традиционные закономерности и развитие мелодии , тогда как «ритмико-временной компонент» «не подчиняется никакому определенному принципу». организация». [2] Макам не имеет «устоявшейся, регулярно повторяющейся схемы тактов и неизменного размера. Определенный ритм иногда действительно определяет стиль исполнителя, но это зависит от техники его исполнения и никогда не характерно для макама как такового». [2] Композиционный , или, скорее, предкомпозиционный аспект макама — это тонально-пространственная организация, включающая число тоновых уровней, а импровизационный аспект — построение ритмико-временной схемы. [2]

Обозначение макам впервые появилось в трактатах, написанных в четырнадцатом веке аль-Шейхом ас-Сафади и Абдулкадиром аль-Мараги , и с тех пор используется как технический термин в арабской музыке. Макам структура ладовая , характеризующая музыкальное искусство стран Северной Африки , Ближнего Востока и Средней Азии . К модальной семье макам принадлежат три основные музыкальные культуры: арабская, персидская и турецкая.

Система настройки

[ редактировать ]

Ноты макама не всегда настроены одинаково по темперации , а это означает, что соотношение частот последовательных тонов не обязательно одинаково. Макам также определяет другие вещи, такие как тоника (начальная нота), конечная нота и доминантная нота. Он также определяет, какие ноты следует подчеркивать, а какие нет. [3]

Арабские макаматы основаны на музыкальной гамме из 7 нот , повторяющихся в октаве . Некоторые макаматы имеют две или более альтернативных гаммы (например, Раст, Нахаванд и Хиджаз). Гаммы макама в традиционной арабской музыке являются микротональными , а не основаны на двенадцатитоновой равнотемперированной музыкальной системе настройки, как это имеет место в современной западной музыке . Большинство гамм макама включают идеальную квинту или идеальную кварту (или обе), и все октавы идеальны. Остальные ноты гаммы макама , а могут и нет могут располагаться точно на полутонах . По этой причине гаммы макама в основном преподаются устно и путем длительного прослушивания традиционного арабского музыкального репертуара.

Обозначения

[ редактировать ]

Поскольку точно записать все возможные микротональные интервалы нецелесообразно, нотной записи на рубеже 20-го века в арабской музыке была принята упрощенная система . Начиная с хроматической гаммы , октава делится на 24 равных ступени ( 24 равнотемперированных ), где четверть тона равна половине полутона в 12 -тоновой равнотемперированной гамме. В этой системе обозначений все ноты макама округляются до ближайшей четверти тона.

Эта система обозначений не является точной, поскольку исключает множество деталей, но очень практична, поскольку позволяет макамат записывать с использованием стандартной западной системы обозначений . Четвертные тона можно записать с помощью полубемолей ( полуплоский или плоский ход) или полудиез ( полуострый). При расшифровке с помощью этой системы обозначений некоторые гаммы макама включают четверти тона, а другие нет.

На практике макамат исполняется не во всех хроматических тональностях, и его сложнее транспонировать, чем гаммы в западной музыке, в первую очередь из-за технических ограничений арабских инструментов . По этой причине полудиезы редко встречаются в гаммах макама , и наиболее часто используемыми полубемолью является E. плоский ход, Б плоский ход и реже А плоский ход.

Интонация

[ редактировать ]

24-тоновая система является полностью условной системой обозначений и не влияет на фактическую точную интонацию исполняемых нот. Практикующие арабские музыканты, используя номенклатуру 24-тоновой системы ( полубемоль и полудиез ), часто все же исполняют более тонкие микротональные детали, которые дошли до наших дней в устной традиции.

Макамат , не включающий четверти тона (например, Нахаванд, Аджам), может исполняться на равнотемперных инструментах, таких как фортепиано , однако такие инструменты не могут точно воспроизвести микротональные детали гаммы макама . Макамат можно добросовестно исполнять либо на безладовых инструментах (например, на уде или скрипке ), либо на инструментах, допускающих достаточную степень настройки и микротонального контроля (например, най , канун или кларнет ). На ладовых инструментах со стальными струнами микротонального контроля можно добиться путем подгибания струн, как при игре блюза .

Точная интонация каждого макама меняется в зависимости от исторического периода, а также от географического региона (как в случае с лингвистическими акцентами , например, ). По этой причине, а также потому, что не принято точно и аккуратно записывать микротональные вариации двенадцатитоновой равнотемперированной гаммы , на практике макамат в основном изучают на слух.

Фазы и центральные тона

[ редактировать ]

Каждый отрывок состоит из одной или нескольких фаз, которые представляют собой разделы, «играемые на одном тоне или в пределах одной тональной области», и на их артикуляцию может потребоваться от семи до сорока секунд. Например, уровень тона по центру g: [4]

Пример уровня тона макама

Уровни тона, или осевые высоты, начинаются в нижнем регистре и постепенно повышаются до самого высокого уровня в кульминации, а затем снова снижаются, например (в обозначениях под европейским влиянием): [5]

\относительный с' {\cadenzaOn \omit Staff.TimeSignature\tempo 1 = 90 \set Score.tempoHideNote = ##td1 fg d' fgfdg, fd \bar "||"}

«Когда все возможности музыкального структурирования такого уровня тона полностью исследованы, этап считается завершенным». [5]

Центральные тона макама создаются из двух разных интервалов. Одиннадцать центральных тонов макама, использованных в приведенном выше примере последовательности фаз, можно сократить до трех, которые составляют «ядро» макама: [6]

\относительный с' {\cadenzaOn \omit Staff.TimeSignature\tempo 1 = 90 \set Score.tempoHideNote = ##td1 fg \bar "||"}

Ряды тонов макамата могут быть идентичными, например, макам баяти и макам ушшак тюрки: [6]

\относительный с' {\cadenzaOn \omit Staff.TimeSignature\tempo 1 = 90 \set Score.tempoHideNote = ##td1 eeh fga bes c \bar "|" д\бар "|"}

но различаться разными ядрами. Баяти показано в приведенном выше примере, а ушшак тюрки: [6]

\относительный с' {\cadenzaOn \omit Staff.TimeSignature\tempo 1 = 90 \set Score.tempoHideNote = ##tc1 fg \bar "||"}

Макамат состоит из небольших наборов последовательных нот, которые имеют очень узнаваемую мелодию и передают особое настроение. Такой набор называется джинс ( араб . جنس ; мн. ajnās أجناس ), что означает «пол» или «род». В большинстве случаев джинс состоит из четырех последовательных нот ( тетрахорд ), хотя существуют также аджны из трех последовательных нот ( трихорд ) или пяти последовательных нот ( пентахорд ). В дополнение к другим исключительным аджнам неопределенных размеров.

Аджны являются строительными блоками макама . В макаме есть нижний (или первый) джин и верхний (или второй) джин . В большинстве случаев макамы подразделяются на семьи или ветви в зависимости от их низших джиннов . Верхние джины могут начинаться с конечной ноты нижних джинов или со следующей за ней ноты. В некоторых случаях верхняя и нижняя аджны могут перекрываться. Начальная нота верхних джинов называется доминантой и является второй по важности нотой в этой гамме после тоники . Гаммы макама часто включают в себя вторичные аджны , которые начинаются с нот, отличных от тоники или доминанты. Вторичные аджны выделяются в процессе модуляции .

Ссылки по теории арабской музыки часто различаются по классификации аджн . Не существует единого мнения относительно окончательного списка всех аджн , их названий и размеров. Однако большинство источников сходятся во мнении относительно основных 9 аджн , которые также составляют основные 9 семейств макамов . Ниже приводится список основных 9 аджн, обозначенных западными стандартами (все ноты округлены до ближайшей четверти тона):


'Аджам ( عجم ) трихорд,
начиная с B

Баяти тетрахорд ,
начиная с Д

Хиджаз ( Hejaz ) тетрахорд,
начиная с Д

курдский ( كرد ) тетрахорд,
начиная с Д

Нахаванд тетрахорд ,
начиная с С

Никриз ( نكريز ) пентахорд,
начиная с С

Раст ( правый ) тетрахорд,
начиная с С

Саба ( سبا ) тетрахорд,
начиная с Д

Сика ( sikah ) трихорд,
начиная с Е

(подробнее см. арабский Макам Аджнас )

Семьи Макам

[ редактировать ]
  • Аджам также мажор Аджам , Джихарка Шаук Ушайран - , , Аджам « Афза »
  • Баяти Баятайн Хусайни , Баяти , Шури Хусейни , - , Нахфат Ушайран , Баяти ,
  • Хиджаз фригийская доминантная Хиджаз Шад , Хиджаз , Кар Арабан , , Сузидил , Занджаран , - также Хиджазайн Шахназ гамма
  • Курд фригийской чешуи курд , , Хиджаз Курд Кар Лами - также
  • Нахаванд также малый масштаб , , Нахаванд Ушак Мурасса Яках , Султани Масри - , Нахаванд Фарахфаза
  • Нава Атар – Атар Курд ( Атар Курд ), Нава Атар ( Нава Атар или Нава Атар ), Никриз ( Накриз ), Хисар ( Хисар )
  • Раст Махур , Найруз - , Раст Сузнак Яках , ,
  • Саба Саба Саба Замзам ,
  • Сика – Баста Никар ( баста никар ), Хузам ( хазам ), Ирак ( Ирак ), Мустаар ( заимствованный ), Рахат аль-Арва ( покой душ ), Сика ( сика ), Сика Балади ( сика моя страна )

Эмоциональный контент

[ редактировать ]

Иногда говорят, что каждый макам вызывает определенную эмоцию или набор эмоций, определяемых рядом тонов и ядром, при этом разные макамы имеют один и тот же ряд тонов, но различаются ядром и, следовательно, эмоциями. Говорят, что Макам Раст пробуждает гордость, силу и здравомыслие. [7] Макам Баяти: жизненная сила, радость и женственность. [7] Религия: любовь. [7] Саба: печаль и боль. [8] Хиджаз: далекая пустыня. [7]

В эксперименте, в котором макам Саба разыгрывался перед равным количеством арабов и неарабов, которых просили записать свои эмоции в концентрических кругах, при этом самые слабые эмоции находились во внешних кругах, арабские испытуемые сообщили, что воспринимали Сабу как «грустную», «трагическую». и «оплакивание», в то время как только 48 процентов неарабов описали это таким образом, при этом 28 процентов неарабов описывали такие чувства, как «серьезность», «тоска» и напряжение», а 6 процентов испытывали такие чувства, как «счастливое «, «активный» и «очень живой», а 10 процентов не выявили никаких чувств. [8]

Говорят, что эти эмоции частично вызываются изменением размера интервала во время представления макама. Например, Макам Саба в первых четырех нотах содержит D, E. полуплоский, F и G , две средние секунды, одна больше (160 центов) и одна меньше (140 центов), чем три четверти тона, и второстепенная секунда (95 центов). Далее, Е полуплоский и G могут незначительно отличаться, что, как говорят, вызывает «грустное» или «чувствительное» настроение. [9]

Вообще говоря, считается, что каждый макам вызывает у слушателя разные эмоции. На более базовом уровне каждый джин утверждается, что передает разное настроение или цвет. По этой причине говорят, что макамы одной семьи имеют общее настроение, поскольку начинаются с одних и тех же джинов . Не существует единого мнения о том, какое именно настроение у каждого макама или джина . настроения описываются В некоторых источниках макамные с использованием очень расплывчатой ​​и субъективной терминологии (например, макамы, вызывающие «любовь», «женственность», «гордость» или «далекую пустыню»). Однако не было проведено каких-либо серьезных исследований с использованием научной методологии на разнообразной выборке слушателей (как арабов, так и неарабов), доказывающих, что они испытывают одни и те же эмоции, слыша один и тот же макам .

Попытка того же упражнения в более поздней тональной классической музыке означала бы связь настроения с мажорным и минорным ладами . В этом случае существует некоторый консенсус в отношении того, что минорная гамма «печальнее», а мажорная гамма «счастливее». [10]

Модуляция

[ редактировать ]

Модуляция — это техника, используемая при развитии макама мелодическом . Проще говоря, это означает переход от одного макама к другому (совместимому или близкородственному) макаму . Это предполагает использование новой музыкальной гаммы . Длинное музыкальное произведение может модулировать несколько макамов , но обычно заканчивается начальным макамом (в редких случаях цель модуляции состоит в том, чтобы фактически закончиться новым макамом ). Более тонкая форма модуляции внутри одного и того же макама состоит в переносе акцента с одного джинна на другой, что подразумевает новый макам .

Модуляция добавляет музыке интереса и присутствует почти в каждой мелодии, основанной на макаме . Модуляции, приятные для слуха, создаются путем соблюдения совместимых комбинаций аджны и макамата, давно устоявшихся в традиционной арабской музыке . Хотя такие комбинации часто описаны в музыкальных справочниках, большинство опытных музыкантов изучают их путем длительного прослушивания.

Влияние во всем мире

[ редактировать ]

Во время золотого века ислама эта система повлияла на музыкальные системы в разных местах. Некоторыми яркими примерами этого являются влияние, которое оно имело на Пиренейском полуострове во время правления мусульман в Аль-Андалусе . Сефардская еврейская литургия также следует системе макама. Еженедельный макам выбирается кантором в зависимости от эмоционального состояния прихожан или еженедельного чтения Торы . Этот вариант называется Еженедельный Макам . Существует также заметное влияние арабского макама на музыку Сицилии . [11]

См. также

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тома 1996 , стр. 38, 203.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тома 1996 , с. 38
  3. ^ Тома 1996 , стр. 38–39.
  4. ^ Тома 1996 , с. 40.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тома 1996 , с. 41.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тома 1996 , с. 42
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Тома 1996 , с. 43
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тома 1996 , с. 44
  9. ^ Тома 1996 , с. 45
  10. ^ Фриц, Томас; Йентшке, Себастьян; Госслен, Натали; Сэммлер, Даниэла; Перец, Изабель; Тернер, Роберт; Фридеричи, Анжела Д.; Кельш, Стефан (2009). «Всеобщее признание трех основных эмоций в музыке» . Современная биология . 19 (7): 573–576. дои : 10.1016/j.cub.2009.02.058 . ПМИД   19303300 .
  11. ^ «Региональные песни Сицилии» . www.italyheritage.com . Проверено 25 апреля 2021 г.

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • эль-Махди, Салах (1972). Арабская музыка: структуры, история, органология . Париж, Франция: Альфонс Ледюк, Editions Musicales. ISBN   2-85689-029-6 .
  • Лагранж, Фредерик (1996). Музыка Египта . Город музыки / Actes Sud. ISBN   2-7427-0711-5 .
  • Маалуф, Ширин (2002). История теории арабской музыки . Ливан: Касликский университет Святого Духа. OCLC   52037253 .
  • Маркус, Скотт Ллойд (1989). Теория арабской музыки в современный период (кандидатская диссертация). Лос-Анджелес: Калифорнийский университет. OCLC   20767535 .
  • Рэйси, Али Джихад (2003). Создание музыки в арабском мире: культура и артистизм Тараб . Издательство: Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-30414-8 .
  • Фаррадж, Джонни; Абу Шумайс, Сами (2019). Внутри арабской музыки Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0190658359 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7aaea8e12afc6f7d02245e37d09be995__1719759300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/95/7aaea8e12afc6f7d02245e37d09be995.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Arabic maqam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)