Дастгях
Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
Иранский портал |
Дастгах ( персидский : دستگاه ) — стандартная музыкальная система в персидской художественной музыке , стандартизированная в 19 веке после перехода персидской музыки от модальной системы макам . Дастгях , состоит из набора музыкальных мелодий гушехов . В песне, исполняемой в данном дастге , музыкант начинает со вступительного гуше , а затем проходит через различные гуше , вызывая разные настроения. Многие гуше в данной дастге связаны с эквивалентным музыкальным ладом в западной музыке . Например, большинство гуше в Дастгях-е Махур соответствуют ионическому ладу в мажорной гамме , тогда как большинство гуше в Дастгях-е Шур соответствуют фригийскому ладу . Несмотря на 50 или более существующих дастгях , чаще всего играют в 12, при этом Дастгях-е Шур и Дастгях-е Махур называют матерями всех дастгяхов .
Краткое содержание
[ редактировать ]Каждый дастгях состоит из семи основных нот, а также нескольких переменных нот, используемых для украшения и модуляции . Каждый дастгях представляет собой определенную модальную разновидность, подверженную ходу развития ( сайр ), который определяется заранее установленным порядком последовательностей и вращается вокруг 365 центральных основных мелодий, известных как гуше (каждая из этих мелодий является гуше ), которые музыканты приходят к познанию через опыт и поглощение. Этот процесс центонизации носит личный характер и представляет собой традицию большой тонкости и глубины. Полное собрание гуше во всех дастгях называется радифом . Во время заседания Межправительственного комитета по охране нематериального наследия Организации Объединенных Наций , проходившего с 28 сентября по 2 октября 2009 года в Абу-Даби , радифы были официально внесены в ЮНЕСКО Список нематериального культурного наследия человечества . [1] [2] [3]
Система двенадцати дастгях и гуше осталась почти такой же, как она была систематизирована мастерами музыки девятнадцатого века, в частности Мирзой Абдоллой Фарахани (1843–1918). ни одного нового дастга или большого гуше Со времени этой кодификации не было изобретено . Когда в наше время аваз или дастгях разрабатывались, это почти всегда происходило за счет заимствований из дошедших до нас дастгахов и гушехов , а не путем безоговорочного изобретения. Из этой замечательной стабильности можно сделать вывод, что система, должно быть, достигла «канонического» статуса в Иране. [ нужна ссылка ]
Терминология
[ редактировать ]Термин дастгах часто сравнивают с музыкальным модусом в западном музыкознании , но это неточно. Дастгях обычно представляет собой название исходного лада произведения , к которому возвращается музыка, и, более того, дастгях идентифицирует группу ладов, сгруппированных в соответствии с традицией. Короче говоря, дастгях — это одновременно собирательное название группы ладов и начальный лад каждой группы. [4]
По мнению самих музыкантов, этимология термина дастгях связана с «положением ( гах ) руки ( даст ) [на грифе инструмента]». Персидский термин dastgah можно перевести как «система», и тогда dastgāh представляет собой «прежде всего совокупность дискретных и разнородных элементов, организованных в иерархию, которая является полностью последовательной, но, тем не менее, гибкой». [5]
В общепринятых классификациях персидской музыки Абу Ата, Дашти, Афшари и Баят-е Торк считаются подклассами Шур дастга . Точно так же Баят-э Исфахан является подклассом Хомаюна, в результате чего количество основных дастгахов сокращается до семи. Подкласс в традиционной системе называется аваз .
Выдающиеся передачи
[ редактировать ]Дастгях — это больше, чем набор нот, и одним из компонентов дополнительной структуры, составляющей каждый дастгях, является то, какие высоты звука выделяются для различных музыкальных функций. Примеры включают в себя:
- Finalis , названный так потому, что он обычно действует как тон цели или назначения, на котором заканчиваются мелодические каденции, когда они имеют завершающее ощущение. Его также иногда называют «тоникой», но некоторые авторы избегают этого использования, поскольку «тоника» связана с западной тональностью . [6]
- Ахаз , что означает «начало», высота звука, на которой обычно начинается импровизация в дастге . В некоторых дастгахах он отличается от финалиса , а в других он одинаков.
- Ist («стоп»), высота звука, отличная от финалиса , которая часто служит конечной нотой для фраз, отличных от финальных каденций.
- Шахед («свидетель»), особенно заметная подача.
- Moteghayyer («изменяемая»), переменная нота - та, которая последовательно проявляется как две отдельные высоты тона, которые можно использовать попеременно в разных контекстах или по усмотрению исполнителя.
Семь Дастгяхов
[ редактировать ]Большинство ученых делят традиционную персидскую художественную музыку на семь дастгях , хотя некоторые делят их на 12 дастгях (считая Абу Ата, Дашти, Афшари, Баят-е Корд и Баят-э Исфахан как отдельные дастги , а не подкатегории других дастгях). с). [6] Те, кто делит традиционную персидскую художественную музыку на семь дастгахов, часто также перечисляют семь авазов ( персидский : آواز , что означает песни ) в сочетании с этими дастгами . Ниже приводится список семи дастгахов и семи авазов :
Список общих Дастгях и Аваз
[ редактировать ]Перечислены в порядке радифа (музыки) Мирзы Абдоллы. Бемолии обозначаются буквой ׳♭׳, а корон (полубемоль) — буквой ׳p׳.
- Шур Шур (C а Д ж Эп ФГА/Ап м Б ♭ С)
- Баят-е-торк Баят Тюрк (С а, я Д Эп Ф ж, ш ГАБ♭ С)
- Дашти Дашти (CD ж Е ♭ Ф а GA/AP м, ш Б ♭ С)
- Абу-ата (CD ж Эб а, я ФГ пепел Ap B♭/Bp C)
- Афшари Афшари (C ж ДЭ♭ я ФГ пепел Ап/А м Б ♭ С)
- Сега Сега (CD/Dp Ep) а, е, ш FG Ap B♭ C)
- Нава Ноа (CD Ep я Ф а Г ж АВ♭ С)
- Хомаюн Хомаюн (CDE♭ а Ф я Г ж Ап ш до нашей эры)
- Баят-э-Исфахан (также называемый просто Исфахан) الصفهان (CD Ep я Ф ♯ Г а, е, ш АВ♭ С)
- Площадь Чахарга (C ж Дп EFG Ap а до нашей эры)
- Махур (C а, е Д ш ЭФГАБК)
- Раст-Панджга (CDEF) а, е ГАБ♭ С)
Менее распространены:
- Баят-э-корд (CDE ♭ FG Ap B ♭ C) (иногда включается как Аваз при Шуре)
- Шуштар (иногда включается как Аваз при Хомаюне, но обычно просто как гуше)
Обратите внимание, что в некоторых случаях подклассы ( авазы ) считаются отдельными дастгами , однако это противоречит техническим особенностям иранской музыки.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Радиф иранской музыки: внесен в 2009 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО .
- ^ Норуз и иранские радифы, зарегистрированные в списке ЮНЕСКО , Tehran Times, 1 октября 2009 г., [1] .
- ^ Навруз стал международным , на персидском языке, BBC Permanent, среда, 30 сентября 2009 г., [2] .
- ^ Фархат (2004) , с. 19
- ^ Во время (1994)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фархат, Хормоз (1990). Концепция Дастга в персидской музыке . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521542067 .
Источники
[ редактировать ]- Катон, Маргарет (1988). «Баят-э Торк» . Энциклопедия Ираника .
- Катон, Маргарет (1990). «Баят-э Исфахан» . Энциклопедия Ираника .
- Катон, Маргарет (2004). «Баят-э Корд» . Энциклопедия Ираника .
- Во время, Жан (1994). «Дастгях» . Энциклопедия Ираника .
- Во время, Жан (1996). «Дашти» . Энциклопедия Ираника .
- Во время, Жан (2004). «Хомайун» . Энциклопедия Ираника .
- Фархат, Хормоз (1984). «Афшари» . Энциклопедия Ираника .
- Фархат, Хормоз (2004). Концепция Дастга в персидской музыке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-54206-5 .
- Неттл, Бруно (1990). «Чахарга» . Энциклопедия Ираника .
- Сафват, Дарьюш; Кэрон, Нелли (1966). Иран: Музыкальные традиции . Париж: Издания Бюше/Частель.
- Цугэ, Гэнъити (1983). «Абу Ата» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 27 июня 2015 г. Проверено 16 января 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хормоз Фархат, Концепция Дастга в персидской музыке (Издательство Кембриджского университета, 1990). ISBN 0-521-30542-X , ISBN 0-521-54206-5 (первое издание в мягкой обложке, 2004 г.). Рецензию на эту книгу см.: Stephen Blum, Ethnomusicology , Vol. 36 , № 3, Специальный выпуск: Музыка и общественный интерес, стр. 422–425 (1992): JSTOR .
- Элла Зонис, Классическая персидская музыка: Введение (Издательство Гарвардского университета, 1973)
- Ллойд Клифтон Миллер. 1995. Персидская музыка: исследование формы и содержания персидской диссертации Аваз, Дастгях и Радиф. Университет Юты.
- Бруно Неттл, Радиф персидской музыки: исследования структуры и культурного контекста (Elephant & Cat, Шампейн, 1987)
- Элла Зонис, Современная музыка в Персии , The Musical Quarterly, Vol. 51 , № 4, стр. 636–648 (1965). ДЖСТОР
- Во время, Жан. «Дастгях» . Энциклопедия Ираника . Проверено 21 августа 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Система Дастгях
- Образец сольной музыки на Сетаре Мастера Ахмада Эбади в следующих Дастгях: Сегах , Чахарга , Хомаюн , Исфахан , Афшари .