Решить
![]() Типичный иранский сетар | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | сетаар или сетар |
Классификация | Сорванный |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 321.321 (Лютни с шейкой: инструменты, в которых звук производится одной или несколькими вибрирующими струнами, в которых резонатор и струнодержатель физически соединены и не могут быть разделены без разрушения инструмента, в которых струны проходят в плоскости, параллельной звуковой стол, корпус которого имеет форму чаши) |
Развитый | Разработан в 15 веке, возможно, раньше. 4-я струна широко появилась к 19 веку. |
Диапазон игры | |
![]() | |
Связанные инструменты | |
Тамбурас , Тар , Танбур | |
Звуковой образец | |
|
Сетар ( персидский : سهتار , произносится [seˈt̪ʰɒːɾ] ) — струнный инструмент , разновидность лютни, используемая в персидской традиционной музыке , играемая сольно или сопровождающим голосом. [ 1 ] Это представитель семейства танбуровых лютнь с длинной шеей и диапазоном более двух с половиной октав. [ 1 ] добавил четвертую струну . Муштак Али Шах Первоначально это был трехструнный инструмент, к середине 19 века [ 1 ] Играется указательным пальцем правой руки.
Было высказано предположение, что сетар возник в Персии в 9 веке нашей эры. [ 2 ] По более консервативной оценке, «он возник в 15 веке или даже раньше». [ 1 ]
Несмотря на то, что сетар связан с танбуром , в последние столетия он развился так, что в музыкальном отношении он больше напоминает тар как по настройке , так и по стилю игры.
Этимология
[ редактировать ]По словам Курта Сакса , персы предпочитали называть свои лютни словом «тар» , означающим «струна», в сочетании со словом, обозначающим количество струн. Ду+тар — 2-струнный дутар , се+тар — 3-струнный сетар, чартар (4 струны), панчтар (5 струн). [ 3 ]
Название современного иранского инструмента سهتار setâr представляет собой комбинацию слов سه se , что означает «три», и تار târ, что означает «струна», поэтому это слово дает значение «трехструнный» или «трехструнный».
Несмотря на то, что название инструмента подразумевает, что у него должно быть три струны, на самом деле современный инструмент имеет четыре струны. Один был добавлен в 19 веке. [ 1 ] Однако струны сгруппированы так, что музыкантам по-прежнему приходится иметь дело с тремя группами или рядами струн вместо четырех отдельно играемых струн.
Делимся именем
[ редактировать ]Другие инструменты семейства танбуров имеют название сетар. Совместное название не может означать прямую связь между музыкальными традициями .
В Таджикистане памирский . сетор крупнее иранского сетара Имеет 3 игровые струны и симпатические струны (целых 8–12). [ 1 ] На нем играют «металлическим плектром, похожим на наперсток», который носят на пальце. [ 4 ]
В Белуджистане сетар крупнее иранского сетара и представляет собой инструмент «ритмического гудения», сопровождающий пение. Его три струны настроены так же, как две струны дутара : одна басовая струна и пара струн настраиваются «на четвертую ступень выше». [ 1 ]
В Пакистане существует ситар Читрали с пятью струнами в трех рядах, мелодия которого исполняется на двух верхних струнах.
В Синьцзяне , Китай , : ساتار; Chinese: 萨塔尔, Sàtǎ'ěrСатар [ а ] является важным инструментом в 12 мукамах . Это смычковая лютня с 13 струнами, одной приподнятой смычковой струной и 12 симпатическими струнами, настроенная на лад исполняемого мукама или пьесы.
В Индии ситар . — это инструмент, имеющий множество форм Его название — « на урду транскрипция персидского сихтара ». [ 1 ]
Строительство
[ редактировать ]
1. Головка грифа или передняя бабка 2. Колышки 3. Лада над порожком 4. Гайка 5. Основные лады 6. Боковые лады или второстепенные лады. 7. Шея 8. Чаша 9. Звуковые отверстия 10. Мост 11. Держатель для струн или держатель для проволоки. 12. Струны
Инструмент можно отнести к категории шейно-чашных инструментов. Струны проходят от колков в верхней части грифа через костяной или пластиковый порожок с канавками для их разделения, вниз по грифу, через чашу, через подставку и крепятся к держателю струн на конце чаши. Колки вставляются прямо в конец грифа инструмента, подобно головке грифа .

Чаша конструктивно похожа на чашу танбура, но меньшего размера и имеет грушевидную форму. Длина чаши от 26 до 30 см, ширина от 12 до 16 см, глубина около 13 см. Обычно его изготавливают из тутового или орехового дерева. Конструкция чаши может представлять собой как цельный кусок дерева, так и состоять из отдельных и склеенных частей. Дека чаши изготовлена из тонких листов дерева. Он имеет звуковые отверстия, позволяющие звуку выходить из чаши. Во время игры на него можно положить руку музыканта.
Длина шеи от 40 до 48 см в длину и 3 см в ширину. Для колышков отведен участок шириной 12 см вверху. Шею можно украсить верблюжьей костью, закрывая шею, чтобы сделать ее красивее и продлить срок ее службы.
Длина деревянного моста составляет от 5 до 6 см, а высота — менее 1 см. Он имеет неглубокие канавки для размещения струн. Струны, пройдя через бридж от грифа, закрепляются на держателе проволоки. На шее имеются лады из тонких нитей из кишок животных или шелка. Они завязываются на шее в 3 или 4 пряди и отвечают за разделение шеи на части, позволяя музыканту находить ноты. Ладов может быть 26, один из которых находится на порожке и не используется для создания ноты.
Характеристики
[ редактировать ]Сетар принадлежит к семейству танбуров , но сегодня он очень близок к тару , имея тот же гриф (и такое же количество ладов и систему настройки ). [ 1 ]
Сетар имеет грушевидный корпус, сделанный (как и у лютни или уда ) из полосок тонких токарных станков тутового дерева , склеенных в чашу. Как вариант, чашу можно вырезать из куска дерева. [ 1 ] Чаша имеет длину примерно 25 см, ширину 15 см в самом широком месте и глубину 15 см. [ 1 ]
Гриф инструмента длинный и узкий, достаточно длинный, чтобы выдержать струну длиной 62–70 см (минус 25 см, где струна проходит над чашей после выхода из грифа). Вокруг грифа обернуты жильные струны, которые выполняют функцию ладов , расположение которых позволяет менять ноты, которые музыкант будет брать при игре на ладу. [ 1 ] [ 5 ] Grove Словарь музыкальных инструментов New [ 6 ] говорит, что там от 25 до 27 ладов. [ 1 ] В другом источнике упоминается от 22 до 28 ладов, расположенных в зависимости от уха музыканта. [ 5 ]

Инструмент имеет четыре струны. Сверху вниз расположены следующие струны: (4) бам или басовая струна, (3) дроновая струна, (2) желтая струна и (1) серебряная струна.
Две верхние струны, называемые вместе именем одной струны — бам (بم), — функционируют вместе как пара и на них играют вместе. Две другие струны известны как золотая и серебряная. Серебряная струна – это мелодическая струна. Исторически существовали только (4) струна «бам», (2) желтая струна и (1) серебряная струна. Необходимость в дополнительной четвертой струне была признана столетия назад интеллектуальными мыслителями, такими как Абу Наср аль-Фараби (ок. 872–950 гг. н.э.), Абу Али Сина (980–1037 гг. н.э.), Сафи ад-Дин Эрмави (ок. 1216 г.). -1294 г. н. э.) и (в 20 веке) покойный Абул Хасан Хан Саба .
Новую струну иногда называют «четвертой струной», поскольку она является последней из четырех струн, добавляемых к инструменту. Однако он был вставлен между желтой струной и басовой струной; сегодня, если посмотреть на современный инструмент, на котором играют, это (3) дроновая струна, третья струна снизу. , ее впервые использовал Муштак Али Шах Новейшая струна также известна как струна Муштак (مشتاق), потому что , согласно повествованию Аболхасана Сабы .
Игра на сетаре
[ редактировать ]На сетаре музыкант сидит, держа его под углом 45 градусов на правом бедре. Обычно музыкант использует пальцы левой руки на ладах, чтобы выбирать ноты на белой струне (самая нижняя струна). Правая рука играет на сетаре, обычно используя только указательный палец. На инструменте играют указательным пальцем правой руки, используя «колебательные движения». [ 1 ] [ 7 ] Это отличает его от танбуров, которые выщипывают несколькими пальцами или самодельным медиатором, сделанным из пластика, игл или бритвенных лезвий. [ 8 ]
В более сложных произведениях музыкант может использовать указательный, средний, безымянный, а иногда и мизинец левой руки для взятия нот, а также может использовать большой палец для взятия нот на басовых струнах.
Настройка сетара
[ редактировать ]
Инструмент чаще всего настраивают c c'g c' с использованием нотации высоты тона Гельмгольца . [ 1 ]
Струны настраиваются разными способами, чтобы соответствовать тональности музыки или голосу певца. Базовый пример, показывающий один из паттернов настройки, перечисленных в научной нотации высоты тона , сверху вниз: C 3 C 4 • G 3 • C 4 . Струны самого низкого тона, играемые вместе в ряд ( C 3 C 4 ), — это басовая струна (из бронзы или фосфористой бронзы) и дроновая струна (из стали). Струны самого высокого тона — «желтая» G 3 из бронзы или фосфористой бронзы и «белая» G 3 из стали.
Игроки не только настраивают струны сетара, но и перемещают лады из жилы или нейлона, завязанные на грифе, между грифом и струнами. Поскольку эти лады подвижны, игроки могут перемещать их, чтобы расположить ноты ближе или дальше друг от друга. Инструмент предназначен для воспроизведения микротонов, тонов между стандартными звуками вестерна на клавиатуре фортепиано. Корон повышает высоту звука на четверть шага (бемоль и диез - понижает, а Сори это полутона).
Установка струн для дастгяха
[ редактировать ]


Струны настроены в соответствии с тональными требованиями Дастгяха .
Четыре струны инструмента не всегда настроены одинаково. Тоны не являются абсолютными (если только вы не играете на установленных инструментах, таких как западные инструменты со стандартизированной и неизменяемой высотой звука). Скорее, струны — это интервалы, то есть то, как звучит одна струна по сравнению с первой.
Настройка ладов
[ редактировать ]
Приведенную ниже таблицу можно использовать для расположения ладов на грифе инструмента; лады сделаны из перевязанной струны и подвижны. Инструмент, использованный для измерений, имел длину шкалы 66 сантиметров, от гайки вверху до перемычки внизу.
Таблица содержит названия и воспроизводимые образцы нот для струны, установленной на C.
Инструмент имеет микротоны ; в западной музыке музыкальная гамма состоит из тонов и полутонов.
В персидской музыке также могут быть четверти тона, обозначаемые корон или сори . Это четверти тона. Корон — это 1/4 ступени. Сори имеет резкость на 1/4 шага.
Например, на фото Е4, Е4 плоский, а между ними корон Е4. Между F4 и F4-диезом находится сорус F4.
Сетар в записанных носителях
[ редактировать ]Сетар был впервые записан для «Голоса Его Учителя» зимой 1888-1889 годов (1306 г. хиджры) Артуром Джеймсом Твеном. Он записал певицу Батул Резаи (сценический псевдоним: Бану Мачол Парване, мать Хатере Парване ), играющую на сетаре, в сопровождении Хабиболлы Самаи на сантуре , Гавама Аль-Султана на таре и Аги Мехди Наваи на ней . [ 10 ] [ 11 ] Джои Уокер из австралийской психоделической рок- группы King Gizzard and the Lizard Wizard играл Сетара в различных песнях, в первую очередь на альбоме Nonagon Infinity .
Известные сетаристы
[ редактировать ]
- Мирза Абдулла
- Хосейн Ализаде
- Ахмад Эбади
- Саид Хормози
- Кайхан Калхор
- Мохаммад-Реза Лотфи
- Хамид Мотебассем
- Аболхасан Саба
- Дариуш Сафват
- Дариуш Талай
- Джалал Золфонун
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Китайский перевод —萨塔尔, sàtώ'ěr — представляет собой транслитерацию оригинального персидского заимствования (через уйгурский язык).
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Жан Дюринг; Аластер Дик (1984). «Сетар». В Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Лондон: MacMillan Press Limited. стр. 353–354. ISBN 0-943818-05-2 .
- ^ База данных струнных инструментов, запись Setar
- ^ Курт Сакс (1940). История музыкальных инструментов . Нью-Йорк: WW Norton & Company. стр. 256–257.
- ^ «Музыка и поэзия музыкальных инструментов Памира» . Институт исмаилитских исследований. 1 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 14 декабря 2013 г.
Ситар представляет собой лютню с длинной шеей и струнами из нейлона и стальной проволоки. Деревянная нижняя часть имеет овальную форму и пронизана множеством декоративных звуковых отверстий. На ситаре щипают металлическим медиатором, похожим на наперсток, который надевают на указательный палец правой руки и издают чистый звук.
- ^ Перейти обратно: а б Пархам Нассепур. «Сетар» .
- ^ "О" . Оксфордская музыка онлайн . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ setarmusic, Остад Симак Наср. «АФШАР — Сиамак Наср — Сетар» . Ютуб . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г.
[Видео, показывающее игру сетара. Показывает технику игры, используя указательный палец, перемещая его вверх и вниз по струнам.]
- ^ Шахерезада Касим Хасан; Р. Конвей Моррис; Джон Бэйли; Жан Дюринг (1984). «Танбур». В Стэнли Сэди (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . Лондон: MacMillan Press Limited. стр. 518–519. ISBN 0-943818-05-2 .
- ^ Амин Джазайери (Ramin Jazayeri). «Сим нетерпелив »
Аккорды трех струн сверху вниз следующие: Басовая струна с проволокой диаметром примерно 25-35 микрон из латуни. Струна муштак (колокольчик) со стальной проволокой диаметром примерно 18-20 микрон. Нижняя струна изготовлена из латуни диаметром примерно 18-20 микрон. Острая хорда с проволокой диаметром примерно 18-20 мкм из стали. [перевод: сетарные аккорды идут сверху вниз; Бам-аккорд с проволокой диаметром примерно 35-35 мкм из латуни. Хорда муштака (колокольчик) с проволокой диаметром примерно 18-20 мкм из стали. Хорда цирка с проволокой диаметром примерно 18-20 мкм из латуни. Имел хорду с проволокой диаметром примерно 18-20 микрон из стали.]
- ^ Мохаммад Реза Шарали. «Первый записанный звук из Сетара (Перевод: Первый записанный звук из Сетара)» . www.womenofmusic.ir . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года.
- ^ «С первого периода Пехлеви женщины вышли на социальную арену искусства / Парване; Музыкант первого записанного сетара в истории иранской музыки (Перевод: С первого периода Пехлеви женщины вышли на социальную арену искусства / Парване; Музыкант первый записанный сетар в истории иранской музыки) . mehrkhane.com Архивировано из оригинала 21 апреля 2015 года.
...Батул Резаи...Перване; Музыкант первых трех струн, зафиксированных в истории иранской музыки... Он добавил: Бетул Резаи по прозвищу Парване - первая женщина-музыкант, чей голос был записан. Первой записанной работой на трехструнном инструменте является его трехструнный голос. Он был талантливым музыкантом и умер от туберкулеза в 1312 году в возрасте 25 лет. Он является музыкантом первых трёх струнных инструментов, зафиксированных в истории иранской музыки. (перевод: Батул Резаи. Бабочка; Музыкант первого записанного сетара в истории иранской музыки. Он добавил: Батул Резаи по прозвищу Парване - первая женщина-музыкант, чей компромиссный голос был записан. Первое произведение, записанное с сетара. инструмент - ее звук сетар. Она была талантливым музыкантом, умершим от туберкулеза в 1913 году в возрасте 25 лет. Она является исполнительницей первого записанного сетара в истории Ирана. музыка)