Мужской (Лютня)
![]() Современный барбат с шестью рядами струн. | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | Щипковый струнный инструмент |
Связанные инструменты | |
Барбат происхождения ( персидский : بربت ) или барбуд — это лютня великого иранского или персидского , широко распространенная в Центральной Азии , особенно со времен империи Сасанидов . [ 1 ] Барбат вырезан из цельного куска дерева, включая гриф и деревянную деку . [ 1 ] с деревянным верхом Возможно, часть своей истории это был инструмент с кожаным верхом, он является предком уда и бивы с кожаным верхом , а также йеменского канбуса . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Хотя оригинальный барбат исчез, современные иранские мастера изобрели новый инструмент, вдохновленный барбатом. [ 5 ] Современный воссозданный инструмент ( иранский барбат) напоминает уд, хотя отличия включают меньший корпус, более длинную гриф , слегка приподнятую накладку грифа и звук, отличный от звука уда. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Барбат , вероятно, возник в Средней Азии . [ 1 ] Самое раннее изображение барбата относится к I веку до нашей эры из древней северной Бактрии . [ 1 ] В своей книге ( Музыкальные инструменты древней Индии ) музыковед Клоди Марсель-Дюбуа [ 6 ] указал на более «четкое» изображение барбата из скульптуры Гандхары , датируемое II-IV веками нашей эры, которое вполне могло быть введено кушанской аристократией , влияние которой засвидетельствовано в искусстве Гандхары. [ 1 ] Само название означало лютню с короткой шеей на пехлеви , языке Сасанидской империи , через который инструмент попал на запад из Средней Азии на Ближний Восток , перенятый персами . [ 1 ] [ 3 ] Барбат (возможно, известный в доисламском Йемене как мижар, киран или муваттар, [ 7 ] все варианты с кожаным верхом, такие как руд ) использовались некоторыми арабами в шестом веке. [ 8 ] В конце VI века аль-Надр изготовил версию инструмента в персидском стиле с деревянным верхом, названную «уд», и привез ее из Ирака в Мекку . [ 8 ] На этом инструменте персидского типа здесь играли еще в седьмом веке. [ 8 ] Где-то в седьмом веке он был модифицирован или «усовершенствован» Мансуром Залзалом , и два инструмента (барбат и « уд шаббут ») использовались бок о бок в X веке, а возможно, и дольше. [ 8 ] Современные ученые, ищущие примеры, спутали эти два инструмента, и некоторые из идентифицированных удов, возможно, могут быть барбатами. [ 8 ] Примеры этого, цитируемые в Энциклопедии ислама, включают лютню в «Кантигас де Санта-Мария» и фронтиспис из «Жизни и времен Али ибн Исы» Гарольда Боуэна. [ 8 ]
Кусанское происхождение коротких лютней
[ редактировать ]Лоуренс Пикен в своей статье 1955 года «Происхождение короткой лютни» изложил аргумент в пользу того, что лютня возникла на землях народа Кусана . [ 9 ] Он посмотрел на вероятные места происхождения короткой яйцевидной лютни. [ 9 ] Он показал, что доказательства, найденные к 1955 году, указывают на то, что Китай вряд ли имел такой инструмент, как лютня, ранее V века. [ 9 ] Он не нашел никаких свидетельств существования сасанидского барбада или барбуда ранее IV века нашей эры. [ 9 ] Самые ранние свидетельства были найдены среди кушанов. [ 9 ] Он рассматривал другие народы, живущие дальше на запад, но нашел только свидетельства существования лютней с длинной шеей. [ 9 ] Единственная другая возможность была среди « фигурок из эламской глины» VIII века до нашей эры. [ 9 ] Они были не приняты во внимание, поскольку «никаких структурных деталей не видно». [ 9 ] Он осторожно отметил, что его выводы основаны на доказательствах, обнаруженных к 1955 году в литературе и искусстве.
Иконографические свидетельства
[ редактировать ]В своей статье, в которой обобщено все, что было известно о ранних образцах азиатских арф и лютн, с упором на изображения и литературу для своих источников, Майкл Никсон указал, что одно изображение барбата из Сасанидского Ирана (предположительное происхождение в его статье III-VII вв. н.э.) и VII-VIII вв. н. э. Британским музеем ) напоминали другие изображения барбата из сасанидских и гандхарских источников. [ 11 ] Он сказал, что сам инструмент напоминал эти и держался таким же образом. [ 11 ] Инструмент также напоминал изображение барельефа на дверной перемычке периода Гуптов в Падмавати Павая , Индия (240-605). ОБЪЯВЛЕНИЕ) [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Ганхарское изображение, на которое он указывает (ок. II-IV вв. н.э.), было опубликовано в Курта Сакса книге «История музыкальных инструментов» в 1940 году. [ 17 ] На нем изображен мужчина, держащий инструмент в стиле лютни, прижавший нижнюю часть округлой чаши инструмента к груди, гриф инструмента опущенный под углом примерно 45 градусов, и мужчина, играющий на инструменте возле груди. [ 17 ]
Еще одно изображение Гандхары из перекрывающегося периода времени (100-320 гг. н.э.) находится в коллекции Кливлендского музея искусств . [ 18 ] На изображении показан инструмент аналогичной формы с таким же мостом (стержнем в нижней части чаши инструмента), который удерживают и играют таким же образом. На этом изображении, в отличие от двух других упомянутых, видны звуковые отверстия, что указывает на то, что у этого инструмента была деревянная дека, а не кожаная верхняя часть.
Жан Дюринг , написавший в 1988 году статью о Барбате, использованную в Энциклопедии Ираника, цитирует два изображения коротких лютней как самые старые из известных в настоящее время. [ 1 ] Один находится в Чанчаяне (Узбекистан), гр. 1 век нашей эры [ 1 ] Другое, «на данный момент древнейшее свидетельство существования барбата», находилось в Дальверзин-Тепе , ок. 1 век до н.э. [ 1 ]
Другой ранний источник изображений лютни из Центральной Азии происходит из Восточной Кашкадарьи , где были найдены коропластовые статуэтки (ок. 1 века до н.э. – 1 век нашей эры) периода Кангюй, женщины-лютнистки, которые выглядят религиозными и изображают женщину-богиню, играющую на лютне. [ 19 ] Королевство Кангюй находилось на территории Казахстана и Узбекистана со 2 века до н.э. по 4 век нашей эры. [ 20 ] [ 21 ] Лютни короткие, но детализация статуэток невысокая. Неясно, такие ли они, как другие короткие лютни в этом районе.
-
Кливлендский художественный музей, Лютня в Пакистане, Гандхара, вероятно, Буткара в Свате, Кушанский период (I век – 320 г.)
-
Гандхарская лютня, Пакистан, долина Сват, регион Гандхара, IV-V века.
-
Отдых человека, ок. 1910.
-
Мьянма. Уды, гамбус и их смесь. Все происходит из барбата.
Современный инструмент
[ редактировать ]Держу барбата
[ редактировать ]Барбат , но необходимо следить за тем, чтобы лицо было вертикальным , держат так же, как уд чтобы оно не было видно игроку, а вес поддерживался бедром и правой рукой, чтобы левая рука могла свободно перемещаться. гриф . Обратите внимание на своеобразную манеру держать мизраб (турецкий) или ришу (арабский, букв. «перо») или выбрать; хотя это кажется неуклюжим, на самом деле он проще, чем обычный медиатор , и придает «правильный» тональный оттенок взятой ноте.
Во всех вопросах, связанных с удержанием и игрой, музыканту рекомендуется использовать только те мышцы, которые необходимы для выполнения любой музыкальной задачи, и максимально расслабляться, прилагая столько силы, сколько необходимо. Это позволит играть дольше, проще и уделять больше внимания творчеству, а не механике. Раньше многие музыканты сидели на ковре, скрестив ноги, но сейчас большинство выступают сидя, часто используя подставку для ног классического гитариста под правой ногой, чтобы удерживать барбат.
Базовая аппликатура
[ редактировать ]В настоящее время используются два метода аппликатуры левой руки. В более старом, более традиционном классическом арабском подходе для остановки струн используются все четыре пальца, по одному на каждый полутон, как у гитариста; в качестве альтернативы, некоторые играют в стиле, более похожем на багламу (или саз ) или технику ситара , используя в основном первый и второй пальцы, с меньшим использованием третьего и небольшим использованием четвертого пальцев. Хакки Обадиа преподавал смешанную систему аппликатуры, в которой палец 1 используется для нескольких нот, палец 2 — для некоторых, но не для всех струн, и палец 3, но не палец 4.
Еще одним важным аспектом техники левой руки является использование ногтя для остановки струны, что дает более чистый тон и более выраженный орнамент, чем использование только мясистых кончиков. Это характерно для некоторых других безладовых инструментов, в том числе для сарода, сямисена и сан-сяня.
Иранский игрок на барбате/уде Мансур Нариман использовал только первые три пальца левой руки. Его ученик Хоссейн Бехрузиниа не согласился с таким подходом и решил использовать все четыре пальца левой руки. Сегодня большинство профессиональных музыкантов, играющих на Барбате/Уде, используют четыре пальца.
Правая рука – мизраб или риша.
[ редактировать ]Как уже упоминалось, правая рука использует особый метод удержания медиатора, напоминающего перо, который называется риша по-арабски и мизраб по-турецки. Длинный гибкий медиатор поворачивает запястье под определенным углом и придает звуку определенную тональную окраску. Традиционным материалом было орлиное перо, но это непрактично; пластик является более прочным и стандартным материалом для риши. Игроки использовали такие вещи, как опоры для воротников, пластиковые детали из хозяйственных магазинов, разрезанные пластиковые бутылки (это лучше работало со старыми тяжелыми контейнерами) и, конечно же, модели турецкого производства. Они выпускаются с тонким, более или менее заостренным наконечником, изготовленным из более легкого полупрозрачного пластика, и моделью с круглым наконечником, изготовленной из более тяжелого белого непрозрачного материала. Более тонкие имеют прекрасное звучание и очень деликатно играют тонкими нюансами; более тяжелые играют очень громко.
Вариации можно получить, обрезав новый наконечник на более тонком немного дальше назад, где пластик немного толще, что придаст атаке объем. Закругленные можно обрезать до формы указателя и немного утончить мелкой наждачной бумагой, добавив нюансов к более сильной атаке, создаваемой этим медиатором. Оба типа изготавливаются на заводе двусторонними, поэтому один конец можно оставить оригинальным, а другой - настроить, при этом проигрыватель использует соответствующий конец для своих музыкальных нужд.
Тело
[ редактировать ]Тело барбата состоит из трех основных частей:
- Резонирующее тело: оно похоже на грушу и является самым большим резонирующим телом по сравнению с другими телами. На его теле есть три звуковых отверстия и решетки, одно больше двух других.
- Накладка грифа : Без ладов (или безладовая ) и грифа . На некоторых более ранних иллюстрациях показаны лады, включающие микротона .
- Отогнутая колковая коробка : между накладкой/грифом и колковой коробкой имеется большой угол. Это очень важно, у него несколько колков, и если загнутый колковый ящик будет слабым, то инструмент будет плохо настроен.
Традиционные материалы барбата
- Резонирующий корпус: орех или клен.
- Крепление для струны или перемычка : Самшит.
- Верхний лист: Сделка
- Гриф: Орех
- Гайка: кость или пластик.
- Колковая коробка: Орех
- Колышки: орех или черное дерево.
- Решетки отверстий: Орех
Как сделать резонирующее тело барбата
[ редактировать ]Существует два традиционных метода:
Резное тело: для этого бревно разрезается на две части. На одном рисуется силуэт тела, затем полубревно вырезается и очищается инструментами изнутри и снаружи. Потом его оставят сушиться.
Конструктивный корпус: в этом методе разрезаются кусочки древесины грецкого ореха или тутового дерева и варятся в горячей воде. Эти секции или ребра должны иметь толщину около 2–3 мм. Когда они гибкие, они подвергаются нагрузке на форму или форму в форме полумесяца. После высыхания они склеиваются и соединяются друг с другом. Затем шея и верхняя пластина или живот соединяются, чтобы завершить конструкцию.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Во время, Жан (15 декабря 1988 г.). «Энциклопедия Ираника-Барбат» . Ираникаонлайн.орг . Проверено 4 февраля 2012 г.
- ^ Лоэргрен, Бо; Фархат, Хормоз; Блюм, Стивен (20 января 2001 г.). «Иран». Гроув Музыка онлайн . Том. 1. дои : 10.1093/gmo/9781561592630.article.13895 .
Считается, что 'уд (лютня) является более поздним развитием доисламского персидского инструмента под названием барбат.
- ^ Jump up to: а б Блюм, Стивен (20 января 2001 г.). «Средняя Азия». Оксфордская музыка онлайн . Oxford Music Online, Grove Music Online. doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.05284 .
Считается, что 'уд (лютня) является более поздним развитием доисламского персидского инструмента под названием барбат... [была частью] распространения на восток хордофонов Ближнего Востока и Центральной Азии... пипа, также произошедшая от барбата или из его прототипа
- ^ Хилариан, Ларри Фрэнсис (2003). «Документация и историческое отслеживание малайской лютни ) » ( гамбуса . Десакатос (на испанском языке) (12): 78–92.
Прибывший туда мелайу-гамбус мог быть либо прямым потомком персидского барбата, либо йеменским канбусом, который, в свою очередь, произошел от барбата. или йеменский канбус, который, в свою очередь, произошел от барбата.]
- ^ Jump up to: а б Голдрик, Навид (16 августа 2013 г.). «Персидский Уд – Барбат» . маджнунн музыка и танец . Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 года . Проверено 31 марта 2018 г.
За последние 40 лет... мастера в Иране проводили исследования старых картин... чтобы наилучшим образом воспроизвести древнюю Барбат.
- ^ Шейронно, Жак (1 января 1990 г.). «Жизнь, посвященная этномузыкологии» . Тетради по этномузыкологии. Ранее Cahiers de musiques nationalaux (на французском языке) (3): 173–185. ISSN 1662-372X .
- ^ Мокрани, Самир (31 декабря 2007 г.). «Музыка и идентичность в Йемене. Случай с лютней канбус» . Тетради по этномузыкологии. Ранее Cahiers de musiques nationalaux (на французском языке) (20): 191–207. ISSN 1662-372X .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Первая энциклопедия ислама: 1913-1936 гг . Лейден: БРИЛЛ. 1993. с. 986. ИСБН 978-90-04-09796-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пикинс, Лоуренс (март 1955 г.). «Происхождение короткой лютни». Журнал Общества Галпина . 8 : 32–42. дои : 10.2307/842155 . JSTOR 842155 .
- ^ «Статуи и рельефы в Индийском музее, Калькутта» . photodharma.net . Проверено 16 августа 2018 г.
Гандхарская школа. В Индийском музее в Калькутте хранится самая большая коллекция скульптур Гандхары в Индии ... Скульптуры из серого сланца или сланцевого камня родом в основном из региона, расположенного между Восточным Афганистаном и Северным Пакистаном (районы Пешавара и Равалпинди), и принадлежат процветающей школе Гандхара. примерно с I века до нашей эры до VI века нашей эры. Лепнина и теракота также использовались в качестве материалов примерно с III века нашей эры. в зените своего развития под покровительством царей Кушанов... Текст адаптирован с вывески в Индийском музее.
- ^ Jump up to: а б с Никсон, Майкл (сентябрь 2016 г.). Предварительные мысли о некоторых азиатских арфах и лютнях в изображениях и литературе (PDF) (Диссертация). Университет Кейптауна. п. 16 . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Онлайн-коллекция Британского музея» . Британский музей . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ энциклопедия Британская Том. 22 (11-е изд.). 1911 год »
- ^ Никсон, Майкл (сентябрь 2016 г.). Предварительные мысли о некоторых азиатских арфах и лютнях в изображениях и литературе (PDF) (Диссертация). Университет Кейптауна. стр. 15, 17 . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ Саксена, Саураб. «Павайя — наваждение Древнего Падмавати» . памятники.puratattva.in . Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 года . Проверено 11 апреля 2018 г.
Дверная перемычка из Павайи в музее Гуджари Махала
- ^ Саксена, Саураб. «Дверная перемычка из Павайи в музее Гуджари Махал (изображение)» . памятники.puratattva.in . Проверено 11 апреля 2018 г.
[Лютня находится в левом нижнем углу изображения.]
- ^ Jump up to: а б Никсон, Майкл (сентябрь 2016 г.). Предварительные мысли о некоторых азиатских арфах и лютнях в изображениях и литературе (PDF) (Диссертация). Университет Кейптауна. п. 12 . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ «Скоба с двумя музыкантами 100-х годов, Пакистан, Гандхара, вероятно, Буткара в Свате, Кушанский период (1 век-320)» . Кливлендский художественный музей . Проверено 25 марта 2015 г.
- ^ Омельченко, Андрей (1 января 2003 г.). «Коропластика Восточной Кашкадрии в античный период» . Искусство, Журнал Академии художеств Узбекистана . Проверено 11 апреля 2018 г.
- ^ Доброта, Любовь (15 августа 2014 г.). «Экспедиция раскрывает тайны древнего Кангюя» . Азиатские Таймс . Казахстан . Проверено 11 апреля 2018 г.
Археологические и письменные свидетельства государства Кангюй, существовавшего со II века до нашей эры по IV век нашей эры в пределах рек Арысь и Средняя Сырдарья между горами Каратау и Каржантау.
- ^ «Узбекистан, История» . посетите-uzbekistan.com . Проверено 11 апреля 2018 г.
Государственное образование, а именно Кангюй, датируется IV и III веками до нашей эры. Сообщается, что государство располагалось на территории севера Средней Азии, Ташкентского оазиса и Таласской долины.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Запись о Барбате в Энциклопедии Ираника
- Персидская музыка: уд, барбат и лютня
- Интернет-копия книги Боуэна Гарольда «Жизнь и времена Али ибн Исы»; включает фронтиспис с изображением уда/барбата.
- Хипкинс, Альфред Джеймс; Шлезингер, Кэтлин (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. . В
Звуковые образцы
[ редактировать ]- dejkam.com (Вышел)
- tebyan.net (Вышел)