Сапе
Нить | |
---|---|
Другие имена | Сапе, сапе, сапек, сапейк, сапек, сампе, сампе, сампек или сампек |
Классификация | Струнный инструмент |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | (Композитные хордофоны) |
Развитый | Тенггаронг Восточного Калимантана , Индонезия (в основном и первоначально) |
Связанные инструменты | |
лютня | |
Музыканты | |
Список |
Сапе , также пишется sape , sapeʼ , sapek , sapeik , sapeq , sampeh , sampeʼ , sampek или sampeq ( / s ʌ p ɛ ʔ / ) — традиционный струнный инструмент борнео - происхождения , который развился на севере , востоке , [ 1 ] [ 2 ] и центральные районы Калимантана . Это инструмент на деревянной основе с прикрепленными струнами, работающий аналогично гитаре.
С 1950-х годов эти струнные инструменты со всего Индонезийского архипелага были официально признаны индонезийским правительством одним из национальных нематериальных культурных наследий Индонезии в сферах традиционных навыков и ремесел, общественных обычаев, обрядов и праздников, исполнительского искусства. , а также Традиции и самовыражения коренных народов и были оцифрованы. [ нужны разъяснения ] по крайней мере с 2010 года. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Некоторые местные маэстро даяков, играющие на этих музыкальных инструментах, пользуются большим уважением в Индонезии и были удостоены награды Анугерах Кебудаяан ( букв. « Культурная премия (и) » ), например, г-н Аран из Булунгана. [ 8 ] и г-н. Иранг Авай из Кутая. [ 9 ] [ 10 ] На сапе также играли смычком, как на западной виолончели .
История
[ редактировать ]Изображения сапе существуют в резных фигурках и барельефах, найденных в древних храмах Явы, относящихся к началу 8 века. Согласно местным рукописям и надписям Калимантана (в основном найденным в Банджаре и Кутаи Кертанегара ), эти струнные музыкальные инструменты возникли в восточной части острова Ява и были завезены в южные и восточные прибрежные районы Калимантана вместе с гамеланом ( ударные инструменты) во время расширения могущества королевства Сингхасари (которое позже превратилось в империю Маджапахит ) примерно в 12-13 веках. Некоторые известные рукописи включают Нан Сарунай Усак Джава ( букв. « Яванская власть над Наном Сарунаем » ) и Саласилах Кутай ( букв. « Генеалогия Кутая » ). [ 11 ] [ 12 ] Этимологическое Dayak происхождение слов sapeh , sapeʼ , sapek , sapeik , sapeq , sampeh , sampeʼ , sampek или sampeq может происходить от древнеяванского sampe , [ 13 ] что буквально означает «презрение», «презрение», «пренебрежительное обращение» или «неуважение», [ 13 ] соответствует историческим событиям, записанным в « Нан Сарунай Усак Джава» . [ 12 ]
Сампе впервые было исполнено публично во время родного фестиваля Тенггаронг Эрау в 13 веке. С тех пор популярность сапе распространилась на другие регионы Калимантана, даже вглубь острова на западе Тенггаронга. Электрическая версия была запатентована в Восточном Калимантане. [ нужна ссылка ] В настоящее время в нее играют среди многоэтнического сообщества даяков . В последнее время [ когда? ] Сапе было завезено в северные и западные регионы острова, такие как Северный Калимантан . [ 8 ] Западный Калимантан и малазийский штат Саравак выходцами из реки Каян .
Культурное значение
[ редактировать ]Сапе всегда была связана с Явой, поэтому иногда используется и в религиозной деятельности Кахарингана , формы народной религии, находящейся под сильным влиянием яванского индуизма . На сапе играют под распевы народных песен, посвященных предкам и божествам.
В частности, в Восточном Калимантане уроженцы Самаринды , Западного Кутая и Махакам Улу имеют свои собственные отличительные инструментальные тона сапэ, а именно Тубунситун, характеризующийся мелодичным нежным тоном, и Сакпакок, характеризующийся быстрым и динамичным тоном. [ 1 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Серия марок Индонезии 1978 года, изображающая сапе как традиционный местный инструмент Калимантана.
-
Уяу Морис, известный международный музыкант-сапе из Калимантана.
-
Мэтью Нгау Джау, мастер сапе из Саравака, Малайзия.
-
Представление сапе в Восточном Калимантане.
-
Сапе в исполнении двух мужчин на Калимантане
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Сапе, музыкальный инструмент Калимантана, способный сочетаться с современной музыкой» [Сапе: традиционный музыкальный инструмент Калимантана, теперь сотрудничающий с современной музыкой] (на индонезийском языке). Агентство связи и информации провинции Восточный Калимантан [Официальное агентство связи и информации Восточного Калимантана]. 2021. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Сапек Восточного Калимантана, один из традиционных музыкальных инструментов даяков» [Сапек: один из традиционных музыкальных инструментов даяков Восточного Калимантана] (на индонезийском языке). Управление культурного наследия и дипломатии, Главное управление культуры Республики Индонезия. 2019. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Сапе' » [Сапе']. Нематериальное культурное наследие Индонезии (на индонезийском языке). Министерство образования и культуры Республики Индонезия. 2010. Архивировано из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 6 марта 2021 г.
- ^ «Сапе Калимантан Барат» [Сапе Западного Калимантана]. Нематериальное культурное наследие Индонезии (на индонезийском языке). Министерство образования и культуры Республики Индонезия. 2017. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Таа, Сапеи, дан Сапак» [Таа, Сапей и Сапак]. Нематериальное культурное наследие Индонезии (на индонезийском языке). Министерство образования и культуры Республики Индонезия. 2017. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Сапек» [Сапек]. Нематериальное культурное наследие Индонезии (на индонезийском языке). Министерство образования и культуры Республики Индонезия. 2018. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Сапейк» [Сапейк]. Нематериальное культурное наследие Индонезии (на индонезийском языке). Министерство образования и культуры Республики Индонезия. 2018. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Аранг, маэстро Alat Musik Sampe » [Аранг, маэстро музыкальных инструментов сампе] (на индонезийском языке). Управление культурного наследия и дипломатии, Главное управление культуры Республики Индонезия. 2015. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Иранг Авай: «Musik Menjaga Keseimbangan Alam» » [Иранг Авай: «Музыка поддерживает баланс природы»] (на индонезийском языке). Управление культурного наследия и дипломатии, Главное управление культуры Республики Индонезия. 2017. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ «Профиль лауреата премии индонезийской культуры 2017 года в категории «Маэстро традиционного искусства» в категории: Иранг Авай» [Профиль лауреата премии индонезийской культуры 2017 года в категории «Маэстро традиционного искусства»: Иранг Авай] (на индонезийском языке). Управление культурного наследия и дипломатии, Главное управление культуры Республики Индонезия. 2017. Архивировано из оригинала 25 марта 2023 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Тромп, Юго-Запад (15 февраля 2018 г.). «Из Саласилы Коэтея» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 37 (1): 1–108. дои : 10.1163/22134379-90000277 . ISSN 0006-2294 .
- ^ Jump up to: а б КС, Джейкоб (2021). «Яванская песня Нан Сарунай Усак как источник вдохновения для создания этнической музыки «Нансарунай» » [ Яванская баллада Нан Сарунай Усак как источник вдохновения для создания этнической музыки в Королевстве Нансарунай] (на индонезийском языке). Индонезийский художественный институт Джокьякарты.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Зетмалдер, П.Дж. (1982). Старо-яванско-английский словарь (на английском и кави). Королевский институт лингвистики, географии и этнологии .