Большой
![]() | |
Ударный инструмент | |
---|---|
Классификация | Идиофон |
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 111.241.2 (Наборы гонгов) |
Развитый | Индонезия |
Агунг с широкими краями, используемых — набор из двух вертикально подвешенных гонгов народами магинданао , маранао , сама-баджау и таусуг на Филиппинах в качестве вспомогательного инструмента в ансамблях кулинтанг . Агунг также широко распространен среди других групп, встречающихся в Палаване , Панай , Миндоро , Минданао , Сабахе , Сулавеси , Сараваке и Калимантане , как неотъемлемая часть оркестра агунг . [1]
Описание
[ редактировать ]
Агунг — это большой, тяжелый гонг с широким ободком, по форме напоминающий гонг-чайник. Агунг издает басовый звук в оркестре кулинтанг и весит от 13 до 16 фунтов, но можно найти агунги весом от 5 фунтов до 20 или 30 фунтов каждый, в зависимости от металла ( бронза , латунь). или железо ), используемое для их производства.
Хотя их диаметр меньше, чем у гандингана, примерно от 22 дюймов (560 мм) до 24 дюймов (610 мм) в длину, у них гораздо более глубокий загнутый такилидан (обод), чем у последнего, с шириной от 12 до 13 дюймов. дюймов (330 мм), включая ручку. [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14]
Их подвешивают вертикально над полом на уровне талии или немного ниже, подвешивая на веревках, прикрепленных к таким конструкциям, как прочная ветка дерева, балка дома, потолок или подставка для гонга. [4] [5] [6] [8] [9] [11]
Из двух гонгов большего размера и более низкого тона называет пангандунган Магинданао пананггиса-ан , а Маранао - . Играемая справа от музыканта, она обеспечивает основную партию, которую он преимущественно исполнял на акцентах ритмического строя.
Меньший гонг с более высоким тоном, более толстый из двух, называется панентекан у магинданао п'мальсан или пумалсан , а у маранао - . Расположенный слева от исполнителя, он в основном исполняется на более слабых двойных и тройных долях ритмической структуры, в качестве контрапункта партии пангандунгана. [6] [8] [9] [11] [15] [16]
Происхождение
[ редактировать ]Ученые, кажется, согласны с тем, что происхождение агунга находится в Индонезии , отмечая, что слово агунг/агон происходит от малайского агонга и индонезийского / яванского агенга . [11]
Дальнейшие доказательства этого исходят от британского исследователя Томаса Форреста , который в 1770-х годах писал, что филиппинцы «любят музыкальные гонги, пришедшие из Черибона на Яве и имеющие круглые ручки». [17]
Техника
[ редактировать ]Агунг обычно исполняется, стоя рядом с инструментом, держа верхний край его фланца между большим и другими пальцами левой руки, а правой рукой ударяя по ручке. Молотки, называемые балу , сделаны из коротких палочек длиной около полфута и покрыты на одном конце мягким, но прочным материалом, например резиной. Используя эти балусы, игроки обращаются с агунгом так же, как играют на духовом тамтаме. [1] [2] [4] [5] [6] [11] [14]
Серия твердых, быстро затухающих звуков создается с использованием методов демпфирования. Желаемый эффект достигается после удара по ручке, если оставить на ней руку, колено или сами молотки. [6] [11] [12] Когда один игрок использует два гонга, помощник, держащий гонг с более низким тоном, устанавливает его под углом и увлажняет его поверхность руками.
Недавно появились новые способы обращения с агунгом, в том числе захват части выступа, а не фланца, для амортизации или регулярные удары по бузелю, одновременно ударяя по окружающей поверхности гонга противоположным деревянным концом колотушки. Последняя техника, называемая катиненгка , используется музыкантами, живущими вниз по реке, для создания металлических звуков во время выступлений кулинтанга. [10]
Для игры на агунге могут использоваться различные комбинации игроков, гонгов и молотков: два игрока, каждому из которых назначен свой гонг, или только один. Играя в одиночку, игрок-агунг может либо играть в оба гонга, при этом игрок держит гонги с более высоким тоном лицом к лицу, [8] [9] при этом нижний удерживается под углом помощником для устойчивости, [1] или только один гонг. Последний стиль, распространенный среди жителей нижнего течения реки Магинданао в Симуае, которые считают этот стиль старым, использует для него только гонг более высокого тона, в отличие от гонга более низкого тона, который считается ведущим гонгом и поэтому имеет первостепенное значение. Примером этого является использование одиночных гонг-агунгов во время пьесы тагунгго. [10]
Количество молотков, используемых игроком, также может варьироваться. В большинстве случаев используется только один молоток, но для других техник игрок может использовать два молотка, по одному в каждой руке. Еще более интересная техника использует только один балу, но требует, чтобы игрок играл на агунге в обратном порядке. Называется Патуй, [9] эта техника и техника с двумя молотками обычно используются только для соревнований и выставок. [1]
Использование
[ редактировать ]
Балетный ансамбль
[ редактировать ]В обществе Магинданао и Маранао агунг в основном используется в качестве вспомогательного / аккомпанирующего инструмента ортодоксального ансамбля кулинтанг. Используя базовые узоры и взаимосвязанные ритмы, игрок использовал агунг, чтобы дополнить мелодию, которую играет кулинтанг. [6] [8] [18] Образцы, которые используют игроки, обычно считаются более свободными, чем бабендил или дабакан; игроки могли свободно манипулировать шаблонами до тех пор, пока они соответствуют, подтверждаются, [8] усиливать и даже создавать ритмический лад произведения. [14] Длина самих паттернов может варьироваться в зависимости от того, как они вписываются в мелодическую импровизацию. [15] Быстрый стиль особенно полезен во время демонстрации игровых навыков. [10]
И среди магинданао, и среди маранао агунг воплощает в себе все мужское начало, и поэтому агунг традиционно считается мужским инструментом. Чтобы считаться хорошим игроком, нужно обладать силой, выносливостью (играть в очень быстром темпе без ошибок) и выносливостью. Игроки также должны демонстрировать навыки импровизации для различных паттернов, чтобы их считали качественными музыкальными навыками, чтобы аудитория не сочла воспроизводимые паттерны повторяющимися и обыденными. [4] [8] [9] [11] [14] [15]
Из-за высокой квалификации, необходимой для игры на агунге, нередко можно увидеть, как игроки на агунге вступают в дружеское соперничество во время выступления. [6] использование трюков в попытке сбить с толку других. [8] Например, если разработки п'нанггиса настолько неуловимы, что п'малс с трудом разукрашивает, или если случается обратное и п'малс украшает до такой степени, что исполнение п'нанггиса поглощается, игрок, который не может идти в ногу с обычно смущается, [15] стать объектом шуток. [8] Обычно игроки-агунг выключаются после каждой пьесы, но в подобных случаях, когда один игрок не может справиться с исполняемой партией, игроки либо остаются у своих гонгов, либо переключаются во время выступления. Игроки-агунг также могут поменяться местами с дабаканом после двух фигур. Несмотря на то, что исполнители соревнуются, они все равно понимают, что являются единым целым, тесно сопровождающим мелодию. [15] использовать различные вариации, не разрушая при этом основные закономерности музыки. [6]
Взаимодействие с противоположным полом
[ редактировать ]
У мужчин, особенно молодых мужчин, был также второстепенный мотив изучения агунга: способность взаимодействовать с молодыми незамужними женщинами. Культуры Маранао и Магинданао традиционно придерживаются исламских обычаев, которые запрещают свидания или причинные разговоры между противоположными полами (кроме случаев, когда они женаты или связаны по крови). [14] и поэтому такие выступления, как музыка кулинтанг, предоставили возможность такой связи. [1] У магинданао ритмические режимы дуйог и синулог а камаматуан позволяли исполнителям агунг исполнять серенаду молодым незамужним женщинам на кулинтанге. [8] Тидто, другой ритмический режим, также можно использовать, но игроки редко используют его для исполнения серенады, поскольку исполнительницей кулинтанга обычно является пожилая женщина. [14]
Конкурс
[ редактировать ]Последний режим на самом деле предназначен специально для соревнований соло. В отличие от других южно-филиппинских групп, которые участвуют в групповых соревнованиях, Магинданао уникальны тем, что они также проводят сольные соревнования по агунгу. [1] чтобы узнать, кто в сообществе лучший папагагун (опытный игрок в агунг). [9] Тидто идеально подходит для такого состязания, поскольку агунг часто оказывается в центре внимания, в центре внимания ансамбля в этом режиме. [8] Игроки обычно исполняют две или более версии. [14] игра в три типа техник, рассмотренных выше. [1]
Сигнализация и сверхъестественное
[ редактировать ]Помимо использования в ансамбле кулинтанг, агунг также имел и другие внеансамблевые применения среди магинданао и маранао. Агунг использовался, чтобы предупредить других о надвигающейся опасности, сообщить время суток и другие важные события. Например, давным-давно султан неоднократно бил в агунг, чтобы объявить о начале собрания, или во время месяца поста Рамадан агунг звонил либо в три часа ночи, чтобы указать сигнал к еде (саул), либо на закате. чтобы отметить окончание поста в этот день. И предположительно из-за глубокого, громкого звука, который издает агунг, люди поверили, что он обладает сверхъестественными способностями. Например, во время землетрясения местные жители Магинданао ударяли по агунгу в быстром и громком ритме, называемом бару-бару, полагая, что его вибрации либо уменьшат, либо даже остановят толчок землетрясения. [1] [4] [5]
Похожие инструменты агунг
[ редактировать ]Кулинтанговые ансамбли
[ редактировать ]На архипелаге Сулу в оркестре кулинтанга используются не два, а три низкозвучных агунга, которые служат аккомпанементом в ансамблях Таусуг, Самал и Якан. У таусуга и самала самый большой из агунгов с широким загнутым краем называется тунггалан или тамак , который обеспечивает медленные, регулярные удары, похожие на магинданаон пангандунган и маранао п'нанггиса-ан. Меньшая пара агунгов, дуахан , синкопирует с тунггалан/тамак. Они далее классифицируются: дуахан с более широкой каймой называется пулакан , а более узкий - хухуган или буахан у таусугов и буа у самалов. [14] [19] [20]
В ансамблях агунг
[ редактировать ]
Агунги также играют важную роль в оркестрах агунг — ансамблях, состоящих из больших висящих, подвешенных или удерживаемых, [1] гонги с шишками, которые действуют как дроны, без какого-либо сопровождающего мелодического инструмента, такого как кулинтанг. [19] [21] Такие оркестры преобладают среди коренных филиппинских групп (багобо, [22] месяц, [23] Букидон, Хануноо , [2] [24] Восхождение, Манаб, Мангян , [2] Палаван , Субанун, Сулуднон , Тболи , Тагакаолу, Тагбанва [2] и Тирурай), [19] регионы в Калимантане и Индонезии ( Ибан , Моданг, Мурут ) и Сабах и Саравак в Малайзии ( Бидаюх , Ибан , Кадазан-Дусун , Каян, Каян), места, где оркестры агунг имеют преимущество перед оркестрами, подобными кулинтангу. Состав и настройка этих оркестров сильно различаются от группы к группе. [19] [25] Например, у хануно Миндоро есть небольшой ансамбль агунг, состоящий всего из двух легких гонгов, в которые играют два музыканта на полу в простом двойном ритме. [2] [24] в то время как у манобо есть ансамбль (называемый ахонг ), состоящий из 10 маленьких агунгов, подвешенных вертикально на треугольной раме. В него входят три музыканта: один стоит и играет мелодию, а остальные сидя. Ахонг разделен по назначению: гонги с более высоким тоном ( каантухан ) несут мелодию, три-четыре гонга с низким тоном ( гандинган ) воспроизводят мелодичные фигуры остинато , а гонг с самым низким тоном ( бандил ) задает темп. [26]

Тирурай называют свой ансамбль агунг кело-агунг , калатонг или каратунг . Он состоит из пяти гонгов с неглубокими выступами разного размера, на каждом из которых играет один человек. Самый маленький, сегарон , используется в качестве ведущего инструмента, обеспечивающего устойчивый ритм. [1] [21] Манобо Ансамбль сагабонг придерживается аналогичного формата и состоит из пяти маленьких гонгов, каждый из которых держит один музыкант, играющий уникальный рисунок резиновыми молотками, сцепленными с другими частями. [26] У Т'боли и Палавана есть схожие ансамбли агунг: ансамбль Т'боли состоит из трех-четырех агунгов, причем два-три из них под общим названием семаги играют вариации, а другой агунг, тан , обеспечивает устойчивый ритм. Палаванцы называют свой ансамбль, состоящий из четырех гонгов, базальным . Он включает в себя один-два больших горбатых, низкозвучных агунга и пару меньших, горбатых, более высоких санангов , издающих металлические звуки. [19] [27] [28] [29] В Субаноне также есть ансамбль агунг, похожий на каратунг Тирурай, называемый кагунг суа . [10]
И Багабо, и Б'лаан называют свой ансамбль агунг тагунгго , набором из восьми металлических гонгов, подвешенных на ремнях, в которые играют два, три или более человек. Семь гонгов меньшего размера воспроизводят бегущую мелодию, а восьмой, самый большой гонг, синхронно играет с другими гонгами, создавая определенный ритм. [22] [23] У Манабо также есть ансамбль агунг, похожий на тагунгго, называемый тагунггуан . [26]
Кадазан-Дусун, расположенные на западном побережье Сабаха , называют свой ансамбль агунг тавагом или бандилом , который состоит из шести-семи больших гонгов в береговых группах и 7-8 больших гонгов для тех, кто находится во внутренних долинах. На юго-западе ансамбли Саравака бидаюх -агунг состоят из девяти больших гонгов, разделенных на четыре группы ( тавай , пуум , бандил и сананг ), в то время как у ибанов Саварака, Брунея , Калимантана ансамбли агунг по сравнению с ними меньше.Такие ансамбли могут выступать в одиночку или под аккомпанемент одного или двух барабанов, на которых играют руками или деревянными палочками. Они играют либо гомофонно , либо синхронно с гонгами. Эти оркестры агунг часто выступают на многих типах общественных мероприятий, включая сельскохозяйственные ритуалы, свадьбы, празднования победы, обряды исцеления, ритуалы умерших, развлечения для посетителей и другие общественные ритуалы. [19] [21] [25] [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Меркурио, Филип Домингес (2006). «Традиционная музыка Южных Филиппин» . PnoyAndTheCity: центр Кулинтанга — дом пасикингов . Архивировано из оригинала 28 февраля 2006 года . Проверено 15 февраля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нить, Энтони С. (2006). «Музыка коренных народов - Туклас Сининг: Очерки филиппинского искусства » Филиппинское наследие.com . Филиппинский бренд. Архивировано 8 декабря. из оригинала Получено 15 ноября.
- ^ «Данонган Каландуян» . Искра . KQED - Искусство и культура. 2006. Архивировано из оригинала 23 октября 2006 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бутокан, Ага М. (2006). «Гандинган/Бабендил» . Кулинтанг и Магинданао . Архивировано из оригинала 17 декабря 2007 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дрия, Хосе Арнальдо (2006). «Магинданао» . Филиппинская литература . Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кадар, Усопай Х. и Роберт Гарфиас. «Некоторые принципы формальных вариаций в музыке Колинтанг Маранао». Азиатская музыка Том. 27, № 2. (Весна - Лето, 1996), стр. 105–122.
- ^ Отто, Стивен В. «Репертуарная номенклатура в музыке Муранао Колинтанг». Азиатская музыка Том. 27, № 2. (Весна - Лето, 1996), стр. 123–130.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Шольц, Скотт. «Вспомогательные инструменты музыки Магинданаон Кулинтанг». Азиатская музыка XXVII.2 (1996): 33–52.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Каландуян, Данонган С. «Музыка Магинданаон Кулинтанг: инструменты, репертуар, исполнение, контексты и социальные функции». Азиатская музыка XXVII.2 (1996): 3–18.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бенитес, Кристина. Магинданаон Кулинтанг: музыкальные инновации, трансформация и концепция Биналиг. Энн Харбор, Мичиган: Мичиганский университет, 2005.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Кадар, Усопай Хамдаг (1971). Музыка Маранао Колинтанг: анализ инструментов, музыкальной организации, этнологии и исторических документов. Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет.
- ^ Перейти обратно: а б Ягер, Фекке де (2006). «Агунг» . Музыкальные инструменты из Филиппин . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Брандейс, Ганс (2006). «Фотографии Минданао, Филиппины» . Галерея фотографий Минданао, Филиппины . Филиппинская ассоциация Берлина. Архивировано из оригинала 4 октября 2006 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Терада, Ёситака. «Вариационные и импровизационные техники игры на Гандингане в ансамбле Магинданаон Кулинтанг». Азиатская музыка XXVII.2 (1996): 53–79.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кадар, Усопай Х. «Роль музыки Колинтанг в обществе Маранао». Азиатская музыка Том. 27, № 2. (Весна - Лето, 1996), стр. 80–103.
- ^ Амин, Мохаммед (2005). «Сравнение музыки Филиппин и Сулавеси» . Исследования Сулавеси . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Форрест, Томас. Путешествие в Новую Гвинею и Молуккские острова: 1774–1776 гг. Куала Лампер: Издательство Оксфордского университета, 1969 г.
- ^ Веласко, Зония Элвас (1997). «Кулинтанган» . Палабунибунийские гонги . Филиппинский театр народного искусства . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Маседа, Хосе. «Концепция времени в музыке Юго-Восточной Азии». Этномузыкология Том. 30. № 1. (зима 1986 г.), стр. 11–53.
- ^ Маседа, Хосе. Гонги и бамбук: панорама филиппинских музыкальных инструментов. Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета, 1998.
- ^ Перейти обратно: а б с де Леон, Ма. Крисельда (2006). «Тирурай» . Филиппинская литература . Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бэйс, Джонс (2006). «Азиатские музыкальные традиции на Филиппинах» . Статьи о культуре и искусстве . Национальная комиссия по культуре и искусству. Архивировано из оригинала 17 января 2006 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Санчес, Кристина (2006). «Билаан» . Филиппинская литература . Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сервано, Мининья Р. (2006). «Мангян» . Филиппинская литература . Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Матуски, Патрисия. «Введение в основные инструменты и формы традиционной малайской музыки». Азиатская музыка Том 16. № 2. (Весна-лето 1985 г.), стр. 121–182.
- ^ Перейти обратно: а б с д де Леон, Лидия Мэри (2006). «Манобо» . Филиппинская литература . Архивировано из оригинала 28 ноября 2006 года . Проверено 15 ноября 2006 г.
- ↑ Франциско, Хуан Р. «Эпопея Палаванская песня для Усуджа». Азиатские фольклорные исследования Том. 44. № 1. (1985), стр. 132–134.
- ^ Брандейс, Ганс. «Утом: Вызов духа: Музыка в сердце страны Т'боли». Ежегодник традиционной музыки , 30 (1998): 203.
- ^ Английский, Фрэнсис. «Филиппины: Музыка горной местности Палавана». Азиатская музыка Том. 25. Нет. 1/2. (1993–1994), стр. 101-1. 312–314.
