Jump to content

Кадазан-Дусун

Кадазан Гамлет
Войдите
Наряды священников и жриц Кадазандусун во время церемонии открытия Кааматана 2014 в Гонконге Койсаане, зале единства KDCA.
Общая численность населения
714,000 (2024) [1]
Регионы со значительной численностью населения
 Малайзия
( Сабах , Федеральная территория Лабуан , полуостров Малайзия )

Языки
Душунские языки (особенно душун и кадазан ), малайзийский ( сабах-малайский диалект), сабаханский английский
Религия
Христианство (в основном католики и протестанты) (74,8%), суннитский ислам (22,6%), момолианство
Родственные этнические группы
Дусун , китайцы-уроженцы , Рунгус , Кадазан , Оранг Сунгай , Мурут , Дусун (Бруней) , Лун Баванг/Лун Дайе

а Статистический ежегодник: данные Сабаха за 2002 г. и Статистика Сабаха за 2020 г.

Кадазандусун (также пишется как Кадазан-Дусун или Мамасок ) — крупнейшая этническая группа в штате Сабах , Малайзия , представляющая собой объединение тесно связанных коренных народов Кадазан и Дусун . [2] «Кадазандусун» — это общий термин, охватывающий как народы Кадазан, так и Дусун. Они также известны как Мамасок Сабах , что означает «коренные жители Сабаха». Традиция Кадазандусун утверждает, что они являются потомками Нунука Раганга . Кадазандусун признан коренным народом Борнео с документально подтвержденным наследием Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с 2004 года. [3] Кадазандусуны являются частью бумипутеры в Малайзии, поскольку они наделены правами в отношении земли, рек, образования и соблюдения своих собственных обычных законов.

Процент населения Кадазандусуна по избирательным округам штата Сабах, по данным переписи 2020 года.

Этимология

[ редактировать ]

Термин «Кадазан» используется в племени Тангара/Тангаа на западном побережье Сабаха для обозначения себя. Нетангарские племена в пределах одного диалектного и культурного континуума во внутренних и восточных частях государства предпочитают термин «Дусун». В административном отношении Брунейский султанат (или, точнее, сборщики налогов) называл кадазанцев «Оран Дусун». Отчет об этом факте был зафиксирован в ходе первой переписи населения, проведенной Компанией Северного Борнео в Сабахе в 1881 году. В административном отношении все кадазаны были отнесены к категории дусунов. [4] [5]

Благодаря созданию KCA – Культурной ассоциации Кадазан (позже KCA была переименована в KDCA – Культурная ассоциация Кадазан-Дусун ) в 1960 году эта терминология была исправлена ​​и заменена на «Кадазан», которое также использовалось в качестве официального обозначения не- Коренные мусульмане от первого главного министра Северного Борнео Тун Фуада Стивенса @ Дональда Стивенса . Когда в 1963 году была сформирована Федерация Малайзии , в административном отношении все дусуны назывались кадазанами, что вызвало сопротивление как со стороны Кадазана, так и со стороны душуна, которые хотели, чтобы термин этническая принадлежность был официально закреплен и управлялся отдельно. В 1985 году через KCA термин Дусун был вновь введен после сильного давления со стороны различных партий, желавших снова разделить Кадазан и Дусун. Это действие только усугубило конфликт, превратив «кризис идентичности Кадазан или Дусун» в «вражду между Кадазаном и Дусуном». Это также было в значительной степени успешным и предвестником падения правящей политической государственной партии Партии Берсату Сабах (PBS). [4]

В ноябре 1989 года через KCA PBS ввела новый термин «Кадазандусун», обозначающий как «Оран Дусун», так и «Кадазан». Этот единый термин «Кадазандусун» был единогласно принят в качестве резолюции на 5-й конференции делегатов Кадазанской культурной ассоциации. В ходе конференции было решено, что это лучший альтернативный подход к разрешению конфликтов «Кадазан против Дусуна», которые препятствовали росту и развитию Кадазандусун, поскольку настроения «Кадазан против Дусуна» были политизированы в начале 1960-х годов. Это была лучшая альтернативная родовая идентичность, а также наиболее подходящий подход в разрешении конфликта «Кадазан против Дусуна». Хотя эта акция рассматривается как лучшая альтернатива разрешению продолжающегося с 1960-х годов конфликта «Кадазан против Дусуна», ее положительный эффект можно увидеть только к 2000 году и по сей день, когда новое поколение больше не участвует в конфликте «Кадазан против Дусуна». «Феодальный менталитет. С тех пор объединение укрепило связи и объединило общину Кадазандусун как этническую группу для более позитивного и процветающего роста с точки зрения урбанизации, социокультурного, экономического и политического развития. [4]

Группа Оранг Сунгай или Пайтаник приветствовала эту резолюцию, однако племя Рунгус отказалось называться ни Кадазаном, Дусуном, ни какой-либо их комбинацией. Они предпочитают, чтобы их называли «момогун», что означает «коренной народ» на языках Кадазан, Дусун и Рунгус, потому что эти три группы принадлежат к одной и той же языковой семье, что и Душуник. Между тем, Муруты и Лундае также отказались от этого термина, но сохранили теплые отношения с KDCA и положительно отреагировали на способы объединения двух крупнейших групп коренных жителей Сабахана.

В настоящее время общий термин «KDMR» (аббревиатура от Кадазан, Дусун, Мурут и Рунгус) очень популярен среди молодого поколения трех коренных групп Сабаха, чтобы отличаться от малайских или мусульманских бумипутр в штате. Другая модификация этого термина - «Момогун КДМР» на языках Кадазандусун и Рунгус или «Мамагун КДМР» на языке Мурут.

Происхождение термина «Кадазан»

[ редактировать ]

Не существует надлежащих исторических записей, касающихся происхождения этого термина или его создателя. В период с конца 1950-х по начало 1960-х годов местные жители всегда теоретизировали термин «Кадазан» как производное от слова «какадазан», что означает города, или «кадай», что означает магазины. Сам этот термин имеет диалект Тангаа ( см. язык Танга ). Предполагалось, что производный термин относится к горожанам или общинам, живущим рядом с магазинами. Это также было объяснено в статье Ричарда Фрэнсиса Тунгголу. Однако есть свидетельства того, что этот термин использовался задолго до 1950-х годов. По словам Оуэна Раттера («Язычники Северного Борнео», 1929, стр. 31), «Дусун обычно описывает себя в общих чертах как тулун Тиндал (землевладелец), а на западном побережье, особенно в Папаре, как Кадазан». [6] Раттер начал работать в Сабахе с 1910 года и покинул Сабах в 1914 году. В течение этого периода времени и Пенампанг, и район Папар еще не были развиты как города, поэтому полностью отвергает теорию происхождения. две верховные жрицы Борнео, которых местные жители называют Бобохизан (Кадазан) или Боболиан Чтобы получить более подробную информацию об истинном значении термина «Кадазан», были опрошены (Дусун). Когда боболианку происхождения Дусун Лотуд спросили о значении и определении слова «Кадазан», она ответила: «Люди земли». Это определение было одобрено, когда Бобохизан Доусия Муджинг из Кадазан-Пенампанг по происхождению подтвердил, что Кадазан всегда использовался для описания реальных людей на этой земле. Это подтвердило высказывание Раттера о людях Кадазана в его книге. [4] [5]

Происхождение термина «Дусун»

[ редактировать ]

Интересный факт о дусунах заключается в том, что в их словарном запасе нет слова «дусун», а термин «дусун» является экзонимом. В отличие от термина « Кадазан », который означает «народ земли», «Дусун» на малайском языке означает «ферма/сад». Было высказано предположение, что термин «Оран Дусун» был термином, который использовал султан Брунея , который был малайцем, для обозначения этнических групп внутренних фермеров в современном Сабахе. [7] Поскольку большая часть западного побережья Северного Борнео находилась под влиянием султана Индонезии, налоги, называемые «Дуис» (также называемые «речным налогом» на территории юго-востока Северного Борнео), собирались султанатом с «Оран Дусун», или «Люди Дусун». Следовательно, с 1881 года, после создания Британской компании Северного Борнео, британская администрация классифицировала лингвистически схожие 12 основных и 33 подплемени вместе как «дусун», хотя между собой они на своем собственном диалекте просто известны как просто «человеческие племена». или в их боболианском термине «кадаян» или «кадазан» (в версии Тангаа). Тамбануо и Багахак, принявшие ислам по религиозным причинам, предпочитали, чтобы их называли «Сунгей» и «Идаан» соответственно, хотя они происходят из одних и тех же подплемен. Было также высказано предположение, что «Оран Дусун» или «Люди Дусун» также используются как термин для обозначения лесных жителей и примитивных земледельческих племен во внутренних районах северного Борнео. Затем использование этого термина было продолжено Чартерной компанией Северного Борнео и британскими колониальными правительствами.

Генетическое родство

[ редактировать ]

Согласно исследованиям генотипических данных SNP по всему геному, проведенным исследовательской группой по генетике человека из Университета Малайзии в Сабахе (2018), [8] Дусун Северного Борнеона (Сонсогон, Рунгус, Лингкабау и Мурут) тесно связаны с коренными жителями Тайваня (Ами, Атаял) и неавстро-меланезийскими филиппинцами (Висайцы, Тагальцы, Илокано, Минанубу), а не с популяциями из других частей острова Борнео. .

Происхождение народа Кадазандусун

[ редактировать ]

С 90-х годов говорят, что народ Кадазандусун — потомки Китая . Совсем недавно ходили слухи, что Кадазандусун является близким родственником или может быть потомком племени Бунун на Тайване . Такие предположения были сделаны на основе наблюдаемого сходства физических черт и культур между народами Кадазандусун и Бунун. Однако исследования мтДНК и Y-ДНК доказали несостоятельность этих слухов.

исследования мтДНК

[ редактировать ]
гаплогруппа М мтДНК
гаплогруппа мтДНК M1

Исследования по материнской или матрилинейной линии с использованием митохондриальной ДНК (мтДНК) — это тест, используемый для изучения генетического происхождения от матери с использованием мтДНК, полученной из-за пределов ядерной клетки, не загрязненной присутствием Y-хромосомы. Согласно исследованию, опубликованному в 2014 году Ки Буном Пином на 150 добровольцах из народа Кадазандусун со всего региона Сабах, народ Кадазандусун принадлежит к 9 мтДНК гаплогруппам (в зависимости от количества и типов образцов, участвующих в исследовании) , причем гаплогруппа M — самая высокая частота, где он представляет (60/150,40%) всех материнских линий. Далее следуют гаплогруппа R (26/150 17,33%), гаплогруппа E (22/150 14,67%), гаплогруппа B (20/150 13,33%), гаплогруппа D (9/150 6%), гаплогруппа JT (6/150 4%). ), гаплогруппа N (4/150 2,67%), гаплогруппа F (2/150 1,33) и гаплогруппа HV (1/150 0,67%). Эти гаплогруппы мтДНК имеют множественное распределение подгрупп на несколько субкладов из-за мутаций генома на протяжении тысячелетий. Основанные субклады гаплогруппы M были: М 7б1'2'4'5'6'7'8 (22%), М 7с3с (12,67%), М 31а2 (0,67%) и М 80 (3,33%) . Основанными субкладами гаплогруппы E были: E 1a1a (8%), E 1b+16261 (4,67%) и E 2 (2%) . гаплогруппы B Основаны субклады : B 4a1a (3,33%), B 4b1 (1,33%), B 4b1a+207 (3,33%), B 4c2 (0,67%), B 4j (0,67%), B 5a (2%). и B 5a1d (1,33%) . Основанными субкладами гаплогруппы D были: D 4s (1,33%) и D 5b1c1 (4,67%) . Для гаплогрупп F , H , JT , R и N было основано всего по одному субкладу для каждой гаплогруппы: F 1a4a1 (1,33%), H V2 (0,67%), JT (4%), R 9c1a (17,33%), N 5 (2,67%) . [9] Исследования Ки Бун Пина подтвердили исследования мтДНК, проведенные С.Г. Таном, в отношении его утверждения о генетическом родстве между Кадазандусуном и другим аборигеном Тайваня, народом Пайвань, посредством совместного использования гаплогруппы N в качестве фундаментальной ДНК. [10] Однако в своих исследованиях, опубликованных в 1979 году, С.Г. Тан не подчеркнул значимость этого открытия для теории «За пределами Тайваня» из-за очень небольшого процента гаплогруппы N, обнаруженного у испытуемых Кадазандусун, что недостаточно для представления всей этнической принадлежности Кадазандусун. С.Г. Тан действительно заявил, что этническая группа Кадазандусун имеет близкое геномное родство с другими этническими группами, присутствующими в настоящее время на Борнео, полуостровной Малайзии и Филиппинах, включая ибанов , висайцев , ифугао , малайцев-аборигенов Джакуна , даяков Калимантана и тагалогов . [10] [9]

По словам Кен-ичи Шиноды в его исследовании, опубликованном в ноябре 2014 года, этнические бунуны имеют мтДНК гаплогруппы B (41,5%), за которой следуют F (30,3%), E (23,6%), M (3,4%) и N ( 1,1%). [11] Хотя этническая группа Кадазандусун разделяет некоторые материнские гаплогруппы мтДНК с этническими группами Бунун и Пайвань на Тайване, высокие частоты гаплогруппы M и низкие частоты гаплогрупп B, E, F и N (незначительны для представления всей указанной нации) в Генетики этнической принадлежности Кадазандусун достаточно, чтобы опровергнуть теорию этнического происхождения Кадазандусун из Тайваня. Исследования Ки Бун Пина также отметили, что мтДНК этнического народа Кадазандусун более разнообразна, но отсутствует множество изменчивостей, которые могли истощиться (из-за мутаций) в мтДНК этнического народа Бунун. Генетическое истощение указывает на появление новых мутаций в группе материнской ДНК. Профессор Хирофуми Мацумура, изучающий генетику и антропологию , заявил, что субгаплогруппа мтДНК M7b1'2'4'5'6'7'8, обнаруженная в большинстве ДНК Кадазандусуна, является одной из старейших мутаций из серии M7 гаплогруппы M, которая была Основан на древних кладбищах в джунглях Борнео , предполагаемый возраст около 12700 лет. Он даже старше, чем большинство обнаруженных древних серий M7, и распространился по всему континенту Юго-Восточной Азии, создавая новые серии мутаций M7. Продукты серии мутаций M7b1'2'4'5'6'7'8 сегодня присутствуют у нескольких этнических групп, включая Якуна, аборигена полуостров Малайзии , Дусун в Брунее , Тагалог и Висайские острова на Филиппинах , а также Даяк на Калимантане и островах Риау в Индонезии . [12]

исследования Y-ДНК

[ редактировать ]

Тест ДНК Y-хромосомы (тест Y-ДНК) — это генеалогический тест ДНК, который используется для изучения отцовской или прямой линии отца мужчины. Согласно исследованию профессора доктора Зафарины Зайнуддин из Университета Сайнс Малайзии , этнический кадазандусун принадлежит к гаплогруппе Y-ДНК O2-P31 (O-268), которая, по ее мнению, играет важную роль в последовательности современного малайского генома. [13] [14] O2-P31 представляет собой продукт мутации M214 как материнской гаплогруппы со следующими последовательностями мутаций: M214> M175> P31> O2. Это исследование также было подтверждено группой генетических исследований из National Geographic, которая выявила результаты теста STR на образцах, взятых у жителей Кадазандусун города Белуд в 2011 году. Результаты STR были следующими: DYS393: 15 DYS439: 12 DYS388: 12 DYS385a: 16 DYS19: 15 DYS389-1: 13 DYS390: 25 DYS385b: 20 DYS391: 11 DYS389-2: NaN DYS426: 11 DYS392: 13, что объясняет специфический состав Y-хромосомы по гаплогруппе Y-ДНК O2-P31 (O-M268) ). Последовательности мутаций O2-P31 показаны на филогенетическом дереве ниже.

Мутация Y-ДНК O2-P31
Mutation of Y-DNA O2-P31

Согласно исследованию Y-ДНК, проведенному Жаном А. Трежо, Эстеллой С. Полони и Джу-Чен Йен, этнический народ бунун на Тайване принадлежит к гаплогруппам Y-ДНК O1a2-M50 и O2a1a-M88. Обе эти гаплогруппы Y-ДНК также являются результатом мутаций M214 в качестве их материнских гаплогрупп Y-ДНК со следующими последовательностями мутаций: M214> M175> MSY2.2> M119> M50> O1a2 и M214> M175> P31> M95. > М88> М111/М88> ПК4> О2а1а. [15] Последовательности мутаций O1a2-M50 и O2a1a-M88 показаны на филогенетическом дереве ниже.

Мутаси Y-ДНК O2a1a и O1a2
Mutasi Y-DNA O2a1a & O1a2

Возраст гаплогруппы Y-ДНК O2-P31 (O-M268) оценивается примерно в 34 100 лет согласно проведенным тестам на старение ДНК на древних человеческих костях, обнаруженных в пещере Ниах в Сараваке. [16] [14] Средний возраст гаплогрупп Y-ДНК O1a2-M50 и O2a1a-M88 составляет 33 103 и 28 500 лет соответственно. Согласно результатам исследования, утверждения о том, что Кадазандусун был древним мигрантом из Тайваня, совершенно неуместны. Это связано с тем, что возраст гаплогруппы Y-ДНК O2-P31, принадлежащей к этнической группе Кадазандусун, старше по сравнению с гаплогруппами Y-ДНК бунуна на Тайване.

Заключение

[ редактировать ]

Первоначально целью создания генетической линии гаплогрупп было определение происхождения человеческой линии. Однако цель еще предстоит проверить по сей день из-за отсутствия чистых доказательств, свободных от загрязнения. Результаты, полученные в результате генетических исследований на данный момент, могут лишь доказывать глобальную туристическую деятельность человека, но не служить доказательством для определения места происхождения мигрирующих людей. [12] Например, обнаружение человека из Тяньюаня , у которого нет однозначного ответа на вопрос о месте его происхождения. [17] Основываясь на исследованиях мтДНК и Y-ДНК, а также на философских заключениях экспертов по генетике и антропологии, можно заключить, что люди Кадазандусун действительно являются аборигенами Сабаха и Борнео, а также одними из ведущих генетических вкладчиков в Юго-Восточную Азию. общества.

Культура и общество

[ редактировать ]
Религии Кадазандусунов [18]
Религия Процент
христианство
74.80%
ислам
22.68%
Народная религия / Другие религии
0.09%
Нет религии / Неизвестно
1.83%

Большинство Кадазандусунов - христиане, в основном католики. [19] и некоторые протестанты . [20] Ислам также исповедует растущее меньшинство, но это религия большинства среди коренных дусунов в Ранау. [21] [22] [23]

Влияние англоязычных миссионеров на Британском Северном Борнео в конце 19 века, особенно католической миссии Милл-Хилл , [24] привело к тому , что христианство в его римско-католической форме приобрело известность среди кадазанцев в Пенампанге, а также среди папара в округе Западного побережья Сабаха, а также среди подавляющего большинства душунов в районе Тамбунан. [25] Меньшинство принадлежит к другим христианским конфессиям, таким как англиканство и Евангелическая церковь Борнео (SIB), лютеранство , Церковь Истинного Иисуса и адвентисты седьмого дня .

До прихода миссионеров анимизм [ нужна ссылка ] широко практиковалось. Религия - момолианство , то есть двусторонняя связь между невидимым духовным миром и видимым материальным миром, поддерживаемая услугами категории людей Кадазандусун, называемых Бобохизанами/боболианцами . Система верований Кадазандусун сосредоточена вокруг духа или сущности по имени Бамбарайон . Оно вращалось вокруг веры в то, что духи управляют посадкой и сбором риса — профессией, которая практиковалась на протяжении поколений. Специальные ритуалы проводились до и после каждого сбора урожая племенной жрицей, известной как Бобохизан .

Праздник урожая

[ редактировать ]

Праздник урожая или Песта Кааматан — это ежегодный праздник жителей Кадазандусуна в Сабахе. Это месячный праздник, который начинается с 1 по 31 мая. В наши дни празднования фестиваля Кааматан 30 и 31 мая являются кульминационными датами празднования государственного уровня, которое происходит на месте проведения ежегодного фестиваля Кааматан. Сегодняшний праздник Кааматана во многом ассоциируется с конкурсом красоты, известным как Ундук Нгадау , конкурсом певцов, известным как Сугандой , Таму , киосками с нехаляльной едой и напитками, а также ремесленным искусством и культурными представлениями в традиционных домах. [26]

В старые времена Кааматан праздновался в знак благодарности древнему Богу и духам риса за обильный урожай, гарантирующий непрерывный урожай риса в следующем сезоне рисовых плантаций. В настоящее время большинство жителей Кадазандусуна приняли христианство и ислам. Хотя Кааматан по-прежнему отмечается как ежегодная традиция, он больше не празднуется с целью удовлетворения требований духовных традиций и обычаев предков, а скорее в знак уважения к обычаям и традициям предков. Сегодня Кааматан более символичен как время воссоединения с семьей и близкими. Внутри страны современный Кааматан празднуется в соответствии с индивидуальными личными стремлениями, с возможностью подавать или нет традиционные блюда и напитки Кадазандусун, которые в основном не халяльны. [27]

Традиционные блюда и напитки

[ редактировать ]

Некоторые из наиболее известных традиционных блюд народа Кадазандусун — это хинава , нунсом , пинаасакан , босоу , тухау , киноринг , синалау , свиной суп и куриный суп лихинг (рисовое вино). Некоторые из хорошо известных традиционных напитков Кадазандусуна — это тапай , тампунг , лихинг и бахар . [28]

Традиционные костюмы

[ редактировать ]

Традиционный костюм Кадазандусун обычно называют костюмом Кубасанан , он сделан из черной бархатной ткани с различными украшениями с использованием бисера, цветов, цветных пуговиц, золотых шнурков, льна и уникальных рисунков вышивки. [29] Традиционный костюм, который обычно коммерциализируется как культурный символ народа Кадазандусун, — это костюм Кубасанан из района Пенампанг. Костюм коубасанан из района Пенампанг состоит из синуангги, которую носят женщины, и гаунга для мужчин. Синуангга поставляется с поясом, который называется Химпогот (сделанный из связанных серебряных монет, также известный как денежный пояс), Тангконг (сделанный из медных петель или колец, скрепленных веревками или нитками), Гаунг (украшенный золотым шнурком и серебряными пуговицами) и шапка, называемая сига (из тканого дастара). Украшения и дизайн костюма коубасанан обычно различаются в зависимости от региона. [29] Например, дизайн платья коубасанан для женщин Кадазандусун из Пенампанга обычно представляет собой комплект блузки без рукавов в сочетании с длинными юбками и без шляп, а дизайн платья коубасанан для женщин Кадазандусун из Папара представляет собой комплект блузки с длинными рукавами в сочетании с юбкой до колен. длинные юбки и носили со шляпой сунг. В Сабахе существует более 40 различных моделей костюма Кубасанан, принадлежащих разным племенам общины Кадазандусун. [28]

Традиционный танец

[ редактировать ]

Танец Сумазау — традиционный танец Кадазандусуна. Обычно танец сумазау исполняется парой танцоров, мужчин и женщин, одетых в традиционные костюмы. Танец Сумазау обычно сопровождается ударами и ритмами семи-восьми гонгов. Начальным движением танца сумазау является параллельное покачивание рук вперед и назад по бокам тела, в то время как ступни пружинят и перемещают тело слева направо. Как только вступительные танцевальные движения объединятся с ударами и ритмами гонга, танцор будет повторять «хиааа!» ( маманкис ) указывает на то, что пора менять танцевальные движения. Услышав это пение, танцоры поднимают руки по бокам тела на уровне груди и двигают запястьями и руками вверх и вниз, напоминая движение летящей птицы. Существует множество хореографии танца сумазау, но фирменным танцевальным движением сумазау всегда будут движения рук в полете, параллельные руки, раскачивающиеся вперед и назад по бокам тела, и пружинящие ступни. [28] [30]

Традиционная музыка

[ редактировать ]

Традиционная музыка Кадазандусун обычно оркеструется в форме оркестра, состоящего из музыкантов, использующих традиционные музыкальные инструменты, такие как бамбуковая флейта, сомпотон, тогунгак, гонг и кулинтанган. Музыкальные инструменты в штате Сабах подразделяются на кордофоны ( тонгкунгон , гамбус, сундатан или гагаян ), эрофон ( сулинг , турали или туахи , бунгкау , сомпотон ), идофон ( тогунгак , гонг или тагунг , кулинтанган ) и мембранофоны (компанг, генданг или тонтог). ). Наиболее распространенными музыкальными инструментами в церемониях Кадазандусун являются гонг и кулинтанган. Удары гонга обычно различаются в зависимости от региона и района, а удары гонга, которые часто играют на официальном празднике Кааматан в KDCA, - это удары гонга из района Пенампанг. [28] [30]

Традиционные ремесла

[ редактировать ]

Жители Кадазандусуна используют природные материалы в качестве ресурсов при производстве изделий кустарного промысла, в том числе бамбук, ротанг, лию, калебас и древесину. Немногие из многих ремесел, которые являются синонимами народа Кадазандусун, - это вакид , бараит , сомпотон , пинакол , сиунг- хат, паранг, лингаман и гаянг .

До того, как упомянутые ремесла стали продвигаться и коммерциализироваться для представления культур Кадазандусун, они когда-то были инструментами, которые использовались в повседневной жизни. Фактически, некоторые из этих изделий кустарного промысла до сих пор используются по своему первоначальному назначению. Вакид и бараит используются для перевозки собранного урожая с ферм. Сомпотон — музыкальный инструмент. Пинакол – аксессуар, используемый в обрядах и ритуалах. Паранг/мачете, гаянг /мечи и танду (разновидность копья) используются в качестве инструментов земледелия и охоты, а также оружия в ряде гражданских войн прошлого, что косвенно сделало Кадазандусун известными в прошлом как охотники за головами. [28]

Практика хедхантинга

[ редактировать ]

Практика охоты за головами — одна из древних традиций, практиковавшаяся общиной Кадазандусун во времена гражданских войн. Кадазандусун называют эту практику мангаяу , а обезглавливание - пангайю или пангаит и тонггориб . В прошлом люди Кадазандусун часто ходили на сангод (войну), обезглавливали своих врагов и сохраняли их черепа как трофей и по духовным причинам.

Головы обезглавленных врагов собирались не только как триумфальные трофеи, но и для духовных и традиционных лечебных практик. Традиция обезглавливания предназначалась не только для целей войны, но, скорее, для удовлетворения культурных требований и ожиданий общества, а также для выполнения жертвенных требований древних ритуалов.

В старину гордость и сила человека Кадазандусуна измерялись его храбростью и физической силой в бою, а также количеством голов павших врагов, принесенных домой. «Практическое правило» практики охоты за головами заключалось в том, что побежденный враг должен был быть жив во время обезглавливания, поскольку обезглавливать умершего было бы бессмысленно. Это связано с традиционным верованием Кадазандусун в то, что разум, дух и храбрость человека находятся в его голове (так называемая тандахау ), а сердце функционирует как источник жизни для тела. Другими словами, мертвое сердце означает мертвую (бесполезную) голову. Если какой-либо обезглавливающий нарушит это правило, обезглавливающий будет осужден на проклятие, которое навлечет на него несчастную судьбу.

Кадазандусуны хранят черепа своих врагов в доме под названием Бангкаван . Боболиан проведет ритуал, чтобы поговорить с духами в черепах, теперь уже в качестве слуг, и попросить их защитить свое сообщество, поскольку они считали, что умершие духи все еще останутся внутри черепов. Прежде чем поместить в банкаван , головы подвешивают под огромным деревом до тех пор, пока не останется только череп. Под деревом поместят огромный камень. Эта скала называется согиндай . Затем согиндай на используется для подсчета количества голов, повешенных на дереве, путем нанесения его поверхность тоток (отметок). Например, 10 тоток (отметок) на камне согиндай указывают на то, что на этом дереве было повешено десять голов.

Три основные этнические группы в Сабахе, известные своей историей практики охоты за головами, - это кадазандусун, рунгус и мурут . [31] [32]

Существует пять целей практики хедхантинга.

  • В великой войне
    • Доказать силу героев и кланов над павшими врагами
    • Как свидетельство победы в войне
    • Голова будет храниться в доме черепа ( бангкаван ) клана-победителя.
  • Для мелкомасштабной гражданской войны или семейной вражды
    • Прекратить существование врагов и их семей
    • Голова врага будет храниться в доме победившей семьи с целью порабощения духа врага в качестве домашнего талисмана/оберега.
  • Расширение прав и возможностей мужественности
    • Обезглавливание — это практика, которая доказывает мужество и отвагу.
    • Мужчина без мужества и отваги будет неуместен в обществе и в конечном итоге останется без супруга.
  • Самореклама в должности главы села
    • Мужчина должен получить не менее 10 глав вражеского клана, чтобы заслужить почёт и одобрение собственного клана.
    • Эти 10 голов также важны для убеждения его клана в том, что он достоин роли военного лидера.
  • Пропаганда храбрости героя
    • Древние Кадазандусуны верили, что обезглавливающий обретет силу и дух обезглавленного врага.
    • Обезглавливание врагов — это также способ доказать клану, что герой достоин роли могучего воина.

Обезглавленные головы будут храниться и поддерживаться с использованием древних практик и ритуалов. Одно из применений обезглавленных голов — в качестве амулета или талисмана экономки. Древние жители Кадазандусуна верили, что у каждого дома должны быть свои хранители. Таким образом, они будут использовать дух «тандахау» из обезглавленной головы с целью защиты дома и его обитателей от нападений врагов и диких животных. Также важно разместить под вновь построенным мостом обезглавленные головы. Древние кадазандусуны верили, что в каждой реке есть дух воды, называемый тамбаиг . Обезглавленные головы будут помещены или подвешены под мостом в качестве мирной жертвы тамбаигу, чтобы тамбаиг не разрушил мост. Обезглавленные головы также используются бобохизанами или боболианами в медицинских целях, а также для поклонения духам предков. Наиболее распространенным оружием, используемым древними охотниками за головами Кадазандусуна, являются иланг , сакуит/мандау мачете гаянг , мечи , тандус/адус. копья и дровяное дерево в качестве щита. Эта ужасная практика была запрещена и сегодня больше не практикуется. Однако ходят слухи, что примитивные кланы Кадазандусун, живущие изолированно в глубоких джунглях, до сих пор активно практикуют культуру охоты за головами. Тем не менее, не было никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. [31] [32]

Культурная ассоциация Кадазандусун Сабах

[ редактировать ]
2014 года Празднование Кааматана в Пенампанге , штат Сабах , где Культурную ассоциацию Кадазан Дусун (KDCA) представляет заместитель президента Кларенс Бонгкос Малакун (крайний слева).

Культурная ассоциация Кадазандусун Сабах (KDCA), ранее известная как Культурная ассоциация Кадазан (KCA), является неполитической ассоциацией 40 коренных этнических общин Сабаха, зарегистрированной в соответствии с Законом о малайзийских обществах 1966 года 29 апреля 1966 года тогдашним заместителем регистратора. обществ Малайзии, Дж. П. Резерфорд. Его возглавляет Хугуан Сиу Достопочтенный Тан Шри Датук Сери Панглима Джозеф Пайрин Китинган .

Офис под названием «Хугуань Сиу» является институционализированным высшим руководством Койсаана.Полномочия и ответственность за присвоение звания верховного лидера Кадазандусуна «Хугуань Сиу» лежат на KDCA, которое, в случае открытия вакансии в офисе Хугуань Сиу, может провести внеочередную конференцию делегатов, чтобы конкретно решить вопрос о назначении своего Хугуань Сиу.

Однако, если ни один лидер не считается достойным титула хугуань-сиу, эта должность скорее останется вакантной (из уважения к весьма достойной и почти священной должности хугуань-сиу Кадазандусуна) до тех пор, пока, несомненно, не появится достойный лидер Кадазандусун. учредил.

Рождение Общества Кадазан-Пенампанг в 1953 году проложило путь к образованию Кадазанской культурной ассоциации Сабах (KCA) в 1963 году, которая, в свою очередь, 25 сентября 1991 года была преобразована в нынешнюю KDCA.

С момента своего создания в начале 1950-х годов KDCA сосредоточила большую часть своих усилий на сохранении, развитии, обогащении и продвижении многоэтнической культуры Кадазандусуна. Конференция делегатов KDCA, проводимая раз в три года, представляет собой форум, на котором различные многоэтнические представители Кадазандусуна обсуждают основные проблемы, затрагивающие их и их будущее, и высказывают как индивидуальные, так и коллективные позиции и действия для решения общих проблем.

KDCA участвует в различных мероприятиях, связанных с исследованиями и документацией, сохранением, развитием и популяризацией культуры Кадазандусун: языковых и литературных произведений; Боболианцы и Ринаиты; традиционная медицина, традиционная еда и напитки; музыка, песни, танцы и драмы; традиционное искусство, ремесла и дизайн; традиционные виды спорта; традиционная одежда и костюмы. В последнее время, наряду с растущим международным сотрудничеством коренных народов мира, знания коренных народов, интеллектуальная собственность и сохранение, развитие и защита традиционных прав на ресурсы также стали новыми областями заботы и ответственности KDCA. KDCA способствует единству, дружбе и сотрудничеству среди многорасового населения Сабаха посредством своих совместных культурных программ и праздников, таких как ежегодный «Фестиваль Кааматан» на уровне деревни, района и штата. Он отправил труппы культурных представлений с турами доброй воли в другие штаты Малайзии, в соседние страны Азии, в Европу, Америку, Канаду и Новую Зеландию.

У KDCA есть молодежное и студенческое крыло - Движение развития молодежи Кадазандусун (KDYDM). Основные цели движения - стимулировать более широкое участие молодого поколения в деятельности ассоциации и расширить его возможности в различных областях, чтобы они могли помочь развитию сообщества Кадазандусун в целом.

Кадазандусунские субэтнические группы

[ редактировать ]
Традиционное рисовое вино подается с использованием бамбука в качестве чашки для напитка в Кота-Кинабалу , Сабах, Малайзия. Это часть кухни Кадазандусун.

Кадазандусун - это объединяющий термин и собирательное название более чем 70 подплемен или паятов в Кадазандусуне, которые называют себя Дусун или Кадазан. До появления терминов «Кадазан» и экзонима «Дусун» не существовало названия нации и каждого племени и подплемени, названного в честь места их происхождения, имени их предка или их прошлого лидера.

«Этническая принадлежность» или «нация» и «народ» или «человек» в душанских языках известны как тинару/тинау и тулун/тухун соответственно. В пайтанских языках слово «народ» известно как лобу . Поэтому жители Кадазандусуна на своем родном языке называют Тинару Кадазандусун .

С лингвистической точки зрения все племена Кадазандусун (включая Рунгус) принадлежат к семье душунских языков, за исключением Дусун Бонги (разновидность молбогского языка) и Лахад Дату Дусунов, которые говорили на идаанских языках, в то время как все племена оранг-сунгаи говорили на пайтанских языках. Семьи пайтанских и душунских языков тесно связаны, вместе они образуют большую дусуникскую языковую семью.

Общая классификация народа Кадазандусун:

Однако только кадазанцы и дусун были классифицированы правительством как единая этническая группа, в то время как рунгус и оранг-сунгай сгруппированы как «бумипутера лайн» вместе с бисайей, тидонгом, выходцами из Китая и другими этническими группами коренных жителей Сабахана.

Список племен и подплемен Кадазандусун:

  • Разрез Кадазана
  • Показать Кадазан
  • Сделать Кадазан

Центральный Дусун или Бундуливан являются крупнейшей группой Дусун и сконцентрированы на западном побережье, во внутренних районах, а также являются частью подразделения Кудат (район Кота-Маруду).

  • Ливань
    • Гопу, Капаян, Кинасарабан, Коликуан, Кундунг, Рандагонг (подплемена Ранау Ливан)
    • Пиво/Каранаан, Куриу, Кохуб, Когибанган, Курули, Кавакаан, Касапанг, Кососолуон, Монсок, Гора, Толинтинг (подплемена Ливана)
  • Инобонг Гамлет или я
  • Куртка
  • Тиндал
  • Синулихан
  • Наглый
    • Паху (подплемя Киулу Тагахас)
    • Кадаян (Телипок-Манггатал Тагахас)
    • Кионоп (подплемя Улу Папар Тагахас)
    • Тибабар (подплемя Тамбунан Тагахас)
  • Гаро
  • Позволять
  • Тондук
  • Синандапак

Улу Сугут Дусун или Талантангик — это группа подплемен Центрального Душуна, которые в основном проживают в дельте реки Улу Сугут вокруг границ Кота-Маруду, Белурана и Ранау, но также встречаются в Кенингау, Тамбунане и Кота-Маруду.

  • Испытывающий
    • Торивад, Бей, Верь, Поцелуй
  • Гобукон
  • Утечка
  • Когосинган
  • Дата
  • Тилау-Илау
  • Пилантон

Северный Дусун — это группа родственных Дусунских племен в северных округах Сабаха, особенно в округах Кота-Маруду и Питас дивизии Кудат.

  • Тобилунг
  • Кимараганг
  • Сонсогон
  • Сандайо

Южный Дусун - это племена Дусун, которые в основном проживают в южных районах западного побережья Сабаха. Все племена Южного Дусуна говорят на бисайских языках, кроме гана (мурутикского).

  • Лотуд
  • Квиау
    • Квиджау/Мемпакад (Кенингау Квиджау)
    • Папар (Папар Квиджау)
    • Куизу (Дующий Квиджау)
  • Достаточно
  • Висаян
  • Отец

Восточные дусун - это субэтническая группа дусун, проживающая на восточном побережье штата Сабах, особенно в районах Белуран, Телупид, Сандакан, Тонгод и Кинабатанган.

  • Деревня Лабук
    • Koroli
    • Вернись
    • Это концерт
    • В каменной кладке
    • Сого
    • Сунгангон
    • Помощь
    • Согилитан
    • Туравид
      • Туравид
      • Помнить
      • Tupo
    • Bayok
    • Правша
    • Главная спешка
    • Кисаяп
    • Пословица
    • Кирулу
    • Ливогу
    • Свалка
    • Лолобуон
    • Малапи
    • Пух
    • Белый
  • Деревня Улу Кинабатанган
    • Рвота
    • Мангкаак
      • Мангкаак
      • Ничего нет
      • Поризадо
    • Действие
    • Сангау
  • капает
  • Сброшенный
  • Минокок-Томпицес
    • Минокс
    • Томпизес
  • Лобу Гамлет
    • Руманау
    • Вот этот

Лахад Дату Дусун — это идааноязычные племена Дусун в районе Лахад Дату , расположенном на восточном побережье штата Сабах.

  • Субпан/Сагамо
  • глаза

Острова Бангги Дусун составляют только одно племя, родом с островов Бангги Кудатского района. Однако их язык не душуникский, а родственный молбогскому языку на Палаване , Филиппины.

  • Бонги Гамлет

Момогун Рунгус

[ редактировать ]
  • Рунгус
    • Кираванган
    • Пилапазан
    • Ноль воды
    • Красивый
    • Гонсомон
    • Табак
    • Тангкарасон

Речные люди

[ редактировать ]

Пайтан или Томбонуо Группа :

  • Салиг Булуд Ондарас
  • Пуаванг
  • Дирипау
  • Сонсолуон
  • Понедельник
  • Оды
  • Инокан

Группа Кинабатанган:

  • Макианг
  • Тампиас Лобу
  • Руманау или Ланас Лобу
  • Синабу
  • Колобуан
  • Синарупа

Группа дампа:

Нравятся группы:

  • Абай или Девара

Группа Идаан:

  • Идаан (они не утверждают, что относятся к классификации Кадазандусун)
  • Облачно

Кадазандусунские языки

[ редактировать ]

Кадазандусуны не являются одноязычными, хотя большинство из них составляют племена, говорящие на душунском языке (состоят примерно из 170 000 кадазан, 480 000 душун, 70 000 рунгус и 30 000 бисая); они также включают пайтанские (70 000 оранг-сунгаев), идаанские (3 000 дусун-бегак, 2 000 дусун-субпан и 1 000 дусун-сагамо), мурутикские (10 000 гана) и палаванские (1000 дусун-бонги) языковые семьи. Все эти языковые семьи являются австронезийскими. Общая численность этнических групп Кадазандусунов насчитывала 840 000 человек.

Классификация

  • языковая семья
    • языковая группа
      • язык
        • диалект
          • поддиалект

Семья душунских языков

  • Душунич
    • Дусунские языки (нунук-рагангские языки)
      • Прибрежная деревушка (Кадазан или Тангаа)
        • Кадазан Пенампанг ( К )
        • Кадазан Папар ( К )
      • Центральный Дусун или Бундуливан
        • Царапина-Копыта-Лягушка ( D )
        • Ливаник
          • ( Д Другое
          • Инобонг Гамлет или поляк ( D )
        • Бундуик
          • Бунду ( Д )
          • Тиндал ( D )
          • Написано Д (
          • Урожай Д (
      • Улу Сугут Дусун
        • Талантангический
          • Талантанг ( Д )
          • Утечка Д (
          • Сухой ( Д )
          • Когосинган ( З )
          • Избиение Д (
      • Северный Дусун
        • Рунгус
          • Рунгус ( R )
          • Гонсомон ( R )
        • Минокс ( Д )
        • Тобилунг ( Д )
        • Кимараганг-Сонсогон-Сандайо
          • Кимараганг ( Д )
          • Сонсогон ( З )
          • Сандайо ( З )
      • Восточный Гамлет
        • Лабук-Кинабатанган Дусун ( D )
        • Пингас ( D )
        • Сброшенный ( S )
    • Бисайский (не нунукские раганг-дусунские языки, иногда называемые южным дусун)
      • Бисая-Татана
        • Бисая ( Б )
        • Татана ( Д )
      • Квиау
        • Квиау ( З )
        • Куизу (Кадазан Мембакут) ( K )
        • Папар (Квиджау Папар) ( D )
      • Омары Д (

Семья пайтанских языков

  • Пайтаник
    • Пайтан-Кинабатанган
      • Горечь
        • Томбонуо ( S )
        • Лингкобау ( S )
      • Кинабатанган
        • Макианг ( S )
        • Синарупа ( С )
        • Синабу ( С )
        • Колобуан ( S )
        • Руманау ( З )
    • любовь
      • Абай/Себанган ( С )


Семья других языков

Идааник

  • Идааник
    • Один
      • Идаан ( я )
      • Булу Дупи ( я )
      • Субпан-Сагамо ( D )
      • Бегак ( Д )

Семья мурутических языков

  • Мурутик
    • Северный
      • Набай-Гана
        • Набай ( М )
        • Ветер )

Семья палаванских языков

  • Палаваник
    • Южный Палаваник
      • Молбог-Бонгги
        • Молбог
        • Бонги ( Д )


Начальная буква внутри () относится к следующей этнической принадлежности:

  • К (Кадазан)
  • Д (Дусун)
  • Б (Может)
  • Р (Рунгус)
  • Я (Идана)
  • S (Речные люди)
  • М (Мурут)


Душунские языки

Большинство племен кадазан и дусун говорят на языках, принадлежащих к семье душунских языков . Душуник разделился на две ветви: Дусун и Бисайик. Ветвь Дусун далее разделилась на пять групп или диалектов: Прибрежный Дусун, Центральный Дусун, Северный Дусун, Верхний Сугут Дусун и Восточный Дусун; которые взаимно понятны друг другу. Носители душунских языков в совокупности насчитывали около 750 000 человек (170 000 кадазан, 480 000 дусун, 70 000 рунгус и 30 000 бисайя).

Прибрежный дусун — это лингвистическое название кадазанского языка, поскольку это душунский язык, на котором говорят только на западном побережье Сабаха. Другое имя - Тангара (произношение Дусун) или Тангаа (произношение Кадазан). В Кадазане три диалекта: пенампанг, папар и мембакут, каждый из которых представляет собой территорию, где они обитают. Пенампанг и Папар в целом похожи с небольшими различиями, но диалект Мембакут отличается от других, поскольку это кадазанизированный квиджау. Мембакут, также известный как Куидзо (кадазанское произношение слова Квиджау). Хотя кадазан не распространен географически, этот язык является вторым по величине душунским языком, поскольку на нем говорят примерно 170 000 человек. Когда-то Кадазан также считался диалектом Центрального Дусуна, поскольку он очень взаимопонятен с Центральным Дусуном.

Центрально-Дусунский язык является крупнейшим душунским языком, поскольку на нем говорят около 300 000 душунских людей. Носители языка Центрального Дусуна сконцентрировались в округах Западного побережья и внутренних районов Сабаха. Стандартный язык Кадазан-Дусун Бундуливан произошел от Бунду и Ливана, двух основных диалектов Центрального Дусуна. Обычно все остальные племена Кадазан-Дусун, включая Кадазан, Рунгус и Оранг-Сунгай, используют либо Бунду, либо Ливан при разговоре с говорящим на Центральном Дусуне. Другими диалектами языка Центрального Дусуна являются тиндал, синулихан и тагахас; все Бундуик или «бундуподобные». Этнолингвистический термин «Кадазан Дусун» был назван в честь двух крупнейших душунских народов Сабаха.

Северный Дусун или Маруду Дусун представляют собой группу нескольких родственных душунских языков в северных районах Сабаха вокруг залива Маруду; а именно Рунгус, Тобилунг, Гаро-Люба-Тондук, Кимараганг-Сонсогон-Сандайо и Минокок-Томписос (хотя встречаются только в Телупиде и Тонгоде, но похожи на Рунгус). Хотя на гобуконе, талантанге, тинагасе, бонгги и тиндале также говорят в северных округах, они не включены в эту группу, поскольку принадлежат к другой языковой группе. В совокупности говорящих на Северном Дусуне насчитывалось около 50 000 человек (включая Минокок). На языке рунгус говорят около 70 000 человек.

Улу Сугут Дусун - это язык, названный в честь происхождения группы: верховье реки Сугут, расположенное на границе районов Ранау, Белуран и Кота-Маруду, которое находится на границе между Западным побережьем, Сандаканом и Кудатом. Разделение. Эту группу также называют Талантангической или Талантангской группой, потому что Талантанг — крупнейшее племя в этой группе, которая также состоит из нескольких подплемен, таких как Торивад, Манампака, Муким и Пулутан. Другими племенами в этой группе являются Тинагас, Тухавон, Гобукон, Когосинган (стороны Ранау и Кота-Маруду) и Танггал, Тилау-Илау и Пилантонг (сторона Пайтан). Племена Улу Сугут Дусун также обитают в Тамбунане и Кенингау, поскольку они были первыми жителями этих районов до того, как они были переселены или ассимилированы племенами Бунду и Ливан. Многие подплемена, говорящие на ливане, в Ранау и Тамбунане, такие как Бира / Каранаан, Монсок, Гуна, Полупу и Кохуб, изначально говорили на талантангском языке. Язык Улу Сугут Дусун занимает промежуточное положение между Кимарагангом и Центральным Дусуном. 30 000 жителей Дусуна говорят на диалекте Улу Сугута.

Восточный душун — единственный душунский язык на восточном побережье Сабаха. Похоже, что это промежуточное звено между языками Кадазан, Дусун и Рунгус. Лабук Дусун и Кинабатанган Дусун (оба состоят из различных племен и подплемен) говорят на одном языке, известном как Лабук-Кинабатанган Дусун. Другие языки восточного происхождения дусун: Пингас находился под сильным влиянием языка Кинабатанган-Пайтаник, в то время как думпас ассимилировался с оранг-сунгай и сулук, образовав отдельный язык. На восточном дусуне говорят около 30 000 человек, включая пингас и думпас.


Южный Дусун: бисайские языки и язык гана.

Группа бисайских языков состоит из трех языков, а именно бисая-татана, квиджау и лотуд. Все бисайские племена, кроме бисайя, являются душунами. Вот почему дусун, говорящий на бисайском языке, иногда называют южным дусун, потому что татана и квиджау - это языки, на которых говорят в южной части региона западного побережья Сабаха, в то время как лотуд, хотя и говорит в центральной части, имеет бисайское происхождение. Бисайские языки лишь частично понятны языкам дусун, но все племена южных дусун могут говорить на бундуливанском языке, и сегодня он находится под сильным влиянием стандартного диалекта. Например, Лотуд является бисайским, но теперь взаимопонятен с Центральным Дусуном из-за принятия языка и длительного периода взаимодействия с народом Центрального Дусуна, поскольку они живут бок о бок не менее 200 лет. Гана, язык, на котором говорит племя Дусун Гана, является мурутическим и, вероятно, вариантом северного Мурутского диалекта Набая, но в настоящее время находится под сильным влиянием языка Дусун, на котором они могут свободно говорить. Квиджау, носители языка которых живут бок о бок с гана в Бингкоре, Кенингау, также обитают в Папаре и Мембакуте, где они объединились с Кадазаном. Татана и Бисая — две разновидности одного языка. Язык бисая-татана имел некоторое сходство с языком мурут, что делает его, вероятно, промежуточным между душунским и мурутским языком. На диалектах южного дусуна говорят примерно 30 000 бисая, 15 000 татан, 20 000 квиджау, 10 000 гана и 35 000 лотудов.



Семья пайтанских языков

Семья пайтанских языков состоит из двух основных ветвей: пайтан-кинабатанган и сукау. Пайтан-Кинабатанган представляют собой комбинацию двух взаимопонятных групп Пайтан и Кинабатанган. Другая ветвь Сукау-Пайтаник имеет только один язык, называемый Абай или Себанган. на нем говорят 2000 человек в селе Абай, расположенном в устье реки Кинабатанган.

Пайтан Пайтаник или Томбонуо : Томбонуо, на котором говорят 20 000 человек, является основным языком в группе Пайтан. На этом языке говорят племя Томбонуо и его подплемена, а также Оранг Сунгай (мусульманин Томбонуо). Лингкобау — важный вариант языка Томбонуо. Языки пайтан сконцентрированы в районе Белуран.

Кинабатанган Пайтаник : Кинабатанган Пайтаник — это группа нескольких взаимопонятных пайтаникских языков, на которых говорят в районе реки Кинабатанган в районах Кинабатанган и Тонгод, а именно Макианг, Синарупа, Колобуан, Синабу и Руманау. Диалект макианг является основным языком в этой группе, поскольку, по оценкам, его носителями являются 20 000 человек, и их язык также повлиял на язык субпан. Руманау, также известный как Дусун Лобу, является самым западным пайтанским языком, на нем также говорят в Нунук Раганг Ранау и деревне Ланас в районе Кенингау.

Сукау Пайтаник Сукау Пайтаник состоит из одного языка, называемого Абай или Сабанган, который отличается и лишь частично понятен Пайтану и Кинабатангану. Возможно, это связано с тем, что этот язык был изолирован от остальной части пайтанского диалекта, поскольку он окружен Булу Дупи Идаан. На абайском/сабанганском языке говорят 2000 человек в селе Абай, расположенном в устье реки Кинабатанган.

Связь между душунскими и пайтанскими языковыми семьями

Душунские языки тесно связаны с пайтанскими языками. Вместе они образуют языковую семью Greater Dusunic. Некоторые пайтанские племена, такие как Руманау или Дусун Лобу (дусунизированное пайтанское племя) и Томбонуо, способны говорить на основном диалекте дусун посредством обучения и ассимиляции.


Дусунские племена относятся к недушунскому языку.

Язык некоторых племен Дусун не является душунским. Один из них, язык Бонги, даже не входит в сферу сабаханского корня австронезийского языка. Язык бонгги, на котором говорят 500 человек дусун-бонги на островах Банги, является разновидностью молбогского языка на Палаван островах , Филиппины . Другие языки субпан, сагамо и бегак в районе Лахад Дату принадлежат к языковой семье идаан, которая слабо связана с душуником. Субпаны находятся под сильным влиянием языка макианг. Сагамо похож на Субпан, за исключением того, что на него не повлияли пайтанские языки. Обычно люди Дусун Бонги, Дусун Субпан, Дусун Сагамо и Дусун Бегак не могут говорить на основном языке Дусун. Но немногие члены, вступившие в брак с народами Дусун из западного региона Сабах, научились говорить на нем. Лахад Дату Дусун насчитывал около 6000 человек (Бегак 3000, Сагамо 1000 и Субпан 2000).


Дусунские языки

Дусунские языки — это группа языков, на которых в Сабахе говорят около 750 000 человек.

Источник

Язык дусун имеет бисайское происхождение (именно поэтому дусунские и бисайские языки можно объединить в одну языковую семью), но в нем также много общих слов с пайтанским, но пайтанский и бисайский язык на самом деле не связаны между собой. Возможно, предками народа дусун была группа бисайскоязычных людей, которые мигрировали в район Лабук-Сугут и взаимодействовали с уже поселившимися там пайтанцами. Этот народ сохранил свой бисайский язык, но также перенял многие слова пайтанского народа. Со временем одна группа их потомков двинулась вглубь страны, в среднее течение реки Лабук, и основала деревню Нунук Раганг. В Нунук-Раганге развивался прото-душунский язык, но в конечном итоге в результате миграции он распался на различные языки и диалекты.

Разделение

В результате массовой миграции, происходившей в несколько волн, язык нунук-раганг распался и распался на несколько языков, которые можно разделить на 5 основных групп: прибрежный дусун, северный дусун, северный дусун, улу-сугут-душун и восточный дусун.

Кроме того, эту группу можно разделить на четыре типа диалектов:

1. / v / и / z / с использованием лексики: Рунгус, Кадазан (широко) и Минокок.

2. / в / и / лдз / с использованием лексики: восточный дусун

3. / ж /и / ж / с использованием лексики: Улу Сугут Дусун, Северный Дусун

4. / ч / и / у / по лексике: Центральный Дусун

Развитие языка нунук-раганг посредством миграции

Приведенная выше группировка языков дусун очень важна для изучения волн миграции из нунук-раганга. Четыре типа языков душун указывают на то, что было по крайней мере четыре волны миграции, поскольку каждая волна миграции приводила к новому развитию языка нунук-раганг. Кажется невозможным, чтобы все дусунские языки развивались в Нунук-Раганге, потому что люди должны постоянно контактировать друг с другом и должны использовать один язык для легкого общения, не оставляя шансов для развития какого-либо нового языка в таких условиях. Напротив, миграция в разные места вызвала меньше контактов среди народа нунук-раганг из-за географической удаленности и проложила путь к отдельному развитию новых языков. Между тем, сам язык Нунук Раганг также со временем изменился внутри группы людей, оставшихся в поселении Нунук Раганг.

Восточный дусун как промежуточное звено между гипотезой языков кадазан, рунгус и дусун

Если восточный дусун является промежуточным звеном между языком кадазан, рунгус и дусун; тогда он, возможно, наиболее близок, если не то же самое, к языку прото-душун/нунук-раганг. Итак, развитие этого языка можно представить на следующем примере:

Восточный Дусун и, вероятно, прото-Дусун (исходный язык Нунук Раганг):

  • "taga ldz o" ("z" не нажата)
  • "ки вх аро"

Кадазан и Рунгус:

  • «taga z o» (нажата «z»)
  • «(ки) в аро» (Рунгус и Минокок)
  • «ки в аа» (Кадазан, / р /и / с /потерянный)

Северный Дусун и Улу Сугут Дусун:

  • «тага джо » («z» произносится как «j»)
  • «ки варо » ( v произносится как w )

Центральный Гамлет:

  • «taga y o» («j» изменено на «y»)
  • "ki h aro" ("w" изменено на "h", кроме Ливана)


Предлагаемая волна миграции из Нунук-Раганга на основе гипотезы Восточного Дусуна.

Ранние волны: Кадазан, Рунгус и Восточный Дусун.

Волна А (западная группа): Рунгус и Кадазан были первыми группами, мигрировавшими из поселения Нунук Раганг. Вполне возможно, что первоначально они мигрировали как одна группа, а затем разделились на две: Тангаа предпочли поселиться на равнине недалеко от побережья в Пенампанге, а Рунгус переселился в Кота-Маруду и далее в Кудат после прибытия племен Северного Дусуна несколько поколений спустя. . Рунгус и Кадазан стали более / ( нажатых) и / z предпочтительными в качестве альтернативных способов произношения прото-Дусунских / v /» и / ldz /. Однако сегодня рунгус связаны с языками северного дусуна, такими как тобилунг и кимараганг, в то время как кадазан очень взаимопонятен с языками центрального дусуна. Это связано с тем, что язык рунгус и северный дусун живут рядом друг с другом вокруг залива Маруду (северный дусун прибыл туда позже, когда рунгус уже заселил этот район), что часто приводит к контактам или ассимиляции между двумя группами. Со временем в языках рунгуса и северного дусуна появилось сходство акцентов.Еще одно свидетельство того, почему Рунгус-Северный Дусун схожи по акценту, может быть объяснено предложенной Минококом-Томпизе теорией происхождения. Минокок-Томпизес считается диалектом рунгуса. Племя, возможно, представляло собой небольшую группу Кота Маруду Рунгус, которая двинулась на юг, чтобы избежать ожесточенного контакта с недавно прибывшей группой Северного Дусуна или, возможно, убежать от нее, и достигла Улу Кинабатангана. В то время как у рунгус на севере появилось сходство акцента с северным дусуном, минокок-томпизес сохранили свой первоначальный акцент. Вот почему Рунгус и Минокок схожи по словарному запасу, но различаются по акценту.

Сходство Кадазана с Центральным Дусуном можно объяснить двумя теориями:1. Как и в случае с Рунгусом, Кадазан также живут недалеко от Центрального Дусуна. Часто контакты и смешанные браки позволяют Кадазану и Дусуну найти легкий способ общения. 2. Пенампанг Кадазан являются результатом слияния трех племен: первоначальных Кадазан (имя неизвестно, но, должно быть, это группа, мигрировавшая в упомянутой выше «Волне А»), Тангара и Бангкаакон. Если Тангара или Бангкаакон (или они оба) были племенами Центрального Дусуна, их диалект мог повлиять на язык Кадазан.

Волна B (группа на восток): миграция восточного Дусуна. Лабук-Кинабатанган, возможно, наиболее близок, если не тождественен, к языку нунук-раганг. Сходство с Кадазаном и Рунгусом указывает на то, что Лабук-Кинабатанган также были одной из первых групп, покинувших Нунук Раганг. В то же время Рунгус-Кадазан покинул Нунук-Раганг на запад (Нунук-Раганг расположен в центре Сабаха в верховьях реки Лабук), предки Восточного Дусуна уходят на восток. Восточный дусун, вероятно, мало изменился по сравнению с исходным языком нунук-раганг.

Более поздние волны: Северный Дусун, Улу Сугут Дусун, Центральный Дусун.

В отличие от Кадазана и Рунгуса; Северный Дусун, Улу Сугут Дусун и Центральный Дусун (тогда еще единая группа, которая оставалась в Нунук Раганге во время более ранней первой и второй волны миграции) стали более предпочтительными «/ w / и / j /», поскольку это более легкая альтернатива для произношения. "/ v /" и "/ ldz /". Северный Дусун и Улу Сугут в конечном итоге также покинули Нунук Раганг, а Центральный Дусун последовал за ним через несколько поколений и стал последней группой, которая мигрировала.

Поздняя волна (более ранняя группа): Северный Дусун, возможно, мигрировал одновременно с группой Улу Сугут Дусун, потому что эти две группы лингвистически очень похожи, обе применяют / w / и / j / в своих лексиконах. Сегодня северные Дусун решили поселиться вокруг Кота-Маруду, где они вступили в контакт с уже поселившимися там рунгусами и приобрели сходство с последними в акценте. Первоначальный акцент Северного Дусуна может быть таким же, как и Улу Сугут Дусун, что можно доказать, если мы посмотрим на сходство грамматики между диалектами Кимараганг и Тинагас в Кота Маруду, единственное различие заключается в акценте. Это еще одно свидетельство теории слияния Рунгуса и Северного Дусуна. Группа Талантангов мигрировала из Нунук Раганга в двух направлениях: одно перебралось в Трусмади, а другое — далеко на север, в Улу Сугут. Группа Трусмади далее распространилась на Тамбунан и остальную часть Кенингау, в то время как группа Улу Сугут распространилась дальше на Ранау, Кота-Маруду и Пайтан, где они превратились в различные подплемена.

Поздняя волна (последняя группа): Предки Центрального Дусуна должны быть выселены из Нунук Раганга через некоторое поколение, достаточно времени, чтобы развить / h / и / y / из / w / и / y /, которые они разделяли с Северным Дусуном и Улу Сугутом Дусуном, когда они еще были одной группой. который оставался в Нунук-Раганге в то время, когда Кадазан, Рунгус и Восточный Дусун ушли. Будучи последней группой, которая мигрировала, они обнаружили, что к востоку, северу, югу и западу от Нунука Раганг уже заселен. В конце концов они решили пойти на запад, пересекли поселение Талантанг в Ранау и Тамбунане, а затем нашли незаселенные места недалеко от побережья в верховьях рек Кадамайан и Туаран. Существует история происхождения вражды между тагахами и тангарами: говорят, что перед тем, как Тангара перебрались на равнину Пенампанг из Нунук Раганга, они пообещали отметить свой путь, чтобы тагахи могли следовать по нему и присоединиться к ним в следующем. Но Тангара изменили свои цели, потому что следующие за ними Тагахи достигли других мест, холмистого Улу Туарана. Так разгневанный Тагаха возненавидел Тангару. Эта история очень интересна, потому что мы можем предположить, что тангара также должны быть племенем, говорящим на центральном душунском языке, если они мигрируют одновременно с тагахами, говорящими на центральном душунском языке. Тангара в конечном итоге ассимилировались с Кадазаном, и их диалект повлиял на Кадазан, сделав его похожим на Центральный Дусун. Эта теория объясняет, почему Кадазан взаимопонятен с Центральным Дусуном.

В это время Центральный Дусун также начал расходиться. Группа, поселившаяся в верховьях рек Кадамайан и Туаран (Бунду), постепенно переместилась в близлежащие места и в дальнейшем развилась в несколько племен. Племена Кадамайана начали называть себя одним именем, Тиндал, чтобы отличить себя от баджау Сама, жившего в нижнем течении реки Темпасук недалеко от побережья. Группа, переселившаяся на равнину Туаран и Киулу, — это Бунду. Племена, оставшиеся в высокогорье, — это синулихан и тагахас. Тагахи далее распространились на места ближе к побережью (ныне Телипок, Менггатал и Инанам). В Инанаме они ассимилировались с оставшимися Тобилунгами, которые не мигрировали в северные районы. Тагахас также переехал в районы Улу-Папара. Одна группа вернулась вглубь страны, в Тамбунан, где они участвовали в кровавом межплеменном столкновении с коалицией Бунду-Ливан за контроль над равниной Тамбунан. Племена талантангов в Тамбунане также разделились в результате столкновения; Тибабар встал на сторону Тагахаса, в то время как Бира/Каранган и Тухавон поддержали Бунду-Ливан.

Ливан - это группа жителей Центрального Дусуна, которые не присоединились к переселению в близлежащие прибрежные районы, где они остановились в верховьях реки Кагибанган, а именно в одном из притоков реки под названием Тандилван. Это место расположено на границе Тамбунан-Ранау. Ливань был назван в честь этой реки. Эта группа расширилась на север до Ранау и на юг до Тамбунана, отошла или ассимилировала племена Талантанг в двух округах, что сделало Ливан доминирующей группой Дусун там до сегодняшнего дня. Доказательством ассимиляции Ливан-Талантанг является следующее: в то время как другие центральные Дусун применяют / h / и / y / в своих диалектах, Ливан вместо этого использует / w /, как Талантанг.


Центральный Гамлет

Центральный дусун - самая крупная группа языков дусун, на которой говорят около 300 000 человек, что делает его основным языком дусун. Саму себя можно разделить на две группы:

  • Ливаник (состоит из множества разновидностей, одна из наиболее выдающихся разновидностей - Инобонг Дусун)
  • Бундуик (помимо Бунду, также состоит из трех похожих на Бунду разновидностей, а именно Тиндал, Синулихан и Тагахас)

Все ливанские и бундуйские разновидности в целом схожи, но имеют некоторые различия в лексике и акценте.

Основной язык дусун

Основной язык дусун означает наиболее распространенные диалекты языка дусун в Сабахе. Есть два основных диалекта языка душун: бунду и ливан. Эти два диалекта легче всего выучить и понять среди племенного народа Кадазан Дусун. Обычно люди Кадазан-Дусун, не принадлежащие ни к какому племени, говорили на основном языке Дусун.

На ливанском диалекте в основном говорят во внутренних регионах. Восточный Дусун и некоторые племена Оранг Сунгай, такие как Дусун Лобу, которые проживают в восточном регионе, также используют Ливан при разговоре с другими Дусунами.

Диалект Бунду является лингва-франка среди народа Кадазан Дусун, проживающего на северном и западном побережье. Кроме того, племена Рунгус, Кадазан и Южный Дусун говорят на бунду, разговаривая с народом Дусун.


Стандартный язык Кадазандусун

Усилиями Культурной ассоциации Кадазандусун Сабах сочетание диалекта Бунду-Ливан с некоторыми дополнениями из слов Кадазан и Рунгус было создано как стандартный язык Кадазандусун, известный как Бундуливан. Выбор Бунду-ливана был основан на том, что это наиболее взаимопонятный диалект при общении с другими диалектами Дусун или Кадазан.

Английский Кадазан Гамлет
Как вас зовут? Исаи сейчас? Как вас зовут?
Меня зовут Джон Это дыхание исходило от Джона. Меня зовут Джон.
Как вы? Ону абал, нет? Как вы?
Я в порядке. Нойкотский уксус. Копия Осононга.
Где Мэри? Номбо зи Мэри? Вы бывали в Мэри?
Спасибо Котохуадан Пунсику/Котолуадан
Сколько это стоит? Пио хуго/гатанг здесь? Пиро купить здесь?
Я не понимаю Ты занимаешься каратэ У меня есть свой гараж.
Я скучаю по тебе Хангадон зо, без сомнения Купите свою траву
Вы говорите по-английски? У кого есть мобу? Koilo ko mimboros do Inggilis?
Откуда ты? Номбо или нонтодонон ню? Хунго Тадон ну?
Река Баванг Лук

Известные люди Кадазандусуна

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Демографическая статистика, первый квартал 2024 года» . Департамент статистики, Малайзия. Архивировано из оригинала 22 июня 2024 года . Проверено 22 июня 2024 г.
  2. ^ «Люди и история» . Официальный сайт правительства штата Сабах . Проверено 15 марта 2022 г.
  3. ^ «Язык: Кадазандусун, Малайзия» . Канал Дискавери. 2004 г. - через коллекции мультимедийного видео и звука ЮНЕСКО .
  4. ^ Jump up to: а б с д Лупинг, Герман (7 августа 2016 г.). «История термина Кадазандусун» . Ежедневный экспресс . Проверено 28 ноября 2019 г. .
  5. ^ Jump up to: а б «Очерк английской литературы о происхождении народа Кадазан» . UKEssays.com . Проверено 30 ноября 2019 г.
  6. ^ Раттер, Оуэн (1929). Язычники Северного Борнео . Лондон: Хатчинсон и Ко.
  7. ^ Стаал, Дж. (1923). «Дусуны Северного Борнео: их общественная жизнь». Антропос . 18/19 (6/4): 958–977. JSTOR   40444627 .
  8. ^ Да, Чи Вэй; Хок, Мохд Захирул; Пью-Китинган, Жаклин; и др. (2018). «Генетическая связь коренных этнических групп Северного Борнео с соседним населением Юго-Восточной Азии, как следует из полногеномных данных SNP». Анналы генетики человека . 82 (4): 216–226. дои : 10.1111/ahg.12246 . ПМИД   29521412 . S2CID   3780230 .
  9. ^ Jump up to: а б Ки, Бун Пин (2014). Оценка и анализ геномного разнообразия и биомаркеров коренного населения Сабахана (PDF) (кандидатская диссертация). Университет Малайи .
  10. ^ Jump up to: а б Тан, С.Г. (1979). «Генетическая связь между кадазанцами и пятнадцатью другими расами Юго-Восточной Азии» (PDF) . Пертаника . 2 (1): 28–33.
  11. ^ Шинода, Кен-ичи; Какуда, Цунео; Канзава-Кирияма, Хидеаки; и др. (2014). «Митохондриальное генетическое разнообразие племен пинпу на Тайване» (PDF) . Бюллетень Национального музея природы и науки, серия D. 40 : 1–12.
  12. ^ Jump up to: а б Мацумура, Хирофуми; Шинода, Кен-ичи; Шиманджунтак, Трумэн; и др. (2018). Яо, Юн-Ганг (ред.). «Кранио-морфометрическое и адДНК-подтверждение австронезийской модели расселения на древних островах Юго-Восточной Азии: поддержка Гуа Харимау, Индонезия» . ПЛОС ОДИН . 13 (6). Артикул е0198689. Бибкод : 2018PLoSO..1398689M . дои : 10.1371/journal.pone.0198689 . ПМК   6014653 . ПМИД   29933384 .
  13. ^ «Жители деревни Сабах не из Китая, Тибета или Тайваня» . BorneoMail (на малайском языке). 25 октября 2017 г. Проверено 15 марта 2022 г.
  14. ^ Jump up to: а б Карафет Татьяна М.; Мендес, Фернандо Л.; Судойо, Херавати; и др. (2015). «Улучшенное филогенетическое разрешение и быстрая диверсификация гаплогруппы K-M526 Y-хромосомы в Юго-Восточной Азии» . Европейский журнал генетики человека . 23 (3): 369–373. дои : 10.1038/ejhg.2014.106 . ПМЦ   4326703 . ПМИД   24896152 .
  15. ^ Трежо, Жан А.; Полони, Эстелла С.; Йен, Цзюй-Чен; и др. (2014). «Тайваньская вариация ДНК Y-хромосомы и ее связь с островами Юго-Восточной Азии» . БМК Генетика . 15 . Статья 77. doi : 10.1186/1471-2156-15-77 . ПМК   4083334 . ПМИД   24965575 .
  16. ^ Курно, Даррен; Датан, Ипои; Тасон, Пол СК; и др. (2016). «Глубокий череп из пещеры Ниах и плейстоценовое население Юго-Восточной Азии» . Границы экологии и эволюции . 4 . Статья 75. doi : 10.3389/fevo.2016.00075 . hdl : 10072/100807 .
  17. ^ Фу, Цяомэй; Мейер, Матиас; Гао, Син; и др. (2013). «Анализ ДНК человека раннего Нового времени из пещеры Тяньюань, Китай» . Труды Национальной академии наук . 110 (6): 2223–2227. Бибкод : 2013PNAS..110.2223F . дои : 10.1073/pnas.1221359110 . ПМК   3568306 . ПМИД   23341637 .
  18. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Малайзии 2010 года» (PDF) (на малайском и английском языках). Департамент статистики, Малайзия. п. 107. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2012 года . Проверено 17 июня 2012 г.
  19. ^ «Оценка кадазанцев в Малайзии» . МАР . Архивировано из оригинала 22 июня 2012 года.
  20. ^ Кепинг, Элизабет (2004). Документ о миссии в Кадазане, штат Сабах, Малайзия . Конференция IAMS 2004 (Аннотация). Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года.
  21. ^ «Голоса Земли» . Наша Планета .
  22. ^ «Все больше иностранцев в Брунее принимают ислам» . БрунейДирект.com . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года.
  23. ^ «Малайские ультрас разбавили автономию Борнео» . ГеоГорода . Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года.
  24. ^ Линдси, Дженнифер; Тан, Инь Инь, ред. (2003). Вавилон или Бегемот: языковые тенденции в Азии . Сингапур: Институт азиатских исследований, Национальный университет Сингапура. п. 15. ISBN  981-04-9075-5 .
  25. ^ «Апостольские префектуры Борнео» . Новый Адвент . Проверено 15 марта 2022 г.
  26. ^ Эстель (29 мая 2017 г.). «Кааматан: Сказка о жатве» . Удивительный Борнео . Проверено 27 декабря 2019 г.
  27. ^ Петронас (29 мая 2017 г.). «11 вещей о Кааматане и Гавае, которые следует знать перед поездкой в ​​Сабах или Саравак» . Говорит . Проверено 27 декабря 2019 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д и Кристалл. «Кадазандусун Фуд энд Арт» . Падлет . Проверено 27 декабря 2019 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Традиционный костюм Пенампанг Кадазан» . Культурная ассоциация Сабаха Кадазандусун (KDCA) . Проверено 27 декабря 2019 г.
  30. ^ Jump up to: а б «Кадазанская традиционная музыка и танцы» . KadazanHomeland.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 года . Проверено 27 декабря 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  31. ^ Jump up to: а б Бедфорд, Сэм (25 марта 2018 г.). «История охотников за головами Борнео» . Культурное путешествие . Проверено 27 декабря 2019 г.
  32. ^ Jump up to: а б «Охотники за головами Борнео» . KadazanHomeland.com . Архивировано из оригинала 30 декабря 2019 года . Проверено 27 декабря 2019 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  33. ^ Джон Энтони (15 июля 2018 г.). «Хугуань Сиу Наследие Кадазандусунов» . Почта Борнео . Проверено 15 июля 2018 г. - через PressReader.
  • Тангит, Трикси М. (2005). Планирование Кадазандусун (Сабах, Малайзия): ярлыки, идентичность и язык (магистерская диссертация). Гавайский университет в Маноа. hdl : 10125/11691 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b361193c71d729fcd76e172ff390411d__1721220780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/1d/b361193c71d729fcd76e172ff390411d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kadazan-Dusun - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)