Демография Саравака
Год | Поп. | ±% | ||
---|---|---|---|---|
1970 | 976,269 | — | ||
1980 | 1,235,553 | +26.6% | ||
1991 | 1,642,771 | +33.0% | ||
2000 | 2,009,893 | +22.3% | ||
2010 | 2,399,839 | +19.4% | ||
2021 | 2,470,000 | +2.9% | ||
| ||||
Источник: Департамент статистики Малайзии (2021 г.). |
Население Саравака этнических очень разнообразно и включает множество рас и групп . В Сараваке проживает более 40 субэтнических групп , каждая из которых имеет свой собственный язык, культуру и образ жизни. Это делает демографию Саравака очень отличной и уникальной по сравнению с его полуостровным аналогом. Однако он во многом повторяет другие территории Борнео – Сабах , Бруней и Калимантан .
Этнические группы Саравака
[ редактировать ]В целом, в Сараваке проживает несколько крупных этнических групп: ибан , китайцы , малайцы , бидаю , оранг-улу , меланау и несколько второстепенных этнических групп, объединенных в группу «Другие», такие как индейцы , евразийцы, кедаянцы , яванцы , бугисы , мурут и еще много.
Карты
[ редактировать ]Ниже показано распределение этнических групп в Сараваке по округам штата по данным переписи 2020 года. [ 2 ]
-
Они собирались
-
малайский
-
китайский
-
Бидаю
-
Меланау
Даяки
[ редактировать ]Даяк Саравака включает в себя Ибан и Бидаю.
Ибаны составляют самый большой процент (28,8%) населения Саравака. Ибан является уроженцем Борнео, и их прародина находилась в Верхнем Капуасе , Западный Калимантан, до их миграции в Саравак с 1750-х годов. [ 3 ] Раньше ибаны считались самыми грозными охотниками за головами на острове Борнео, а сегодня ибанцы — щедрый, гостеприимный и миролюбивый народ. [ 4 ]
Из-за своей истории фермеров, пиратов и рыбаков ибанов традиционно называли «морскими даяками». Первые поселенцы Ибана мигрировали из Калимантана, индонезийской части Борнео к югу от Саравака, через реку Капуас. Они пересекли хребет Келингканг и поселились в долинах рек Батанг Ай, Скранг, Сарибас и Раджанг. Ибанцы живут в длинных домах , сооружениях на сваях с большим количеством комнат, в которых проживает целая община семей. [ 4 ]
В длинном доме Ибана все еще могут быть выставлены трофеи в виде головы или анту пала . Эти подвешенные головы символизировали победы племени и были источником почета. Даяк Ибан прекратил заниматься охотой за головами в 1930-х годах. [ 4 ]
Ибанцы известны своим Пуа Кумбу (традиционным ибанским плетением), изделиями из серебра, резьбой по дереву и вышивкой бисером. Татуировки Ибан, которые изначально были символами храбрости среди воинов Ибана, стали одними из самых отличительных в мире. [ 4 ] Ибанцы также славятся сладким рисовым вином под названием туак , которое подают во время больших торжеств и торжественных случаев. [ 5 ]
Подавляющее большинство ибанцев исповедуют христианство. Однако, как и большинство других этнических групп Саравака, они по-прежнему соблюдают многие из своих традиционных ритуалов и верований. Саравак Ибан отмечает красочные фестивали, такие как общий всеобъемлющий Гавай Даяк ( праздник урожая ), который является недавним изобретением и, таким образом, проводится всеми племенами даяков, включая Ибан, Бидаю и Оранг Улу, независимо от их религии. Основными фестивалями народа ибан являются Гавай Бумаи (Фестиваль рисового земледелия), который включает в себя как минимум четыре этапа, а именно Гавай Бату (Фестиваль точильных камней), Гавай Бених (Фестиваль семян), Гавай Нгемали Умай / Джагок (Фестиваль фермерского исцеления), Гавай Матах. (Праздник сбора урожая) и Гавай Басимпан (Фестиваль хранения риса), Гавай Туах (Фестиваль удачи), который включает Гавай Намака Туах (Фестиваль приветствия удачи), Гавай Таджау (Фестиваль банок) и Гавай Пангконг Тианг (Фестиваль ударов по домам), Гавай Пейн (Фестиваль исцеления), включая Пелиан шамана-мананга, Ренонг Пейн и Суги Пейн барда-лемамбанга Гавая Анту ( фестиваль мертвых ) в честь предков и редко отмечаемый, но самый сложный и сложный Гавай Буронг (Праздник птиц) с девятью ступенями восхождения в регионе Сарибас/Скранг или Гавай Амат (Настоящий фестиваль) в регионе Балех с восемью ступенями, как указано в списке. по Мазингу.
Из-за естественной культуры баджалай процветает население ибанов численностью от 300 000 до 350 000 человек (пребывания) среди ибанов, главным образом в поисках работы, в Джохоре , которое в основном встречается в районе между Пасир-Гудангом и Масаи на восточной оконечности Джохор-Бару. столичный округ. Значительные общины ибан также присутствуют в Куала-Лумпуре и Пенанге , которые также ищут работу. Большинство из них вернутся домой во время Гавай Даяка.
Бидаю
[ редактировать ]Сосредоточенные главным образом в западной части Борнео, бидаю составляют 8% населения Саравака. Сейчас они наиболее многочисленны в горных округах Лунду , Бау , Пенриссен, Падаван , Сибуран и Сериан , в часе езды от Кучинга .
Исторически, когда другие племена мигрировали в Саравак и образовывали поселения, в том числе определенная историческая малайизация, которая в основном происходила в прибрежных районах, бидаю отступили дальше вглубь страны, за что получили название «земельные даяки» или «землевладельцы». Само слово Бидаю буквально означает «земельные люди» на диалекте Биата . На диалекте Бау-Джагой/Сингай произношение — «бидойо», что также имеет то же значение.
Традиционной общественной постройкой Бидаю является «барук», круглый дом, возвышающийся примерно на 1,5 метра над землей. Он служит зернохранилищем и домом собраний для жителей поселения. В старину были типичны длинные дома, похожие на дома ибанов.
Типичные представители коренных народов Саравака, бидаю хорошо известны своим гостеприимством и считаются лучшими производителями туака , или рисового вина. Бидаю также используют методы дистилляции для приготовления арака тонка , разновидности самогона . [ 6 ]
Бидаю говорят на нескольких разных, но родственных диалектах. Некоторые бидаю говорят на ибанском или саравакском малайском языке в качестве основного языка. Хотя некоторые из них все еще исповедуют традиционные религии, большинство современных бидаю приняли христианскую веру, а в нескольких деревнях исповедуют ислам как группу меньшинства внутри общины бидаю.
Салако и Лара
[ редактировать ]Эта этническая группа составляет небольшое меньшинство, и ни одна из сторон не проводит всесторонних исследований их диалекта, культуры/обычаев и истории или вообще не проводит их. классифицирует культуры салако и лара как бидаю Хотя правительство Малайзии по политическим соображениям , они не имеют ничего общего с другими группами бидаю, и их устные традиции заявляют о разном происхождении и истории миграции. Понятно, что, поскольку эта группа проживает в районах, где проживает большинство бидаю, и тот факт, что они также предпочитают оставаться на одной постоянной внутренней территории, скорее всего, по сельскохозяйственным причинам, вместо того, чтобы расширяться в другие места в отличие от других рас, они группировались как ланддаяки.
Считается, что эта племенная община возникла с горы Гаджинг, у истока реки Салакау, недалеко от Сингкаванга в Западном Калимантане , Индонезия. Их язык совершенно отличается и неразборчив с другими разговорными диалектами бидаю в других районах. В основном они сосредоточены в районе Лунду . В августе 2001 года общины Салако и Лара создали Ассоциацию Салако-Лара, чтобы защитить и сохранить свою культуру и обычаи для будущих поколений.
Оранг Улу
[ редактировать ]Оранг Улу — этническая группа в Сараваке. Различные группы Оранг Улу вместе составляют до 6,3% населения Саравака. Фраза Оранг Улу означает «люди, живущие вверх по реке», и это термин, используемый для коллективного описания многочисленных племен, живущих вверх по реке в обширных внутренних районах Саравака. К таким группам относятся основные племена каян и кения, а также более мелкие соседние группы каджан, кеджаман, пунан, укит и пенан. В настоящее время это определение также включает племена, расположенные ниже по течению реки Лун Баванг , Лун Дайе, «среднее течение реки» или «далеко вверх по течению», Бераван, Сабан, а также обитающих на плато Келабитов . Оранг Улу — это термин, официально придуманный правительством для обозначения нескольких этнических и субэтнических групп, которые живут в основном в верховьях реки и в горных районах Саравака. Большинство из них проживают в округах Барам , Мири , Белага , Лимбанг и Лавас .
Оранг Улу — люди искусства, чьи длинные дома искусно украшены фресками и резьбой по дереву. [ 7 ] Они также хорошо известны своей сложной вышивкой бисером и детальными татуировками. Племя Оранг Улу можно также узнать по уникальному музыкальному звуку, издаваемому сапе , струнным инструментом, похожим на мандолину .
Подавляющее большинство племени Оранг Улу — христиане, но в некоторых районах по-прежнему исповедуются традиционные религии.
Некоторые из основных племен, составляющих группу Оранг Улу, включают:
Товары
[ редактировать ]В Сараваке проживает около 43 000 каянов. Племя каян построило свои длинные дома в северной части Саравака на полпути к реке Барам , в верховьях реки Реджанг и в нижнем течении реки Тубау и традиционно занималось охотой за головами.
Они хорошо известны своими навыками изготовления лодок. Народ каян вырезает изделия из цельного куска белиана, самой прочной из тропических лиственных пород. [ 8 ]
Хотя многие каяны стали христианами, некоторые все еще исповедуют языческие верования, но это становится все более редким явлением. [ 9 ]
Лун Баванг
[ редактировать ]Лун Баванг являются коренными жителями высокогорья Восточного Калимантана, Брунея (район Тембуронг), к юго-западу от Сабаха (Внутренний округ) и северного региона Саравака (район Лимбанг). Люди Лун Баванг традиционно занимаются земледелием и выращивают домашнюю птицу, свиней и буйволов.
Лун Баванги также известны как охотники и рыбаки. В качестве альтернативы их также называют Мурут Саравака и они тесно связаны с Дайе Сабаха Лун , Калимантана и Мурутом Брунея . [ 10 ]
Примите участие
[ редактировать ]Келабиты с населением около 6000 человек являются жителями Барио – отдаленного плато в Саравакском нагорье, на высоте чуть более 1200 метров над уровнем моря. Келабиты образуют сплоченное аграрное сообщество и на протяжении поколений практикуют уникальные методы ведения сельского хозяйства. Известные своим выращиванием риса, они также выращивают множество других культур, которые подходят для более прохладного климата высокогорья Барио. Келабиты тесно связаны с Лун Бавангом .
Келабиты преимущественно христиане, а высокогорье Барио много лет назад посетили христианские миссионеры. Христианское возрождение , возрождение в Барио изменило их. [ 11 ]
жевательный
[ редактировать ]Кении с населением около 64 000 человек населяют Верхнюю Белагу и Верхний Барам. Существует мало исторических свидетельств относительно точного происхождения племени Кения. Однако их сердцем является Лонг Сан, расположенный вдоль реки Барам, и Белага, расположенная вдоль реки Раджанг. Их культура очень похожа на культуру племени каян, с которым они живут в тесном сотрудничестве.
Типичная кенийская деревня состоит всего из одного длинного дома. Большинство жителей — фермеры, сажающие рис на выжженных полянах джунглей. В условиях быстрого экономического развития, особенно в лесной промышленности, многие из них работают в лесозаготовительных лагерях. [ нужна ссылка ]
Ручка
[ редактировать ]Пенаны — единственный настоящий кочевой народ в Сараваке и одни из последних в мире охотников-собирателей. [1] Пенаны живут под пологом тропического леса, глубоко в обширных просторах джунглей Саравака. Даже сегодня пенаны продолжают бродить по тропическим лесам, охотясь на кабанов и оленей с помощью духовых трубок. [ нужна ссылка ]
Пенан — искусные ткачи, они изготавливают высококачественные корзины и циновки из ротанга. Традиционная религия Пенана поклоняется верховному богу по имени Бунган. Однако все большее число тех, кто отказался от кочевого образа жизни и поселился в длинных домах, обратилось в христианство. [ 12 ]
Заполнить Ба
[ редактировать ]Не путать с пенанами : Пунан Бах или Пунан — это отдельная этническая группа, проживающая в Сараваке , Малайзия . Они в основном встречаются в районе Бинтулу , а также на Калимантане , индонезийской части Борнео . Они живут в условиях смешанной экономики, занимаясь посевным сельским хозяйством, где рисовые поля являются основной культурой и дополняются рядом других тропических растений. Охота, рыбалка и сбор лесных ресурсов являются другими важными вкладами в их экономику. В последнее время многие представители образованного молодого поколения постепенно мигрировали в городские районы, такие как Бинтулу , Сибу , Кучинг и Куала-Лумпур, в поисках лучшей жизни и время от времени возвращаясь домой, особенно во время крупных праздников, таких как Праздник урожая / или фестиваль Бунган.
В настоящее время термин Пунан часто используется без разбора и коллективно для обозначения тогда неизвестных или еще не классифицированных племен, таких как Пунан Бусанг, Пенихинг, Саджау Ховонган, Ухэн Карехо, Мера, Апут, Тубу, Букат, Укит, Хабонгкот. и Пеньявунг. Не было предпринято никаких усилий для всестороннего изучения или исследования этого ансамбля племен; эти общины лишены привилегий и права быть признанными отдельными и уникальными расами (со своими собственными традициями, языком и культурным наследием) в национальном списке этнической классификации, в результате чего образовалось более 20 различных племен / этнических групп (не связанных с друг друга), обнаруженные на острове Борнео и объединенные в одну этническую группу, в которую входят;
- Заполнить Пусан
- Заполнить Пенихинг
- Каменное дерево
- Заполните сейчас
- Пунан Ховонган из Капуас Хулу, Западный Калимантан
- Пунан Ухенг Керехо из Капуас Хулу, Западный Калимантан
- Пунан Мурунг из Мурунг Рая , Центральный Калимантан
- Пунан Аохэн (племя Пнихинг Даяк) Восточного Калимантана
- Красный Пунан (Сиау)
- Заполнить Апут
- Пунан Мерап
- Заполните трубку
- Заполните канавки/карманы
- Даяк Букат
- Великое Дерево
- Пунан Паньявунг
кожное сало
[ редактировать ]Себоп - одна из наименее известных групп в Сараваке, их можно найти в верховьях реки Тинджар в округе Мири Саравака. В состав группы Себуп входят подгруппы, в которые входят Лонг Пекун, Маленг, Лиронг, Лонг Капах, Лонг Лубанг, Тебаллау и Лонг Суку. Культурологи признали, что в Усун-Апау есть ручей Себоп, от которого себоп получил свое этническое название. Говорят, что предки себупов жили в прилегающих долинах на южной стороне Усун-Апау, а именно; Реки Сепинг, Менапун, Менаван и Луар, прежде чем они двинулись на север, в сторону Тинджара. Сегодня Себуп проживают в Лонг Луяне, Лонг Батане, Лонг Селапуне, Лонг Пале, Лонг Нува и Лонг Субенге. Среди длинных домов Лонг Луян — самое длинное и густонаселенное поселение себопа. В его состав входит более 100 единиц.
Себоп — христиане, и их культурный фестиваль — Песта Коэн, праздник, который отмечали успешное возвращение их воинов (Лакин Аяу) с поля битвы. Сегодня его отмечают как социально-культурный фестиваль, призывающий всех вернуться в длинный дом. Среди ярких моментов празднования — возведение гигантского церемониального шеста (Келебонг), а также традиционные танцы и песни.
Продолжительность
[ редактировать ]Эту коренную подгруппу народа Мурут , также известную как «Мурут Сабах», «Тагал» или « горные люди », можно найти в низинных районах вокруг Лаваса и Лимбанга. Они являются частью межгосударственной этнической группы, которая сконцентрирована вдоль приграничных и внутренних районов Сабаха , Брунея , Калимантана и Саравака, причем большинство из них проживает в первом.
Тагалы в основном занимаются вахтовым земледелием, а также охотой и речной рыбалкой. Они используют язык тагол-мурут как лингва-франка всей группы. Он принадлежит к североборнейскому подразделению австронезийской языковой семьи. Большинство жителей Тагала - христиане, с небольшим количеством мусульман.
Висаян
[ редактировать ]Бисайя — коренной народ, проживающий в районе реки Лимбанг на севере штата Саравак. Большинство саравакских бисая - христиане. Бисая также обитают в Сабахе (около Куала-Пенью и Бофорта). В Сабахе большинство из них — мусульмане; меньшинство исповедует христианство. Некоторые из них до сих пор исповедуют язычество. Считается, что они являются дальними родственниками висайцев Филиппин. Легенда гласит, что в далеком прошлом произошла большая миграция бисая на Филиппины. Однако диалект Бисайя больше связан с малайским языком, чем с филиппинским языком Висайя. Такое сходство может быть связано со стандартизирующим эффектом и влиянием малайского языка на борнеон-бисая, а также на все другие этнические языки, на которых говорят в Малайзии.
Коренные жители Бисайи уже давно поселились на Борнео. Они опытны в сельском хозяйстве, например, в посадке риса и выращивании имбиря. Они также охотятся на диких животных и разводят домашних животных, таких как куры, козы и буйволы. Люди Бисая также умеют ловить рыбу как в реках, так и в море.
Меланау
[ редактировать ]Считалось, что меланау были одними из первых поселенцев Саравака. [ 13 ] Они составляют 4,9% населения Саравака.
Родом из Муки (10-й административный округ, созданный в марте 2002 года), меланау традиционно жили в высоких домах. В настоящее время они переняли малайский образ жизни, живя в поселениях кампонгского типа. Традиционно меланаусы были рыбаками, и до сих пор они считаются одними из лучших строителей лодок и мастеров. [ 14 ]
Хотя меланаусы этнически отличаются от малайцев, их образ жизни и обычаи весьма схожи. Это особенно актуально в крупных городах и поселках, где большинство меланау приняли исламскую веру. [ 15 ]
Считалось, что меланаи первоначально вызывали духов, используя практику, граничащую с язычеством . Сегодня большинство меланау - мусульмане, хотя некоторые обратились в христианство (особенно в районах Мукаха и Далата). Однако некоторые до сих пор отмечают традиционные анимистические фестивали, такие как ежегодный фестиваль Каул в районе Муках.
малайский
[ редактировать ]Саравакский малайский
[ редактировать ]Малайцы составляют 22,9% населения Саравака. Саравак был домом для нескольких бывших коренных малайских королевств, включая султанат Саравак (1598–1641), Бантинг (16 век), Сарибас (15 век), Самарахан (13 век) и Сантубонг (7 век).
Подобно развитию этногенеза во многих частях Борнео, большое количество малайцев в Сараваке являются коренными жителями этой земли и исторически были потомками различных коренных борнейских племен, которые на протяжении веков перенимали малайскую культуру, язык и исламскую веру, привлеченные в процесс, известный как малайизация (Масук Мелаю). [ 16 ] [ 17 ] В то же время есть и другие саравакские малайцы, происхождение которых можно проследить от различного происхождения и предков, включая Бруней , Суматеру , Натуну , Малайский полуостров , Калимантан и другие регионы.
Традиционно рыбаки, эти мореплаватели решили основать поселения на берегах многочисленных рек Саравака, в то время как другие (местные племена) были поглощены малайской идентичностью, поскольку большая часть исторических контактов, религиозного обращения и ассимиляции происходила преимущественно в реки и прибрежные территории. Сегодня многие малайцы мигрировали в города, где они активно работают в государственном и частном секторах и занялись различными профессиями.
Малайские деревни, известные как Кампунги, представляют собой скопление деревянных домов на сваях, многие из которых до сих пор расположены у рек на окраинах крупных городов и поселков, и являются домом для традиционных надомных промыслов. Малайцы славятся своей резьбой по дереву, изделиями из серебра и латуни, а также традиционным малайским текстильным плетением с серебряной и золотой нитью ( каин сонгкет ). У малайского языка в Сараваке есть особый диалект, который называется Саравак-малайский . В нем есть много элементов малайского языка западного Борнео, на котором говорили до контакта с Брунейским султанатом. Культура саравакского малайского языка также несколько необычна, например, бермукун , саравакский запин и плетение керингкам . Возможно, хотя исследований недостаточно, что это остатки культуры султаната Самбас до изменения идентичности и разговора на уникальном гибриде малайского языка-самбаса ранее говорящими на самбасе местными жителями.
Согласно Федеральной конституции, малайцы являются мусульманами по вероисповеданию и обратились в веру около 600 лет назад в результате исламизации родного региона. Их религия отражена в их культуре и искусстве, а исламская символика очевидна в местной архитектуре – от домов до правительственных зданий. В Малайзии люди индонезийского происхождения: яванцы , буги и банджары по конституции классифицируются как малайцы и имеют те же права, если станут гражданами.
Магазин
[ редактировать ]Кедаяны — этническая группа, проживающая в некоторых частях Саравака. Они также известны как Кадаян, Кадаян или просто британцы неправильно пишут как Кадьян. На кедаянском языке говорят более 35 000 человек в Сараваке, при этом большинство членов кедаянской общины проживают в районах Лавас, Лимбанг, Мири и Сибути. Значительная община также существует в Брунее-Даруссаламе и Сабахе.
Считается, что кедаяне имеют яванское происхождение. Резидент Великобритании Малкольм Макартур подтверждает их яванское происхождение в своем отчете о Брунее 1904 года. [ 18 ] Между тем, такие историки, как Пехин Джамиль, утверждали, что кедаянцы были перекуплены с Явы на Борнео султаном Болкиахом Пятым во время его знаменитых завоеваний Борнео. [ 19 ] Это произошло благодаря мастерству кедаян в рисовом земледелии и другим сельскохозяйственным способностям. Другие исследователи считают их коренными жителями Борнео, принявшими ислам и находившимися под влиянием малайской культуры, прежде всего брунейцев.
Кедаяне - в основном рисовые фермеры или рыбаки. Они известны знанием лекарственных растений, которые выращивают для лечения широкого спектра заболеваний или для изготовления тонизирующих средств. Кедайцы, как правило, селятся в глубине страны группами, с домами, построенными в центре, и полями, расходящимися наружу. Кедайцы традиционно были довольно закрытым сообществом, препятствующим контактам с посторонними. Смешанные браки между родственниками поощрялись по экономическим и социальным причинам.
яванский
[ редактировать ]Нынешнее поколение происходит от коренных этнических яванцев, большинство из которых прибыли из провинции Центральная Ява , которые прибыли в Саравак в качестве «кули контракта», наемных слуг , которых привезли голландцы через Батавию (современная Джакарта) во время с конца 1800-х по 1940-е годы и перешел в британскую компанию для работы на каучуковых плантациях. После окончания контрактов некоторые из них решили осесть и работать на землях, на которых больше не производится каучук. С годами эти рабочие преуспели, и позже им было предоставлено право собственности на несколько гектаров земли.
По оценкам, 5000 яванцев проживают по всему штату и создают свои собственные деревни, большинство из которых сосредоточено в Кучинге и его окрестностях. Некоторые представители молодого поколения до сих пор носят традиционные яванские имена и в свидетельствах о рождении указаны как этнические яванцы. Они гордятся своим наследием; Нынешнее население по-прежнему говорит на языке своих родителей и сохраняет вековые традиции и обычаи своих предков.
Дружелюбные яванцы традиционно являются мусульманами, поэтому у них сильная близость с малайцами, многие из них вступают в смешанные браки и живут в районах с малайским большинством, а также в других общинах. Они используют саравакский малайский или английский язык в качестве общего языка общения с другими этническими группами.
Бугийский
[ редактировать ]Буги — этническая группа, происходящая из юго-западной провинции Сулавеси, Индонезия. Они известны по всему архипелагу как отважные мореплаватели и торговцы, которые за последние несколько столетий установили торговые пути с другими портами вдоль прибрежных районов Саравака, в конечном итоге поселились со своими семьями или женились на местных жёнах. Ремесленники Буги известны своим опытом в строительстве тонгканов и проа , применяя свои навыки в рыбацких деревнях и местных верфях. Они также являются квалифицированными фермерами, строителями, торговцами и рыбаками.
Население буги в Сараваке разбросано по всему штату. Многие из них живут вдоль побережья рядом с другими общинами или внутри них, а также открывают небольшие сельскохозяйственные поселения дальше вглубь страны, особенно в районе Сарыкей . Они преимущественно мусульмане, и многие из них слились с местным мусульманским обществом посредством брака.
Индийский/Южноазиатский
[ редактировать ]Индейцы и в целом выходцы из Южной Азии в Сараваке представляют собой небольшую географическую и этнокультурную общину, насчитывающую, по оценкам, около 6500 человек (в эту цифру также входят люди смешанного происхождения и профессионалы, студенты и жители из других частей Малайзии ), проживающие в основном в городских районах. Внешний вид дивизии Кучинг и Мири. Большинство индийцев Саравака — тамилы . Есть также другие индийские меньшинства из этнических групп пенджабских сикхов , телугу , синдхов и кералитов .
Сикхи были одними из первых выходцев из Южной Азии, ступивших на землю Саравака, их завербовал первый Белый раджа сэр Джеймс Брук в Сингапуре в качестве полицейских для обеспечения мира, закона и порядка во время китайского восстания 1857 года в Бау . На гораздо более позднем этапе сикхи были наняты в качестве сотрудников службы безопасности компании Sarawak Shell в Мири, а также в качестве назначенных правительством тюремных надзирателей. Также считается, что в отряде рейнджеров Саравака, сформированном в 1872 году, было несколько сикхов.
Что касается тамилов и других индийских этнических меньшинств, то их история в штате началась в 1860-х годах, когда они были привезены из Южной Индии вторым Белым раджей Чарльзом Бруком для работы на чайных и кофейных плантациях в Матанг-Хиллз. Они также были торговцами и путешественниками, посещавшими штат с целью религиозной, образовательной или деловой деятельности. Спустя много лет южноазиатское сообщество расширилось и включило новых иммигрантов из Шри-Ланки , Пакистана и других регионов Индии . Индийские мусульмане занимали видное место в ресторанном бизнесе, торговле текстилем и производстве индийских продуктов питания. Они также сыграли важную роль в своем вкладе в исламское общение и религиозное благосостояние в штате вместе со своими братьями- мусульманами малайскими .
Многие из современных жителей Саравака из Южной Азии происходят от смешанных браков с малайцами, китайцами и другими коренными этническими группами Саравака, при этом многие представители молодого поколения используют английский, саравак-малайский или один из местных или китайских диалектов для общения со всеми остальными. Они хорошо ассимилировались среди населения штата в целом как культурно отдельная группа в Сараваке, которая довольно уникальна в отличие от индийской диаспоры полуострова Малайзия и азиатского региона в целом. Многие индейцы Саравака работают врачами, юристами, инженерами, учителями и занимаются другими профессиональными профессиями в государственном и частном секторах.
Евразийский
[ редактировать ]Смешанные браки/союзы между европейцами и местными супругами продолжались на протяжении веков, с тех пор, как европейские торговцы, моряки и колонисты впервые ступили на земли Саравака.
Евразийцы в Сараваке по-прежнему остаются наименьшим из меньшинств, причем многие из них скорее идентифицируют себя с основной расовой конфессией своего местного родителя, а не с конфессией своего европейского, австралийского или американского родителя, поскольку местное правительство штата официально не классифицирует их. как официальная этническая принадлежность. На данный момент точное количество людей в местном евразийском сообществе неизвестно, так как многие из них зарегистрировались (для административного и социального удобства) как ибан, бидаю, китайцы, малайцы, меланау, оранг-улу, индийцы или просто под ". другие». Помимо ассимиляции с населением в целом, многие из них также мигрировали на полуостров Малайзии или в страны происхождения своих иностранных родителей.
Местные евразийцы основали Евразийскую ассоциацию Саравак (SEA) в 2000 году, чтобы способствовать более тесным связям между членами этого сообщества, а также повысить осведомленность о существовании этой отдельной группы. Их объединение весьма уникально по сравнению с евразийскими объединениями полуострова Малайзия, поскольку состоит из представителей разных религиозных конфессий.
Китайские люди
[ редактировать ]Китайские записи показывают, что Китай имел торговые контакты с Борнео еще в 600 году нашей эры, когда страна, известная как «По Ни» (современный Бруней ), отправила дань императору Тан. Когда британский исследователь Джеймс Брук прибыл на Борнео в 1839 году, на перцовых плантациях там работало несколько сотен китайцев. Первые мигранты хакка работали чернорабочими на золотых приисках в Бау. За этим последовала миграция жителей Фучжоу в бассейн Раджанга в 1900-х годах, которые работали фермерами в отраслях товарных культур, таких как перец, каучук, саго и масличная пальма. Тем временем жители Хоккиен из района Сямэнь работали торговцами. Наконец, кантонцев, составлявших большинство китайского населения полуострова Малайзия, Саравак не особо привлекал. [ 20 ]
По состоянию на 1989 год 30% китайского населения Саравака составляли этнические хакка, за ними следовали фучжоунцы (30%), хоккиены (12%) и кантонцы (8%). Синитцы составляли 73% населения Кучинга и 77% населения Сибу. [ 20 ]
Благодаря своим клановым объединениям, деловой хватке и трудовой этике китайцы организовались экономически и быстро доминировали в торговле. Сегодня синитцы входят в число самых процветающих этнических групп Саравака.
Сегодня они составляют 17,1% населения Саравака (по данным Департамента статистики Малайзии (DOSM) в 2021 году) и состоят из сообществ, построенных из экономических мигрантов 19 и начала 20 веков.
Саравак-синитик принадлежит к широкому кругу этнических групп, наиболее значительными из которых являются:
- Начинать
- Хоккиен
- Теочью
- Шанхайский
- Хайнаньский
- Квонгсай
- Кантонский диалект
- Хоккиен
- Фучжоуский
- Пусянь Мин
В то время как на хакка говорят преимущественно фермеры внутренних районов, хоккиен и теочью являются доминирующими языками, на которых говорят в крупных торговых городах, а также среди первых торговцев и бизнесменов. Хайнаньцы (также известные как хайлам) были хорошо известны как владельцы кафе, а хэнхуа известны как рыбаки. Заметное различие между саравакским синитским народом и народом, правящим в Западной Малайзии, заключается в обычном использовании последними кантонского диалекта. Однако малазийский мандарин стал объединяющим языком, на котором говорят все отдельные этнические группы китайского происхождения как в Восточной, так и в Западной Малайзии, копируя Китай. Народ хакка в Кучинге, Саравак, пришел из Цзеяна , Гуандун . Хоккиен происходили из Чжаоаня , Фуцзянь . Теочью пришли из Шаньтоу и Чаочжоу в Гуандуне , шанхайцы пришли из Шанхая , хайнаньцы - из Хайнаня , кантонцы - из Гуандуна , фучжоуцы - из Фучжоу , Фуцзянь . Народ Квонгсай пришел из Гуанси , миннаньцы пришли из Сямыня , наконец, хэнхуа, или хингва, или пусянь, из Путянь , Фуцзянь .
Китайцы сохраняют свое этническое наследие и культуру и отмечают все основные культурные фестивали, в первую очередь Лунный Новый год, Фестиваль голодных призраков и Рождество. Жители Саравака Синиты - преимущественно буддисты и христиане.
Религии Саравака
[ редактировать ]Христианство - самая крупная религия в Сараваке, составляющая 50,1% от общей численности населения по данным переписи 2020 года. [ 21 ] Сараваки исповедуют различные религии, включая христианство, китайскую народную религию (смесь буддизма , даосизма , конфуцианства и поклонения предкам ), ислам, веру бахаи и анимизм . [ 22 ] Неудивительно, что вопрос об исламе как государственной религии разделяет мусульман и немусульман: 85% поддерживают и противостоят соответственно. Тем не менее, 93% жителей Саравака считают свою региональную идентичность Саравака своим первым выбором при определении себя, что резко контрастирует с полуостровной Малайзией, где 55% считают религию своим самым важным маркером идентичности. Это соответствует Малакканскому султанату, из которого произошли малайский язык и культура. [ 23 ] Принятие общего имени, языка и религии объединило различные общины коренных народов Западной Малайзии и многих коренных жителей Самба в Кучинге. Сараваки всех религий выражают поддержку большинства за увеличение автономии государства - в целом 76%. [ 24 ]
христианство
[ редактировать ]Христианство составляет самую большую религию в Сараваке. Саравак — штат с самым высоким процентом христиан в Малайзии и единственный штат с христианским большинством. По переписи 2020 года христиане составляют 50,1% населения Саравака. [ 21 ]
Протестанты , в основном англикане , составляют большинство, за ними следуют более 441 300 католиков. [ 25 ] Другие христианские конфессии в Сараваке включают методистов , евангелическую церковь Борнео (или евангелическую церковь Сиданга Борнео, SIB) и баптистов . Многие саравакские христиане в основном немалайцы- бумипутеры , начиная от Ибана , Бидаю , Оранг Улу , Мурута и Меланау .
Конфессии христиан в Сараваке могут различаться в зависимости от их расы, хотя это не обязательно так. Например, большинство китайских христиан — методисты , большинство ибанов и бидаю — либо католики, либо англиканцы , в то время как большинство оранг-улу — SIB. Церковь играет важную роль в формировании морали общин, в то время как многие христиане рассматривают церковь как религиозное место. Исповедование христианства привело к отмене некоторых прежних ритуалов коренных народов, таких как охота за головами и неправильная утилизация трупов. Поскольку большинство коренных жителей Саравака являются христианами, эти люди приняли христианские имена на английском или итальянском языке, такие как Валентино, Джозеф и Константин. Почти 93% ибанов, келабитов и бидаю сменили свои традиционные имена на английские с тех пор, как они обратились в христианство. Многие молодые коренные жители Ибан, Келабит и Бидаю в Сараваке не будут практиковать церемонии своих предков, такие как Миринг, поклонение Сингалангу Бурунгу (местному божеству) и празднование Гавай Анту. Бидаю до обращения в христианство в основном были язычниками или анимистами и верили в поклонение предкам и в древних духов природы. В связи с этим у них есть большие праздники, такие как Гавай (1 июня), который является праздником, чтобы порадовать духа риса хорошим урожаем, и в настоящее время, поскольку 60% населения обратилось в христианство, молодое поколение Бидаю будет праздновать только Рождество – их главный приоритет. Христиане из числа коренных народов также приняли многие христианские ценности, такие как сохранение скромности и преданность Богу. [ 14 ]
Христианство также способствовало улучшению системы образования в Сараваке. В период с 1950-х по начало 1980-х годов было построено множество миссионерских школ. [ 26 ] Христианство приобрело популярность по всему Сараваку, выйдя за рамки расы и религии. Из-за федерализации системы образования большинство этих миссионерских школ были преобразованы в государственные национальные школы. Участие церкви в этих школах сократилось. Правительство Малайзии разрешило школам продолжать использовать религиозные символы на школьных зданиях и преподавать христианские ценности учащимся-немусульманам. [ 27 ]
Христиане в Сараваке отмечают множество христианских праздников, как и их коллеги в других частях мира, а именно Рождество , Страстную пятницу , Пасхальный понедельник , День поминовения душ и День Вознесения . Однако только Рождество и Страстная пятница являются государственными праздниками в Сараваке. [ 28 ]
ислам
[ редактировать ]Ислам — вторая по величине религия в Сараваке после христианства. Согласно переписи 2020 года, 34,2% населения Саравака были мусульманами. [ 21 ] Все малайскоязычные мусульмане согласно Конституции Малайзии считаются малайцами. [ 29 ] Малайская мусульманская культура вносит значительный вклад в мусульманскую традицию Саравака в целом, особенно в отношении свадеб, обрезания (ритуала совершеннолетия), «меджлис доа селамат» и т. д. Саравакские малайцы изначально представляли собой смесь малайских мигрантов из остальной части архипелага Юго-Восточной Азии, которые мигрировали. в этот район сотни лет назад. Они вступили в брак с местными этническими группами, такими как пегу, блюн и серу. Эти этнические группы позже были поглощены этнической саравакской малайской идентичностью. [ 30 ]
Другие этнические группы, такие как меланаусы и мириеки, полностью сохранили свои языки и имеют сильное исламское влияние в своих традициях от своих предков. Саравак когда-то был домом для различных исламско-малайских королевств, таких как Сарибас, Мелано, Сантубонг, Калака и т. д. [ 31 ] Они также впитали традиции Малакканского султаната. [ 32 ] Меланау, в зависимости от того, в каком регионе или кампунге они живут, обычно являются либо мусульманами, либо христианами (хотя небольшое их число являются язычниками). Большинство из них проживают в Кучинге, Мату, Муке, Игане и Бинтулу. Около 65% жителей Меланау исповедуют мусульман-суннитов, а остальные 35% являются христианами или анимистами. [ 33 ]
Кедаян - еще одна этническая группа, отличная от малайцев и меланау, но они являются мусульманами со времен Брунейского султаната, еще одного союзника Малакканского султаната. [ 34 ] Несмотря на небольшую численность, большинство их ближайших родственников проживают в Брунее, они составляют большую часть мусульманского населения в округах Сибути и Бекену. Несмотря на то, что они обозначены как отдельная этническая группа, они говорят на диалекте брунейского малайского языка .
В административном отношении Ислам находится в ведении Исламского совета штата, который представляет собой Меджлис Ислам Саравак (MIS), правительственное учреждение штата. В рамках MIS существуют различные агентства, занимающиеся различными аспектами ислама, такие как Джабатан Агама Ислам Саравак (JAIS), Меджлис Фетва и Байтулмал Саравак. [ 35 ]
Мусульмане Саравака соблюдают все исламские праздники, такие как Хари Райя Айдилфитри (Пост), Хари Райя Айдиладха (Хадж), Аваль Мухаррам и Маулидур Расул. Все эти торжества начались в Сараваке как государственные праздники. Однако Исрак Микрадж, Аваль Рамадан и Нузул Коран, хотя и соблюдаются, не являются государственными праздниками. [ 36 ]
Буддизм/Даосизм
[ редактировать ]Буддизм — традиционная религия зарубежной китайской общины Саравака, принесенная их предками до Культурной революции в Китае. Согласно переписи 2020 года, 12,8% жителей Саравака были буддистами. [ 21 ] Многие представители китайской общины Сараваки, которая составляет основную часть буддийского населения, на самом деле исповедуют смесь буддизма , даосизма и китайской народной религии . Поскольку для этого конкретного набора верований не существует официального названия, многие последователи вместо этого называют свою религию буддизмом, главным образом для бюрократического удобства. Буддисты других этнических групп, особенно бумипутеры, редки и почти не имеют отношения к ним, возможно, в небольшом сообществе со скромной и малозаметной практикой буддийских церемоний среди некоторых бумипутеров. человек в Сараваке. Буддисты Саравака отмечают День Весак. В Сараваке это государственный праздник.
индуизм
[ редактировать ]В отличие от своих собратьев с полуострова Малайзия, индусы Саравака очень малочисленны. Почти все индуисты в Сараваке - индийцы, а некоторые - китайцы и другие коренные жители в результате смешанных браков. По всему Сараваку менее 10 индуистских храмов, большинство из них расположены в Кучинге и Мири. В настоящее время в Сараваке проживает 5000 индуистов (что составляет 0,2% населения).
Индусы в Сараваке соблюдают Дипавали и Тайпусам . Однако ни один из этих фестивалей не является государственным праздником в Сараваке.
сикхизм
[ редактировать ]Первая Гурдвара была построена в 1911 году в Кучинге сикхской общиной пионеров штата, в основном сотрудниками полиции и службы безопасности. В настоящее время в штате есть четыре известных гурдвары, по одному в Кучинге, Мири, Сибу и Бау, причем последний больше не существует с конца 1950-х годов из-за того, что в штате больше не было сикхов. эта область.
Помимо использования в качестве мест поклонения, Гурдвары также проводят еженедельные занятия по Гурмукхи , а также служат общественными центрами для процветающей сикхской общины.
Вера Бахаи
[ редактировать ]Бахаи - одна из признанных религий в Сараваке. приняли различные расы Веру Бахаи : от китайцев до ибанов, бидаю, бисайев, пенанов и индийцев. В городах большинство общины бахаи часто составляют китайцы, но в сельских общинах это представители всех рас: ибаны, бидаюхи и т. д. В некоторых школах существуют ассоциации или клубы бахаи для учащихся.
Общины бахаи теперь существуют во всех районах Саравака. Однако эти общины не принимают помощь от правительства или других организаций для деятельности, предназначенной исключительно для бахаи. Однако если эти услуги распространяются и на небахаи, например, обучение детей в классах грамотности взрослых, то иногда община все же принимает помощь.
Управление Верой Бахаи осуществляется через Местные Духовные Собрания . Среди бахаи нет священства. Выборы проводятся ежегодно без выдвижения кандидатур и предвыборной агитации. Бахаи должны изучать общину и искать тех ее членов, которые демонстрируют зрелый опыт, преданность и знания Веры.
В Сараваке проживает более 45 000 бахаи в более чем 230 населенных пунктах.
Анимизм
[ редактировать ]Многие даяки, особенно ибан, продолжают практиковать традиционные церемонии, особенно обряды двойного брака, а также во время важных праздников урожая и предков, таких как Гавай Даяк , Гавай Кеньяланг и Гавай Анту .
Другими этническими группами, в которых быстро сокращается количество практиков анимизма, являются Меланау и Бидаю.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Распределение населения и основные демографические характеристики (Распределение населения и основные демографические характеристики, 2010 г.)» (PDF) . Департамент статистики, Малайзия. Архивировано из оригинала (PDF) 22 мая 2014 года . Проверено 11 декабря 2015 г. п. 13 [26/156]
- ^ «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПБТ И МУКИМ 2010» . Департамент статистики, Малайзия . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ «Ибан как язык койне в Сараваке» . 1 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Путешествие в Малайзию . Путешествие в Малайзию. Проверено 29 августа 2021 г.
- ^ Туризм Малайзия США. Архивировано 20 марта 2012 года в Wayback Machine . Туризм Малайзия США. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ LongHuse. Архивировано 5 мая 2012 года в Wayback Machine . Longhouse.org.my (15 октября 2009 г.). Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Втайде . Втайде. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Хисям, Файзал. (27 июля 2010 г.) Откройте для себя Борнео. Архивировано 20 марта 2012 г. в Wayback Machine . Откройте для себя Борнео. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ XFab. Архивировано 15 марта 2012 г. в Wayback Machine . XFab. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Сеть новостей Шри-Ланки. Архивировано 24 ноября 2011 г. в Wayback Machine . Srilankanewsweb.com. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Булан, Соломон и Булан-Дорай, L (2014), Возрождение Барио, HomeMatters Network
- ^ Откройте для себя Борнео. Архивировано 20 марта 2012 года в Wayback Machine . Откройте для себя Борнео. Проверено 12 августа 2011 г.
- ↑ Гомири . Архивировано 20 мая 2015 года в Wayback Machine . Гомири. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Музей обучения . Museumstuff.com. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Меланау | Взрослые . Swingrownups.wordpress.com. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ «Некоторые аспекты контактов Ибан-Малох в Западном Калимантане» (PDF) . 7 мая 2023 г.
- ^ «Происхождение малайцев Саравака: прослеживая неясную точку» . 1 мая 2023 г.
- ^ МакАртур, MSH (1987). Отчет о Брунее в 1904 году. Центр международных исследований Университета Огайо.
- ^ Аль-Суфри, MJ, и Хасан, Массачусетс (2000). Тарсила Бруней: ранняя история Брунея до 1432 года нашей эры (Том 1). Центр истории Брунея, Министерство культуры, молодежи и спорта.
- ^ Jump up to: а б Зепп, Раймонд (март 1989 г.). «Китайцы в Сараваке» . Бюллетень китаеведения . Новая серия (53). Французский центр исследований современного Китая: 19–21. JSTOR 43436606 .
- ^ Jump up to: а б с д и «Панель переписи» . Департамент статистики, Малайзия . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Титудоранча . Титудоранча. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Снеддон, Джеймс Н. (2003), Индонезийский язык: его история и роль в современном обществе, University of New South Wales Press, ISBN 0-86840-598-1 , стр. 74–77
- ^ Хок Гуан, Ли (апрель 2018 г.). «Исследование ISEAS на Борнео: автономия, идентичность, ислам и язык/образование в Сараваке» (PDF) . Институт исследований Юго-Восточной Азии . 19 : 3–8.
- ↑ Правящая коалиция удерживает штат Малайзии с христианским большинством , Союз католических азиатских новостей, декабрь 2021 г.
- ^ Travel Malaysia. Архивировано 19 января 2012 года в Wayback Machine . Go2travelmalaysia.com. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Сетевая база . Networkbase.info. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ One Stop Malaysia. Архивировано 21 декабря 2016 года в Wayback Machine . Единая остановка Малайзия. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Титудорранча . Tititudorancea.com. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ «В поисках проигравшей гонки в Сараваке» . 29 июля 2016 г.
- ^ Аль-Суфри, MJ (1990). Тарсила Бруней: ранняя история и развитие ислама (Том 1). Департамент исторического центра Министерства молодёжной культуры и спорта.
- ^ Андайя, Барбара Уотсон; Андайя, Леонард Ю. (2015). История Юго-Восточной Азии раннего Нового времени, 1400–1830 гг. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88992-6 .
- ↑ Borneo Tropicana . Архивировано 17 февраля 2012 года в Wayback Machine . Борнео Тропикана. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (1977). Кембриджская история ислама: Том 2А, Индийский субконтинент, Юго-Восточная Азия, Африка и мусульманский Запад. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-29137-8 .
- ^ Travel Malaysia. Архивировано 6 января 2012 года в Wayback Machine . Go2travelmalaysia.com. Проверено 12 августа 2011 г.
- ^ Иди в Малайзию . Отправляйтесь в Малайзию. Проверено 12 августа 2011 г.