Jump to content

Сама-Баяу

Сама-Баяу
West Coast Bajau women of Sabah in their traditional dress
Total population
1.3 million worldwide
Regions with significant populations
 Philippines~499,620[1]
 Malaysia~436,672[2]
 Indonesia~345,000
 Brunei~12,000
Languages
Sama–Bajaw languages,[3] Dusunic, Tausug, Filipino, Malay, Indonesian, Chavacano, English
Religion
Predominantly:
Sunni Islam[4]
Related ethnic groups
Yakan, Iranun, Lumad
Other Greater Barito-speaking peoples, Tausūg, other Moros, Filipinos
Malays, Bugis, and other wider Austronesian peoples

Сама -баджау включают несколько австронезийских этнических групп Приморья Юго-Восточной Азии . Это имя в совокупности относится к родственным людям, которые обычно называют себя Сама или Сама (формально А'а Сама , «Люди Сама»); [5] или известны под экзонимом Баджау ( / ˈ b ɑː , ˈ b æ -/ , также пишется Badjao , Bajaw , Badjau , Badjaw , Bajo или Bayao ). Обычно они ведут морской образ жизни и используют небольшие деревянные парусные суда, такие как пераху ( лайаг в Маранао ), дженгинг ( балуту ), лепа и винта ( пиланг ). [6] Некоторые группы сама-баджау, уроженцы Сабаха, также известны своей традиционной культурой лошадей .

Сама-баджау — доминирующая этническая группа островов Тави-Тави . Они также встречаются на других островах архипелага Сулу , прибрежных районах Минданао и других островах на севере Филиппин ; а также северное и восточное Борнео , Сулавеси и всю восточную часть индонезийских островов. [7] На Филиппинах они группируются с религиозно близким народом моро . За последние пятьдесят лет многие филиппинцы сама-баджау мигрировали в соседний Сабах и на северные острова Филиппин из-за конфликта на Минданао . [8][9] As of 2010, they were the second-largest ethnic group in Sabah.[2][10]

Sama-Bajau have sometimes been called the "Sea Gypsies" or "Sea Nomads", terms that have also been used for non-related ethnic groups with similar traditional lifestyles, such as the Moken of the Burmese-Thai Mergui Archipelago and the Orang Laut of southeastern Sumatra and the Riau Islands of Indonesia. The modern outward spread of the Sama-Bajau from older inhabited areas seems to have been associated with the development of sea trade in sea cucumber (trepang).

Ethnonym

[edit]
A Sama lepa houseboat from the Philippines (c. 1905)

Sama-Bajau is a collective term, referring to several closely related indigenous people who consider themselves a single distinct bangsa ("ethnic group" or "nation").[6][11] It is generally accepted that these groups of people can be termed Sama or Bajau, though they never call themselves Bajau in the Philippines. Instead, they call themselves with the names of their tribes, usually the place they live or place of origin. For example, the sea-going Sama-Bajau prefer to call themselves the Sama Dilaut or Sama Mandilaut (literally 'sea Sama' or 'ocean Sama') in the Philippines; in Malaysia, they identify as Bajau Laut.[12][13] Sea-going Bajau are given the pejorative name Pala'au or Palauh by other Bajau groups, which has been adopted by Malaysian mainstream media.[14]

A Sama-Bajau flotilla in Lahad Datu, Sabah, Malaysia

Historically in the Philippines, the term Sama referred to the more land-oriented and settled Sama–Bajau groups, while Bajau referred only to more sea-oriented, boat-dwelling, nomadic groups.[15] Even these distinctions are fading as the majority of Sama-Bajau have long since abandoned boat living, most for Sama-style piling houses in the coastal shallows.[13]

Sama is believed to have originated from the Sanskrit root word sama meaning "together", "same", or "kin".[16][17][18][19] The exact origin of the exonym Bajau is unclear. Some authors have proposed that it is derived from a corruption of the Malay word berjauh ('getting further apart' or 'the state of being away') or in Indonesian word it means boat dwelling.[19][20] Other possible origins include the Brunei Malay word bajaul, which means "to fish".[20] The term Bajau has pejorative connotations in the Philippines, indicating poverty in comparison to the term Sama, especially since it is used most commonly to refer to poverty-stricken Sama-Bajau who make a living through begging.[13]

British administrators in Sabah classified the Sama-Bajau as "Bajau" and labelled them as such in their birth certificates. Thus, the Sama-Bajau in Malaysia may sometimes self-identify as "Bajau". The Malaysian government recognizes the Sama-Bajau as legally Bumiputera under the "Bajau" subgroup[13] which guarantees easy access to the special sociopolitical privileges also granted to Malaysian Malays; to a point of them identifying as "Malay" for political reasons. This is especially true for recent Moro Filipino migrants. The indigenous Sama-Bajau in Malaysia have also started labelling themselves as their ancestors called themselves, such as Simunul.

In the 17th-century, the Spanish priest Francisco Combés calls the Sama-Bajau as the Lutao ("[people who] float on water") in his Historia de las Islas de Mindanao, Iolo, y sus adyacentes (1667), and describes them as building houses on the sea because they "hate land". They were described as being the subjects of the Sultanates of Sulu and Maguindanao, and they were esteemed for their shipbuilding skills and were commonly hired as crews of warships.[21][22]

History and origin

[edit]
Regions inhabited by peoples usually known as "Sea Nomads"[23]
  Sama-Bajau   Orang Laut   Moken

For most of their history, the Sama-Bajau have been a nomadic, seafaring people, living off the sea by trading and subsistence fishing.[24] The boat-dwelling Sama-Bajau see themselves as non-aggressive people.[citation needed] They kept close to the shore by erecting houses on stilts and travelled using lepa, handmade boats which many lived in.[24] A 2021 genetic study shows that some Sama-Bajau have Austroasiatic ancestry.[25]

Oral traditions

[edit]

Most of the various oral traditions and tarsila (royal genealogies) among the Sama-Bajau have a common theme which claims that they were originally a land-dwelling people who were the subjects of a king who had a daughter. After she is lost by either being swept away to the sea (by a storm or a flood) or being taken captive by a neighbouring kingdom, they were then supposedly ordered to find her. After failing to do so they decided to remain nomadic for fear of facing the wrath of the king.[6][23][26][27]

One such version widely told among the Sama-Bajau of Borneo claims that they descended from Johorean royal guards who were escorting a princess named Dayang Ayesha for marriage to a ruler in Sulu. However, the Sultan of Brunei (allegedly Muhammad Shah of Brunei) also fell in love with the princess. On the way to Sulu, they were attacked by Bruneians in the high seas. The princess was taken captive and married to the Sultan of Brunei instead. The escorts, having lost the princess, elected to settle in Borneo and Sulu rather than return to Johor.[28][29] This legend is popular among Sabah Sama-Bajau as it legitimises their claim to "Malay-ness" and strengthens their ties to Islam, which puts them in a favourable position in the Bumiputera laws of Malaysia (similar to the usage of the name "Bajau" instead of "Sama").[30]

Among the Indonesian Sama-Bajau, on the other hand, their oral histories place more importance on the relationship of the Sama-Bajau with the Sultanate of Gowa rather than Johor. The various versions of their origin myth tell about a royal princess who was washed away by a flood. She was found and eventually married a king or a prince of Gowa. Their offspring then allegedly became the ancestors of the Indonesian Sama-Bajau.[26][31]

However, there are other versions that are more mythological and do not mention a princess. Among the Philippine Sama-Bajau, for example, there is a myth that claims that the Sama-Bajau were accidentally towed into what is now Zamboanga by a giant stingray.[6] Incidentally, the native pre-Hispanic name of Zamboanga City is "Samboangan" (literally "mooring place"), which was derived from the Sinama word for a mooring pole, sambuang or samboang.[29]

Modern research on origins

[edit]
Sama-Bajau children in Basilan

The origin myths claiming descent from Johor or Gowa have been largely rejected by modern scholars, mostly because these kingdoms were established too recently to explain the ethnic divergence.[27][29] Whether the Sama-Bajau are indigenous to their current territories or settled from elsewhere is still contentious.[13] Linguistically, they are distinct from neighbouring populations, especially from the Tausūg who are more closely related to the northern Philippine ethnic groups like the Visayans.[6]

In 1965, the anthropologist David E. Sopher claimed that the Sama-Bajau, along with the Orang laut, descended from ancient "Veddoid" (Australoid)[note 1] hunter-gatherers from the Riau Archipelago who intermarried with Austronesians. They retained their hunter-gatherer lifestyle, though they became more maritime-oriented as Southeast Asia became more populated by later Austronesian settlers.[6]

A Sama woman making a traditional mat in Semporna, Sabah, Malaysia
Sama-Bajau woman anchoring a family boat (banglo) in Malaysia

In 1968, the anthropologist Harry Arlo Nimmo, on the other hand, believed that the Sama-Bajau are indigenous to the Sulu Archipelago, Sulawesi, and/or Borneo, and do not share a common origin with the Orang laut. Nimmo proposed that the boat-dwelling lifestyle developed among the ancestors of the Sama-Bajau independently from the Orang laut.[6]

A more recent study in 1985 by the anthropologist Alfred Kemp Pallasen compares the oral traditions with historical facts and linguistic evidence. He puts the date of the ethnogenesis of Sama-Bajau as 800 AD and also rejects a historical connection between the Sama-Bajau and the Orang laut. He hypothesises that the Sama-Bajau originated from a proto-Sama-Bajau people inhabiting the Zamboanga Peninsula who practised both fishing and slash-and-burn agriculture. They were the original inhabitants of Zamboanga and the Sulu archipelago,[32] and were well-established in the region long before the first arrival of the Tausūg people at around the 13th century from their homelands along the northern coast of eastern Mindanao. Along with the Tausūg, they were heavily influenced by the Malay kingdoms both culturally and linguistically, becoming Indianised by the 15th century and Islamised by the 16th century.[33] They also engaged in extensive trade with China for "luxury" sea products like trepang, pearls, and shark fin.[11][33][34]

From Zamboanga, some members of these people adopted an exclusively seaborne culture and spread outwards in the 10th century towards Basilan, Sulu, Borneo, and Sulawesi.[33][35] They arrived in Borneo in the 11th century.[29] This hypothesis is currently the most widely accepted among specialists studying the Austronesian peoples. This would also explain why even boat-dwelling Sama-Bajau still practice agricultural rituals, despite being exclusively fishermen.[35] Linguistic evidence further points to Borneo as the ultimate origin of the proto-Sama-Bajau people.[11]

A genetic study of three groups—the Derawan of Northeast Borneo, the Kotabaru of Southeast Borneo, and the Kendari of Southeast Sulawesi—suggested that their origin was in southern Sulawesi. Their ethnogenesis is estimated to have dated back to around the 4th century AD by an admixture event between the Bugis people and a Papuan group. The authors suggest that the Sama moved to eastern Borneo at around the 11th century AD, and then towards northern Borneo and the southern Philippines at around the 13th to 14th centuries AD. They hypothesize that they were driven to migrate during the increase of influence and trading activities of the Srivijaya Empire. Genetically, the Sama-Bajau are highly diverse, indicating heavy admixture with the locals or even language and cultural adoption by coastal groups in the areas they settled. However, the study is restricted to the Indonesian Bajo subgroup, and the authors recommend additional studies from Sama-Bajau groups in neighbouring regions.[36]

A 2021 genetic study discovered a unique genetic signal among the Sama-Bajau of the Philippines and Indonesia. This genetic signal (called the "Sama ancestry" by the authors) identifies them as descendants of an ancient migration of Austroasiatic-affiliated hunter-gatherer groups from mainland Southeast Asia via the now sunken land bridges of Sundaland around 15,000 to 12,000 years ago. These populations admixed with both the preexisting Negrito populations, and later on, the incoming migrations of the Austronesian peoples (also adopting an Austronesian language in the process). They are genetically clustered with the Lua and Mlabri peoples of mainland Southeast Asia, as well as the Manobo people of mainland Mindanao. The study also identifies minimal South Asian gene flow among Sama populations starting at around 1000 years ago. Sama ancestry was highest among the Sama Dilaut, followed by more land-based Sama. But it was also detected among other ethnic groups that do not self-identify as Sama in Palawan, Zamboanga, Basilan, Sulu, and Tawi-Tawi.[25]

Historical records

[edit]
Sama-Bajau houses in Cawa Cawa, Zamboanga City, Philippines, 1923

The epic poem Darangen of the Maranao people record that among the ancestors of the hero Bantugan is a Maranao prince who married a Sama-Bajau princess. Estimated to have happened in 840 AD, it is the oldest account of the Sama-Bajau. It further corroborates the fact that they predate the arrival of the Tausūg settlers and are indigenous to the Sulu archipelago and parts of Mindanao.[27]

Residents of a Bajau kampung in Afdeeling Ternate, Groote Oost, Dutch East Indies (present-day North Maluku, Indonesia) c. 1925

Sama-Bajau were first recorded by European explorers in 1521 by Antonio Pigafetta of the Magellan-Elcano expedition in what is now the Zamboanga Peninsula. Pigafetta writes that the "people of that island make their dwellings in boats and do not live otherwise". They have also been present in the written records of other Europeans henceforth; including in Sulawesi by the Dutch colonies in 1675, in Sulawesi and eastern Borneo by Thomas Forrest in the 1770s,[6] and in the west coast of Borneo by Spenser St. John in the 1850s and 1860s.[28]

A Bajau chieftain in traditional attire from Kampung Menkabong, Tuaran, British North Borneo, c. 1948

Sama-Bajau were often widely mentioned in connection to sea raids (mangahat), piracy, and the slave trade in Southeast Asia during the European colonial period, indicating that at least some Sama-Bajau groups from northern Sulu (e.g. the Banguingui) were involved, along with non-Sama-Bajau groups like the Iranun. The scope of their pirate activities was extensive, commonly sailing from Sulu to as far as the Moluccas and back again. Aside from early European colonial records, they may have also been the pirates described by Chinese and Arabian sources in the Straits of Singapore in the 12th and 13th centuries.[33] Sama-Bajau usually served as low-ranking crewmembers of war boats, directly under the command of Iranun squadron leaders, who in turn answered to the Tausūg datu of the Sultanate of Sulu.[11]

The Bajoe harbour in Sulawesi was the site of a small settlement of Sama-Bajau under the Bugis Sultanate of Bone. They were significantly involved in the First and Second Bone Wars (1824–1825) when the Royal Netherlands East Indies Army sent a punitive expedition in retaliation for Bugis and Makassar attacks on local Dutch garrisons. After the fall of Bone, most Sama-Bajau resettled in other areas of Sulawesi.[18][26]

During the British colonial rule of Sabah, the Sama-Bajau were involved in two uprisings against the North Borneo Chartered Company: the Mat Salleh rebellion from 1894 to 1905, and the Pandasan Affair of 1915.[28]

Modern Sama-Bajau

[edit]
Percentage population of Bajau by state constituencies in Sabah, Malaysia, according to 2020 census

Modern Sama-Bajau are generally regarded as peaceful, hospitable, and cheerful people, despite their humble circumstances. However, a significant number are also illiterate, uneducated, and impoverished, due to their nomadic lifestyle.[20]

The number of modern Sama-Bajau who are born and live primarily at sea is diminishing. Cultural assimilation and modernisation are regarded as the main causes.[6] Particularly blamed is the dissolution of the Sultanate of Sulu, the traditional patron of the Sama-Bajau for bartering fish for farm goods. The money-based fish markets which replaced the seasonal trade around mooring points necessitates a more land-based lifestyle for greater market penetration.[35] In Malaysia, some hotly debated government programs have also resettled Bajau to the mainland.[24]

The Sama-Bajau in the Sulu Archipelago were historically discriminated against by the dominant Tausūg people, who viewed boat-dwelling Sama-Bajau as 'inferior' and as outsiders— the traditional Tausūg term for them is the highly offensive Luwaan, meaning "spat out" or "outcast" based on a folk tale justifying their subservience supposedly out of their trickery and ingratefulness towards God.[37] They were also marginalised by other Moro peoples because they still practised animist folk religions either exclusively or alongside Islam, and thus were viewed as "uncivilised pagans".[38] Boat-dwelling and shoreline Sama-Bajau had a very low status in the caste-based Tausūg Sultanate of Sulu.[29][32][39] This survived into the modern Philippines where the Sama-Bajau are still subjected to strong cultural prejudice from the Tausūg. The Sama-Bajau have also been frequent victims of theft, extortion, kidnapping, and violence from the predominantly Tausūg Abu Sayyaf insurgents as well as pirates.[11][40][41]

A typical Sama-Bajau settlement in the Philippines
A Sama-Bajau village in Omadal Island, Sabah, Malaysia
Bokori, a Sama-Bajau village in southwest Sulawesi, Indonesia

This discrimination and the continuing violence in Muslim Mindanao have driven many Sama-Bajau to emigrate. They usually resettle in Malaysia and Indonesia, where they have more employment opportunities.[42][43][44] But even in Malaysia, their presence is still controversial as most of them are illegal immigrants. Most illegal Sama-Bajau immigrants enter Malaysia through offshore islands. From there, they enter mainland Sabah to find work as manual labourers.[8][11][45] Others migrate to the northern islands of the Philippines, particularly to the Visayas, Palawan, the northern coast of Mindanao, and even as far as southern Luzon.[17][19][20] Though these are relatively safer regions, they are also more economically disadvantaged and socially excluded, leading to Filipinos sometimes stereotyping the boat-dwelling Sama-Bajau as beggars and squatters.[11][13][20][46]The ancestral roaming and fishing grounds of the Sama-Bajau straddled the borders of the Philippines, Malaysia, and Indonesia. And they have sometimes voyaged as far as the Timor and Arafura Seas.[47] In modern times, they have lost access to most of these sites. There have been efforts to grant Sama-Bajau some measures of rights to fish in traditional areas, but most Sama-Bajau still suffer from legal persecution. For example, under a 1974 Memorandum of Understanding, "Indonesian traditional fishermen" are allowed to fish within the Exclusive Economic Zone of Australia, which includes traditional fishing grounds of Sama-Bajau fishermen. However, illegal fishing encroachment of Corporate Sea Trawlers in these areas has led to concern about overfishing,[48] and the destruction of Sama-Bajau vessels.[47] In 2014, Indonesian authorities destroyed six Filipino Sama-Bajau boats caught fishing in Indonesian waters. This is particularly serious for the Sama-Bajau, whose boats are also oftentimes their homes.[49]

Sama-Bajau fishermen are often associated with illegal and destructive practices, like blast fishing, cyanide fishing, coral mining, and cutting down mangrove trees.[31][50] It is believed that the Sama-Bajau resort to these activities mainly due to sedentarisation brought about by the restrictions imposed on their nomadic culture by modern nation-states. With their now limited territories, they have little alternative means of competing with better-equipped land-based and commercial fishermen and earn enough to feed their families.[11][50] The Indonesian government and certain non-governmental organisations have launched several programs for providing alternative sustainable livelihood projects for Sama-Bajau to discourage these practices (such as the use of fish aggregating devices instead of explosives).[31] Medical health centres (puskesmas) and schools have also been built even for stilt-house Sama-Bajau communities.[11] Similar programs have also been implemented in the Philippines.[51]

With the loss of their traditional fishing grounds, some refugee groups of Sama-Bajau in the Philippines are forced to resort to begging (agpangamu in Sinama), particularly diving for coins thrown by inter-island ferry passengers (angedjo). Other traditional sources of income include selling grated cassava (magliis), mat-weaving (ag-tepoh), and jewellery-making (especially from pearls). Recently, there have been more efforts by local governments in the Philippines to rehabilitate Sama-Bajau refugees and teach them livelihood skills.[20][38][52] In 2016, the Philippine Bureau of Fisheries and Aquatic Resources started a project for distributing fishing boats, gear, and other livelihood materials among Sama-Bajau communities in Luzon. This was largely the result of raised awareness and an outpouring of support after a photo of a Sama-Bajau beggar, Rita Gaviola (dubbed the "Badjao Girl"), went viral in the Philippines.[53][54][55]

One Tausug Muslim who was interviewed insulted the Bajau people, who are also Muslim but he declared the Bajau as non-Muslim and compared killing a Bajau to killing a monkey, saying it was not worth the effort for a juramentado to attack Bajau.[56][57] There are Tausug in Sulu who takfir the Bajau and declared them as non-Muslims despite them following Islam and discriminate against them due to their lifestyle.[58] In Indonesia many discriminate against them with false stereotypes, accusing them of using love potions on women and were untrustworthy.[59]

Subgroups

[edit]

The Sama-Bajau are fragmented into highly diverse subgroups. They have never been politically united and are usually subject to the land-based political groups of the areas they settle, such as the Sultanate of Brunei and the former Sultanate of Sulu.[35]

Sama-Bajau woman and children from Omadal Island, Sabah, Malaysia

Most subgroups of Sama-Bajau name themselves after the place they originated from (usually an island).[29][32][35] Each subgroup speaks a distinct language or dialect that are usually mutually intelligible with their immediate neighbouring subgroup in a continuous linguistic chain.[35] In the Philippines, the Sama-Bajau can be divided into three general groups based on where they settle:[19][33]

  • Sama Bihing or Sama Lipid – The "shoreline Sama" or "littoral Sama". These are the Sama-Bajau which traditionally lived in stilt houses in shallows and coastal areas. An example is the Sama Simunul. They are originally from the larger islands of Tawi-Tawi.[19][33] They have a more flexible lifestyle than the Sama-Gimba (Dilaut Origin) and will farm when there is available land. They usually act as middlemen in trade between the Sama Dilaut and other land-based peoples.[33]
  • Sama Dea, Sama Deya, or Sama Darat – The "land Sama". These are the Sama-Bajau which traditionally lived in island interiors. Some examples are the Sama Sibutu and the Sama Sanga-Sanga. They are usually farmers who cultivate rice, sweet potato, cassava, and coconuts for copra through traditional slash-and-burn agriculture (in contrast to the plow agriculture technology brought by the Tausūg). They are originally from the larger islands of Tawi-Tawi and Pangutaran.[19][29][33] In the Philippines, the Sama Dea will often completely differentiate themselves from the Sama Dilaut.[60]
  • Sama Dilaut, Sama Mandilaut, Sama Pala'u, or Bajau Laut – The "sea Sama" or "ocean Sama". In the Philippines, the preferred ethnonym is Sama Dilaut;[12] while in Malaysia, they usually identify as Bajau Laut. This subgroup originally lived exclusively on elaborately crafted houseboats called lepa, but almost all have taken to living on land in the Philippines. Their home islands include Sitangkai and Bongao.[61] They are the Sama-Bajau subgroup most commonly called "Bajau", though Filipino Sama Dilaut considers it offensive.[60] They sometimes call themselves the "Sama To'ongan" (literally "true Sama" or "real Sama"), to distinguish themselves from the land-dwelling Sama-Bajau subgroups.[16] A recent study shows that the Sama-Dilaut people of the Philippines have Indian or South Asian ancestry.[25]

Other minor Sama-Bajau groups named after islands of origin include the Sama Bannaran, Sama Davao, Sama Zamboanga Sikubung, Sama Tuaran, Sama Semporna, Sama Sulawesi, Sama Simunul, Sama Tabawan, Sama Tandubas (or Sama Tando' Bas), and Sama Ungus Matata.[29] Mixed-heritage Sama-Bajau and Tausūg communities are sometimes known as "Bajau Suluk" in Malaysia.[8][62] People of multiple ethnic parentage may further identify with a three-part self-description, such as "Bajau Suluk Dusun".[63] The following are the major subgroups usually recognised as distinct:

Гарай Военный корабль Бангуинги пиратов
  • Бангуинги (Филиппины, Малайзия) - также известен как «Сама Балангинги», «Сама Балангинги» или «Сама Бангинги». Родом из Филиппин. Некоторые недавно мигрировали в Сабах. Иногда их считают отличными от других сама-баджау. Их общество более ориентировано на военные действия, и когда-то они участвовали в регулярных морских набегах и пиратстве против прибрежных сообществ и проходящих кораблей. [35] [67]
Фестиваль Regatta Lepa в Семпорне, Сабах, Малайзия. Лепа — это плавучий дом на диалекте восточного побережья Баджау. На этом фестивале жители Баджау украшают свои лодки разноцветными флагами.
  • Восточное побережье Баджау (Филиппины, Малайзия) — это сама дилаут, поселившиеся на восточном побережье Сабаха, особенно в районе Семпорны . Они до сих пор называют себя Баджау Лаут или Сама Лаут. Хотя их называют Баджау восточного побережья, чтобы отличить их от Сама Кота Белуд западного Сабаха. [68] Они также известны под экзонимом «Палау» («жилище в лодке» на Синаме), но иногда его считают уничижительным. Некоторые сохранили свой первоначальный образ жизни в лодках, но многие другие построили дома на суше. Они известны красочным ежегодным фестивалем Regatta Lepa, который проходит с 24 по 26 апреля. [69]
  • Самал (Филиппины, Малайзия) – «Самал» (также пишется «Сиамал» или «Сиямал») — это термин таусугского и кебуанского происхождения , который иногда считается оскорбительным. Их предпочтительный эндоним - просто «Сама», и, точнее, они представляют собой общую подгруппу Сама Деа («земля Сама»), произрастающую на Филиппинах. [16] [60] Большое их количество в настоящее время проживает вдоль побережья северного Сабаха , хотя многие также мигрировали на север, в Висайские острова и южный Лусон . Они преимущественно обитают на суше. [6] [44] [60] Это самая большая группа Сама-Баджау. [70] В Давао-дель-Норте в их честь, возможно, был назван островной город-сад Самал . [60] [71]
  • Убиан (Филиппины, Малайзия) - произошел с острова Южный Убиан в Тави-Тави, Филиппины, и составляет крупнейшую подгруппу Сама-Баджау в Сабахе. Они проживают в значительных меньшинствах, живущих вокруг городов Кудат и Семпорна в Сабахе , Малайзия.
Традиционный дом западного побережья Баджау в Кота Белуд , Сабах, Малайзия.
  • Западное побережье Баджау (Малайзия) - также известное как «Сама Кота Белуд». Родом из западного побережья Сабаха , особенно вокруг Кота-Белуда . Они предпочитают называть себя общим этнонимом «сама», а не «баджау»; и их соседи, дюсуны, также называют их «Сама». Британские администраторы первоначально определили их как «Баджау». В Малайзии их называют Баджау Западного побережья, чтобы отличить их от Сама Дилаут восточного Сабаха и архипелага Сулу. [68] Они известны своей традиционной конной культурой . [60]

Ниже приведены подгруппы, которые не идентифицируют себя как сама, хотя они культурно связаны с народом сама и говорят на языке сама-баджау : [5]

  • Абакнон (Филиппины) — подгруппа из Капула , Северный Самар на Висайских островах , говорящая на языке абакнон . Они были колонизированы и обращены в христианство на раннем этапе испанцами, и сегодня в культурном отношении они являются висайцами . [5] Их народная история утверждает, что их предки произошли с южных Филиппин (в некоторых источниках обозначенных как остров Балабак ). В 1300-х годах они отказались принять ислам и подчиниться власти султанатов моро . Под предводительством дату по имени Абак их люди покинули остров, в конечном итоге достигнув и заселив остров, ныне известный как Капул. [72] [73]
  • Джама Мапун (Филиппины) - иногда известные под экзонимами «Сама Мапун», «Сама Кагаян» или «Баджау Кагаян». Они родом с острова Мапун, Тави-Тави (ранее известный как Кагаян де Сулу). Их культура находился под сильным влиянием султаната Сулу. [74] Они относительно изолированы и обычно не считают себя Сама. [5]
  • Якан (Филиппины) – встречается в гористой местности острова Басилан . Хотя они, возможно, были предками сама-баджау, они стали самостоятельными в лингвистическом и культурном отношении и обычно рассматриваются как отдельная этническая группа. Они живут исключительно на суше и обычно являются фермерами. [35] Якан — это также культура верховой езды, похожая на культуру Баджау Западного побережья. Они известны своими ткацкими традициями. [75] Они сопротивлялись правлению Таусуга во время раннего формирования султаната Сулу , в конечном итоге получив признание как отдельное политическое образование. Они лишь частично исламизированы, при этом значительное меньшинство сохраняет местные верования анито или исповедует народный ислам . [5]
Остров Дераван , одно из крупнейших поселений Баджау у побережья Берау , Восточный Калимантан, Индонезия.

Народы сама-баджау говорят примерно на десяти языках подгруппы сама-баджау западно -малайско-полинезийской языковой семьи . [76] Синама — наиболее распространенное название этих языков, но их также называют баджау , особенно в Малайзии. Большинство сама-баджау могут говорить на нескольких языках. [11]

Языки сама-баджау когда-то относились к центрально-филиппинским языкам малайско -полинезийской географической группы австронезийской языковой семьи. Но из-за заметных различий с соседними языками они были вообще выделены в отдельную ветвь от всех других филиппинских языков. [77] Например, произношение синама сильно отличается от произношения других близлежащих центрально-филиппинских языков, таких как таусуг и тагальский . Вместо того, чтобы основное ударение обычно приходилось на последний слог; основное ударение приходится на предпоследний слог слова в Синаме. [33] Такое размещение первичного ударения сходно с манобо и другими языками преимущественно анимистических этнических групп Минданао, народов Лумад . [78]

В 2006 году лингвист Роберт Бласт предположил, что языки сама-баджау произошли от лексического региона Барито , но не от какой-либо установленной группы. Таким образом, это родственная группа других языков барито, таких как даяк и малагасийский . Он отнесен к географической группе Борнея . [79]

Языки сама-баджау обычно пишутся алфавитом джави . [17]

Культура

[ редактировать ]
Религии Сама-Баджау (только малазийское население) [80]
Религия Процент
ислам
95.26%
христианство
0.52%
Народная религия / Другие религии
0.08%
Нет религии / Неизвестно
4.14%

Религия может различаться среди подгрупп Сама-Баджау; от строгого соблюдения суннитского ислама , форм народного ислама (сам по себе находящегося под влиянием суфийских традиций ранних мусульманских миссионеров) до анимистических верований в духов и поклонения предкам. Существует небольшое меньшинство католиков и протестантов , особенно из Давао-дель-Сур на Филиппинах. [27] [38]

Среди современных прибрежных сама-баджау в Малайзии претензии на религиозное благочестие и образованность являются важным источником индивидуального престижа. У некоторых сама-баджау нет мечетей, и им приходится полагаться на прибрежные общины, такие как общины более исламизированных или малайских народов . Некоторые из более кочевых сама-баджау, такие как убиан-баджау, гораздо менее привержены ортодоксальному исламу. Они исповедуют синкретическую форму народного ислама, почитая местных морских духов, известных в исламской терминологии как джинны . [35]

Мечеть Ан-Нур, главная мечеть в деревне Баджау в Туаране, Сабах, Малайзия. [81]

Древние сама-баджау были анимистами , и это полностью или частично сохраняется в некоторых группах сама-баджау. Верховными божествами в мифологии Сама-Баджау являются Умбо Тухан (также известный как Умбо Дилаут , «Повелитель моря») и его супруга Даянг Даянг Мангилай («Повелительница леса»). [82] Умбо Тухан считается божеством-создателем, сделавшим людей равными животным и растениям. Как и другие анимистические религии, они фундаментально делят мир на сосуществующие физическую и духовную сферы. [12] [83] У современных мусульман Сама-Баджау Умбо Дэва (или просто Дэва или Туан ) обычно приравнивается к Аллаху . [29] [83] [примечание 2]

Сундук, Надгробия демонстрирующие традиции резьбы по окилу Сама . Они возникли из доисламского поклонения предкам Сама-Баджау и первоначально включали фигуры людей и животных, которые в современном сундуке практически отсутствуют из-за исламского влияния. [84] [85]

Другими объектами почитания являются духи, известные как умбо («предок», также по-разному пишется омбо , мбо , мбо и т. д.). [29] Традиционно умбо относилось более конкретно к духам предков , отличным от сайтана ( духов природы ) и джиннов ( духов-знакомых ); в некоторой литературе все они называются умбо . [86] К ним относятся Умбо Балию (духи ветра и бури) и Умбо Пайи или Умбо Гандум (духи первого урожая риса). К ним относятся тотемические духи животных и растений, в том числе Умбо Суммут (тотем муравьев ) и Умбо Камун (тотем креветки-богомола ). [83]

Строительство и спуск на воду парусных судов являются ритуальными, и считается, что на судах есть дух, известный как Суманга («хранитель», буквально «тот, кто отражает атаки»). [47] влияют Считается, что умбо на рыболовную деятельность, награждая Сама-Баджо, даруя удачу, известную как падаллеанг , и иногда наказывая, вызывая серьезные инциденты, называемые бусонг . [50] [82]

В традиционных общинах Сама-Баджау могут быть шаманы ( дукун ), традиционно известные как каламат . Каламат ») и известен в мусульманском Сама-Баджау как вали джинн (буквально «хранитель джиннов может придерживаться табу, касающихся обращения с морем и других культурных аспектов. Каламат игал председательствует на общественных мероприятиях Сама-Баджау вместе с медиумами, известными как джинны . [32] [82] Каламат знакомых и игал-джинны считаются «носителями духов» и считаются хозяевами духов . Однако это не считается одержимостью духа , поскольку игал-джинны никогда не теряют контроля над своим телом. Вместо этого считается, что игал-джинны приобрели дух-фамильяр ( джиннов ) после того, как пережили серьёзную или почти смертельную болезнь. Считается , что до конца своей жизни игал-джинны делят свои тела с тем джинном, который их спас. [82]

Одним из важных религиозных событий среди сама-баджау является ежегодный праздник, известный как паг-умбо или магпаай-бахау , приношение благодарности Умбо Тухану . [29] [32] [35] Во время этой церемонии свежесобранный рис ( паай-бахау ) очищают от шелухи ( магтапараху исламские молитвы ( дуа ) и читают ). Их сушат ( магпатанак ), а затем раскладывают небольшими коническими кучками, символизирующими горы ( почки ), на полу в гостиной (процесс, известный как «засыпание риса»). По прошествии двух или трех ночей две трети отводятся на приготовление сладких рисовых блюд ( паньялам ), а одна треть — на приготовление сладких рисовых лепешек ( дурул ). [32] [35] Дополнительные молитвы ( зикир ), включающие в себя громкое произнесение имен предков, возносятся Умбо после приготовления рисовой еды. Паг-умбо – это торжественное и официальное мероприятие. [32]

Еще одна ежегодная религиозная церемония среди лодочников Сама Дилаута - это пагкандули (буквально «праздничное собрание»). [86] Он включает в себя ритуальные танцы в честь Умбо Тухана , Даянг Даянг Мангилай и духов предков, называемых банса . Ритуал сначала проводится под священным дангкан деревом ( инжир-душитель , известный на Филиппинах как балете ), символизирующим мужской дух Умбо Тухан , а затем в центре рощи кама'туланг деревьев ( деревья пандан ), символизирующих женский дух Даян. Даянг Мангилай . [82]

Коренная космология народа Джама -Мапун чрезвычайно обширна. Примерами фигур в их космологии являются Нию-ния (кокосовая пальма), Лумба-Лумба (дельфин) и Анак Дату (два сына дату, пронзающие копьем другую фигуру, Бунта – иглобрюхая рыба). [87]

Трансовый танец называется маг-игал , в нем участвуют женщины, мужчины и джинны-игал , называемые джиннами денда и джинны лелла соответственно. Джинны денда исполняют первый танец, известный как игал лимбаян, под деревом данкан , под руководством старшего. Они выполняются замысловатыми движениями рук, обычно с металлическими наращенными ногтями, называемыми сулинкэнкэн . Если танец и музыка доставляют удовольствие, считается, что банса овладевает танцорами, после чего вали джинны помогают освободить их в конце танца.

Банса не боятся , поскольку их считают духами предков. Временное служение бансе . во время танцев под музыку считается «подарком» живых Сама Дилаут своим предкам После игал лимбаян вали джинны пригласят зрителей принять участие, отпраздновать и выразить благодарность. Последний танец - игал лелланг , в котором четыре джинна лелла исполняют танец воинов, после чего участники отправляются в рощу кама'толанг . Там они будут совершать ритуалы и танцы (на этот раз вместе с танцорами мужского и женского пола), символически «приглашая» Даян Даянг Мангилая пойти с ними обратно к дереву данкан . Дальнейшие игры и праздники проводятся под оригинальным деревом дангкан , прежде чем празднующие прощаются с духами. В отличие от паг-умбо , пагкандули — это радостный праздник, включающий пение, танцы и шутки среди всех участников. Это крупнейшее праздничное мероприятие среди общин Сама Дилаут. [32]

Помимо пагкандули и магпаай-бахау , могут встречаться публичные танцы, называемые магигал джинны . Во время этих празднований игал-джиннов можно пригласить на публичный сеанс и ночные танцы в трансе . [86] Во время эпидемий игал-джиннов призывают изгнать из общества духов, вызывающих болезни. Они делают это, отправляя «лодку духов» на дрейф в открытом море за пределами деревни или якорной стоянки.

Жилище на лодке

[ редактировать ]
Сама-Баджау Винтаж в городе Замбоанга , 1923 год.
Женщина Сама-Баджау с острова Майга, Семпорна, Сабах, Малайзия, с традиционной защитой от солнца под названием бурак.

Некоторые сама-баджау до сих пор живут традиционно. Они живут в плавучих домах ( наиболее распространенными типами являются лепа , балуту и ​​винта ), в которых обычно проживает одна нуклеарная семья (обычно пять человек). Плавучие дома путешествуют вместе во флотилиях с плавучими домами ближайших родственников (семейный союз) и сотрудничают во время рыболовных экспедиций и церемоний. Супружеская пара может выбрать плавание с родственниками мужа или жены. они бросают якорь в общих швартовки точках (называемых самбуанган ) с другими флотилиями (обычно также принадлежащими дальним родственникам). В определенное время года [29] [28] [35] [88]

Этими причалами обычно руководит старейшина или палач. Точки швартовки расположены недалеко от источников воды или культурно значимых мест, таких как островные кладбища. Периодически проводятся собрания кланов Сама-Баджау, обычно для проведения различных церемоний, таких как свадьбы или фестивали. Обычно они не отплывают более чем на 40 км (24,85 миль) от своей «домашней» причала. [6] [28] Они периодически торгуют товарами с наземными общинами других сама-баджау и других этнических групп. [28] Группы сама-баджау могут регулярно пересекать границы Филиппин, Малайзии и Индонезии для рыбалки, торговли или посещения родственников. [13] [20] [29] [89]

Женщины Сама-Баджау также используют традиционный солнцезащитный порошок под названием бурак или борак , приготовленный из водяных водорослей, риса и специй. [90]

Музыка, танцы и искусство

[ редактировать ]
Девушка Баджау в традиционном платье.
Деталь сложной резьбы по окилу на корме винты из Тави-Тави , ок. 1920 год

Традиционные песни Сама-Баджау передаются из уст в уста из поколения в поколение. Песни обычно поются во время свадебных торжеств ( кандули пагкавин ) в сопровождении танца ( пан-игал ) и музыкальных инструментов, таких как пулау ( флейта ), габбан ( ксилофон ), тагунгго (кулинтанг гонги), биула ( скрипка ), а в современном раз электронные клавиатуры . [32] Существует несколько типов традиционных песен Сама-Баджау, к ним относятся: исун-исун , рунай , наджат , сьяир , насид , буа-буа анак и тинггаюн . [16] [91]

Среди более конкретных примеров песен Сама-Баджау — три песни о любви, которые вместе называются Сангбаян . Это Даллинг Даллинг , Дулданг Дулданг и Пакиринг Пакиринг . [32] Самый известный из этих трех - Пакиринг Пакиринг (буквально «движение бедрами»), который более знаком Таусугу в его коммерциализированной и модернизированной форме Даянг Даянг . Таусуги утверждают, что эта песня является родной для их культуры, и вопрос о том, была ли эта песня изначально Таусуг или Сама-Баджау, остается спорным. [32] Большинство народных песен Сама-Баджау вымирают, во многом из-за угасания интереса молодого поколения. [16] Люди сама-баджау также известны своими навыками ткачества, рукоделия и своей связью с тагонго музыкой .

В изобразительном искусстве Сама-Баджау существует древняя традиция резьбы и лепки, известная как окил (также окил-окил или уккил ). Их использовали для украшения плавучих домов и анимистических ритуальных предметов. Чаще всего они использовались для надгробий сама, которые были найдены в древних традиционных захоронениях народа сама на некоторых (обычно необитаемых) островах Сулу и Тави-Тави. К ним относятся некоторые из древнейших образцов окила , которые обычно вырезаны из коралла и известняка. Позже стали распространены деревянные резные надгробия, обычно сделанные из лодки, принадлежавшей умершему, или вырезанные из нее. Обычно на них вырезают человеческие фигуры, изображающие умерших. Эти могилы часто украшаются гирляндами и подношениями еды, что отражает древние традиции поклонения предкам ( анито ) сама. Окил позже вдохновил очень похожие окир традиции народа Маранао . [84] [85]

Конная культура

[ редактировать ]
Баджау западного побережья Всадники в своем родном городе Кота-Белуд на фоне горы Кинабалу .

Более оседлые жители Баджау Западного побережья являются опытными наездниками , что делает их замечательными в Малайзии, где верховая езда никогда не была широко распространена где-либо еще. Традиционный костюм всадников Сама-Баджау состоит из черной или белой рубашки с длинными рукавами ( баду сампит ) с золотыми пуговицами ( бетави ) спереди и украшенной серебряным цветочным орнаментом ( интирас ), черных или белых брюк ( селуар сампит ) с золотая кружевная отделка и головной убор ( подонг ). Они носят копье ( буджак ), хлыст ( пасут с серебряной рукоятью ) и кинжал керис . Лошадь также облачена в красочный наряд под названием каин куда , к которому также прикреплены медные колокольчики ( сериау ). Седло ( сила-сила ) сделано из шкуры водяного буйвола и подбито тканью ( лапик ). [ нужна ссылка ]

Общество

[ редактировать ]
Реабилитация традиционного дома Сама-Баджау в деревне наследия Кота-Кинабалу , Сабах, Малайзия.

Хотя некоторым палачам Сама-Баджау правительства давали почетные титулы, такие как « Дату », « Махараджа » или « Панглима » (как в Султанате Бруней), обычно они имели лишь небольшую власть над общиной Сама-Баджау. Общество Сама-Баджау традиционно в высшей степени индивидуалистично. [28] а самая крупная политическая единица — это клановая группировка вокруг мест причала, редко больше. Общество сама-баджау также более или менее эгалитарно, и в них не практиковалась кастовая система , в отличие от большинства соседних этнических групп. Индивидуализм, вероятно, обусловлен в целом хрупким характером их отношений с наземными народами в отношении доступа к предметам первой необходимости, таким как древесина или вода. Когда отношения портятся или если наземные правители оказывают слишком сильное давление, сама-баджау предпочитают просто переехать в другое место. [33] Для поддержания социальной сплоченности большее значение придается родству и взаимному труду, а не формальному авторитету. [20] Однако есть несколько исключений, таких как Джама Мапун и Сама Пангутаран на Филиппинах, которые следуют традиционному доиспанскому филиппинскому феодальному обществу с кастовой системой, состоящей из дворян , знатных людей , простолюдинов и крепостных . Вероятно, завезен Султанатом Сулу. [28]

Биологические характеристики

[ редактировать ]

Адаптации для фридайвинга

[ редактировать ]
Ребенок Сама-Баджау в городе Тагбиларан , Бохол, Филиппины, ныряет за монетами, брошенными туристами в воду.

Сама-Баджау известны своими исключительными способностями к фридайвингу . [92] Дайверы работают долгие дни, при этом «самое большое ежедневное время погружений с апноэ, зарегистрированное у людей», составляет более 5 часов в день под водой. [93] Некоторые баджау намеренно разрывают барабанные перепонки в раннем возрасте, чтобы облегчить дайвинг и охоту в море. Поэтому многие пожилые сама-баджау плохо слышат. [24] [92]

Более тысячи лет натурального фридайвинга, связанного с их жизнью в море, по-видимому, наделили баджау несколькими генетическими адаптациями, облегчающими их образ жизни. [94] [95] Исследование 2018 года показало, что селезенка Баджау примерно на 50 процентов больше, чем у соседней наземной группы Салуан , что позволяет им хранить больше крови, богатой гемоглобином, которая выбрасывается в кровоток, когда селезенка сокращается на глубине, позволяя дышать. проведение погружений большей продолжительности. [96] [95] Это различие, по-видимому, связано с вариантом гена PDE10A . [95] Другие гены, которые, по-видимому, подвергались селекции у баджау, включают BDKRB2 , который связан с периферической вазоконстрикцией , участвующей в реакции ныряния ; [97] FAM178B , регулятор карбоангидразы , связанный с поддержанием pH крови при накоплении углекислого газа; и еще один, участвующий в реакции на гипоксию . [95] Было обнаружено, что эти адаптации, вероятно, являются результатом естественного отбора , что приводит к уникальному увеличению частоты соответствующих аллелей в выборке популяции Баджау по сравнению с другими упомянутыми популяциями Восточной Азии. [95] представители другой группы, мокенов Было обнаружено, что , обладают лучшим подводным зрением , чем европейцы, хотя неизвестно, имеет ли эта черта генетическую основу. [98]

[ редактировать ]
с 1982 по 1988 год На гербе Сабаха изображен зимородок , который был принят в первую очередь как символ большой популяции Сама-Баджау в Сабахе. [99]

Некоторые исследователи предположили, что визиты народа сама-баджау в Арнемленд породили рассказы о загадочном народе байджини в мифах австралийских аборигенов йолнгу . [100]

В 2010 году недавно обнаруженный кальмаровый червь был Teuthidodrilus samae назван в честь народа сама-баджау из Тави-Тави. [101]

В «Аватаре: Путь воды » клан Меткайина — это океанический клан На'ви, частично вдохновленный Сама-Баджау.

Сама-Баджау также стали предметом нескольких фильмов. Они включают в себя:

Известный Сама-Баджау

[ редактировать ]

Политика

[ редактировать ]

Искусство и развлечения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Понятие австралоидной «расы» устарело. В большинстве современной литературы эти народы называются австрало-меланезийцами. Однако их точные взаимоотношения внутри групп-членов и с другими этническими группами в Азии и Океании до сих пор обсуждаются.
  2. ^ Тухан (буквально «бог» или «хозяин») — распространенное слово, обозначающее верховное божество в различных австронезийских языках восточной Малайзии, юго-западных Филиппин и восточной Индонезии. Первоначально оно относилось к другой концепции божества, отдельного от авраамического бога , но малайцы и другие мусульманские австронезийские этнические группы обычно приравнивают Тухана к Аллаху. Сравните с Батхалой у тагалогов и Кан-Лаоном у висайцев .
  1. ^ «Перепись населения и жилищного фонда 2010 года, отчет № 2A – Демографические и жилищные характеристики (вневыборочные переменные), Филиппины» (PDF) . Национальное статистическое управление правительства Филиппин. Апрель 2013 года . Проверено 28 апреля 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Общая численность населения по этническим группам, административным округам и штатам, Малайзия» (PDF) . Департамент статистики, Малайзия. 2010. С. 369/1. Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2012 года . Проверено 12 октября 2014 г.
  3. ^ «На каком языке говорят баджао?» . Кауман Сама Онлайн . Синама.орг. 4 января 2013 года . Проверено 23 февраля 2013 г.
  4. ^ http://www.peoplesoftheworld.org/text?people=Bajau
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Маглана, Мэтью Констансио (12 декабря 2016 г.). «Понимание идентичности и диаспоры: случай Сама-Баджау морской Юго-Восточной Азии» . Журнал Седжара Читра Леха . 1 (2): 71. doi : 10.14710/jscl.v1i2.12089 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Гарри Ниммо (1972). Морские жители Сулу: исследование социальных изменений на Филиппинах . Чендлер Паб. компании ISBN  0-8102-0453-3 .
  7. ^ Лотте Кемкенс. Жизнь на границах: Оранг Баджо из Тинакин Лаут, Индонезия (PDF) (дипломная работа бакалавра социальной антропологии). Университет Утрехта. Архивировано из оригинала (PDF) 17 ноября 2011 года . Проверено 21 марта 2011 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Кэтрин Аллертон (5 декабря 2014 г.). «Безгражданство и права детей в Сабахе» . Новая Мандала. Архивировано из оригинала 27 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  9. ^ «Баджау, Баджао, Самалы и народ Сама» . 14 мая 2009 года . Проверено 3 декабря 2012 г.
  10. ^ «Люди и история Сабаха» . Правительство штата Сабах . Архивировано из оригинала 2 июня 2016 года . Проверено 25 марта 2015 г. Кадазан -Дусун — крупнейшая этническая группа Сабаха, составляющая почти 30% населения. Баджау, или также известные как «ковбои Востока», и муруты , горные жители и охотники за головами в прошлом, являются второй и третьей по величине этнической группой в Сабахе соответственно. Другие коренные племена включают бисая , брунейские малайцы , буги , кедаян , лотуд , лудайе , рунгус , сулук , минокок , бонгги , идаан и многие другие. Кроме того, китайцы составляют основную некоренную группу населения.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Том Гуннар Хугерворст (2012). «Этническая принадлежность и водный образ жизни: изучение морских пейзажей прошлого и настоящего Юго-Восточной Азии» (PDF) . История воды . 4 (3): 245–265. Бибкод : 2012WatHi...4..245H . дои : 10.1007/s12685-012-0060-0 . S2CID   53668253 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с Нимфа Л. Бракамонте (2005). «Развитие структуры развития Сама Дилаут в городском центре на юге Филиппин» . Бюллетень исследований Борнео . 36 : 185. Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нагацу (2001). «Пираты, морские кочевники или защитники ислама?: Примечание об идентификации «баджау» в контексте Малайзии» PDF) . ( Кадзуфуми 1 : 212–230.
  14. ^ Сатер, Клиффорд (2004). «Сохранение мира в островном мире: Сама Дилаут Юго-Восточной Азии». В Кемпе, Грэм; П. Фрай, Дуглас (ред.). Сохранение мира: разрешение конфликтов и мирные общества во всем мире . Нью-Йорк: Рутледж. п. 126. ИСБН  0-415-94762-6 .
  15. ^ Г. Н. Аппелл (1969). «Исследования таусугского (сулук) и самалоязычного населения Сабаха и южных Филиппинских островов» (PDF) . Бюллетень исследований Борнео . 1 (2): 21–23.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Саидатул Норнис Хаджи Махали (2008). «Тингаюн: значение танца и песни в обществе баджау». В Мерете Фальк Борх; Ева Раск Кнудсен; Мартин Лит; Брюс Клунис Росс (ред.). Тела и голоса: силовое поле репрезентации и дискурса в колониальных и постколониальных исследованиях . Крест/Культуры 94. Родопи. стр. 153–161. ISBN  9789042023345 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с «Бахаса Сама-Баджау: разновидности Сама Баджау (Сама-Баджао)» . Лоулендс-Л. 2011 . Проверено 20 декабря 2014 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Хорст Либнер (2012). «Принцесса по течению: происхождение Баджау, анимационное шоу MSPowerpoint для конференции в Танджунг-Пинанге, 2012 г.» . Восточноазиатские исследования . Университет Лидса . Проверено 20 декабря 2014 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Этнографическое чтение Силунгана Балтапы: наследственная традиция и ценности суфийского ислама Сама Баджау» . Я думаю. 21 октября 2013 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2014 года . Проверено 20 декабря 2014 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Нимфа Л. Бракамонте; Астрид С. Боза и Тересита О. Поблете (2011). «От моря к улицам: Баджау в диаспоре на Филиппинах» (PDF) . ИПЕДР Том. 20 . 2011 Международная конференция по гуманитарным наукам, обществу и культуре. стр. 287–291.
  21. ^ Блэр, Эмма Хелен; Робертсон, Джеймс Александр; Борн., Эдвард Гейлорд, ред. (1903). Филиппинские острова, 1493–1898 гг .
  22. ^ Комбес, Франсиско (1667). История островов Минданао, Холо и прилегающих к ним территорий. Прогресс религии и католическое оружие . Наследники Пабло де Валь.
  23. ^ Перейти обратно: а б Дэвид Э. Софер (1965). «Морские кочевники: исследование, основанное на литературе морских лодочников Юго-Восточной Азии». Мемуары Национального музея . 5 : 389–403. дои : 10.2307/2051635 . JSTOR   2051635 . S2CID   162358347 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с д «Последний из морских кочевников» . Хранитель . 18 сентября 2010 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2010 года . Проверено 18 сентября 2010 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б с Ларена, Максимилиан; Санчес-Кинто, Федерико; Сьёдин, Пер; Маккенна, Джеймс; Эбео, Карло; Рейес, Ребекка; Казель, Офелия; Хуан, Цзинь-Юань; Хагада, Ким Пуллупул; Гилей, Деннис; Рейес, Дженнелин (30 марта 2021 г.). «Множественные миграции на Филиппины за последние 50 000 лет» . Труды Национальной академии наук . 118 (13): e2026132118. Бибкод : 2021PNAS..11826132L . дои : 10.1073/pnas.2026132118 . ISSN   0027-8424 . ПМК   8020671 . ПМИД   33753512 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Хорст Либнер (1996). Четыре устные версии истории о происхождении народа баджо Южного Селаяра (PDF) . Проек Пенгкаджян и Пенгембанган Масьяракат Пантай, YIIS UNHAS. Научно-литературное самоосмеяние и особое.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д Муха-Шим Лахаман Квилинг (2012). Мбал Алунгай Биссала: Наши голоса не пропадут – слушание, рассказ, написание идентичности Сама и ее политической истории в устных рассказах (PDF) . Стипендии Фонда Ниппон для азиатских общественных интеллектуалов. стр. 141–148. Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2019 года . Проверено 20 июня 2016 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Марк Т. Миллер (2011). Социальная организация Западного побережья Баджау (PDF) . СИЛ Интернешнл. Архивировано из оригинала (PDF) 18 декабря 2014 года . Проверено 18 декабря 2014 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Родни К. Джубиладо; Ханафи Хуссин и Мария Кристина Мануэли (2011). «Сама-Баяу морей Сулу-Сулавеси: взгляды лингвистики и культуры» (PDF) . JATI – Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 15 (1): 83–95. Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2014 года.
  30. ^ Нагацу, Кадзуфуми (2001). морские кочевники или защитники ислама?: Примечание об идентификации «баджау» в контексте Малайзии» PDF) . ( «Пираты , 1 (212–230).
  31. ^ Перейти обратно: а б с Сьямсул Худа М. Сухари (7 июня 2013 г.). «Баджо, прошлое и настоящее» . Джакарта Пост . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Родни К. Джубиладо (2010). «О культурной изменчивости: Сама-Баджау морей Сулу-Сулавеси» . Кунапипи . 32 (1): 89–101.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Альфред Кемп Палласен (1985). Культурные контакты и языковая конвергенция (PDF) . Специальная монография LSP, выпуск 24. Лингвистическое общество Филиппин. Архивировано из оригинала (PDF) 11 мая 2015 года.
  34. ^ Брэд Бернард (6 марта 2014 г.). «Тайная жизнь морских цыган Баджау: правдивая история» . мой список путешествий . Проверено 20 декабря 2014 г.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Клиффорд Сатер (2006). «Морские кочевники и охотники-собиратели тропических лесов: адаптация к собирательству на Индо-Малайзийском архипелаге - Сама-Баджау» . В Питере Беллвуде; Джеймс Дж. Фокс; Даррелл Трайон (ред.). Австронезийцы: исторические и сравнительные перспективы . АНУ Э Пресс. стр. 257–264. дои : 10.22459/А.09.2006 . hdl : 2027/mdp.39015051647942 . ISBN  9781920942854 .
  36. ^ Кусума П; Брукато Н; Член парламента Кокса; Летелье Т; Манан А; Нурайни С; Гранже П; Судойо Х; Рико FX (2017). «Последние морские кочевники Индонезийского архипелага: геномное происхождение и расселение» . Eur J Hum Genet . 25 (8): 1004–1010. дои : 10.1038/ejhg.2017.88 . ПМЦ   5567155 . ПМИД   28513608 .
  37. ^ Кифер, ТМ (1972). Насилие и закон Таусуг в мусульманском обществе Филиппин . Нью-Йорк: Хольф, Рейнхарт и Уинстон. стр. 22–3. ISBN  0-03-085618-3 .
  38. ^ Перейти обратно: а б с Вака Аояма (2014). Стать «христианином Баджау»: обращение Сама Дилаута в пятидесятническое христианство в городе Давао, Филиппины (PDF) . Серия рабочих документов Гарвардского института Йенчинга. Институт перспективных исследований Азии Токийского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 22 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  39. ^ Гарри Арло Ниммо (1968). «Размышления об истории Баджау» . Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 16 (4): 32–59.
  40. ^ «Баджау Лаут из Семпорны: мирные кочевники или рыбные бомбардировщики?» . Амана': Расширение возможностей изгоев. 4 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  41. ^ Артчил К. Дауг; Кристофер О. Кемикал; Слава Грейс Энн Дж. Байонн; Анжел Кларис Д. Руфон (2013). Возможность этногенеза баджао в Барангае Тамбакане, городе Илиган Международные конференции по исследованиям в области социальных наук.
  42. ^ Мелли Леандичо Лопес (2006). Справочник филиппинского фольклора . ВВЕРП Пресс. п. 50. ISBN  971-542-514-3 .
  43. ^ Сумерки морских людей , т. III, Филиппинский центр журналистских расследований, июнь 2001 г., заархивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. , получено 21 марта 2011 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б Эдсель Л. Бежа (2006). Переговоры о глобализации в Азии . Издательство Университета Атенео де Манилы. п. 286. ИСБН  971-0426-01-Х .
  45. ^ «Отчет RCI: Кто такие нелегалы?» . Звезда . 4 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  46. ^ «Маленькие люди ведут большие битвы: история HealthGov» . МиндаНьюс . 8 июля 2007 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Стейси, Наташа (2007). Лодки, которые можно сжечь: рыбная ловля Баджо в рыболовной зоне Австралии (PDF) . Канберра, Австралия: ANU E Press. ISBN  978-1-920942-95-3 .
  48. ^ Поле, ИК; Микан, МГ; Бакворт, Колорадо; Брэдшоу, CJA (2009). «Добыча белка в мировом океане: Австралазия как пример незаконного рыболовства с расширением и перемещением» . Рыба и рыболовство . 10 (3): 323–328. дои : 10.1111/j.1467-2979.2009.00325.x . [ мертвая ссылка ]
  49. ^ Джамиль Майдан Флорес (14 декабря 2014 г.). «Баджау Фишерс: призыв умерить справедливость милосердием» . Джакарта Глобус . Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б с Джулиан Клифтон и Крис Мейджорс (2012). «Культура, сохранение и конфликты: перспективы защиты морской среды среди баджау Юго-Восточной Азии» (PDF) . Общество и природные ресурсы . 25 (7): 716–725. Бибкод : 2012СНатР..25..716С . дои : 10.1080/08941920.2011.618487 . S2CID   154275462 . Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2013 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  51. ^ «Рыбаки Сама-Баджау учили, что можно и чего нельзя делать в отношении охраны прибрежной зоны» . Замбоанга Таймс. 25 ноября 2012 года. Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года . Проверено 22 декабря 2014 г.
  52. ^ Гленн Лопес (18 декабря 2013 г.). «DSWD-NCR помогает Сама Баджау в метро Манилы» . Департамент социального обеспечения и развития Республики Филиппины. Архивировано из оригинала 23 декабря 2013 года . Проверено 22 декабря 2013 г.
  53. ^ Дельфин Т. Маллари-младший (2 июня 2016 г.). « Девочка Баджао благодарит Аллаха за новую жизнь семьи, благословения» . Филиппинский ежедневный опросник . Проверено 20 июня 2016 г.
  54. ^ Моне Лу (28 мая 2016 г.). «Познакомьтесь с филиппинскими «мгновенными знаменитостями» социальных сетей» . Азиатский журнал . Проверено 20 июня 2016 г.
  55. ^ «Вирусно: «Девушка Баджао» обретает надежду в интернет-славе» . Кокосы Манила. 26 мая 2016 года . Проверено 20 июня 2016 г.
  56. ^ КИФЕР, ТОМАС М. (1973). «Парранг Саббил: Ритуальное самоубийство среди таусугов Джоло» . Вклад в лингвистику, географию и этнологию . 129 (1): 111 дои : 10.1163/22134379-90002734 . JSTOR   27861310 .
  57. ^ Гоуинг, Питер Г. (1988). Понимание ислама и мусульман на Филиппинах (2-е изд.). Издательство «Новый день». п. 56. ИСБН  9711003864 .
  58. ^ Журнал Северного Лусона, том 9, выпуски 1–2 . Байомбонг: Колледж Святой Марии. 1979. с. 110. Традиционно таусуги жили на северных островах Холо и Сиаси, тогда как самалы, хотя и разбросанные по Сулу, даже не признают их мусульманами – это обитающие в лодках Самалы, чаще называемые Баджау.
  59. ^ Йонг, Эд (20 апреля 2018 г.). «Как азиатские супердайверы эволюционировали для жизни в море» . Атлантика .
  60. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Кауман Сама Онлайн» . Синама.орг. 14 мая 2009 года . Проверено 20 декабря 2014 г.
  61. ^ «Сама» . Национальная комиссия по культуре и искусству правительства Филиппин. Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 года . Проверено 18 декабря 2014 г.
  62. ^ Патрисия С., Алмада-Виллела (2002). «Пилотное социально-экономическое исследование рыболовства в двух прибрежных районах восточного Сабаха». У Сары Л. Фаулер; Тим М. Рид; Фрэнсис Диппер (ред.). Биоразнообразие, сохранение и управление пластиножаберными: материалы международного семинара и практикума, Сабах, Малайзия, июль 1997 г. Комиссия МСОП по выживанию видов. п. 36. ISBN  9782831706504 .
  63. ^ Грэм К. Браун (2014). «Разглядный плюрализм: политика этнической и религиозной идентификации в Малайзии». У Джозефа Б. Руана; Дженнифер Тодд (ред.). Этническая принадлежность и религия: пересечения и сравнения . Рутледж. п. 37. ИСБН  9781317982852 .
  64. ^ «Баджау, индонезийский» .
  65. ^ Роберт Крибб (2010). «Поселения Баджау Лаут на Калимантане и Сулавеси» . Цифровой атлас истории Индонезии. Архивировано из оригинала 17 февраля 2014 года . Проверено 18 декабря 2014 г.
  66. ^ Бугис Мэн, Кристиан Пельрас, ISBN   979-99395-0-X , перевод из книги «Буги», Кристиан Пелрас, 1996, Оксфорд: Blackwell Publishers Ltd.
  67. ^ Джеймс Фрэнсис Уоррен (2007). Зона Сулу, 1768–1898 гг.: динамика внешней торговли, рабства и этнической принадлежности в трансформации морского государства Юго-Восточной Азии . НУС Пресс. п. 184. ИСБН  978-9971-69-386-2 .
  68. ^ Перейти обратно: а б Миллер, Марк Тернер (2007). Грамматика западного побережья Баджау (докторская диссертация). Техасский университет в Арлингтоне. hdl : 10106/577 .
  69. ^ «Песта Регата Лепа Семпорна» . Совет по туризму Сабаха, правительство Малайзии. Архивировано из оригинала 20 декабря 2014 года . Проверено 20 декабря 2014 г.
  70. ^ «Самал – Ориентация» . Страны и их культуры . Проверено 17 июня 2011 г.
  71. ^ «О Самале» . Посетите остров Самал . Департамент туризма правительства Филиппин. Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 21 декабря 2014 г.
  72. ^ Прости, Регина Б.; Андарино, Нильда С.; Бометиво, Росарио С.; Кабаканг, Мансуэто М.; Кастильо, Доминго Ф.; Победитель, Гвидо А.; Победитель, Марлита П.; Манало, Тересита К.; Паско, Саллуд Б.; Пелито, Анхелес М.; Сауро, Ребекка С.; Флорес, Форенсия Б. (1983). Капул: Сирай Пати Ина'анто (PDF) Инабакноне ). Летний институт лингвистики - Philippines Inc. {{cite book}}: CS1 maint: нераспознанный язык ( ссылка )
  73. ^ «Путешествие на остров Капул, знакомство с культурой и историей» . Лангьяв . Проверено 18 апреля 2024 г.
  74. ^ «Джама Мапун» . Национальная комиссия по культуре и искусству, правительство Филиппин. Архивировано из оригинала 18 декабря 2014 года . Проверено 18 декабря 2014 г.
  75. ^ де Йонг, Рональд. «Последние племена Минданао, яканы; горцы» . ВещиАзиатские . Глобал Дирекшн, Инк . Проверено 16 ноября 2018 г. .
  76. Клиффорд Сазер, «Бахау Лаут», Oxford U. Press, 1997.
  77. ^ «Самал – Ориентация» . Страны и их культуры . Проверено 20 декабря 2014 г.
  78. ^ Карл Д. Дюбуа (1976). «Сарангани Манобо» (PDF) . Филиппинский журнал лингвистики . Специальный выпуск монографии. 6 :1–166. [ постоянная мертвая ссылка ]
  79. ^ Роберт Бласт (2006). «Лингвистическая макроистория Филиппин». В Сю-цюань Ляо; Карл Р. Гальвез Рубино (ред.). Текущие проблемы филиппинской лингвистики и антропологии: Парангал Кей Лоуренс А. Рид . Лингвистическое общество Филиппин и SIL Филиппины. стр. 31–68. ISBN  9789717800226 .
  80. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Малайзии 2010 года» (PDF) (на малайском и английском языках). Департамент статистики, Малайзия. Архивировано из оригинала (PDF) 11 октября 2012 года . Проверено 17 июня 2012 г. п. 107
  81. ^ «Масджид Ан-Нур Туаран» . Центр исламского туризма Малайзии. Архивировано из оригинала 12 августа 2016 года . Проверено 12 августа 2016 г.
  82. ^ Перейти обратно: а б с д и Ханафи Хуссин и MCM Сантамария (2008). «Танцы с морскими призраками: опыт ритуала Пагкандули Сама Дилаут (Баджау Лаут) в Сикулане, Тави-Тави, Южные Филиппины» (PDF) . ДЖАТИ: Журнал кафедры исследований Юго-Восточной Азии факультета литературы и социальных наук . 13 : 159–172. Архивировано из оригинала (PDF) 17 мая 2017 года . Проверено 10 сентября 2018 г.
  83. ^ Перейти обратно: а б с «Исследование философии сама: ОМБО» . Лимпах Танган [ВЕРИТЬ]. 22 мая 2011 года . Проверено 18 декабря 2014 г.
  84. ^ Перейти обратно: а б Барадас, Дэвид Б. (1968). «Некоторые последствия мотива Окира в искусстве Ланао и Сулу» (PDF) . Азиатские исследования . 6 (2): 129–168. S2CID   27892222 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 января 2019 года.
  85. ^ Перейти обратно: а б Перальта, Хесус Т. (1980). «Юго-западное филиппинское искусство» . Антропологические документы (Национальный музей (Филиппины)) (7): 32–34.
  86. ^ Перейти обратно: а б с Ханафи Хусин (2010). «Балансирование духовного и физического миров: память, ответственность и выживание в ритуалах Сама Дилаут (Баджау лаут) в Ситангкае, Тави-Тави, Южные Филиппины и Семпорне, Сабах, Малайзия» (PDF) . В Биргит Абельс; Мораг Жозефина Грант; Андреас Вачкат (ред.). Океаны звука: Исполнительское искусство Сама Дилаут . Göttinger Studien zur Musikwissenschaft, Том 3.
  87. ^ Лоза, Цирлин Б. «Созвездия» (PDF) . www.ichcap.org .
  88. ^ Ниммо, Х. Арло (1990). «Лодки Тави-Тави Баджау, архипелаг Сулу, Филиппины» (PDF) . Азиатские перспективы . 29 (1): 51–88. S2CID   31792662 . Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2019 года.
  89. ^ Лусио Бланко Питло III (29 мая 2013 г.). «Филиппино-малайзийский спор о Сабахе» . Глобальные новости Шарнова . Проверено 18 декабря 2014 г.
  90. ^ Берта Тилмантайте (20 марта 2014 г.). «В картинках: Морские кочевники» . Аль Джазира . Проверено 22 декабря 2014 г.
  91. ^ Инон Шахаруддин А. Рахман (2008). Три певца: хранители традиций (PDF) . Комитет АСЕАН по культуре и информации. Архивировано из оригинала (PDF) 8 августа 2014 года.
  92. ^ Перейти обратно: а б Лейн, Меган (12 января 2011 г.). «Что фридайвинг делает с телом» . Новости Би-би-си . Архивировано из оригинала 3 июня 2016 года.
  93. ^ Шагатай Э; Лодин-Сундстрем А; Абрахамссон Э (март 2011 г.). «Время работы под водой в двух группах традиционных дайверов с апноэ в Азии: Ама и Баджау» . Дайвинг и гипербарическая медицина . 41 (1): 27–30. ПМИД   21560982 . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 14 июня 2013 г. {{cite journal}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  94. ^ Недельман, М. (19 апреля 2018 г.). «Глубокое погружение на одном дыхании может быть заложено в ДНК «морского кочевника»» . CNN . Проверено 20 апреля 2018 г.
  95. ^ Перейти обратно: а б с д и Илардо, Массачусетс; Мольтке, И.; Корнелиуссен, Т.С.; Ченг, Дж.; Стерн, Эй Джей; Расимо, Ф.; де Баррос Дамгаард, П.; Сикора, М.; Сеген-Орландо, А.; Расмуссен, С.; ван ден Мункхоф, ICL; тер Хорст, Р.; Йоостен, лаборатория; Нетеа, Миннесота; Салингкат, С.; Нильсен, Р.; Виллерслев, Э. (18 апреля 2018 г.). «Физиологическая и генетическая адаптация к нырянию у морских кочевников» . Клетка . 173 (3): 569–580.e15. дои : 10.1016/j.cell.2018.03.054 . ПМИД   29677510 .
  96. ^ Циммер, Карл (19 апреля 2018 г.). «Тела, переделанные для жизни в море» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 23 апреля 2018 г.
  97. ^ Баранова Т.И.; Берлов, Д.Н.; Глотов, О.С.; Корф, Э.А.; Минигалин, А.Д.; Митрофанова А.В.; Ахметов И.И.; Глотов, А.С. (2017). «Генетическая детерминация сосудистых реакций у человека в ответ на нырятельный рефлекс». Американский журнал физиологии. Физиология сердца и кровообращения . 312 (3): H622–H631. дои : 10.1152/ajpheart.00080.2016 . ПМИД   27923785 . S2CID   19034511 .
  98. ^ Гислен, А.; Даке, М.; Крегер, RHH; Абрахамссон, М.; Нильссон, Д.-Э.; Ордер, Э.Дж. (2003). «Превосходное подводное зрение у человеческой популяции морских цыган» . Современная биология . 13 (10): 833–836. дои : 10.1016/S0960-9822(03)00290-2 . ПМИД   12747831 . S2CID   18731746 .
  99. ^ Ян Макдональд. «Сабах (Малайзия)» . Флаги CRW. Архивировано из оригинала 25 мая 2016 года . Проверено 25 мая 2016 г. .
  100. ^ Берндт, Рональд Мюррей; Берндт, Кэтрин Хелен (1954). «Арнемленд: его история и его люди» . Том 8 файлов области человеческих отношений: Мурнгин. ФВ Чешир: 34. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  101. ^ Уотсон, Трейси (26 ноября 2010 г.). « Новый «яркий» кальмар-червь удивляет и восхищает экспертов» . Нэшнл Географик . Проверено 17 октября 2019 г.
  102. ^ Тобиас, Марикрис Ян. «ГАМАБА: Хаджа Амина Аппи» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Архивировано из оригинала 25 февраля 2022 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
  103. ^ Кемалия Отман (22 марта 2010 г.). «Тело Яни (наставника) благополучно похоронено» (на малайском языке). мСтар . Проверено 20 августа 2016 г.
  104. ^ Зулькарнайн Абу Хасан (16 марта 2016 г.). «Азван Комбос хочет выйти замуж в одежде баджау» (на малайском языке). Развлекательные СМИ. Архивировано из оригинала 16 сентября 2016 года . Проверено 20 августа 2016 г.
  105. ^ Заиди Мохамад (15 июня 2016 г.). «Эззати, Асуан Комбос женился 16 июля» . Ежедневные новости (на малайском языке) . Проверено 20 августа 2016 г.
  106. ^ «Вирусная фотография девушки Баджао изображает перемещение племени – HRW» . 28 мая 2016 г.
  107. ^ « Рита Габиола из «Badjao Girl» преображается — посмотрите на ее потрясающий новый образ!» . Зейбиз. 29 мая 2016 года . Проверено 20 августа 2016 г.
  108. ^ Майка Бэйлон (13 мая 2003 г.). «Аллигатор в бассейне» . Филстар . Проверено 22 декабря 2014 г.
  109. ^ «Семпорна приветствует дома пловца из Ла-Манша» . Почта Борнео . 7 октября 2012 года . Проверено 22 декабря 2014 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Франсуа-Робер Зако (2009). Кочевники моря, Баджо Индонезии , Карманные издания, Коллекция Terre Humaine, Париж
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81f536c3c86b10866292d0a5ac6e1a16__1721880960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/16/81f536c3c86b10866292d0a5ac6e1a16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sama-Bajau - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)