Люди Луа
Тонкий, Тин, Хтин, местный | |
---|---|
![]() Пара Луа в Лаосе (в Таиланде) | |
Общая численность населения | |
Неизвестный | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Лаос , Таиланд , США | |
Лаос | 23 193 (перепись 1995 г.) [1] |
Таиланд | 48,000 (1995) [2] |
Языки | |
Мал , Пхай ; Лаосский и/или тайский как вторые языки | |
Религия | |
Анимизм , Шаманизм , Тхеравада Буддизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Млабри и Хму [2] |
Народ Луа ( IPA: [luaʔ] ) — этническое меньшинство, родом из Лаоса , хотя в настоящее время значительная община проживает в Таиланде . Луа' - их предпочтительный автоним (самоназвание), в то время как их лаосские соседи склонны называть их Тин , Т'ин или Хтин ( лаосский : ຖິ່ນ , Лаосское произношение: [tʰin] ). Другой термин для этой группы — Лава. [3] (но их следует отличать от неродственного народа Лава на севере Таиланда). Есть две подгруппы: Мал и Фай или Молитесь . [1]

Луа говорят на мале и паи , близкородственных, но не взаимопонятных языках, принадлежащих кхмуйской ветви австроазиатских языков . Их родной регион — в провинциях Сайнябули (районы Хонса и Пхианг) и Бокео ( район Пак Тха ). [4] В Таиланде большинство Луа селятся в провинции Нан , недалеко от границы с Лаосом. [2]
История культуры
[ редактировать ]Традиционные верования Луа характеризуются анимизмом и шаманизмом . Некоторые луа, под влиянием своих лаосских и тайских соседей, приняли буддизм Тхеравады , а некоторые обратились в христианство , но не отказались от своих первоначальных этнических верований. Луа верят, что окружающая среда полна добрых и злых духов. Они поклоняются местным духам своих деревень. Самый уважаемый джинн по имени Бхука празднуется в течение трех дней во время лаосского Нового года (Сонгкран) . Чтобы заслужить благословение духов на хороший урожай, молодоженов, помощь в случае стихийных бедствий или болезней и т. д., луа стараются умилостивить их подношениями свиней, птицы, риса или спиртных напитков. В традиционных деревнях Луа есть «врата духов», защищающие их от всего зла, исходящего из внешнего мира. Чтобы стать посредником между живым и духовным миром, каждая деревня выбирает шамана-мужчину, называемого хавкам . [5]
Существуют некоторые научные споры о том, поселились ли луа на своей нынешней родине с 1-го тысячелетия нашей эры (как и кхму ) или мигрировали туда из северного Вьетнама в более поздний период. Более того, луа из Таиланда прибыли туда только в конце 19 или начале 20 века. Некоторые ученые, однако, полагают, что луа были коренными жителями таиландской провинции Нан , прежде чем переехать в Лаос, а затем повторно мигрировать на свою первоначальную родину. [4]
После победы коммунистов в гражданской войне в Лаосе (которая произошла в тот же период, что и война во Вьетнаме ), многие семьи Луа бежали из Лаоса в поисках убежища в районе хребта Луангпрабанг в провинции Нан за границей с Таиландом . находилась большая концентрация беженцев Луа В лагере беженцев Бан Винай в Таиланде . В начале 1970-х и 1980-х годов семьи Луа переехали в Соединенные Штаты. Сегодня в штате Калифорния существует большое сообщество Lua, охватывающее Санта-Розу, Фресно, Модесто, Стоктон, Сакраменто и другие части штата Калифорния, а также включая штаты Миннесота, Теннесси, Вашингтон, Айова и другие. и Иллинойс. Семьи, оставшиеся в лагерях в Таиланде, в середине 1980-х и начале 1990-х годов переселились в Сайнябули и соседние провинции, откуда народ Луа изначально был вынужден покинуть свои дома из-за войн в Юго-Восточной Азии.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джуди Льюис и Дамронг Таянин. Культуры меньшинств Лаоса: Камму, Луа, Лаху, Хмонг и Миен. 1992. ISBN 1-882337-01-8 , ISBN 978-1-882337-01-9
- Иоахим Шлизингер (2003). Этнические группы Лаоса, Том 2: Профиль народов, говорящих на австро-азиатском языке . Белый Лотос. стр. 160–165.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Иоахим Шлизингер (2003). Этнические группы Лаоса, Том 1: Введение и обзор . Белый Лотос. п. 171.
- ^ Jump up to: а б с Иоахим Шлизингер (2003). Этнические группы Лаоса, Том 2: Профиль народов, говорящих на австро-азиатском языке . Белый Лотос. п. 161.
- ^ Фрэнк Прошан. «Обзор кхмуических и палунгических языков в Лаосе и Вьетнаме» (PDF) . Паназиатская лингвистика . 3 : 895–919, стр. 896, 898.
- ^ Jump up to: а б Иоахим Шлизингер (2003). Этнические группы Лаоса, Том 2: Профиль народов, говорящих на австро-азиатском языке . Белый Лотос. п. 160.
- ^ Иоахим Шлизингер (2003). Этнические группы Лаоса, Том 2: Профиль народов, говорящих на австро-азиатском языке . Белый Лотос. п. 164.
Внешние ссылки
[ редактировать ]