тайские малайцы
Тайец малайского происхождения ملايو تايсмешать это тайские малайцы Или Джави [1] Бангсо Яви Огэ Наю | |
---|---|
Общая численность населения | |
3 миллиона [2] (2020 г., оценка) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Таиланд Малайзия | |
Языки | |
малайские языки Тайский и Южный Тайский | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам (шафиитский мазхаб) с небольшим буддийским меньшинством . [3] | |
Родственные этнические группы | |
Другие малайцы |
Тайские малайцы ( стандартный малайский : Orang Melayu Таиланд/Сиам , тайский : тайское малайское происхождение : джави : Мелайо Тай ; Паттани малайский : Оре Наю Сиае , Яви Банк ; Бангкокский малайский : Oghae Nayu Thai ), с официально признанными терминами, включая «тайцы малайского происхождения» и «малайцы», [4] [5] термин, используемый для обозначения этнических малайских граждан Таиланда , шестой по величине этнической группы в Таиланде . Таиланд является домом для третьего по величине этнического малайского населения после Малайзии и Индонезии , и большинство малайцев сконцентрировано в южных провинциях Наратхиват , Паттани , Яла , Сонгкхла и Сатун . Пхукет [6] [7] Ранонг , [8] и Транг, где проживает значительное мусульманское население, также проживает много людей малайского происхождения. [9] [ нужна полная цитата ] Значительная община также существует в столице Таиланда Бангкоке , происходящей от мигрантов или депортированных, переселенных с юга, начиная с 13 века. [10]
Культурная самобытность
[ редактировать ]Сепаратистские наклонности среди этнических малайцев в провинциях Наратхиват, Паттани, Яла и Сонгкхла, ставшие причиной восстания в Южном Таиланде , отчасти объясняются культурными различиями с тайским народом , а также прошлым опытом насильственных попыток ассимилировать их в основную тайскую культуру после аннексия султаната Патани сиамским королевством Раттанакосин . [11] В 1816 году Сиам разделил мусульманский султанат Патани на семь провинций в рамках политики «разделяй и властвуй». Несмотря на периодические последующие восстания, эта политика в целом была успешной в обеспечении мира до начала двадцатого века. В 1901 году Сиам реструктурировал семь провинций в единую административную единицу «Монтон Патани» под управлением нового Министерства внутренних дел, которое объединило семь провинций в четыре: Патани , Бангнара , Сайбури и Яла . Затем Кедах был передан британцам в соответствии с англо-сиамским договором 1909 года, по которому более интегрированный район, ранее принадлежавший Кедах, стал провинцией Сатун . [12] Малайские мусульмане Сатуна менее склонны к сепаратизму; во многом это результат исторической близости малайского короля Сетула к Сиаму по сравнению с насильственным распадом султаната Патани. Протайские настроения можно также наблюдать в малайских общинах на Пхукете, Ранонге и Бангкоке. [13] [14]
Субэтническая принадлежность
[ редактировать ]- Паттани-Келантан Малайский ( Малайский Келантан-Патани )
- Паттани малайский
- Наратхиват/Так Бай малайский (келантанский)
- Яла/Реман малайский
- Сийбури малайский ( Кедах малайский )
- Сетунь Малайский
- Краби Малайский
- Транг Малайский
Культура и кухня
[ редактировать ]В провинции Паттани Наратхиват и Яла также известны как 3 малайских региона/провинции ( кавасан 3 вилаята ), имеющих и исповедующих ту же культуру, что и штат Келантан , Малайзия. Они также говорят на одном и том же языке, но на некоторых разных, потому что стандартное малайское образование не является открытым и не поддерживается правительством Таиланда, что заставляет их иногда смешивать малайский и тайский языки.
Язык
[ редактировать ]Большинство малайцев в Таиланде говорят на особой разновидности малайского языка, известной как паттани-малайский (яви: Басо Яви/Паттани ). Однако не все тайские малайцы говорят на паттани-малайском языке, некоторые люди, живущие в Сатуне и его окрестностях, используют другую разновидность малайского языка, известную как сатун-малайский , в то время как малайцы на севере Бангкока разработали свой особый вариант малайского языка, который включает в себя элементы локализма с видимое влияние малайского диалекта Паттани-Кедахан, известного как Бангкокский малайский (Бангкокский малайский: Бангкок Мелайу/Наю ). Бангкок, Кедахан и Паттани тесно связаны между собой и имеют много схожих словарных запасов, но все же частично непонятны.
Система письма
[ редактировать ]С распространением ислама в Юго-Восточной Азии малайцы стали использовать модифицированную версию арабского письма, известную как Джави . В отличие от других частей малайского мира, таких как Малайзия, Сингапур и Индонезия, где использование джави быстро сокращается из-за увеличения использования латинского алфавита, джави по-прежнему широко используется и понимается среди малайцев в Таиланде.
Религия
[ редактировать ]Тайские малайцы — преимущественно мусульмане-сунниты шафиитской школы мысли . [3] Ислам является определяющим элементом тайско- малайской идентичности .
Известные тайские малайцы
[ редактировать ]- Тао Тхеп Касаттри и Тао Шри Сунтон — героини и предки клана На Таланг. (Малайское происхождение с Пхукета )
- Ван Мухамад Нур Матха (Ванмухаматно Матха) - тайский политик (малайского происхождения из Ялы )
- Адул Ласох - тайский футболист (малайского происхождения из Пхатталунга )
- Нурул Шриянкем
- Супачай Джайдед
- Абдулхафиз Буэрахенг
- Сомпонг Солеб
- Эйрфан Долох
- Сурин Питсува
- Элиас Дола
- Розанани Канох - тайская женщина-игрок в крикет
- Сорайя Латех - тайская женская игрок в крикет
- Абдулхафис Нибу
- Денкаосан Каовичит
- Мухаммад Осамамуса
См. также
[ редактировать ]- Этнические группы в Таиланде
- Ислам в Таиланде
- Языки Таиланда
- Махсури
- Малазийский сиамский
- Повстанческое движение в Южном Таиланде
- Синггора Султанат
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Штрайхер, Рут (2020). НЕЛЕГКИЕ ВОЕННЫЕ ВСТРЕЧИ: имперская политика борьбы с повстанцами в Южном Таиланде . ПРОГРАММА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.
- Че Ман, ВК (1990). Мусульманский сепаратизм: моро на юге Филиппин и малайцы на юге Таиланда . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-588924-Х . OCLC 466390039 .
- Че Ман, WK (2003). «Демократизация и национальная интеграция: малайская мусульманская община в Южном Таиланде» . Интеллектуальный дискурс . 11 (1): 1–26.
- Ле Ру, Пьер (1998). «Быть или не быть…: Культурная самобытность джави (Таиланд)» (PDF) . Азиатское фольклористика . 57 (2): 223–255. дои : 10.2307/1178753 . JSTOR 1178753 .
- Монтесано, Майкл Джон; Джори, Патрик, ред. (2008). Юг Таиланда и Север Малайзии: этнические взаимодействия на полуострове Множественный . Издательство Национального университета Сингапура. ISBN 978-9971-69-411-1 .
- Йегар, Моше (2002). Между интеграцией и отделением: мусульманские общины южных Филиппин, южного Таиланда и западной Бирмы/Мьянмы . Лэнхэм: Лексингтонские книги. Часть вторая: Мусульмане Патани, стр. 73–181. ISBN 0-7391-0356-3 .
- Афорнсуван, Танет (2004). Истоки малайского мусульманского «сепаратизма» в Южном Таиланде . Сингапур: Институт азиатских исследований, Национальный университет Сингапура.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ле Ру (1998) , с. 245
- ^ «Таиланд: этническая принадлежность, регионализм и язык» . lcweb2.loc.gov . [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Малайские мусульмане» . Апрель 2018.
- ^ Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции: Таиланд (PDF) (Отчет) (на английском и тайском языках). Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. 28 июля 2011 г. стр. 3, 5 и 95. CERD/C/THA/1-3 . Проверено 8 октября 2016 г.
- ^ Генеральный план этнического развития в Таиланде (2015–2017 гг.) [ Генеральный план развития этнических групп в Таиланде на 2015–2017 годы ] (PDF) (на тайском языке). Бангкок: Министерство социального развития и безопасности человека. 2015. стр. 1 и 29.
- ^ "phuket1.xls" . Национальное статистическое управление (Таиланд) .
- ^ «Потомки Белокровной Дамы» . Наследие Пхукета . Сеть наследия Лестари. Архивировано из оригинала 16 июня 2008 г.
- ^ "ranong1.xls" . Национальное статистическое управление (Таиланд) .
- ^ Институт исследований Юго-Восточной Азии. Обзор Юго-Восточной Азии, 1976 год . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 167.
- ^ Мохамед Тахер. Энциклопедический обзор исламской культуры . Нью-Дели: Публикации Anmol. стр. 228–229. ISBN 81-261-0403-1 .
- ^ Карпентер, Уильям М.; Винсек, Дэвид Г., ред. (1996). Справочник по азиатской безопасности: оценка проблем политической безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе . Армонк: Я Шарп. стр. 240–6 . ISBN 1-56324-813-1 .
- ^ Че Ман (1990)
- ^ Фрейзер, Томас М. (1960). Русембилан: малайская рыбацкая деревня на юге Таиланда . Корнельские исследования в области антропологии, И. Итака: Издательство Корнельского университета . п. 88.
- ^ Йегар (2002) , стр. 79–80