Jump to content

Khmu люди

Расти
Женщины-хму в традиционных костюмах
Общая численность населения
в. 800 000
Регионы со значительной численностью населения
Бирма , Китай , США
 Лаос 708,412 (2015) [1]
 Вьетнам 90,612 (2019) [2]
 Таиланд 10,000
 Китай 7,000
Языки
Хму
Лаосский язык Лаосе ) • Вьетнамский язык (во Вьетнаме )
Религия
Сатсана Пхи , буддизм Тхеравады , христианство
Пожилая женщина-хму из провинции Бокео
Женщины кхму и их дети из провинции Бокео

Кхму лаосский ( / k ə ˈ m / ; Кхму : /kmm̥uʔ/ или /kmmúʔ/ ; лаосский : ກຶມມຸ [kɯ̀m.mūʔ] или : : ຂະມຸ kʰā.mūʔ] ; тайский : ขมุ [ kʰā.mùʔ] ; вьетнамский [ Khơ Mú ; китайский : 克木族 ; бирманский : ခမူ ) — этническая группа Юго -Восточной Азии . Большинство (88%) проживают в северном Лаосе , где они составляют крупнейшую этническую группу меньшинства, составляющую одиннадцать процентов от общей численности населения. [3] Альтернативные исторические английские варианты написания включают , среди прочего, Kmhmu , Kemu и Kơbru . [3]

Кхму также можно встретить на юго-западе Китая Сишуанбаньне в провинции Юньнань ), а в последние столетия они мигрировали в районы Бирмы , Таиланда и Вьетнама (где они являются официально признанной этнической группой). В Китайской Народной Республике , однако, они не получили официального признания как отдельная «национальная» группа, а скорее классифицируются как подгруппа Буланга .

« Предполагается , что эндоним Хму» произошел от слова kymhmuʔ. [4] означает «люди». Хму также часто называют свою этническую принадлежность пруу . [5]

Географическое распространение

[ редактировать ]

Кхму были коренными жителями северного Лаоса. Принято считать, что когда-то кхму населяли гораздо большую территорию. После притока тайских/лаосских народов в низменности Юго-Восточной Азии, кхму были вынуждены переселиться на возвышенности ( Лао Теунг ), выше рисосеющих низменностей Лаоса и ниже групп хмонг/миен ( Лао Сунг ), населяющих самые высокие регионы. , где практиковали скользящее земледелие. [5] В мире насчитывается более 568 000 кхму, из них 500 000 человек проживают в Лаосе, 73 000 человек в Центральном нагорье Вьетнама, 10 000 человек в Таиланде, 10 000 человек в Китае и, по оценкам, 8 000-10 000 человек в Соединенных Штатах. [3]

Кхму (Кобру) Лаоса проживают в основном на севере, в 10 провинциях. Кхму образуют самую крупную этническую группу, превосходящую по численности даже лаосцев , в пяти северных провинциях ( Луангпрабанг , Пхонгсали , Удомсай , Бокео и Луангнамта ). Кхму Таиланда сгруппированы в провинции Нан недалеко от границы Таиланда и Лаоса. [6]

Большинство деревень Хму изолированы и получают электричество лишь медленно. Во многих районах кхму живут рядом с хмонгами и другими региональными этническими меньшинствами. Кхму в Соединенных Штатах произошли как беженцы от войны во Вьетнаме . Большинство этих беженцев поселились в Калифорнии , где расположены Национальная федерация Хму и Католический национальный центр Хму. [7] [8]

Многие из кхму в Таиланде недавно прибыли из Лаоса и Вьетнама, также в качестве беженцев от войны во Вьетнаме и последующих коммунистических правительств, хотя они мигрировали через границу в провинции Таиланда Нан, Пхаяо и Чианграй в поисках новых сельскохозяйственных угодий и работы в тиковой промышленности. началось около 200 лет назад. [5]

Подгруппы

[ редактировать ]

В своих горных убежищах различные поселения хму оказались изолированными, окруженными и частично находящимися под влиянием доминирующих групп своих территорий. Соответственно, хму теперь признают между собой подразделения, различающиеся прежде всего диалектом. Эти подгруппы называются tmowy ( [tmɔi] ) на языке кхму. Некоторые из наиболее крупных тмоуи - это Тмоуи Меа [tmɔi mɛ], Тмоуи Ксак [tmɔi ksăk], Тмоуи Рок [tmɔi rɔk] (лаосский: kha hok ). [3] [5] Кхму к северу от реки Тха ( nam tha ), которые часто живут в тесном контакте с равнинными народами Тай Лю и Тай Юань , выделяют группы, включающие Тмоу Лю [tmɔi lɯʔ], Тмоу Юань и Тмоу Хуэн ( Кхуэн часто является синонимом для «Хму» вообще). [3]

Помимо географического разделения, основные различия подгрупп заключаются в диалекте. существуют небольшие различия в обычаях и культурных практиках Однако среди различных народов . Кхму называют других внутри своей тмоуи тай -хаем («старшие братья и сестры-младшие братья и сестры»), выражая солидарность и общий ритуал / общее поклонение предкам, обращаясь к другим кхму по имени своих соответствующих групп. [3]

В частности, группы кхму к северу от реки Тха, чьи названия отражают их частичную идентификацию с буддийскими культурами Тай, аккультурировались до доминирующих этнических групп региона. Их часто противопоставляют Хму Рукам, которые живут выше в горах и сохраняют некоторые старые обычаи, от которых отказались другие группы. В то время как Хму Роек часто почитается как центр «социально-экономического ритуального комплекса» Кхму, «Рук» также используется более ассимилированными Кхму как наименование «захолустных» Кхму, независимо от их тмовы . [3]

Язык кхму принадлежит к австро-азиатской языковой семье, в которой несколько близкородственных языков, в том числе пуок , оду и книанг , сгруппированы вместе, образуя кхмуйскую ветвь. Многие диалекты хму различаются прежде всего набором согласных, наличием регистра и степенью влияния на язык окружающего национального языка (ов). Диалекты по большей части взаимопонятны; однако общение между носителями географически удаленных диалектов может быть затруднено.

Диалекты хму можно разделить на две группы: западный хму и восточный хму. В западных диалектах кхму меньше согласных фонем, и вместо этого используется контраст фонематических регистров «слабого» хриплого регистра и «напряженного» модального регистра. По крайней мере, в одном диалекте западного хму, Хму Роек , тоногенез очевиден, поскольку регистровый контраст развился в систему двух фонематических тонов с шестью фонетическими реализациями. [9] Диалекты восточного хму демонстрируют противоположную тенденцию. Полностью лишенные различия регистров или тонов, эти диалекты используют трехстороннее различие пауз (звонких, глухих и глухих с придыханием) и носовых звуков (звонких, глухих и предглоттальных) в начальной позиции слога для фонематического контраста. [10]

Хотя использование языка кхму среди сверстников в настоящее время довольно активно, большинство, если не все, кхму также свободно владеют языком культурно доминирующей группы региона, и многие регулярно используют три или даже четыре разных языка. Кхму Лаоса, например, говорят по-лаосски , когда общаются с правительственными чиновниками, занимаются торговлей с равнинным Лаосом или посещают школу. Торговля с другими горными группами может потребовать знания дополнительных языков, таких как хмонг не смогут использовать лаосский язык как лингва-франка , если обе группы . Кхму в Таиланде более ассимилированы, часто живут в деревнях среди тайцев и предпочитают говорить на кхаммеуанге даже дома, в семьях с двумя родителями-кму. [5]

Источник

[ редактировать ]

Кхмуические народы — это группа этнических групп материковой Юго-Восточной Азии, которые говорят на близкородственных языках и следуют схожим обычаям и традициям. На основании лингвистических, культурных и исторических данных считается, что эти ныне разрозненные группы произошли от однородной этнической группы, которая, возможно, была одной из первых групп населения, заселивших северный Индокитай . Этот исторический кхмуйский народ населял территории, гораздо большие, чем в настоящее время. [5] включая северные равнинные районы, по крайней мере, современного Таиланда и Лаоса, пока они не были поглощены или вытеснены в горные убежища сменяющими друг друга Мон и Кхмер империями , а также последующим прибытием различных народов Тай . [11]

Социальная структура

[ редактировать ]

Кхму — сельскохозяйственное общество, хотя собирательство, охота, ловля капканов и рыбная ловля являются частью образа жизни кхму. К культурам Хму относятся рис (особенно белый и черный клейкий рис), кукуруза , бананы , сахарный тростник , огурцы , фасоль , кунжут и разнообразные овощи. [6] Большая часть сельскохозяйственных работ в селах Хму выполняется коллективно, чтобы объединить силы и быстро завершить работу. Уборкой риса с перепаханного поля занимаются, как правило, деревенские женщины. [12]

Рис хранят за пределами деревни для защиты от пожара, а также в надземных сооружениях для защиты от мышей и крыс. [13] Старейшины кхму традиционно являются самыми важными людьми в деревне и несут ответственность за разрешение всех деревенских споров. [14]

В число деревенских лидеров входили шаман (знающий духовную медицину), знахарь (знающий фитотерапию), священник (на основе семейного происхождения жречества) и староста деревни (в наше время выбираемый правительством Лаоса). [14] Лаосские общины кхму обычно имеют локальную систему правосудия, которой управляют деревенские старейшины. [14]

Культура

[ редактировать ]

Культура кхму традиционно передается через рассказывание историй у вечерних костров. [12] Сеансы рассказывания историй включают в себя обмен серебряными трубками (первоначально опиумными, но теперь преимущественно табачными). [12] [13] Некоторые кхму сильно татуированы как по декоративным, так и по религиозным причинам. [12] [13] В Лаосе кхму известны как практикующие магию, а некоторые семьи до сих пор занимаются колдовством и гаданием. [12] Согласно анимистическим практикам Хму, домашнему духу банды Хрои воздается почтение . [12]

Жители деревни верят, что дом, деревня и их окрестности неразрывно связаны с духами земли, поэтому дома и деревни считаются священными или ритуальными местами. Обычно целые деревни хму огорожены заборами с тремя или четырьмя воротами, которые отделяют хму от их зернохранилищ и сараев. [14] Алтари расположены за пределами периметра, чтобы предотвратить пожары и бури. [14]

В прошлом считалось, что каждая семья Хму находится под защитой тотема, такого как кабан или орел, который изначально помог предку и будет продолжать защищать семью. В прошлом кхмуи отмечали 4 праздника, а именно: посадку риса, сбор риса, Новый год и праздники омовения или избавления от греха. В древности кхмуи праздновали Новый год в первый день растущей луны первого лунного месяца. В настоящее время праздник Нового года в основном не практикуется, а если и проводится, то интегрирован с праздником сбора урожая. [14]

Древний хмуйский дом должен был быть проложен вдоль направления с востока на запад и никогда не пересекать направление солнца. Однако есть хмуики, люди которых строили свои дома пересекая направление солнца. В каждом доме должна быть дверь на востоке и еще одна, обращенная на север или юг. Это зависит от ситуации в районе, где был построен дом, и никогда не стройте дверь в западной части дома. Дом с прямым наклоном должен иметь большой внешний балкон (с 5- или 7-ступенчатой ​​лестницей), соединенный с восточной дверью, и постальную комнату с восточной или северной дверью (с 5- или 7-ступенчатой ​​лестницей). [14]

Традиционный дом народа Хму

Дом с изогнутыми скатами (в форме полумесяца) должен иметь большой внешний балкон (с большой 5- или 7-ступенчатой ​​лестницей), соединенный с маленькой и короткой наклонной комнатой, соединенной с северной или южной частью дома, и внутренний балкон. (прикрепленный 5- или 7-ступенчатой ​​лестницей), соединенный с восточной дверью. Древние кхмуйцы верили и поклонялись солнечному духу ради безопасности и здоровья. Рано утром, в любой день, когда небо было ясным, когда солнце начинало восходить, кхмуйцы открывали восточные двери своих домов, чтобы впустить солнце в свои дома. [14]

Есть три объяснения такой направленности жилищного строительства: 1. изгнание из домов чертей, привидений и нечистой силы (древние кхмуйцы верили, что черти, привидения или нечистая сила боятся солнечного света); 2. изгонять и вымывать бактерии и любые виды мелких насекомых, опасных для организма и здоровья; 3. Кхмуйцы также верят, что ранний утренний солнечный свет чист и свеж, поэтому подвергая свое тело воздействию раннего утреннего солнечного света, собственный разум становится свежим, уравновешенным, здоровым и активным в работе. В настоящее время большинство кхмуиков игнорируют верования и правила и не практикуют такой способ строительства своих домов. [14] Крыши домов покрыты деревянной черепицей или соломой. [13]

В случаях, связанных с сезоном сбора урожая, кхмуи также уважают солнце как символ ясного неба или бездождевой погоды. Во время сбора урожая иногда погода была аномальной и шли дожди, что наносило рису большой ущерб. Итак, когда рис созревает и его цвет становится желтым или оранжевым, и примерно во время сбора урожая, кхмуики проводят небольшие ритуалы по принесению в жертву рисовых душ или духов на рисовых полях, в основном это рисовые поля, расположенные на возвышенностях, или засыпанные поля ( срезать и сжигать). техника, которую кхмуи называют «хре хнго» [hre̞ʔ hŋɒ̞ʔ]). В ритуалах жертвоприношения души риса они ударяют в бронзовый барабан, который кхмуи называют «ян» ( бронзовый барабан ) или «хеурбанг грех» ( гонг урожая ), чтобы умолять солнце светить хорошо и не допустить дождя. В случае дождя они также бьют Яна и произносят какие-то высказывания, умоляя его прекратить дождь. В сезон дождей, если дождь идет больше, чем обычно, кхмуйцы также бьют ян и читают поговорки, умоляя дождь ослабить или прекратиться на некоторое время. Вот почему во время церемонии «Мун Грех» кхмуики ударяют по яну (бронзовому барабану), чтобы поблагодарить солнце за то, что оно хорошо светило во время сбора риса; и именно поэтому кхмуи также называют бронзовый барабан «хеурбанг грех» (гонг сбора урожая); в настоящее время такая практика встречается редко.

Кладбища Хму традиционно делятся на четыре части; один для естественной смерти, один для случайной смерти, один для детей и один для тех, кто умер вдали от дома. [14] Кхму обычно не верят в перерождение. [14] Традиционный анимизм кхму делает упор на концепцию табу, поскольку жители деревни верят, что нарушение табу приводит к мести духов. Запрещенные действия включают прикосновение к алтарям или амулетам, олицетворяющим дух дома, церемонии рождения детей, рожденных ногами вперед, и вход в дом без разрешения. [13]

Танцы в честь богини риса распространены среди народа кхму; их совершают для того, чтобы обеспечить хороший урожай. [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Итоги переписи населения и жилищного фонда 2015 года» (PDF) . Статистическое бюро Лаоса . Проверено 1 мая 2020 г.
  2. ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мишо, Жан (2006). Исторический словарь народов массива Юго-Восточной Азии . Мэриленд, США: Scarecrow Press, Inc. (Издательская группа Rowman and Littlefield, Inc.). ISBN  9780810854666 . Проверено 10 июня 2014 г.
  4. ^ Смолли, Вашингтон (июнь 1964 г.). «Хму». В ЛеБаре, FM; Хики, Джеральд К.; Масгрейв, Джон К. (ред.). Этнические группы материковой части Юго-Восточной Азии (1-е изд.). Нью-Хейвен, Коннектикут, США: Файлы области человеческих отношений. стр. 112–117. ISBN  0875364012 . Проверено 10 июня 2014 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж ЛеБар, Фрэнк М. (1967). «НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ХМУ В СЕВЕРНЫЙ ТАИЛАНД» (PDF) . Журнал Сиамского общества (53): 61–79. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 года . Проверено 10 июня 2014 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Хму Профиль» . Архивировано из оригинала 16 декабря 2017 г. Проверено 4 февраля 2011 г.
  7. ^ Национальная федерация Хму, Inc.
  8. Католический национальный центр Kmhmu. Архивировано 8 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
  9. ^ СУВИЛАЙ Премсрират, автор. 2001. «Тоногенез в хмуских диалектах ЮВА». Мон-кхмерские исследования: журнал лингвистики и языков Юго-Восточной Азии 31: 47-56.
  10. ^ Сувилай, Премсрират и др. Университет Махидола. Словарь кхму в Лаосе .
  11. ^ Эврар, Оливье (2007). «Межэтнические системы и локализованные идентичности: подгруппы кхму ( тмой ) на северо-западе Лаоса» . В Робинне, Франсуа; Садан, Мэнди (ред.). Социальная динамика в высокогорьях Юго-Восточной Азии . Нидерланды: Koninklijke Brill NV. стр. 127–160. ISBN  9789004160347 . Проверено 17 июня 2014 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж Народ кхму рок в Лаосе , Джон Уолш, Международный университет Чинават, март 2005 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и Факты о народе Хму
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Портрет сообщества: Хму , Мириам Гросс
  15. Танец риса меньшинства Хо Му. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43a4e69b1714fe17b61a6214cb0ba264__1714413600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/64/43a4e69b1714fe17b61a6214cb0ba264.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Khmu people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)