Jump to content

Карен люди

Карен
Карен в традиционном наряде, 1912 год.
Регионы со значительной численностью населения
 Мьянма 3,371,100 [1]
 Таиланд 350,000 (2000) [2]
 Соединенные Штаты 215,000 [3]
 Австралия 11,000 [4]
 Канада 6,050 [5]
 Индия ( Андаманские острова ) 2,500 [6]
Языки
Каренские языки , в том числе сгау карен , пво карен , каренни и па'о.
Религия
Тхеравада буддизм , христианство , каренская народная религия

Карен [а] ( / k ə ˈ r ɛ n / kə- REN ), также известные как Kayin , Kariang или Kawthoulese , — этнолингвистическая группа тибето -бирманских языков, говорящих на языке. Группа в целом неоднородна и разнородна, поскольку многие каренские этнические группы не ассоциируются и не идентифицируются друг с другом ни в культурном, ни в языковом отношении. Эти группы каренов проживают в основном в штате Кайин , на юге и юго-востоке Мьянмы . Карены составляют около 6,69% ​​населения Бирмы. [7] Многие карены мигрировали в Таиланд , поселившись в основном на границе Мьянмы и Таиланда . Некоторые карены поселились на Андаманских и Никобарских островах , в Индии и других странах Юго-Восточной и Восточной Азии.

Группы Карен в целом часто путают с племенем Падаунг , наиболее известным благодаря кольцам на шее, которые носят их женщины, но они представляют собой всего лишь одну подгруппу Красных Каренов (Каренни), одного из племен Кая в штате Кая . Мьянма.

Каренские повстанческие группы, возглавляемые главным образом Каренским национальным союзом (КНС), вели войну против бирманского правительства с начала 1949 года. Первоначальной целью КНС было создание независимой родины каренов под названием Кавтулей , но с 1976 года они перешли к названию вместо этого за федеральную систему в Мьянме. Несмотря на это, КНС отклонил приглашение поговорить с бирманской хунтой. [8]

Происхождение

[ редактировать ]
Штат Кайин в Мьянме

В каренских легендах упоминается «река с текущим песком», которую, по общему мнению, пересекли предки. Многие карены считают, что это относится к пустыне Гоби , хотя они жили в Мьянме на протяжении веков. Большинство ученых отвергают идею перехода через пустыню Гоби, а скорее переводят легенду как описание «рек с водой, текущей с песком». Это может относиться к отложенной Желтой реке в Китае, верховья которой считаются урхейматом сино - тибетских языков . [9] Согласно легендам, карены долго готовили моллюсков в реке с текущим песком, пока китайцы не научили каренов открывать раковины, чтобы добыть мясо. По оценкам лингвистов Люси и Лемана, тибето-бирманские народы, такие как карены, мигрировали в современную Мьянму между 300 и 800 годами нашей эры. [10]

Карен имеет в виду разнородную группу этнических групп, которые не имеют общего языка, культуры, религии или материальных характеристик. [11] Панкаренская этническая идентичность - это относительно современное явление, возникшее в 19 веке с обращением некоторых каренов в христианство и сформированное британской колониальной политикой и практикой. [12] [13]

«Карен» — это англицизация бирманского слова Кайин ( ကရင် ), этимология которого неясна. [11] Это слово могло изначально быть уничижительным термином, относящимся к небуддийским этническим группам, или оно может происходить от каньяна , возможно, монского названия исчезнувшей цивилизации. [11]

В доколониальные времена низменные бирманские и говорящие на монском языке королевства признавали две основные категории карен: Талаинг Кайин ( တလိုင်းကရင် ), обычно жители равнин, которые были признаны «первоначальными поселенцами» и играли важную роль в жизни двора Мон , и Карен ( ဗမာကရင် ), горцы, находившиеся в подчинении или ассимилированные бамарами . [14]

Распределение

[ редактировать ]
Каренский мальчик в традиционной одежде.
Женщина с «большим ухом» Карен
Девушки Карен в районе Кхун Юам , провинция Мае Хонг Сон , Таиланд.
Вход в дом Карен на севере Таиланда

Карены составляют третье по численности этническое население Мьянмы после бамаров и шанов . [15] Карены живут в основном на холмах, граничащих с восточным горным регионом и дельтой Иравади в Мьянме. [16] в основном в штате Кайин (бывший штат Карен), с некоторыми в штате Кая , на юге штата Шан , в регионе Иравади , в регионе Танинтари , в округе Баго и на севере штата. [17] и западный Таиланд.

Общее количество Карен оценить сложно. Последняя достоверная перепись населения Мьянмы была проведена в 1931 году. [18] 2006 года В статье «Голоса Америки» приводятся оценки семи миллионов каренов в Мьянме. [ нужна ссылка ] Есть еще 400 000. [19] Карен в Таиланде, где они являются самым крупным из горных племен . Остальные живут в лагерях беженцев в Таиланде. [20]

Некоторые карены покинули лагеря беженцев в Таиланде и переселились в другие места, в том числе в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию и Скандинавию . В 2011 году численность каренской диаспоры оценивалась примерно в 67 000 человек. [21]

Политическая история

[ редактировать ]

Британский период

[ редактировать ]

После британских побед в трех англо-бирманских войнах Мьянма была аннексирована как провинция Британской Индии в 1886 году. Баптистские миссионеры принесли христианство в Мьянму, начиная с 1830 года, и им удалось обратить многих карен. [22] Христианские карены пользовались благосклонностью британских колониальных властей, и им были предоставлены возможности, недоступные бирманскому этническому большинству, включая набор в армию и места в законодательном органе. [23] Некоторые христианские карены начали отстаивать свою идентичность, отличную от своих нехристианских коллег, и многие стали лидерами каренских этнонационалистических организаций, включая Каренский национальный союз . [13]

каренами , получившими образование на Западе, была основана Каренская национальная ассоциация (КНА) В 1881 году христианскими для представления интересов Карен перед британцами. Несмотря на свое христианское руководство, КНА стремилось объединить всех каренов разного регионального и религиозного происхождения в одну организацию. [24] в 1917 году они утверждали, На слушаниях в Монтегю-Челмсфорде в Индии что Мьянма «еще не находится в состоянии, пригодном для самоуправления ». Три года спустя, после подачи критики реформы Крэддока 1920 года , они получили 5 (а позже 12) мест в Законодательном совете из 130 (расширенного до 132) членов. Большинство буддийских каренов не были организованы до 1939 года, когда была образована буддийская КНА. [25] В 1938 году британская колониальная администрация признала Каренский Новый год государственным праздником . [25] [26]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Во время Второй мировой войны , когда японцы оккупировали регион, многолетняя напряженность между каренами и Бирмой переросла в открытые боевые действия. В результате многие деревни были разрушены, а солдаты Армии независимости Бирмы (BIA), которые помогли японцам вторгнуться в страну, устроили массовые убийства. Среди жертв были довоенный министр кабинета министров Со Пе Тха и его семья. Позже в правительственном отчете причинами этих нападений были названы «эксцессы BIA» и «лояльность каренов по отношению к британцам». Вмешательство полковника Сузуки Кейджи , японского командующего BIA, после встречи с каренской делегацией во главе с Со Тха Дином, похоже, предотвратило дальнейшие злодеяния. [25]

Послевоенный

[ редактировать ]

Народ Карен стремился к тому, чтобы регионы, где они составляли большинство, были превращены в подразделения или «государства» внутри Мьянмы, подобные тому, что Шан , Качин и Чин было дано народам . Миссия доброй воли под руководством Со Тха Дина и Со Ба У Джи в Лондон в августе 1946 года не получила никакой поддержки со стороны британского правительства в отношении каких-либо сепаратистских требований.

В январе 1947 года делегация представителей Исполнительного совета губернатора во главе с Аунг Саном была приглашена в Лондон для переговоров по Договору Аунг Сан - Эттли , но ни одна из групп этнических меньшинств не была включена британским правительством. В следующем месяце на конференции в Панглонге , когда было подписано соглашение между Аунг Саном как главой временного бирманского правительства и лидерами Шан, Качин и Чин, карены присутствовали только в качестве наблюдателей; мон также и араканцы отсутствовали. [27]

Британцы пообещали рассмотреть дело Карен после войны . Пока обсуждалась ситуация с «Кареном», до того, как британцы покинули Мьянму, ничего практического сделано не было. Конституция 1947 года, составленная без участия Карен из-за их бойкота выборов в Учредительное собрание , также не смогла конкретно и ясно решить каренский вопрос, оставив его для обсуждения только после обретения независимости. Государства Шан и Каренни получили право на отделение через 10 лет, Качины - собственное государство, а Чин - особое подразделение. Монам и араканцам министерской Мьянмы не было уделено никакого внимания. [25]

Каренский национальный союз

[ редактировать ]

В начале февраля 1947 года на Каренском конгрессе, на котором присутствовало 700 делегатов Каренских национальных ассоциаций, как баптистских, так и буддийских (КНА, основано в 1881 году), Каренской центральной организации (ККО) и ее молодежного крыла, был сформирован Каренский национальный союз (КНС). Каренская молодежная организация (KYO) в Мемориальном зале Винтона в Янгоне . Собрание призвало к созданию каренского государства с морским побережьем, увеличению количества мест (25%) в Учредительном собрании, новой этнической переписи и сохранению каренских подразделений в вооруженных силах. Крайний срок 3 марта прошел без ответа от британского правительства, и Со Ба У Джи , первый президент KNU, на следующий день подал в отставку из Исполнительного совета губернатора. [25]

После окончания войны в январе 1948 года Мьянма получила независимость, и карены во главе с КНС попытались мирно сосуществовать с бирманским этническим большинством. Каренцы занимали руководящие посты как в правительстве, так и в армии. Осенью 1948 года бирманское правительство во главе с У Ну начало формировать и вооружать нерегулярные политические формирования, известные как Ситвундан . Эти ополчения находились под командованием генерал-майора Не ​​Вин и находились вне контроля регулярной армии. В январе 1949 года некоторые из этих ополченцев неистовствовали в общинах Карен.

Каренский национальный союз сохранил свою структуру и цели с 1950-х годов. KNU выступает в качестве правительственного представительства для народа Карен, предлагая базовые социальные услуги тем, кто пострадал от повстанческого движения, например, каренским беженцам или внутренне перемещенным лицам Карен. Эти услуги включают в себя создание школьных систем в Таиланде и внутри Бирмы, [28] предоставление медицинских услуг, регулирование торговли и коммерции, а также обеспечение безопасности через Каренскую национально-освободительную армию (КНОА), армию КНС. [29]

Повстанческое движение

[ редактировать ]

В конце января 1949 года начальник штаба армии генерал Смит Дан, уроженец Карена, был отстранен от должности и заключен в тюрьму. Его сменил бирманский националист Не Вин . [25] Одновременно комиссия изучала проблему Карен и собиралась сообщить о своих выводах бирманскому правительству. Выводы доклада были омрачены этим политическим сдвигом в верхушке бирманского правительства. Каренская организация национальной обороны (KNDO) , созданная в июле 1947 года, затем подняла восстание против правительства. [25] Им помогло дезертирство подразделений Карен Винтовок и Военной полиции Союза (UMP), которые были успешно задействованы в подавлении предыдущих бирманских коммунистических восстаний и были близки к захвату самого Янгона. Самой заметной была битва при Инсейне , в девяти милях от Янгона, где они продержались в 111-дневной осаде до конца мая 1949 года. [25]

Спустя годы карены стали самой крупной из 20 групп меньшинств, участвовавших в восстании против военной диктатуры в Янгоне. В 1980-е годы боевые силы Каренской национально-освободительной армии (КНОА) насчитывали около 20 000 человек. После восстания народа Мьянмы в 1988 году, известного как Восстание 8888 , КНОА приняло этих демонстрантов на свои базы вдоль границы. Диктатура расширила армию и начала серию крупных наступлений против КНОА. К 2006 году численность КНЛА сократилась до менее чем 4000 человек, что противостоит ныне 400-тысячной бирманской армии. Однако политическое крыло КНОА – КНС – продолжило усилия по разрешению конфликта политическими средствами.

Конфликт продолжается по состоянию на 2006 год. с новой штаб-квартирой KNU в Му Айе Пу , на границе Бирмы и Таиланда . В 2004 году BBC , ссылаясь на агентства по оказанию помощи , подсчитала, что до 200 000 карен были изгнаны из своих домов за десятилетия войны, а еще 160 000 беженцев из Мьянмы, в основном карен, жили в лагерях беженцев на тайской стороне границы. Самый большой лагерь находится в Мае Ла, провинция Так, Таиланд, где проживают около 50 000 каренских беженцев. [30]

В сообщениях, опубликованных совсем недавно, в феврале 2010 года, говорится, что бирманская армия продолжает сжигать деревни Карен, вытесняя тысячи людей. [31] Многие Карен, в том числе такие люди, как бывший секретарь КНС Падох Ман Ша Ла Фан и его дочь Зоя Фан , обвинили военное правительство Мьянмы в этнических чистках . [32] [33] [34] [35] [36] Государственный департамент США также обвинил бирманское правительство в подавлении свободы вероисповедания . [37]

2005 года В статье New York Times , посвященной отчету Гая Хортона о грабежах армии Мьянмы против каренов и других групп в восточной Мьянме, говорилось:

Используя заявления жертв, фотографии, карты и фильмы, а также рекомендации адвоката трибунала ООН по бывшей Югославии, он утверждает, что задокументировал рабский труд, систематические изнасилования, призыв детей-солдат, массовые убийства и преднамеренное разрушение деревень. источники питания и медицинские услуги. [38]

Кризис беженцев

[ редактировать ]

В ходе повстанческого движения сотни тысяч карен бежали в лагеря беженцев , в то время как многие другие (количество неизвестно) были внутренне перемещенными лицами в штате Карен. Беженцы были сконцентрированы в лагерях вдоль границы Мьянмы и Таиланда . По словам беженцев, лагеря страдали от перенаселенности, болезней и периодических нападений со стороны армии Мьянмы . [29]

Жизнь в лагерях беженцев

[ редактировать ]

Около 400 000 каренцев не имеют жилья, а 128 000 живут в лагерях на границе Таиланда и Бирмы. По данным BMC, «79% беженцев, живущих в этих лагерях, принадлежат к каренской национальности». [39] Их жизнь в лагерях ограничена, потому что они обычно не могут выйти на улицу, и тайская полиция может арестовать их, если они это сделают. [39] Трудоустройство каренских беженцев является ограниченным и рискованным. Бывшая беженка Хла Ва сказала: «Работы нет [...] Поэтому, если взрослые хотели работать, им приходилось тихо уходить, чтобы их не поймала тайская полиция». [40] Ва — беженка из Карен, которая жила в лагере, где она ходила в школу и помогала своей семье, потому что ее родители хотели пойти на работу, но зарабатывали мало денег. Ва страдала от недоедания, потому что у ее родителей не было денег, чтобы купить еду для ее девяти братьев и сестер.

В лагерях существует налаженная система управления, которая финансируется Организацией Объединенных Наций и другими донорами. Каренский комитет по делам беженцев управляет повседневной администрацией лагеря под руководством правительства Таиланда, которое охраняет входы и выходы в лагерь. В лагере существует надежная школьная система для детей до средней школы. В некоторых лагерях есть курсы колледжа, организованные Комитетом по делам беженцев Карен – Образовательным учреждением. [28]

Каренская диаспора

[ редактировать ]

Американское население

[ редактировать ]

Начиная с 2000 года Карены начали переселяться в США и Канаду . У многих Карен возникают проблемы с адаптацией и адаптацией в новой стране. «90% каренских беженцев сообщили, что по прибытии не знали ни английского, ни французского языка». [41] По оценкам, в Миннесоте проживает 8500 карен. [42] прежде всего Святой Павел . [43] В 2014 году Лер Хту был приведен к присяге после окончания полицейской академии Сент-Пол в Миннесоте и стал первым офицером полиции Карен в США. проживает более 5000 Карен В Небраске . [44] [45] и Карен также переселились в Южную Калифорнию и центральный Нью-Йорк . Му Ай — молодая женщина из Карен, переселившаяся в Сан-Диего, Калифорния . Айе сказала: «После того, как я выросла в таком месте, как я, я хотела стать медсестрой. Я хотела помогать больным людям [...] ездить в лагеря беженцев в Таиланде и заботиться о людях, которые не могут позволить себе лекарства». Кроме того, Э Де Грей, окончивший среднюю школу Кроуфорд в Сан-Диего , хочет вернуться в лагеря и поделиться своими знаниями со школьниками. Грей сказал: «Я хочу поделиться с ними своими знаниями и опытом». [46]

Андаманское каренское население

[ редактировать ]

В Индии проживает 2500 каренов, в основном проживающих в Маябундер Техсиле на Северных Андаманских островах на союзной территории Андаманских и Никобарских островов . Почти все они — христиане-протестанты-баптисты. Они сохраняют свой язык для общения внутри сообщества, но используют хинди в качестве второго языка для общения с соседями, не являющимися каренами. [6]

Каренские языки , члены тибето-бирманской группы сино-тибетской языковой семьи, состоят из трех взаимно непонятных ветвей: сгау , восточного пво и западного пво . [47] [48] Каренские языки почти уникальны среди тибето-бирманских языков тем, что имеют порядок слов субъект-глагол-объект ; За исключением карен и бай , тибето-бирманские языки обычно имеют порядок субъект-объект-глагол . Эта аномалия, вероятно, связана с влиянием соседних языков мон и тай . [49]

Буддийские паломники Карен в пагоде Нгахтатги в Янгоне

Большинство Карен — буддисты Тхеравады , которые также практикуют анимизм , а примерно 15–30 процентов — христиане . [50] [51] [52] Карены, говорящие на языке пво, как правило, являются более ортодоксальными буддистами, тогда как карены, говорящие на языке сго, как правило, являются неортодоксальными буддистами, исповедующими сильные анимистические убеждения.

Каренский анимизм определяется верой в ကလၤ к'лар (душу), тридцать семь духов, которые воплощают каждого человека. [50] Считается, что несчастья и болезни вызваны ускользающими к'ларами , а смерть наступает, когда все тридцать семь кларов покидают тело. [51]

Каренские буддисты — самые многочисленные из каренов и составляют около 65 процентов от общего населения Карен. [53] Буддийское влияние исходило от мон , которые доминировали в Нижней Бирме до середины XVIII века. Буддийские карены встречаются в основном в штатах Кайин, штат Мон , Янгон , Баго и регион Танинтари . В большинстве деревень Карена есть буддийские монастыри, а монастырь является центром общественной жизни. Деятельность по созданию заслуг , такая как раздача милостыни, занимает центральное место в жизни карен-буддистов. [54]

Буддизм был принесен каренам, говорящим на языке пво, в конце 1700-х годов, и монастырь Йедагон на вершине горы Звегабин стал ведущим центром буддийской литературы на каренском языке. [53] Многие секты миллениалов были основаны в 1800-х годах под руководством каренских буддийских повстанцев -минлаунгов . [55] Две секты, Телахон (или Телаку) и Леке, были основаны в 1860-х годах. [53] Секта Телаку, основанная в Кьяинге и считающаяся буддийской сектой , представляет собой смесь поклонения духам, каренских обычаев и поклонения будущему Будде Меттейе . [53] Секта Леке была основана на западных берегах реки Танлвин и больше не связана с буддизмом (поскольку последователи не почитают буддийских монахов). [53] Последователи верят, что будущий Будда вернется на Землю, если они сохранят свои моральные практики (следуя Дхарме и заповедям ), будут практиковать вегетарианство , проводить субботние службы и строить отдельные пагоды. [53] В прошлом веке возникло несколько буддийских социально-религиозных движений, как ортодоксальных, так и неортодоксальных. [53] Также практикуется Дуваэ , разновидность поклонения пагодам анимистического происхождения. [53]

Есть несколько выдающихся каренских буддийских монахов, в том числе Тузана (С'гау) и Загара, которым Агга Маха Саддаммаджотика . правительство Бирмы в 2004 году присвоило титул [53] Карен из Таиланда [56] имеют свою религию, но некоторые обратились в буддизм усилиями миссионеров. [57]

христианство

[ редактировать ]
Мемориальная баптистская церковь Джадсона — главное место поклонения каренской общины в Мандалае, Мьянма.

Та Бю , первый обращенный в христианство в 1828 году, был крещен преподобным Джорджем Бордманом , соратником Адонирама Джадсона , основателя Американского баптистского общества иностранных миссий . Сегодня здесь есть христиане, принадлежащие к католической церкви и различным протестантским конфессиям. Одними из крупнейших протестантских конфессий являются баптисты и адвентисты седьмого дня . [58] [59]

Популярная легенда среди народа Карен касается пророчества о книге, которая была потеряна и которую вернет «белый брат». Считается, что это сбылось, когда первые американские баптистские миссионеры принесли Библию народу Карен, но эта легенда, вероятно, возникла в девятнадцатом веке. [60]

Наряду с ортодоксальным христианством некоторые из тех, кто идентифицирует себя как христианин, также имеют синкретизирующие элементы анимизма с христианством. Карены дельты Иравади в основном христиане, тогда как буддисты, как правило, проживают в основном в штате Кайин и прилегающих регионах. По оценкам, сегодня от 15 до 20 процентов карен считают себя христианами. [22] и около 90 процентов каренов в США — христиане. [61] Хотя по другим оценкам, христианское население Карен достигает 30 процентов. [52]

Каренская баптистская конвенция (KBC) была основана в 1913 году. Ее штаб-квартира находится в Янгоне, и в нее входят 20 членских ассоциаций по всей Мьянме. KBC управляет благотворительной больницей KBC в Инсейне , Янгон. KBC также управляет Карен-баптистской теологической семинарией в Инсейне. В семинарии действует программа богословия, а также программа светского образования (Программа гуманитарных наук) для удовлетворения интеллектуальных и профессиональных потребностей молодых каренов. Баптистская конвенция Пво Карен находится в Алоне , Янгон, а также управляет теологической семинарией Пво Карен. [62] В Мьянме есть и другие школы для каренов, такие как Богословская школа Паку в Таунгу, Библейская школа Котабью в Патейне и Школа домашней миссии Янгона. Тайский Карен-баптистский съезд проходит в Чиангмае , Таиланд .

Адвентисты седьмого дня построили несколько школ в лагерях каренских беженцев в Таиланде, чтобы обратить каренов в свою веру. Академия Иден-Вэлли в Таке и Адвентистская академия Карен в Мае Хонг Соне — две крупнейшие школы адвентистов седьмого дня Карен.

Культура

[ редактировать ]
Рукопись середины XIX века, возможно, происхождения Сгау Карен. [63]

Севооборот земледелия был частью каренской культуры уже как минимум несколько сотен лет. [64]

Карен традиционный танцевальный ансамбль дона
Талабау — традиционный бамбуковый суп.

Танец дона — традиционное представление Карен. «Дон» примерно переводится как «согласен». Танец представляет собой серию однообразных движений, сопровождаемых музыкой, исполняемой на традиционных каренских инструментах. Во время выступления труппу танцоров возглавляет «Дон Кох». Танец дон произошел от племени Пво Карен, которые разработали его как способ укрепить общественные ценности. [65]

Традиционные музыкальные инструменты Карен на выставке в Национальном музее Мьянмы в Нейпьидо.

Танец саэ клее или танец бамбука — это традиционное представление карен, которое проводится во время таких праздников, как Рождество и Новый год. Исполнители обычно делятся на две группы. Одна группа создает платформу, держа бамбуковые палки в шахматном порядке , а другая группа танцует на вершине платформы. Танцорам следует быть осторожными и не наступать в одно из многочисленных отверстий платформы. [66]

Талабау или бамбуковый суп – традиционное блюдо Карен, которое обычно готовят из побегов бамбука , змееголовой рыбы и листьев базилика . Также можно добавить небольшое количество риса и кусочки мяса или морепродуктов. [67] [68] [69] [70] Суп традиционно использовался в качестве добавки к рису, который был для них не всегда доступен и не был дешевым. [71] Талабау — один из самых известных супов в Мьянме, который широко считается основным блюдом каренской кухни. [71]

Праздники

[ редактировать ]

Каренский Новый год (ကညီနံၣ်ထီၣ်သီ) — один из главных праздников, которые отмечают каренцы. [72] Дата Каренского Нового года по григорианскому календарю варьируется в зависимости от того, как жители Карена используют лунный календарь . Каренский Новый год обычно приходится на декабрь или январь по григорианскому календарю.

Связывание запястий Карен (ကညီလါခူးကံၢ်စု) — важный праздник Карен. Этот праздник отмечается ежегодно в августе.

День Каренских мучеников ( Ма Ту Ра ) посвящен памяти каренских солдат, погибших в борьбе за самоопределение Карен. Он отмечается ежегодно 12 августа, в годовщину смерти Со Ба У Джи, первого президента Каренского национального союза. [73] [74]

Вид геккона назван Hemidactylus karenorum в честь народа Карен. [75]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^
  1. ^ «Ток-шоу интернет-провайдера в Мьянме» .
  2. ^ Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Доклады, представленные государствами-участниками в соответствии со статьей 9 Конвенции: Таиланд (PDF) (на английском и тайском языках). Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации. 28 июля 2011 г. с. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2016 года . Проверено 8 октября 2016 г.
  3. ^ «Работа и жилье привлекают беженцев из Карен, которые расселяются по всей Миннесоте» . Архивировано из оригинала 24 июля 2020 года . Проверено 25 февраля 2020 г.
  4. ^ «Профиль бирманского сообщества» (PDF) . dss.gov.au. Архивировано (PDF) из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 28 июня 2017 г.
  5. ^ «Профильная таблица, профиль переписи населения, перепись населения 2021 года - Канада» . Статистическое управление Канады . Правительство Канады. 9 февраля 2022 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Маити, Самира. «Карен - малоизвестное сообщество Андаманских островов (Индия)». Мужчина в Индии . CiteSeerX   10.1.1.517.7093 .
  7. ^ «Слияния партий: не оправдали ожиданий (2-й сезон YMG, 2-я серия) | ISP-Мьянма» . 15 декабря 2020 г. Проверено 2 июня 2024 г.
  8. ^ «Каренский национальный союз в Мьянме после переворота • Центр Стимсона» . Стимсон Центр . 7 апреля 2022 г. Проверено 26 июля 2022 г.
  9. ^ Чжан; и др. (2019). «Филогенетические доказательства китайско-тибетского происхождения в северном Китае в эпоху позднего неолита». Природа . 569 (7754): 112–115. Бибкод : 2019Natur.569..112Z . дои : 10.1038/s41586-019-1153-z . ПМИД   31019300 . S2CID   129946000 .
  10. ^ Ричард М. Кулер (1995). Каренские бронзовые барабаны Бирмы: типы, иконография, производство и использование . БРИЛЛ. п. 26. ISBN  9004099336 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Чизмен, Ник (2 сентября 2002 г.). «Видеть Карен в Союзе Мьянма». Азиатская национальность . 3 (2). Издательство Карфакс: 199–220. дои : 10.1080/14631360220132736 . S2CID   145727605 .
  12. ^ Го, Жунсин; Карла Фриман (2010). Управление хрупкими регионами: метод и применение . Спрингер. п. 19. ISBN  978-1-4419-6435-9 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Киз, Чарльз Ф. (март 2004 г.). Жизнь на окраине тайского общества: Карен в высокогорье Северного Таиланда . Рутледж. стр. 210–212. ISBN  978-1-134-35907-3 .
  14. ^ Харриден, Джессика (2002). «Сделав себе имя: каренская идентичность и политизация этнической принадлежности в Бирме» (PDF) . Журнал исследований Бирмы . 7 : 84–144. дои : 10.1353/jbs.2002.0003 . S2CID   144325668 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 июля 2013 года.
  15. ^ «Каин» . Мьянма.com. Май 2006 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
  16. ^ эту территорию обычно называют Карен-Хиллз . В колониальной литературе, особенно в текстах по естествознанию, таких как Эванс (1932),
  17. ^ Юмнам, Джитен (11 ноября 2018 г.). «Стремление народа Карен к выживанию в Северном Таиланде» . Э-Пао . Проверено 4 февраля 2021 г.
  18. ^ Этническая принадлежность без значения, данные без контекста - Перепись 2014 года: идентичность и гражданство в Бирме/Мьянме, 24 февраля 2014 г. , www.tni.org , по состоянию на 7 января 2020 г.
  19. ^ Делан, Клаудио О., изд. (2003). Жизнь на грани тайского общества: Карен в горной местности Северного Таиланда . Лондон: Рутледж.
  20. ^ Домашняя страница/Справочная информация/Граница Таиланда и Бирмы/Обзор www.burmalink.org , обновлено 6 октября 2016 г., по состоянию на 2 января 2020 г.
  21. ^ Таунхмунг, Ардет Маунг (22 июня 2013 г.). «Другой» Карен в Мьянме: этнические меньшинства и борьба без оружия . Лэнхэм: Лексингтонские книги. п. 84. ИСБН  978-0739184523 .
  22. ^ Перейти обратно: а б Грейверс, Микаэль (2007). «Обращение и идентичность: религия и формирование каренской этнической идентичности в Бирме». В Грейверс, Микаэль (ред.). Исследование этнического разнообразия в Бирме . Копенгаген: Северный институт азиатских исследований. п. 228. ИСБН  978-87-91114-96-0 . По оценкам, 15-20 процентов Пво и Сгау Карен представляют собой христианское [...] историческое противостояние буддизма и христианства, которое было решающей частью колониального завоевания Бирмы. Это противостояние, начавшееся с обращения в христианство в 1830 году, создало внутреннюю оппозицию среди каренов.
  23. ^ Сильверстайн, Йозеф. «Бирма: военное правление и политика застоя» (PDF) . хамку . п. 16 . Проверено 28 июня 2017 г.
  24. ^ Ардет Маунг Таунгмунг, «Другая» Карен в Мьянме: этнические меньшинства и борьба без оружия (Великобритания: Lexington Books, 2012), 29.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Смит, Мартин (1991). Бирма – Повстанческое движение и этническая политика . Лондон и Нью-Джерси: Zed Books. стр. 50–51, 62–63, 72–73, 78–79, 82–84, 114–118, 86, 119.
  26. ^ «Первое новогоднее послание Карен, 1938 год» (PDF) . Карен Херитэдж . 1 (1). Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2009 года . Проверено 11 января 2009 г.
  27. ^ Кристи, Клайв Дж. (1996). Современная история Юго-Восточной Азии: деколонизация, национализм и сепаратизм (переиздание под ред.). Лондон [ua]: Академические исследования Тавриды. п. 72. ИСБН  978-1860643545 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Школьное образование, идентичность и государственность: Карен Образование на родном языке в тайско-бирманском приграничном регионе Soc. наук. 2023, 12(3), 163; https://doi.org/10.3390/socsci12030163, авторы: Хайсо Тако и Тони Уотерс.
  29. ^ Перейти обратно: а б Фан, Зоя; Льюис, Дэмиен (2013). Неустрашимый: мемуары о выживании в Бирме и на Западе . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN  978-1439102879 .
  30. ^ Фраттиччоли, Алессио (2011). «Беженцы Карен в Таиланде (в сокращении)» (PDF) . Азиатский исследовательский центр миграции – Институт азиатских исследований (IAS), Университет Чулалонгкорн. Архивировано (PDF) из оригинала 7 января 2016 года.
  31. ^ «Армия Бирмы сжигает более 70 домов каренов» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 года.
  32. ^ «Азиатско-Тихоокеанский регион: семьи каренов из Бирмы «в бегах» » . Би-би-си . 16 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 30 июня 2006 г.
  33. ^ «Страны фокуса: Бирма» . Сеть христианской солидарности. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
  34. ^ «Refugeesinternational.org» . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года.
  35. ^ «Комитет Палаты представителей США по иностранным делам» . house.gov . Архивировано из оригинала 10 октября 2006 года . Проверено 28 июня 2017 г.
  36. ^ Жак, Адам (10 мая 2009 г.). «Кредо: Зоя Фан» . Независимый . Лондон. Архивировано из оригинала 7 июня 2009 года.
  37. ^ «Бирма» . Государственный департамент США .
  38. ^ Макгрегор, Джон (19 мая 2005 г.). «Просьба свидетеля положить конец злоупотреблениям в Мьянме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 июня 2017 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Кук, Тоня Л.; Шеннон, Патрисия Дж.; Винсон, Грегори А.; Леттс, Джеймс П.; Дуи, Этау (8 апреля 2015 г.). «Военные травмы и пытки, о которых сообщалось в ходе общественного медицинского обследования недавно переселенных каренских беженцев: качественное исследование» . BMC International Здоровье и права человека . 15 :8. дои : 10.1186/s12914-015-0046-y . ПМК   4414007 . ПМИД   25881236 .
  40. ^ «Сама по себе» . Округ Малтнома . 21 августа 2015 года. Архивировано из оригинала 8 января 2017 года . Проверено 28 июня 2017 г.
  41. ^ Марчбанк, Дженнифер (июль 2014 г.). «Беженцы Карен после пяти лет пребывания в канадских сообществах, готовых к переселению беженцев» (PDF) . Общество обслуживания иммигрантов Британской Колумбии (ISSofBC) .
  42. ^ Уолш, Джеймс. «Святой Павел приносит присягу первому в стране офицеру полиции Карен» . Звездная Трибьюн . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 года . Проверено 28 июня 2017 г.
  43. ^ Публичная библиотека Святого Павла. Детские книги на каренском, амхарском и оромо языках. Получено с https://sppl.org/childrens-books-in-karen-amharic-and-oromo/.
  44. ^ Рейст, Маргарет (4 января 2014 г.). «Растущее сообщество Карен в Линкольне празднует Новый год» . ЖурналStar.com . Проверено 22 апреля 2020 г.
  45. ^ "О нас" . www.karenksn.org . Проверено 22 апреля 2020 г.
  46. ^ Ян Наинг, Пила (11 июня 2015 г.). «В борьбе и успехе калифорнийские беженцы Карен помнят свои корни» . Иравади . Проверено 28 июня 2017 г.
  47. ^ «Сино-тибетская языковая семья» . Архивировано из оригинала 13 августа 2006 года.
  48. ^ Льюис, Пол; Льюис, Элейн (1984). Народы Золотого Треугольника . Thames and Hudson Ltd. Лондон: ISBN  978-0-500-97472-8 .
  49. ^ Матисофф, Джеймс А. (1991). «Китайско-тибетская лингвистика: современное состояние и перспективы на будущее». Ежегодный обзор антропологии . 20 (1): 469–504. дои : 10.1146/annurev.an.20.100191.002345 .
  50. ^ Перейти обратно: а б «Каренский народ» . Каренский фонд культуры и социальной поддержки . 20 декабря 2015 года . Проверено 28 ноября 2018 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б Кинан, Пол. «Вера на перепутье; Религии и верования каренов Бирмы» (PDF) . Карен Херитэдж . 1 (1).
  52. ^ Перейти обратно: а б «Карен» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хаями, Йоко (2011). «Пагоды и пророки: оспаривание священного пространства и власти среди буддийских каренов в штате Карен» (PDF) . Журнал азиатских исследований . 70 (4): 1083–1105. дои : 10.1017/S0021911811001574 . hdl : 2433/152402 . JSTOR   41349984 . S2CID   52888240 .
  54. ^ Андерсен, Кирстен Эверс (1978). «Элементы буддизма Пво Карен» . Скандинавский институт азиатских исследований . Копенгаген. Архивировано из оригинала 1 мая 2012 года . Проверено 14 апреля 2012 г.
  55. ^ Таунхмунг, Ардет Маунг (2011). «Другая» Карен в Мьянме . Лексингтонские книги. ISBN  978-0-7391-6852-3 .
  56. ^ «Племя Карен Хилл в Чиангмае» . Архивировано из оригинала 20 июня 2012 года.
  57. ^ Студия Зубвектор. «Деятельность WFB по Дхаммадуте в районе Ом-кой, провинция Чиангмай» . www.wfbhq.org . Проверено 12 января 2024 г.
  58. ^ «Веб-сайт Церкви адвентистов седьмого дня Карен» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2011 года.
  59. ^ «Адвентистский проект Юго-Восточной Азии» . Архивировано из оригинала 7 июля 2012 года.
  60. ^ Калоянидес, Александра (2023). Крещение Бирмы: религиозные изменения в последнем буддийском королевстве . Издательство Колумбийского университета . п. 24. ISBN  9780231553315 . Проверено 2 октября 2023 г.
  61. ^ «Каренский народ» . Архивировано из оригинала 28 января 2012 года.
  62. ^ «Пво каренская духовная семинария» . Архивировано из оригинала 29 апреля 2011 года.
  63. ^ «Небеса – Сокровища мира: Начало – Выставки – Библиотека Конгресса» . loc.gov. 29 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 г.
  64. ^ Экачай, Саницуда (20 января 2016 г.). «Карен борется за сохранение конфликта между фермами и парками» (Мнение) . Почта Бангкока . Проверено 12 ноября 2018 г.
  65. ^ «Искусства» . www.mnkaren.org . Карен Организация Миннесоты . Проверено 7 февраля 2021 г.
  66. ^ «Всемирный день беженцев – время праздновать» . Сан-Диего Юнион-Трибьюн . 22 июня 2014 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
  67. ^ «Десять главных вещей Кайина, которые стоит испытать» . Мьянма Таймс . 11 сентября 2019 г. Архивировано из оригинала 27 августа 2022 г.
  68. ^ Чжо, Мин Йе (17 июля 2018 г.). «Этнический рецепт: Суп Карен Тарлапо» . Журнал Мьянмор . Проверено 26 декабря 2022 г.
  69. ^ «Традиционные блюда штата Кайин, Мьянма» . Моя местная страсть . Проверено 27 декабря 2022 г.
  70. ^ «Традиционное сезонное бамбуковое карри» . БНИ (на бирманском языке) . Проверено 11 января 2023 г.
  71. ^ Перейти обратно: а б Дувун (4 августа 2021 г.). «Чашка блюда Ла Пао, которого не подают на трапезе семьи Карен » . Дувун . Проверено 27 декабря 2022 г.
  72. ^ «Новый год Кайин 2024 и 2025 в Мьянме» . PublicHolidays.asia .
  73. ^ Рэнд, Нельсон. «День мученика в Мьянме: восстание Карен». Азия Таймс. Asia Times Online, 14 августа 2003 г. Интернет. 28 апреля 2016 г.
  74. ^ Ядро, Пол. «Бирма/Мьянма: Проблемы соглашения о прекращении огня в штате Карен». Журнал текущих дел Юго-Восточной Азии 28.3 (2009): 95–105.
  75. ^ Беоленс, Бо ; Уоткинс, Майкл ; Грейсон, Майкл (2011). Словарь эпонимов рептилий . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. xiii + 296 стр. ISBN   978-1-4214-0135-5 . («Карен», с. 138).

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d2ceaabee6314486043a19d64fa39c0__1722238800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/c0/9d2ceaabee6314486043a19d64fa39c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Karen people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)