Каянцы (Мьянма)
Каян | |
---|---|
![]() Женщина Каян Лахви | |
Общая численность населения | |
180,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мьянма, Таиланд, Вьетнам, США | |
![]() | 90,000 |
![]() | 70,000 |
![]() | 12,000 |
![]() | 600 |
![]() | 600 |
Языки | |
Падаунг Каян | |
Религия | |
Римский католицизм |

Каян — подгруппа красных каренов ( народ каренни ), тибето-бирманского меньшинства Мьянмы этнического (Бирмы). Каян состоит из следующих групп: Каян Лахви (также называемый Падаунг , ပဒေါင် [bədàʊɰ̃] ), Каян Ка Хаунг (Гехо), Каян Кадао, Каян Лахта, Каян Ка Нган, Каян Кахи и, иногда, народ Бве (каяв) . и не путаются с ним Они отличаются от народа каян Борнео .
Падаунг (Ян Па Дунг) — это шанский термин, обозначающий каян лахви (группа, в которой женщины носят медные кольца на шее ). Жители Каян в провинции Мае Хонг Сон на севере Таиланда называют себя Каян и возражают против того, чтобы их называли Падаунг. В книге «Харди Падаунги » (1967) Кхин Маунг Ньюнт , один из первых авторов, использовавших термин «Каян», говорит, что падаунги предпочитают, чтобы их называли Каян. [ 1 ] С другой стороны, Паскаль Кху Тве в своих мемуарах 2002 года « Из страны зеленых призраков: бирманская одиссея» называет своих людей падаунгами. [ 2 ]
В конце 1980-х — начале 1990-х годов из-за конфликта с военным режимом в Мьянме многие племена каян бежали в приграничный район Таиланда . [ 3 ] Среди созданных лагерей беженцев был участок Лонг-Нек, который стал туристическим объектом, самодостаточным за счет туристических доходов и не нуждающимся в финансовой помощи. [ 4 ]
По данным У Аунг Роу (1999:21сс), численность каянов составляет около 90 000 в штате Шан (около района поселка Пехон ), около 20 000 в штате Тандаунг кайин и 70 000 в штате Кая (вокруг Демаусо и Лойкау ). По оценкам 2004 года, население составляет около 180 000 человек. [ 5 ] Около 600 каянов проживают в трех деревнях, открытых для туристов, в Мае Хонг Сорне или в лагере беженцев Бан Май Най Сой.
География
[ редактировать ]Современное поселение каянов
[ редактировать ]
Согласно традиции каянов, каяны поселились в районе Демаусо штата Каренни (штат Кая) в 739 году нашей эры. [ 6 ] Сегодня они проживают в штате Каренни (Кая) вокруг Демаусо и Лойкоу , в южном регионе штата Шан, а также в поселке Пьинмана в Мандалае и поселке Карен Тан Даунг .
есть три деревни каян В провинции Мае Хонг Сон в Таиланде . Самый большой из них — Хуай Пу Кенг , расположенный на реке Пай, недалеко от тайско-мьянманской границы. Хуай Сиу Тао — коммерческая деревня, открытая в 1995 году. Многие жители деревни Бан Най Сой Каян Лонгнек переехали в лагерь беженцев Каренни в сентябре 2008 года, но, согласно табличке на въезде по состоянию на 2008 год, там осталось 20 семей и 104 жителя. Февраль 2001 года.
Культура
[ редактировать ]Латунные катушки
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2015 г. ) |
Женщины племен каян идентифицируют себя по форме одежды. Женщины племени Каян Лахви хорошо известны тем, что носят шейные кольца — латунные кольца, которые надеваются на шею, как бы удлиняя ее.
Девочки впервые начинают носить кольца примерно в 5 лет. [ 7 ] С годами катушку заменяют на более длинную и добавляют больше витков. Вес латуни толкает ключицу вниз и сжимает грудную клетку . Кольца могут растягивать шею примерно на 15 дюймов (38 см), прижимая ключицу вниз, сжимая грудную клетку и втягивая в шею около четырех грудных позвонков. [ 8 ] Было предложено множество идей относительно того, почему изнашиваются катушки. Антропологи выдвинули гипотезу, что кольца защищали женщин от превращения в рабынь, делая их менее привлекательными для других племен. Также было высказано предположение, что завитки возникают из-за желания выглядеть более привлекательно за счет преувеличения полового диморфизма , поскольку у женщин более тонкие шеи, чем у мужчин. Также было высказано предположение, что кольца придают женщинам сходство с драконом , важной фигурой в фольклоре каян. [ 9 ] Возможно, катушки предназначались для защиты от укусов тигра , возможно, в буквальном смысле, но, вероятно, и символически. [ 10 ]
Женщины каян, когда их спрашивают, признают эти идеи и часто говорят, что цель ношения колец - это культурная идентичность (связанная с красотой).
Включенную катушку редко снимают, поскольку намотка и размотка — длительная процедура. Обычно ее снимают только для замены новой или более длинной катушкой. Мышцы, покрытые катушкой, ослабляются. Многие женщины снимали кольца для медицинских осмотров. Большинство женщин предпочитают носить кольца после того, как их ключица опущена, поскольку область шеи и ключиц часто покрывается синяками и обесцвечивается. Кроме того, после десяти и более лет непрерывного ношения ошейник ощущается как неотъемлемая часть тела.
В 2006 году некоторые молодые женщины в Мае Хонг Сон начали снимать свои кольца либо для того, чтобы дать им возможность продолжить образование, либо в знак протеста против эксплуатации их культуры и связанных с ней ограничений. В конце 2008 года большинство молодых женщин, вошедших в лагерь беженцев, сняли кольца. Одна женщина, носившая кольца более 40 лет, сняла их. После снятия колец женщины сообщают о дискомфорте, который проходит примерно через три дня. Изменение цвета более стойкое.
Правительство Мьянмы начало препятствовать использованию шейных колец, поскольку оно изо всех сил старалось казаться более современным в развитом мире. В результате многие женщины в Мьянме начали нарушать эту традицию , хотя некоторые пожилые женщины и некоторые молодые девушки в отдаленных деревнях продолжали носить кольца. В Таиланде эта практика приобрела популярность в последние годы, потому что она привлекает туристов, которые приносят доход племени, а также местным бизнесменам, которые управляют деревнями и собирают плату за вход в размере от 500 до 600 бат с человека. Национальный народно-освободительный фронт Каренни (KNPLF) , вооруженная группа по прекращению огня, предприняла попытки пригласить каянов вернуться в штат Кая, чтобы основать свои собственные туристические деревни.
В январе 2008 года УВКБ ООН выразило сомнения в отношении посещения туристами деревень каян в Северном Таиланде из-за отказа правительства провинции разрешить зарегистрированным беженцам каян принять предложения о переселении в развитые страны. [ 11 ] Считается, что эта политика была связана с их экономической значимостью для региона. Эта политика была смягчена в конце 2008 года, и в августе 2008 года небольшая группа каянов уехала в Новую Зеландию. [ 12 ] Остальные вошли в главный лагерь беженцев Каренни (который закрыт для туристов) в сентябре 2008 года и теперь имеют право на переселение.
Ритуалы ухаживания и бракосочетания
[ редактировать ]В прошлом выбор партнеров по браку обычно был обязанностью родителей; сегодня молодые люди часто сами выбирают себе партнера. Согласно правилу брака, вступать в брак могут только те, кто генетически связан. Предпочтительно, чтобы двоюродные братья и сестры женились. Однако браки между разными поколениями табуированы. Запрещены браки с родственниками мужа или конфликтующими кланами, которые поклялись не вступать в брак в течение нескольких поколений. Считается, что если эти правила нарушаются, на всех их родственников обрушивается несчастье.
Когда молодой человек определился с девушкой, его родители подходят к ее родителям с подарком. Если девушка согласится, пара помолвлена. Для скрепления контракта семье молодого человека приходится предоставить приданое. Обычно невестка переезжает к мужу после свадьбы, и в этом случае цена выше, чем если бы мужчина переезжал к жене. Церемония заключения контракта может завершиться тем, что семьи вместе съедят курицу, предоставленную семьей жениха. Считается, что таким образом пара будет любить друг друга вечно. Выкуп за невесту состоит из нескольких частей:
- первоначальная привязанность или залог;
- таку ; или собственно покупка в деньгах, буйволах и т. д., принадлежащая отцу девушки, чтобы заплатить ему за его опеку
- талио , которое делится между ближайшими родственниками и состоит большей частью из посуды, циновок, предметов домашнего обихода и т. д.
- майту , или «компенсация за молоко», которая принадлежит матери невесты в качестве компенсации за молоко, полученное ею, когда девочка была ребенком, и обычно состоит из серебряной монеты или даже маленького буйвола, которого мать оставляет себе на похороны. ;
- тики или небольшой денежный подарок , который вручают невесте перед их свадьбой.
- рис, свинина, ти (рисовое вино) и другие продукты или орехи бетеля для свадебного застолья.
Традиционная религия
[ редактировать ]-
Кей Хто Бо шесты.
-
Танец Пвай.
-
После танца пвай женщины опрыскивают мужчин водой из листьев евгении.
-
Прогнозирование костей птицы.
Традиционная религия каянов называется Кан Хван, и ее исповедуют с тех пор, как люди мигрировали из Монголии в бронзовом веке. [ 13 ] Оно включает в себя веру в то, что народ каян является результатом союза женщины- дракона и мужчины- человека и ангела гибрида . [ 14 ]
Главный религиозный фестиваль — трехдневный фестиваль Кей Хтоэ Бо , посвященный вере в то, что бог-создатель придал форму миру, вставив в землю небольшой столб. Во время этого фестиваля, который проводится в конце марта или начале апреля, устанавливается шест Кей Хто Боэ, и участники танцуют вокруг шеста. [ 13 ] [ 15 ] Этот фестиваль проводится для того, чтобы поклониться вечному богу и посланникам-творцам, поблагодарить за благословения в течение года, попросить прощения и помолиться о дожде. Это также возможность для каянов из разных деревень собраться вместе, чтобы сохранить солидарность племени.
Каяны твердо верят в предсказания , и ничего не делается без использования какой-либо формы гадания, в том числе ломания соломенной травы, но, что наиболее важно, обращения к куриным костям. [ 16 ]
В настоящее время ежегодный фестиваль Кей Хтейн Бо всегда сопровождается чтением куриных костей, чтобы предсказать будущий год. Прогнозирование по куриным костям можно наблюдать в деревнях Каян в таиландской провинции Мае Хонг Сон во время ежегодного фестиваля и во время «церемоний очищения», которые проводит семья, столкнувшаяся с несчастьем. Они также используют сны, чтобы делать предсказания.
-
Ритуалы церемонии очищения
Текущие религиозные практики
[ редактировать ]Как горные племена, эти группы меньшинств можно разделить на разные этнические группы и расы с разными языками и религиозными убеждениями. Традиционные каяу верят в духов деревьев, но новые поколения демонстрируют принятие буддизма и христианства. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Народ ндебеле в Южной Африке — африканское племя, практикующее подобную практику.
- Поклонение поляку
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Расторфер, Жан-Марк (1994), О развитии национальной идентичности кая и каянов , Бангкок: Издательство Юго-Восточной Азии.
- ^ Паскаль Кху Тве, Из страны зеленых призраков: бирманская одиссея (2002), ISBN 0-00-711682-9 Книги Google
- ^ Консорциум тайско-бирманской границы / Краткая история ситуации на границе с Таиландом и Бирмой. Архивировано 5 января 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ Программа помощи Бирманского пограничного консорциума: январь-июнь 2003 г. Архивировано 10 ноября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Иден Фан, Кхон (2004), Повествования, верования и обычаи народа каян , Мэй Хонг Сон: Комитет по грамотности и культуре каян.
- ^ Иден Фан, Кхон (2004), Повествования, верования и обычаи народа каян , Мэй Хонг Сон: Комитет по грамотности и культуре каян.
- ^ Миранте, Эдит Т. (1994), Бирманское зеркало: приключение в области прав человека и революция в джунглях , Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press
- ^ Британника: Конечности и конечности. Туловище.
- ^ Миранте, Эдит Т. (сентябрь 2006 г.), Матери-Драконы полируют свои металлические катушки , журнал Guernica Magazine , заархивировано из оригинала 12 декабря 2008 г. , получено 1 января 2009 г.
- ^ Миранте, Эдит Т. (январь 1990 г.), «Заложники туризма», Ежеквартальный журнал «Культурное выживание » , том. 14, нет. 1
- ↑ Бирманские женщины в тайском «человеческом зоопарке» , BBC News, 30 января 2008 г.
- ^ huaypukeng.com
- ^ Jump up to: а б «Религия» . Хуай Пу Кенг . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Виртуа Дизайн. «Матери-Драконы полируют свои металлические катушки, Эдит Миранте - Герника / Журнал искусства и политики» . Герникамаг.com. Архивировано из оригинала 12 декабря 2008 г. Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ «Забытые народы» . Блогг.орг. 26 августа 2007 г. Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Манна, Падре Паоло (1902), Племя Геху-Карен в Восточной Бирме , Папская типография С. Джузеппе
- ^ «Таиланд, народ каян» . atlasofhumanity.com . Проверено 21 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Падаунг, подгруппа Карен , Фонд «Народы мира»
- Хуай Пу Кенг: Деревня с длинной шеей Веб-сайт об этой деревне каян в Таиланде содержит информацию об истории, религии и культуре каян.
- Родина Каренни Текущие новости штата Каренни
- Бирманские женщины в тайском «человеческом зоопарке» Статья BBC News
- Группа мерцания: Карен с длинной шеей
- Заложник туризма Статья Эдит Т. Миранте. Необходимо создать учетную запись для просмотра статьи.
- Страница на французском языке с введением, примечаниями и библиографией Кая, Кайана, Каренни и Ян Даэнга Жана-Марка Расторфера.