Марма люди
Марама | |
---|---|
![]() Танцоры Мармы | |
Общая численность населения | |
300,000+ | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Читтагонг Хилл Трактс , Трипура, Индия , Мьянма | |
![]() | 224,261 [ 1 ] |
![]() | Неизвестный |
![]() | 35,722 [ 2 ] |
Языки | |
Марма , Читтагонский , Бирманский | |
Религия | |
Тхеравада Буддизм | |
Родственные этнические группы | |
Народ Ракхайн , народ Бамар | |
одна из 135 официально признанных национальностей в Мьянме (бывшая Бирма) |


Марма могы ( бирманский : မာရမာ တိုင်းရင်းသား ), также известные как могы , Рангамати или маги , являются второй по величине этнической общиной в Бангладеш в горных районах Читтагонг , в основном проживающих в Бандарбане , Кхаграчари и Районы холмов . Они принадлежат к той же общине, что и жители Ракхайна . В сообществе Магх есть три эндогамные группы, известные как
i) Тонгта, Тонгча, Джумия Магс
ii) Марма , Маямма, Роанг или Ракхаинг Магх.
iii) Марамагри, иначе называемый Баруа Магх.
Они принадлежат ко второму подплемени или группе внутри общины Магх.
Этнонимы
[ редактировать ]Между 17 и 18 веками ракхайнцы начали называть себя Мранма (မြန်မာ) и его производные, такие как Марама (မရမာ), о чем свидетельствуют такие тексты, как Ракхайн Минразагри Айедо Садан и Дханьявадди Айедобон . [ 3 ] [ 4 ] Этот эндоним продолжает использоваться мармами. [ 4 ] Термин «Марма» происходит от слова « Мьянма », которое впервые было использовано в начале 1100-х годов. [ 5 ] [ 6 ] На мармском и араканском языках Мьянма произносится как Мранма ( [məmà] ), а не Мьянма ( [mjəmà] ). На бирманском языке мармы известны как Марама ( မရမာ ).
К 1585 году европейские, персидские и бенгальские источники начали описывать группы мармы и буддистов в регионе как Муг или Маг , которые не использовались самими Мармами. [ 7 ] Этимология слова, вероятно, происходит от Магадхи , названия древнего буддийского королевства. [ 8 ] Мармы считали эти имена уничижительными из-за ассоциации этого слова с пиратством, и поэтому приняли имя Марма в 1940-х годах . Некоторые мармы в индийском штате Трипура продолжают идентифицировать себя как Марима , Моги или Маги. [ 9 ]
История
[ редактировать ]
Предки Мармы, Ракхайн, живут в прибрежном регионе между Читтагонгом и горами Аракан , на территории нынешнего штата Ракхайн в Мьянме. Между 15 и 16 веками Ракхайн вместе с португальцами получил репутацию пиратского места из-за повсеместного пиратства в Бенгальском заливе. [ 10 ] Между 16 и 18 веками мармы мигрировали со своей родины в горный район Читтагонг, что совпало с Королевством Мраук У. завоеванием Читтагонга [ 11 ]
Записи Ост-Индской компании и других стран указывают на то, что мармы мигрировали из Королевства Мраук-У в Читтагонг в Бангладеш в два этапа миграций в период с 14 по 17 века в золотой период Мраук-У . На первом этапе, во время правления Мраук У, королевство расширилось до некоторых частей Читтагонгского дивизиона . Во-вторых, предки мармы бежали в Читтагонг и поселились там, когда Араканское королевство было завоевано и аннексировано бирманским королем Бодавпая в 1785 году.

В 1971 году, после Освободительной войны Бангладеш страны , в ходе которой Бангладеш добилась независимости, большинство бенгальских мусульман начали селиться в горных районах Читтагонг, что привело к перемещению коренных жителей. [ 12 ]
Генетические исследования
[ редактировать ]Генетические исследования показали, что популяции Мармы имеют высокую частоту индийских и низкую частоту специфических для Восточной Азии материнских гаплогрупп и имеют самое высокое разнообразие гаплотипов по сравнению с популяциями Трипуры и Чакмы, что предполагает глубокую колонизацию региона Мармами. [ 13 ]
Культура
[ редактировать ]Мармы подразделяются на 12 кланов, названных в честь места, откуда они мигрировали. [ 14 ] Эти кланы включают Раграиса, состоящую из мармов, живущих к югу от реки Карнапхули , Пааингса из Рамгарха Упазилы , Кхьонгса из прибрежных общин, Тунгса из горных хребтов и более мелкие кланы, включая Лонгдуса, Франгса, Кьокара-са, и Талонгса (Талине Сон). [ 11 ] [ 9 ]
Культура мармов похожа на культуру народа Ракхайн , включая их язык, еду, одежду, религию, танцы и погребальные обряды. Мужчины Мармы носят саронг, называемый лунги , а женщины Мармы носят саронг, называемый табеин .
Мармы в основном зависят от сельского хозяйства, традиционно практикуя подсечно-огневое возделывание на холмах. Их вера в буддизм Тхеравады столь же глубока, как и вера общества Ракхайн, с упором на ритуальные практики с божествами. Некоторые мармы также исповедуют анимизм , христианство и ислам. [ 15 ]
Мармас следует бирманскому календарю . Они празднуют Новый год, называемый Санграй ( Sangrai ), который начинается в первый день Богага . [ 16 ] Они готовят санграиму — разновидность традиционных лепешек. Они принимают участие в Сангрейн Релонг Пве ( သင်္ကြန်ရေလောင်းပွဲ ; обливание водой), где молодые мужчины и женщины Марма обливают друг друга водой. Санграй празднуется три дня. В первый день, называемый Пайнчвай или Акро, дома украшаются цветами. На второй день Санграй Акья Мармас участвуют в традиционных видах спорта, танцах, культурных мероприятиях и проводят встречи по общественным вопросам. В этот день они также ходят в монастыри, чтобы принять участие в ритуале омовения (очищения) статуи Будды. На третий день, называемый Санграй Атада, готовят овощное блюдо, состоящее из более чем 100 ингредиентов, называемое хангбонг ( ဟင်းပေါင်း ; пачан на бангла). [ 17 ]
После смерти пожилых мармов кремируют, а более молодых мармов хоронят.
Фестиваль
[ редактировать ]Как и другие этнические народы, мармы отмечают различные традиционные праздники, такие как рождение, смерть, свадьба и Новый год. Основными праздниками Мармы являются: - Будда Пурнима , Катхина , Ояхгьяй или Прабарана Пурнима , Санграй и т. д. Новогодний фестиваль Мармы называется Санграй . Помимо этих фестивалей, отмечаются и другие природные фестивали, которые часто похожи на праздники других коренных этнических групп Бангладеш .
Будда Пунирма
[ редактировать ]В этот день полнолуния Махамати Гаутама Будда родился, достиг просветления и достиг Махапаринирваны. Это религиозный праздник. Ежегодно праздник отмечается с большим энтузиазмом и задором.
Катина
[ редактировать ]Однажды ночью это цвет хлопчатобумажной пряжи, которую буддийские нищие носят сибару, и каждая твердая сибара говорит.
Вагой или Прабарона
[ редактировать ]Вагьяй или Прабарона Пурнима — главный религиозный праздник Марм. В этот день этот праздник отмечается с большой радостью и счастьем во всех обществах Мармаса и Бихара. В наши дни вкуснейшую выпечку готовят дома. В этот день ночью зажигают фонари, чтобы поклоняться и посвящать великие волосы Гаутамы Будды .
Жарить
[ редактировать ]Название новогоднего фестиваля Мармы — «Санграй». Это одна из их главных традиционных церемоний. Они организуют этот фестиваль по случаю бенгальского Нового года в месяц Бойшах . По случаю Нового года в Санграе организуют различные интересные мероприятия. Водный фестиваль – одно из таких мероприятий. В тот день мармийская молодежь радовалась, окропляя друг друга водой. Опрыскивая водой, смывают грязь и чернила прошедшего года. Кроме того, они также находят человека по своему выбору с помощью водных видов спорта. Помимо водных видов спорта, они отмечают фестиваль Санграй, выполняя другие ритуалы, такие как панчовай (цветочный санграй), санграй джи, зажжение свечей и буддхасан. Они наслаждаются своими фестивалями, разговаривая на своем родном языке.
Известные люди
[ редактировать ]Бангладешский
[ редактировать ]- Д-р Мунг Уша Тховай , врач-специалист, доктор медицины (MD), писатель
- Ук Чинг Марма , борец за свободу Бангладеш.
- Ушве Синг , бангладешский политик
- Сакинг Прю Джерри , бангладешский политик
- Аунг Шве Прю Чоудхури , бангладешский политик
- Ма Мья Чинг , бангладешский политик
- Анаи Могини — футболист Бангладеш.
- Миф Марма — футболист Бангладеш.
- Аунгмрачинг Марма , футболист и бывший капитан сборной Бангладеш.
Индийский
[ редактировать ]- Майлафру Мог , индийский политик и член Законодательного собрания Трипуры [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]
- Бамар люди
- Баруа (Бангладеш)
- Бенгальские буддисты
- Круг Бохмонг
- Буддизм в Бангладеш
- Монг Серкл
- Преследование буддистов в Бангладеш
- Люди Ракхайн
- Фестиваль обжарки в Бангладеш
- У Пання Джота Махатера
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Таблица 1.4 Этническое население по группам и полу» (PDF) (на бенгали). Статистическое бюро Бангладеш. 2021. с. 33. Архивировано (PDF) из оригинала 15 марта 2023 года . Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ «Таблица C-16. Население по родному языку: трипура» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения Индии . Архивировано из оригинала 11 марта 2022 года.
- ^ Чарни, Майкл (ноябрь 2005 г.). «Теории и историография религиозной основы этнонимов в Ракхаинге (Аракан), Мьянме (Бирма)» (PDF) . Забытое королевство Аракан: публичный семинар о людях современного штата Аракан, Мьянма . Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Чжо Минн Хтин (декабрь 2015 г.). «Марма из Бангладеш: «деараканизированное» сообщество в горных районах Читтагонг» (PDF) . Суваннабхуми . 7 (2): 133–153. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Аунг-Твин, Майкл (июнь 2008 г.). «Мранма Пран: Когда контекст сталкивается с понятием» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 39 (2): 193–217. дои : 10.1017/S0022463408000179 . ISSN 1474-0680 . S2CID 154992861 . Архивировано из оригинала 4 марта 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Марма» . Голос Джуммалэнда . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Чарни, Майкл (ноябрь 2005 г.). «Теории и историография религиозной основы этнонимов в Ракхаинге (Аракан), Мьянме (Бирма)» (PDF) . Забытое королевство Аракан: публичный семинар о людях современного штата Аракан, Мьянма . Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2023 года . Проверено 4 марта 2023 г.
- ^ Чжо Минн Хтин (декабрь 2015 г.). «Марма из Бангладеш: «деараканизированное» сообщество в горных районах Читтагонг» (PDF) . Суваннабхуми . 7 (2): 133–153. Архивировано (PDF) из оригинала 6 июня 2023 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Я, Фонкем Ачанкенг (28 сентября 2015 г.). Национализм и внутригосударственные конфликты в постколониальном мире . Лексингтонские книги. ISBN 9781498500265 .
- ^ Хасан, Мэриленд Махмудул (2 ноября 2022 г.). «Панчаят и колониализм в «Людях и реках» Хумаюна Кабира» . Журнал постколониальной письменности . 58 (6): 744–757. дои : 10.1080/17449855.2022.2087318 . ISSN 1744-9855 .
- ^ Jump up to: а б Пейн, Фредерик (9 августа 2017 г.). «К панхроническому взгляду на диахроническую проблему: рифма <-uiw> на старобирманском языке» (PDF) . Австралийский журнал лингвистики . 37 (4): 424–464. дои : 10.1080/07268602.2017.1350129 . ISSN 0726-8602 . S2CID 55078797 . Архивировано (PDF) из оригинала 5 мая 2019 года . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ «Этническое насилие в Бангладеш: нападения на меньшинства продолжаются - Австралийская ассоциация азиатских исследований» . Ассоциация азиатских исследований Австралии . 2 августа 2017 года. Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Гази, Нурун Нахар; Таманг, Ракеш; Сингх, Випин Кумар; Фердоус, Ахмед; Патхак, Аджай Кумар; Сингх, Мугдха; Анугула, Шарат; Вирайя, Пандичелвам; Кадаркаайсами, Суббурадж (9 октября 2013 г.). «Генетическая структура тибето-бирманской популяции Бангладеш: оценка потока генов по берегам Бенгальского залива» . ПЛОС Один . 8 (10): е75064. Бибкод : 2013PLoSO...875064G . дои : 10.1371/journal.pone.0075064 . ISSN 1932-6203 . ПМК 3794028 . ПМИД 24130682 .
- ^ «МАРМА» . ebbd.info . Архивировано из оригинала 5 ноября 2018 года . Проверено 18 сентября 2018 г.
- ^ Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. п. 181. ИСБН 1-57958-468-3 .
- ^ Баруа, Санджой; Хан, Таманна (13 апреля 2015 г.). «Пламя цвета Бойсаби» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 2 июля 2015 года . Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ «По мере приближения Бойсаби холмистые районы приобретают праздничный вид» . Дейли Стар . 12 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 2 июля 2015 г. Проверено 1 июля 2015 г.
- ^ «Член Законодательного собрания» . tripura.gov.in . Архивировано из оригинала 3 декабря 2023 года . Проверено 3 декабря 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Профиль этнолога
- Фотографии жителей Мармы
- Хан, Садат Улла (2012). "Марма, The" . В исламе Сираджуль ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .