Будут ли люди
Эту статью , возможно, придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества , поскольку она имеет проблемы с читабельностью. ( январь 2021 г. ) |
Будут ли люди / То же самое | |
---|---|
Девушка Цзо в традиционном костюме | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Чин-Хиллз (Бирма) | ок. 111 000 по оценкам |
Манипур (Индия) | 27 000 ( ужин 2011 г. ) |
Языки | |
Язык Цзоу / Зохам/Зупао | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
куки люди [[Тедим]] Пайте . Ранглонг , Таду |
Люди Цзоу (также пишутся Йо или Зо или Джо или Джоу ) — это этническая группа, коренная община, живущая вдоль границы Индии и Бирмы . Они представляют собой подгруппу народа Куки / народа Зо . В Индии они живут и похожи по языку и привычкам с народами Таду и Пайте. [1] и народы Симте . В Бирме Цзоу причисляют к народу Чин . Это горный народ . «Дзоу» может просто означать «Холмы», обозначая, что Дзо — это «люди холмов» или «холмов», а «Дзоу» также имеет другое значение на языке Цзо, которое означает «полный» или «полный». другое слово для этого - «конец». Но люди Цзо считали, что они получили имя «Дзо» от своего предка «Дзо» или «Дзо», который, как полагают, был прародителем широкого народа Чин-Куки-Мизо. [2]
В Индии зоу официально признаны одним из тридцати трёх коренных народов штата Манипур . [3] и являются одним из зарегистрированных племен . [4] Согласно переписи 2001 года , население Дзо/Зо в Манипуре составляет около 20 000 человек, что составляет менее 3% населения. [5] Сообщество сосредоточено в районах Чурачандпур и Чандел Манипура на северо-востоке Индии . [6]
Историческая справка
[ редактировать ]Ранняя история народа Цзоу теряется в мифах и легендах; они заявляют о своем происхождении где-то на севере, [1] а некоторые утверждают, что изначально они были такими же, как пайте , и были разделены только в конце британского владычества . [1] Лингвистические и расовые данные свидетельствуют об индокитайском происхождении народа. [ нужна ссылка ] Лингвисты классифицировали язык Цзоу как тибето-бирманский , с небольшими различиями между Зоте и Пайте. [1]
Американский баптистский миссионер Дж. Х. Коуп предпринял попытку проследить доколониальную историю Чин -Хиллз в церковном журнале Тедим Ту Кизакна Лай. [7] Журнал (под редакцией Коупа) дает представление о зомисах в Чин-Хиллз до прихода британского империализма. Под руководством вождей Манлуня [8]
Был бы язык
[ редактировать ]Дзо/Джоу похож на Пайте. [1] Классифицируется как северное тибето-бирманское племя. По данным Ethnologue , в Индии говорят 20 600 человек (по данным переписи населения Индии 2001 года) и около 31 000 человек в Бирме (источник не указан). [9] Язык Дзо/Дзо является одним из основных индийских языков, обязательных в средних школах. [10]
Соус в Манипуре
[ редактировать ]Кризис языческой Сахуа религии
[ редактировать ]Народ Цзоу сопротивлялся британскому владычеству и его колониальной культуре, включая обращение в христианство . Магараджа Манипура также не разрешал христианским миссионерам работать в долине Импхал. миссионер по имени Уоткин Робертс Однако в 1910 году в деревню Сенвон на южных холмах Манипура прибыл . Сообщество Цзоу не вступало в прямой контакт ни с одним западным миссионером . В то время как соседние общины обратились в христианство, Дзо придерживались своей традиционной религии под названием Сахуа . (На холмах Чин в Бирме сахуа также называли религией Лауки ). Эту туземную форму поклонения широко и не совсем точно называют литературе « анимизмом в этнографической » . Старый сахуа давал удовлетворительное объяснение доколониального мира; но столкновение с колониями Цзоу выявило трещины в старой системе. Опыт многих молодых зоми в составе трудового корпуса во время Первой мировой войны сделал их более открытыми для западного образования. Миссионерский комплекс NEIG в Старом Чурачанде стал центром грамотной культуры на юге Манипура с 1930 года. Ко времени обретения Индией независимости многие неграмотные среди зо были убеждены в силе западного образования и медицины, воспринимая эти вещи как синонимы самого христианства.
Движение местной церкви под эгидой Христианской ассоциации Джоу (JCA)
[ редактировать ]События 20-го века
[ редактировать ]Языческая религия сакхуа подверглась прямому нападению в Южном Манипуре с созданием миссии NEIG в Старом Чурачанде (миссионерский комплекс) в 1930 году. Племена Вайпхей , Хмар , Пайте и Таду были одними из первых сторонников обращения в христианство. Племя Цзоу, как и симте, медленно реагировало на новые идеи, принесенные христианской миссией. Возможно, из-за своего антиколониального наследия Дзо стали последним оплотом языческих «Сахуа» в этом районе. Хотя культурная укорененность имеет свои преимущества, она стала препятствием для модернизации . К 1950-м годам среди зоу тоже было несколько новообращенных христиан. Но новообращенные Цзоу были дезорганизованы и рассеяны. Новообращенные христиане Цзоу присоединились к различным диалектным группам, особенно к христианским группам Пайте и Тадо. Среди интеллигентных слоев Цзо существовало сильное желание остановить волну этого социального кризиса. Их решением было поддержать местное церковное движение, по иронии судьбы сохраняя единство общины Цзоу посредством массового обращения.
Социальное влияние обращения в христианство
[ редактировать ]Сегодня Зу сохраняют лучшую часть своей традиционной культуры через свою местную церковь. Их обычное право, касающееся практики бракосочетания, было институционализировано церковью. Их племенной музыкальный инструмент ( хуанг из дерева и шкуры животных) — неотъемлемая часть церковной музыки . Переводы Библии и гимны сохранили большую часть своего традиционного словаря, предназначенного для других целей. По словам К.С. Сингха, «введение новой религии [христианства] не оказало никакого влияния на их народные песни, институт индонгта и обычаи, связанные с браком, выкупом за невесту и расторжением брака. Однако поклонение предкам продолжается. заброшенный." [11]
Однако недавние исследования показали, что переводы Библии среди племен Северо-Восточной Индии стали жертвой диалектного шовинизма. [12] Увеличение количества переводов Библии на близкородственные, но несколько разные диалекты канонизировали и усилили этнические разногласия внутри племенных групп Манипура. Например, сам язык Цзоу состоит из диалектных вариантов, таких как Хайдави, Хуангнун, Тхангхал, Ходай и Тунгкуа. [13] Все эти диалекты вносят свой вклад в язык Цзоу в процессе взаимных уступок. Тем не менее, хайдави обычно пропагандируется как стандартный литературный язык в народной Библии и гимнах. [14] Между тем, Хуаннунг популярен среди городских жителей Цзоу, а Тхангхал сильно влияет на традиционные народные песни Цзоу. Тунгкуа и Ходай по-прежнему остаются в отдаленных деревнях. Включение дзоу в качестве основного индийского языка (до стандарта XII) правительством Манипура также способствовало развитию зоу как стандартного литературного языка. [14]
Дзо в Бирме представляют собой особый диалект Дзо, на который в первую очередь повлиял Тедим Чин . Хотя зоу в Индии и Бирме десятилетиями использовали общую Библию, зоу в Бирме недавно придумали свой собственный перевод Библии . В настоящее время сложно оценить социальный эффект таких переводческих проектов.
Патриархат и племенное христианство
[ редактировать ]В начале 1920 года Пи Лам За Вунг из деревни Пхаиту, городка Тонзанг , штат Чин , Бирма (Мьянма) был обращен в христианство евангелистом среди Хат Го и стал первым обращенным христианином народа Зо. Доступ к современному образованию с 1950-х и 60-х годов расширил возможности некоторых женщин Цзоу в «светской» сфере и на рынке труда. Но по иронии судьбы женщины по-прежнему подвергаются дискриминации в «священной» сфере церкви по гендерному признаку. Общество Цзоу, несмотря на обращение в христианство, по-прежнему стойко сохраняет свою старую патриархальную структуру. Первое поколение образованных женщин зоми, таких как Хан Нианг и Женева Вунг За Мави, отстаивало дело женского образования еще в 1970-х годах. [15] Несколько женщин Цзоу (таких как Дим Хо Чин, Нин Хой Ким и Нгай Вунг) получили диплом богослова в 1980-х годах. В формальной церковной структуре, которая ревностно охраняется как привилегированный мужской анклав, место для женщин-богословов ограничено. Церковная иерархия по-прежнему исключает женщин из любых властных должностей и «рукоположенных» должностей, таких как должность министра или старейшины . Несмотря на успехи, достигнутые женщинами в светском мире, недавнее исследование показывает, что статус женщин ухудшился (а не повысился) в патриархальном мире племенной церкви (ср. Downs 1996: 80–81). [16]
Тем не менее, женщин поощряют к участию в проектах по сбору средств , где они вносят отличный вклад с помощью таких стратегий, как антанг фам (горстка сбора риса), табитух (годовые показатели труда) и вейпунг (прибыльные микроинвестиции). Антан Фам остается основным источником сбора средств для женщин. Идея первоначально была заимствована из Мизорама , где такие женщины, как Чхингтей из Дуртланга и Синибони (женщина Кхаси), сыграли важную роль во внедрении этой практики где-то в 1913 году. [17] Деньги, собираемые женщинами, редко инвестируются в проекты, приносящие пользу женщинам как конкретной группе. Учитывая неравенство возможностей мужчин и женщин, такой способ распределения ресурсов вызывает сомнения. Недавние статистические данные переписи населения Индии (2001 г.) показывают значительный гендерный разрыв между грамотностью мужчин и женщин: 53,0% для женщин Цзоу и 70,2% для мужчин Цзоу. Аналогичным образом, соотношение полов у зоу в Манипуре (944 человека) ниже, чем в среднем по штату (978 человек) (согласно переписи 2001 года). Это плохо сопоставимо, например, с соотношением полов в Симте в 10:30 и в Вайфее в 10:01 за тот же период.
Политическое сознание
[ редактировать ]Пу Т. Гужен был самым известным политическим лидером, выходцем из общины Цзоу. Но этот политический предприниматель вскоре вышел за рамки узких интересов своего собственного «племени» и начал движение солидарности панзо или панзоми для мобилизации своих соотечественников в Манипуре , Мизораме и Мьянме . [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Барех, Гамлет (2001). «Зоу» . Энциклопедия Северо-Восточной Индии: Манипу . Миттал. стр. 260 и далее. ISBN 978-81-7099-790-0 . Проверено 22 ноября 2010 г.
- ^ Чинлунтан и Питер Л. (2017): Цзоу / Зо: Хранитель идентичности Пу Цзо, в Дэвиде В. Цзоу и С.Т. Цзоу (ред.), История народа Цзоу , публикация UZO-India, стр. 118-137
- ^ «Список зарегистрированных племен Манипура» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 3 февраля 2014 г.
- ^ «Алфавитный список зарегистрированных племен Индии» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2009 года.
- ^ «Манипур. Основные данные: зарегистрированные племена» (PDF) . Перепись Индии 2001 года . Проверено 21 ноября 2010 г.
- ^ Сен, Сипра (1992). Племена и касты Манипура: описание и избранная библиография . Миттал. п. 64. ИСБН 978-81-7099-310-0 .
- ^ Tedim Journal, июль 1937 г., стр.
- ↑ Фаулер, Э.О. (1924) Письмо Хаучинкхупу, Главное управление, № 3432/7M-11, офис комиссара Северо-Западного пограничного отдела, 25 марта 1924 г., в «Действиях и достижениях Хау Чин Хупа, KMS, начальника Клан Камхау, Чин-Хиллз, Тиддим (Ratnadipan Pitika Press, Мандалай, 1927), с. 17.
- ^ Льюис, Пол (ред.). «Зо» . Этнолог . Проверено 22 ноября 2010 г.
- ↑ Официальный список первых языков. Архивировано 11 октября 2007 г. в Wayback Machine, одобрен Советом среднего образования Манипура (BSEM).
- ^ Сингх, К.С. Сингх (1994) Люди Индии, Национальная серия, Том III, Зарегистрированные племена, Нью-Дели: Oxford University Press, стр. 1204–1207
- ^ Го, Хуп За (1996) Критическое историческое исследование переводов Библии среди народа Цзоу в Северо-Восточной Индии , Чурачандпур: Совет баптистской литературы Чин
- ^ Дзоу, Дэвид Вумлаллиан (2009) «Прошлое маргинального сообщества: этноистория и изменчивая идентичность Дзо в Манипуре», Indian Historical Review , 36 (2) 209–235 http://ihr.sagepub.com/content /36/2/209.аннотация
- ^ Jump up to: а б Цзоу, Дэвид Вумлаллиан (2009) «Прошлое маргинального сообщества» там же, стр. 223
- ^ Лалнунмави, Э. (1996) Влияние христианства на женщин Цзоу (неопубликованная диссертация) Бангалор: Институт перспективных христианских исследований Южной Азии (SAIACS)
- ^ Даунс, Фредерик С. (1996) Христианское влияние на статус женщин в Северо-Восточной Индии , Шиллонг: NEHU Publications
- ^ Ралте, Лалринавми (2004) Bible Women-te Nghilhlohnan (В память о библейских женщинах), Бангалор: Shalom Publications
- ^ Цзоу, Дэвид Вумлаллиан (2010) «Историческое исследование борьбы за Зо», Экономический и политический еженедельник (EPW), Vol. 45, № 14, 3–9 апреля 2010 г., стр. 56–63.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- МЕЛК ИНДИЯ - Евангелическо-лютеранская церковь Манипура, Индия (ранее известная как христианская церковь Зоми)
- ZOiNN.in - Центр реликвий: защищать, продвигать и сохранять богатое культурное наследие Зо/Дзо.
- Этнические группы в Манипуре
- Коренные народы Южной Азии
- Этнические группы в Мьянме
- Охота за головами
- Племена Куки
- Зарегистрированные племена Манипура
- Горные племена Северо-Восточной Индии
- Зарегистрированные племена Индии
- Этнические группы в Северо-Восточной Индии
- Этнические группы в Индии
- Племена Индии