Горные племена Северо-Восточной Индии
Горные племена Северо-Восточной Индии [а] люди с холмов , [б] в основном классифицируются как зарегистрированные племена (ST), которые живут в регионе Северо-Восточной Индии . В этом регионе самая большая доля зарегистрированных племен в стране.
Северо-восточная Индия включает Ассам и часть или все бывшие княжества Манипур, Трипура и Сикким.
В современном штате Ассам есть равнины, но в остальном регион в основном холмистый или гористый. Холмы издавна были заселены тибето-бирманскими (ветвь китайско-тибетского ) горным народом, некоторые из которых происходят из других частей Гималаев или Юго-Восточной Азии.
Существует множество различных групп с уникальными языками, одеждой, кухней и культурой.
Британцы приложили мало усилий для интеграции горных жителей в Британскую Индию , но управляли ею через систему деревенских вождей и старост.
В некоторых областях образованная элита настаивала на большей автономии горных жителей в штате Ассам и получила некоторую автономию на уровне округа после обретения Индией независимости в 1947 году. В ответ на попытки ассамского большинства на равнинах навязать свой язык, жители гор начали бороться за еще большую автономию в качестве отдельных штатов в рамках Индийского Союза, чего они в основном и добились.
Сегодня жители холмов имеют политический контроль в большинстве новых горных штатов, окружающих Ассам, хотя жители равнин контролируют часть экономики. Продолжаются противоречия между горными и равнинными жителями, а также между различными горными народами в каждом горном штате.Жестокие повстанческие группировки продолжают приносить много жертв.
Расположение
[ редактировать ]Северо-восточный регион граничит на севере с Непалом, Китаем и Бутаном, на востоке с Мьянмой и на юго-западе с Бангладеш. На западе он соединен с Индией узким коридором.Помимо плодородных центральных равнин Ассама, граничащих с реками Брахмапутра и Река Барак , этот регион является холмистым или гористым, включая части Гималаев , холмы Гаро , холмы Кхаси и Джайнтия , холмы Микир и холмы Северный Качар к югу от Ассама. Брахмапутра, холмы Мишми на дальнем востоке, а также хребет Паткай , холмы Нага , холмы Манипур , холмы Лакер и холмы Лушай вдоль границы с Мьянмой на востоке и юго-востоке.
Во время независимости Индии от британского правления в 1947 году северо-восточный регион состоял из и княжеских штатов Манипур Ассама и Трипура . [2] Манипур и Трипура стали союзными территориями Индии в 1956 году, а штатами — в 1972 году. [2] Сикким стал восьмым штатом Северо-Восточного совета в 2002 году. [3]
Люди
[ редактировать ]Многие этнические группы холмов Северо-Восточной Индии связаны с народностями Юго-Восточной Азии: Мьянмы, Китая и Таиланда. [4] До прихода британцев горные племена торговали с равнинными народами королевства Ахом в долине реки Брахмапутра , но периодически воевали с ними. [5] Ахомы, которые предшествовали британцам в качестве правителей долины Брахмапутры, никогда не владели окружающими холмами, а правители доколониального Качара никогда не владели холмами, окружающими долину Барак. [6]
Рассказывая о более обширной территории горных частей Юго-Восточной Азии, которую он называет « Зомией », профессор Джеймс С. Скотт » (2009) утверждает в книге «Искусство не быть управляемым , что, хотя жители долины считают горных жителей отсталыми, «нашими живыми предками». их лучше понимать как «сбежавшие, беглые, темно-бордовые общины, которые на протяжении двух тысячелетий спасались от притеснений со стороны государственных проектов в долинах». [7] Скотт описывает горных жителей как «самоуправляющихся» в отличие от «управляемых государством» жителей долин.
Эта анархистская культура быстро исчезает по мере того, как горные жители, их земля и ресурсы интегрируются в национальные государства. [8] Горные жители часто практикуют вахтовую обработку.Скотт утверждает, что это делается для уклонения от уплаты налогов, но более простое объяснение состоит в том, что это хороший подход к ведению сельского хозяйства в малонаселенных высокогорьях. [9]
Согласно переписи населения Индии 2001 года, в Северо-Восточной Индии проживало более 38 миллионов человек, включая более 160 зарегистрированных племен, перечисленных в шестом приложении Конституции Индии, а также разнообразное население, не связанное с племенем. Шестое приложение дает упрощенную картину, поскольку существует как минимум 475 этнических групп, говорящих почти на 400 языках или диалектах. [10] Границы между горными племенами не являются жесткими, поскольку существуют роды, общие для нескольких племен, и возможен переход из одного племени в другое. [11]
История
[ редактировать ]Колониальная эпоха
[ редактировать ]Британцы разделили холмистые районы на две группы.В исключенных территориях, где сбор налогов был очень затруднен, а племенные жители считались враждебными, торговля равнинными людьми не разрешалась.Это были Северо-восточные пограничные районы , холмы Нага , холмы Лушай и холмы Северный Качар .Торговля была разрешена с некоторыми ограничениями в менее суровых частично исключенных районах к югу и западу от Ассама.В их число входили холмы Гаро , Микир , Хаси и Джайнтия . [5]
Британцы сделали колониальные границы искусственными.К.С. Эллиот, главный комиссар Ассама, писал в 1881 году: «Чем больше я думал об этом… тем менее практичным кажется попытка ограничить нагов с их странствиями и торговыми привычками в пределах воображаемой границы, к которой они всегда привыкли. переправиться». [12] Британский администратор Дж. П. Миллс писал в 1926 году о границе между Ассамом и Бирмой, что «это одна из самых любопытных границ в мире и великая естественная граница. На западе лежит долина Ассама, а на востоке — долины Тем не менее, хотя он расположен между двумя плодородными и густонаселенными провинциями с их железными дорогами, дорогами и пароходами, он еще в значительной степени не исследован и содержит некоторые из самых примитивных племен, которые можно найти в нашей Индийской империи». [13] Роберт Нил Рид , британский губернатор Ассама, делает свое собственное наблюдение о горных племенах: «Они не являются индейцами ни в каком смысле этого слова, ни по происхождению, ни по языку, ни по внешности, ни по привычкам, ни по мировоззрению. и это историческая случайность, что они были прикреплены к индийской провинции». [14]
Фюрер-Хаймендорф (1945) рассматривал периодические восстания приграничных племен против британцев как «скорее сопротивление установлению власти правительства, чем вызов администрации». [15] Навязанная британцами сегрегация, которая является коренной причиной современных проблем, заставила горные племена рассматривать жителей равнин как эксплуататоров и идентифицировать себя со своими собратьями, живущими на холмах, в то время как жители равнин видели в горных племенах отсталых людей, которые были замедление развития равнин. [14] Разделение Бирмы в 1937 году и раздел Британской Индии в 1947 году разделили многие племенные группы, такие как Гаро , Кхаси , Ком , Мара , Куки , Зоми , Мизо и Нага , через международные границы. Границы штатов и округов создают многоэтнические политические образования, одновременно еще больше разделяя племенные группы. [16]
Британцы усилили власть деревенских старост, возложив на них ответственность за управление, охрану правопорядка и правосудие. [16] Там, где не было вождя, британцы произвольно создали «старосту». Вожди и старосты подчинялись окружному начальнику, арбитру и высшей власти в любом споре. [17]
Британцы, намереваясь преобразовать общество, позволили христианской церкви, в основном протестантской, проводить большую часть благотворительной деятельности. [17] Миссионеры представили Библии, переведенные на местные языки и напечатанные латиницей, а не бенгальской письменностью, распространенной на равнинах.Меньшего успеха они имели у народов Хаси и Джайнтия , которые имели более тесные торговые и культурные связи с жителями равнин. Миссионеры также не смогли проникнуть на территорию нынешнего Аруначал-Прадеша, где люди сохранили свои буддийские или местные верования. [18] Церковь создала образованную элиту, бросившую вызов авторитету вождей и районной администрации.К 1930 году эта элита начала призывать к конституционной реформе. [17]
Сепаратистские движения
[ редактировать ]Когда обсуждалась политическая структура независимой Индии, британцы были склонны держать племенные народы исключенных и частично исключенных территорий отдельно от жителей равнин, тем самым сея семена сепаратистских проблем, которые до сих пор отравляют этот регион в социальном и в большей степени. экономически. Но такие индейцы, как Рохини Кумар Чаудхури, хотели, чтобы они были частью единого штата Ассам, чтобы они могли ассимилироваться с культурой равнин. [19] Лидеры горных жителей не согласились с этим и хотели сохранить отделение от неплеменных людей. [20] Лидер кхаси Дж. Дж. Николс-Рой был самым видным представителем образованной элиты, выступая за автономию горных районов Ассама во время независимости.Его Национальная конференция Кхаси поддерживала контакты с аналогичными организациями, такими как Национальная конференция Гаро, Союз Мизо и Национальный совет наг.В ответ конституционный план определил, что окружные советы будут заниматься делами племен в горных округах, которым будут подчиняться вожди. [17] Шестое приложение к Конституции Индии предусматривает, что племенные территории в Ассаме, Мегхалае, Трипуре и Мизораме будут управляться как автономные округа или регионы.Пятое приложение применяется к запланированным территориям в других частях Индии.Ни один из этих графиков не применим ни к холмистым районам Манипура, где все люди принадлежат к племенам, ни к племенам равнин Ассама. [21]
Движение «Горное государство» развернулось на холмах Гаро и Хаси. [22] Движение возникло на встрече в Шиллонге 16–17 июня 1954 года, созванной капитаном Уильямсоном Сангмой из окружного совета Гаро-Хиллз для обсуждения создания отдельного горного штата и внесения поправок в Шестое приложение. [23] Все участники были против попытки навязать ассамский язык государственным. [24] Представители объединенных холмов Микир, Северный Качар и холмов Лушай хотели остаться в составе Ассама, но с большей автономией, в то время как представители общин Хаси, Джайнтия и Гаро хотели создать отдельный штат или штаты. [23] В Национальном совете нагов доминировали сепаратисты. [17] Лидер нагов Ангами Запу Физо не участвовал в движении Горного государства, поскольку он добивался независимости только Нагаленда. [23]
Лидер кхаси преподобный Б.М. Пью (1897–1986) написал в своей автобиографии 1976 года: «Итак, мы агитировали за отделение от Ассама, за отдельное государство для горных жителей… Мы чувствовали, что Комиссия [по реорганизации штата] сделала это». не хотели создавать штат только для горных районов, так как боялись, что он будет непохож на все другие штаты Индии — что это будет христианский штат». [25] Далее Пью утверждал, что единое большое горное государство, включающее территории нынешних Мегхалая, Нагаленд, Аруначал, Мизорам и районы холмов Микир и Норт-Кашар, было бы гораздо более жизнеспособным, чем фактически созданные мини-государства, сепаратистские движения не получили бы развития, и племенные люди раньше психологически и культурно интегрировались бы с остальной частью Индии. [26] Пью был умеренным.Более радикальные хаси, такие как Уиклифф Сием, не могли смириться с потерей независимости штатов хаси и после попытки получить поддержку сепаратистского дела в Организации Объединенных Наций отправились в изгнание в Бангладеш. [26]
Ассамский язык стал официальным языком штата Ассам в 1960 году, что побудило неассамцев искать отдельные штаты. [27] В 1972 году ассамский язык стал средством образования во всем штате Ассам, что привело к требованиям со стороны жителей Хаси-Джайнтии и Гаро-Хиллз о создании штата Мегхалая. [28] В 1960 и 1972 годах произошли жестокие беспорядки, организованные горными племенами, выступавшими против ассимиляции ассамцев, которые требовали отделения от Ассама как отдельных штатов в составе Индийского Союза. [29] Нагаленд стал независимым государством от части Ассама в 1963 году. [2] Мегхалая, Манипур и Трипура стали штатами в 1972 году. [30] Аруначал-Прадеш получил статус штата в 1975 году, а Мизорам — в 1987 году. [2]
Конфликты после разделения
[ редактировать ]В новых горных штатах было много ожесточенных столкновений между неплеменными и племенными общинами, которые на длительный период нарушали нормальную жизнь, принося трудности всем гражданам штата. [29] Были предприняты различные попытки разрешить часто ожесточенную борьбу между государством и горными племенами посредством соглашений, с разной степенью успеха. [31] Почти все этнические группы рассредоточены по разным местам, а не живут на одной концентрированной территории, поэтому территориальное объединение может быть достигнуто только путем перекройки границ и лишения избирательных прав некоторых жителей. [32] Большинство мирных соглашений гарантируют культурные права и включают положения, позволяющие повстанцам разоружиться и получить помощь в возвращении к гражданской жизни.Часто капитуляция и разоружение были неполными, а гарантии культурных прав не были полностью реализованы из-за межплеменных конфликтов и потенциального нанесения вреда другим группам.Соглашения обычно устанавливают систему представительства на территориальной или этнической основе. [33] Часто соглашения имели тенденцию уменьшать или разрушать авторитет подписавшей организации, которая затем заменялась более воинственными группами, не входившими в соглашение.Такая картина наблюдалась в Нагаленде, Манипуре (Нагас), Ассаме (племя равнины Бодо) и Трипуре. [34]
По состоянию на 2005 год племенные жители политически доминировали над жителями равнин в горных штатах, но жители равнин контролировали значительную часть экономики, особенно вторичные и третичные экономические занятия. [35] Указывая в качестве примера на доминирование бенгальцев в Трипуре, племенные вожди других горных штатов требуют ограничений на деятельность лиц, не принадлежащих к племени, как это разрешено Шестым приложением.В каждом штате также существует напряженность между различными племенными группами, где более развитые племена рассматривают менее развитые как недостаток, и оба видят дальнейшее разделение как решение.Примером может служить движение за создание отдельного « Гароланда » от Мегхалаи. [36] В 1995–2005 годах произошли ожесточенные столкновения между нагами и кукисами, между кукисами и тамилами в Море, а также между пангалами и метеисами. В этот период Хмар продолжали агитировать за присоединение к Мизораму.Однако для решения проблем было сделано мало, и мирные соглашения не были подписаны. [37]
Полиция штата и спецназ участвовали в борьбе с повстанцами, но главными действующими лицами были национальные силы. [38] В период с 1992 по 2001 год в ходе повстанческих и террористических конфликтов на северо-востоке Индии, включая равнины и холмы, погиб около 12 181 человек.Больше всего пострадал Ассам (4443 человека), за ним следуют Манипур (3006), Трипура (2633), Нагаленд (1802), Мегхалая (140), Аруначал-Прадеш (134) и Мизорам (23). [39] Сообщается, что повстанческие группировки получили оружие в результате торговли незаконными наркотиками и воровства у вооруженных сил.Правительство обвинило Бангладеш и Пакистан в поставках оружия, а источниками могут быть также Китай и южный Таиланд. [40] Цели многих повстанческих групп неясны, но в основном преступны. [41]
Кажется маловероятным, что Индийский Союз согласится на образование каких-либо новых штатов в северо-восточном регионе, но они могут согласиться на формирование дальнейших автономных советов развития. [42] Примером может служить Тива (Лалунг) в Ассаме, этнической группе, которой было разрешено представительство в автономном совете, но не было территориального совета, который бы управлял территорией, определенной как принадлежащая группе. [43] Автономный совет мог бы попытаться создать прилегающую территорию, которая могла бы быть признана в соответствии с Шестым приложением. [44] Основная проблема заключается в том, что племенные люди хотят развития, но боятся, что это приведет к ассимиляции неплеменных людей и потере идентичности, которую они не смогли преодолеть. [45]
Упадок вахтового земледелия
[ редактировать ]Сменное культивирование, известное как адиабик в Аруначал-Прадеше и джхум в Ассаме и Трипуре, представляет собой древний метод земледелия в тропиках и субтропиках. [46] Это устойчивый способ использования лесных ресурсов в районах с низкой численностью населения. [47] Однако исследования, проведенные на Филиппинах, в Африке и Индии, показали, что в джхуминге могут проживать только около 6 человек на 1 квадратный километр (0,39 квадратных миль). [48] Из 19 племенных общин в Трипуре все, кроме бхутиа и чамалов, практикуют вахтовое земледелие, и почти 40% полностью полагаются на эту форму земледелия.Как и везде, джхуминг включает в себя расчистку участка лесной земли на склоне холма, обработку его в течение года или около того, а затем предоставление ему возможности восстановиться в течение нескольких лет. [47] В 1987 году население Джумиа в Трипуре составляло 288 390 человек. [49]
При традиционном джхуминге выбирается участок с густым зарослем бамбука или довольно густым вторичным зарослем и размечаются участки для выращивания. [50] Вокруг территории сохранились участки девственного климаксного леса в виде священных рощ. [51] Землю расчищают, за исключением нескольких крупных деревьев, которые прореживают, а срезанную растительность раскладывают для просушки, защищая почву в этот период.Затем его сжигают непосредственно перед началом дождей, а золу смывают в почву, чтобы обеспечить удобрение для таких культур, как зерновые, бобовые, семена масличных культур, овощи и волокнистые культуры. [49] Урожай охраняют и пропалывают по мере его роста, а затем собирают его общими усилиями.Затем землю оставляют под паром на 20–25 лет. [52] Различные мероприятия обеспечивают быстрое возобновление лесов и восстановление плодородия почв. [51] Традиционные джхумеры также собирают продукты дикого леса, охотятся, ловят рыбу и изготавливают инструменты и занимаются ремеслами.Их культура делает упор на сохранение леса, от которого они зависят. [51]
Между 1901 и 1991 годами наблюдался взрывной рост населения Трипуры, особенно после 1941 года, в основном вызванный бенгальскими индуистскими мигрантами, спасавшимися от насилия.Пришельцы поселились на землях традиционных фермеров, которые вытеснили их дальше вглубь страны, практически не прилагая усилий для контроля над ситуацией до 1958 года. [53] Миграция возобновилась в 1963 году из-за беспорядков в Восточном Пакистане, а также в 1971 году во время освободительной войны в Бангладеш.Мигранты, привыкшие к сочетанию занятости и оседлого земледелия, начали практиковать джхуминг для получения дополнительного дохода, и к 2000 году на их долю приходилось более 80% джхуминга в Трипуре.Они использовали короткий паровой цикл продолжительностью 3–5 лет и не смогли следовать многим важным природоохранным практикам традиционного джуминга . [54] В то же время государственная администрация создала заповедные леса и охраняемые территории дикой природы, а также выделила большие участки первичных вечнозеленых лесов для лесного хозяйства и других целей, что значительно сократило площадь земель, доступных для вырубки , и привело к значительному сокращению циклов использования пара. [55]
В период с 1972 по 1985 год площадь джумадов в Трипуре упала с 1500 до 759 квадратных километров (с 579 до 293 квадратных миль).К 1981 году доход почти всех домохозяйств джумия зависел от занятости.Социальная структура сообщества рухнула, и молодые люди стали участвовать в коммерческой, иногда незаконной, эксплуатации лесных ресурсов.Это оказало огромное давление на экологию леса. [55] Были предприняты некоторые усилия по расселению джхумиа на равнинах или по оказанию им помощи в адаптации к работе на плантациях кофе, черного перца, каучука, бетеля, катала и апельсинов. [56]
Штаты
[ редактировать ]В каждом горном штате проживает несколько племен, хотя источники расходятся во мнениях относительно их численности, а некоторые племена живут более чем в одном штате или стране. [57] По состоянию на 2005 год процент населения, принадлежавшего к зарегистрированным племенам в семи восточных штатах, составлял: [57]
- Мизорам: 94,75%
- Нагаленд: 87,70%
- Мегхалая: 85,53%
- Аруначал-Прадеш: 63,66%
- Манипур: 34,41%
- Трипура: 30,94%
- Ассам: 12,69%
Мизорам
[ редактировать ]Мизорам был районом Ассама под властью британцев. [22] Он расположен между Бангладеш на западе и Мьянмой на юге и востоке.Он граничит с Трипурой на северо-западе, Ассамом на севере и Манипуру на северо-востоке.Это гористый регион с холмами, идущими с севера на юг, самые высокие на востоке.Средняя высота холмов составляет около 900 метров (3000 футов), самая высокая вершина - Пхавнгпуи (Голубая гора) - 2210 метров (7250 футов). [58]
Около 95% населения имеет различное племенное происхождение, которое поселилось в штате, в основном из Юго-Восточной Азии , в результате волн миграции, начавшейся примерно в 16 веке, но в основном в 18 веке. [59] Это самая высокая концентрация племенного населения среди всех штатов Индии.Народ Мизо находится под защитой как зарегистрированное племя. [60] Термин мизо используется для определения общей этнической принадлежности и охватывает различные родственные народы, заявляющие о своем происхождении от Синлунга, мифической скалы к северу от штата Шан в Мьянме.К ним относятся Кхиангте , Рентлей , Лавитланг , Зоте , Тик , Ральте , Кховбунг , Лусей и т. д. [61]
Союз Мизо воздержался от движения горных штатов, а затем присоединился к Национальному фронту Мизо, поддержанному бывшими вождями и требовавшему создания отдельного штата Мизо. [22] Во время голода 1958–59 годов индийский штат не смог оказать помощь горцам, и это пренебрежение привело к вооруженному восстанию Мизо. [62] Мизорам был отделен от Ассама как территория Союза в 1972 году. [58] Соглашение Мизо 1986 года, достигнутое после тщательных консультаций в рамках мирного процесса, оказалось относительно успешным. [31] Меморандум о взаимопонимании между правительством Индии и Национальным фронтом Мизо привел к созданию штата Мизорам. [31] Мизорам стал 23-м штатом Индии в феврале 1987 года. [58]
Движение Мизо сначала было основано на создании государства на основе общего географического положения, а не государства для большинства этнической группы Лушай.Однако многие группы, не принадлежащие к Лушай, были упущены из виду в Мизо-соглашении, и Брус и Хмарс начали требовать создания автономных районных или региональных советов. [43] Позже правительство штата Мизорам и Народный съезд Хмара после девяти раундов переговоров пришли к соглашению. [31] Меморандум об урегулировании 1994 года между правительством штата Мизорам и Народным съездом Хмара привел к формированию Совета развития холмов Синлунг (в 2018 году он был изменен на Совет холмов Синлунг). [42] Правительству Мизорама потребовалось тринадцать раундов переговоров, чтобы прийти к соглашению с Фронтом национального освобождения Брю. [31]
Совет Чакма автономного округа для народа Чакма , Совет Лайского автономного округа для народа Лай и Совет автономного округа Мара для народа Мара - это три совета автономного округа в Мизораме. [ нужна ссылка ]
Нагаленд
[ редактировать ]Нагаленд расположен между Мьянмой на востоке и Ассамом на западе. Он примыкает к Аруначал-Прадешу на севере и Манипуру на юге. Нагаленд в основном гористый, за исключением районов, граничащих с Ассамом, которые составляют 9% площади штата. Гора Сарамати — самая высокая вершина, высота которой составляет 3840 метров (12600 футов).Его ареал образует естественный барьер между Нагалендом и Мьянмой. [63]
По состоянию на 2011 год население штата составляло 1 978 000 человек. [64] Нагаленд — один из трех штатов Индии, население которых в основном христианское , остальные — Мегхалая и Мизорам. [65] Жители Нагаленда, которых все вместе называют нага, на самом деле представляют собой несколько очень разных племен с непонятными друг другу языками. [66] Нагаленд является домом для 16 племен: ангами-нага , ао-нага , чакхесанг-нага , чанг-нага кхиамниунган , коньяк , лота -нага пхом , почури , ренгма -нага , сангтам-нага , суми-нага , йимкхиунг , май димаза , . кели и куки , [67] Есть также члены Наги Ронгмей . [ нужна ссылка ] У каждого племени свои обычаи, язык и одежда. [67]
Национальный совет нагов (ННС) был сформирован в феврале 1946 года для борьбы за автономию Нагаленда. [68] Нагам была предоставлена возможность оставаться отдельно от Индии в качестве коронной колонии, но они оставили это в покое.После 1947 года они продолжали добиваться автономии. [69] В 1957 году пограничное подразделение Туэнсанг Северо-Восточного пограничного управления было объединено с районом Нага-Хиллз и образовало район Нага-Хиллз-Туэнсанг, который в 1963 году стал штатом Нагаленд. [70] Съезд народа наг собирался в течение трех лет, чтобы сформулировать требования, которые привели к заключению Соглашения из шестнадцати пунктов 1960 года. [31] Это соглашение с правительством Индии привело к образованию штата Нагаленд. [42] Соглашение из шестнадцати пунктов не учитывало Национальный совет нагов, который в то время был подпольной организацией. [71] После долгих переговоров в декабре 1963 года Нагаленд стал штатом. [69] Соглашение о границе между Бирмой и Индией 1967 года окончательно закрепило границу между двумя странами, пройдя с севера на юг через страну нагов. [72]
Национальный совет нагов подписал Шиллонгское соглашение 1975 года . [68] ННС был дискредитирован после подписания соглашения. [31] Более воинственный Национал-социалистический совет Нагаленда (NSCN) отделился от NNC в 1987 году. [68] Национал-социалистический совет Нагаленда стал самой могущественной силой в штате. [31] В 1988 году эта группа, в свою очередь, распалась на NSCN (Исаак-Муива) и NSCN (Кхапланг).По состоянию на 2011 год эти две группы согласились на прекращение огня и вели переговоры с правительством Индии. [73] Считается, что Нагаленд обладает значительными запасами нефти.Наги хотят заверений в том, что добыча нефти не нанесет ущерба окружающей среде, и что, если они будут вынуждены переехать, они получат землю, а также деньги в качестве компенсации. [40]
Мегхалая
[ редактировать ]Мегхалая ранее была частью Ассама , но 21 января 1972 года районы Гаро, Кхаси и холмы Джаинтия стали новым штатом Мегхалая. [74] Мегхалая, объединяющая округа Хаси-Джайнта и Гаро, была единственным государством, состоящим более чем из одного округа, и уже в 1975 году между Хаси и Гаро возникла напряженность. [22] Мегхалая граничит на юге и западе с Бангладеш, а на севере и востоке с Ассамом. [75] Штат является самым влажным регионом Индии: в среднем выпадает 12 000 мм (470 дюймов) осадков в год. [76] Из-за пересеченной местности британские имперские власти назвали этот регион «Шотландией Востока». [74] Штат покрыт экорегионом субтропических лесов Мегхалая. Его горные леса отличаются от низинных тропических лесов на севере и юге. [74] По состоянию на 2001 год около 70% территории штата было покрыто лесами. [77]
По состоянию на 2005 год около 85,53% населения Мегхалаи были членами зарегистрированных племен. [57] Английский является официальным языком. Другие основные языки, на которых говорят, включают кхаси , гаро , пнар , биате , хаджонг , ассамский и бенгали . [74] В отличие от многих индийских штатов, Мегхалая исторически придерживалась матрилинейной системы, в которой происхождение и наследование прослеживаются через женщин; младшая дочь наследует все богатство и также заботится о своих родителях. [74] Экономика в основном аграрная, со значительной коммерческой лесной промышленностью. Важными сельскохозяйственными культурами являются картофель, рис, кукуруза, ананасы , бананы, папайя, специи и т. д. Штат геологически богат полезными ископаемыми, но не имеет значительных промышленных предприятий. [74]
Аруначал-Прадеш
[ редактировать ]Аруначал-Прадеш , ранее называвшийся Северо-восточным пограничным агентством , находится на крайнем северо-востоке Индии. Он граничит с Ассамом и Нагалендом на юге, Бутаном на западе, Мьянмой на востоке и отделен от Китая на севере линией Мак-Магона .Эта линия была согласована в 1914 году между тибетским правительством и британским колониальным правительством, но не была принята китайцами.Во время китайско-индийской войны 1962 года китайцы оккупировали большую часть Аруначал-Прадеша, но в ноябре 1962 года отошли на позиции за линией Мак-Магона.Северо-восточное пограничное агентство стало союзной территорией Аруначал-Прадеша 20 января 1972 года. [ нужна ссылка ] Аруначал-Прадеш был образован из приграничных районов в целях административного удобства, с гораздо меньшей политической активностью населения, чем где-либо еще на северо-востоке. [16] Аруначал-Прадеш стал штатом 20 февраля 1987 года.
Аруначал-Прадеш занимает часть Гималаев, самая высокая точка которого составляет 7000 метров (23000 футов).Местность изрезана речными долинами, в том числе долинами рек Каменг , Субансири , Сианг (Брахмапутра), Дибанг , Лохит и Дихинг .Климат варьируется от влажного субтропического в низинах до альпийского на возвышенностях.Экономика в основном основана на сельском хозяйстве, при этом племенные группы практикуют вахтовое земледелие .Лесная продукция также важна.Имеется большой гидроэнергетический потенциал.
По состоянию на 2005 год около 63,66% населения составляли члены зарегистрированных племен. [57] Остальные - в основном иммигранты из Бенгалии или пояса хинди .В штате проживают различные тибето-бирманские племена. Люди монпа живут недалеко от границы с Бутаном на западе, люди тани и мишми в центре, люди джинпо , наги и лису в районе, граничащем с Мьянмой на востоке, и люди нага в районе, граничащем с Нагалендом на юге. На границах имеются переходные зоны, где народы бугун , хрусо , миджи и шердукпен образуют культурные «буферы» между тибетскими буддийскими племенами и горными племенами Тани. Кроме того, по всему штату разбросаны изолированные народы.
Манипур
[ редактировать ]Манипур граничит с Мьянмой на юго-востоке и востоке, Нагалендом на севере, Ассамом на западе и Мизорамом на юге.Около 90% территории занимают горы, окружающие центральную долину, спускающуюся на юг.Леса, в основном открытые, покрывают 77,4% территории штата. [78] Около 70% населения Манипура зависит от сельского хозяйства.Ручное ткачество - важная кустарная промышленность. [78]
История Королевства Манипур восходит к 33 году нашей эры. [78] Британцы объявили Манипур «подчиненным местным штатом» в 1891 году, а в 1907 году заявили, что горные жители зависят от махараджи Манипура. [20] Манипур был ареной восстания Куки 1917–1919 годов, когда куки на холмах вели упорную партизанскую войну против британцев и уступили только тогда, когда британцы пригрозили полностью разрушить их поселения. [79] В 1947 году Манипур принял конституцию, которая предусматривала всеобщее избирательное право для взрослых и налагала ограничения на власть короля.Также в 1947 году король подписал Акт о присоединении к Индии, который вступит в силу в 1949 году. [80]
Хиджам Иработ Сингх (1896–1951) выступил против слияния Манипура с Индией и предложил создать республику Пурбанчал, которая включала бы Манипур, Трипуру, Качар и холмы Мизо.В него также войдет долина Кабау , которая была передана Мьянме. [81] 15 октября 1949 года Манипур стал частью Индийского Союза как часть штата «С». [78] В 1956 году она стала союзной территорией. [80] В 1972 году Манипур стал полноценным штатом. [78] Манипур не был включен в Восьмой список до 1992 года. [80]
По состоянию на 2005 год около 34,41% населения составляли члены зарегистрированных племен. [57] В число горных племен Манипура входили племена нагов в районах, прилегающих к Нагаленду, а также племена куки и мизо в районах, прилегающих к Мизораму.Общие термины «Нага» и «Куки» в первом списке племен списка не были приняты племенами, которые настояли на изменении списка в 1965 году, в соответствии с которым они обозначались своими именами.Только племя Таду сохранило имя Куки. [20]
Мейтеи составляют этническую группу большинства в Манипуре , но занимают лишь десятую часть земли, и им не разрешается покупать землю в горных районах.Напротив, горные племена могли покупать землю, и, как было запланировано, у племен было больше возможностей для трудоустройства в государственном секторе.Это привело к тому, что мейтейи отреагировали возрождением своей традиционной культуры и религии, протестуя против присутствия и особых полномочий вооруженных сил в этом районе, а также сформировав воинствующие сепаратистские группы, связанные с другими такими группами в Мьянме и Северо-Восточной Индии. [80] В их число входили Объединенный фронт национального освобождения, Народно-освободительная армия и Народно-революционная партия Канглейпака, которые вели городскую или полугородскую партизанскую войну в долине Импхал. [41]
Столкнувшись с одновременными восстаниями на равнинах и куки в горных районах, в 2008 году индийская армия подписала соглашение о приостановке операций с восемью группами куки в надежде, что их можно будет использовать против групп повстанцев в долине. [41] Активные группы в Манипуре в 2009 году включали Народно-революционную партию Канглейпака, фракцию Военного совета Коммунистической партии Канглейпака, Объединенный народный фронт освобождения, Народно-освободительную армию и Революционную армию Куки.Районы, граничащие с Нагалендом, пострадали от Национал-социалистического совета Нагаленд-Исак-Муива (NSCN-IM). [82]
Трипура
[ редактировать ]Княжеский штат Трипура включал холмы нынешнего штата Трипура и равнины Чакла Рошанабад, ныне часть Бангладеш. [20] Холмы были населены коренными племенами, мигрантами из Мьянмы и горного района Читтагонг , а также лушейсов на границе с Мизорамом. [83] После раздела Индии большая часть индуистских бенгальцев княжеского государства перебралась в индийскую область холмов Трипура, где они поселились на землях, используемых племенами для вахтового земледелия, и стали доминировать в политике. [84] Многие бенгальцы-мусульмане Трипуры уехали в Восточный Пакистан. [85]
Шибани Кинкар Чаубе писал о Трипуре в 1975 году: «После раздела бенгальцы намного превосходили численностью племена, которые находятся на жалкой стадии борьбы за выживание, выражающейся в периодическом насилии и левой политике». [16] В 1988 году одна фракция Национальных добровольцев Трипуры подписала Меморандум о взаимопонимании с правительством штата Трипура и правительством Индии.Однако другие фракции сформировали несогласный Фронт национального освобождения Трипуры и Все-Трипурские силы тигра, которые действовали по состоянию на 2008 год. [31] По состоянию на 2005 год около 30% населения были членами зарегистрированных племен. [57] Между племенными и неплеменными народами Трипуры продолжались конфликты. [86]
Ассам
[ редактировать ]Ассам покрывает равнины верхней части поймы реки Брахмапутра , которая течет с востока на запад, прежде чем войти в Бангладеш, где поворачивает на юг.Юг штата включает равнины бассейна реки Барак .Эта река берет начало на холмах Манипура и течет на юг через горы Манипура до Типаймука , где делает крутой поворот и течет на север вдоль границы Манипура-Ассама до Джиримата возле Лакхипура , затем на запад через район Качар в Ассаме, прежде чем войти в Бангладеш. [87] Бассейны Брахмапутры и Барака разделены холмами Карби-Англонг и Норт-Качар .
Основной этнической группой в плодородной долине Брахмапутры являются в основном индуистские ассамцы .Во время раздела Индии в районе Качар в Ассаме доминировали бенгальцы, и по всей долине Брахмапутры проживало большое бенгальское население, пополняемое индуистскими беженцами из Восточного Пакистана. [85]
По состоянию на 2005 год около 12,69% населения были членами зарегистрированных племен.Это выше, чем в среднем по стране (8%). [57] В его состав входят равнинные племена, такие как народ бодо , которые также выступают за автономию. [с] Продолжаются сепаратистские движения горных племен Ассама на холмах Северный Качар и Карби Англонг. [29] В 2009 году в состав повстанческих группировок в Ассаме входили Объединенный фронт освобождения Асома, Фронт освобождения холмов Северной Каролины Карби Лонгри и группа «Черная вдова». [82]
Сикким
[ редактировать ]Сикким находится в восточных Гималаях, граничит с Непалом на востоке, Тибетом на севере, Бутаном на востоке и Западной Бенгалией на юге. В зависимости от высоты климат варьируется от субтропического до альпийского. Самая высокая вершина - Канченджанга , высота 8586 метров (28 169 футов), третья по высоте в мире.
Первый король Бхутия из династии Намгьял был установлен в Сиккиме в 1642 году.В последующие годы в восточных Гималаях был основан «Большой Сикким». [ нужна ссылка ] После 1700 года королевство пришло в упадок. [ нужна ссылка ] Оставшаяся часть королевства была разделена между Китаем и Великобританией в 1890 году по соглашению, подписанному в Калькутте. [ нужна ссылка ] В 1950 году Сикким стал протекторатом независимой Индии. [ нужна ссылка ] Монархия была свергнута в 1975 году, и Сикким стал 22-м штатом Индии. [ нужна ссылка ] Сикким стал восьмым штатом Северо-Восточного совета в 2002 году. [3]
Официальными языками являются английский , непальский , сиккимский и лепча . [88] Дополнительные языки включают гурунг , лимбу , магар , мукхия , невари , рай , шерпа и таманг . [89] Основная религия — индуизм , исповедуемый непальцами, за ним следует буддизм , исповедуемый тибетцами и бхутиями. [90] Экономика Сиккима во многом зависит от сельского хозяйства.Культуры включают рис, кукурузу, чай, соевые бобы, имбирь, апельсины, груши, картофель, помидоры и кардамон. Туристы, привлеченные горными пейзажами, также являются источником дохода.Штат имеет самый высокий заработок на человека среди северо-восточных штатов. [91]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Термины « племя » и «племена» используются в этой статье и в связанной с ней литературе вместо слова «народ», несмотря на то, что они несколько противоречивы с современными антропологами из-за политических и экономических преимуществ признания зарегистрированными племенами в Индии. .
- ^ «Горные люди» — это люди, которые сейчас живут на холмах, хотя в другое время своей истории они, возможно, жили на равнинах. Их самоидентификация как «народа» может основываться на сложном сочетании традиций, властных отношений и стремлений. [1]
- ^ Народ Бодо признан равнинным племенем в соответствии с Шестым приложением.Союз студентов Все-Бодо (ABSU) подписал Меморандум об урегулировании с правительством штата Ассам в 1993 году, в результате чего был образован Автономный совет Бодоленда. [42] Не все ее члены поддержали соглашение.Некоторые разоружились, как было согласовано, но другие сформировали отколовшиеся «Тигры освобождения Бодо». [31] Юрисдикция Автономного совета Бодо должна была основываться на этнической принадлежности, но оказалось сложно определить, какие этнические группы проживают в каждом районе, и бодо использовали силу, чтобы изгнать другие этнические группы из деревень, которые они хотели. [33] В 2003 году было подписано соглашение с «Тиграми освобождения Бодо», но оно не включало более сильный Национальный демократический фронт Бодоланда (НДФБ). [43]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Минакси Блессед-Рушевей и Андреа Лаузер 2013 , стр. 192.
- ^ Jump up to: а б с д Знаменитая история .
- ^ Jump up to: а б Сикким станет восьмым... 2002 .
- ^ Минакси Блессед-Рушевей и Андреа Лаузер 2013 , стр. 195.
- ^ Jump up to: а б Кумар 2005 , с. 199.
- ^ Рамматот Хонгрейво 2009 , с. 447.
- ^ Скотт 2009 , с. 8.
- ^ Карлссон 2013 , стр. 324.
- ^ Карлссон 2013 , стр. 327.
- ^ Нитьянандский халифат 2011 , с. 1354.
- ^ Минакси Блессед-Рушевей и Андреа Лаузер 2013 , стр. 194.
- ^ Рамматот Хонгрейво 2009 , с. 448.
- ^ Рамматот Хонгрейво 2009 , стр. 445–446.
- ^ Jump up to: а б Кумар 2005 , с. 200.
- ^ Шибани Кинкар Чаубе 1975 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б с д Шибани Кинкар Чаубе 1975 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б с д и Шибани Кинкар Чаубе 1975 , с. 196.
- ^ Кумар 2005 , с. 201.
- ^ Кумар 2005 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б с д Кумар 2005 , с. 204.
- ^ Кумар 2005 , с. 210.
- ^ Jump up to: а б с д Шибани Кинкар Чаубе 1975 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б с Кумар 2005 , с. 211.
- ^ Кумар 2005 , с. 212.
- ^ Карлссон 2013 , стр. 327–328.
- ^ Jump up to: а б Карлссон 2013 , стр. 328.
- ^ Сварна Раджагопалан 2008 , с. 46.
- ^ Сварна Раджагопалан 2008 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с Кумар 2005 , с. 197.
- ^ Сварна Раджагопалан 2008 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сварна Раджагопалан 2008 , с. 30.
- ^ Сварна Раджагопалан 2008 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Сварна Раджагопалан 2008 , с. 31.
- ^ Сварна Раджагопалан 2008 , с. 38.
- ^ Кумар 2005 , с. 214.
- ^ Кумар 2005 , с. 215.
- ^ Сварна Раджагопалан 2008 , с. 34.
- ^ Нитьянандский халифат 2011 , с. 1355.
- ^ Нитьянандский халифат 2011 , с. 1357.
- ^ Jump up to: а б Нитьянандский халифат 2011 г. , с. 1363.
- ^ Jump up to: а б с Нитьянандский халифат 2011 г. , с. 1360.
- ^ Jump up to: а б с д Сварна Раджагопалан 2008 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Сварна Раджагопалан 2008 , с. 37.
- ^ Сварна Раджагопалан 2008 , с. 44.
- ^ Кумар 2005 , с. 216.
- ^ Гупта 2000 , стр. 605–606.
- ^ Jump up to: а б Гупта 2000 , с. 606 .
- ^ Гупта 2000 , с. 620 .
- ^ Jump up to: а б Гупта 2000 , с. 608 .
- ^ Гупта 2000 , с. 607 .
- ^ Jump up to: а б с Гупта 2000 , с. 610 .
- ^ Гупта 2000 , с. 609 .
- ^ Гупта 2000 , с. 611 .
- ^ Гупта 2000 , с. 612 .
- ^ Jump up to: а б Гупта 2000 , с. 613 .
- ^ Гупта 2000 , с. 622.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кумар 2005 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б с Барех 2001 , с. 1.
- ^ Ллойд 1991 .
- ^ Демографический статус 2011 .
- ^ Вантуама Хаутинхума и
- ^ Карлссон 2013 , стр. 329.
- ^ Пракаш 2006 , стр. 2180–81.
- ^ Наяк 2013 , с. 3.
- ^ Перепись 2001 года: Религия .
- ^ Кумар 2005 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Наяк 2013 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Нитьянандский халифат 2011 г. , с. 1361.
- ^ Jump up to: а б Кумар 2005 , с. 208.
- ^ Рамматот Хонгрейво 2009 , с. 439.
- ^ Сварна Раджагопалан 2008 , с. 36.
- ^ Рамматот Хонгрейво 2009 , с. 438.
- ^ Нитьянандский халифат 2011 , с. 1362.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Каминский и Лонг 2011 , стр. 455–459.
- ^ Мегхалая: Обитель облаков .
- ^ Мегхалая: Обитель облаков , с. 3.
- ^ Мегхалая и ее леса .
- ^ Jump up to: а б с д и Манипур (ИМФАЛ) .
- ^ Дон Морган Кипген .
- ^ Jump up to: а б с д Сварна Раджагопалан 2008 , с. 33.
- ^ Нитьянандский халифат 2011 , стр. 107-1. 1359–60.
- ^ Jump up to: а б Нитьянандский халифат 2011 г. , с. 1356.
- ^ Кумар 2005 , стр. 204–205.
- ^ Кумар 2005 , с. 213.
- ^ Jump up to: а б Шибани Кинкар Чаубе 1975 , с. 194.
- ^ Кумар 2005 , стр. 213–214.
- ^ Бассейн Барак .
- ^ Законопроект об официальных языках Сиккима, 1977 г. .
- ^ 50-й отчет ... Языковые меньшинства .
- ^ Религии Сиккима .
- ^ Сикким, Первый 100% органический штат.. .
Источники
[ редактировать ]- 50-й доклад Комиссара по делам языковых меньшинств в Индии (PDF) , 16 июля 2014 г., стр. 109, заархивировано из оригинала (PDF) 02 января 2018 г. , получено 7 июля 2019 г.
- Бассейн Барак , Отдел систем водных ресурсов, Национальный институт гидрологии, заархивировано из оригинала 15 мая 2017 г. , получено 9 июля 2019 г.
- Барех, Гамлет (2001), Энциклопедия Северо-Восточной Индии: Мизорам , Mittal Publications, ISBN 978-81-7099-792-4 , получено 6 июля 2019 г.
- Население всей Индии и общая численность населения ST (мужчины и женщины) (перепись 2011 г.) (PDF) , Министерство по делам племен, 2013 г. , получено 6 июля 2019 г.
- Население по религиозным общинам , перепись населения Индии , данные получены 6 июля 2019 г.
- Донн Морган Кипген, Великое восстание Куки 1917-1919 годов: его реальное значение (с разрешения: The Sangai Express , получено 8 июля 2019 г.)
- «Известная история и историческая информация о Северо-Восточной Индии» , North-east-india.com , получено 6 июля 2019 г.
- Гупта, AK (декабрь 2000 г.), «Смена культивирования и сохранения биологического разнообразия в Трипуре, Северо-Восточная Индия», Human Ecology , 28 (4), Springer: 605–629, doi : 10.1023/A:1026491831856 , JSTOR 4603374 , S2CID 153323209
- Каминский, Арнольд П.; Лонг, Роджер Д. (2011), Индия сегодня: энциклопедия жизни в республике , ISBN 978-0313374623
- Карлссон, Бенгт Г. (2013), «Уклонение от государства: этническая принадлежность в Северо-Восточной Индии через призму Джеймса Скотта», Азиатская этнология , 72 (2, Проведение политики идентичности и культуры в Северо-Восточной Индии и за ее пределами), Университет Нанзан: 321– 331, JSTOR 23595482
- Хаутинхума; Вантуама (26 апреля 1947 г.), Меморандум, представленный правительству Его Величества, правительству Индии и ее Учредительному собранию через Консультативный подкомитет Союза Мизо , верная копия через Zogam.org, заархивировано с оригинала 07 февраля 2012 г. , получено 6 июля 2019 г.
- Кумар, Нихлеш (май – август 2005 г.), «Политика идентичности в общинах горных племен на северо-востоке Индии», Социологический бюллетень , 54 (2), Индийское социологическое общество: 195–217, doi : 10.1177/0038022920050203 , JSTOR 23620497 , S2CID 147920779
- Ллойд, Дж. М. (1991), История церкви в Мизораме: Жатва на холмах , Айзол, Мизорам: Издательский совет Синода, OCLC 29798339
- «Манипур (ИМФАЛ)» , Knowindia.gov.in , заархивировано из оригинала 21 августа 2017 г. , получено 8 июля 2019 г.
- Минакси Баркатаки-Рушевейх; Андреа Лаузер (2013), «Введение редактора: реализация политики идентичности и культуры в северо-восточной Индии и за ее пределами», азиатская этнология , 72 (2, реализация политики идентичности и культуры в северо-восточной Индии и за ее пределами), Университет Нанзан: 189–197, JSTOR 23595475
- Мегхалая: Обитель облаков (PDF) , IBEF: India Brand Equity Foundation, март 2013 г., заархивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2013 г.
- Мегхалая и ее леса , Департамент лесов и окружающей среды, правительство Мегхалаи, 2012 г., заархивировано из оригинала 22 августа 2014 г. , получено 7 июля 2019 г.
- Наяк, Пурушоттам (12 октября 2013 г.), Некоторые факты и цифры о достижениях в области развития в Нагаленде (PDF) , Университет Северо-Восточного Хилла, заархивировано из оригинала (PDF) 12 июля 2014 г. , получено 6 июля 2019 г.
- Нитьянанда Калита (2011), «Разрешение этнического конфликта в Северо-Восточной Индии», Труды Индийского исторического конгресса , 72, ЧАСТЬ – II, Индийский исторический конгресс: 1354–1367, JSTOR 44145746
- Пракаш, CV (2006), «Энциклопедия Северо-Восточной Индии» , том. 5, Издательство Атлантик, ISBN 978-8126907076
- Рамматот Хонгрейво (октябрь – декабрь 2009 г.), «Понимание истории маргинальных народов: критика «устойчивого беспорядка в Северо-Восточной Индии» », Альтернативы: глобальные, местные, политические , 34 (4), Sage Publications, Inc.: 437 –454, doi : 10.1177/030437540903400404 , JSTOR 40645285 , S2CID 145276020
- Скотт, Джеймс (2009), Искусство не быть управляемым: анархическая история горной Юго-Восточной Азии , издательство Йельского университета, ISBN 9780300156522
- Шибани Кинкар Чаубе (осень 1975 г.), «Межэтническая политика в Северо-Восточной Индии», Международное обозрение современной социологии , 5 (2): 193–200, JSTOR 41421530
- Сикким, первый в мире штат со 100% органическим производством , Invest India , получено 8 июля 2019 г.
- «Законопроект об официальных языках Сиккима 1977 года» (PDF) , Правительственный вестник Сиккима , Губернатор Сиккима, стр. 100, 16 сентября 1977 г., заархивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2018 г. , получено 22 июля 2018 г.
- Sikkim Religions , BharatOnline.com , получено 8 июля 2019 г.
- «Сикким скоро станет восьмым штатом Северо-Восточного совета» . Времена Индии. 10 декабря 2002 года . Проверено 5 июля 2019 г.
- Сварна Раджагопалан (2008), «Чтение карт, поиск направлений» , Название отчета: Мирные соглашения в Северо-Восточной Индии: путешествие по вехам , Центр Восток-Запад , получено 9 июля 2019 г. - через JSTOR