Народ Тива (Индия)
Общая численность населения | |
---|---|
371 000 ок. [1] (перепись 2011 г.) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Индия ( Ассам , Манипур , Мегхалая , Нагаленд , Аруначал-Прадеш) Мьянма | |
Языки | |
Тива , ассамский (преимущественно разговорный) | |
Религия | |
Индуизм , Христианство | |
Родственные этнические группы | |
Отпустить |
Народ Тива (তিৱা / tiwa ) — тибето-бирманская этническая группа , населяющая преимущественно северо-восточные индийские штаты Ассам , Мегхалая , Аруначал-Прадеш , Манипур и Нагаленд , а также некоторые части соседних Бангладеш и Мьянмы .
Яркой особенностью тива является их разделение на две подгруппы: горную тива и равнинную тива, демонстрирующие контрастирующие культурные особенности. [2] Основателем сообщества Тива является Фа Порой «Индросинг Дьюри», который внес большой вклад в строительство общества Тива. Он также написал национальный гимн Тивы под названием «О Анже Тива Тосима».
Этимология
[ редактировать ]Они были известны как лалунги/лалонги/лаленги у ассамских буранджи и в колониальной литературе. [3] [4] и в Конституции Индии, хотя члены группы предпочитают называть себя Тива (что означает «люди, поднятые снизу»). Некоторые из их соседей до сих пор называют их Лалунг. [5]
Источник
[ редактировать ]По мнению Бишну Прасада Рабхи , Тива изначально являются кланом Патор-гоя этнического народа Деори . Он сказал, что слово «Чутия» превратилось в «Тиа/Тива» за счет исключения первой части «Чу». В настоящее время клан Паторгоян не встречается ни у деори, ни у чутиев и, как полагают, мигрировал на запад. Происхождение слова «Лалунг» историки до сих пор не выяснили. На языке карби «Лалунг» означает «тонущий из воды», а на языке ахом это означает «миграция на запад». Исходя из этого, можно предположить, что народ Тива впервые встретил карби, когда они направились на запад в Нагоан, пересекая Брахмапутру .
Более того, это подтверждается фольклором народа Тива, который считает, что они давно мигрировали со своей родины, которая располагалась в восточной части неделимого района Дарранг ( район Сонитпур ). Память о своей первоначальной родине выражена в популярной песне «Лали-лай-Хилали». Этот фольклор Хилали также разделяют Садиял Качари (то есть Соновалы, Чутиа, Деори), что указывает на тот факт, что вся территория, включая холмы Аруначала и современные районы Сонитпур , Лакхимпур , Дхемаджи , Тинсукиа , Дибругарх , Сибсагар, когда-то был единым королевством, ограниченным Дикараи и Дикоу .
Однако некоторые другие эксперты полагают, что не было никаких научных доказательств, подтверждающих утверждение о том, что Тива связаны с кланом Патор-гоя, что побудило часть Деори начать поиски. Предварительное расследование, проходившее с 30 сентября по 5 октября под эгидой Джимачайи Гиян Ару Джуктибади Самадж, дало положительные свидетельства присутствия народа деори в провинции Качин и недалеко от Янгона в Мьянме. Команда исследователей решила посетить Мьянму, надеясь найти затерянный клан. [Интернет 1]
Такие исследователи, как Роберт Шафер, Джордж Грейрсон и доктор Сунити Чаттерджи, отнесли тива , кокборок и язык деори к одной семье языков качари .В отчете о переписи населения Ассама 1881 года Уоделл сделал важное предположение о тива: «Лалунги смешались с гаросами и микирами. У них есть многочисленные экзогамные кланы». Это могло быть одной из причин того, почему летописцы Ахома не могли отличить тива от других этнических групп холмов, а также причиной того, почему тива развили собственную уникальную культуру, сохранив старые обычаи своей родины, а также под влиянием Карбиса и Гароса .
Средневековый период
[ редактировать ]Буранджис датиялия (ассамские хроники) повествуют о встрече ассамских солдат с «людьми окраин» ( ) и поселении 12 семей Лалунгов и Микиров, т.е. Тиваса и Карбиса , на равнинах в 17 веке. [6] Народ Тива тесно связан с княжеством Коба (Гобха) . [7] Кобараджа (Гобха раджа) принадлежит клану Тива, и его территория в той или иной степени охватывает культурную сферу Тива. Коба (Гобха) упоминается в Буранджи с начала 18 века как важный рынок для торговли между королевством Тива (Лалунг) в Большом Ассаме и королевством Джайнтия . [8] С тех пор эти два могущественных соседа с переменным успехом конкурируют за сохранение под своей властью княжества Коба (Гобха). Историческая роль Кобы (Гобхи) и Тива как посредников между равнинами и холмами в Центральном Ассаме разыгрывается каждый год во время старой ярмарки Джонбил Мела ( Чунбил Мела ).
Тива находились под властью королевства Джайнтия , но ему пришлось признать верховенство Ахома во время правления Пратапа Сингхи . Гобха-раджа принял Джаядваджа Сингху своим повелителем в 1659 году нашей эры. Гобха использовалась в качестве военной базы во время правления Рудры Сингхи для вторжения в Королевство Джаинтия . Вождь Тивас пытался подавить господство Ахома во время правления Шивы Сингхи, но был подавлен. Это государство ранее было придатком правительства Гувахати под властью Борпхукана , но во время восстания в Моамории эта территория перешла под власть джайнтийцев. [9]
Вождь Гобха, ставший вассалом ахомов во время правления Пратапа Сингхи , погиб в битве при Панду , сражаясь на стороне ахомов против Великих Моголов .
Хилл Тивас
[ редактировать ]Холмовые тива живут в самых западных районах «Древних холмов Лалунг - Тива», ныне известных как долина Умсвай блока Амри в округе Западный Карби-Англонг (Ассам), а также в северо-восточном углу района Ри-Бхой (Мегхалая). Они говорят на своем собственном языке тива , который является частью тибето-бирманского языка группы Бодо-Гаро . Они разделены на дюжину кланов, носящих конкретные имена, которые они используют в качестве отчеств . Их систему происхождения можно назвать амбилинейной . [10] В большинстве случаев муж переезжает жить в семейное поселение жены ( матрилокальность ), а их дети включаются в род матери. Однако примерно в 30% союзов женщина приезжает жить к мужу. В таких случаях дети берут фамилию отца. Эта тенденция усиливается под влиянием соседних популяций, которые в основном являются патрилинейными . Около 97,98% жителей Тива исповедуют индуизм, сочетающий их традиционные верования, а около 1,71% исповедуют христианство . [ нужна ссылка ] Общество Хилл-Тивас организовано вокруг семи старых деревень, которые составляют его политический и ритуальный центр. В каждом из них есть вождь ( лоро ), который выполняет судебные и религиозные обязанности в сети поселений. Для старых деревень также характерно наличие холостяцких общежитий ( шамади ).
Тивас Равнины
[ редактировать ]Равнинные тива живут на равнинах южного берега долины Брахмапутры. Следующие места ниже представляют собой районы в основном в Моригаон , Нагаон , Ходжай , Камруп (сельский) и (метро), Сибсагар , Джорхат , Сонитпур , Лакхимпур и Дхемаджи районах . Они говорят на ассамском языке как на родном языке. Их система происхождения определенно патрилинейная. Их отчества не происходят от названий их клана, а вместо этого представляют собой распространенные ассамские фамилии-имена (в основном Лалунг, Патор, Сенапати, Манта, Декараджа, Девраджа, Бордолои, Конвар, Долои, Какоти, Дека, Деври, Деури, Деори, Деори, Бхуян). , и т. д.). Их религия имеет много общего с ассамским индуизмом, но остается специфичной. И народные песни равнинной Тивы пели «Godalboriya Geet», народные песни равнинной Тивы пели на смеси ассамского и тивского языков.
Язык Тива
[ редактировать ]На тива говорят в северо-западном округе Карби-Англонг и дальше на север, в некоторых частях округа Моригаон / Нагаон на равнинах Ассама . находится группа деревень Тива восточном районе Ри-Бхой Мегхалаи В северо - . Из-за отсутствия точных знаний трудно говорить о строго определенных диалектах Тива. С одной стороны, тива, вероятно, за исключением разновидности тива, на которой говорят возле Сонапура в Ассаме, представляет собой единый язык, любой из его диалектов взаимопонятен с любым другим. Как и большинство языков горных племен Северо -Восточной Индии , народность Тива не имеет собственной письменности. Поэтому они используют латиницу и иногда используют ассамский алфавит.
Клановая система Тива
[ редактировать ]Сообщество Тива разделено на несколько Фойтов (Вали) и Дилок (разделенных на экзогамные кланы, и снова кланы подразделяются на множество подкланов). Пример - Амсаи вали, Марджонг вали, Магро, Сагра, Майонг, Лингра, Лумпхуи, Амкха, Амлера, Амни баро, Амниса, Ронгхой баро, Ронгхойса и т. д. У вали или фоитов есть свой Лоро . Лоро 12 (священник) — правитель королевств Фойтов или Вали . Теперь в каждом Фойте есть Сат Пхуни, Баро Пхуни, называемые Кхул , Понгос, Кхел, Махар и Варанг . У Тивы есть разные Кхулы , они могут вступать в брак с другими Кхулами , но не с Понго, Кхелами и Варангами (это означает, что им разрешено вступать в брак с людьми из других кланов). Один кхул состоит из нескольких Кхел Махаров . В каждом Кхуле есть разные Кхелы, называемые Варангами .
- Примечание: Кхул = Клан,
- (i) Понго,
- (а) Кхель, Варанг
Кланы Тива сотрудничают друг с другом как сообщество, будь то строительство дома, сбор риса или богослужение. У каждого клана есть свое общественное место поклонения, где есть титул бога клана.
Число | Кланы |
---|---|
1 | Агари |
2 | Амфи |
3 | Амфили |
4 | Амчи/Амси |
5 | Амчонг/Амсонг |
6 | Где |
7 | Так что |
8 | Амджи |
9 | Акаванг |
10 | Анчонг/Ансонг |
11 | Бум/Пума |
12 | Оптовая торговля |
13 | Чагра/Сагра |
14 | Чолонг/Солонг |
15 | Чомсоль/Сомсоль |
16 | Чонгранг/Сонгранг |
17 | Чомчонг/Сомсонг |
18 | Чомча/Сомса |
19 | Чонгча/Сонгса |
20 | Чанчор/Сансор |
21 | Чоло/Соло |
22 | Даранг |
23 | Дарпанг |
24 | Дафор |
25 | Дахор |
26 | Прибытие |
27 | Донгхой |
28 | Трава |
29 | Думара |
30 | Хукай |
31 | Хорай/Харай |
32 | Холар |
33 | Хаджар/Хачар/Хасар |
34 | Karkha |
35 | Харал |
36 | Хамли |
37 | Ходжаи |
38 | Кочо/Косо |
39 | Люмфоя |
40 | Ладур |
41 | Ларам/Лара |
42 | Волк |
43 | Мадар/Матар |
44 | Мужчина |
45 | Магор |
46 | Марджонг |
47 | Маланг/Меланг |
48 | Махлай/Маслай |
49 | Отметка |
50 | Громко/Громко |
51 | желание |
52 | Maloi |
53 | Сувениры |
54 | Матлай |
55 | Мотронг/Мосоронг |
56 | Пхангчонг/Памчонг/Пхангсонг/Пхамсонг |
57 | Деньги |
58 | Пуру/Пу |
59 | Они работают |
60 | Ронгхой |
61 | Область |
Фестивали Тива
[ редактировать ]Фестивали составляют значительную часть культуры народа Тива. Есть много фестивалей народа Тива. Люди Тива отмечают несколько праздников и фестивалей. Тива Основными праздниками этнических групп являются: Три Пису (Биху), Борот Кхам (Борот Утсав), Кабла Пхуджа , Кхел Чава Кхам , Лангкхон Пхуджа , Согра Пхуджа , Ваншува Кхам ( Ваншува ), Янгли Пхуджа и др. (Примечание: Пису = Биху Кхам = Фестивали, Фуджа = Пуджа). Они также организуют Джонбил Мела ежегодно , в котором все еще преобладает бартерная система торговли.
На фестивалях общины Тива поют два типа песен. Это:
- Ло Хо Ла Хай – песни обряда имянаречения, свадьбы, сбора урожая и т. д.
- Лали Хилали Лай – песня свадебной церемонии, Карама и подобных фестивалей.
- Песни и танцы — это живая сила общины Тива; Считается, что народ Тива обладает одним из самых богатых резервуаров народных песен и танцев в штатах Ассам и Мегхалая.
Население
[ редактировать ]Население Тива в Индии составляет около 371 000 человек. (перепись 2011 г.). Но по данным переписи 2001 года, ок. «Тивас/Лалунгс»; эта цифра включает только равнинный Тивас. Поскольку после переписи 2001 года они стали зарегистрированным племенем, горные тива не принимались во внимание. Их население можно оценить примерно в 10 000 человек. Общее количество говорящих на языке Тива составляет всего около 34 800 человек. (перепись 2011 г.).
Автономный совет Тива (Тивашонг)
[ редактировать ]У народа Тива есть автономный совет, состоящий из 36 мест для их специального представительства в Ассаме, который называется Автономный совет Тива . Последние выборы состоялись в 2020 году. [Интернет 2] [Интернет 3]
Правительство (35)
Вечеринка Бхаратия Джаната : 33
Асом Гана Паришад : 2
Оппозиция (1)
Индийский национальный конгресс : 1
Официальный статус
[ редактировать ]Тива под названием «Лалунг» были внесены в список зарегистрированного племени с момента принятия первого конституционного указа (1950 г.) штата Ассам, за исключением автономных округов Карби Англонг и Северных Качар-Хиллз (теперь называемых Дима Хасао ), оставляя таким образом Холм Ти отсутствовал. Лишь в 2002 году статус зарегистрированного племени Тива (Лалунг) был распространен на район Карби-Англонг и, следовательно, на горный Тивас. Тива по-прежнему не имеют статуса зарегистрированного племени (ST) в штате Мегхалая .
См. также
[ редактировать ]- Племя Тива
- История движения за автономию Тива
- Джонбил Мела
- Молодежная ассоциация Тива (TYA)
- Дикие лалунги
- Язык Тива (Индия)
- Фестиваль тещи
- Део Лункхуэй
- Фестиваль Ваншува
- Шикдамаха
- Автономный совет Тива (Тивашонг)
- Музыкальный инструмент Тива
- Тива-английский словарь
Примечания
[ редактировать ]- ^ «А-11 Абстрактные данные индивидуальной плановой первичной переписи племен и приложение к ним» . www.censusindia.gov.in . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . Проверено 3 ноября 2017 г.
- ^ «Многие Тива объясняют культурную дихотомию между горными Тивас и равнинными Тивас с точки зрения аккультурации к равнинной культуре, в которой доминируют ассамцы» ( Рамирес 2014 :20)
- ^ Бхуян С.К. (ред.) Деодхай Асам Буранджи. Гаухати: ДХАС, 1932.
- ^ Хантер В. Статистический отчет об Ассаме. Лондон: Трубнер, 1879.
- ^ «(T) он Тивас, которого соседи называют лалунгами» ( Рамирес 2014 : 19)
- ^ Бхуян С.К. (ред.) Деодхай Асам Буранджи. Гаухати: ДХАС, 1932.
- ^ ( Рамирес 2014 , стр. 23)
- ^ Бхуян С.К. (ред.) Деодхай Асам Буранджи. Гаухати: ДХАС, 1932; стр.35.
- ^ ( Гогой 1994 : 248–49)
- ^ Рамирес, Филипп, Люди окраин , Спектр, 2014
Ссылки
[ редактировать ]Печатные источники
[ редактировать ]- Рамирес, Филипп (2014). Жители окраин – через этнические границы на северо-востоке Индии . Публикации Спектра.
- Далтон, Эдвард Туит (1872). Описательная этнология Бенгалии . Канцелярия управляющего государственной типографией.
- Гогои, Нитьянанда (1994), Историческая география средневекового Ассама , EBH Publishers (Индия)
- Жаксон, Франсуа (2008), «Открытие Боро-Гаро: история аналитической и описательной лингвистической категории», Европейский бюллетень гималайских исследований , 32.
Веб-источники
[ редактировать ]- ^ Талукдар, Сушанта (9 октября 2014 г.). «В Мьянму, на поиски затерянного клана племени Деорис из Ассама» . Индус .
- ^ «Выборы в автономный совет Тивы: Автономный совет Тивы: БДП получает 16 мест, лидируя во многих других | Новости Гувахати - Times of India» . Таймс оф Индия .
- ^ «Автономный совет Тивы: БДП фиксирует убедительную победу» .