Jump to content

Народ Тива (Индия)

(Перенаправлено с Тива (Лалунг) )

Тива
Тива
Общая численность населения
371 000 ок. [1] (перепись 2011 г.)
Регионы со значительной численностью населения
 Индия ( Ассам , Манипур , Мегхалая , Нагаленд , Аруначал-Прадеш)

 Бангладеш

 Мьянма
Языки
Тива , ассамский (преимущественно разговорный)
Религия
Индуизм , Христианство
Родственные этнические группы
Отпустить

Народ Тива (তিৱা / tiwa ) — тибето-бирманская этническая группа , населяющая преимущественно северо-восточные индийские штаты Ассам , Мегхалая , Аруначал-Прадеш , Манипур и Нагаленд , а также некоторые части соседних Бангладеш и Мьянмы .

Яркой особенностью тива является их разделение на две подгруппы: горную тива и равнинную тива, демонстрирующие контрастирующие культурные особенности. [2] Основателем сообщества Тива является Фа Порой «Индросинг Дьюри», который внес большой вклад в строительство общества Тива. Он также написал национальный гимн Тивы под названием «О Анже Тива Тосима».

Этимология

[ редактировать ]

Они были известны как лалунги/лалонги/лаленги у ассамских буранджи и в колониальной литературе. [3] [4] и в Конституции Индии, хотя члены группы предпочитают называть себя Тива (что означает «люди, поднятые снизу»). Некоторые из их соседей до сих пор называют их Лалунг. [5]

Источник

[ редактировать ]

По мнению Бишну Прасада Рабхи , Тива изначально являются кланом Патор-гоя этнического народа Деори . Он сказал, что слово «Чутия» превратилось в «Тиа/Тива» за счет исключения первой части «Чу». В настоящее время клан Паторгоян не встречается ни у деори, ни у чутиев и, как полагают, мигрировал на запад. Происхождение слова «Лалунг» историки до сих пор не выяснили. На языке карби «Лалунг» означает «тонущий из воды», а на языке ахом это означает «миграция на запад». Исходя из этого, можно предположить, что народ Тива впервые встретил карби, когда они направились на запад в Нагоан, пересекая Брахмапутру .

Статуя вождя Тивы - Джонгала Балаху (1415–1440) или Мриганки из Джонгала Балаху Гарха в Рахе, Нагаоне, Ассам

Более того, это подтверждается фольклором народа Тива, который считает, что они давно мигрировали со своей родины, которая располагалась в восточной части неделимого района Дарранг ( район Сонитпур ). Память о своей первоначальной родине выражена в популярной песне «Лали-лай-Хилали». Этот фольклор Хилали также разделяют Садиял Качари (то есть Соновалы, Чутиа, Деори), что указывает на тот факт, что вся территория, включая холмы Аруначала и современные районы Сонитпур , Лакхимпур , Дхемаджи , Тинсукиа , Дибругарх , Сибсагар, когда-то был единым королевством, ограниченным Дикараи и Дикоу .

Однако некоторые другие эксперты полагают, что не было никаких научных доказательств, подтверждающих утверждение о том, что Тива связаны с кланом Патор-гоя, что побудило часть Деори начать поиски. Предварительное расследование, проходившее с 30 сентября по 5 октября под эгидой Джимачайи Гиян Ару Джуктибади Самадж, дало положительные свидетельства присутствия народа деори в провинции Качин и недалеко от Янгона в Мьянме. Команда исследователей решила посетить Мьянму, надеясь найти затерянный клан. [Интернет 1]

Такие исследователи, как Роберт Шафер, Джордж Грейрсон и доктор Сунити Чаттерджи, отнесли тива , кокборок и язык деори к одной семье языков качари отчете о переписи населения Ассама 1881 года Уоделл сделал важное предположение о тива: «Лалунги смешались с гаросами и микирами. У них есть многочисленные экзогамные кланы». Это могло быть одной из причин того, почему летописцы Ахома не могли отличить тива от других этнических групп холмов, а также причиной того, почему тива развили собственную уникальную культуру, сохранив старые обычаи своей родины, а также под влиянием Карбиса и Гароса .

Средневековый период

[ редактировать ]

Буранджис датиялия (ассамские хроники) повествуют о встрече ассамских солдат с «людьми окраин» ( ) и поселении 12 семей Лалунгов и Микиров, т.е. Тиваса и Карбиса , на равнинах в 17 веке. [6] Народ Тива тесно связан с княжеством Коба (Гобха) . [7] Кобараджа (Гобха раджа) принадлежит клану Тива, и его территория в той или иной степени охватывает культурную сферу Тива. Коба (Гобха) упоминается в Буранджи с начала 18 века как важный рынок для торговли между королевством Тива (Лалунг) в Большом Ассаме и королевством Джайнтия . [8] С тех пор эти два могущественных соседа с переменным успехом конкурируют за сохранение под своей властью княжества Коба (Гобха). Историческая роль Кобы (Гобхи) и Тива как посредников между равнинами и холмами в Центральном Ассаме разыгрывается каждый год во время старой ярмарки Джонбил Мела ( Чунбил Мела ).

Тива находились под властью королевства Джайнтия , но ему пришлось признать верховенство Ахома во время правления Пратапа Сингхи . Гобха-раджа принял Джаядваджа Сингху своим повелителем в 1659 году нашей эры. Гобха использовалась в качестве военной базы во время правления Рудры Сингхи для вторжения в Королевство Джаинтия . Вождь Тивас пытался подавить господство Ахома во время правления Шивы Сингхи, но был подавлен. Это государство ранее было придатком правительства Гувахати под властью Борпхукана , но во время восстания в Моамории эта территория перешла под власть джайнтийцев. [9]

Вождь Гобха, ставший вассалом ахомов во время правления Пратапа Сингхи , погиб в битве при Панду , сражаясь на стороне ахомов против Великих Моголов .

Хилл Тивас

[ редактировать ]

Холмовые тива живут в самых западных районах «Древних холмов Лалунг - Тива», ныне известных как долина Умсвай блока Амри в округе Западный Карби-Англонг (Ассам), а также в северо-восточном углу района Ри-Бхой (Мегхалая). Они говорят на своем собственном языке тива , который является частью тибето-бирманского языка группы Бодо-Гаро . Они разделены на дюжину кланов, носящих конкретные имена, которые они используют в качестве отчеств . Их систему происхождения можно назвать амбилинейной . [10] В большинстве случаев муж переезжает жить в семейное поселение жены ( матрилокальность ), а их дети включаются в род матери. Однако примерно в 30% союзов женщина приезжает жить к мужу. В таких случаях дети берут фамилию отца. Эта тенденция усиливается под влиянием соседних популяций, которые в основном являются патрилинейными . Около 97,98% жителей Тива исповедуют индуизм, сочетающий их традиционные верования, а около 1,71% исповедуют христианство . [ нужна ссылка ] Общество Хилл-Тивас организовано вокруг семи старых деревень, которые составляют его политический и ритуальный центр. В каждом из них есть вождь ( лоро ), который выполняет судебные и религиозные обязанности в сети поселений. Для старых деревень также характерно наличие холостяцких общежитий ( шамади ).

Тива, чувак

Тивас Равнины

[ редактировать ]

Равнинные тива живут на равнинах южного берега долины Брахмапутры. Следующие места ниже представляют собой районы в основном в Моригаон , Нагаон , Ходжай , Камруп (сельский) и (метро), Сибсагар , Джорхат , Сонитпур , Лакхимпур и Дхемаджи районах . Они говорят на ассамском языке как на родном языке. Их система происхождения определенно патрилинейная. Их отчества не происходят от названий их клана, а вместо этого представляют собой распространенные ассамские фамилии-имена (в основном Лалунг, Патор, Сенапати, Манта, Декараджа, Девраджа, Бордолои, Конвар, Долои, Какоти, Дека, Деври, Деури, Деори, Деори, Бхуян). , и т. д.). Их религия имеет много общего с ассамским индуизмом, но остается специфичной. И народные песни равнинной Тивы пели «Godalboriya Geet», народные песни равнинной Тивы пели на смеси ассамского и тивского языков.

Язык Тива

[ редактировать ]
Распространение лалунга (Тива), согласно данным Языкового исследования Индии 1903 г.
Распространение лалунга (Тива), согласно данным Языкового исследования Индии 1903 г.

На тива говорят в северо-западном округе Карби-Англонг и дальше на север, в некоторых частях округа Моригаон / Нагаон на равнинах Ассама . находится группа деревень Тива восточном районе Ри-Бхой Мегхалаи В северо - . Из-за отсутствия точных знаний трудно говорить о строго определенных диалектах Тива. С одной стороны, тива, вероятно, за исключением разновидности тива, на которой говорят возле Сонапура в Ассаме, представляет собой единый язык, любой из его диалектов взаимопонятен с любым другим. Как и большинство языков горных племен Северо -Восточной Индии , народность Тива не имеет собственной письменности. Поэтому они используют латиницу и иногда используют ассамский алфавит.

Тива Мор (Алфавит Тива)

Клановая система Тива

[ редактировать ]

Сообщество Тива разделено на несколько Фойтов (Вали) и Дилок (разделенных на экзогамные кланы, и снова кланы подразделяются на множество подкланов). Пример - Амсаи вали, Марджонг вали, Магро, Сагра, Майонг, Лингра, Лумпхуи, Амкха, Амлера, Амни баро, Амниса, Ронгхой баро, Ронгхойса и т. д. У вали или фоитов есть свой Лоро . Лоро 12 (священник) — правитель королевств Фойтов или Вали . Теперь в каждом Фойте есть Сат Пхуни, Баро Пхуни, называемые Кхул , Понгос, Кхел, Махар и Варанг . У Тивы есть разные Кхулы , они могут вступать в брак с другими Кхулами , но не с Понго, Кхелами и Варангами (это означает, что им разрешено вступать в брак с людьми из других кланов). Один кхул состоит из нескольких Кхел Махаров . В каждом Кхуле есть разные Кхелы, называемые Варангами .

  • Примечание: Кхул = Клан,
    • (i) Понго,
    • (а) Кхель, Варанг

Кланы Тива сотрудничают друг с другом как сообщество, будь то строительство дома, сбор риса или богослужение. У каждого клана есть свое общественное место поклонения, где есть титул бога клана.

Список кланов и подкланов Тива
Число Кланы
1 Агари
2 Амфи
3 Амфили
4 Амчи/Амси
5 Амчонг/Амсонг
6 Где
7 Так что
8 Амджи
9 Акаванг
10 Анчонг/Ансонг
11 Бум/Пума
12 Оптовая торговля
13 Чагра/Сагра
14 Чолонг/Солонг
15 Чомсоль/Сомсоль
16 Чонгранг/Сонгранг
17 Чомчонг/Сомсонг
18 Чомча/Сомса
19 Чонгча/Сонгса
20 Чанчор/Сансор
21 Чоло/Соло
22 Даранг
23 Дарпанг
24 Дафор
25 Дахор
26 Прибытие
27 Донгхой
28 Трава
29 Думара
30 Хукай
31 Хорай/Харай
32 Холар
33 Хаджар/Хачар/Хасар
34 Karkha
35 Харал
36 Хамли
37 Ходжаи
38 Кочо/Косо
39 Люмфоя
40 Ладур
41 Ларам/Лара
42 Волк
43 Мадар/Матар
44 Мужчина
45 Магор
46 Марджонг
47 Маланг/Меланг
48 Махлай/Маслай
49 Отметка
50 Громко/Громко
51 желание
52 Maloi
53 Сувениры
54 Матлай
55 Мотронг/Мосоронг
56 Пхангчонг/Памчонг/Пхангсонг/Пхамсонг
57 Деньги
58 Пуру/Пу
59 Они работают
60 Ронгхой
61 Область

Фестивали Тива

[ редактировать ]

Фестивали составляют значительную часть культуры народа Тива. Есть много фестивалей народа Тива. Люди Тива отмечают несколько праздников и фестивалей. Тива Основными праздниками этнических групп являются: Три Пису (Биху), Борот Кхам (Борот Утсав), Кабла Пхуджа , Кхел Чава Кхам , Лангкхон Пхуджа , Согра Пхуджа , Ваншува Кхам ( Ваншува ), Янгли Пхуджа и др. (Примечание: Пису = Биху Кхам = Фестивали, Фуджа = Пуджа). Они также организуют Джонбил Мела ежегодно , в котором все еще преобладает бартерная система торговли.

Джинбил Со
Джонбил Мела
Хелчава Фестиваль холмов Тива.
Фестиваль Лангхон

На фестивалях общины Тива поют два типа песен. Это:

  1. Ло Хо Ла Хай – песни обряда имянаречения, свадьбы, сбора урожая и т. д.
  2. Лали Хилали Лай – песня свадебной церемонии, Карама и подобных фестивалей.
  • Песни и танцы — это живая сила общины Тива; Считается, что народ Тива обладает одним из самых богатых резервуаров народных песен и танцев в штатах Ассам и Мегхалая.

Население

[ редактировать ]
Дом на холме Тива

Население Тива в Индии составляет около 371 000 человек. (перепись 2011 г.). Но по данным переписи 2001 года, ок. «Тивас/Лалунгс»; эта цифра включает только равнинный Тивас. Поскольку после переписи 2001 года они стали зарегистрированным племенем, горные тива не принимались во внимание. Их население можно оценить примерно в 10 000 человек. Общее количество говорящих на языке Тива составляет всего около 34 800 человек. (перепись 2011 г.).

Автономный совет Тива (Тивашонг)

[ редактировать ]

У народа Тива есть автономный совет, состоящий из 36 мест для их специального представительства в Ассаме, который называется Автономный совет Тива . Последние выборы состоялись в 2020 году. [Интернет 2] [Интернет 3]

Состав Автономного совета Тива

Правительство (35)
Вечеринка Бхаратия Джаната : 33
Асом Гана Паришад : 2

Оппозиция (1)
Индийский национальный конгресс : 1

Официальный статус

[ редактировать ]

Тива под названием «Лалунг» были внесены в список зарегистрированного племени с момента принятия первого конституционного указа (1950 г.) штата Ассам, за исключением автономных округов Карби Англонг и Северных Качар-Хиллз (теперь называемых Дима Хасао ), оставляя таким образом Холм Ти отсутствовал. Лишь в 2002 году статус зарегистрированного племени Тива (Лалунг) был распространен на район Карби-Англонг и, следовательно, на горный Тивас. Тива по-прежнему не имеют статуса зарегистрированного племени (ST) в штате Мегхалая .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «А-11 Абстрактные данные индивидуальной плановой первичной переписи племен и приложение к ним» . www.censusindia.gov.in . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . Проверено 3 ноября 2017 г.
  2. ^ «Многие Тива объясняют культурную дихотомию между горными Тивас и равнинными Тивас с точки зрения аккультурации к равнинной культуре, в которой доминируют ассамцы» ( Рамирес 2014 :20)
  3. ^ Бхуян С.К. (ред.) Деодхай Асам Буранджи. Гаухати: ДХАС, 1932.
  4. ^ Хантер В. Статистический отчет об Ассаме. Лондон: Трубнер, 1879.
  5. ^ «(T) он Тивас, которого соседи называют лалунгами» ( Рамирес 2014 : 19)
  6. ^ Бхуян С.К. (ред.) Деодхай Асам Буранджи. Гаухати: ДХАС, 1932.
  7. ^ ( Рамирес 2014 , стр. 23)
  8. ^ Бхуян С.К. (ред.) Деодхай Асам Буранджи. Гаухати: ДХАС, 1932; стр.35.
  9. ^ ( Гогой 1994 : 248–49)
  10. ^ Рамирес, Филипп, Люди окраин , Спектр, 2014

Печатные источники

[ редактировать ]

Веб-источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b1e8beed7df6349f2dc0e42a9575a982__1720017000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b1/82/b1e8beed7df6349f2dc0e42a9575a982.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tiwa people (India) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)