Амбилинеальность
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
![]() |
Социальная антропология Культурная антропология |
Амбилинейность - это форма родственной принадлежности родственного происхождения , которая опирается на самоопределяемую принадлежность к данной социальной системе, что означает, что у людей есть выбор быть связанными с группой своей матери или отца. Общими чертами обществ, практикующих амбилинеальность, являются общий набор земель, общинные обязанности и коллективная собственность на некоторые сегменты богатства и долга в их обществах. [ 1 ] Эта система происхождения отличается от более распространенных генеалогических структур тем, что вместо определения принадлежности и происхождения с использованием стандартных факторов биологического и генеалогического родства она в значительной степени полагается на добровольную принадлежность к своей группе, часто определяемую такими факторами, как место жительства.
Общества, практикующие амбилинейное происхождение, особенно распространены в Юго-Восточной Азии. [ 2 ] и острова Тихого океана . Полинезийские культуры и микронезийские культуры часто являются амбилинными, включая, например, самоанцев , маори , [ 3 ] Гавайцы и жители островов Гилберта . [ 4 ] Коренные народы северо -запада Северной Америки также являются последователями амбилинейности; и он также встречается среди народа южных йоруба, проживающего в Западной Африке . [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]Амбилинейность - это система родственного происхождения , в которой люди могут быть связаны либо с группой своего отца, либо с группой матери. Этот тип происхождения приводит к образованию групп происхождения, которые не являются однолинейными в том смысле, что происхождение происходит либо через женщин, либо через мужчин, в отличие от однолинейного спуска , будь то по отцовской или матрилинейной линии . Принадлежность к родовой группе будет определяться либо по выбору, либо по месту жительства. В последнем случае дети будут принадлежать к той родовой группе, с которой проживают их родители.

Отношения собственности
[ редактировать ]Как правило, группа амбилинейного происхождения состоит из известных потомков, которые могут проследить свою линию происхождения по мужской или женской линии до человека, которому были предоставлены права пользования землей. [ 6 ]
Потомки грантополучателя имеют абсолютные права пользования частью земли. Если они являются резидентами, они должны быть назначены на руководящие и административные должности, связанные с управлением землей. Те живые потомки избранного предка, которые следуют этим притязаниям на землю, составляют группу амблилинного происхождения с корпоративными интересами в земле, предоставленной предку. [ 7 ]
Аналогичным образом, наследование передается через мать и отца, а имущество передается как через сыновей, так и через дочерей, поскольку право на наследование имеют все полы. [ 8 ]
Система родства
[ редактировать ]В качестве системы родства амбилинейность использует генеалогию, чтобы проследить происхождение либо по матери, либо по отцу. В амбилинейной системе нет установленного порядка выбора фамилии, и люди могут использовать обоих родителей как ссылку на родственников. [ 9 ] В некоторых культурах, таких как Тива, выбор того, связываться ли с мужской или женской семьей, является личным решением. [ 10 ]
На выбор семейной линии для отслеживания происхождения может влиять культура. В обществе может существовать закон или культурные обычаи, определяющие, следует ли отслеживать происхождение фамилии ребенка по линии матери или отца. Этот выбор и традиция влияют на культурные традиции относительно того, с какими родственниками следует общаться. Акцент на происхождении по женской линии возник из-за интереса людей к «отбеливанию» своего происхождения, поскольку бразильянки часто выходили замуж за белых европейских иммигрантов. В Бразилии действительно существовала амбилинейная система, но в ее основе лежал матрилинейный акцент. Это было особенно распространено в первые сто лет европейской колонизации, особенно в Бразилии. Это произошло из-за иберийской концепции «чистоты крови» (исп. limpieza de sangre ) и их неприязни к «зараженным» расам, таким как евреи или мавры. [ 11 ]
Социальные функции
[ редактировать ]В системе амбилинного происхождения члены могут выбирать и менять свою принадлежность или клан. Это означает, что членство в амбилинной группе связано с большей свободой и менее связывает и ограничивает, чем в группах однолинейного происхождения. [ 12 ] Гибкость нисходящей группы позволяет людям осуществлять больший выбор в своем поведении по отношению к родственникам, особенно дальним. Более того, человек может выбирать, будет ли он выполнять свои групповые обязанности или нет.
Амбилинная система также уступает место более изменчивому членству в группе и более гибкой групповой структуре. Часто люди используют возможность выбора, чтобы перестроиться в пользу более мощного или более высокого статуса. Например, у народа тоган на Северных островах Гилберта пары с разным социальным статусом обычно присоединяются к группе происхождения с более высоким статусом. [ 13 ]
Система именования/фамилий
[ редактировать ]Система именования в системе амбилинейного происхождения позволяет использовать для детей либо фамилию матери, либо отца, либо обе, что распространено в Латинской Америке. Во многих обществах действуют законы или строгие культурные нормы, определяющие фамилию ребенка. [ 14 ] Например, в США по культурному обычаю ребенок носит фамилию отца, но в тех случаях, когда родители не состоят в браке, ребенок обычно берет фамилию матери. В США из-за разводов и последующих браков могут меняться и фамилии детей. [ 15 ]
В Испании и многих странах Латинской Америки существует амбилинейная система именования, но с неявной отцовской принадлежностью . Дети носят фамилии как матери, так и отца, но внуки используют отцовские фамилии отца и матери. В Бразилии выбор фамилий также имеет амбилинные тенденции. Это зависит от личных желаний родителей или самого человека, и их изменение было обычным явлением в первые сто лет колонизации. Однако в культуре существовала тенденция использовать фамилии как матери, так и отца, следуя общей испанской практике. [ 16 ]
У Тива это «личный выбор», жить ли в доме матери или отца, с указанием, к какому «клану» они присоединятся. На основании этого выбора дети наследуют фамилию матери или отца при рождении в соответствующих кланах. Этот выбор отражает понимание принадлежности и идентичности. [ 17 ]
Условия родства
[ редактировать ]Были разногласия по теме терминологии родства в системах амбилинного происхождения. амбилинного Хотя терминология родства часто описывается как поколенческая или использующая критерий относительного возраста между поколениями, эти идеи вызывают некоторое сопротивление. [ 18 ]
Антропологи обнаружили, что в амбилинейных системах (например, в Самоа) членство часто основано на критериях родства, но роль или ярлык внутри амбилинейной группы может основываться на критериях отсутствия родства. Это означает, что для определения того, является ли человек родственником или нет, часто используются генеалогические критерии, но как только человек будет признан родственником, для обозначения конкретного родственного термина будут использоваться другие критерии (неродственные). Эти родственные различия внутри группы не имеют никакого значения для отдельного человека как родственника. Поскольку у амбилинейных групп иногда нет распределения ролей, основанного на «дифференциации типов родства», а терминология родства основана на таких неродственных критериях, некоторые ученые утверждают, что в этих группах термины родства не должны использоваться в качестве терминов обращения. [ 19 ]
Амбилинеальность в конкретных этнических группах и регионах
[ редактировать ]В Америке
[ редактировать ]Бразилия
[ редактировать ]В Бразилии амбилинейность наблюдается при выборе фамилии детей, где ребенок обычно берет фамилии обоих родителей. В течение первых ста лет колонизации в семьях было обычным делом прослеживать родословную по материнской линии из-за их заинтересованности в отбеливании своей родословной. Португальцы были обеспокоены чистотой крови (см.: limpieza de sangre ) из-за преследований евреев и принесли эти идеи в Бразилию. До 1800-х годов европейскими иммигрантами были в основном мужчины; следовательно, дочери «смешанной крови» могли отбелить свою родословную, выйдя замуж и родив детей от белых европейских иммигрантов. Со временем поколения стали белее и, следовательно, смогли накопить больше власти в бразильском обществе. Мужья-португальцы обеспечивали потомству больше белизны, но дети обычно брали материнскую фамилию, если семья жены была более богатой и устойчивой. Это особенно верно, когда жена происходила из одной из наиболее известных семей. Взятие имени матери идентифицировало ребенка как часть семьи и давало доступ к той же власти семьи. [ 20 ]
В Африке
[ редактировать ]Эфиопия
[ редактировать ]Христианские амхары прослеживают свое происхождение по амблилинному принципу. Они считаются родственными родственниками как со стороны матери, так и со стороны отца. Таким образом, любая Амхара является потомком ряда линий, которые быстро размножаются из поколения в поколение. Амхара предоставляют права наследования обоим полам, признают наследование как через отца, так и через мать, и передают имущество как через сыновей, так и через дочерей. Хотя в теории мужчины и женщины имеют равные права, на практике это не всегда так. [ 21 ]
Амбилинейное происхождение также встречается среди говорящих на тегрефифине, которые граничат с Амхарой на севере, хотя у них явная предвзятость в пользу мужчин. Тем не менее, их правила наследования и происхождения означают, что эфиопам-христианам не хватает патрилинейных, узких групп происхождения западного христианства, и у них есть набор правил передачи собственности, который имеет тенденцию к радикальной фрагментации. [ 22 ]
У абиссинцев-христиан браки заключаются за пределами первых семи степеней родства, и им приходится прилагать все усилия, чтобы соответствовать этому правилу. Миряне редко заключают браки в церкви, вступая в брак по светскому контракту в соответствии с обычным правом. Полигиния была распространена среди аббатской знати, характеризующейся грубым равенством. Им не хватало сильного чувства законности или ублюдков по отношению к детям. Более того, среди эфиопов женщины имели право инициировать развод и получить при разводе часть имущества, полученного в браке. [ 23 ]
Абиссинские семьи отличаются от других традиционных христианских семей преобладанием разводов и выраженной амбилинейностью. Однако у них также сильна культура моногамии среди христианских священников и их коллег-мирян. [ 24 ]
В Азии
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]У народа тива (лалунг) , живущего в приграничном районе Ассама и Мегхалаи в Индии, амблинейное происхождение проявляется в их практике брака и проживания. При заключении брака каждая пара имеет выбор: присоединиться к клану жены или мужа. Не существует установленных правил относительно того, какой дом пара будет занимать после свадьбы, но среди народа тива гобхия (муж присоединяется к дому жены) более распространена, чем поари (жена присоединяется к дому мужа). Все дети, рожденные у пары, принадлежат к группе, выбранной во время брака. Это означает, что человек наследует имя матери, если родился в ее доме, или имя отца, если родился в его доме. [ 25 ]
В культуре Тива есть духовное измерение амбилинного происхождения. Членство и принадлежность к группе происхождения выражаются через фамилию (и связанную с ней домашнюю принадлежность/место жительства), а также через связь с божествами. Тива верят, что в доме обитает множество божеств. При рождении ребенок наследует нисходящую группу дома и связи, установившиеся между богом, населяющим дом. Эта принадлежность к божествам служит основным критерием для идентификации линии, поскольку человек связан со всеми домами внутри нисходящей группы, которые поклоняются одному и тому же групповому божеству. Например, два человека с одинаковой фамилией могут заявить о своем неродстве, если они не поклоняются одному и тому же групповому божеству. [ 26 ]
В Полинезии
[ редактировать ]В Полинезии обнаружено, что у многих групп есть системы амбилинейного происхождения. На Северных островах Гилберта системы амбилинейного происхождения очевидны как у Бутаритари , так и у Макина . В обеих группах амбилинное происхождение понимается через владение землей, род занятий и наследование. Членство в группе амбилинейного происхождения, часто называемой рамажем, включает тех, кто может проследить свое происхождение (по женской или мужской линии) от основателя группы, а также людей, которые могут проследить свое происхождение от основателя и унаследовали права на землю на часть имущества учредителя. В этой системе человек не является членом каждой группы, с которой он может проследить генеалогическое родство. Скорее, членство зависит от владения землей внутри группы. После вступления в брак пары имеют выбор, к какой группе они хотят присоединиться. [ 27 ]
Амбилинейные системы также встречаются на Самоа , Тонге и у народа маори в Новой Зеландии. Подобно Бутаритари и Макину, владение землей и наследование являются основой членства и принадлежности к группе по происхождению, но в этих трех системах членство чаще всего основано на мужской линии. В этой системе как мать, так и отец могут использоваться для принадлежности к определенной десантной группе, но упор делается на отца. Хотя членство в группе отца наиболее желательно, женские связи также используются, особенно когда соответствие женской линии приносит увеличение власти, богатства или социального положения. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коулт, А. (1964). Распределение ролей, структурирование позиций и амбилинейное происхождение
- ^ Рамирес, 2014, стр.88-98.
- ^ Ферт, 1929, стр.98.
- ^ Ламберт, 1966.
- ^ Ллойд, 1966
- ^ Хобен, А. (1963)
- ^ Хобен, А. (1963)
- ^ Кернан, К., и Коулт, А. (1965)
- ^ Хобен, А. (1963)
- ^ Мейнс, Мэри Джо. Гендер, родство, власть: сравнительная и междисциплинарная история
- ^ Мейнс, Мэри Джо. Гендер, родство, власть: сравнительная и междисциплинарная история
- ^ Ламберт, Б. (1966) «Группы амбилинейного происхождения на Северных островах Гилберта».
- ^ Ферт, Р. (1957). Заметка о группах происхождения в Полинезии
- ^ Мейнс, Мэри Джо. Гендер, родство, власть: сравнительная и междисциплинарная история
- ^ Эллис, Э. (1980). Выбор детских фамилий
- ^ Мейнс, Мэри Джо. Гендер, родство, власть: сравнительная и междисциплинарная история
- ^ Рамирес, Филипп. (2014) Маргиналы: через этнические границы в Северо-Восточной Индии
- ^ Кернан, К., и Коулт, А. (1965). Относительный возрастной критерий родства между поколениями
- ^ Кернан, К., и Коулт, А. (1965). Относительный возрастной критерий родства между поколениями
- ^ Кернан, К., и Коулт, А. (1965). Относительный возрастной критерий родства между поколениями
- ^ Крамми, Д. (1983). Семья и собственность среди знати Амхары
- ^ Крамми, Д. (1983). Семья и собственность среди знати Амхары
- ^ Крамми, Д. (1983). Семья и собственность среди знати Амхары
- ^ Крамми, Д. (1983). Семья и собственность среди знати Амхары
- ^ Рамирес, Филипп. (2014) Маргиналы: через этнические границы в Северо-Восточной Индии
- ^ Рамирес, Филипп. (2014) Маргиналы: через этнические границы в Северо-Восточной Индии
- ^ Ламберт, Б. (1966) Группы амбилинейного происхождения на Северных островах Гилберта
- ^ Ферт, Р. (1957). Заметка о группах происхождения в Полинезии
Библиография
[ редактировать ]- Ферт, Рэймонд. (1957). «Заметка о группах происхождения в Полинезии». Мужчина . 57 : 4–8.
- Ферт, Рэймонд. (1963) «Группы двустороннего происхождения: оперативная точка зрения». В исследованиях родства и брака. Посвящается Бренде З. Селигман к ее 80-летию. Под редакцией Исаака Шапера, 22–37. Лондон: Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии.
- Ферт, Рэймонд. (1929) Примитивная экономика новозеландских маори. Нью-Йорк: EP Даттон.
- Гуденаф, Уорд Х. (1970) Описание и сравнение в культурной антропологии. Чикаго: Олдин: 55–58.
- Ламберт, Б. (1966) «Группы амбилинейного происхождения на северных островах Гилберта1». Американский антрополог 68 (3): 641–664.
- Ллойд, ПК (1966) «По мужскому и родственному происхождению среди йоруба». Мужчина 1 (4): 484–500.
- Рамирес, Филипп. (2014) Маргиналы: через этнические границы в Северо-Восточной Индии. Гувахати: Спектр: 88-98.
- Гуденаф, Уорд Х. (1970) Описание и сравнение в культурной антропологии. Чикаго: Олдин: 55–58.
- Коулт, А. (1964). Распределение ролей, структурирование позиций и амбилинейное происхождение. Американский антрополог, 66 (1), новая серия, 29–40.
- Мэйнс, Мэри Джо. Гендер, родство, власть: сравнительная и междисциплинарная история. Рутледж, 1996.
- Кернан К. и Коулт А. (1965). Межпоколенческий относительный возрастной критерий терминологии родства. Юго-западный журнал антропологии, 21 (2), 148–154.
- Эллис, Э. (1980). Выбор детских фамилий. Англо-американское юридическое обозрение, 9 (1), 92–99. https://doi.org/10.1177/147377958000900105
- Крамми, Д. (1983). Семья и собственность среди знати Амхары. Журнал африканской истории, 24 (2), 207–220.
- Хобен, А. (1963). Роль групп аммбилинного происхождения в социальной организации Годжам Амхара. Университетские микрофильмы, Inc.