Jump to content

Полиандрия в Тибете

Полиандрия – это брачный союз, при котором у женщины несколько мужей. В Тибете такие мужья часто являются братьями; «братская полиандрия». Забота о том, от какого брата родятся дети, ложится только на жену. Она может сказать или не сказать, кто отец, потому что не хочет создавать конфликт в семье или не уверена, кто биологический отец. [1] Исторически социальная система вынуждала заключать браки внутри социального класса.

Когда Китайская Народная Республика аннексировала Тибет , политические системы во многих регионах Тибета оставались неизменными до тех пор, пока между 1959 и 1960 годами политические реформы не изменили системы землевладения и налогообложения. [2]

С 1981 года правительство Тибетского автономного района больше не разрешает новые полиандрические браки в соответствии с семейным законодательством . Несмотря на то, что в настоящее время это незаконно, после того как коллективное хозяйство было прекращено и обрабатываемая земля была передана в долгосрочную аренду отдельным семьям, полиандрия в Тибете де-факто является нормой в сельской местности. [ нужна ссылка ]

Обоснование полиандрии

[ редактировать ]

Как поясняется ниже, основная причина полиандрических браков среди тибетцев, по всей видимости, экономическая: предотвратить раздел земли, стад и других активов и/или увеличить количество рабочей силы, доступной для поддержания семьи.

Историческая социальная стратификация и структура семьи

[ редактировать ]

Тибетская общественная организация, находившаяся под контролем Лхасы с 17 века, была квазифеодальной: пахотные земли были разделены и принадлежали аристократическим семьям, религиозным организациям и центральному правительству, а население подчинялось этим районным разделениям. Население было далее разделено на социальные классы:

  • аристократические лорды ( гер-ба ) [3]
  • монашествующие (до 20% населения [4] )
  • предметы ( ми-сер ) [5] состоящий из:
    • семьи налогоплательщиков ( тре-ба [3] или храль-па [5] [6] )
    • домохозяева ( ду-джонг [3] или дад-чунг-ба [5] [6] )
    • безземельные крестьяне ( ми-бо [3] )

Семьи налогоплательщиков

[ редактировать ]

Эти более богатые семейные единицы по наследству владели поместьями, арендованными у районных властей, с правами на землю . В исследовании Гольдштейна, в частности, о районе Гьянце, он обнаружил, что они обычно владеют от 20 акров (81 000 м 2 ). 2 ) до 300 акров (1,2 км 2 ) земли каждый. Их основной гражданской обязанностью была уплата налогов ( тре-ба и храл-па означает «налогоплательщик»), а также предоставление барщинных услуг, включающих как человеческий, так и животный труд, местным властям. [5] По мнению Гольдштейна, вся семейная структура и система браков были подчинены служению земле и корпоративной семейной ячейке.

Семейный уклад и брачная система тре-ба характеризовались двумя основополагающими принципами:

  • корпоративная основная семья; и
  • монобрачный принцип.

«Структурная семья» — это семья, в которой женатый ребенок неразрывно связан со своей родной семьей в общем домохозяйстве . «Принцип монобрачности» гласит, что для каждого поколения разрешается один и только один брак между всеми братьями и сестрами мужского пола, а дети, рожденные от этого брака, являются членами семьи, имеющими полные законные права.

Семейная организация была основана на этих двух моделях, чтобы избежать раздела их поместий. Поколение с двумя или более супружескими семьями считалось нестабильным, поскольку оно могло вызвать серьезные конфликты, которые могли разделить их корпоративную семейную землю. На самом деле тибетские правила наследования семейных земель, основанные главным образом на родственных связях, действительно предусматривали разделение земли между братьями каждым поколением, но это игнорировалось, чтобы предотвратить угрозу для поместья. Таким образом, полигамный брак возник как решение этой потенциальной угрозы.

Для пояснения рассмотрим семью, в которой есть два или более сыновей. Тибетские правила наследования давали всем мужчинам в семье право претендовать на часть семейного имущества, поэтому, если каждый сын возьмет другую невесту , возникнут разные супружеские семьи, и это приведет к разделу земли между разными семьями. семьи сыновей. Чтобы избежать этой ситуации, решением стал братский полиандрический брак , в котором братья делили невесту. Двубратские полиандрические браки были более распространены, чем трехбратская или четырехбратская полиандрия, поскольку последние формы брака часто характеризовались серьезной семейной напряженностью (ссылка отсутствует). Для уменьшения количества сыновей в семье использовались различные механизмы, например, назначение одного сына целостником монахом- или отправка сына в качестве приемного жениха в семью без детей мужского пола.

Другой вид брака, хотя и редкий, - это «полигинный брак». В семье, где все дети были девочками, наиболее распространенным выбором был сестринский полигинный брак. Согласно традиционным правилам наследования, только мужчины имели права на землю, но там, где не было мужчин, которые могли бы их наследовать, дочери имели право на землю корпорации. Чтобы сохранить семейную единицу имущества, дочери будут делить жениха, который будет переезжать матрилокально (в отличие от патрилокального принципа, когда невесты переезжают в семью мужа) и станет членом семьи его жены.

Полигамия двух поколений присутствовала как применение принципа монобрачности. Рассмотрим семью, в которой мать умерла до того, как сын женился. Если бы вдовец женился повторно на другой женщине, были бы созданы две супружеские семьи, что в конечном итоге привело бы к разделу поместья. Таким образом, решением этой проблемы стала полиандрия двух поколений, при которой отец делил жену со своим сыном. И наоборот, когда женщина, не имевшая потомства мужского пола , овдовела , она делила мужа со своей дочерью («многоженство двух поколений»), избегая таким образом раздела земли (ссылка отсутствует).

В этих монобрачных стволовых семьях главу семьи, имевшего доминирующую роль в семье, называли тронг бей або (или просто або ). Або , который управлял имуществом и ресурсами семьи, всегда был мужчиной, и почти всегда самым старым мужчиной из старшего поколения, находившегося у власти. Иногда младший брат брал на себя роль або , когда старший мужчина уходил на пенсию.

В семьях налогоплательщиков более распространенными формами брака были полиандрический и моногамный брак, гораздо менее распространенным был полигинный брак. Однако двухпоколенные формы полиандрии были очень редки.

Домохозяева

[ редактировать ]

Класс домохозяев ( ду-джунг или дуд-чунг-ба [5] ) состояли из крестьян, владевших лишь небольшими участками земли, которые юридически и буквально были «индивидуальной» собственностью. Правила наследования земли отличались от правил наследования семей налогоплательщиков, определялись районными властями и не передавались строго по наследству для семейной ячейки.

В семейной структуре домохозяев — в отличие от семей налогоплательщиков — отсутствовало требование о едином браке на поколение, чтобы избежать разделения земли. Когда сын женился, он часто создавал новую семью и отделялся от первоначальной семьи. Если сыновья налогоплательщика женились, это создавало правопреемство семейной корпорации и связывало их с поместьем по родовым и земельным причинам. Домохозяйские браки не влекли за собой такой ответственности, они обычно заключали браки по любви и чаще были моногамными. Небольшое количество случаев полиандрии в классе домохозяев было ограничено только более богатыми семьями.

Безземельные крестьяне

[ редактировать ]

Безземельные крестьяне ( ми-бо ) не были обязаны и не имели никаких наследственных прав на землю. Как и домохозяева, в них, как правило, было меньше полиандрии, чем в семьях налогоплательщиков.

Братская полиандрия

[ редактировать ]

Как мы видели, братская полиандрия была формой брака, распространенной среди сословия тре-ба . Традиционно браки заключались родителями, часто когда дети были еще очень маленькими. Поскольку браки тре-ба заключались по родовым причинам, личные предпочтения женихов и невест не имели значения. В полиандрической супружеской семье старший брат чаще всего был доминирующим человеком в домашнем хозяйстве. Однако все остальные братья делили работу поровну и имели право на сексуальные отношения со своей общей женой, которая должна была обращаться с ними одинаково.

Ко всем детям относились одинаково, и «отцу» не разрешалось проявлять какой-либо фаворитизм, даже если он знал, кем на самом деле были его биологические дети, поскольку биологическое отцовство не считалось важным. Точно так же дети считали всех своих дядей своими отцами, и ребенок избегал относиться к представителям старшего поколения по-другому, даже если они знали, кто был его биологическим отцом. Дети обычно обращались к старшему из оставшихся в живых мужей только как «отец». [7]

Развод был довольно простым. Если один из братьев в полиандрическом браке чувствовал недовольство, ему оставалось только уйти из дома. Полиандрические браки часто характеризовались напряженностью и конфликтами по самым разным причинам. Например, конфликты могли возникнуть из-за того, что младший брат хотел оспорить авторитет своего старшего брата; иногда мог возникнуть сексуальный фаворитизм, вызывающий напряженность среди партнеров-мужчин в браке, особенно когда между братьями была значительная разница в возрасте.

Текущий статус

[ редактировать ]

Полиандрия быстро пришла в упадок в первое десятилетие после создания Тибетского автономного района и была запрещена во время Культурной революции как часть « Четырех старых ». Однако он вновь обрел популярность в 1980-х годах, когда политика смягчилась и система народных коммун разрушилась. Опрос, проведенный Тибетским университетом в 1988 году по всему Тибету, показал, что 13,3% семей были полиандрическими, а 1,7% — полигинными . [8] В настоящее время полиандрия присутствует во всех районах Тибета, но особенно распространена в некоторых сельских районах Цанга и Кхама , которые сталкиваются с экстремальными условиями жизни. [9] Исследование, проведенное в 2008 году в нескольких деревнях в префектурах Сигазе и Камдо, показало, что 20–50% семей были полиандрическими, причем большинство из них имели двух мужей. В некоторых отдаленных населенных пунктах эта цифра достигала 90%. [10] Полиандрия очень редко встречается среди городских жителей и несельскохозяйственных домохозяйств. Представители американской благотворительной организации, работавшей в Тибетском автономном округе Ганьцзы провинции Сычуань, с 1997 по 2010 год наблюдали, что там до сих пор практикуется полиандрия. [11]

Постановление, изданное правительством Тибетского автономного района в 1981 году, разрешало все полигамные браки до даты его вступления в силу, но не те, которые были заключены после этой даты, без какого-либо преследования за нарушение постановления. На практике такая семья будет зарегистрирована как моногамная семья между женой и старшим мужем. [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гилен, Уве (1998). «Гендерные роли в традиционных тибетских культурах». В Л.Л. Адлере (ред.), Международном справочнике по гендерным ролям. Вестпорт, Коннектикут: Гринвуд. : 413–437.
  2. ^ Чайлдс (2003) стр.429
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Гольдштейн (1971), стр. 65-66.
  4. ^ Гольдштейн, Мелвин К. (ноябрь 1981 г.) Новые взгляды на тибетскую рождаемость и сокращение численности населения, американский этнолог, Vol. 8, № 4, стр. 721-738.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Чайлдс (2003), стр. 427-428.
  6. ^ Перейти обратно: а б Гольдштейн (май 1971 г.) стр.524
  7. ^ Пан Донг (2011). «Раскрытие секрета полиандрии в тибетском браке» (на китайском языке) . Проверено 31 июля 2018 г.
  8. ^ Ма, Ронг (2000). «О тибетском «полиандрическом» браке» (PDF) . Журнал этнологии (на китайском языке) (6) Проверено 31 июля 2018 г.
  9. ^ Чжу, Сули (2014). «Полиандрия в регионах Тибета» « Право и социальные науки» 13 ( 2): 15. Проверено 31 июля 2018 г.
  10. ^ Суочжэнь (2009). Исследование полиандрических браков в Тибете (на китайском языке). Проверено 31 июля 2018 г.
  11. ^ Логан, Памела; Мандала сострадания: Одиссея американской благотворительности в современном Тибете (2020), стр. 169-170, 276
  12. ^ Чжан, Кай (2012). «Конфликты и адаптация между обычаями полиандрического брака и национальным законодательством в Тибете» « Форум развития Тибета» (6) Проверено 31 июля 2018 г.

Общие ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf8d92684cd6a704a9048c3757dbbb18__1720814280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/18/bf8d92684cd6a704a9048c3757dbbb18.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polyandry in Tibet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)