Jump to content

Матрифокальная семья

Матрифокальная структура семьи – это такая структура, в которой матери возглавляют семью, а отцы играют менее важную роль в доме и воспитании детей.

Определение

[ редактировать ]

Концепция матрифокальной семьи была введена в изучение карибских обществ Рэймондом Т. Смитом в 1956 году. Он связал возникновение матрифокальных семей с тем, как формируются домохозяйства в регионе: «Группа домохозяйств имеет тенденцию быть матрифокальной в смысл того, что женщина в статусе «матери» обычно является фактическим лидером группы, и наоборот, муж-отец, хотя и де-юре глава домохозяйской группы (если таковой имеется), обычно маргинален в комплексе внутренних взаимоотношений. Под «маргинальным» мы подразумеваем, что он сравнительно редко общается с другими членами группы и находится на периферии эффективных связей, которые связывают группу вместе». [1] Смит подчеркивает, что матрифокальная семья ориентирована не просто на женщину, а скорее на мать; женщины в своей роли матери становятся ключом к организации семейной группы; мужчины, как правило, маргинальны по отношению к этой организации и домашнему хозяйству (хотя они могут играть более центральную роль в других сетях). Там, где распространены матрифные семьи, брак встречается реже. [2] В более поздних работах Смит склонен меньше акцентировать внимание на домашнем хозяйстве и больше рассматривать матрифокальность с точки зрения того, как формируется семейная сеть, в которой матери являются ключевыми узлами в сети. На протяжении всего времени Смит утверждает, что матрифокальное родство следует рассматривать как подсистему более крупного стратифицированного общества и его культурных ценностей. [3] Он все больше подчеркивает, что афро-карибскую матрифокальную семью лучше всего понимать в рамках классово-расовой иерархии, где брак связан с воспринимаемым статусом и престижем. [4]

«Семья или домашняя группа является матрифокальной, когда она сосредоточена на женщине и ее детях. В этом случае отец(и) этих детей периодически присутствуют в жизни группы и занимают второстепенное место. Мать детей не является обязательно жена одного из отцов детей». [5] В целом, по мнению Лауры Хобсон Херлихи со ссылкой на П. Мохаммеда, женщины имеют «высокий статус», если они являются «основными кормильцами», они «контролируют… экономику домашнего хозяйства », а мужчины, как правило, отсутствуют. [6] Отсутствие мужчин часто бывает длительным. [7] Один из современных критиков Р. Т. Смита, М. Г. Смит , отмечает, что, хотя домохозяйства сами по себе могут показаться матрифокальными, связи между домохозяйствами могут быть патриархальными. То есть мужчина в роли отца может оказывать (особенно экономическую) поддержку матери в одном или нескольких домохозяйствах, независимо от того, живет он в этом домохозяйстве или нет. Как для мужчин, так и для женщин наличие детей от более чем одного партнера является общей чертой такого рода системы. [8]

Альтернативные термины для «матрифокальности» или «матрифокальности» включают матрицентрические , матрипотестальные и женско-центрированные сети родства . [9]

Матрифокальный отличается от матрилокального , матрилинейного , матрилатерального и матриархата (последнего, поскольку матрифокальность не подразумевает, что женщины имеют власть в более широком сообществе).

Характеристики и распространение

[ редактировать ]

По словам антрополога Мориса Годелье , матрифокальность «типична для афро-карибских групп» и некоторых афроамериканских сообществ. [10] К ним относятся семьи, в которых у отца есть жена и одна или несколько любовниц; в некоторых случаях у матери может быть более одного любовника. [10] По словам Расмуссена пера Херлихи, матрифокальность была также обнаружена среди туарегов в Северной Африке; [11] по словам Херлихи со ссылкой на других авторов, в некоторых средиземноморских общинах; [7] и, по словам Херлихи, цитирующего Скотта, в городской Бразилии . [12] В своем исследовании семейной жизни в Бетнал-Грин в Лондоне в 1950-е годы Янг и Уиллмотт обнаружили, что действуют как матрифокальные, так и матрилинейные элементы: матери были центром распределения экономических ресурсов через семейную сеть; они также активно передавали права аренды по материнской линии своим дочерям. [13]

Херлихи обнаружил матрифокальность среди народа мискиту в деревне Кури на карибском побережье северо-восточного Гондураса в конце 1990-х годов. [14] По мнению Херлихи, «главная сила» [9] женщин Кури заключается «в их способности создавать повседневную социальную идентичность и родственные отношения… Их власть выходит за рамки государства Гондурас, которое признает мужские фамилии и мужчин в качестве законных глав домохозяйств». [9] Херлихи обнаружил в Кури тенденцию к матрилинейности. [15] и корреляция с матрилинейностью, [16] хотя существовали и некоторые патриархальные нормы. [16] Херлихи обнаружила, что «женщины знали больше, чем большинство мужчин, об истории деревни, генеалогии и местном фольклоре». [15] и что «мужчины обычно не знали местных родственных отношений, надлежащего круга ведения или обязательств взаимности в семье своей жены» [15] и пришел к выводу, что женщины мискиту «все чаще берут на себя ответственность за социальное воспроизводство идентичности и, в конечном итоге, за сохранение мирового культурного и языкового разнообразия». [17] Сообщество Наир в Керале и сообщество Бунт в Тулунаду на юге Индии являются яркими примерами матрифокальности. [ нужна ссылка ] Это можно объяснить тем фактом, что если бы мужчины по профессии были в основном воинами, сообщество было неизбежно терять членов мужского пола в молодости, что приводило к ситуации, когда женщины брали на себя роль управления семьей. [ нужна ссылка ] .

В 14 веке в Цзяннани , Южный Китай, под монгольским правлением династии Юань , Кун Ци вел дневник, в котором излагал свое мнение о некоторых семьях как практикующих гинархию, не содержащих таких определений, как в основных словарях. [18] [19] [20] [21] но определено Полом Дж. Смитом как «создание краткосрочных семейных структур, в которых доминируют женщины». [22] а не как матрилинейный или матриархальный. [22] Возможно, гинархия могла передаваться из поколения в поколение. [23] По словам Пола Дж. Смита, именно такого рода гинархии «Конг приписал… общий коллапс общества ». [22] и Конг считал, что мужчины в Цзяннани имеют тенденцию «уступать... власть женщинам». [24]

Матрифокальность возникла, по словам Годелье, в некоторых афро-карибских и афроамериканских культурах как следствие порабощения тысяч людей. [10] Рабам запрещалось вступать в брак, а их дети принадлежали рабовладельцам. [10] Женщины в семьях рабов «часто» искали зачатия у белых хозяев, чтобы дети имели более светлый цвет кожи и были более успешными в жизни. [10] уменьшение роли чернокожих мужей. В некоторых обществах, особенно в Западной Европе, женщинам разрешено работать на оплачиваемой рабочей силе или получать государственную помощь и, таким образом, они могут позволить себе воспитывать детей в одиночку. [10] в то время как некоторые другие общества «выступают против ... [женщин], живущих самостоятельно». [10]

Согласно феминистской вере (более распространенной в 1970-х, чем в 1990–2000-х годах, и подвергавшейся критике в феминизме и археологии , антропологии существовал «матрифокальный (если не матриархальный) Золотой век» и теологии как лишенной научной основы), до патриархата . [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Смит (1956) , с. 223
  2. ^ Смит (1956) [ нужна страница ]
  3. ^ Смит (1956) , с. 253
  4. ^ Смит (1996)
  5. ^ Годелье (2011) , с. 568 (Глоссарий, статья матрифокальная )
  6. ^ Три цитаты: Мохаммед (1986) , цитируется в Herlihy (2007) , стр. 134
  7. ^ Jump up to: а б Херлихи (2007) , с. 137
  8. ^ Смит (1962)
  9. ^ Jump up to: а б с Херлихи (2007) , с. 134
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г Годелье (2011) , с. 457
  11. ^ Расмуссен (1996) , цитируется по Herlihy (2007) , с. 137
  12. ^ Скотт (1995) , цитируется по Herlihy (2007) , стр. 141
  13. ^ Янг и Уиллмотт (1957)
  14. ^ Herlihy (2007) , стр. 133–134 и пассим
  15. ^ Jump up to: а б с Херлихи (2007) , с. 141
  16. ^ Jump up to: а б Херлихи (2007) , с. 145.
  17. ^ Херлихи (2007) , с. 146
  18. ^ Новый краткий Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Оксфордский университет. Пресс, [4-е] изд. 1993, ISBN   0-19-861271-0 .
  19. ^ Третий новый международный словарь английского языка Вебстера без сокращений . Г. и К. Мерриам (Мерриам-Вебстер), 1966 год.
  20. ^ Словарь американского наследия английского языка . Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin, 3-е изд. 1992, ISBN   0-395-44895-6 .
  21. ^ Полный словарь Random House Webster . Нью-Йорк: Random House, 2-е изд. 2001, ISBN   0-375-42566-7 .
  22. ^ Jump up to: а б с Смит (1998) , с. 45 и см. стр. 1 (аннотация), 2–3, 46, 63, 65, 69–70, 72–73 и 81. [ диапазон страниц слишком широк ]
  23. ^ Смит (1998) , стр. 76–77.
  24. ^ Смит (1998) , с. 78
  25. ^ Roundtree (2001) , стр. 5–9 и passim & цитата на стр. 6

Библиография

[ редактировать ]
  • Годелье, Морис (2011) [2004]. Метаморфозы родства . Перевод Норы Скотт. Лондон: Версо. ISBN  978-1-84467-746-7 .
  • Херлихи, Лаура Хобсон (2007). «Матрифокальность и женская власть на побережье Мискито». Этнология . 46 (2): 133–150. hdl : 1808/11801 .
  • Мохаммед, П. (1986). «Возвращение к карибской семье». В Патрисии Мохаммед; Кэролайн Шепард (ред.). Гендер в развитии Карибского бассейна: доклады, представленные на первом семинаре Вест-Индского университета, проект исследований «Женщины и развитие» . Кингстон, Ямайка: Вест-Индский университет Canoe Press. стр. 164–175. ISBN  978-976-8125-55-2 .
  • Расмуссен, С. (1996). «Палатка как культурный символ и полевое место: социально-символическое пространство, «топос» и авторитет в туарегском сообществе». Антропологический ежеквартальный журнал . 69 (1): 14–26. дои : 10.2307/3317136 . JSTOR   3317136 .
  • Раунтри, Кэтрин (2001). «Прошлое — страна иностранцев: богини-феминистки, археологи и присвоение предыстории». Журнал современной религии . 16 (1): 5–27. дои : 10.1080/13537900123321 . S2CID   144309885 .
  • Скотт, П. (1995). «Матрифокальные мужчины: пол, восприятие и опыт домашней жизни в Бразилии». В Мэри Джо Мейнс; Энн Уолтнер; Биргитте Соланд; Ульрике Штрассер (ред.). Гендер, родство, власть: сравнительная и междисциплинарная история . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  978-0-415-91298-3 .
  • Смит, Майкл Г. (1962). Семейная структура Вест-Индии . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Вашингтонского университета.
  • Смит, Раймонд Т. (1956). Негритянская семья в Британской Гвиане: семейная структура и социальный статус в деревнях . Лондон: Рутледж.
  • Смит, Раймонд Т. (1996). Матрифокальная семья: власть, плюрализм и политика . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN  0-415-91215-6 .
  • Смит, Пол Дж. (1998). «Страх перед гинархией в эпоху хаоса: размышления Кун Ци о жизни в Южном Китае под властью монголов». Журнал экономической и социальной истории Востока . 41 (1): 1–95. дои : 10.1163/1568520982601412 . JSTOR   3632774 .
  • Янг, Майкл ; Уиллмотт, Питер (1957). Семья и родство в Восточном Лондоне . Хармондсворт: Пеликан.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dd29f303c27570bec16b910496434ca4__1719561600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/dd/a4/dd29f303c27570bec16b910496434ca4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Matrifocal family - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)