Матрифокальная семья
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
Социальная антропология Культурная антропология |
Матрифокальная структура семьи – это такая структура, в которой матери возглавляют семью, а отцы играют менее важную роль в доме и воспитании детей.
Определение
[ редактировать ]Концепция матрифокальной семьи была введена в изучение карибских обществ Рэймондом Т. Смитом в 1956 году. Он связал возникновение матрифокальных семей с тем, как формируются домохозяйства в регионе: «Группа домохозяйств имеет тенденцию быть матрифокальной в смысл того, что женщина в статусе «матери» обычно является фактическим лидером группы, и наоборот, муж-отец, хотя и де-юре глава домохозяйской группы (если таковой имеется), обычно маргинален в комплексе внутренних взаимоотношений. Под «маргинальным» мы подразумеваем, что он сравнительно редко общается с другими членами группы и находится на периферии эффективных связей, которые связывают группу вместе». [1] Смит подчеркивает, что матрифокальная семья ориентирована не просто на женщину, а скорее на мать; женщины в своей роли матери становятся ключом к организации семейной группы; мужчины, как правило, маргинальны по отношению к этой организации и домашнему хозяйству (хотя они могут играть более центральную роль в других сетях). Там, где распространены матрифные семьи, брак встречается реже. [2] В более поздних работах Смит склонен меньше акцентировать внимание на домашнем хозяйстве и больше рассматривать матрифокальность с точки зрения того, как формируется семейная сеть, в которой матери являются ключевыми узлами в сети. На протяжении всего времени Смит утверждает, что матрифокальное родство следует рассматривать как подсистему более крупного стратифицированного общества и его культурных ценностей. [3] Он все больше подчеркивает, что афро-карибскую матрифокальную семью лучше всего понимать в рамках классово-расовой иерархии, где брак связан с воспринимаемым статусом и престижем. [4]
«Семья или домашняя группа является матрифокальной, когда она сосредоточена на женщине и ее детях. В этом случае отец(и) этих детей периодически присутствуют в жизни группы и занимают второстепенное место. Мать детей не является обязательно жена одного из отцов детей». [5] В целом, по мнению Лауры Хобсон Херлихи со ссылкой на П. Мохаммеда, женщины имеют «высокий статус», если они являются «основными кормильцами», они «контролируют… экономику домашнего хозяйства », а мужчины, как правило, отсутствуют. [6] Отсутствие мужчин часто бывает длительным. [7] Один из современных критиков Р. Т. Смита, М. Г. Смит , отмечает, что, хотя домохозяйства сами по себе могут показаться матрифокальными, связи между домохозяйствами могут быть патриархальными. То есть мужчина в роли отца может оказывать (особенно экономическую) поддержку матери в одном или нескольких домохозяйствах, независимо от того, живет он в этом домохозяйстве или нет. Как для мужчин, так и для женщин наличие детей от более чем одного партнера является общей чертой такого рода системы. [8]
Альтернативные термины для «матрифокальности» или «матрифокальности» включают матрицентрические , матрипотестальные и женско-центрированные сети родства . [9]
Матрифокальный отличается от матрилокального , матрилинейного , матрилатерального и матриархата (последнего, поскольку матрифокальность не подразумевает, что женщины имеют власть в более широком сообществе).
Характеристики и распространение
[ редактировать ]По словам антрополога Мориса Годелье , матрифокальность «типична для афро-карибских групп» и некоторых афроамериканских сообществ. [10] К ним относятся семьи, в которых у отца есть жена и одна или несколько любовниц; в некоторых случаях у матери может быть более одного любовника. [10] По словам Расмуссена пера Херлихи, матрифокальность была также обнаружена среди туарегов в Северной Африке; [11] по словам Херлихи со ссылкой на других авторов, в некоторых средиземноморских общинах; [7] и, по словам Херлихи, цитирующего Скотта, в городской Бразилии . [12] В своем исследовании семейной жизни в Бетнал-Грин в Лондоне в 1950-е годы Янг и Уиллмотт обнаружили, что действуют как матрифокальные, так и матрилинейные элементы: матери были центром распределения экономических ресурсов через семейную сеть; они также активно передавали права аренды по материнской линии своим дочерям. [13]
Херлихи обнаружил матрифокальность среди народа мискиту в деревне Кури на карибском побережье северо-восточного Гондураса в конце 1990-х годов. [14] По мнению Херлихи, «главная сила» [9] женщин Кури заключается «в их способности создавать повседневную социальную идентичность и родственные отношения… Их власть выходит за рамки государства Гондурас, которое признает мужские фамилии и мужчин в качестве законных глав домохозяйств». [9] Херлихи обнаружил в Кури тенденцию к матрилинейности. [15] и корреляция с матрилинейностью, [16] хотя существовали и некоторые патриархальные нормы. [16] Херлихи обнаружила, что «женщины знали больше, чем большинство мужчин, об истории деревни, генеалогии и местном фольклоре». [15] и что «мужчины обычно не знали местных родственных отношений, надлежащего круга ведения или обязательств взаимности в семье своей жены» [15] и пришел к выводу, что женщины мискиту «все чаще берут на себя ответственность за социальное воспроизводство идентичности и, в конечном итоге, за сохранение мирового культурного и языкового разнообразия». [17] Сообщество Наир в Керале и сообщество Бунт в Тулунаду на юге Индии являются яркими примерами матрифокальности. [ нужна ссылка ] Это можно объяснить тем фактом, что если бы мужчины по профессии были в основном воинами, сообщество было неизбежно терять членов мужского пола в молодости, что приводило к ситуации, когда женщины брали на себя роль управления семьей. [ нужна ссылка ] .
История
[ редактировать ]В 14 веке в Цзяннани , Южный Китай, под монгольским правлением династии Юань , Кун Ци вел дневник, в котором излагал свое мнение о некоторых семьях как практикующих гинархию, не содержащих таких определений, как в основных словарях. [18] [19] [20] [21] но определено Полом Дж. Смитом как «создание краткосрочных семейных структур, в которых доминируют женщины». [22] а не как матрилинейный или матриархальный. [22] Возможно, гинархия могла передаваться из поколения в поколение. [23] По словам Пола Дж. Смита, именно такого рода гинархии «Конг приписал… общий коллапс общества ». [22] и Конг считал, что мужчины в Цзяннани имеют тенденцию «уступать... власть женщинам». [24]
Матрифокальность возникла, по словам Годелье, в некоторых афро-карибских и афроамериканских культурах как следствие порабощения тысяч людей. [10] Рабам запрещалось вступать в брак, а их дети принадлежали рабовладельцам. [10] Женщины в семьях рабов «часто» искали зачатия у белых хозяев, чтобы дети имели более светлый цвет кожи и были более успешными в жизни. [10] уменьшение роли чернокожих мужей. В некоторых обществах, особенно в Западной Европе, женщинам разрешено работать на оплачиваемой рабочей силе или получать государственную помощь и, таким образом, они могут позволить себе воспитывать детей в одиночку. [10] в то время как некоторые другие общества «выступают против ... [женщин], живущих самостоятельно». [10]
Согласно феминистской вере (более распространенной в 1970-х, чем в 1990–2000-х годах, и подвергавшейся критике в феминизме и археологии , антропологии существовал «матрифокальный (если не матриархальный) Золотой век» и теологии как лишенной научной основы), до патриархата . [25]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит (1956) , с. 223
- ^ Смит (1956) [ нужна страница ]
- ^ Смит (1956) , с. 253
- ^ Смит (1996)
- ^ Годелье (2011) , с. 568 (Глоссарий, статья матрифокальная )
- ^ Три цитаты: Мохаммед (1986) , цитируется в Herlihy (2007) , стр. 134
- ^ Jump up to: а б Херлихи (2007) , с. 137
- ^ Смит (1962)
- ^ Jump up to: а б с Херлихи (2007) , с. 134
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Годелье (2011) , с. 457
- ^ Расмуссен (1996) , цитируется по Herlihy (2007) , с. 137
- ^ Скотт (1995) , цитируется по Herlihy (2007) , стр. 141
- ^ Янг и Уиллмотт (1957)
- ^ Herlihy (2007) , стр. 133–134 и пассим
- ^ Jump up to: а б с Херлихи (2007) , с. 141
- ^ Jump up to: а б Херлихи (2007) , с. 145.
- ^ Херлихи (2007) , с. 146
- ^ Новый краткий Оксфордский словарь английского языка . Оксфорд: Оксфордский университет. Пресс, [4-е] изд. 1993, ISBN 0-19-861271-0 .
- ^ Третий новый международный словарь английского языка Вебстера без сокращений . Г. и К. Мерриам (Мерриам-Вебстер), 1966 год.
- ^ Словарь американского наследия английского языка . Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin, 3-е изд. 1992, ISBN 0-395-44895-6 .
- ^ Полный словарь Random House Webster . Нью-Йорк: Random House, 2-е изд. 2001, ISBN 0-375-42566-7 .
- ^ Jump up to: а б с Смит (1998) , с. 45 и см. стр. 1 (аннотация), 2–3, 46, 63, 65, 69–70, 72–73 и 81. [ диапазон страниц слишком широк ]
- ^ Смит (1998) , стр. 76–77.
- ^ Смит (1998) , с. 78
- ^ Roundtree (2001) , стр. 5–9 и passim & цитата на стр. 6
Библиография
[ редактировать ]- Годелье, Морис (2011) [2004]. Метаморфозы родства . Перевод Норы Скотт. Лондон: Версо. ISBN 978-1-84467-746-7 .
- Херлихи, Лаура Хобсон (2007). «Матрифокальность и женская власть на побережье Мискито». Этнология . 46 (2): 133–150. hdl : 1808/11801 .
- Мохаммед, П. (1986). «Возвращение к карибской семье». В Патрисии Мохаммед; Кэролайн Шепард (ред.). Гендер в развитии Карибского бассейна: доклады, представленные на первом семинаре Вест-Индского университета, проект исследований «Женщины и развитие» . Кингстон, Ямайка: Вест-Индский университет Canoe Press. стр. 164–175. ISBN 978-976-8125-55-2 .
- Расмуссен, С. (1996). «Палатка как культурный символ и полевое место: социально-символическое пространство, «топос» и авторитет в туарегском сообществе». Антропологический ежеквартальный журнал . 69 (1): 14–26. дои : 10.2307/3317136 . JSTOR 3317136 .
- Раунтри, Кэтрин (2001). «Прошлое — страна иностранцев: богини-феминистки, археологи и присвоение предыстории». Журнал современной религии . 16 (1): 5–27. дои : 10.1080/13537900123321 . S2CID 144309885 .
- Скотт, П. (1995). «Матрифокальные мужчины: пол, восприятие и опыт домашней жизни в Бразилии». В Мэри Джо Мейнс; Энн Уолтнер; Биргитте Соланд; Ульрике Штрассер (ред.). Гендер, родство, власть: сравнительная и междисциплинарная история . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-91298-3 .
- Смит, Майкл Г. (1962). Семейная структура Вест-Индии . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Вашингтонского университета.
- Смит, Раймонд Т. (1956). Негритянская семья в Британской Гвиане: семейная структура и социальный статус в деревнях . Лондон: Рутледж.
- Смит, Раймонд Т. (1996). Матрифокальная семья: власть, плюрализм и политика . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-91215-6 .
- Смит, Пол Дж. (1998). «Страх перед гинархией в эпоху хаоса: размышления Кун Ци о жизни в Южном Китае под властью монголов». Журнал экономической и социальной истории Востока . 41 (1): 1–95. дои : 10.1163/1568520982601412 . JSTOR 3632774 .
- Янг, Майкл ; Уиллмотт, Питер (1957). Семья и родство в Восточном Лондоне . Хармондсворт: Пеликан.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарное определение матрифокального в Викисловаре
- Словарное определение матрифокальности в Викисловаре