авункат
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
![]() |
Социальная антропология Культурная антропология |
Авункулят , — это любой социальный институт , , иногда называемый авункулизмом или авункуляризмом в котором существуют особые отношения между дядей и детьми его сестер . [1] Эти отношения могут быть формальными или неформальными, в зависимости от общества. Ранние антропологические исследования были сосредоточены на связи между авункулятом и матрилинейным происхождением, а более поздние исследования расширились, чтобы рассмотреть авункулята в обществе в целом.
Определение
[ редактировать ]Термин avunculate происходит от латинского avunculus , дядя по материнской линии.
1989 года Оксфордский словарь английского языка определяет слово «авункулировать» следующим образом:
- «Авункуляция. Особые отношения, существующие в некоторых обществах между дядей по материнской линии и сыном его сестры; дяди по материнской линии рассматриваются как коллективный организм.
- 1920 Р. Х. ЛОУИ Прим. Соц. ст. 81. Этнологи описывают под заголовком авункулята обычаи, регулирующие совершенно особым образом отношения племянника к его дяде по материнской линии. Там же. VII. 171 Омаха сейчас ведут отцовскую линию, но наличие у них авункулята доказывает, что когда-то они вели происхождение по материнской линии, поскольку никакая другая гипотеза не может объяснить такое употребление. ..." [2]
Аункулокальные общества
[ редактировать ]Авункулокальное общество - это общество, в котором супружеская пара традиционно живет со старшим братом матери мужчины, что чаще всего происходит в матрилинейных обществах. Антропологический термин «авункулокальное проживание» относится к этому условию, которое встречается примерно в 4% обществ мира. [3]
Эта закономерность обычно возникает, когда мужчина получает свой статус, свою должность или свои привилегии от своего ближайшего старшего родственника-мужчины по материнской линии. Когда сын женщины живет рядом с ее братом, ему легче научиться тому, как ему нужно вести себя в унаследованной им матрилинейной роли. [ нужна ссылка ]
Культуры с формальным авункулятом
[ редактировать ]По казахскому общему праву благородные племянники могли до трех раз брать что-либо у родственников матери. У кыргызов племянник на пиру у дяди или дедушки по материнской линии мог взять любую лошадь из табуна или любое лакомство. [4]
На юго-западе Соединенных Штатов племя апачей практикует такую форму, где дядя отвечает за обучение детей социальным ценностям и правильному поведению, в то время как наследование и происхождение учитываются только через семью матери. Современные влияния несколько, но не полностью стерли эту традицию. [ нужна ссылка ]
Чаморро Марианских островов [5] и тайно с островов Теркс и Кайкос [6] являются примерами обществ, которые практиковали авункулокальное проживание.
Антропологические исследования
[ редактировать ]Исследования авункулята в начале 20 века были сосредоточены на связи между авункулятом и патрилинейными/матрилинейными обществами. Франц Боас классифицировал различные механизмы авункулята в зависимости от места проживания в 1922 году. [7] Анри Александр Юнона утверждал, что авункулят в Тсонге указывает на то, что общество ранее было матрилинейным. [8] Альфред Рэдклифф-Браун определил тсонга (батонга) в Мозамбике , тонганцев Тихого океана и нама в Намибии как авункулятные общества еще в 1924 году. Он также расширил эту концепцию, включив в нее другие семейные отношения. [8] [9]
Более поздние исследования вышли за рамки проблемы матрилинейности. Клод Леви-Стросс включает авункулят в свой «атом родства». [10] Ян Н. Бреммер на основе опроса индоевропейских народов утверждал, что авункулят объясняется принципом воспитания вне (расширенной) семьи и не указывает на матрилинейность. [11]
Добродушный брак
[ редактировать ]В исторической (а не антропологической) терминологии авункулятный брак — это брак мужчины с дочерью его сестры (явно не запрещенный списками в книге Левит 18 ). В большинстве культур с авункулятивными обычаями в том смысле, который используют антропологи, такой брак нарушает табу на инцест, регулирующий отношения между членами одной и той же матрилинейной линии . [ нужна ссылка ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Барнард, Алан; Спенсер, Джонатан (4 декабря 2009 г.). Энциклопедия социальной и культурной антропологии Routledge . Рутледж. ISBN 9781135236403 .
- ^ Оксфордский словарь английского языка . Второе издание 1989 г. Интернет-версия.
- ^ Росман, Абрахам и Рубель, Паула Г. Гобелен культуры: введение в культурную антропологию . Колледж Макгроу-Хилл, 1995 год. ( ISBN 0-07-053955-3 )
- ^ Ю.Зуев, "Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии" , Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 30, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Каннингем, Ловаренс Дж. Древнее общество чаморро . Бесс Пресс, 1992. ( ISBN 1-880188-05-8 )
- ^ Киган, Уильям Ф. До Колумба: родина Каонабо , Отчет Earthwatch Мидл-Кайкос, 1999.
- ^ Боас, Франц (1 января 1922 г.). «Авункулат среди Вандау» . Американский антрополог . 24 (1): 95–97. дои : 10.1525/aa.1922.24.1.02a00150 . JSTOR 660075 .
- ^ Jump up to: а б Райдер, Дж.В.; Блэкман, МБ (14 сентября 2016 г.). «Авункулят: межкультурная критика Клода Леви-Стросса». Межкультурные исследования . 5 (2): 97–115. дои : 10.1177/106939717000500202 . S2CID 144308623 .
- ^ Рэдклифф-Браун, Альфред (1952). Структура и функции в первобытном обществе (PDF) . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 15–31. Архивировано из оригинала (PDF) 26 апреля 2022 г. Проверено 28 января 2017 г.
- ^ Пеннер, Ганс Х. (1 января 1998 г.). Преподавание Леви-Стросса . Ученые Пресс. ISBN 9780788504907 .
- ^ Бреммер, Ян (1 января 1976 г.). «Авункуляция и воспитание» . Журнал индоевропейских исследований . 5 (1): 65–78.
Ссылки
[ редактировать ]- Kosven, M. O. (1948). "Avunkulat [The Avunculate]". Sovietskaya Etnografiya . 1 : 3–46.
- Zuev, Yury (2002). Rannie tjurki: očerki istorii i ideologii [Early Türks: Sketches of History and Ideology] . Almaty: Daik-Press. p. 210. ISBN 9985-4-4152-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барнард, Алан (2010). «Авункулировать». У Алана Барнарда; Джонатан Спенсер (ред.). Энциклопедия социальной и культурной антропологии Рутледжа (2-е изд.). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. п. 78.
- Бахофен, Джей-Джей (1880–86). Антикварное резюме . 2 тома. Страсбург: Тюбнер. Доступно в Интернет-архиве . Перепечатано в его Собрании сочинений .
- Бикс, RSP (1976). «Дядя и племянник». Журнал индоевропейских исследований . 4 (1): 43–62.
- Белл, Клер Хайден (1922). Сын сестры в средневековом немецком эпосе . Публикации по современной филологии 10.2. Беркли, Калифорния: Беркли, Калифорния, Издательство Калифорнийского университета.
- Блох, Морис и Дэн Спербер (2002). «Родство и развитые психологические предрасположенности: пересмотр спора о брате матери» (PDF) . Современная антропология . 43 (5): 723–48. дои : 10.1086/341654 . S2CID 13963476 . Предварительный вариант статьи (PDF) доступен здесь .
- Бреммер, Дж. Н. (1976). «Авункуляция и опека» (PDF) . Журнал индоевропейских исследований . 4 (1): 65–78. Архивировано из оригинала (PDF) 24 июля 2011 г. Проверено 1 августа 2010 г.
- Бреммер, Дж. Н. (1983). «Важность дяди и дедушки по материнской линии в архаической и классической Греции и ранней Византии» . Журнал папирологии и эпиграфики . 50 : 173–86.
- Бреммер, Дж. Н. (1999). «Прием, родство и обращение детей в Древней Греции». Диалоги: Обзор эллинистических исследований . 6 :1–20.
- Бреммер, Р. Х. (1980). «Значение родства. Дядя и племянник в « Беовульфе ». Вклад Амстердама в старые исследования немецкого языка . 15 :21–38. дои : 10.1163/18756719-015-01-90000004 . hdl : 1887/17594 .
- Фарнсворт, штат Вашингтон (1913). Дядя и племянник в старофранцузских Chansons de Geste: исследование выживания матриархата . Нью-Йорк: Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Фокс, Робин (1967). Родство и брак: антропологическая перспектива . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-27823-2 .
- Гуди, Джек (1959). «Брат матери и сын сестры в Западной Африке». Журнал Королевского антропологического института . 89 : 61–88.
- Яски, Б. (1999). «Кухулин, гормак и ученик ольстерцев». КМКС . 37 : 1–31.
- Коротаев, Андрей (2001). «Апология Джорджа Питера Мердока. Разделение труда по полу и послебрачное проживание в межкультурной перспективе: пересмотр» (PDF) . Мировые культуры . 12 (2): 179–203. Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2009 г. Проверено 3 августа 2010 г.
- Леви-Стросс, Клод (1963) [1945]. Структурная антропология . Нью-Йорк.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Нидэм, Р. (1962). Структура и настроения: тестовый пример социальной антропологии . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- О Катасай, Т. (1986). «Сын сестры в ранней ирландской литературе». Перития . 5 : 128–60. дои : 10.1484/J.Peri.3.131 .
- Рэдклифф-Браун, Арканзас (1952) [1924]. Структура и функции в первобытном обществе . Лондон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )