Теория альянса
Часть серии о |
Антропология родства |
---|
![]() |
Социальная антропология Культурная антропология |
Часть серии о |
Антропология |
---|
![]() |
Теория альянсов , также известная как общая теория обменов , представляет собой структуралистский метод изучения родственных отношений. Оно берет свое начало в книге Клода Леви-Стросса « Элементарные структуры родства» (1949) и противоречит функционалистской теории Рэдклиффа-Брауна . Теория альянса ориентировала большинство антропологических французских работ до 1980-х годов; его влияние ощущалось в различных областях, включая психоанализ , философию и политическую философию .
В этой связи возникла гипотеза «брачного союза», указывающая на необходимую взаимозависимость различных семей и родословных. Таким образом, сами браки рассматриваются как форма общения такие антропологи, как Леви-Стросс , Луи Дюмон или Родни Нидэм , которую описали . Таким образом, теория альянса пытается понять основные вопросы межиндивидуальных отношений или того, что представляет собой общество .
Теория альянса основана на табу инцеста : согласно ей, только этот всеобщий запрет инцеста подталкивает человеческие группы к экзогамии . Таким образом, внутри данного общества некоторым категориям родственников запрещено вступать в смешанные браки. Таким образом, табу на инцест является негативным предписанием; без этого ничто не заставило бы мужчин искать женщин за пределами своего внутреннего круга родства или наоборот. Эта теория перекликается с Фрейда « Тотемом и табу» (1913). Но табу на инцест в теории союза, согласно которому дочь или сестру предлагают кому-то за пределами семейного круга, запускает круг обмена женщинами: взамен дающий имеет право на женщину из группы близкого родства другого. Таким образом, негативные предписания запрета имеют положительные аналоги. [1] Таким образом, идея теории альянса заключается во взаимном или обобщенном обмене , который основывает близость . Это глобальное явление принимает форму «циркуляции женщин», связывающей различные социальные группы в одно целое: общество.
Элементарные структуры и сложные структуры
[ редактировать ]Согласно теории союза Леви-Стросса, существуют две разные структурные «модели» брачного обмена. Либо женщины из группы Эго предлагаются другой группе, «явно определенной» социальными институтами: это «элементарные структуры родства». Или группа возможных супругов для женщин в группе эго «неопределенна и всегда открыта», однако, за исключением определенных родственников ( нуклеарная семья , тети, дяди...), как в западном мире . Леви-Стросс называет эти последние «сложными структурами родства».
Модель Леви-Стросса попыталась предложить единое объяснение бракам кросс-кузенов , обмену сестрами, двойной организации и правилам экзогамии . Брачные правила со временем создают социальные структуры, поскольку браки в первую очередь заключаются между группами, а не только между двумя участвующими лицами. Когда группы регулярно обмениваются женщинами, они вступают в брак вместе, причем каждый брак создает отношения должник/кредитор, которые должны быть сбалансированы посредством «выплаты» женам либо напрямую, либо в следующем поколении. Леви-Стросс предположил, что первоначальным мотивом обмена женщинами было табу на инцест, которое он считал началом и сутью культуры, поскольку это было первое правило, сдерживающее естественные побуждения; и, во-вторых, половое разделение труда. Первое, предписывая экзогамию, создает различие между брачными и табуированными женщинами и, таким образом, вызывает необходимость поиска женщин вне своей родственной группы («выходи замуж или вымри»), что способствует обменным отношениям с другими группами; последнее создает у женщин потребность выполнять «женские задачи». Таким образом, экзогамия, вызывая необходимость заключения соглашений об обмене женами, способствует межгрупповым союзам и служит формированию структур социальных сетей.
Леви-Стросс также обнаружил, что в широком спектре исторически неродственных культур существовало правило, согласно которому люди должны жениться на своих кросс-кузенах, то есть на детях братьев и сестер противоположного пола - с мужской точки зрения это либо FZD (дочь сестры отца в родственной аббревиатуре ) или МБД (дочь брата матери в родственной аббревиатуре). Соответственно, он сгруппировал все возможные системы родства в схему, содержащую три основные структуры родства, построенные на основе двух типов обмена. Он назвал три структуры родства элементарными, полусложными и сложными.
Элементарные структуры основаны на позитивных правилах брака, которые определяют, на ком человек должен жениться, в то время как сложные системы определяют негативные правила брака (на ком нельзя вступать в брак), оставляя тем самым определенное пространство для выбора на основе предпочтений. Элементарные структуры могут действовать на основе двух форм обмена: ограниченного (или прямого) обмена, симметричной формы обмена между двумя группами (также называемыми фрагментами) женодателей и женополучателей; при первоначальном ограниченном обмене ФЗ женится на МБ, при этом все дети становятся двусторонними кросс-кузенами (дочь - и МБД, и ФЗД). Продолжение ограниченного обмена означает, что две линии женятся друг на друге. Структуры ограниченного обмена, как правило, встречаются довольно редко.
Вторая форма обмена внутри элементарных структур называется генерализованным обменом, что означает, что мужчина может жениться только на своем MBD ( матрилатеральный кросс-кузенный брак) или на своем FZD ( патрилатеральный кросс-кузенный брак). Это предполагает асимметричный обмен между как минимум тремя группами. Матрилатеральные браки между двоюродными братьями и сестрами, при которых брак родителей повторяется последующими поколениями, очень распространены в некоторых частях Азии (например, среди качинов ). Леви-Стросс считал, что обобщенный обмен превосходит ограниченный обмен, поскольку он позволяет интегрировать неопределенное количество групп. [2] Примеры ограниченного обмена можно найти у некоторых племен, проживающих в бассейне Амазонки . Эти племенные общества состоят из множества группировок, которые часто распадаются, что делает их сравнительно нестабильными. Общий обмен более интегративен, но содержит неявную иерархию, например, среди качинов, где дающие жены превосходят тех, кто берет жену. Следовательно, последняя в цепочке группа, берущая жен, значительно уступает первой группе, дающей жен, которой она должна отдавать своих жен. Такое статусное неравенство может дестабилизировать всю систему или, по крайней мере, привести к скоплению жен (а в случае качинов еще и выкупов) на одном конце цепи.
Со структурной точки зрения матрилатеральный кросскузенный брак превосходит патрилатеральный аналог; последний имеет меньший потенциал для обеспечения социальной сплоченности, поскольку его циклы обмена короче (направление обмена женами меняется в каждом последующем поколении). Теория Леви-Стросса подтверждается тем фактом, что патрилатеральный кросскузенный брак на самом деле является самым редким из трех типов. Однако матрилатеральный обобщенный обмен представляет собой риск, поскольку группа А зависит от того, чтобы ей дали женщину из группы, которой она сама не передала женщину, а это означает, что существует менее непосредственное обязательство ответить взаимностью по сравнению с системой ограниченного обмена. Риск, создаваемый такой задержкой возврата, очевидно, является самым низким в системах с ограниченным обменом.
Леви-Стросс предложил третью структуру между элементарными и сложными структурами, названную полукомплексной структурой или системой Кроу-Омахи. Полусложные структуры содержат так много негативных брачных правил, что фактически приближаются к предписанию брака определенным сторонам, тем самым чем-то напоминая элементарные структуры. Эти структуры встречаются среди таких обществ, как Кроу и Омаха коренные индейцы в Северной Америке .
В порядке вещей Леви-Стросса основным строительным блоком родства является не просто нуклеарная семья, как в структурном функционализме, но так называемый атом родства: нуклеарная семья вместе с братом жены. Этот «брат матери» (с точки зрения сына, ищущего жену) играет решающую роль в теории союза, поскольку именно он в конечном итоге решает, за кого выйдет замуж его дочь. Более того, не только нуклеарная семья как таковая, но и союзы между семьями имеют значение в отношении создания социальных структур, что отражает типичный аргумент структуралистов о том, что положение элемента в структуре более значимо, чем сам элемент. Таким образом, теория происхождения и теория союза рассматривают две разные стороны одной медали: первая подчеркивает кровнородственные узы (кровное родство), вторая - узы родства (родство по закону или выбору).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Клод Леви-Стросс , Элементарные структуры родства , Париж, Мутон, 1967, 2-е издание, стр.60
- ^ См. Барнард и Гуд, 1984:96
Ссылки
[ редактировать ]- Дюмон, Луи , 1971, Введение в две теории антропологии. Родительская группа и брачный союз , Париж-Гаага: Мутон.
- Леви-Стросс, Клод , Элементарные структуры родства (оригинальное издание 1947 г.)