Мем
Часть серии о |
Антропология |
---|
Мем ( / m iː m / ; MEEM ) [1] [2] [3] — это идея, поведение или стиль, которые распространяются посредством подражания от человека к человеку в рамках культуры и часто несут символическое значение, представляющее определенное явление или тему. [4] Мем действует как единица, несущая культурные идеи, символы или практики, которые могут передаваться из одного сознания в другое посредством письма, речи, жестов, ритуалов или других подражаемых явлений с имитируемой темой. Сторонники этой концепции рассматривают мемы как культурные аналоги генов , поскольку они самовоспроизводятся , мутируют и реагируют на давление отбора . [5] На популярном языке мем может относиться к интернет-мему , обычно к изображению, которое подвергается ремиксам, копированию и распространению в рамках общего культурного опыта в Интернете. [6] [7]
Сторонники предполагают, что мемы — это вирусное явление , которое может развиваться в результате естественного отбора аналогично биологической эволюции . [8] Мемы делают это посредством процессов, аналогичных процессам вариации , мутации , конкуренции и наследования , каждый из которых влияет на репродуктивный успех мема. Мемы распространяются через поведение, которое они вызывают у своих хозяев. Мемы, которые распространяются менее активно, могут вымереть , в то время как другие могут выжить, распространиться и (к лучшему или к худшему) мутировать. Мемы, которые воспроизводятся наиболее эффективно, пользуются большим успехом, а некоторые могут эффективно воспроизводиться, даже если они оказываются вредными для благосостояния своих хозяев. [9]
Область исследования под названием меметика. [10] Возник в 1990-х годах для изучения концепций и передачи мемов с точки зрения эволюционной модели . Критика с разных сторон бросила вызов идее о том, что академические исследования могут изучать мемы эмпирически . Однако развитие нейровизуализации может сделать возможным эмпирическое исследование. [11] Некоторые комментаторы в области социальных наук подвергают сомнению идею о том, что можно осмысленно классифицировать культуру с точки зрения дискретных единиц, и особенно критически относятся к биологической природе основ теории. [12] Другие утверждали, что такое использование этого термина является результатом неправильного понимания первоначального предложения. [13]
слово мем Само представляет собой неологизм , придуманный Ричардом Докинзом из его книги 1976 года «Эгоистичный ген» . [14] Собственная позиция Докинза несколько двусмысленна. Он приветствовал предложение Н. К. Хамфри о том, что «мемы следует рассматривать как живые структуры, а не только метафорически». [14] и предложил рассматривать мемы как «физически находящиеся в мозгу». [15] Хотя Докинз сказал, что его первоначальные намерения были проще, он одобрил мнение Хамфри и поддержал Сьюзан Блэкмор 1999 года проект по созданию научной теории мемов, дополненной предсказаниями и эмпирической поддержкой. [16]
Этимология
Термин «мем» — это сокращение (по образцу гена ) слова «мим» , которое происходит от древнегреческого слова «мимема» ( μίμημα ; произносится [míːmɛːma] ), что означает «подражаемая вещь», само по себе происходит от mimeisthai ( μιμεῖσθαι , «подражать»), от mimos ( μῖμος , «мим»). [17] [18] [19]
Это слово было придумано британским биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом в книге «Эгоистичный ген» (1976) как концепция для обсуждения эволюционных принципов при объяснении распространения идей и культурных явлений. [14] [20] Примеры мемов, приведенных в книге Докинза, включают мелодии , крылатые фразы , моду и технологию строительства арок. [21]
Происхождение
Ранние составы
Хотя Ричард Докинз изобрел термин «мем» и разработал теорию мемов, он не утверждал, что эта идея была совершенно новой. [22] и в прошлом были и другие выражения подобных идей. [23]
Например, возможность того, что идеи подвергались такому же давлению эволюции, как и биологические атрибуты, обсуждалась во времена Чарльза Дарвина. Т.Х. Хаксли (1880) утверждал, что «Борьба за существование имеет место как в интеллектуальном, так и в физическом мире. Теория — это разновидность мышления, и ее право на существование сосуществует с ее способностью сопротивляться исчезновению со стороны ее соперников». [24]
В 1904 году Ричард Семон опубликовал «Die Mneme» (которая появилась на английском языке в 1924 году как «The Mneme» ). Термин «мнема» также использовался в Мориса Метерлинка книге «Жизнь белого муравья» (1926), что имеет некоторые параллели с концепцией Докинза. [23] Кеннет Пайк в 1954 году ввел родственные термины эмик и этика , обобщающие лингвистические единицы фонемы , морфемы , графемы , лексемы и тагмемы (как это было установлено Леонардом Блумфилдом ), различая инсайдерские и внешние взгляды на коммуникативное поведение. [25]
Докинз
Слово мем возникло в книге Ричарда Докинза 1976 года «Эгоистичный ген» .
Докинз ссылается на работы генетика Л.Л. Кавалли-Сфорца , антрополога Ф.Т.Клоука, [26] [27] и этолог Дж. М. Каллен. [28] Докинз писал, что эволюция зависит не от конкретной химической основы генетики, а только от существования самовоспроизводящейся единицы передачи — в случае биологической эволюции — гена. Для Докинза мем был примером еще одной самовоспроизводящейся единицы, имеющей потенциальное значение для объяснения человеческого поведения и культурной эволюции.
Докинз использовал этот термин для обозначения любой культурной сущности, которую наблюдатель мог бы посчитать репликатором . Он предположил, что многие культурные объекты можно рассматривать как репликаторы, и указал в качестве примеров на мелодии, моду и приобретенные навыки. Мемы обычно размножаются посредством воздействия на людей, которые развились как эффективные копировщики информации и поведения. Поскольку люди не всегда идеально копируют мемы и поскольку они могут уточнять, комбинировать или иным образом модифицировать их с другими мемами для создания новых мемов, они могут меняться со временем. Докинз сравнил процесс, посредством которого мемы выживают и изменяются в ходе эволюции культуры , с естественным отбором генов в биологической эволюции . [21]
Докинз отмечал, что в обществе с культурой человеку не обязательно иметь биологических потомков, чтобы оставаться влиятельным в действиях индивидов через тысячи лет после их смерти:
Но если вы вносите вклад в мировую культуру, если у вас есть хорошая идея... она может жить в целости и сохранности еще долго после того, как ваши гены растворятся в общем пуле. у Сократа сегодня в мире может быть один-два живых гена, а может и не быть Г. К. Уильямс, Как заметил , но кого это волнует? Мем-комплексы Сократа, Леонардо , Коперника и Маркони все еще сильны. [8]
В этом контексте Докинз определил мем как единицу культурной передачи или единицу имитации и репликации, но более поздние определения будут различаться. Отсутствие последовательного, строгого и точного понимания того, что обычно составляет одну единицу культурной передачи, остается проблемой в дебатах о меметике . [30] концепция генетики получила конкретные подтверждения с открытием биологических функций ДНК Напротив , . Для передачи мемов требуется физическая среда, такая как фотоны, звуковые волны, прикосновение, вкус или запах, поскольку мемы могут передаваться только через чувства.
После Докинза: роль физических носителей
Первоначально Докинз не придал серьезного контекста материалу меметики. Он считал мем идеей и, следовательно, ментальной концепцией. Однако, согласно первоначальной концепции Докинза, наибольшее внимание привлекло то, как медиум может функционировать по отношению к мему. Например, Дэвид Халл предположил, что, хотя мемы могут существовать в том виде, в котором их понимает Докинз, он считает важным предположить, что вместо того, чтобы определять их как «репликаторы идей» (т.е. влияния, определяющие сознание), можно было бы заметить, что среда сама по себе оказывает влияние в результатах эволюции мема. [31] Таким образом, он называет среду «взаимодействующим лицом», чтобы избежать этого детерминизма. С другой стороны, Дэниел Деннетт предполагает, что среда и идея не различаются, поскольку мемы существуют только благодаря своей среде. [32] Деннетт утверждал это, чтобы оставаться последовательным в своем отрицании квалиа и идее материально детерминированной эволюции, которая соответствовала теории Докинза. Особенно более противоречивая теория принадлежит Лимору Шифману , специалисту по коммуникациям и медиа в области « интернет-меметики ». Она утверждает, что любой меметический аргумент, утверждающий, что различие между мемом и мемом-носителем (т.е. средой мема) эмпирически наблюдаемо, ошибочен с точки зрения смещения. [33] Шифман утверждает, что следует тому же теоретическому направлению, что и Сьюзан Блэкмор ; однако ее внимание к средствам массовой информации, окружающим интернет-культуру, позволило интернет-меметическим исследованиям отойти в эмпирических интересах от предыдущих меметических целей. [34] Несмотря на расхождения теоретических интересов Интернет-меметики, она играет значительную роль в теоретизировании и эмпирическом исследовании связи между культурными идеологиями, поведением и процессами их опосредования.
Жизненный цикл меметиков: передача, сохранение.
Мемы, как и гены, различаются по своей способности к репликации; успешные мемы остаются и распространяются, тогда как негодные застревают и забываются. Таким образом, в пул мемов отбираются мемы, которые оказываются более эффективными в воспроизводстве и выживании. [ нужна ссылка ]
Мемы в первую очередь нуждаются в сохранении. Чем дольше мем остается у своих хозяев, тем выше шансы на его распространение. Когда хозяин использует мем, жизнь мема продлевается. [35] Повторное использование нейронного пространства, в котором размещена копия определенного мема, для размещения других мемов представляет собой наибольшую угрозу для копии этого мема. [36] Мем, который увеличивает продолжительность жизни своих хозяев, обычно живет дольше. Напротив, мем, который сокращает продолжительность жизни своих носителей, будет иметь тенденцию исчезать быстрее. Однако, поскольку носители смертны, сохранения недостаточно для сохранения мема в долгосрочной перспективе; мемам тоже нужна передача.
Формы жизни могут передавать информацию как вертикально (от родителя к ребенку посредством репликации генов), так и горизонтально (через вирусы и другие средства).Мемы могут воспроизводиться вертикально или горизонтально в пределах одного биологического поколения. Они также могут находиться в состоянии покоя в течение длительного периода времени.
Мемы размножаются путем копирования из одной нервной системы в другую либо путем общения, либо путем подражания . Имитация часто предполагает копирование наблюдаемого поведения другого человека. Коммуникация может быть прямой или косвенной, когда мемы передаются от одного человека к другому через копию, записанную в неодушевленном источнике, например, в книге или партитуре . Адам Макнамара предположил, что мемы можно разделить на внутренние и внешние (i-мемы или электронные мемы). [11]
Некоторые комментаторы сравнили передачу мемов с распространением инфекций . [37] Социальные инфекции, такие как причуды , истерия , преступления-подражатели и самоубийства-подражатели , являются примерами мемов, рассматриваемых как заразительная имитация идей. Наблюдатели отличают заразительную имитацию мемов от инстинктивно заразительных явлений, таких как зевание и смех, которые они считают врожденными (а не социально приобретенными) моделями поведения. [38]
Аарон Линч описал семь общих моделей передачи мемов, или «мысленного заражения»: [39]
- Количество родительских обязанностей : идея, влияющая на количество детей. Дети особенно восприимчиво реагируют на идеи своих родителей, и поэтому идеи, которые прямо или косвенно способствуют более высокой рождаемости, будут воспроизводиться с большей скоростью, чем те, которые препятствуют более высокой рождаемости.
- Эффективность родительства : идея, которая увеличивает долю детей, перенимающих идеи своих родителей. Культурный сепаратизм является примером практики, от которой можно ожидать более высокой скорости репликации мемов, поскольку мем разделения создает барьер для воздействия конкурирующих идей.
- Прозелитизм : идеи обычно передаются другим, помимо собственных детей. Идеи, поощряющие прозелитизм мема, как это наблюдается во многих религиозных или политических движениях, могут воспроизводить мемы горизонтально в рамках данного поколения, распространяясь быстрее, чем передача мемов от родителей к детям.
- Сохранение : идеи, которые влияют на тех, кто их придерживается, чтобы они продолжали удерживать их в течение длительного времени. Идеи, которые способствуют долголетию своих носителей или делают их особенно устойчивыми к отказу или замене этих идей, повышают сохранность мемов и обеспечивают защиту от конкуренции или прозелитизма со стороны других мемов.
- Противоречивые : идеи, которые влияют на тех, кто их придерживается, с целью атаковать или саботировать конкурирующие идеи и/или тех, кто их придерживается. Агрессивная репликация может дать преимущество в передаче мема, когда мем сам по себе поощряет агрессию против других мемов.
- Когнитивные : идеи, воспринимаемые большинством населения, сталкивающегося с ними, как убедительные. Когнитивно передаваемые мемы во многом зависят от группы других идей и когнитивных черт, которые уже широко распространены среди населения, и поэтому обычно распространяются более пассивно, чем другие формы передачи мемов. Мемы, распространяющиеся посредством когнитивной передачи, не считаются самовоспроизводящимися.
- Мотивационные : идеи, которые люди принимают, потому что они чувствуют в их принятии определенный личный интерес. Строго говоря, мотивационно передаваемые мемы не размножаются самостоятельно, но этот способ передачи часто происходит в сочетании с мемами, самовоспроизводящимися в эффективном родительском, прозелитическом и консервационном режимах.
Мемы как дискретные единицы
Первоначально Докинз определил мем как существительное, которое «передает идею единицы культурной передачи или единицы имитации ». [21] Джон С. Уилкинс сохранил понятие мема как ядра культурной имитации, подчеркнув при этом эволюционный аспект мема, определив мем как «наименьшую единицу социокультурной информации относительно процесса отбора, которая имеет благоприятную или неблагоприятную предвзятость отбора, превышающую его эндогенную тенденцию». измениться». [40] Мем как единое целое обеспечивает удобное средство обсуждения «части мысли, копируемой от человека к человеку», независимо от того, содержит ли эта мысль другие внутри себя или является частью более крупного мема. Мем может состоять из одного слова или из всей речи, в которой это слово впервые появилось. Это образует аналогию с идеей о гене как о единой единице самовоспроизводящейся информации, обнаруженной на самовоспроизводящейся хромосоме .
Хотя идентификация мемов как «единиц» указывает на то, что их природа воспроизводится как дискретные, неделимые сущности, это не означает, что мысли каким-то образом становятся квантованными или что существуют « атомарные » идеи, которые невозможно разделить на более мелкие части. Мем не имеет определенного размера. Сьюзен Блэкмор пишет, что мелодии из симфоний Бетховена обычно используются для иллюстрации трудностей, связанных с разграничением мемов как отдельных единиц. Она отмечает, что хотя первые четыре ноты Пятой симфонии Бетховена ( ) образуют мем, широко тиражируемый как самостоятельная единица, можно рассматривать и всю симфонию как единый мем. [30]
Неспособность связать идею или культурную особенность с измеримыми ключевыми единицами широко признана проблемой меметики. Однако утверждалось, что следы меметической обработки можно оценить количественно с помощью методов нейровизуализации, которые измеряют изменения в «профилях связи между областями мозга». [11] Блэкмор отвечает на такую критику, заявляя, что мемы сравниваются с генами в этом отношении: хотя ген не имеет определенного размера и мы не можем приписать каждую фенотипическую особенность непосредственно конкретному гену, он имеет ценность, поскольку инкапсулирует эту ключевую единицу унаследованного субъекта экспрессии. эволюционному давлению. В качестве иллюстрации она отмечает, что эволюция выбирает ген для таких особенностей, как цвет глаз; он не выбирает отдельный нуклеотид в цепи ДНК . Мемы играют аналогичную роль в понимании эволюции имитируемого поведения. [30]
Гены, разум и культура: коэволюционный процесс (1981) Чарльза Дж. Ламсдена и Э.О. Уилсона предлагает теорию о том, что гены и культура развиваются совместно и что фундаментальные биологические единицы культуры должны соответствовать нейронным сетям, которые функционируют как узлы семантическая память . Ламсден и Уилсон придумали собственное слово «культурген» , которое не прижилось. Соавтор Уилсон позже признал термин «мем» лучшим обозначением фундаментальной единицы культурного наследия в своей книге 1998 года «Консиленция: единство знаний» , в которой подробно рассматривается фундаментальная роль мемов в объединении естественных и социальных наук . [41]
В настоящее время существование дискретных культурных единиц, удовлетворяющих меметической теории, подвергается сомнению различными способами. С этой точки зрения критически важно то, что отрицание единого статуса меметики означает отрицание особенно фундаментальной части первоначального аргумента Докинза. В частности, отрицание того, что мемы представляют собой единое целое или могут быть объяснены в какой-то четкой единой структуре, отрицает культурную аналогию, которая вдохновила Докинза дать им определение. Если мемы нельзя назвать унитарными, мемы не подлежат ответственности в рамках неодарвинистской модели эволюционной культуры.
В рамках культурной антропологии материалистические подходы скептически относятся к таким единицам. В частности, Дэн Спербер утверждает, что мемы не унитарны в том смысле, что не существует двух экземпляров одной и той же культурной идеи; все, что можно утверждать, — это то, что существует материальная мимикрия идеи. Таким образом, каждый экземпляр «мема» не будет настоящей эволюционной единицей репликации. [42]
Дэн Дикон, [43] Калеви Кулл [44] отдельно аргументированные мемы являются вырожденными знаками , поскольку они предлагают лишь частичное объяснение триады в семиотической теории Чарльза Сандерса Пирса : знак (отсылка к объекту), объект (вещь, на которую ссылаются) и интерпретатор (интерпретирующий актер знака). Они утверждают, что единица мема — это знак, который определяется только его способностью к репликации. Соответственно, в самом широком смысле объектами копирования являются мемы, а объектами перевода и интерпретации — знаки. Позже Сара Канниццаро более полно развивает это семиотическое отношение, чтобы переосмыслить мемы как своего рода семиотическую деятельность, однако она также отрицает, что мемы являются единицами, вместо этого называя их «знаковыми системами». [45]
В своем отчете об интернет-меметике Лимор Шифман также отрицает единство меметики. [6] Она утверждает, что мемы не унитарны, однако многие полагают, что это так, потому что многие предыдущие исследователи-меметики смешивали мемы с культурным интересом к «вирусам»: единичным информационным объектам, которые распространяются с определенной скоростью и достоверностью, например, видео или изображение. [46] Таким образом, Шифман утверждает, что первоначальное представление Докинза о меме ближе к тому, что исследования в области коммуникации и информации считают цифровой вирусной репликацией.
Эволюционное влияние на мемы
Докинз отметил три условия, которые должны существовать для того, чтобы произошла эволюция: [47]
- вариация или внесение новых изменений в существующие элементы;
- наследственность или репликация, или способность создавать копии элементов;
- дифференциальная «приспособленность» или возможность одного элемента более или менее подходить к окружающей среде, чем другой.
Докинз подчеркивает, что процесс эволюции естественным образом происходит всякий раз, когда эти условия сосуществуют, и что эволюция не применима только к органическим элементам, таким как гены. Он считает, что мемы также обладают свойствами, необходимыми для эволюции, и поэтому рассматривает эволюцию мемов не просто как аналог генетической эволюции, но как реальный феномен, подчиняющийся законам естественного отбора . Докинз отмечал, что по мере того, как различные идеи передаются от одного поколения к другому, они могут либо улучшать, либо ухудшать выживание людей, получивших эти идеи, или влиять на выживание самих идей. Например, определенная культура может разрабатывать уникальные конструкции и методы изготовления инструментов , которые дают ей конкурентное преимущество перед другой культурой. Таким образом, каждая конструкция инструмента действует в чем-то аналогично биологическому гену в том смысле, что в некоторых популяциях он есть, а в других нет, а функция мема напрямую влияет на присутствие конструкции в будущих поколениях. В соответствии с тезисом о том, что в ходе эволюции можно рассматривать организмы просто как подходящих «хозяев» для воспроизведения генов, Докинз утверждает, что можно рассматривать людей как «хозяев» для репликации мемов. Следовательно, успешный мем может приносить, а может и не приносить какую-либо пользу своему хозяину. [47]
В отличие от генетической эволюции, меметическая эволюция может проявлять как дарвиновские , так и ламаркистские черты. Культурные мемы будут иметь характеристику ламарковского наследования, когда хозяин стремится воспроизвести данный мем посредством умозаключения, а не путем его точного копирования. Возьмем, к примеру, случай передачи простого навыка, такого как забивание гвоздя, навыка, который учащийся имитирует, наблюдая за демонстрацией, не обязательно имитируя каждое отдельное движение, смоделированное учителем во время демонстрации, удар за ударом. [48] Сьюзан Блэкмор различает разницу между двумя способами наследования в эволюции мемов, характеризуя дарвиновский способ как «копирование инструкций», а ламарковский как «копирование продукта». [30]
Кластеры мемов или мемплексы (также известные как мем-комплексы или мем-комплексы ), такие как культурные или политические доктрины и системы, также могут играть роль в принятии новых мемов. Мемплексы представляют собой группы мемов, которые воспроизводятся вместе и коадаптируются. [30] Мемы, которые вписываются в успешный мемплекс, могут получить признание, «подключаясь» к успеху мемплекса.В качестве примера Джон Д. Готч обсуждает передачу, мутацию и отбор религиозных мемплексов и содержащихся в них теистических мемов. [49] Обсуждаемые теистические мемы включают «запрет аномальных сексуальных практик, таких как инцест, супружеская измена, гомосексуальность, зоофилия, кастрация и религиозная проституция», что могло усилить вертикальную передачу родительского религиозного мемплекса. Таким образом, подобные мемы включаются в большинство религиозных мемплексов и со временем затвердевают; они становятся «неприкосновенным каноном» или набором догм , в конечном итоге проникая в светское право . Это также можно назвать распространением табу .
меметика
Меметика — это название области науки, которая изучает мемы, их эволюцию и распространение культуры. [50] Хотя термин «мем» появился в различных формах в немецких и австрийских текстах на рубеже 20-го века, несвязанное использование этого термина Докиным в «Эгоистичном гене» ознаменовало его появление в основных исследованиях. Теория мемов, основанная на представлении Докина о меме как о культурном аналоге гена, возникла как попытка применить биологические эволюционные принципы к передаче культурной информации и культурной эволюции . [51] Таким образом, меметика пытается применить традиционные научные методы (например, те, которые используются в популяционной генетике и эпидемиологии ) для объяснения существующих закономерностей и передачи культурных идей. [52]
Основная критика меметики включает утверждение, что меметика игнорирует признанные достижения в других областях культурных исследований, таких как социология , культурная антропология , когнитивная психология и социальная психология . Остаются вопросы, считается ли концепция мема достоверно опровергаемой научной теорией. Эта точка зрения рассматривает меметику как теорию, находящуюся в зачаточном состоянии: протонауку для сторонников или псевдонауку для некоторых критиков. [53]
Критика теории мемов
Одна из частых критических замечаний в адрес теории мемов касается предполагаемого пробела в аналогии ген/мем. Например, Луис Бенитес-Брибеска указывает на отсутствие «кодового сценария» мемов (аналога ДНК генов) и на чрезмерную нестабильность механизма мутации мема (перехода идеи из одного мозга в другой). , что привело бы к низкой точности репликации и высокой частоте мутаций, что сделало бы эволюционный процесс хаотичным. [54] В своей книге «Опасная идея Дарвина » Дэниел К. Деннетт указывает на существование механизмов саморегулирующейся коррекции (отдалённо напоминающих механизмы транскрипции генов), обеспечиваемых избыточностью и другими свойствами большинства языков выражения мемов, которые стабилизируют передачу информации. [55] Деннетт отмечает, что духовные повествования, включая музыку и танцевальные формы, могут сохраняться во всех подробностях среди любого количества поколений даже в культурах, где существуют только устные традиции. Напротив, если применять только теорию мемов, мемы, для которых доступны устойчивые методы копирования, неизбежно будут отбираться для выживания чаще, чем те, которые могут иметь только нестабильные мутации (например, отмеченные музыкальные и танцевальные формы), которые, согласно теории мемов, , должно было привести к исчезновению этих форм культурного самовыражения.
Вторая распространенная критика теории мемов рассматривает ее как редукционистскую и неадекватную. [56] версию более общепринятых антропологических теорий. Ким Стерельни и Пол Гриффитс отметили, что кумулятивная эволюция генов зависит от биологического давления отбора — давления отбора, которое не слишком велико и не слишком мало по сравнению со скоростью мутаций, при этом указывая на то, что нет никаких оснований полагать, что такой же баланс будет существовать в давлениях отбора на мемы. [57] Семиотические теоретики, такие как Терренс Дикон [58] и Калеви Кулл [59] рассматривать концепцию мема как примитивизированную или выродившуюся концепцию знака , содержащую только базовую способность знака к копированию, но не имеющую других основных элементов концепции знака, таких как перевод и интерпретация. Эволюционный биолог Эрнст Майр также не одобрял взгляд Докинза на мем, основанный на генах, утверждая, что это «ненужный синоним» концепции , аргументируя это тем, что концепции не ограничиваются индивидуумом или поколением, могут сохраняться в течение длительных периодов времени и может развиваться.
Приложения
Мнения относительно того, как лучше всего применять концепцию мемов в «надлежащих» дисциплинарных рамках, расходятся. Согласно одной точке зрения, мемы представляют собой полезную философскую перспективу для изучения культурной эволюции . Сторонники этой точки зрения (такие как Сьюзан Блэкмор и Дэниел Деннетт ) утверждают, что рассмотрение культурных событий с точки зрения мемов ( как будто мемы сами реагируют на давление, направленное на максимизацию их собственного воспроизводства и выживания) может привести к полезному пониманию и дать ценные прогнозы в отношении как культура развивается с течением времени. Другие, такие как Брюс Эдмондс и Роберт Аунгер, сосредоточили внимание на необходимости обеспечить эмпирическое обоснование меметики, чтобы она стала полезной и уважаемой научной дисциплиной . [60] [61]
Третий подход, описанный Джозефом Поулшоком как «радикальная меметика», стремится поместить мемы в центр материалистической теории сознания и личности . [62]
Выдающиеся исследователи эволюционной психологии и антропологии , в том числе Скотт Атран , Дэн Спербер , Паскаль Бойер , Джон Туби и другие, утверждают о возможности несовместимости между модульностью разума и меметикой. [ нужна ссылка ] По их мнению, разум структурирует определенные коммуникативные аспекты производимых идей, и эти коммуникативные аспекты обычно запускают или вызывают идеи в других умах посредством умозаключений (относительно богатых структур, генерируемых часто из входных данных с низкой точностью), а не с помощью высокоточного воспроизведения или имитации. В качестве примера Атран рассматривает общение, связанное с религиозными убеждениями. В ходе одного из экспериментов он попросил религиозных людей записать на листе бумаги значение Десяти заповедей . Несмотря на собственные ожидания испытуемых консенсуса, интерпретации заповедей показали широкий диапазон вариаций при небольшом количестве доказательств консенсуса. В другом эксперименте испытуемые с аутизмом и испытуемые без аутизма интерпретировали идеологические и религиозные высказывания (например, «Пусть цветут тысячи цветов» или «Всему свое время»). Люди с аутизмом проявляют значительную склонность перефразировать и повторять содержание исходного утверждения (например: «Не срезайте цветы до того, как они расцветут»). Контрольные группы, как правило, подразумевали более широкий спектр культурных значений с небольшим количеством воспроизводимого содержания (например: «Плывите по течению» или «У всех должны быть равные возможности»). Только субъекты с аутизмом, которым не хватает той степени способности к выводам, которая обычно ассоциируется с аспектами теория разума — приблизилась к функционированию как «мем-машина». [63]
В своей книге «Восстание роботов » Кейт Станович использует мемы и концепции мемплекса для описания программы когнитивной реформы, которую он называет «восстанием». В частности, Станович утверждает, что использование мемов в качестве дескриптора культурных единиц полезно, поскольку оно помогает подчеркнуть свойства передачи и приобретения, которые параллельны изучению эпидемиологии . Эти свойства подчеркивают иногда паразитическую природу приобретенных мемов, и в результате люди должны быть мотивированы на рефлексивное приобретение мемов, используя то, что он называет процессом « нейратианского бутстрепа ». [64]
Меметические объяснения расизма
В книге «Культурное программное обеспечение: теория идеологии » Джек Балкин утверждал, что меметические процессы могут объяснить многие из наиболее известных особенностей идеологической мысли. Его теория «культурного программного обеспечения» утверждала, что мемы формируют нарративы , социальные сети, метафорические и метонимические модели, а также множество различных ментальных структур. Балкин утверждает, что те же структуры, которые используются для генерации идей о свободе слова или свободном рынке, также служат для формирования расистских убеждений. По мнению Балкина, становятся ли мемы вредными или неадаптивными, зависит от контекста окружающей среды, в котором они существуют, а не от какого-либо особого источника или способа их возникновения. Балкин описывает расистские убеждения как «фантастические» мемы, которые становятся вредными или несправедливыми «идеологиями», когда разные народы собираются вместе, например, посредством торговли или конкуренции. [65]
Религия
Ричард Докинз призвал к повторному анализу религии с точки зрения эволюции самовоспроизводящихся идей, без учета любых вытекающих из них биологических преимуществ, которые они могут дать.
Как ярый дарвинист, я был недоволен объяснениями человеческого поведения, предложенными моими коллегами-энтузиастами. Они пытались искать «биологические преимущества» в различных атрибутах человеческой цивилизации. Например, племенная религия рассматривается как механизм укрепления групповой идентичности, ценный для видов, охотящихся стаей, чьи особи полагаются на сотрудничество, чтобы поймать крупную и быструю добычу. Часто эволюционные предубеждения, в терминах которых строятся такие теории, неявно являются групповым отбором, но можно перефразировать теории в терминах ортодоксального отбора генов.
Он утверждал, что роль ключевого репликатора в культурной эволюции принадлежит не генам, а мемам, воспроизводящим мысль от человека к человеку посредством подражания. Эти репликаторы реагируют на давление отбора, которое может влиять или не влиять на биологическое размножение или выживание. [21]
В своей книге «Машина мемов » Сьюзан Блэкмор рассматривает религии как особенно живучие мемы. Она пишет, что многие черты, общие для наиболее широко распространенных религий, обеспечивают встроенные преимущества в эволюционном контексте. Например, религии, которые проповедуют ценность веры над доказательствами из повседневного опыта или разума, прививают общества от многих самых основных инструментов, которые люди обычно используют для оценки своих идей. Связывая альтруизм с религиозной принадлежностью, религиозные мемы могут распространяться быстрее, поскольку люди осознают, что могут пожинать как социальные, так и личные награды. Срок службы религиозных мемов увеличивается благодаря их документированию в почитаемых религиозных текстах . [30]
Аарон Линч объяснил устойчивость религиозных мемов в человеческой культуре тем фактом, что такие мемы включают в себя несколько способов передачи мемов. Религиозные мемы передаются из поколения в поколение от родителей к детям и через одно поколение посредством обмена мемами прозелитизма . Большинство людей будут придерживаться религии, которой их научили родители, на протяжении всей своей жизни. Во многих религиях присутствуют враждебные элементы, наказание за отступничество например, или демонизация неверных . В книге «Заражение мысли» Линч называет мемы передачи в христианстве особенно мощными по своим масштабам. Верующие рассматривают обращение неверующих и как религиозный долг, и как акт альтруизма. Обещание рая верующим и угроза ада неверующим дают сильный стимул для членов сохранять свою веру. Линч утверждает, что вера в распятие Иисуса в христианстве усиливает все остальные преимущества ее репликации за счет долга верующих перед своим Спасителем за жертву на кресте. Образ распятия повторяется в религиозных таинства , а распространение символов креста в домах и церквях мощно усиливает широкий спектр христианских мемов. [39]
Хотя религиозные мемы получили широкое распространение в человеческих культурах, современное научное сообщество относительно устойчиво относится к религиозным убеждениям. Робертсон (2007) [66] предположил, что если эволюция ускоряется в условиях затруднений размножения, [67] [ нужна страница ] тогда мы могли бы ожидать встречи с вариациями религиозных мемов, укоренившимися в широких слоях населения и адресованными научным сообществам. Используя меметический подход, Робертсон деконструировал две попытки отдать предпочтение религиозной духовности в научном дискурсе. Были изучены преимущества меметического подхода по сравнению с более традиционными тезисами «модернизации» и «стороны предложения» в понимании эволюции и распространения религии.
Архитектурные мемы
В «Теории архитектуры » Никос Салингарос говорит о мемах как о «свободно распространяющихся кластерах информации», которые могут быть как полезными, так и вредными. Он противопоставляет мемы шаблонам и истинному знанию, характеризуя мемы как «значительно упрощенные версии шаблонов» и как «необоснованное соответствие некоторому визуальному или мнемоническому прототипу». [68] Ссылаясь на Докинза, Салингарос подчеркивает, что они могут передаваться благодаря своим собственным коммуникативным свойствам, что «чем они проще, тем быстрее они могут распространяться» и что самые успешные мемы «имеют большую психологическую привлекательность». [69]
Архитектурные мемы, по мнению Салингароса, могут иметь разрушительную силу: «Изображения в архитектурных журналах, изображающие здания, которые не могут быть приспособлены для повседневного использования, закрепляются в нашей памяти, поэтому мы воспроизводим их бессознательно». [70] Он перечисляет различные архитектурные мемы, циркулировавшие с 1920-х годов и которые, по его мнению, привели к тому, что современная архитектура стала полностью отделена от человеческих потребностей. Им не хватает связи и значения, что препятствует «созданию истинных связей, необходимых для нашего понимания мира». Он считает, что они ничем не отличаются от антипаттернов в разработке программного обеспечения — как решения, которые являются ложными, но, тем не менее, используются повторно. [71]
Интернет-культура
«Интернет-мем» — это концепция, которая быстро распространяется от человека к человеку через Интернет . [72] Мемы могут распространяться от человека к человеку через социальные сети , блоги , электронную почту или источники новостей.
В 2013 году Докинз охарактеризовал интернет-мем как преднамеренно измененный творческими способностями человека, в отличие от его первоначальной идеи, включающей мутацию «путем случайного изменения и формы дарвиновского отбора». [73]
Интернет-мемы являются примером действующей теории мемов Докинза в том смысле, что они так быстро отражают текущие культурные события и становятся частью определения периода времени. Лимор Шифман приводит пример музыкального видео «Gangnam Style» южнокорейской поп-звезды Psy , которое стало вирусным в 2012 году. Шифман приводит примеры того, как мем мутировал в культурной сфере, смешиваясь с другими вещами, происходящими в то время. такие как президентские выборы в США в 2012 году , которые привели к созданию стиля Митта Ромни , пародии на оригинальный стиль Каннама, призванной нанести удар кандидату в президенты от республиканской партии 2012 года Митту Ромни. [74] [75] [76]
Акции мемов
Акции мемов, представляющие собой особую разновидность интернет-мемов в целом, представляют собой котирующиеся на бирже компании, которые хвалят за создаваемый ими ажиотаж в социальных сетях, а не за их операционную эффективность. [77] Популярность мемов растет после того, как они завоевали интерес отдельных лиц или групп через Интернет. [78] r/wallstreetbets , субреддит , где участники обсуждают торговлю акциями и опционами , и компания финансовых услуг Robinhood Markets , стали известны в 2021 году своим участием в популяризации и развитии акций-мемов. [79] [80] Одним из наиболее распространенных примеров акций мемов является GameStop , акции которого резко выросли после идеи Reddit инвестировать в 2021 году. [81]
Политика
В Соединенных Штатах в течение последних трех циклов президентских кампаний в Интернете использовались мемы. Политические конкуренты обвинили их в дезинформации , а мемы стали предметом жалоб. [82] [83]
См. также
- Эффект Болдуина
- Начало бесконечности
- Биосемиотика
- Письмо счастья
- машина Дарвина
- Теория двойного наследования
- Эволюционная биология
- Фрейминг (социальные науки)
- Инфодемия
- Интернет-мем
- Лейденская школа
- Меметический алгоритм
- Меметическая инженерия
- Мусульманские мемы
- Фразема
- Пропаганда
- Психолингвистика
- Снежный клон
- Выжившие
- Универсальный дарвинизм
- Вирусный маркетинг
- Вирусное видео
Примечания
- ^ «мем» . Оксфордские словари . Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ^ «Мем» . Кембриджский словарь . 2023. Архивировано из оригинала 18 марта 2021 года . Проверено 8 октября 2023 г.
- ^ «мем существительное » . Оксфордские словари для учащихся . 2019. Архивировано из оригинала 20 мая 2019 года . Проверено 30 декабря 2017 г.
- ↑ Мем. Архивировано 21 сентября 2018 года в Wayback Machine . Словарь Мерриам-Вебстера .
- ^ Грэм 2002
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шифман, Лимор (2014). Мемы в цифровой культуре . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 9781461947332 . ОСЛК 860711989 . Архивировано из оригинала 22 июня 2022 года . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Милтнер, Кейт М. (2018). «Интернет-мемы». Справочник Sage по социальным сетям . Публикации Сейджа. стр. 412–428. дои : 10.4135/9781473984066.n23 . ISBN 9781412962292 . Архивировано из оригинала 20 июня 2022 года . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Докинз, Ричард (2006). Эгоистичный ген, издание, посвященное 30-летию (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета . п. 199 . ISBN 9780191537554 .
- ^ Келли 1994 , с. 360 «Но если мы рассматриваем культуру как собственную самоорганизующуюся систему — систему со своей собственной программой и давлением, направленным на выживание, — тогда история человечества становится еще более интересной. Как показал Ричард Докинз, системы самовоспроизводящихся идей или мемов Я не назначаю культурной сущности более высокого мотива, чем примитивное стремление к воспроизводству и изменению окружающей среды для содействия своему распространению. Один из способов, которым самоорганизующаяся система может это сделать, — это потребление человеческих биологических ресурсов. "
- ^ Хейлиген и Чиленс, 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Макнамара 2011 г.
- ^ Гилл, Джеймсон (2011). «Мемы и нарративный анализ: потенциальное направление развития неодарвинистских исследований в организациях» (PDF) . EURAM 11: Труды Европейской академии менеджмента . Европейская академия менеджмента : 0–30. ISSN 2466-7498 . S2CID 54894144 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2021 года . Проверено 5 апреля 2022 г.
- ^ Берман, Дж. Т. (2012). «Непонимание мемов: Биография ненаучного объекта, 1976–1999» . Перспективы науки . 20 (1): 75–104. дои : 10.1162/POSC_a_00057 . S2CID 57569644 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Докинз 1989 , с. 192 «Нам нужно имя для нового репликатора, существительное, которое передает идею единицы культурной передачи или единицы имитации . «Мимем» происходит от подходящего греческого корня, но мне нужно односложное слово, которое звучит немного как «ген», надеюсь, мои друзья-классики простят меня, если я сокращу «мим» до «мем» . Если это утешит, то его можно альтернативно рассматривать как связанное с «памятью» или с французским словом « мем» . рифмуется со словом «крем».
- ^ Докинз, Ричард (1982). Расширенный фенотип . Издательство Оксфордского университета . п. 109. ИСБН 9780192860880 .
- ↑ Предисловие Докинза к книге «Блэкмор 1999» , с. xvi–xvii
- ^ «мем». Словарь английского языка американского наследия (4-е изд.). 2000.
- ^ Харпер, Дуглас. «мем» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ μίμημα , μιμεῖσθαι , μῖμος . Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Милликен 2004 , с. 16 . «Ричард Докинз изобрел термин «мемы», чтобы обозначить предметы, которые воспроизводятся путем имитации, а не воспроизводятся генетически».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Докинз 1989 , с. 352
- ^ Шализи, Косма Рохилла. «Мемы» . Центр изучения сложных систем . Мичиганский университет . Архивировано из оригинала 11 июня 2012 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоран, Джон (1999). «Заметка о происхождении мемов/мнем » . Журнал меметики . 3 (1): 14–19. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 года.
- ^ Хаксли, TH (1880). «Совершенствование «Происхождения видов» ». Наука . 1 (2): 15–20. дои : 10.1126/science.os-1.2.15 . ПМИД 17751948 . S2CID 4061790 .
- ^ Пайк, Кеннет (1967) [1954]. Язык по отношению к единой теории структуры человеческого поведения (пересмотренная ред.).
- ^ Плащ, FT 1966. «Культурная микроэволюция». Обзоры исследований 13 (2): 7–10. (Также представлено на ежегодном собрании Американской антропологической ассоциации в ноябре 1966 года.)
- ^ Плащ, FT 1975. «Возможна ли культурная этология?» Экология человека 3: 161–182. два : 10.1007/BF01531639 .
- ^ « Эгоистичный ген: Глава 11 – Сводка и анализ. Архивировано 14 ноября 2021 года в Wayback Machine ». ЛитЧарты .
- ^ Гарднер, Мартин (5 марта 2000 г.). «Здесь был Килрой» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 11 октября 2021 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Блэкмор 1999 г.
- ^ Халл, Дэвид Л. (2001). «Относимся к меметике серьезно: меметика будет такой, какой мы ее делаем». В Аунгере, Роберт (ред.). Дарвинизирующая культура: статус меметики как науки (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 43–67. ISBN 9780192632449 .
- ^ Деннетт, Дэниел К. (2017). От бактерий к Баху и обратно: эволюция разума . Хайбридж аудио. ISBN 9781681684390 . OCLC 957746925 . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Шифман, Лимор (2014). Мемы в цифровой культуре . МТИ Пресс. ISBN 9781469063256 . OCLC 929971523 .
- ^ Ланкшир, Колин; Кнобель, Мишель (2019). «Мемы, макросы, значение и угроза: некоторые тенденции в интернет-мемах» . Журнал коммуникаций и медиаисследований . 4 (4): 43–57. дои : 10.18848/2470-9247/CGP/v04i04/43-57 . ISSN 2470-9247 . S2CID 214369629 . Архивировано из оригинала 4 января 2023 года . Проверено 11 января 2023 г.
- ^ Хейлиген, Фрэнсис. «Репликация мема: меметический жизненный цикл» . Принципы кибернетики . Архивировано из оригинала 4 октября 2018 года . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Р. Эверс, Джон. «Оправдание социального альтруизма согласно меметическому применению правила Гамильтона» . Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Блэкмор 1998 ; «Термин «заражение» часто ассоциируется с меметикой. Мы можем сказать, что некоторые мемы заразительны или более заразительны, чем другие».
- ^ Блэкмор 1998 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Линч 1996 г.
- ^ Уилкинс, Джон С. (1998). «Что в меме? Размышления с точки зрения истории и философии эволюционной биологии» . Журнал меметики . 2 . Архивировано из оригинала 1 декабря 2009 года . Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ Уилсон 1998 г.
- ^ Спербер, Дэн (1998). Объясняя культуру: натуралистический подход . Блэквелл Пабл. ISBN 0631200452 . OCLC 247213620 . Архивировано из оригинала 17 марта 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Дикон, Терренс В. (2004). «Мемы как знаки в динамической логике семиозиса: за пределами молекулярной науки и теории вычислений» . Концептуальные структуры в действии . Серия «Конспекты лекций по информатике», вып. 3127. Том. 3127. Берлин/Гейдельберг: Шпрингер. стр. 17–30. дои : 10.1007/978-3-540-27769-9_2 . ISBN 9783540223924 . Архивировано из оригинала 17 марта 2023 года . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Кулл, Калеви (2000). «Копирование против перевода, мем против знака: развитие биологической текстуальности» . Европейский журнал семиотических исследований . 12 (1): 101–120. Архивировано из оригинала 23 января 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Канниццаро, Сара (31 декабря 2016 г.). «Интернет-мемы как интернет-знаки: семиотический взгляд на цифровую культуру» . Исследования знаковых систем . 44 (4): 562–586. дои : 10.12697/SSS.2016.44.4.05 . ISSN 1736-7409 . S2CID 53374867 . Архивировано из оригинала 1 февраля 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Нахон, Карин; Хемсли, Джефф (2013). Становится вирусным . Кембридж, Англия: Polity Press. ISBN 9780745671284 . OCLC 849213692 . Архивировано из оригинала 17 марта 2023 года . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Деннетт 1991 г.
- ^ Докинз 2004
- ^ Готч, Джон Д. (2001). «Мутация, отбор и вертикальная передача теистических мемов в религиозных канонах» . Журнал меметики . 5 (1). Архивировано из оригинала 12 апреля 2021 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Хейлиген и Чиленс 2009 .
- ^ «Мемы в цифровом мире: примирение с концептуальным нарушителем спокойствия» . Academic.oup.com . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ Петрова, Юлия (2021). «Язык мемов, его влияние на цифровую культуру и коллективное мышление» . Сеть конференций E3S . 273 : 11026. Бибкод : 2021E3SWC.27311026P . doi : 10.1051/e3sconf/202127311026 . ISSN 2267-1242 . S2CID 237986424 .
- ^ Бенитес-Брибеска, Луис (январь 2001 г.). «МЕМЕТИКА: ОПАСНАЯ ИДЕЯ» . Межнаучный . 26 (1). ProQuest 210137265 – через Исследовательскую библиотеку.
- ^ Бенитес Брибьеска, Луис (январь 2001 г.). «Меметика: опасная идея» (PDF) . Interciencia: Revista de Ciencia y Technologia de America . 26 (1): 29–31. ISSN 0378-1844 . Архивировано (PDF) из оригинала 20 сентября 2018 г. Проверено 11 февраля 2010 г.
Если скорость мутаций высока и происходит в течение коротких периодов времени, как предсказывает меметика, вместо отбора, адаптации и выживания происходит хаотическая дезинтеграция из-за накопления ошибок.
- ^ Деннетт, Дэниел К. (1995). Опасная идея Дарвина: эволюция и смысл жизни . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- ^ Фраккиа, Джозеф; Левонтин, Ричард (февраль 2005 г.). «Цена метафоры». История и теория . 44 (1): 14–29. дои : 10.1111/j.1468-2303.2005.00305.x . ISSN 0018-2656 . JSTOR 3590779 .
Селекционистская парадигма требует сведения общества и культуры к наследственным системам, состоящим из случайно изменяющихся индивидуальных единиц, некоторые из которых отбираются, а некоторые нет; и поскольку общество и культура, таким образом, сводятся к системам наследования, история может быть сведена к «эволюции». ... Мы приходим к выводу, что, хотя исторические явления всегда можно смоделировать селекционистски, селекционистские объяснения не работают и не привносят ничего нового, кроме вводящего в заблуждение словаря, который обезболивает историю.
- ^ Стерельный и Гриффитс 1999 ; п. 333
- ^ Дьякон, Терренс . «Проблема с мемами (и что с этим делать)». Семиотический обзор книг . 10 :3.
- ^ Кулл, Калеви (2000). «Копирование против перевода, мем против знака: развитие биологической текстуальности». Европейский журнал семиотических исследований . 12 (1): 101–120.
- ^ Эдмондс, Брюс (сентябрь 2002 г.). «Три задачи выживания меметики» . Журнал меметики . 6 (2). Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Аунгер 2000
- ^ Поулшок 2002
- ^ Атран 2002
- ^ Станович, Кейт Э. (2004). Бунт роботов: поиск смысла в эпоху Дарвина . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226770895 .
- ^ Балкин 1998 г.
- ^ Робертсон, Ллойд Хоукай (2007). «Размышления об использовании духовности для придания особого значения религии в научном дискурсе: учет личных соображений» . Журнал религии и здоровья . 46 (3): 449–461. дои : 10.1007/s10943-006-9105-y . S2CID 39449795 . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 1 июля 2019 г.
- ^ Деннетт, Дэниел К. (1995). Опасная идея Дарвина: эволюция и смысл жизни . Нью-Йорк: Саймон и Шустер.
- ^ Салингарос 2008 , стр. 243, 260.
- ^ Салингарос 2008 , стр. 243–245.
- ^ Салингарос 2008 , с. 249.
- ^ Салингарос 2008 , с. 259.
- ^ Шуберт, Карен (31 июля 2003 г.). «Базар становится странным» . США сегодня . Архивировано из оригинала 2 июля 2012 года . Проверено 5 июля 2007 г.
- ^ Солон, Оливия (20 июня 2013 г.). «Ричард Докинз о том, как Интернет похитил слово «мем » . Проводная Великобритания . Архивировано из оригинала 9 июля 2013 года.
- ^ Петтис, Бен Т. (19 августа 2021 г.). «Знай свой мем и гомогенизация истории Интернета» . Интернет-истории . 1–17 (3): 263–279. дои : 10.1080/24701475.2021.1968657 . S2CID 238660211 . Архивировано из оригинала 17 марта 2023 года . Проверено 28 февраля 2023 г.
- ^ Денисова, Анастасия (2019). Интернет-мемы и общество: социальные, культурные и политические контексты . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 13–26. ISBN 9780429469404 .
- ^ Шифман, Лимор (26 марта 2013 г.). «Мемы в цифровом мире: примирение с концептуальным нарушителем спокойствия» . Журнал компьютерной коммуникации . 18 (3): 362–377. дои : 10.1111/jcc4.12013 . hdl : 11059/14843 .
- ^ Россолильо, Николас (23 сентября 2021 г.). «Что такое мем-акции?» . Пестрый дурак . Архивировано из оригинала 13 ноября 2021 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- ^ Россолильо, Николас. «Лучшие мем-акции 2023 года» . Пестрый дурак . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Филлипс, Мэтт; Маркос, Корал Мерфи (4 августа 2021 г.). «Акции Robinhood подскочили на целых 65 процентов, как и акции мемов, которые он создал» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Поппер, Натаниэль; Браунинг, Келлен (29 января 2021 г.). «Ралли «Рычащий котенок»: как пользователь Reddit и его друзья взбудоражили рынки» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Браун, Абрам. «Сторонники сюрприза Robinhood Stock: инвесторы из группы Reddit, которые ненавидели компанию» . Форбс . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Хельмус, Тодд К. Искусственный интеллект, дипфейки и дезинформация: учебник для начинающих. RAND Corporation, 2022. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/resrep42027 . Проверено 17 февраля 2024 г.
- ^ Андерсон, Каррин Васб и Кристина Хорн Шилер. «Тексты (и твиты) Хиллари: метамеминг и постфеминистская политическая культура». Ежеквартальный вестник президентских исследований , том. 44, нет. 2, 2014, стр. 224–43. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/43286740 . По состоянию на 17 февраля 2024 г.
Ссылки
- Атран, Скотт (2002). Мы верим в богов: эволюционный ландшафт религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195149302 .
- Атран, Скотт (2001). «Проблема с мемами» (PDF) . Человеческая природа . 12 (4): 351–381. дои : 10.1007/s12110-001-1003-0 . ПМИД 26192412 . S2CID 1530055 . Архивировано (PDF) из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 8 октября 2021 г.
- Аунгер, Роберт (2000). Дарвинизирующая культура: статус меметики как науки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192632449 .
- Аунгер, Роберт (2002). Электрический мем: новая теория того, как мы думаем . Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 9780743201506 .
- Балкин, Ю.М. (1998). Культурное программное обеспечение: теория идеологии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 9780300072884 .
- Блум, Говард С. (1997). Принцип Люцифера: научная экспедиция в силы истории . Бостон: Atlantic Monthly Press. п. 480. ИСБН 9780871136640 .
- Блэкмор, Сьюзен (1998). «Имитация и определение мема» (PDF) . Журнал меметики . 2 . Архивировано (PDF) оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 12 декабря 2008 г.
- Блэкмор, Сьюзен (1999). Мем-машина . Издательство Оксфордского университета. п. 288. ИСБН 9780198503651 . [торговля в мягкой обложке ISBN 0-9658817-8-4 (1999), ISBN 019286212X (2000)]
- Броди, Ричард (1996). Вирус разума: новая наука о мемах . Сиэтл, Вашингтон: Integral Press. п. 251. ИСБН 9780963600110 .
- Докинз, Ричард (1989). «11. Мемы: Новые репликаторы». Эгоистичный ген (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 368. ИСБН 9780192177735 .
- Докинз, Ричард (2004). Капеллан дьявола: размышления о надежде, лжи, науке и любви . Бостон: Mariner Books. п. 263. ИСБН 9780618485390 .
- Докинз, Ричард (2015). «Мемы». Краткая свеча в темноте: Моя жизнь в науке . Лондон: Bantam Press / Transworld Publishers . стр. 404–408. ISBN 9780593072561 .
- Деннетт, Дэниел (2006). Разрушение чар: религия как природный феномен . Викинг (Пингвин). ISBN 9780670034727 .
- Деннетт, Дэниел (1991). Объяснение сознания . Бостон: ISBN Little, Brown and Co. 9780316180658 .
- Дистин, Кейт (2005). Эгоистичный мем: критическая переоценка . Издательство Кембриджского университета . п. 238. ИСБН 9780521606271 .
- Фарниш, Кейт (2009). Время вышло! Нецивилизованное решение глобального кризиса . Тотнес: Зеленые книги. п. 256. ИСБН 9781900322485 .
- Грэм, Гордон (2002). Гены: философское исследование . Нью-Йорк: Рутледж. п. 196. ИСБН 9780415252577 .
- Хейлиген, Фрэнсис ; Чиленс, К. (2009). Мейерс, Б. (ред.). Энциклопедия сложности и системных наук: эволюция культуры, меметика (PDF) . Бибкод : 2009ecss.book.....M . дои : 10.1007/978-0-387-30440-3 . ISBN 9780387758886 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 22 мая 2009 г.
- Ингольд, Тим (2000). «Бедность селекционизма». Антропология сегодня . 16 (3): 1. дои : 10.1111/1467-8322.00022 .
- Хейлиген, Фрэнсис (1992). «Эгоистичные мемы и эволюция сотрудничества». Журнал идей . 2 (4): 77–84.
- Ян, Стивен (2007). Меметика музыки: неодарвинистский взгляд на музыкальную структуру и культуру . Олдершот: Эшгейт. Архивировано из оригинала 5 января 2015 года . Проверено 10 декабря 2008 г.
- Келли, Кевин (1994). Из-под контроля: новая биология машин, социальных систем и экономического мира . Бостон: Аддисон-Уэсли. п. 360 . ISBN 9780201483406 .
- Линч, Аарон (1996). Заражение мыслями: как вера распространяется в обществе . Нью-Йорк: BasicBooks. п. 208. ИСБН 9780465084678 .
- Макнамара, Адам (2011). «Можем ли мы измерить мемы?» . Границы эволюционной нейронауки . 3 :1. дои : 10.3389/fnevo.2011.00001 . ПМК 3118481 . ПМИД 21720531 .
- Милликен, Рут Гарретт (2004). Разновидности значений: лекции Жана Никода 2002 года . Кембридж, Массачусетс: MIT Press . ISBN 9780262134446 .
- Пост, Стивен Гаррард; Андервуд, Линн Г.; Шлосс, Джеффри П.; Херлбат, Уильям Б. (2002). Альтруизм и альтруистическая любовь: наука, философия и религия в диалоге . Издательство Оксфордского университета. п. 500. ИСБН 9780195143584 .
- Мориц, Элан (1995). Хейлиген, Ф.; Джослин, К.; Турчин В. (ред.). «Метасистемы, мемы и кибернетическое бессмертие». Мировое будущее: Журнал общей эволюции . 45 (Специальный выпуск: Квант эволюции: к теории метасистемных переходов ). Нью-Йорк: Издательство Gordon and Breach Science: 155–171. дои : 10.1080/02604027.1995.9972558 .
- Поулшок, Джозеф (2002). «Проблема и потенциал меметики». Журнал психологии и теологии . 30 . Школа психологии Роузмид / Группа Гейла: 68–80. дои : 10.1177/009164710203000105 . S2CID 140875579 .
- Рассел, Бертран (1921). Анализ ума . Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
- Салингарос, Никос (2008). «Архитектурные мемы во вселенной информации». Теория архитектуры . Умбау-Верлаг. ISBN 9783937954073 .
- Стерельный, Ким; Гриффитс, Пол Э. (1999). Секс и смерть: введение в философию биологии . Издательство Чикагского университета . п. 456. ИСБН 9780226773049 .
- Весельски, Агнес (2013). «Распущенность изображений: мемы с англо-венгерской контрастной точки зрения». В Бенедеке, Андраш; Ньири, Кристоф (ред.). Как делать что-то с картинками: навыки, практика, эффективность . Серия «Визуальное обучение», вып. 3. Франкфурт: Питер Ланг. стр. 115–127. ISBN 9783631629727 .
- Уилсон, Эдвард О. (1998). Согласие: единство знаний . Нью-Йорк: Кнопф. п. 352 . ISBN 9780679450771 .
Внешние ссылки
- Речь Докинза по случаю 30-летия публикации «Эгоистичного гена» , Докинз, 2006 г.
- «Эволюция и мемы: человеческий мозг как устройство избирательного подражания» : статья Сьюзан Блэкмор .
- Годвин, Майк . «Мем, Контр-мем» . Проводной . Проверено 15 ноября 2009 г.
- Journal of Memetics — рецензируемый журнал по меметике, издававшийся с 1997 по 2005 год.
- Сьюзан Блэкмор: Мемы и «темы» , TED Talks, февраль 2008 г.
- Кристофер фон Бюлов: Статья Meme , перевод: Юрген Миттельштрасс (редактор), Энциклопедия философии и философии науки , 2-е изд., том. 5, Штутгарт/Веймар: Мецлер, 2013.
- Ричард Докинз объясняет настоящее значение слова «мем»
- Ричард Докинз | Мемы | Оксфордский союз