Jump to content

Антропология религии

Антропология религии – это изучение религии по отношению к другим социальным институтам , а также сравнение религиозных верований и практик разных культур . [1] Антропология религии как область пересекается с областью религиоведения, но отличается от нее. История антропологии религии — это история стремления понять, как другие люди видят мир и ориентируются в нем. Эта история включает в себя принятие решения о том, что такое религия, что она делает и как функционирует. [2] Сегодня одной из главных забот антропологов религии является определение религии, которая сама по себе является теоретической задачей. Такие ученые, как Эдвард Тайлор, Эмиль Дюркгейм, Э. Эванс Притчард, Мэри Дуглас, Виктор Тернер, Клиффорд Гирц и Талал Асад, пытались определить и охарактеризовать религию с антропологической точки зрения.

История [ править ]

XIX века В культурной антропологии доминировал интерес к культурной эволюции ; большинство антропологов предполагали простое различие между «примитивной» и «современной» религией и пытались объяснить, как первая превратилась во вторую. [ нужна ссылка ]

Эдвард Бернетт Тайлор (1832–1917), которого иногда называют «отцом антропологии», придерживался эволюционного подхода к религии. Тайлор определил религию как «веру в духовных существ», но не считал, что все религии равны или одинаково «истинны». Его эволюционная перспектива очевидна в его книге (1871) «Примитивная культура: исследования развития мифологии, философии, языка, искусства и обычаев», в которой он предложил таксономию религий и считал, что «примитивные» религии были результатом когнитивных процессов. ошибки. Другими словами, эти верования объясняли природные явления, которые люди или культура не до конца понимали. Он назвал это «анимизмом», который включал в себя приписывание духа неодушевленным предметам. [3]

Джеймс Джордж Фрейзер (1854–1941), наиболее известный благодаря своей книге «Золотая ветвь», также подошел к изучению религии с эволюционистской точки зрения. Иерархия религий Фрейзера включала разные ступени: сначала магическую, затем религиозную и заканчивающую научной. Фрейзер утверждает, что по мере развития религиозных систем магия становится все более бесполезной практикой. [3] Именно тогда начинается религиозная фаза, на которой мир объясняется посредством ссылки на божественные существа, которые вмешиваются в мир. На заключительном этапе элиты видят религию как недостаточную или неправильно освещающую мировые явления и начинают стремиться понять мир через законы природы. [4]

К концу 19 в. й века антропологи религии начали подвергать сомнению различия между магией и религией, проведенные Тайлором и Фрейзером. Уильям Робертсон Смит (1846–1894) в «Лекциях о религии семитов» (1899) предложил идею тотема. По мнению Смита, социальные группы поклонялись тотемам, которые представляли их предков, и поклонение тотемным предметам способствовало возникновению религий. Таким образом, теория тотемизма Смита заняла видное место в области антропологии религии, бросив вызов, а в некоторых случаях полностью заменив теорию анимизма Тайлора.

Дюркгейм (1858-1917) основывался на идее тотема. Он рассматривал религию как коллективную и общественную. Для Дюркгейма религиозные силы — это, по сути, коллективные общественные силы, которые проявляются в самом тотеме. Общество наделяет тотем его силой, значением и существованием, что фактически дает Богу или религии его силу, значение и существование. В «Происхождении веры» Дюркгейм утверждает, что тотем является символом общества или, как он это называет, клана и Бога. По словам Дюркгейма, «тотем — это видимое тело Бога». Сам тотем может представлять собой незначительный предмет, например животное или деревянный крест. Однако, несмотря на свою кажущуюся незначительную природу как физической вещи, Дюркгейм утверждает, что тотем на самом деле является самим кланом. Однако люди не осознают своего почитания общества через почитание тотема. Скорее, они верят, что тотем — это нечто, пришедшее из-за пределов их сознания, по сути, по Дюркгейму, «общество дает ощущение постоянной зависимости». [5]

Бронислав Малиновский (1884-1942) отошел от исследования происхождения религии, сместив теорию религии и сосредоточив внимание на религии как функции социального мира. В своем эссе «Магия, наука и религия» Малиновский утверждает, что религия в своих социальных и психологических функциях способствует социальной интеграции и сообществу. Малиновский разделяет категории религии и магии, указывая, что магия используется для функциональных целей: для решения проблем или достижения целей, в которых другие методы не помогли. [4]

Э. Эванс Притчард (1902-1973) наиболее известен своими работами по колдовству. В его книге «Колдовство, оракулы и магия среди азанде» колдовство рассматривается как целостная и внутренне последовательная система знаний. Хотя Притчард считал, что религиозные системы являются отражением социальной среды, его в первую очередь интересовали модели мышления и логика внутри систем убеждений.

Виктор Тернер (1920–1983) понимал религию через призму ритуалов, обрядов перехода и символизма. Он считал религию стержнем культурных систем. В своей книге «Ритуальный процесс: структура и антиструктура» он предлагает свою теорию лиминальности и коммунитас. Он развил лиминальность у фольклориста Арнольда Ван Геннепа. Для Тернера лиминальная стадия — это период двусмысленности или перехода, когда статус человека в ритуале меняется с доритуальной стадии на постритуальную. Идея коммунитас относится к общему опыту сообщества во время ритуала.

Работы и темы Мэри Дуглас (1921–2007) были вдохновлены Эванс-Притчардом. Они оба объясняли социальные системы с точки зрения функционализма. Она определяла религию через призму ритуала. В своей самой известной книге « Чистота и опасность: анализ концепций загрязнения и табу» она сравнивает западные и «примитивные» общества, показывая, что западные общества также полагались на «магию» посредством ритуалов, связанных с чистотой и загрязнением, таких как чистка зубов. Она рассматривает ритуал как коллективную силу или систему, налагающую ограничения на тело. Таким образом, образ общества запечатлевается на теле посредством повторения чистоты и загрязнения.

Талал Асад (1932-настоящее время) — выдающийся современный антрополог религии, специализирующийся на религии и современности. Асад хорошо известен своими работами о религии и власти. Он утверждал, что игнорирование истории определения религии может привести к тому, что мы упустим из виду ее переплетение с властью. Он также указал на способы, с помощью которых современность ограничила религию определенной сферой жизни, так что религию можно указывать или идентифицировать одними способами, а не другими. При этом он также призвал к развитию светской религии. 

Клиффорд Гирц и Талал Асад публично обсуждали «универсальную» природу религии. Хотя Гирц дал рабочее определение религии, допускающее вариации в разных культурах, он считал, что это определение включает в себя определенные универсальные черты «религии». С другой стороны, Асад поставил под сомнение само существование «универсальной религии», указав на то, каким образом идеи об универсальном укоренились в явно христианских идеях и традициях. Под влиянием Мишеля Фуко и Эдварда Саида Асад подвергает сомнению концептуальные предположения, связанные с производством знаний или лежащие в их основе. [4] Именно это заставило Асада усомниться в существовании отдельной сферы общества, которую можно было бы назвать или идентифицировать как «религия». Подрывая существование религии как отдельной сферы, Асад указывает на то, что западная современность производит религию в отличие от других частей общества.

Одним из ключевых компонентов антропологии религии являются этнографические полевые исследования. Именно это отличает антропологов, изучающих религию, от других ученых-религиоведов. Проще говоря, этнография — это эмпирическое наблюдение и описание людей, обществ и культур. Для антропологов религии этнографические полевые исследования фокусируются на религии через призму ритуалов, поклонения, религиозных ценностей и других компонентов живой религии. Развитие этнографических подходов к изучению религии или теоретические разработки в этнографическом изучении религии охватывают десятилетия.

Эволюционистские взгляды отражали дарвиновские теории эволюции и рассматривали религиозные системы таксономически и иерархически: некоторые религии были ближе к истине, чем другие, а христианство всегда находилось на вершине пирамиды. Функционалистские взгляды были направлены на изучение религии как части общества, играющей важную и неотъемлемую роль: нехристианские религии не сравнивались с христианством по скользящей шкале, а, скорее, рассматривались в контексте всего культурного контекста. Гуманистические теории эволюции рассматривают религии как продукты человеческой культуры и изобретений, а не как метафизические или сверхъестественные явления, которые «существуют» вне человеческих культур, которые их производят. [4] Межкультурные или сравнительные теории религии фокусируются на «религии» как на чем-то, что можно найти и сравнить во всех человеческих культурах и обществах.

Антропология религии сегодня отражает влияние или взаимодействие с такими теоретиками, как Карл Маркс (1818–1883), Зигмунд Фрейд (1856–1939), Эмиль Дюркгейм (1858–1917) и Макс Вебер (1864–1920). . [6] Антропологов религии особенно беспокоит то, как религиозные верования и практики могут отражать политические или экономические силы; или социальные функции религиозных верований и практик. [7] [ нужны разъяснения ]

Недавно выдающийся этнограф религии Роберт Орси призвал ученых-религиоведов отказаться от эмпирического подхода к этнографии религии, который возник одновременно с современностью. Этот подход влечет за собой стремление объяснить Бога или богов в жизни людей как функцию или символ чего-то другого. Орси просит тех, кто изучает религию, вместо этого воспринимать Бога и богов как реальных действующих лиц, действительно присутствующих.

Определение религии [ править ]

Одной из основных проблем антропологии религии является определение самой религии. [8] В одно время [ нечеткий ] антропологи считали, что определенные религиозные практики и верования были более или менее универсальными для всех культур на определенном этапе их развития, например, вера в духов или призраков , использование магии как средства контроля над сверхъестественным , использование гадания как средства контроля над сверхъестественным. средства открытия оккультных знаний и выполнение ритуалов , таких как молитва и жертвоприношение , как средство влияния на исход различных событий через сверхъестественное средство, иногда принимающее форму шаманизма или поклонения предкам . [ нужна ссылка ] По мнению Клиффорда Гирца , религия – это

(1) система символов, которая действует для (2) создания у людей мощных, всепроникающих и устойчивых настроений и мотиваций посредством (3) формулирования концепций общего порядка существования и (4) облачения этих концепций такой аурой. фактов, что (5) настроения и мотивации кажутся исключительно реалистичными». [9]

Сегодня религиозные антропологи обсуждают и отвергают межкультурную обоснованность этих категорий (часто рассматривая их как примеры европейского примитивизма ). [ нужна ссылка ] Антропологи рассматривали различные критерии определения религии, такие как вера в сверхъестественное или использование ритуалов, но лишь немногие утверждают, что эти критерии универсальны. [8]

Энтони Ф.К. Уоллес предлагает четыре категории религии, каждая последующая категория включает предыдущую. Однако это синтетические категории, которые не обязательно охватывают все религии. [10]

  1. Индивидуалистический: самый простой; самый простой. Пример: квест видений .
  2. Шаманист: практикующий религию по совместительству, использует религию для исцеления и предсказания, обычно от имени клиента. У Тилламука есть четыре категории шаманов. Примеры шаманов: спиритуалисты, целители, хироманты. Религиозный авторитет, приобретенный собственными средствами.
  3. Коммунальный: тщательно продуманный набор убеждений и практик; группа людей, объединенная в кланы по происхождению, возрастной группе или некоторым религиозным обществам; люди берут на себя роли, основанные на знаниях и поклонении предкам.
  4. Церковный: преобладает в сельскохозяйственных обществах и государствах; имеют централизованную организацию и иерархическую структуру, аналогичную организации государств. Обычно осуждает конкурирующие индивидуалистические и шаманские культы.

религиозные практики Конкретные убеждения и

  • Апофеоз – Прославление предмета до божественного уровня.
  • Апотропная магия - Магия, предназначенная для устранения вреда или злых влияний.
  • Амулет – предмет, который носят с верой в то, что он магически защитит владельца.
  • Анимизм - Религиозная вера в то, что объекты, места и существа обладают отдельной духовной сущностью.
  • Обрезание – удаление крайней плоти человека.
  • Культ (религиозная практика) – Преданность божеству, человеку или вещи.
  • Божество – сверхъестественное существо
  • Демон – злое сверхъестественное существо.
  • Гадание – попытка получить представление о вопросе или ситуации.
  • Эзотерика - ряд связанных идей и движений, которые развились в западном мире.
  • Экзорцизм – изгнание духовных сущностей из человека или места.
  • Зло – Противоположность или отсутствие добра.
  • Обряд плодородия - Религиозный ритуал, направленный на стимулирование воспроизводства.
  • Фетишизм - приписывание человеком особых способностей или ценности объекту.
  • Гений (мифология) - Божественная природа в древнеримской религии.
  • Бог – основной объект веры в монотеизме.
  • Призрак - сверхъестественное существо, происходящее из фольклора.
  • Греко-римские мистерии – Религиозные школы греко-римского мира
  • Ересь - Вера или теория, которые сильно расходятся с устоявшимися убеждениями или обычаями.
  • Икона – Религиозное произведение искусства в христианстве.
  • Бессмертие – концепция вечной жизни
  • Заступничество – молитва божеству или святому на небесах от имени себя или других.
  • Качина - Дух в религиозных верованиях западных пуэбло.
  • Магия и религия
  • Мана (мифология Океании) – энергия, сила, эффективность и престиж жизненной силы в культуре тихоокеанских островов.
  • Маска – любое полное или частичное покрытие лица, церемониальное, защитное, декоративное или используемое в качестве маскировки.
  • Чудо – событие, необъяснимое естественными или научными законами.
  • Медицина – Диагностика, лечение и профилактика болезней.
  • Современное язычество - Религии, сформированные историческим язычеством.
  • Монотеизм – вера в существование только одного бога.
  • Богиня-мать - богиня, олицетворяющая или олицетворяющая природу, материнство, плодородие, творение.
  • Мифология – тип традиционных повествовательных
  • Некромантия – магия, связанная с общением с умершим.
  • Нью Эйдж - Диапазон новых религиозных верований и практик.
  • Оккультизм – знание скрытого или паранормального.
  • Знамение – предзнаменование, предвестник
  • Поляки в мифологии - кол или столб, используемые в ритуальной практике.
  • Политеизм - поклонение множеству божеств или вера в них.
  • Молитва - призыв или действие, направленное на активацию связи с божеством.
  • Принцип заражения
  • Пророчество - сообщение, якобы отправленное божеством.
  • Реинкарнация - концепция возрождения в другой физической форме.
  • Религиозный экстаз – измененное состояние сознания.
  • Ритуал – действия, выполняемые в установленной последовательности.
  • Священная еда как подношение - концепция антропологии
  • Жертвоприношение - подношение материальных ценностей или жизней животных или людей божеству.
  • Наука и религия
  • Шаманизм – Религиозная практика
  • Заклинание (паранормальное) — формула, предназначенная для запуска магического эффекта.
  • Сверхъестественное - предполагаемые явления, не подчиняющиеся законам природы.
  • Мольба – форма молитвы, в которой одна сторона смиренно или искренне просит другую сторону предоставить что-то.
  • Симпатическая магия - вид магии, основанный на подражании или переписке.
  • Теизм - вера в существование хотя бы одного божества.
  • Тотемизм — эмблема группы людей.
  • Почитание мертвых - культурная или религиозная практика

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Адамс 2017 ; Или 2007 , стр. 2.
  2. ^ Бодди, Дженис; Ламбек, Майкл (2013). Товарищ по антропологии религии . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бьело, Джеймс (2015). Антропология религии: основы (1-е изд.). Лондон: Рутледж.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гатри, Стюарт Э. (2006), Мартин, Майкл (редактор), «Антропологические теории религии» , «Кембриджский компаньон атеизма» , Кембриджские компаньоны по философии, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 283–299, ISBN  978-0-521-84270-9 , получено 27 декабря 2023 г.
  5. ^ Дюркгейм, Эмиль (2008). Элементарные формы религиозной жизни . Перевод Космана, Кэрол. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  6. ^ Или 2007 , стр. 22; Вебер 2002 .
  7. ^ Или 2007 , стр. 4.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Или 2007 , стр. 7.
  9. ^ Гирц 1966 , с. 4.
  10. ^ Ратман, Джессика. «Энтони Фрэнсис Кларк Уоллес» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2003 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .

Источники [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 418162e8060b15f772bf6a2ee5b44404__1718785380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/41/04/418162e8060b15f772bf6a2ee5b44404.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anthropology of religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)