Археология религии и ритуалов
Археология религии и ритуалов — это растущая область исследований в археологии , которая применяет идеи религиоведения , теории и методы, антропологической теории, а также археологических и исторических методов и теорий к изучению религии и ритуалов в прошлых человеческих обществах с материальной точки зрения. .
Определения
[ редактировать ]Религия может быть определена как «набор убеждений относительно причины, природы и цели вселенной, особенно если рассматривать ее как создание сверхчеловеческой силы или сил, обычно включающих в себя религиозные и ритуальные обряды и часто содержащих моральный кодекс, управляющий жизнью». ведение человеческих дел», [1] тогда как ритуал - это «установленная или предписанная процедура религиозного или другого обряда». [2] Археологи могут изучить материальные следы религиозного ритуала (например, ритуальное разрушение керамических сосудов во время ацтекской церемонии Нового огня). [3] ) или материальные корреляты религии как тотального мировоззрения (например, исследование Элизабет Кайдер-Рид реконфигурации ландшафта и артефактов южных редемптористов для отражения их идеалов сообщества и бедности в материальной форме). [4] ).
Как и в религиоведении и антропологии религии , многие археологи проводят различие между « мировыми религиями » и «традиционными» или « местными религиями ». «Мировые религии» определены Боуи (2000: 26). [5] как:
- На основе письменных писаний.
- Имеет представление о спасении, часто извне.
- Универсальный или потенциально универсальный.
- Может подчинить себе или вытеснить первобытные религии.
- Часто образует отдельную сферу деятельности.
в то время как религии коренных народов определяются как:
- Устно или, если он грамотен, отсутствуют письменные/формальные Священные Писания и символы веры.
- «Этот мирской».
- Привязанность к одному языку или этнической группе.
- Сформируйте основу, на которой развились мировые религии.
- Религиозная и общественная жизнь неразделимы. [5]
Однако Тимоти Инсолл (2004: 9) [6] утверждал, что эти классификации возникают из широко критикуемой неоэволюционной точки зрения. Строгая дихотомия религиозных форм может также способствовать перекосу исследований в сторону государственных религий, оставляя домашнюю религиозную практику и взаимосвязь между ними недостаточно исследованными (тенденция, отмеченная Элсоном и Смитом, 2001 г.). [7] ). Инсолл (2004:9) утверждает, что археологи могут способствовать стиранию границ мировых религий и религий коренных народов.
Археология религии также включает в себя родственные антропологические или религиозные концепции и термины, такие как магия , традиция , символизм и священное .
Теория
[ редактировать ]Антропология религии
[ редактировать ]Теория археологии религии во многом заимствована из антропологии религии , которая охватывает широкий спектр точек зрения. К ним относятся: Эмилем Дюркгеймом функционалистское понимание религии как служащего для разделения священного и мирского ; [8] Карла Маркса Идея о религии как « опиуме масс » или ложном сознании . [9] Клиффордом Гирцем как «системы символов», которая упорядочивает мир, Свободное определение религии [10] Виктора Тёрнера Работа о ритуалах, включая обряды перехода и лиминальность , [11] Макса Вебера Религиозные типы [12] и мысли о взаимосвязи между экономикой и религией; [13] Клодом Леви-Стросом Структуралистское понимание тотемизма и мифа ; [14] и идея Мэри Дуглас о разделении « чистоты и опасности ». [15]
Религия, идентичность и практика
[ редактировать ]Археологические исследования религии все больше признают религию как организующее начало общественной жизни, а не как отдельную сферу деятельности. Они включают религию как ось идентичности , структурирующую социальную жизнь и личный опыт. Следовательно, целые совокупности артефактов (а не конкретно «религиозные» артефакты, такие как четки) можно интерпретировать в соответствии со способами, которыми они одновременно создают, отображают и ограничивают представления о себе в соответствии с религиозными идеями. Например, Джон Ченовет (2009). [16] интерпретировал керамические комплексы и захоронения в соответствии с квакерскими идеалами простоты и скромности.
Поскольку социальная идентичность одновременно навязывается и обсуждается посредством социальной практики, включая материальную практику, археология религии все чаще включает в себя теорию, основанную на практике. Основываясь на Энтони Гидденса идее структурации [17] и Пьера Бурдье об обеих практиках идеи [18] и культурная столица, [19] теории материальной практики предполагают, что люди используют материальные блага, чтобы договориться о своем месте в социальных структурах. Примеры археологической интерпретации религии и ритуалов как части социальных переговоров, трансформации или укрепления включают работу Ченовета о квакеров , религиозной практике [16] Работа Кайдер-Рейда о южных редемптористах, [4] и работа Тимоти Паукета о пиршестве в Кахокии (Pauketat et al., 2002). [20] ).
Религия, власть и неравенство
[ редактировать ]Потому что религия и политическая власть часто переплетаются [21] [22] особенно в ранних государствах, археология религии может также включать теории власти и неравенства . , проведенное Джоном Янусеком , исследовало способы, с помощью которых религия служила интеграции обществ в Андском государстве. Тиуанако Например, исследование религии [23] Колониальные режимы часто оправдывали экспансию стремлением к религиозному обращению; Таким образом, археология колониальности может пересекаться с археологией религии. Статья Джеймса Делле 2001 года о миссиях и ландшафте на Ямайке. [24] и работа Барбары Восс о миссиях, сексуальности и империи. [25] продемонстрировать, как религия пересекалась с колониальными режимами.
Исторический метод и теория
[ редактировать ]Исторические археологи внесли большой вклад в понимание религии и ритуалов народов, которые остались недостаточно представлены (или искажены) в исторических записях, таких как колонизированные народы, коренные народы и порабощенные народы. Обязательное религиозное обращение было обычным явлением во многих колониальных ситуациях (например, испанская колонизация Америки), что приводило к синкретической религиозной практике, неприятию или сопротивлению новым религиям, скрытой практике коренных религий и/или недопониманию и неверным толкованиям как коренных народов, так и колонизаторов. религии (Хэнкс 2010 [26] Клор де Альва 1982, [27] Вернке 2007 г. [28] ).
Это исследование сочетает в себе археологический и антропологический метод и теорию с историческим методом и теорией. Помимо восстановления, записи и анализа материальной культуры, исторические археологи используют архивы, устные рассказы, этноисторические отчеты. Исследователи читают тексты критически, подчеркивая исторический контекст документов (особенно в отношении недостаточно представленных народов, чьи голоса могут быть искажены или отсутствуют), чтобы лучше понять религиозные практики, которые, возможно, не поощрялись или даже сурово наказывались. Комбинированные наборы археологических, исторических и антропологических данных могут противоречить друг другу, или же материальные записи могут пролить свет на детали тайной или синкретической религиозной практики, а также сопротивления доминирующим религиозным формам. Например, наше понимание религиозной практики порабощенных народов в Соединенных Штатах (например, Leone and Frye 2001, [29] Феннелл 2007 г. [30] ) резко возросла благодаря исследованиям в области исторической археологии.
Материальные корреляты
[ редактировать ]Поскольку археология изучает историю человечества через объекты, здания, тела и пространства, археологи должны использовать теории, которые связывают антропологические и социологические теории религии с материальной культурой и ландшафтами. Теории материальности [31] и пейзаж [32] служат для связи человеческой деятельности, опыта и поведения с социальными практиками, включая религию. Теории воплощения [33] также служат для интерпретации человеческих останков с точки зрения религии и ритуалов.
Археология религии использует те же вещественные доказательства, что и другие отрасли археологии, но при изучении религии и ритуалов в прошлом особое внимание уделяется определенным классам артефактов:
- Человеческие останки и погребальные комплексы могут дать множество ключей к разгадке религиозной и ритуальной деятельности. [34] Сами человеческие останки используются во всех отраслях археологии для получения информации о поле, возрасте, роде занятий и заболеваниях. Методы погребения (включая место захоронения, кремацию, место захоронения, первичные и вторичные захоронения и т. д.) способствуют пониманию изменения религиозной практики, а также социальных различий внутри групп (например, Lohmann 2005). [35] ). Полный контекст захоронения, то есть обстановка, артефакты , экофакты и сами человеческие останки, может служить свидетельством религиозных представлений о смерти и загробном мире.
- Религиозные здания , такие как храмовые комплексы, кивы и миссии, часто используются для изучения общинной религиозной и ритуальной деятельности (например, Barnes 1995, [36] Грэм 1998, [37] Рид и др. 1997 год [38] ). Частью археоастрономии является исследование того, как здания соотносятся с астральными телами и событиями, такими как солнцестояния, которые часто совпадают с религиозной или ритуальной деятельностью. Археологические исследования религиозных зданий могут выявить неравный доступ к религиозным знаниям и ритуалам. Религиозные здания часто содержат религиозную иконографию, которая дает представление о символических аспектах религиозной жизни.
- В рамках ландшафтной археологии священные ландшафты становятся все более важным объектом изучения (например, Clendinnen 1980). [39] ). Пейзажи во всем мире проникнуты сакральным смыслом; аборигенов Австралии одним из примеров являются песенные строки и связанное с ними убеждение, что мифические события отмечены на ландшафте. Человеческие модификации ландшафтов, такие как исследование Кайдер-Рида о модификациях редемптористами своего поместья, чтобы подчеркнуть общинность, [40] может указывать на утверждение религиозных взглядов.
- Религиозная иконография, символы , [41] этнографические тексты и этнографические аналогии являются важными инструментами, которые археологи используют для сравнения с материалами, изучающими религии прошлого (например, Clendinnen 1980, [42] Элсон и Смит, 2001 г. [43] ). Хотя тексты не являются прямыми «окнами в прошлое», особенно для обществ с небольшим количеством письменных источников или вообще без них, они представляют собой ценные свидетельства, которые могут быть опровергнуты или подтверждены материалами.
- Обычные классы артефактов , такие как керамика, все чаще интерпретируются в религиозных рамках. Согласно представлению о религии как форме социальной практики и целостного мировоззрения, любой артефакт потенциально может быть использован для воплощения религиозных идей и идеалов в материальной форме. Модели использования артефактов и экофактов в ритуальных контекстах могут раскрыть предпочтения или сакральное значение определенных материалов; ритуальное использование сосны древними майя является одним из примеров (Morehart, Lentz, and Prufer 2005). [44] ).
Примеры исследований по областям
[ редактировать ]Африка
[ редактировать ]- Развивающаяся религиозная структура в Египте (Baines 1987). [45]
- Ритуальный и политический процесс в Танзании (Хаканссон, 1998). [46]
- Религия тсваны и христианство в Ботсване и Южной Африке (Рейд и др., 1997) [47]
Америка
[ редактировать ]- Современные святыни майя (Браун, 2004 г.) [48]
- Пейзаж и религиозная практика юкатекских майя (Клендиннен, 1980) [39]
- Христианские миссии в Америке (Грэм, 1998) [49]
- Религия и государство в Андах (Янусек, 2006 г.) [23]
- Религиозная архитектура и религиозная трансформация в колониальном Перу (Вернке, 2007). [28]
- Раннее американское рабство и афроамериканская религия (Леоне и Фрай, 2001), [29] Феннелл (2007) [30]
Азия
[ редактировать ]- Буддизм в Индии, Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии (Барнс, 1995). [50]
- Ранний индуизм в Раджастане (Hooja 2004) [51]
Европа
[ редактировать ]- Христианство и англосаксонские погребальные практики (Кроуфорд, 2004 г.) [52]
- Религия на минойском Крите (Эрва 2006) [53]
- Женщины и средневековые захоронения (Гилкрист, 2008). [54]
Австралия/Южная часть Тихого океана
[ редактировать ]- Захоронения и религиозные обряды в Папуа-Новой Гвинее (Ломанн, 2005 г.) [55]
- Космология сновидений и морские пейзажи Австралии (МакНивен, 2003). [56]
Современные дебаты
[ редактировать ]Современное религиозное использование археологических памятников
[ редактировать ]Современные религиозные группы часто заявляют, что археологические памятники являются частью их наследия, и используют археологические памятники и артефакты в своей религиозной практике (например, Wallis 2003). [57] ). Эти практики и религиозные интерпретации мест могут противоречить археологическим интерпретациям, что приводит к спорам о наследии, сохранении, использовании мест и «праве собственности» на историю (Бендер, 1999). [58] ).
Библейская археология
[ редактировать ]Библейская археология – это область археологии, которая пытается соотнести библейские события с конкретными археологическими памятниками и артефактами (Meyers 1984, [59] Ричардсон 1916 г. [60] ).
См. также
[ редактировать ]- Антропология религии - изучение религии, связанной с другими религиями или институтами.
- Ландшафтная археология - раздел археологии и археологической теории, занимающийся изменением ландшафта.
- Бытовая археология
- Поляки в мифологии - кол или столб, используемые в ритуальной практике.
- Суперзахоронение - территория плотных захоронений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Dictionary.com ( http://dictionary.reference.com/browse/Religion ) На основе словаря Random House, Random House, Inc., 2010 г.
- ^ Dictionary.com ( http://dictionary.reference.com/browse/ritual ) На основе словаря Random House, Random House, Inc., 2010 г.
- ^ Элсон, Кристина и Майкл Э. Смит (2001) Археологические находки из ацтекской церемонии нового огня. Древняя Мезоамерика , Том. 12, выпуск 2, стр. 157–174.
- ^ Jump up to: а б Кайдер-Рид, Элизабет (1996) Строительство святости: пейзаж и ритуал в религиозном сообществе. В ландшафтной археологии: чтение и интерпретация американского исторического ландшафта. Ребекка Ямин и Карен Бесшерер Метени, ред. Университет Теннесси Пресс.
- ^ Jump up to: а б Боуи, Ф. (2000) Антропология религии. Оксфорд: Блэквелл. Цитируется по Инсоллу, Тимоти (2004) Археология, религия, ритуал. Нью-Йорк: Routeledge, стр. 8.
- ^ Инсолл, Тимоти (2004) Археология, религия, ритуал. Нью-Йорк: Рутледж
- ^ Элсон, Кристина и Майкл Э. Смит (2001:157) Археологические находки ацтекской церемонии нового огня. Древняя Мезоамерика, Том. 12, выпуск 2, стр. 157–174.
- ^ Дюркгейм, Эмиль. (1998) Элементарные формы религиозной жизни. Издательство Оксфордского университета
- ^ Маркс, Карл (1992) Ранние сочинения. Классика пингвинов.
- ^ Гирц, Клиффорд (1973:90) Интерпретация культур. Нью-Йорк: Основные книги. стр. 90
- ^ Тернер, Виктор (1995) Ритуальный процесс: структура и антиструктура. Альдинская сделка.
- ^ Хейдебранд, Вольф (1994) Социологические сочинения: Макс Вебер. Континуум Пресс.
- ^ Вебер, Макс (2002) Протестантская этика и дух капитализма: и другие сочинения. Пер. Питер Бэр. Классика пингвинов.
- ^ Тремлетт, Поль-Франсуа (2008) Леви-Стросс о религии: структурирование разума (ключевые мыслители в изучении религии ). Издательство Эквионокс.
- ^ Дуглас, Мэри (2003 [1966]) Чистота и опасность: анализ концепции загрязнения и табу. Рутледж Классика
- ^ Jump up to: а б Ченовет, Джон М. (2009) Социальная идентичность, материальная культура и археология религии: практики квакеров в контексте. Журнал социальной археологии 9: 319.
- ^ Гидденс, Энтони (1986) Конституция общества: очерк теории структурации. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Бурдье, Пьер (1977) Очерк теории практики. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Бурдье, Пьер (1987) Отличие: социальная критика суждения вкуса. Издательство Гарвардского университета.
- ^ Паукетат, Тимоти, Лукреция С. Келли, Гейл Дж. Фриц, Нил Х. Лопино, Скотт Элиас и Ева Харгрейв (2002) Остатки пиршества и публичного ритуала в Кахокии. Американская древность, Том. 67, № 2, стр. 257–279.
- ^ Ферт, Раймонд (1981) Духовный аромат: религия и политика . Американский антрополог , Новая серия, Том. 83, № 3, стр. 582–601.
- ^ Вольф, Эрик (1991) Религиозные режимы и формирование государства: перспективы европейской этнографии. Государственный университет Нью-Йорка (13 августа 1991 г.) ISBN 978-0791406519
- ^ Jump up to: а б Янусек, Джон Уэйн (2006) Меняющаяся «природа» религии Тиуанако и возникновение Андского государства. Мировая археология Том. 38 (3): 469–492
- ^ Делле, Джеймс (2001) Раса, миссионеры и борьба за свободу Ямайки. В «Расе и археологии идентичности». Чарльз Э. Орсер-младший, изд. Стр. 177–195. Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты
- ^ Восс, Барбара (2008) Приручение империализма: сексуальная политика и археология Империи. Американский антрополог 110 (2): 191–203.
- ^ Уильям Ф. Хэнкс, Преобразование слов: майя в эпоху креста (Беркли: University of California Press, 2010).
- ^ Дж. Хорхе Клор де Альва , «Духовный конфликт и приспособление в Новой Испании: к типологии реакции ацтеков на христианство», в «Государства инков и ацтеков», 1400–1800: Антропология и история , ред. Джордж А. Коллиер, Ренато Розальдо и Джон Д. Вирт (Нью-Йорк: Academic Press, 1982).
- ^ Jump up to: а б Стивен Вернке, «Аналогия или стирание? Диалектика религиозной трансформации в ранних доктринах долины Колка, Перу», Международный журнал исторической археологии , том. 11, нет. 2 (июнь 2007 г.).
- ^ Jump up to: а б Марк П. Леоне и Глэдис Мари Фрай, «Последовательная религия среди африканских рабов», в книге « Раса и археология идентичности » , изд. К. Орсер (Университет Юты Пресс, 2001).
- ^ Jump up to: а б Кристофер Феннелл, Перекрестки и космологии: диаспоры и этногенез в Новом Свете (University of Florida Press, 2007).
- ^ Мескелл, Линн (2005) Археологии материальности. Уайли-Блэквелл.
- ^ Джонсон, Мэтью (2006) Идеи ландшафта. Уайли-Блэквелл
- ^ Хаммелькис, Яннис, Марк Плучиенник и Сара Тарлоу (редакторы) (2001) Мышление через тело: археология телесности. Спрингер.
- ^ Карр, Кристофер (1995) Погребальная практика: их социальные, философско-религиозные, косвенные и физические детерминанты. Журнал археологического метода и теории , Vol. 2, № 2, стр. 105–200.
- ^ Ломанн, Роджер Ивар (2005) Загробная жизнь трупов Асабано: отношения с умершими в Папуа-Новой Гвинее. Этнология, Том. 44, № 2, стр. 189–206.
- ^ Барнс, Джина Л. (1995) Введение в буддийскую археологию. Мировая археология, Vol. 27, № 2, стр. 165–182.
- ^ Грэм, Элизабет (1998) Археология миссии. Ежегодный обзор антропологии , Том. 27, стр. 25–62.
- ^ Рид, Эндрю, Пол Лейн, Алина Сегобай, Лоу Борджесон, Нонофо Матибиди и принцесса Секгараметсо (1997) Архитектура Тсваны и реакция на колониализм. Мировая археология, Vol. 28, № 3, стр. 370–392.
- ^ Jump up to: а б Клендиннен, Инга (1980) Пейзаж и мировоззрение: выживание юкатекской культуры майя под испанским завоеванием. Сравнительные исследования в обществе и истории, Vol. 22, № 3, стр. 374–393.
- ^ Кайдер-Рид, Элизабет (1996) Строительство святости: пейзаж и ритуал в религиозном сообществе. В ландшафтной археологии: чтение и интерпретация американского исторического ландшафта. Ребекка Ямин и Карен Бесшерер Метени, ред. Университет Теннесси Пресс.
- ^ Робб, Джон Э. (1998) Археология символов. Ежегодный обзор антропологии , Vol. 27, стр. 329–346.
- ^ Клендиннен, Инга (1980) Пейзаж и мировоззрение: выживание юкатекской культуры майя под испанским завоеванием. Сравнительные исследования в обществе и истории, Vol. 22, № 3, стр. 374–393.
- ^ Элсон, Кристина и Майкл Э. Смит (2001:157) Археологические находки ацтекской церемонии нового огня. Древняя Мезоамерика, Том. 12, выпуск 2, стр. 157–174.
- ^ Морхарт, Кристофер Т., Дэвид Л. Ленц и Кейт М. Пруфер (2005) Лес богов: ритуальное использование сосны (PINUS SPP.) Древними равнинными майя. Латиноамериканская древность , 16 (3), стр. 255–274.
- ^ Бэйнс, Джон (1987) Практическая религия и благочестие. Журнал египетской археологии, Vol. 73, стр. 79–98.
- ^ Хаканссон, Н. Томас (1998) Правители и создатели дождя в доколониальном Южном Паре, Танзания: эксперты по обменам и ритуалам в области политической централизации. Этнология , Том. 37, № 3, стр. 263–283.
- ^ Рид, Эндрю, Пол Лейн, Алина Сегобай, Лоу Боржесон, Нонофо Матиди и Принесс Секгараметсо (1997) Архитектура Тсваны и реакция на колониализм. Мировая археология, Vol. 28, № 3, стр. 370–392.
- ^ Браун, Линда А. (2004) Опасные места и дикие пространства: создание смысла с помощью материалов в современных святилищах майя на горе Эль-Дуэнде
- ^ Грэм, Элизабет (1998) Археология миссии. Ежегодный обзор антропологии, Vol. 27, стр. 25–62.
- ^ Барнс, Джина Л. (1995) Введение в буддийскую археологию. Мировая археология , Vol. 27, № 2, стр. 165–182.
- ^ Худжа, Рима. Иконы, артефакты и интерпретации прошлого: ранний индуизм в Реджастане. Мировая археология, Vol. 36, № 3, стр. 360–377.
- ^ Кроуфорд, Салли (2004) Вотивное осаждение, религия и англосаксонский меблированный погребальный ритуал. Мировая археология , Vol. 36, № 1, стр. 87–102.
- ^ Херва, Веса-Пекка (2006) Любители цветов, в конце концов? Переосмысление религии и отношений между человеком и окружающей средой на минойском Крите. Мировая археология , Vol. 38, № 4, стр. 568–598.
- ^ Гилкрист, Роберта (2008) Воспитание мертвых: средневековые женщины как семейные гробовщики. В Монтон-Субиас, С. и Санчес-Ромеро, М. (ред.) Гендерная социальная динамика: археология деятельности по техническому обслуживанию. Международная серия Британских археологических отчетов, Оксфорд, стр. 41–47.
- ^ Ломанн, Роджер Ивар (2005) Загробная жизнь трупов Асабано: отношения с умершими в Папуа-Новой Гвинее. Этнология , Том. 44, № 2, стр. 189–206.
- ^ МакНивен, Ян Дж. (2003) Люди с морской водой: духовные пейзажи, морские ритуалы и археология морских пейзажей коренных народов Австралии. Мировая археология , Vol. 35, № 3, стр. 329–349.
- ^ Уоллис, Роберт Дж. и Дженни Блейн (2003) Места, святость и истории: взаимодействие археологии и современного язычества. Фольклор , Том. 114, № 3, стр. 307–321.
- ^ Бендер, Барбара (1999) Стоунхендж: Создание пространства . Издательство Берг
- ^ Мейерс, Эрик М. (1984) Библия и археология. Библейский археолог, Vol. 47, № 1, стр. 36–40.
- ^ Ричардсон, GH (1916) Ценность библейской археологии. Библейский мир, Том. 47, № 6, стр. 381–387.