Jump to content

Археология религии и ритуалов

Археология религии и ритуалов — это растущая область исследований в археологии , которая применяет идеи религиоведения , теории и методы, антропологической теории, а также археологических и исторических методов и теорий к изучению религии и ритуалов в прошлых человеческих обществах с материальной точки зрения. .

Определения

[ редактировать ]

Религия может быть определена как «набор убеждений относительно причины, природы и цели вселенной, особенно если рассматривать ее как создание сверхчеловеческой силы или сил, обычно включающих в себя религиозные и ритуальные обряды и часто содержащих моральный кодекс, управляющий жизнью». ведение человеческих дел», [1] тогда как ритуал - это «установленная или предписанная процедура религиозного или другого обряда». [2] Археологи могут изучить материальные следы религиозного ритуала (например, ритуальное разрушение керамических сосудов во время ацтекской церемонии Нового огня). [3] ) или материальные корреляты религии как тотального мировоззрения (например, исследование Элизабет Кайдер-Рид реконфигурации ландшафта и артефактов южных редемптористов для отражения их идеалов сообщества и бедности в материальной форме). [4] ).

Как и в религиоведении и антропологии религии , многие археологи проводят различие между « мировыми религиями » и «традиционными» или « местными религиями ». «Мировые религии» определены Боуи (2000: 26). [5] как:

  1. На основе письменных писаний.
  2. Имеет представление о спасении, часто извне.
  3. Универсальный или потенциально универсальный.
  4. Может подчинить себе или вытеснить первобытные религии.
  5. Часто образует отдельную сферу деятельности.

в то время как религии коренных народов определяются как:

  1. Устно или, если он грамотен, отсутствуют письменные/формальные Священные Писания и символы веры.
  2. «Этот мирской».
  3. Привязанность к одному языку или этнической группе.
  4. Сформируйте основу, на которой развились мировые религии.
  5. Религиозная и общественная жизнь неразделимы. [5]

Однако Тимоти Инсолл (2004: 9) [6] утверждал, что эти классификации возникают из широко критикуемой неоэволюционной точки зрения. Строгая дихотомия религиозных форм может также способствовать перекосу исследований в сторону государственных религий, оставляя домашнюю религиозную практику и взаимосвязь между ними недостаточно исследованными (тенденция, отмеченная Элсоном и Смитом, 2001 г.). [7] ). Инсолл (2004:9) утверждает, что археологи могут способствовать стиранию границ мировых религий и религий коренных народов.

Археология религии также включает в себя родственные антропологические или религиозные концепции и термины, такие как магия , традиция , символизм и священное .

Антропология религии

[ редактировать ]

Теория археологии религии во многом заимствована из антропологии религии , которая охватывает широкий спектр точек зрения. К ним относятся: Эмилем Дюркгеймом функционалистское понимание религии как служащего для разделения священного и мирского ; [8] Карла Маркса Идея о религии как « опиуме масс » или ложном сознании . [9] Клиффордом Гирцем как «системы символов», которая упорядочивает мир, Свободное определение религии [10] Виктора Тёрнера Работа о ритуалах, включая обряды перехода и лиминальность , [11] Макса Вебера Религиозные типы [12] и мысли о взаимосвязи между экономикой и религией; [13] Клодом Леви-Стросом Структуралистское понимание тотемизма и мифа ; [14] и идея Мэри Дуглас о разделении « чистоты и опасности ». [15]

Религия, идентичность и практика

[ редактировать ]

Археологические исследования религии все больше признают религию как организующее начало общественной жизни, а не как отдельную сферу деятельности. Они включают религию как ось идентичности , структурирующую социальную жизнь и личный опыт. Следовательно, целые совокупности артефактов (а не конкретно «религиозные» артефакты, такие как четки) можно интерпретировать в соответствии со способами, которыми они одновременно создают, отображают и ограничивают представления о себе в соответствии с религиозными идеями. Например, Джон Ченовет (2009). [16] интерпретировал керамические комплексы и захоронения в соответствии с квакерскими идеалами простоты и скромности.

Поскольку социальная идентичность одновременно навязывается и обсуждается посредством социальной практики, включая материальную практику, археология религии все чаще включает в себя теорию, основанную на практике. Основываясь на Энтони Гидденса идее структурации [17] и Пьера Бурдье об обеих практиках идеи [18] и культурная столица, [19] теории материальной практики предполагают, что люди используют материальные блага, чтобы договориться о своем месте в социальных структурах. Примеры археологической интерпретации религии и ритуалов как части социальных переговоров, трансформации или укрепления включают работу Ченовета о квакеров , религиозной практике [16] Работа Кайдер-Рейда о южных редемптористах, [4] и работа Тимоти Паукета о пиршестве в Кахокии (Pauketat et al., 2002). [20] ).

Религия, власть и неравенство

[ редактировать ]

Потому что религия и политическая власть часто переплетаются [21] [22] особенно в ранних государствах, археология религии может также включать теории власти и неравенства . , проведенное Джоном Янусеком , исследовало способы, с помощью которых религия служила интеграции обществ в Андском государстве. Тиуанако Например, исследование религии [23] Колониальные режимы часто оправдывали экспансию стремлением к религиозному обращению; Таким образом, археология колониальности может пересекаться с археологией религии. Статья Джеймса Делле 2001 года о миссиях и ландшафте на Ямайке. [24] и работа Барбары Восс о миссиях, сексуальности и империи. [25] продемонстрировать, как религия пересекалась с колониальными режимами.

Исторический метод и теория

[ редактировать ]

Исторические археологи внесли большой вклад в понимание религии и ритуалов народов, которые остались недостаточно представлены (или искажены) в исторических записях, таких как колонизированные народы, коренные народы и порабощенные народы. Обязательное религиозное обращение было обычным явлением во многих колониальных ситуациях (например, испанская колонизация Америки), что приводило к синкретической религиозной практике, неприятию или сопротивлению новым религиям, скрытой практике коренных религий и/или недопониманию и неверным толкованиям как коренных народов, так и колонизаторов. религии (Хэнкс 2010 [26] Клор де Альва 1982, [27] Вернке 2007 г. [28] ).

Это исследование сочетает в себе археологический и антропологический метод и теорию с историческим методом и теорией. Помимо восстановления, записи и анализа материальной культуры, исторические археологи используют архивы, устные рассказы, этноисторические отчеты. Исследователи читают тексты критически, подчеркивая исторический контекст документов (особенно в отношении недостаточно представленных народов, чьи голоса могут быть искажены или отсутствуют), чтобы лучше понять религиозные практики, которые, возможно, не поощрялись или даже сурово наказывались. Комбинированные наборы археологических, исторических и антропологических данных могут противоречить друг другу, или же материальные записи могут пролить свет на детали тайной или синкретической религиозной практики, а также сопротивления доминирующим религиозным формам. Например, наше понимание религиозной практики порабощенных народов в Соединенных Штатах (например, Leone and Frye 2001, [29] Феннелл 2007 г. [30] ) резко возросла благодаря исследованиям в области исторической археологии.

Материальные корреляты

[ редактировать ]

Поскольку археология изучает историю человечества через объекты, здания, тела и пространства, археологи должны использовать теории, которые связывают антропологические и социологические теории религии с материальной культурой и ландшафтами. Теории материальности [31] и пейзаж [32] служат для связи человеческой деятельности, опыта и поведения с социальными практиками, включая религию. Теории воплощения [33] также служат для интерпретации человеческих останков с точки зрения религии и ритуалов.

Археология религии использует те же вещественные доказательства, что и другие отрасли археологии, но при изучении религии и ритуалов в прошлом особое внимание уделяется определенным классам артефактов:

  • Человеческие останки и погребальные комплексы могут дать множество ключей к разгадке религиозной и ритуальной деятельности. [34] Сами человеческие останки используются во всех отраслях археологии для получения информации о поле, возрасте, роде занятий и заболеваниях. Методы погребения (включая место захоронения, кремацию, место захоронения, первичные и вторичные захоронения и т. д.) способствуют пониманию изменения религиозной практики, а также социальных различий внутри групп (например, Lohmann 2005). [35] ). Полный контекст захоронения, то есть обстановка, артефакты , экофакты и сами человеческие останки, может служить свидетельством религиозных представлений о смерти и загробном мире.
  • Религиозные здания , такие как храмовые комплексы, кивы и миссии, часто используются для изучения общинной религиозной и ритуальной деятельности (например, Barnes 1995, [36] Грэм 1998, [37] Рид и др. 1997 год [38] ). Частью археоастрономии является исследование того, как здания соотносятся с астральными телами и событиями, такими как солнцестояния, которые часто совпадают с религиозной или ритуальной деятельностью. Археологические исследования религиозных зданий могут выявить неравный доступ к религиозным знаниям и ритуалам. Религиозные здания часто содержат религиозную иконографию, которая дает представление о символических аспектах религиозной жизни.
  • В рамках ландшафтной археологии священные ландшафты становятся все более важным объектом изучения (например, Clendinnen 1980). [39] ). Пейзажи во всем мире проникнуты сакральным смыслом; аборигенов Австралии одним из примеров являются песенные строки и связанное с ними убеждение, что мифические события отмечены на ландшафте. Человеческие модификации ландшафтов, такие как исследование Кайдер-Рида о модификациях редемптористами своего поместья, чтобы подчеркнуть общинность, [40] может указывать на утверждение религиозных взглядов.
  • Религиозная иконография, символы , [41] этнографические тексты и этнографические аналогии являются важными инструментами, которые археологи используют для сравнения с материалами, изучающими религии прошлого (например, Clendinnen 1980, [42] Элсон и Смит, 2001 г. [43] ). Хотя тексты не являются прямыми «окнами в прошлое», особенно для обществ с небольшим количеством письменных источников или вообще без них, они представляют собой ценные свидетельства, которые могут быть опровергнуты или подтверждены материалами.
  • Обычные классы артефактов , такие как керамика, все чаще интерпретируются в религиозных рамках. Согласно представлению о религии как форме социальной практики и целостного мировоззрения, любой артефакт потенциально может быть использован для воплощения религиозных идей и идеалов в материальной форме. Модели использования артефактов и экофактов в ритуальных контекстах могут раскрыть предпочтения или сакральное значение определенных материалов; ритуальное использование сосны древними майя является одним из примеров (Morehart, Lentz, and Prufer 2005). [44] ).

Примеры исследований по областям

[ редактировать ]
  • Развивающаяся религиозная структура в Египте (Baines 1987). [45]
  • Ритуальный и политический процесс в Танзании (Хаканссон, 1998). [46]
  • Религия тсваны и христианство в Ботсване и Южной Африке (Рейд и др., 1997) [47]
  • Современные святыни майя (Браун, 2004 г.) [48]
  • Пейзаж и религиозная практика юкатекских майя (Клендиннен, 1980) [39]
  • Христианские миссии в Америке (Грэм, 1998) [49]
  • Религия и государство в Андах (Янусек, 2006 г.) [23]
  • Религиозная архитектура и религиозная трансформация в колониальном Перу (Вернке, 2007). [28]
  • Раннее американское рабство и афроамериканская религия (Леоне и Фрай, 2001), [29] Феннелл (2007) [30]
  • Буддизм в Индии, Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии (Барнс, 1995). [50]
  • Ранний индуизм в Раджастане (Hooja 2004) [51]
  • Христианство и англосаксонские погребальные практики (Кроуфорд, 2004 г.) [52]
  • Религия на минойском Крите (Эрва 2006) [53]
  • Женщины и средневековые захоронения (Гилкрист, 2008). [54]

Австралия/Южная часть Тихого океана

[ редактировать ]
  • Захоронения и религиозные обряды в Папуа-Новой Гвинее (Ломанн, 2005 г.) [55]
  • Космология сновидений и морские пейзажи Австралии (МакНивен, 2003). [56]

Современные дебаты

[ редактировать ]

Современное религиозное использование археологических памятников

[ редактировать ]

Современные религиозные группы часто заявляют, что археологические памятники являются частью их наследия, и используют археологические памятники и артефакты в своей религиозной практике (например, Wallis 2003). [57] ). Эти практики и религиозные интерпретации мест могут противоречить археологическим интерпретациям, что приводит к спорам о наследии, сохранении, использовании мест и «праве собственности» на историю (Бендер, 1999). [58] ).

Библейская археология

[ редактировать ]

Библейская археология – это область археологии, которая пытается соотнести библейские события с конкретными археологическими памятниками и артефактами (Meyers 1984, [59] Ричардсон 1916 г. [60] ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Dictionary.com ( http://dictionary.reference.com/browse/Religion ) На основе словаря Random House, Random House, Inc., 2010 г.
  2. ^ Dictionary.com ( http://dictionary.reference.com/browse/ritual ) На основе словаря Random House, Random House, Inc., 2010 г.
  3. ^ Элсон, Кристина и Майкл Э. Смит (2001) Археологические находки из ацтекской церемонии нового огня. Древняя Мезоамерика , Том. 12, выпуск 2, стр. 157–174.
  4. ^ Jump up to: а б Кайдер-Рид, Элизабет (1996) Строительство святости: пейзаж и ритуал в религиозном сообществе. В ландшафтной археологии: чтение и интерпретация американского исторического ландшафта. Ребекка Ямин и Карен Бесшерер Метени, ред. Университет Теннесси Пресс.
  5. ^ Jump up to: а б Боуи, Ф. (2000) Антропология религии. Оксфорд: Блэквелл. Цитируется по Инсоллу, Тимоти (2004) Археология, религия, ритуал. Нью-Йорк: Routeledge, стр. 8.
  6. ^ Инсолл, Тимоти (2004) Археология, религия, ритуал. Нью-Йорк: Рутледж
  7. ^ Элсон, Кристина и Майкл Э. Смит (2001:157) Археологические находки ацтекской церемонии нового огня. Древняя Мезоамерика, Том. 12, выпуск 2, стр. 157–174.
  8. ^ Дюркгейм, Эмиль. (1998) Элементарные формы религиозной жизни. Издательство Оксфордского университета
  9. ^ Маркс, Карл (1992) Ранние сочинения. Классика пингвинов.
  10. ^ Гирц, Клиффорд (1973:90) Интерпретация культур. Нью-Йорк: Основные книги. стр. 90
  11. ^ Тернер, Виктор (1995) Ритуальный процесс: структура и антиструктура. Альдинская сделка.
  12. ^ Хейдебранд, Вольф (1994) Социологические сочинения: Макс Вебер. Континуум Пресс.
  13. ^ Вебер, Макс (2002) Протестантская этика и дух капитализма: и другие сочинения. Пер. Питер Бэр. Классика пингвинов.
  14. ^ Тремлетт, Поль-Франсуа (2008) Леви-Стросс о религии: структурирование разума (ключевые мыслители в изучении религии ). Издательство Эквионокс.
  15. ^ Дуглас, Мэри (2003 [1966]) Чистота и опасность: анализ концепции загрязнения и табу. Рутледж Классика
  16. ^ Jump up to: а б Ченовет, Джон М. (2009) Социальная идентичность, материальная культура и археология религии: практики квакеров в контексте. Журнал социальной археологии 9: 319.
  17. ^ Гидденс, Энтони (1986) Конституция общества: очерк теории структурации. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  18. ^ Бурдье, Пьер (1977) Очерк теории практики. Издательство Кембриджского университета.
  19. ^ Бурдье, Пьер (1987) Отличие: социальная критика суждения вкуса. Издательство Гарвардского университета.
  20. ^ Паукетат, Тимоти, Лукреция С. Келли, Гейл Дж. Фриц, Нил Х. Лопино, Скотт Элиас и Ева Харгрейв (2002) Остатки пиршества и публичного ритуала в Кахокии. Американская древность, Том. 67, № 2, стр. 257–279.
  21. ^ Ферт, Раймонд (1981) Духовный аромат: религия и политика . Американский антрополог , Новая серия, Том. 83, № 3, стр. 582–601.
  22. ^ Вольф, Эрик (1991) Религиозные режимы и формирование государства: перспективы европейской этнографии. Государственный университет Нью-Йорка (13 августа 1991 г.) ISBN   978-0791406519
  23. ^ Jump up to: а б Янусек, Джон Уэйн (2006) Меняющаяся «природа» религии Тиуанако и возникновение Андского государства. Мировая археология Том. 38 (3): 469–492
  24. ^ Делле, Джеймс (2001) Раса, миссионеры и борьба за свободу Ямайки. В «Расе и археологии идентичности». Чарльз Э. Орсер-младший, изд. Стр. 177–195. Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты
  25. ^ Восс, Барбара (2008) Приручение империализма: сексуальная политика и археология Империи. Американский антрополог 110 (2): 191–203.
  26. ^ Уильям Ф. Хэнкс, Преобразование слов: майя в эпоху креста (Беркли: University of California Press, 2010).
  27. ^ Дж. Хорхе Клор де Альва , «Духовный конфликт и приспособление в Новой Испании: к типологии реакции ацтеков на христианство», в «Государства инков и ацтеков», 1400–1800: Антропология и история , ред. Джордж А. Коллиер, Ренато Розальдо и Джон Д. Вирт (Нью-Йорк: Academic Press, 1982).
  28. ^ Jump up to: а б Стивен Вернке, «Аналогия или стирание? Диалектика религиозной трансформации в ранних доктринах долины Колка, Перу», Международный журнал исторической археологии , том. 11, нет. 2 (июнь 2007 г.).
  29. ^ Jump up to: а б Марк П. Леоне и Глэдис Мари Фрай, «Последовательная религия среди африканских рабов», в книге « Раса и археология идентичности » , изд. К. Орсер (Университет Юты Пресс, 2001).
  30. ^ Jump up to: а б Кристофер Феннелл, Перекрестки и космологии: диаспоры и этногенез в Новом Свете (University of Florida Press, 2007).
  31. ^ Мескелл, Линн (2005) Археологии материальности. Уайли-Блэквелл.
  32. ^ Джонсон, Мэтью (2006) Идеи ландшафта. Уайли-Блэквелл
  33. ^ Хаммелькис, Яннис, Марк Плучиенник и Сара Тарлоу (редакторы) (2001) Мышление через тело: археология телесности. Спрингер.
  34. ^ Карр, Кристофер (1995) Погребальная практика: их социальные, философско-религиозные, косвенные и физические детерминанты. Журнал археологического метода и теории , Vol. 2, № 2, стр. 105–200.
  35. ^ Ломанн, Роджер Ивар (2005) Загробная жизнь трупов Асабано: отношения с умершими в Папуа-Новой Гвинее. Этнология, Том. 44, № 2, стр. 189–206.
  36. ^ Барнс, Джина Л. (1995) Введение в буддийскую археологию. Мировая археология, Vol. 27, № 2, стр. 165–182.
  37. ^ Грэм, Элизабет (1998) Археология миссии. Ежегодный обзор антропологии , Том. 27, стр. 25–62.
  38. ^ Рид, Эндрю, Пол Лейн, Алина Сегобай, Лоу Борджесон, Нонофо Матибиди и принцесса Секгараметсо (1997) Архитектура Тсваны и реакция на колониализм. Мировая археология, Vol. 28, № 3, стр. 370–392.
  39. ^ Jump up to: а б Клендиннен, Инга (1980) Пейзаж и мировоззрение: выживание юкатекской культуры майя под испанским завоеванием. Сравнительные исследования в обществе и истории, Vol. 22, № 3, стр. 374–393.
  40. ^ Кайдер-Рид, Элизабет (1996) Строительство святости: пейзаж и ритуал в религиозном сообществе. В ландшафтной археологии: чтение и интерпретация американского исторического ландшафта. Ребекка Ямин и Карен Бесшерер Метени, ред. Университет Теннесси Пресс.
  41. ^ Робб, Джон Э. (1998) Археология символов. Ежегодный обзор антропологии , Vol. 27, стр. 329–346.
  42. ^ Клендиннен, Инга (1980) Пейзаж и мировоззрение: выживание юкатекской культуры майя под испанским завоеванием. Сравнительные исследования в обществе и истории, Vol. 22, № 3, стр. 374–393.
  43. ^ Элсон, Кристина и Майкл Э. Смит (2001:157) Археологические находки ацтекской церемонии нового огня. Древняя Мезоамерика, Том. 12, выпуск 2, стр. 157–174.
  44. ^ Морхарт, Кристофер Т., Дэвид Л. Ленц и Кейт М. Пруфер (2005) Лес богов: ритуальное использование сосны (PINUS SPP.) Древними равнинными майя. Латиноамериканская древность , 16 (3), стр. 255–274.
  45. ^ Бэйнс, Джон (1987) Практическая религия и благочестие. Журнал египетской археологии, Vol. 73, стр. 79–98.
  46. ^ Хаканссон, Н. Томас (1998) Правители и создатели дождя в доколониальном Южном Паре, Танзания: эксперты по обменам и ритуалам в области политической централизации. Этнология , Том. 37, № 3, стр. 263–283.
  47. ^ Рид, Эндрю, Пол Лейн, Алина Сегобай, Лоу Боржесон, Нонофо Матиди и Принесс Секгараметсо (1997) Архитектура Тсваны и реакция на колониализм. Мировая археология, Vol. 28, № 3, стр. 370–392.
  48. ^ Браун, Линда А. (2004) Опасные места и дикие пространства: создание смысла с помощью материалов в современных святилищах майя на горе Эль-Дуэнде
  49. ^ Грэм, Элизабет (1998) Археология миссии. Ежегодный обзор антропологии, Vol. 27, стр. 25–62.
  50. ^ Барнс, Джина Л. (1995) Введение в буддийскую археологию. Мировая археология , Vol. 27, № 2, стр. 165–182.
  51. ^ Худжа, Рима. Иконы, артефакты и интерпретации прошлого: ранний индуизм в Реджастане. Мировая археология, Vol. 36, № 3, стр. 360–377.
  52. ^ Кроуфорд, Салли (2004) Вотивное осаждение, религия и англосаксонский меблированный погребальный ритуал. Мировая археология , Vol. 36, № 1, стр. 87–102.
  53. ^ Херва, Веса-Пекка (2006) Любители цветов, в конце концов? Переосмысление религии и отношений между человеком и окружающей средой на минойском Крите. Мировая археология , Vol. 38, № 4, стр. 568–598.
  54. ^ Гилкрист, Роберта (2008) Воспитание мертвых: средневековые женщины как семейные гробовщики. В Монтон-Субиас, С. и Санчес-Ромеро, М. (ред.) Гендерная социальная динамика: археология деятельности по техническому обслуживанию. Международная серия Британских археологических отчетов, Оксфорд, стр. 41–47.
  55. ^ Ломанн, Роджер Ивар (2005) Загробная жизнь трупов Асабано: отношения с умершими в Папуа-Новой Гвинее. Этнология , Том. 44, № 2, стр. 189–206.
  56. ^ МакНивен, Ян Дж. (2003) Люди с морской водой: духовные пейзажи, морские ритуалы и археология морских пейзажей коренных народов Австралии. Мировая археология , Vol. 35, № 3, стр. 329–349.
  57. ^ Уоллис, Роберт Дж. и Дженни Блейн (2003) Места, святость и истории: взаимодействие археологии и современного язычества. Фольклор , Том. 114, № 3, стр. 307–321.
  58. ^ Бендер, Барбара (1999) Стоунхендж: Создание пространства . Издательство Берг
  59. ^ Мейерс, Эрик М. (1984) Библия и археология. Библейский археолог, Vol. 47, № 1, стр. 36–40.
  60. ^ Ричардсон, GH (1916) Ценность библейской археологии. Библейский мир, Том. 47, № 6, стр. 381–387.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9592be677ca3c9eb37f47fdd03d68c35__1700060580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/95/35/9592be677ca3c9eb37f47fdd03d68c35.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archaeology of religion and ritual - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)