Ложное сознание
Часть серии о |
марксизм |
---|
![]() |
В теории марксистской ложное сознание — это термин, описывающий способы, которыми материальные , идеологические и институциональные процессы вводят в заблуждение членов пролетариата и других классовых деятелей в капиталистических обществах , скрывая эксплуатацию и неравенство, присущие социальным отношениям между классами. [1] Как таковое, оно узаконивает и нормализует существование различных социальных классов. [2]
По мнению марксистов, ложное сознание — это сознание, отклоняющееся от реальности. Таким образом, это серьезное препятствие на пути человеческого прогресса, и его исправление является основной задачей диалектического материализма . [1]
Происхождение терминологии
[ редактировать ]Хотя Маркс никогда не использовал термин «ложное сознание» в своих трудах, он ссылался на рабочих, имеющих ошибочные или вредные идеи, и предположил, как эти идеи подкрепляются могущественными элитами. Например, в письме 1870 года Зигфриду Мейеру и Августу Фогту Маркс обсуждал антагонизм между английскими и ирландскими пролетариями, который процветал в его время:
Рядовой английский рабочий ненавидит ирландского рабочего как конкурента, который снижает его уровень жизни. По отношению к ирландскому рабочему он считает себя членом правящей нации и, следовательно, становится орудием английских аристократов и капиталистов против Ирландии, укрепляя тем самым их господство над собой . Он лелеет религиозные, социальные и национальные предрассудки против ирландских рабочих... Этот антагонизм искусственно поддерживается и усиливается прессой, кафедрой, комиксами, словом, всеми средствами, которыми располагают правящие классы. " [3]
Маркс считал, что этот тип манипулируемой враждебности среди рабочих является, по словам Эшли Кроссман, «противоположностью классового сознания . экономическое положение, а не как часть группы с единым опытом, борьбой и интересами». [4]
Понятие «ложное сознание» обычно связывают с письмом Фридриха Энгельса Францу Мерингу в 1893 году . Это было через десять лет после смерти Маркса. Энгельс пытался объяснить, как возникают идеологические понятия, как это понимали он и Маркс:
Идеология есть процесс, совершаемый так называемым мыслителем сознательно, правда, но с ложным сознанием. Реальные движущие силы, побуждающие его, остаются ему неизвестными; в противном случае это просто не было бы идеологическим процессом. [5]
Джозеф Маккарни в «Идеологии и ложном сознании» отмечает, что Энгельс имел в виду «совершенно специфический вид когнитивной недостаточности со стороны индивида, недостаточность самосознания, недостаток понимания «движущих сил» своей собственной личности». мышление». [6] Энгельс не использовал этот термин в его полном современном смысле, т. е. как образ мышления подчиненного класса, который вольно или невольно принимает идеологию господствующего класса . [7] Оказывается, Энгельс сделал лишь одно упоминание о ложном сознании. Он умер два года спустя и так и не имел возможности разъяснить его смысл и значение.
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Лишь в книге «История и классовое сознание» венгерского философа Дьёрдя Лукача , вышедшей в 1923 году, концепция ложного сознания была подробно исследована. Рон Эйерман пишет, что Лукач определил ложное сознание как «искаженное восприятие и убеждения, которые человек или социальный класс приобретает в результате своей жизнедеятельности в капиталистическом обществе». [8] Лукач рассматривал ложное сознание не как статическое состояние, а скорее как диалектическую стадию движения к истинному классовому сознанию. [9]
В 1930-х годах итальянский теоретик марксизма Антонио Грамши подчеркивал, что ложное сознание является инструментом идеологического контроля. В своих «Тюремных тетрадях » он представил понятие культурной гегемонии , процесса при капитализме, в ходе которого правящие классы создают определенные нормы, ценности и стигмы, образуя культуру, в которой их продолжающееся доминирование считается одновременно здравым смыслом и полезным. [10] По оценке Эйермана, Грамши «стремился объяснить власть буржуазных идеологий над рабочим классом» и что «[любое] движение за прогрессивные социальные изменения в таких условиях должно работать над перевоспитанием и преобразованием ложного сознания, которое делает возможным гегемонистское правление. " [8]
Концепция ложного сознания была далее развита Максом Хоркхаймером , Гербертом Маркузе и ранней франкфуртской школой критической теории , а также французским философом Анри Лефевром . [8] [11] Во второй половине 20-го века «ложное сознание» стало использоваться в немарксистском контексте, особенно в отношении притеснений по признаку сексуальной ориентации, пола, расы и этнической принадлежности. [2]
Структуралистская интерпретация
[ редактировать ]В конце 1960-х и 1970-х годах структурализм приобрел популярность среди ученых и общественных интеллектуалов. В своем эссе 1970 года « Идеология и идеологические государственные аппараты (Заметки к исследованию) » Луи Альтюссер предложил структуралистскую интерпретацию идеологии. Он утверждал, что «идеологический аппарат» капиталистического государства – особенно аппарат системы образования – прививает ложное сознание, которое благоприятствует послушанию и конформизму. [12]
Другие объяснения
[ редактировать ]В последние десятилетия многочисленные ученые и политологи предложили объяснения того, почему возникает и распространяется ложное сознание. В статье 1984 года экономист Маршалл И. Помер утверждал, что представители пролетариата игнорируют истинную природу классовых отношений из-за своей веры в возможность и даже вероятность восходящей мобильности . [13] Такая вера необходима согласно экономической теории с ее презумпцией рациональной деятельности ; в противном случае наемные рабочие не поддерживали бы социальные отношения, противоречащие их личным интересам.
Некоторые политологи акцентируют внимание на том, откуда берет начало понимание людьми своих интересов. В эссе, озаглавленном «Ложное сознание», Майкл Паренти бросает вызов предположению, что американцы из рабочего класса свободно определяют свои интересы, но затем по разным причинам решают думать и действовать вопреки этим интересам. Вместо этого он пишет, что «развитие собственных интересов и политического сознания в целом может быть замедлено или искажено дезинформацией, дезинформацией и узкой, но очень заметной основной политической повесткой дня, которая исключает возможные альтернативы». [14] Утверждение Паренти заключается в том, что идеологическая путаница распространяется в национальной политике и средствах массовой информации и, таким образом, заставляет людей неправильно оценивать свои реальные интересы.
Джон Винер высказывает аналогичную точку зрения в своей статье в журнале Dissent «Рабочий класс-республиканцы и «ложное сознание»». Он говорит, что влиятельная книга Томаса Франка 2004 года « Что случилось с Канзасом?» был в значительной степени исследованием того, как ложное сознание распространилось в беднейших графствах штатов Великих равнин : «Он [Фрэнк] показывает, как республиканцы и их средства массовой информации – Раш Лимбо , Fox News и так далее – призывают обычным людям с классовым гневом на «элиту». Эта элита не является капиталистическим классом; это либералы, которые несут ответственность за «упадок» «ценностей», который избиратели призваны обратить вспять». [15]
См. также
[ редактировать ]- Капиталистический реализм
- Маска персонажа
- Классовое сознание
- Когнитивный диссонанс
- Повышение сознания
- Культурная гегемония
- Индустрия культуры
- Доминирующая идеология
- « Идеология и идеологические государственные аппараты ».
- Иллюзия самоанализа
- Теория отчуждения Карла Маркса
- Политическое сознание
- Модельная пропаганда
- Зрелище
- Системное обоснование
- Индейки голосуют за Рождество
- Герменевтика подозрения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Министерство образования и обучения (Вьетнам) (2023 г.). Учебная программа «Основы марксизма-ленинизма» . Том. 1. Перевод Нгуена, Луны. Издательство Баньян Хаус. п. 231. ИСБН 9798987931608 .
- ^ Jump up to: а б «Ложное сознание» . Британская энциклопедия . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Маркс, Карл (9 апреля 1870 г.). «Письмо Маркса Зигфриду Мейеру и Августу Фогту» - через Архив Маркса/Энгельса.
- ^ Кроссман, Эшли (25 июля 2019 г.). «Понимание классового сознания и ложного сознания Карла Маркса» . МысльКо.
- ^ Энгельс, Фридрих (14 июля 1893 г.). «Энгельс Францу Мерингу» - через Интернет-архив Маркса Энгельса.
- ^ Маккарни, Джозеф (2005). «Идеология и ложное сознание» - из Архива Джо Маккарни.
- ^ Питер Хосслер (2020). «Ложное сознание». Энциклопедия критических исследований белизны в образовании . Брилл. ISBN 9789004444836 .
- ^ Jump up to: а б с Эйерман, Рон (1981). «Ложное сознание и идеология в марксистской теории» . Акта социологика . 24 (1/2): 43–56. JSTOR 4194332 . S2CID 154909272 .
- ^ Лукач, Дьёрдь (1967). История и классовое сознание: исследования по марксистской диалектике . Лондон: Мерлин Пресс. ISBN 9780850361971 .
- ^ Грамши, Антонио (2003). Выдержки из тюремных тетрадей . Международные издательства. п. 258.
- ^ Меррифилд, Энди (1 марта 2020 г.). «Мистифицированное сознание» . Ежемесячный обзор .
- ^ Альтюссер, Луи (1970). «Идеология и идеологические государственные аппараты (Заметки к расследованию)» - из Архива Луи Альтюссера.
- ^ Маршалл И. Помер (октябрь 1984 г.). «Восходящая мобильность низкооплачиваемых работников: многомерная модель для смены профессии». Социологические перспективы . 27 (4): 427–442. дои : 10.2307/1389035 . ISSN 0731-1214 . JSTOR 1389035 . S2CID 147390452 .
- ^ Паренти, Майкл (1996). «Ложное сознание». Грязные истины . Книги «Огни большого города». стр. 209–214. ISBN 9780872863170 .
- ^ Винер, Джон (весна 2024 г.). «Рабочие республиканцы и «ложное сознание» » . Несогласие .