Jump to content

Ложное сознание

В теории марксистской ложное сознание — это термин, описывающий способы, которыми материальные , идеологические и институциональные процессы вводят в заблуждение членов пролетариата и других классовых деятелей в капиталистических обществах , скрывая эксплуатацию и неравенство, присущие социальным отношениям между классами. [1] Как таковое, оно узаконивает и нормализует существование различных социальных классов. [2]

По мнению марксистов, ложное сознание — это сознание, отклоняющееся от реальности. Таким образом, это серьезное препятствие на пути человеческого прогресса, и его исправление является основной задачей диалектического материализма . [1]

Происхождение терминологии

[ редактировать ]

Хотя Маркс никогда не использовал термин «ложное сознание» в своих трудах, он ссылался на рабочих, имеющих ошибочные или вредные идеи, и предположил, как эти идеи подкрепляются могущественными элитами. Например, в письме 1870 года Зигфриду Мейеру и Августу Фогту Маркс обсуждал антагонизм между английскими и ирландскими пролетариями, который процветал в его время:

Рядовой английский рабочий ненавидит ирландского рабочего как конкурента, который снижает его уровень жизни. По отношению к ирландскому рабочему он считает себя членом правящей нации и, следовательно, становится орудием английских аристократов и капиталистов против Ирландии, укрепляя тем самым их господство над собой . Он лелеет религиозные, социальные и национальные предрассудки против ирландских рабочих... Этот антагонизм искусственно поддерживается и усиливается прессой, кафедрой, комиксами, словом, всеми средствами, которыми располагают правящие классы. " [3]

Маркс считал, что этот тип манипулируемой враждебности среди рабочих является, по словам Эшли Кроссман, «противоположностью классового сознания . экономическое положение, а не как часть группы с единым опытом, борьбой и интересами». [4]

Понятие «ложное сознание» обычно связывают с письмом Фридриха Энгельса Францу Мерингу в 1893 году . Это было через десять лет после смерти Маркса. Энгельс пытался объяснить, как возникают идеологические понятия, как это понимали он и Маркс:

Идеология есть процесс, совершаемый так называемым мыслителем сознательно, правда, но с ложным сознанием. Реальные движущие силы, побуждающие его, остаются ему неизвестными; в противном случае это просто не было бы идеологическим процессом. [5]

Джозеф Маккарни в «Идеологии и ложном сознании» отмечает, что Энгельс имел в виду «совершенно специфический вид когнитивной недостаточности со стороны индивида, недостаточность самосознания, недостаток понимания «движущих сил» своей собственной личности». мышление». [6] Энгельс не использовал этот термин в его полном современном смысле, т. е. как образ мышления подчиненного класса, который вольно или невольно принимает идеологию господствующего класса . [7] Оказывается, Энгельс сделал лишь одно упоминание о ложном сознании. Он умер два года спустя и так и не имел возможности разъяснить его смысл и значение.

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

Лишь в книге «История и классовое сознание» венгерского философа Дьёрдя Лукача , вышедшей в 1923 году, концепция ложного сознания была подробно исследована. Рон Эйерман пишет, что Лукач определил ложное сознание как «искаженное восприятие и убеждения, которые человек или социальный класс приобретает в результате своей жизнедеятельности в капиталистическом обществе». [8] Лукач рассматривал ложное сознание не как статическое состояние, а скорее как диалектическую стадию движения к истинному классовому сознанию. [9]

В 1930-х годах итальянский теоретик марксизма Антонио Грамши подчеркивал, что ложное сознание является инструментом идеологического контроля. В своих «Тюремных тетрадях » он представил понятие культурной гегемонии , процесса при капитализме, в ходе которого правящие классы создают определенные нормы, ценности и стигмы, образуя культуру, в которой их продолжающееся доминирование считается одновременно здравым смыслом и полезным. [10] По оценке Эйермана, Грамши «стремился объяснить власть буржуазных идеологий над рабочим классом» и что «[любое] движение за прогрессивные социальные изменения в таких условиях должно работать над перевоспитанием и преобразованием ложного сознания, которое делает возможным гегемонистское правление. " [8]

Концепция ложного сознания была далее развита Максом Хоркхаймером , Гербертом Маркузе и ранней франкфуртской школой критической теории , а также французским философом Анри Лефевром . [8] [11] Во второй половине 20-го века «ложное сознание» стало использоваться в немарксистском контексте, особенно в отношении притеснений по признаку сексуальной ориентации, пола, расы и этнической принадлежности. [2]

Структуралистская интерпретация

[ редактировать ]

В конце 1960-х и 1970-х годах структурализм приобрел популярность среди ученых и общественных интеллектуалов. В своем эссе 1970 года « Идеология и идеологические государственные аппараты (Заметки к исследованию) » Луи Альтюссер предложил структуралистскую интерпретацию идеологии. Он утверждал, что «идеологический аппарат» капиталистического государства – особенно аппарат системы образования – прививает ложное сознание, которое благоприятствует послушанию и конформизму. [12]

Другие объяснения

[ редактировать ]

В последние десятилетия многочисленные ученые и политологи предложили объяснения того, почему возникает и распространяется ложное сознание. В статье 1984 года экономист Маршалл И. Помер утверждал, что представители пролетариата игнорируют истинную природу классовых отношений из-за своей веры в возможность и даже вероятность восходящей мобильности . [13] Такая вера необходима согласно экономической теории с ее презумпцией рациональной деятельности ; в противном случае наемные рабочие не поддерживали бы социальные отношения, противоречащие их личным интересам.

Некоторые политологи акцентируют внимание на том, откуда берет начало понимание людьми своих интересов. В эссе, озаглавленном «Ложное сознание», Майкл Паренти бросает вызов предположению, что американцы из рабочего класса свободно определяют свои интересы, но затем по разным причинам решают думать и действовать вопреки этим интересам. Вместо этого он пишет, что «развитие собственных интересов и политического сознания в целом может быть замедлено или искажено дезинформацией, дезинформацией и узкой, но очень заметной основной политической повесткой дня, которая исключает возможные альтернативы». [14] Утверждение Паренти заключается в том, что идеологическая путаница распространяется в национальной политике и средствах массовой информации и, таким образом, заставляет людей неправильно оценивать свои реальные интересы.

Джон Винер высказывает аналогичную точку зрения в своей статье в журнале Dissent «Рабочий класс-республиканцы и «ложное сознание»». Он говорит, что влиятельная книга Томаса Франка 2004 года « Что случилось с Канзасом?» был в значительной степени исследованием того, как ложное сознание распространилось в беднейших графствах штатов Великих равнин : «Он [Фрэнк] показывает, как республиканцы и их средства массовой информации – Раш Лимбо , Fox News и так далее – призывают обычным людям с классовым гневом на «элиту». Эта элита не является капиталистическим классом; это либералы, которые несут ответственность за «упадок» «ценностей», который избиратели призваны обратить вспять». [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Министерство образования и обучения (Вьетнам) (2023 г.). Учебная программа «Основы марксизма-ленинизма» . Том. 1. Перевод Нгуена, Луны. Издательство Баньян Хаус. п. 231. ИСБН  9798987931608 .
  2. ^ Jump up to: а б «Ложное сознание» . Британская энциклопедия . Проверено 28 июля 2023 г.
  3. ^ Маркс, Карл (9 апреля 1870 г.). «Письмо Маркса Зигфриду Мейеру и Августу Фогту» - через Архив Маркса/Энгельса.
  4. ^ Кроссман, Эшли (25 июля 2019 г.). «Понимание классового сознания и ложного сознания Карла Маркса» . МысльКо.
  5. ^ Энгельс, Фридрих (14 июля 1893 г.). «Энгельс Францу Мерингу» - через Интернет-архив Маркса Энгельса.
  6. ^ Маккарни, Джозеф (2005). «Идеология и ложное сознание» - из Архива Джо Маккарни.
  7. ^ Питер Хосслер (2020). «Ложное сознание». Энциклопедия критических исследований белизны в образовании . Брилл. ISBN  9789004444836 .
  8. ^ Jump up to: а б с Эйерман, Рон (1981). «Ложное сознание и идеология в марксистской теории» . Акта социологика . 24 (1/2): 43–56. JSTOR   4194332 . S2CID   154909272 .
  9. ^ Лукач, Дьёрдь (1967). История и классовое сознание: исследования по марксистской диалектике . Лондон: Мерлин Пресс. ISBN  9780850361971 .
  10. ^ Грамши, Антонио (2003). Выдержки из тюремных тетрадей . Международные издательства. п. 258.
  11. ^ Меррифилд, Энди (1 марта 2020 г.). «Мистифицированное сознание» . Ежемесячный обзор .
  12. ^ Альтюссер, Луи (1970). «Идеология и идеологические государственные аппараты (Заметки к расследованию)» - из Архива Луи Альтюссера.
  13. ^ Маршалл И. Помер (октябрь 1984 г.). «Восходящая мобильность низкооплачиваемых работников: многомерная модель для смены профессии». Социологические перспективы . 27 (4): 427–442. дои : 10.2307/1389035 . ISSN   0731-1214 . JSTOR   1389035 . S2CID   147390452 .
  14. ^ Паренти, Майкл (1996). «Ложное сознание». Грязные истины . Книги «Огни большого города». стр. 209–214. ISBN  9780872863170 .
  15. ^ Винер, Джон (весна 2024 г.). «Рабочие республиканцы и «ложное сознание» » . Несогласие .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0bcf193da4b8e610d4acfcbcb3ec8909__1721824560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0b/09/0bcf193da4b8e610d4acfcbcb3ec8909.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
False consciousness - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)