Иллюзия самоанализа

Иллюзия самоанализа — это когнитивное предубеждение , при котором люди ошибочно полагают, что имеют прямое представление о происхождении своих психических состояний, при этом рассматривая самоанализ других как ненадежный. Иллюзия была исследована в психологических экспериментах и предложена в качестве основы предвзятости в том, как люди сравнивают себя с другими. Эти эксперименты были интерпретированы как предположение о том, что самоанализ представляет собой не прямой доступ к процессам, лежащим в основе психических состояний , умозаключений а процесс конструирования и , подобно тому , других как люди косвенно делают выводы о психических состояниях на основе их поведения. [1]
Когда люди принимают ненадежный самоанализ за подлинное самопознание, результатом может стать иллюзия превосходства над другими людьми, например, когда каждый человек думает, что он менее предвзят и менее конформист, чем остальная часть группы. Даже когда подопытным предоставляются отчеты о самоанализах других испытуемых в максимально подробной форме, они все равно оценивают эти другие самоанализы как ненадежные, тогда как свои собственные считают надежными. Хотя гипотеза об иллюзии интроспекции легла в основу некоторых психологических исследований, существующих доказательств, возможно, недостаточно, чтобы решить, насколько надежен самоанализ в нормальных обстоятельствах. [2]
В определенных ситуациях эта иллюзия заставляет людей давать уверенные, но ложные объяснения своего поведения (так называемые «причинные теории»). [3] ) или неточные предсказания их будущих психических состояний .
Исправление предвзятости может быть возможно посредством обучения предвзятости и ее бессознательной природе. [4]
Компоненты
[ редактировать ]Фразу «иллюзия самоанализа» придумала Эмили Пронин . [5] Пронин описывает иллюзию как состоящую из четырех компонентов:
- Люди придают большое значение интроспективным данным при оценке себя.
- Они не придают такого большого значения при оценке других.
- Люди игнорируют собственное поведение при оценке себя (но не других).
- Собственный самоанализ имеет больший вес, чем другие. Дело не только в том, что люди не имеют доступа к самоанализу друг друга: они считают надежными только свои собственные. [6]
Ненадежность самоанализа
[ редактировать ][И]интроспекция не обеспечивает прямого канала к бессознательным психическим процессам. Вместо этого его лучше всего рассматривать как процесс, в ходе которого люди используют содержимое сознания для построения личного повествования, которое может соответствовать или не соответствовать их бессознательным состояниям.
Тимоти Д. Уилсон и Элизабет В. Данн (2004) [7]
Идея о том, что люди могут ошибаться относительно своего внутреннего функционирования, применяется элиминативными материалистами . Эти философы предполагают, что некоторые понятия, включая «веру» или «боль», окажутся совершенно отличными от того, что обычно ожидается по мере развития науки. Ошибочные предположения, которые люди делают для объяснения своих мыслительных процессов, получили название «причинных теорий». [3] Причинно-следственные теории, выдвигаемые после действия, часто служат только для оправдания поведения человека и облегчения когнитивного диссонанса . То есть человек мог не заметить истинных причин своего поведения, даже пытаясь его объяснить. Результатом является объяснение, которое по большей части просто заставляет их чувствовать себя лучше. Примером может служить человек, который плохо обращается с другими людьми, обладающими определенным качеством, потому что ему стыдно, что он сам обладает этим качеством. Он может не признаваться в этом самому себе, вместо этого заявляя, что его предубеждение вызвано тем, что он пришел к выводу, что это конкретное качество плохое.
Статья психологов Ричарда Нисбетта и Тимоти Д. Уилсона 1977 года поставила под сомнение прямоту и надежность интроспекции, став тем самым одной из наиболее цитируемых статей в науке о сознании. [8] [9] Нисбетт и Уилсон сообщили об экспериментах, в которых испытуемые устно объясняли, почему у них было то или иное предпочтение или как они пришли к определенной идее. На основании этих исследований и существующих исследований атрибуции они пришли к выводу, что сообщения о психических процессах являются выдумкой . Они написали, что испытуемые имели «мало или совсем не было интроспективного доступа к когнитивным процессам более высокого порядка». [10] Они провели различие между психическим содержанием (например, чувствами) и психическими процессами , утверждая, что, хотя самоанализ дает нам доступ к содержанию, процессы остаются скрытыми. [8]

Хотя за статьей Нисбетта и Уилсона последовали некоторые другие экспериментальные работы, трудности с проверкой гипотезы интроспективного доступа привели к тому, что исследования по этой теме в целом зашли в тупик. [9] Обзор статьи, посвященный десятилетнему юбилею статьи, вызвал несколько возражений, ставящих под сомнение использованную ими идею «процесса» и утверждающих, что однозначных тестов интроспективного доступа трудно достичь. [2] Обновляя теорию в 2002 году, Уилсон признал, что претензии 1977 года носили слишком далеко идущий характер. [10] Вместо этого он полагался на теорию, согласно которой адаптивное бессознательное выполняет большую часть постоянной работы по восприятию и поведению. Когда людей просят сообщить о своих психических процессах, они не могут получить доступ к этой бессознательной деятельности. [7] Однако вместо того, чтобы признать свою неосведомленность, они выдумывают правдоподобное объяснение и «кажется», «не осознают своей неосведомленности». [11]
Исследование, проведенное философом Эриком Швицгебелем и психологом Расселом Т. Херлбертом, было организовано для измерения степени интроспективной точности путем сбора интроспективных отчетов от одного человека, которому дали псевдоним «Мелани». Мелани дали пейджер, который звучал в случайные моменты, и когда это происходило, она должна была отмечать, что она в данный момент чувствует и думает. После анализа отчетов у авторов сложились неоднозначные мнения относительно результатов, правильной интерпретации утверждений Мелани и ее интроспективной точности. Даже после долгой дискуссии два автора разошлись во мнениях в заключительных замечаниях: Швицгебель был пессимистичен, а Херлберт оптимистичен в отношении надежности интроспекции. [12]
Факторы точности
[ редактировать ]Нисбетт и Уилсон выдвинули предположения о нескольких факторах, которые, по их мнению, способствуют точности интроспективных самоотчетов о когнитивных способностях. [8]
- Доступность стимулы : очень заметные (либо из-за недавности , либо из-за того, что они очень хорошо запоминаются) с большей вероятностью будут вспоминаться и рассматриваться как причина реакции.
- Правдоподобие : считает ли человек стимул достаточно вероятной причиной эффекта, определяет влияние, которое он оказывает на его сообщение о стимуле.
- Удаление во времени : чем больше расстояние во времени с момента возникновения события, тем менее доступно и труднее его точно вспомнить.
- Механика суждения : Люди не осознают влияние, которое оказывают на них факторы суждения (например, влияние позиции), что приводит к неточностям в самоотчетах.
- Контекст . Сосредоточение внимания на контексте объекта отвлекает от оценки этого объекта и может привести к тому, что люди ошибочно полагают, что их мысли об объекте представлены контекстом.
- Несобытия : Отсутствие события, естественно, менее заметно и доступно, чем само событие, поэтому несобытие мало влияет на отчеты.
- Невербальное поведение . Хотя люди получают большое количество информации о других через невербальные сигналы, вербальный характер передачи информации и сложность перевода невербального поведения в вербальную форму приводят к более низкой частоте сообщений о нем.
- Несоответствие между величинами причины и следствия . Поскольку кажется естественным предположить, что причина определенного размера приведет к следствию аналогичного размера, связи между причинами и следствиями разной величины не часто прорисовываются.
Неосознание ошибки
[ редактировать ]Нисбетт и Уилсон выдвинули несколько гипотез, объясняющих неосведомленность людей о своих неточностях в самоанализе: [8]
- Путаница между содержанием и процессом . Люди обычно не могут получить доступ к точному процессу, с помощью которого они пришли к выводу , но могут вспомнить промежуточный шаг, предшествующий результату. Однако этот шаг все же носит содержательный характер, а не процесс. Путаница этих дискретных форм заставляет людей верить, что они способны понимать свои процессы суждения. Нисбетта и Уилсона критиковали за то, что они не смогли дать четкого определения различий между психическим содержанием и психическими процессами. [13]
- Знание предшествующих идиосинкразических реакций на стимул . Вера человека в то, что он реагирует на стимул ненормальным образом, который был бы непредсказуемым с точки зрения стороннего наблюдателя, по-видимому, подтверждает истинную интроспективную способность. Однако эти воспринимаемые ковариации на самом деле могут быть ложными, а действительно аномальные ковариации встречаются редко.
- Различия в причинно-следственных теориях между субкультурами . Врожденные различия между отдельными субкультурами требуют наличия у них разных причинно-следственных теорий для любого одного стимула. Таким образом, посторонний не будет иметь такой же способности распознавать истинную причину, как инсайдер, что снова заставит интроспектатора почувствовать, что он способен понимать процесс суждения лучше, чем другой.
- Внимание и намеренное знание : человек может сознательно знать, что он не обращал внимания на определенный стимул или не имел определенного намерения. Опять же, поскольку проницательность, которой нет у стороннего наблюдателя, кажется, указывает на истинную интроспективную способность. Однако авторы отмечают, что такие знания на самом деле могут ввести человека в заблуждение в том случае, если они не так влиятельны, как они могут думать.
- Неадекватная обратная связь : по своей природе самоанализ трудно опровергнуть в повседневной жизни, где нет его тестов и где другие склонны не подвергать сомнению самоанализ. Более того, когда причинная теория рассуждений человека, по-видимому, не подтверждается, ему легко найти альтернативные причины того, почему доказательства на самом деле вовсе не являются опровергающими.
- Мотивационные причины : Считать свою способность понимать свои рассуждения эквивалентными рассуждениям постороннего человека пугает и представляет угрозу для эго и чувства контроля. Таким образом, люди не любят развлекать эту идею, вместо этого сохраняя веру в то, что они могут точно заниматься самоанализом.
Критика
[ редактировать ]Некоторые биологи-эволюционисты критикуют утверждение о том, что фальсификация оправданий возникла для облегчения когнитивного диссонанса, поскольку она предполагает эволюцию механизма ощущения диссонанса из-за отсутствия обоснований. Эти биологи-эволюционисты утверждают, что если бы причинные теории не имели более высокой точности прогнозирования, чем предрассудки, которые существовали бы даже без причинных теорий, не было бы эволюционного отбора для переживания какой-либо формы дискомфорта из-за отсутствия причинных теорий. [14] [ нужна страница ] [15] [ нужна страница ] Аналогичное утверждение о том, что очевидная связь между гомофобией и гомосексуализмом, обнаруженная в США, может быть объяснена реальной связью между гомофобией и гомосексуализмом, подвергается критике со стороны многих ученых. Поскольку большая часть гомофобии в Соединенных Штатах вызвана религиозной идеологической обработкой и, следовательно, не связана с личными сексуальными предпочтениями, они утверждают, что появление связи связано с добровольными исследованиями эротики, в которых религиозные гомофобы боятся суда Божьего, но не регистрируются как «гомосексуалисты». » земными психологами, в то время как большинство негомофобов введены в заблуждение ложными дихотомиями , предполагая, что представление о том, что мужчины могут быть сексуально изменчивыми, в некотором роде «гомофобно» и «неэтично». [16] [ нужна страница ]
Слепота выбора
[ редактировать ]Вдохновленный статьей Нисбетта и Уилсона, Петтер Йоханссон и его коллеги исследовали понимание испытуемыми своих собственных предпочтений, используя новую технику. Испытуемые видели две фотографии людей, и их спрашивали, какая из них им кажется более привлекательной. Им дали поближе рассмотреть «выбранную» фотографию и попросили устно объяснить свой выбор. , подсунул им другую фотографию, а не ту, которую они выбрали Однако в некоторых испытаниях экспериментатор, используя ловкость рук . [17] Большинство испытуемых не заметили, что картинка, на которую они смотрели, не соответствовала той, которую они выбрали всего несколько секунд назад. Многие испытуемые выдумывали объяснения своих предпочтений. Например, мужчина может сказать: «Я предпочел это, потому что предпочитаю блондинок », хотя на самом деле он указал на темноволосую женщину, но ему вручили блондинку. [9] Должно быть, это была выдумка , потому что они объясняют выбор, который так и не был сделан. [17] Большая доля испытуемых, которые были вовлечены в обман, контрастирует с 84%, которые в интервью после тестирования заявили, что гипотетически они бы обнаружили подмену, если бы она была сделана на их глазах. Исследователи придумали термин « слепота выбора » для обозначения этой неспособности обнаружить несоответствие. [18]
В последующем эксперименте покупатели в супермаркете пробовали два разных вида джема, а затем устно объясняли свой предпочтительный выбор, одновременно беря следующие ложки из «выбранной» кастрюли. Однако горшки были устроены так, что, объясняя свой выбор, испытуемые пробовали варенье, которое на самом деле отвергли. Аналогичный эксперимент был проведен с чаем. [19] Другой вариант заключался в том, что испытуемые выбирали между двумя объектами, отображаемыми на слайдах PowerPoint, а затем объясняли свой выбор, когда описание того, что они выбрали, было изменено. [20]
Исследование Пола Иствика и Эли Финкеля (психолога отношений) [21] в Северо-Западном университете также подорвали идею о том, что испытуемые обладают прямым интроспективным осознанием того, что их привлекает в других людях. Эти исследователи изучили рассказы мужчин и женщин о том, что они находят привлекательным. Мужчины обычно сообщали, что физическая привлекательность имеет решающее значение, в то время как женщины считали наиболее важным потенциальный заработок. Эти субъективные отчеты не предсказывали их фактический выбор в контексте быстрых свиданий или их поведение на свиданиях в течение месяца. [22]
В соответствии со слепотой выбора Хенкель и Мазер обнаружили, что людей легко убедить ложными напоминаниями о том, что они выбрали другие варианты, чем они выбрали на самом деле, и что они демонстрируют большую склонность к выбору в памяти для любого варианта, который, по их мнению, они выбрали. [23]
Критика
[ редактировать ]Однако неясно, в какой степени эти результаты применимы к реальной жизни, когда у нас есть больше времени, чтобы отразить или использовать настоящие лица (в отличие от фотографий в оттенках серого). [24] Как отмечает профессор Кашняк: «хотя априорные теории являются важным компонентом причинно-следственных объяснений людей, они не являются единственным источником влияния, как первоначально предполагали Нисбетт и Уилсон. Действующие лица также имеют привилегированный доступ к информации, который включает в себя некоторую степень интроспективного доступа к соответствующие причинно-следственные стимулы и мыслительные процессы, а также лучший доступ (по сравнению с наблюдателями) к данным ковариации стимул-реакция об их собственном поведении». [25] [ нужен лучший источник ] Другие критические замечания указывают на то, что люди, добровольно участвующие в психологических лабораторных исследованиях, не являются репрезентативными для населения в целом, а также ведут себя не так, как они вели бы себя в реальной жизни. Примеры включают людей, придерживающихся различных закрытых политических идеологий, несмотря на их враждебность друг к другу, имеющих общее убеждение, что «этично» создавать видимость людей, оправдывающих свои убеждения, и «неэтично» признавать, что люди непредубеждены в своих взглядах. отсутствие угроз, которые тормозят критическое мышление, делая их ложными оправданиями. [26] [ нужна страница ] [27] [ нужна страница ]
Изменение отношения
[ редактировать ]Исследования, в которых участников просят проанализировать свои рассуждения (на предмет симпатии, выбора или веры в что-то и т. д.), как правило, наблюдают последующее уменьшение соответствия между отношением и поведением участников. [28] Например, в исследовании Wilson et al. , участники оценили свой интерес к головоломкам, которые им были предложены. Перед выставлением оценок одной группе было поручено обдумать и записать причины, по которым им нравятся или не нравятся головоломки, тогда как контрольной группе такого задания не давалось. Затем записывалось количество времени, потраченное участниками на решение каждой головоломки. Корреляция между оценками и временем, потраченным на решение каждой головоломки, была намного меньше для группы самоанализа, чем для контрольной группы. [29]
Последующее исследование было проведено, чтобы показать возможность обобщения этих результатов на более «реалистичные» обстоятельства. В этом исследовании все участники были вовлечены в устойчивые романтические отношения. Всем было предложено оценить, насколько ладными были их отношения. Одну группу заранее попросили перечислить все причины своих чувств к партнеру, тогда как контрольная группа этого не сделала. Шесть месяцев спустя экспериментаторы связались с участниками, чтобы проверить, находятся ли они по-прежнему в тех же отношениях. Те, кого попросили провести самоанализ, продемонстрировали гораздо меньшую последовательность отношений и поведения, основываясь на корреляции между предыдущими оценками отношений и тем, встречаются ли они еще со своими партнерами. Это показывает, что самоанализ не был предсказательным, но это также, вероятно, означает, что самоанализ изменил эволюцию отношений. [29]
Авторы предполагают, что эти эффекты возникают из-за того, что участники меняют свое отношение, когда сталкиваются с необходимостью оправдания, без изменения соответствующего поведения. Авторы предполагают, что такое изменение отношения является результатом сочетания факторов: желания не чувствовать себя глупо из-за простого незнания, почему человек чувствует то или иное; тенденция оправдываться когнитивными причинами, несмотря на большое влияние эмоций; незнание психических предубеждений (например, эффектов ореола); и убеждение себя в том, что причины, которые придумал человек, должны отражать его позицию. По сути, люди пытаются представить «хорошую историю», чтобы объяснить свои рассуждения, что часто приводит к убеждению самих себя, что на самом деле они придерживаются иных убеждений. [28] В исследованиях, в которых участники выбирали предмет для сохранения, их последующие сообщения об удовлетворенности этим предметом уменьшались, что позволяет предположить, что изменения их отношения были временными и со временем возвращались к исходному отношению. [30]
Самоанализ с концентрацией внимания на чувствах
[ редактировать ]В отличие от самоанализа, направленного на рассуждение, то, что инструктирует человека сосредоточиться на своих чувствах , фактически увеличивает корреляцию между отношением и поведением. [28] Это открытие предполагает, что самоанализ своих чувств не является дезадаптивным процессом.
Критика
[ редактировать ]Теория о том, что существуют психические процессы, которые действуют как оправдания, не делают поведение более адаптивным, подвергается критике со стороны некоторых биологов, которые утверждают, что затраты питательных веществ для функционирования мозга отбирают любой мозговой механизм, который не делает поведение более адаптированным к окружающей среде. Они утверждают, что стоимость основных питательных веществ вызывает даже больше трудностей, чем стоимость калорий, особенно в социальных группах, состоящих из многих людей, нуждающихся в одних и тех же дефицитных питательных веществах, что существенно затрудняет питание группы и снижает ее потенциальный размер. Эти биологи утверждают, что эволюция аргументации была обусловлена эффективностью аргументов по изменению отношения к восприятию риска и принятию решений о жизни и смерти в более адаптивном состоянии, поскольку «роскошные функции», которые не повышали выживаемость в условиях жизни и смерти, теряли бы эволюционный «притяжение». войны» против отбора на бережливость в питании. Хотя были утверждения о том, что неадаптивные функции мозга выбираются в результате полового отбора. , эти биологи критикуют любую применимость причинных теорий иллюзии самоанализа, потому что выбранные половым путем черты наиболее инвалидизируют в качестве сигнала приспособленности во время или после полового созревания, но человеческий мозг требует наибольшее количество питательных веществ до полового созревания (усиление нервных связей таким образом, что делает мозг взрослого человека способным к более быстрое и более эффективное обжиг). [31] [ нужна страница ] [32] [ нужна страница ]
Априорные причинные теории
[ редактировать ]В своей классической статье Нисбетт и Уилсон предположили, что интроспективные заблуждения являются результатом априорных теорий, из которых они выдвинули четыре возможных источника: [8]
- Явные культурные правила (например, остановка на красный свет светофора)
- Неявные культурные теории с определенными схемами вероятных связей «стимул-реакция» (например, спортсмен поддерживает бренд только потому, что ему за это платят)
- Индивидуальный наблюдательный опыт, который приводит к формированию теории ковариации (например, «Я нервничаю. Я всегда нервничаю, когда мне приходится выступать на собраниях!»)
- Аналогичный смысл между стимулом и реакцией
Авторы отмечают, что использование этих теорий не обязательно приводит к неверным предположениям, но часто это происходит из-за неправильного применения теорий.
Объяснение предубеждений
[ редактировать ]Пронин утверждает, что чрезмерная зависимость от намерений является фактором ряда различных предубеждений. Например, сосредотачиваясь на своих текущих добрых намерениях, люди могут переоценить вероятность того, что они будут вести себя добродетельно. [33]
В восприятии предвзятости
[ редактировать ]— Слепое пятно предвзятости это устоявшийся феномен, заключающийся в том, что люди считают себя менее подверженными предвзятости, чем их сверстники. Эмили Пронин и Мэтью Куглер утверждают, что этот феномен обусловлен иллюзией самоанализа. [34] Интерпретация Пронина и Куглера заключается в том, что когда люди решают, является ли кто-то предвзятым, они используют открытое поведение. С другой стороны, оценивая, предвзяты они сами или нет, люди смотрят внутрь себя, выискивая в собственных мыслях и чувствах предвзятые мотивы. Поскольку предубеждения действуют бессознательно, эти самоанализы не информативны, но люди ошибочно рассматривают их как надежный признак того, что они сами, в отличие от других людей, невосприимчивы к предвзятости. [34]
В своих экспериментах испытуемые должны были выносить суждения о себе и о других испытуемых. [35] Они проявляли стандартные предубеждения, например, оценивая себя выше других по желаемым качествам (демонстрируя иллюзорное превосходство ). Экспериментаторы объяснили когнитивную предвзятость и спросили испытуемых, как она могла повлиять на их суждения. Испытуемые считали себя менее подверженными предвзятости, чем другие участники эксперимента (подтверждая наличие слепого пятна предвзятости ). Когда им приходилось объяснять свои суждения, они использовали разные стратегии для оценки своей предвзятости и предвзятости других. [35]
Пронин и Куглер пытались предоставить своим испытуемым доступ к самоанализу других. Для этого они сделали аудиозаписи испытуемых, которым было приказано говорить все, что приходило им в голову, когда они решали, мог ли их ответ на предыдущий вопрос быть подвержен предвзятости. Хотя испытуемые убеждали себя, что они вряд ли будут предвзяты, их интроспективные отчеты не повлияли на оценки наблюдателей. [35]
Когда их спрашивали, что значит быть предвзятым, испытуемые с большей вероятностью определяли предвзятость с точки зрения интроспективных мыслей и мотивов, когда она применялась к себе, но с точки зрения явного поведения, когда она применялась к другим людям. Когда испытуемым было прямо сказано не полагаться на самоанализ, их оценки собственной предвзятости становились более реалистичными. [35]
Кроме того, Нисбетт и Уилсон обнаружили, что спрашивая участников, есть ли предубеждения (например, эффект положения в исследовании чулков), [ нужны разъяснения ] оказало влияние на их решения, привело к отрицательному ответу, что противоречит данным. [8]
В представлениях о соответствии
[ редактировать ]Другая серия исследований Пронина и его коллег изучала восприятие конформности . Испытуемые сообщили, что они более невосприимчивы к социальному конформизму, чем их сверстники. По сути, они считали себя «одинокими в толпе овец». Иллюзия самоанализа, по-видимому, способствовала этому эффекту. Решая, реагируют ли другие на социальное влияние, испытуемые в основном смотрели на свое поведение, например, объясняя политические взгляды других студентов с точки зрения следования за группой. Оценивая свое соответствие, субъекты считают собственный самоанализ надежным. В своем собственном сознании они не нашли мотива подчиняться и поэтому решили, что на них не повлияли. [36]
В представлениях о контроле и свободе воли
[ редактировать ]Психолог Дэниел Вегнер утверждал, что иллюзия самоанализа способствует вере в паранормальные явления, такие как психокинез . [37] Он отмечает, что в повседневной жизни намерение (например, желание включить свет) надежно сопровождается действием (например, щелчком выключателя), но процессы, связывающие эти два действия, недоступны сознательно. Следовательно, хотя субъекты могут чувствовать, что они непосредственно интроспектируют свою собственную свободную волю , на самом деле опыт контроля выводится из отношений между мыслью и действием. Эта теория, названная «кажущейся ментальной причинностью», признает влияние взгляда Дэвида Юма на разум. [37] Этот процесс определения того, кто несет ответственность за действие, не является полностью надежным, и когда что-то идет не так, может возникнуть иллюзия контроля . Это может произойти, когда внешнее событие следует за мыслью в чьем-то уме и совпадает с ней без реальной причинной связи. [37]
В качестве доказательства Вегнер приводит серию экспериментов по магическому мышлению , в которых испытуемых заставляли думать, что они влияют на внешние события. В одном эксперименте испытуемые наблюдали, как баскетболист выполняет серию штрафных бросков . Когда им было поручено представить, как он делает свои удары, они почувствовали, что внесли свой вклад в его успех. [38]
Если иллюзия самоанализа способствует субъективному ощущению свободы воли, то из этого следует, что люди с большей готовностью будут приписывать свободу воли себе, а не другим. Это предсказание было подтверждено тремя экспериментами Пронина и Куглера. Когда студентов колледжа спрашивали о личных решениях в их собственной жизни и жизни их соседей по комнате, они считали свой собственный выбор менее предсказуемым. Сотрудники ресторана описали жизнь своих коллег как более детерминированную (имеющую меньше будущих возможностей), чем их собственную жизнь. При взвешивании влияния различных факторов на поведение студенты придавали желаниям и намерениям наибольший вес собственному поведению, но оценивали черты личности как наиболее предсказывающие других людей. [39] Поскольку они оценивали соседей по комнате, участники давали эти оценки в ситуации, когда они, вероятно, были достаточно знакомы с другим человеком. [40]
![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2015 г. ) |
Однако была опубликована критика утверждений Вегнера о значении иллюзии самоанализа для понятия свободы воли. [41]
Критика
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2015 г. ) |
Исследования показывают, что люди-добровольцы могут точно оценить время своей реакции, фактически хорошо зная их «умственные процессы», но только при условии существенного требования к их вниманию и когнитивным ресурсам (т. е. они отвлекаются во время оценки). Такая оценка, скорее всего, представляет собой нечто большее, чем интерпретацию post hoc , и может включать конфиденциальную информацию. [42] [43] В некоторых случаях тренировка осознанности также может повысить интроспективную точность. [44] [45] [46] Выводы Нисбетта и Уилсона подверглись критике, в частности, со стороны психологов Эрикссона и Саймона. [47]
Коррекция
[ редактировать ]Исследование, в котором изучалось влияние информирования людей о бессознательных предубеждениях на их последующую самооценку восприимчивости к предвзятости, показало, что у образованных людей не наблюдалось слепого пятна предубеждений, в отличие от контрольной группы. Это открытие дает надежду на то, что информация о бессознательных предубеждениях, таких как иллюзия самоанализа, может помочь людям избежать предвзятых суждений или, по крайней мере, дать им понять, что они предвзяты. Результаты других исследований по коррекции систематической ошибки дали неоднозначные результаты. В более позднем обзоре иллюзии интроспекции Пронин предполагает, что различие состоит в том, что исследования, которые просто предупреждают о бессознательных предубеждениях, не увидят корректирующего эффекта, тогда как те, которые информируют о предвзятости и подчеркивают ее бессознательную природу, действительно дают исправления. Таким образом, знание о том, что предвзятость может действовать во время сознательного осознания, кажется определяющим фактором, побуждающим людей исправить ее. [4]
Тимоти Уилсон пытался найти выход из «иллюзии самоанализа», описанной в его книге « Незнакомцы для себя». Он предполагает, что наблюдение за нашим собственным поведением, а не за мыслями, может быть одним из ключей к более ясному интроспективному знанию. [48]
Критика
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( Июль 2018 г. ) |
XXI века Некоторые критические рационалисты утверждают, что утверждения об исправлении иллюзий самоанализа или других когнитивных предубеждений создают угрозу иммунитета к критике, утверждая, что критика психологических теорий, утверждающих когнитивную предвзятость, является «оправданием» когнитивной предвзятости, делает ее нефальсифицируемой что навешивание ярлыков на критиков, а также потенциально тоталитарный подход . Эти современные критические рационалисты утверждают, что защита теории, утверждая, что она преодолевает предвзятость, и утверждая, что критики предвзяты, может защитить любую лженауку от критики; и что утверждение о том, что «критика А является защитой Б» по своей сути не может быть основано на фактах, и что любая реальная предвзятость «большинства людей» (если бы она существовала) разделялась бы большинством психологов, таким образом, психологические утверждения о предубеждениях способ обвинить непредвзятую критику в предвзятости и рекламировать предвзятость как преодоление предвзятости. [49] [ нужна страница ] [50] [ нужна страница ]
См. также
[ редактировать ]- Последовательность поведения
- Теория выбора
- Изменить слепоту
- Список когнитивных предубеждений
- Самообман
- Теория самовосприятия
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уилсон 2002 , с. 167
- ^ Jump up to: а б Уайт, Питер А. (1988). «Зная больше о том, что мы можем сказать: «интроспективный доступ» и точность причинно-следственных связей 10 лет спустя». Британский журнал психологии . 79 (1): 13–45. дои : 10.1111/j.2044-8295.1988.tb02271.x .
- ^ Jump up to: а б Аронсон, Эллиот; Уилсон, Тимоти Д.; Акерт, Робин М.; Соммерс, Сэмюэл Р. (2015). Социальная психология (9-е изд.). Пирсон Образование. п. 128. ИСБН 9780133936544 .
- ^ Jump up to: а б Pronin 2009 , pp. 52–53
- ^ Шермер, Майкл (2007). Разум рынка: сострадательные обезьяны, конкурентоспособные люди и другие сказки из эволюционной экономики . Книги Таймс. п. 72 . ISBN 978-0-8050-7832-9 .
- ^ Pronin 2009 , p. 5
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Тимоти Д.; Данн, Элизабет В. (2004). «Самопознание: его пределы, ценность и потенциал для улучшения». Ежегодный обзор психологии . 55 (1): 493–518. doi : 10.1146/annurev.psych.55.090902.141954 . ПМИД 14744224 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нисбетт, Ричард Э.; Уилсон, Тимоти Д. (1977). «Рассказывая больше, чем мы можем знать: устные отчеты о психических процессах». Психологический обзор . 84 (3): 231–259. дои : 10.1037/0033-295x.84.3.231 . hdl : 2027.42/92167 . S2CID 7742203 . перепечатано в Дэвид Льюис Хэмилтон, изд. (2005). Социальное познание: ключевые чтения . Психология Пресс. ISBN 978-0-86377-591-8 .
- ^ Jump up to: а б с Йоханссон, П; Холл, Л; Сикстрем, С; Тёрнинг, Б; Линд, А. (2006). «Как можно сказать что-то о том, чтобы рассказывать больше, чем мы можем знать: о слепоте выбора и самоанализе» (PDF) . Сознание и познание . 15 (4): 673–692. дои : 10.1016/j.concog.2006.09.004 . ПМИД 17049881 . S2CID 14863202 . Архивировано из оригинала 5 июня 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Уилсон 2002 , стр. 104–106.
- ^ Уилсон, Т.Д.; Бар-Анан, Ю. (22 августа 2008 г.). «Невидимый разум». Наука . 321 (5892): 1046–1047. дои : 10.1126/science.1163029 . ПМИД 18719269 . S2CID 11434647 .
- ^ Швицгебель, Эрик ; Херлберт, Рассел Т. (2007). Описываете внутренний опыт? . С Прессой. ISBN 978-0-262-08366-9 . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 г. Проверено 17 марта 2011 г.
- ^ Петитменгин, Клэр; Ремийе, Энн; Каур, Беатрис; Картер-Томас, Ширли (июнь 2013 г.). «Пробел в открытиях Нисбетта и Уилсона? Доступ от первого лица к нашим когнитивным процессам» (PDF) . Сознание и познание . 22 (2): 654–669. дои : 10.1016/j.concog.2013.02.004 . ПМИД 23719334 . S2CID 29907087 .
- ^ Релетфорд, Джон Х. (2017). 50 великих мифов об эволюции человека . дои : 10.1002/9781119308058 . ISBN 9780470673911 .
- ^ Зильян, Антониу (2010). Эволюция, рациональность и познание . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780415591607 .
- ^ Нестор, Пол Г.; Шатт, Рассел К. (2014). Методы исследования в психологии: исследование человеческого поведения . Публикации SAGE. ISBN 9781483369150 .
- ^ Jump up to: а б Йоханссон, П; Холл, Л; Сикстрем, С; Олссон, А. (7 октября 2005 г.). «Неспособность обнаружить несоответствие между намерением и результатом в простой задаче принятия решения» (PDF) . Наука . 310 (5745): 116–119. Бибкод : 2005Sci...310..116J . дои : 10.1126/science.1111709 . ПМИД 16210542 . S2CID 16249982 . Архивировано из оригинала 22 декабря 2014 года.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Холл, Ларс; Йоханссон, Петтер; Сикстрем, Сверкер; Тёрнинг, Бетти; Линд, Андреас (2008). «Ответ на комментарий Мура и Хаггарда». Сознание и познание . 15 (4): 697–699. дои : 10.1016/j.concog.2006.10.001 . S2CID 54399436 .
- ^ Холл, Л.; Йоханссон, П.; Тёрнинг, Б.; Сикстрем, С.; Дойтген, Т. (2010). «Магия на базаре: слепота выбора на вкус варенья и запах чая». Познание . 117 (1): 54–61. дои : 10.1016/j.cognition.2010.06.010 . ПМИД 20637455 . S2CID 14872715 .
- ^ Холл, Ларс; Петтер Йоханссон. «Использование слепоты выбора для изучения процесса принятия решений и самоанализа» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 2 июля 2009 г. В П. Герденфорсе и А. Валлине (ред.) (2008). Познание – шведский стол. стр. 267-283.
- ^ «Неортодоксальные советы по спасению брака» . Экономист . 12 октября 2017 г.
- ^ Иствик, PW; Финкель, Э.Дж. (февраль 2008 г.). «Еще раз о половых различиях в предпочтениях партнеров: знают ли люди, чего они изначально хотят от романтического партнера?». Журнал личности и социальной психологии . 94 (2): 245–264. дои : 10.1037/0022-3514.94.2.245 . ПМИД 18211175 .
- ^ Хенкель, Л; Мазер, М. (2007). «Атрибуция памяти для выбора: как убеждения формируют наши воспоминания» . Журнал памяти и языка . 57 (2): 163–176. дои : 10.1016/j.jml.2006.08.012 .
- ^ Йоханссон, Петтер; Холл, Ларс; Сикстрем, Сверкер (2008). «От слепоты к изменениям к слепоте выбора» . Психология . 51 (2): 142–155. дои : 10.2117/psysoc.2008.142 .
- ^ Кашняк, А.В. (2002). «Насколько хорошо мы можем познать самих себя? — Дальнейшее исследование самоанализа» . Конспекты занятий по психологии сознания . Университет Аризоны . Архивировано из оригинала 4 февраля 2009 г.
- ^ Сватридж, Колин (2014). Оксфордское руководство по эффективной аргументации и критическому мышлению . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199671724 .
- ^ Спилман, Крейг П.; Макганн, Марек (2016). Проблемы анализа средних значений в психологии: контраст между отдельными людьми и общей наукой . Темы исследования границ. дои : 10.3389/978-2-88945-043-5 . ISBN 9782889450435 .
- ^ Jump up to: а б с Уилсон, Тимоти Д.; Данн, Дана С.; Крафт, Долорес; Лайл, Дуглас Дж. (1989). «Самоанализ, изменение отношения и последовательность отношения и поведения: разрушительные последствия объяснения, почему мы чувствуем то, что чувствуем». Достижения экспериментальной социальной психологии . Том. 22. С. 287–343. дои : 10.1016/S0065-2601(08)60311-1 . ISBN 9780120152223 .
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Тимоти; Д. Данн; Дж. Байби; Д. Хайман; Дж. Ротондо (1984). «Влияние анализа причин на последовательность отношения и поведения». Журнал личности и социальной психологии . 47 : 5–16. дои : 10.1037/0022-3514.47.1.5 .
- ^ Уилсон, Тимоти; Д. Лайл; Дж. Шулер; С. Ходжес; К. Клаарен; С. ЛаФлер (1993). «Самоанализ причин может снизить удовлетворенность после выбора». Бюллетень личности и социальной психологии . 19 (3): 331–339. дои : 10.1177/0146167293193010 . S2CID 145374820 .
- ^ Мартинес-Гарсия, Фернандо; Пуэльес, Луис; Тен Донкелаар, Ханс Дж.; Гонсалес, Агустин (2014). Адаптивная функция и эволюция мозга . Тема исследования границ. ISBN 978-2-88919-306-6 .
- ^ Национальная академия наук; Стридтер, Г.Ф.; Авизе, JC; Аяла, Ф.Дж. (2013). В свете эволюции. Том VI: Мозг и поведение . Издательство национальных академий (США). дои : 10.17226/13462 . ISBN 978-0-309-26175-3 . ПМИД 24901185 .
- ^ Пронин, Эмили (январь 2007 г.). «Восприятие и неправильное восприятие предвзятости в человеческих суждениях». Тенденции в когнитивных науках . 11 (1): 37–43. дои : 10.1016/j.tics.2006.11.001 . ПМИД 17129749 . S2CID 2754235 .
- ^ Jump up to: а б Гилович, Томас; Николас Эпли; Карлин Ханко (2005). «Поверхностные мысли о себе: автоматические компоненты самооценки». У Марка Д. Алике; Дэвид А. Даннинг; Иоахим И. Крюгер (ред.). Личность в социальном суждении . Исследования личности и идентичности. Нью-Йорк: Psychology Press. п. 77. ИСБН 978-1-84169-418-4 .
- ^ Jump up to: а б с д Пронин, Эмили; Куглер, Мэтью Б. (июль 2007 г.). «Оценка мыслей, игнорирование поведения: иллюзия самоанализа как источник слепого пятна предвзятости». Журнал экспериментальной социальной психологии . 43 (4): 565–578. дои : 10.1016/j.jesp.2006.05.011 .
- ^ Пронин Е; Бергер, Дж; Молуки, С (2007). «Один в толпе овец: асимметричное восприятие конформизма и его корни в иллюзии самоанализа» . Журнал личности и социальной психологии . 92 (4): 585–595. дои : 10.1037/0022-3514.92.4.585 . ПМИД 17469946 .
- ^ Jump up to: а б с Вегнер, Дэниел М. (2008). «Самость – это волшебство» (PDF) . У Джона Бэра; Джеймс К. Кауфман ; Рой Ф. Баумайстер (ред.). Мы свободны? Психология и свобода воли . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518963-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 января 2017 г.
- ^ Пронин Е; Вегнер, DM; Маккарти, К; Родригес, С. (2006). «Повседневные магические силы: роль явной ментальной причинности в переоценке личного влияния» (PDF) . Журнал личности и социальной психологии . 91 (2): 218–231. CiteSeerX 10.1.1.405.3118 . дои : 10.1037/0022-3514.91.2.218 . ПМИД 16881760 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 января 2011 г. Проверено 3 июля 2009 г.
- ^ Pronin 2009 , pp. 42–43
- ^ Пронин, Эмили; Куглер, Мэтью Б. (28 декабря 2010 г.). «Люди верят, что у них больше свободы воли, чем у других» . Труды Национальной академии наук . 107 (52): 22469–22474. дои : 10.1073/pnas.1012046108 . ISSN 0027-8424 . ПМК 3012523 . ПМИД 21149703 .
- ^ например, критика Х. Андерсена в его статье под названием «Две причинные ошибки в иллюзии сознательной воли Вегнера»; Также в качестве критики прочтите «О предполагаемой иллюзии сознательной воли» Ван Дуйна и Саши Бема. Другие статьи можно найти).
- ^ Марти, Себастьян; Сакур, Жером; Сигман, Мариано; Деэн, Станислас (2010). «Отображение слепого пятна интроспекции: реконструкция феноменологии двойной задачи с использованием количественной интроспекции». Познание . 115 (2): 303–313. дои : 10.1016/j.cognition.2010.01.003 . ПМИД 20129603 . S2CID 8912503 .
- ^ Гуггисберг, Адриан Г.; Далал, Саранг С.; Шнайдер, Армин; Нагараджан, Шрикантан С. (2011). «Нейронная основа событийно-временного самоанализа» . Сознание и познание . 20 (4): 1899–1915. дои : 10.1016/j.concog.2011.03.008 . ПМК 3161169 . ПМИД 21498087 .
- ^ Джикич, Майя; Лангер, Эллен Дж.; Фултон Стэплтон, Сара (июнь 2008 г.). «Уменьшение стереотипов посредством осознанности: влияние на автоматическое поведение, активируемое стереотипами» (PDF) . Журнал развития взрослых . 15 (2): 106–111. дои : 10.1007/s10804-008-9040-0 . S2CID 53626094 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 июля 2012 г.
- ^ Робертс-Вулф, защитник; Саше, доктор медицины; Гастингс, Э; Рот, Х; Бриттон, В. (2012). «Тренировка осознанности изменяет воспроизведение эмоциональных воспоминаний по сравнению с активным контролем: поддержка модели осознанности обработки эмоциональной информации» . Границы человеческой неврологии . 6:15 . дои : 10.3389/fnhum.2012.00015 . ПМК 3277910 . ПМИД 22347856 .
- ^ Кьеза, Альберто; Калати, Рафаэлла; Серретти, Алессандро (апрель 2011 г.). «Улучшает ли тренировка осознанности когнитивные способности? Систематический обзор нейропсихологических данных» (PDF) . Обзор клинической психологии . 31 (3): 449–464. дои : 10.1016/j.cpr.2010.11.003 . ПМИД 21183265 . S2CID 33953894 . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2013 г. Проверено 3 апреля 2012 г.
- ^ Эрикссон, К. Андерс; Саймон, Герберт А. (май 1980 г.). «Устные отчеты как данные». Психологический обзор . 87 (3): 215–251. дои : 10.1037/0033-295X.87.3.215 .
- ^ Уилсон 2002 .
- ^ Нола, Р.; Санки, Х. (2012). После Поппера, Куна и Фейерабенда: последние проблемы теорий научного метода . дои : 10.1007/978-94-011-3935-9 . ISBN 9789401139359 .
- ^ Сассоуэр, Рафаэль (2014). Наследие Поппера: переосмысление политики, экономики и науки . Рутледж. ISBN 9781317493723 .
Источники
[ редактировать ]- Пронин, Эмили (2009). «Иллюзия самоанализа». В Марке П. Занна (ред.). Достижения экспериментальной социальной психологии . Том. 41. Академическая пресса. стр. 1–67. дои : 10.1016/S0065-2601(08)00401-2 . ISBN 978-0-12-374472-2 .
- Уилсон, Тимоти Д. (2002). Чужие для себя: открытие адаптивного бессознательного . Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00936-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гольдман, Элвин И. (1993). «Психология народной психологии». В Элвине И. Голдмане (ред.). Чтения по философии и когнитивистике (2-е изд.). МТИ Пресс. стр. 347–380. ISBN 978-0-262-57100-5 .
- Гопник, Элисон (1993). «Как мы познаем собственный разум: иллюзия знания интенциональности от первого лица». В Элвине И. Голдмане (ред.). Чтения по философии и когнитивистике (2-е изд.). МТИ Пресс. стр. 315–346. ISBN 978-0-262-57100-5 .
- Уилсон, Тимоти Д. (2003). «Знать, когда спрашивать: самоанализ и адаптивное бессознательное». В Энтони Джеке; Андреас Ропсторфф (ред.). Доверять субъекту?: использование интроспективных данных в когнитивной науке . Выходные данные Академик. стр. 131–140. ISBN 978-0-907845-56-0 .
- Пронин, Эмили; Гилович, Томас; Росс, Ли (2004). «Объективность глазами смотрящего: расходящиеся представления о предвзятости себя по сравнению с другими». Психологический обзор . 111 (3): 781–799. дои : 10.1037/0033-295X.111.3.781 . ПМИД 15250784 .
- Гиббс-младший, Рэймонд В. (2006). «Интроспекция и когнитивная лингвистика: стоит ли нам доверять собственной интуиции?». Ежегодный обзор когнитивной лингвистики . 4 (1): 135–151. doi : 10.1075/arcl.4.06гиб .
- Йоханссон, Петтер; Холл, Ларс; Сикстрем, Сверкер (2008). «От слепоты к изменениям к слепоте выбора» (PDF) . Психология . 51 (2): 142–155. дои : 10.2117/psysoc.2008.142 . Архивировано из оригинала 18 мая 2016 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лучшее видео о слепоте на BBC Horizon сайте
- Выбор лаборатории слепоты в Лундском университете
- «Слепота выбора» и как мы обманываем себя , Кер Хан, MSNBC.com , 7 октября 2005 г.
- Слепота выбора: вы не знаете, чего хотите (колонка мнений Ларса Холла и Петтера Йоханссона) New Scientist . 18 апреля 2009 г.
- «Люди всегда следуют за толпой. «Иллюзия интроспекции» , 4 ноября 2009 г. Но не я!»: Сообщение в блоге доктора Джузеппе Спеццано
- Знают ли другие вас лучше, чем вы сами? сообщение в блоге профессора психологии Йоахима Крюгера, 28 сентября 2012 г.