Jump to content

Проклятие знаний

Послушайте эту статью

Проклятие знания — это когнитивное искажение , возникающее, когда человек, общающийся с другими, предполагает, что у других есть информация, доступная только ему самому, предполагая, что все они имеют общий опыт и понимание. [1] Некоторые авторы называют эту предвзятость « проклятием экспертизы» . [2]

Например, в классе у учителей могут возникнуть трудности, если они не смогут поставить себя на место ученика. Знающий профессор может уже не помнить о трудностях, с которыми сталкивается молодой студент при первом изучении нового предмета. Это проклятие знаний также объясняет опасность мышления об обучении студентов, основанного на том, что кажется лучшим преподавателям, а не на том, что было проверено на студентах. [3]

История концепции

[ редактировать ]

Термин «проклятие знания» был придуман в статье в журнале политической экономии 1989 года экономистами Колином Камерером , Джорджем Левенштейном и Мартином Вебером. Целью их исследования было противодействовать «традиционным предположениям в таком (экономическом) анализе асимметричной информации, согласно которым более информированные агенты могут точно предвидеть суждения менее информированных агентов». [4]

Такое исследование основано на Баруха Фишхоффа работе 1975 года, посвященной предвзятости ретроспективного взгляда , когнитивной предвзятости, заключающейся в том, что знание исхода определенного события делает его более предсказуемым, чем это может быть на самом деле. [5] Исследование, проведенное Фишхоффом, показало, что участники не знали, что их знания о результатах влияют на их ответы, а если бы они и знали, они все равно не могли игнорировать или преодолевать последствия предвзятости. Участники исследования не смогли точно восстановить свои предыдущие, менее осведомленные состояния ума, что напрямую связано с проклятием знания. Фишхофф предположил, что эта плохая реконструкция произошла потому, что участник «закрепился в ретроспективном состоянии ума, созданном получением знаний». [6] Такое получение знания возвращает нас к идее проклятия, предложенной Камерером, Левенштейном и Вебером: знающий человек не может точно реконструировать то, что человек, будь то он сам или кто-то другой, без знания будет думать или как он будет действовать. В своей статье Фишхофф ставит под сомнение неспособность сопереживать себе в менее осведомленных государствах и отмечает, что то, насколько хорошо людям удается реконструировать восприятие менее информированных других, является ключевым вопросом для историков и «всего человеческого понимания». [6]

Это исследование побудило экономистов Камерера, Левенштейна и Вебера сосредоточиться на экономических последствиях этой концепции и задаться вопросом, вредит ли проклятие распределению ресурсов в экономических условиях. Идея о том, что более информированные стороны могут понести убытки в сделке или обмене, рассматривалась как нечто важное, что следует перенести в сферу экономической теории. Большинство теоретических анализов ситуаций, когда одна сторона знала меньше, чем другая, фокусировались на том, как менее информированная сторона пыталась узнать больше информации, чтобы минимизировать информационную асимметрию . Однако в этих анализах предполагается, что более информированные стороны могут оптимально использовать свою информационную асимметрию, хотя на самом деле они не могут этого сделать. Люди не могут использовать дополнительную, более качественную информацию, даже если это необходимо в ситуации торга. [5]

Например, два человека спорят о разделе денег или продовольствия. Одна сторона может знать размер разделяемой суммы, а другая — нет. Однако, чтобы в полной мере воспользоваться своим преимуществом, информированная сторона должна сделать одно и то же предложение независимо от количества материала, подлежащего разделу. [7] Но информированные стороны на самом деле предлагают больше, когда сумма, подлежащая разделу, больше. [8] [9] Информированные стороны не могут игнорировать свою лучшую информацию, даже когда они должны это делать. [5]

Экспериментальные доказательства

[ редактировать ]

Эксперимент 1990 года, проведенный аспиранткой Стэнфордского университета Элизабет Ньютон, продемонстрировал проклятие знаний в результатах простой задачи. Группу испытуемых попросили «выстукивать» пальцами хорошо известные песни, а другая группа пыталась назвать мелодии. Когда «прослушивающих» просили предсказать, сколько из «прослушанных» песен будут узнаваемы слушателями, они всегда переоценивали. Здесь демонстрируется проклятие знания, поскольку «тэпперы» настолько знакомы с тем, что они стучат, что предполагали, что слушатели легко узнают мелодию. [10] [11]

В исследовании Сьюзен Бёрч и Пола Блума с участием студентов бакалавриата Йельского университета использовалась концепция проклятия знаний, чтобы объяснить идею о том, что способность людей рассуждать о действиях другого человека ставится под угрозу знанием исхода события. Восприятие участником правдоподобия события также определяло степень предвзятости. Если бы событие было менее правдоподобным, знание не было бы таким же «проклятием», как когда существовало потенциальное объяснение тому, как мог действовать другой человек. [12] Однако повторное исследование, проведенное в 2014 году, показало, что этот результат не был надежно воспроизводим в семи экспериментах с большими размерами выборки, а истинный размер эффекта этого явления был менее половины от того, о котором сообщалось в первоначальных результатах. Таким образом, предполагается, что «влияние правдоподобия на проклятие знаний у взрослых кажется достаточно небольшим, поэтому его влияние на восприятие реальной жизни, возможно, необходимо переоценить». [13]

Другие исследователи связывают проклятие предвзятости знаний с ложными рассуждениями как у детей, так и у взрослых, а также с теоретическими трудностями в развитии ума у ​​детей.

С этим открытием связан феномен, с которым сталкиваются игроки в шарады : актеру может быть неприятно поверить, что его товарищи по команде продолжают не в состоянии угадать секретную фразу, известную только актеру, переданную пантомимой .

Подразумеваемое

[ редактировать ]

В статье Камерера, Левенштейна и Вебера упоминается, что по своей структуре наиболее близким к проведенным рыночным экспериментам будет андеррайтинг - задача, в которой хорошо информированные эксперты оценивают товары, которые продаются менее информированной публике.

Инвестиционные банкиры ценят ценные бумаги, эксперты пробуют сыр, покупатели магазинов наблюдают за моделированием ювелирных изделий, а владельцы кинотеатров смотрят фильмы перед их выпуском. Затем они продают эти товары менее информированной публике. Если они страдают от проклятия знаний, цены на высококачественные товары будут завышены, а цены на низкокачественные товары занижены по сравнению с оптимальными ценами, максимизирующими прибыль; цены будут отражать характеристики (например, качество), невидимые для неосведомленных покупателей (« вы получаете то, за что платите »). [5]

Проклятие знания имеет в этих условиях парадоксальный эффект. Заставляя более информированных агентов думать, что их знания разделяют другие, проклятие помогает смягчить неэффективность, возникающую в результате асимметрии информации (более информированная сторона имеет преимущество в ситуации переговоров), приближая результаты к полной информации. В таких условиях проклятие отдельных людей может фактически улучшить социальное благосостояние.

Приложения

[ редактировать ]

Маркетинг

[ редактировать ]

Экономисты Камерер, Левенштейн и Вебер впервые применили феномен «проклятия знания» к экономике, чтобы объяснить, почему и как предположение о том, что более информированные агенты могут точно предвидеть суждения менее информированных агентов, по своей сути неверно. Они также стремились подтвердить вывод о том, что торговые агенты, которые лучше информированы о своей продукции, на самом деле могут оказаться в невыгодном положении по сравнению с другими, менее информированными агентами при продаже своей продукции. Говорят, что причина в том, что более информированные агенты не могут игнорировать привилегированные знания, которыми они обладают, и, таким образом, «прокляты» и не могут продавать свою продукцию по цене, которую более наивные агенты сочли бы приемлемой. [5] [14]

Образование

[ редактировать ]

Было также высказано предположение, что проклятие знаний может усложнить преподавание. [3] Проклятие знаний означает, что было бы потенциально неэффективно, если не вредно, думать о том, как ученики рассматривают и изучают материал, спрашивая точку зрения учителя, а не то, что было проверено учениками. У учителя уже есть знания, которые он пытается передать, но способ передачи знаний может быть не лучшим для тех, кто еще не обладает этими знаниями.

Проклятие опыта может оказаться контрпродуктивным для учащихся, приобретающих новые навыки. [15] [16] Это важно, поскольку прогнозы экспертов могут влиять на справедливость в образовании и обучение , а также на личностное развитие , молодых людей не говоря уже о выделении времени и ресурсов для научных исследований и принятия важных проектных решений. [17] Эффективные учителя должны предвидеть проблемы и заблуждения, с которыми люди столкнутся при освоении новых сложных навыков или понимании незнакомой концепции . Это также должно включать в себя признание учителями своих собственных или чужих « слепых зон» предвзятости .

Обеспечение качества (QA) — это способ обойти «проклятие опыта» путем применения комплексных методов управления качеством . Профессионалы по определению получают оплату за технически четко определенную работу, поэтому могут потребоваться процедуры контроля качества , охватывающие используемые процессы, подготовку эксперта и этику профессии или профессии эксперта. Некоторым экспертам (юристам, врачам и т. д.) требуется лицензия, которая может включать требование о постоянном профессиональном развитии (т. е. получение кредитов OPD, выдаваемых университетскими университетами или профессиональными ассоциациями – см. также нормативную безопасность . )

Расшифровка дисциплин — еще один способ справиться с проклятием знаний в образовательных учреждениях. Он намерен повысить качество обучения студентов за счет сокращения разрыва между мышлением экспертов и новичков, возникающего из-за проклятия знаний. Этот процесс направлен на то, чтобы сделать явными неявные знания экспертов и помочь студентам освоить умственные действия, необходимые им для достижения успеха в определенных дисциплинах.

академики

[ редактировать ]

Ученые обычно заняты в исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, которая менее понятна, чем деятельность профессионалов, и поэтому подвергается экспертной оценке со стороны других лиц с соответствующей квалификацией.

Компьютерное программирование

[ редактировать ]

Это также может проявиться в компьютерном программировании, когда программист не может создать понятный код, например, прокомментировать свой код, потому что он кажется очевидным в момент его написания. Но через несколько месяцев они сами могут понятия не иметь, почему существует этот код. Проектирование пользовательских интерфейсов — еще один пример из индустрии программного обеспечения, когда инженеры-программисты (имеющие глубокое понимание предметной области, для которой написано программное обеспечение) создают пользовательские интерфейсы, которые они сами могут понять и использовать, но конечные пользователи, не владеющие тот же уровень знаний - пользовательские интерфейсы кажутся сложными в использовании и навигации. Эта проблема стала настолько распространенной в разработке программного обеспечения, что мантра «Вы не пользователь» [18] " стал повсеместным в индустрии пользовательского опыта, чтобы напомнить практикам, что их знания и интуиция не всегда совпадают со знаниями и интуицией конечных пользователей, для которых они разрабатываются.

Списки дел

[ редактировать ]

Другой пример — написать список дел и просмотреть его в будущем, но забыть, что вы имели в виду, поскольку знания на момент написания теперь потеряны. [19] [ самостоятельный источник ]

[ редактировать ]

Трудности, с которыми могут столкнуться опытные люди, иллюстрируются вымышленным примером доктора Ватсона в беседах с проницательным сыщиком Шерлоком Холмсом . [20]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Кеннеди, Джейн (1995). «Устранение проклятия знаний в аудиторских суждениях». Обзор бухгалтерского учета . 70 (2): 249–273. JSTOR   248305 .
  2. ^ Хиндс, Памела Дж. (1999). «Проклятие опыта: влияние опыта и методов устранения предвзятости на прогнозирование результатов новичков». Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 5 (2): 205–221. дои : 10.1037/1076-898X.5.2.205 . S2CID   1081055 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Виман, Карл (2007). «Проклятие знаний», или Почему интуиция в преподавании часто терпит неудачу» (PDF) . Новости АПС . 16 (10). Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2016 г.
  4. ^ Фройд, Джефф; Лейн, Джин (2008). «Стратегии развития профессорско-преподавательского состава для преодоления «проклятия знаний» ». 2008 38-я ежегодная конференция «Границы в образовании» . дои : 10.1109/FIE.2008.4720529 . ISBN  978-1-4244-1969-2 . S2CID   27169504 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Камерер, Колин; Левенштейн, Джордж; Вебер, Мартин (1989). «Проклятие знаний в экономической ситуации: экспериментальный анализ» (PDF) . Журнал политической экономии . 97 (5): 1232–1254. CiteSeerX   10.1.1.475.3740 . дои : 10.1086/261651 . S2CID   8193254 . Архивировано (PDF) из оригинала 06 марта 2015 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Фишхофф, Барух (1975). «Взгляд в прошлое не равен предвидению: влияние знаний о результатах на суждения в условиях неопределенности». Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . 1 (3): 288–299. дои : 10.1037/0096-1523.1.3.288 . Перепечатано: Фишхофф, Барух (2003). «Взгляд в прошлое не равен предвидению: влияние знания о результатах на суждения в условиях неопределенности» . Медицинская помощь Куал Саф . 12 (4): 304–11. дои : 10.1136/qhc.12.4.304 . ПМЦ   1743746 . ПМИД   12897366 .
  7. ^ Майерсон, Роджер Б. «Переговоры в играх: теоретический обзор». В книге «Неопределенность, информация и коммуникация: очерки в честь Кеннета Дж. Эрроу» , том. 3, под редакцией Уолтера П. Хеллера, Росс М. Старра и Дэвида А. Старретта. Нью-Йорк: Кембриджский университет. Пресс, 1986.
  8. ^ Форсайт, Роберт; Кеннан, Джон; Софер, Барри (1991). «Экспериментальный анализ забастовок в переговорных играх с односторонней частной информацией» . Американский экономический обзор . 81 (1): 253–278. JSTOR   2006799 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 мая 2016 г.
  9. ^ Бэнкс, Джефф; Камерер, Колин Ф.; и Портер, Дэвид. «Экспериментальные испытания усовершенствований Нэша в сигнальных играх». Рабочий документ. Филадельфия: Univ. Пенсильвания, Департамент принятия решений, 1988.
  10. ^ Хит, Чип; Хит, Дэн (декабрь 2006 г.). «Проклятие знания» . Гарвардское деловое обозрение . Проверено 26 апреля 2016 г.
  11. ^ Элизабет Л., Ньютон (1990). Тернистая дорога от действий к намерениям (PDF) (кандидатская диссертация). Стэнфордский университет.
  12. ^ Берч, SAJ; Блум, П. (2007). «Проклятие знания в рассуждениях о ложных убеждениях» (PDF) . Психологическая наука . 18 (5): 382–386. CiteSeerX   10.1.1.583.5677 . дои : 10.1111/j.1467-9280.2007.01909.x . ПМИД   17576275 . S2CID   18588234 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 мая 2016 г.
  13. ^ Рыскин, Рэйчел А.; Браун-Шмидт, Сара (25 марта 2014 г.). «Проявляют ли взрослые проклятие знаний в рассуждениях, основанных на ложных убеждениях? Надежная оценка истинного размера эффекта» . ПЛОС ОДИН . 9 (3): е92406. Бибкод : 2014PLoSO...992406R . дои : 10.1371/journal.pone.0092406 . ПМЦ   3965426 . ПМИД   24667826 .
  14. ^ Берч, Сьюзен Эй Джей; Бернштейн, Дэниел М. (2007). «Что дети могут рассказать нам о предвзятости ретроспективного взгляда: фундаментальном ограничении в восприятии перспективы?» (PDF) . Социальное познание . 25 (1): 98–113. CiteSeerX   10.1.1.321.4788 . дои : 10.1521/soco.2007.25.1.98 . Архивировано (PDF) из оригинала 7 мая 2016 г.
  15. ^ Сиан Бейлок (9 сентября 2011 г.). Удушье: что раскрывают секреты мозга о том, как сделать это правильно, когда вам нужно . Издательская группа Atria/Simon & Schuster. ISBN  978-1416596189 .
  16. ^ Проклятие экспертизы
  17. ^ Хиндс, Памела Дж. (1999). «Проклятие экспертизы: влияние экспертизы и методов устранения предвзятости на прогнозирование производительности новичков». Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 5 (2). Американская психологическая ассоциация: 205–221. дои : 10.1037/1076-898X.5.2.205 . ISSN   1076-898X . S2CID   1081055 .
  18. ^ Будиу, Ралука. «Вы не пользователь: эффект ложного консенсуса» . Нильсен Норман Групп . Проверено 7 апреля 2021 г.
  19. ^ Берг, Ал. «Принцип 69 — Проклятие знания» . 112 ключевых принципов успеха .
  20. ^ Будущее BBC: Чему Шерлок Холмс может научить нас о разуме
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 8 минут )
Продолжительность: 7 минут 34 секунды.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 23 декабря 2019 г. ( 2019-12-23 ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b9a766b310ebdca4850fefe8b3306fd3__1705191360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b9/d3/b9a766b310ebdca4850fefe8b3306fd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Curse of knowledge - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)