Jump to content

Личное развитие

Личное развитие или самосовершенствование состоит из деятельности, которая развивает способности и потенциал человека, наращивает человеческий капитал , облегчает трудоустройство , повышает качество жизни и способствует реализации мечтаний и стремлений. [1] Личностное развитие может происходить на протяжении всей жизни человека и не ограничивается одним этапом жизни человека. Оно может включать официальные и неформальные действия по развитию других в таких ролях, как учитель, наставник, консультант, менеджер, тренер или наставник, и не ограничивается самопомощью. Когда личностное развитие происходит в контексте учреждений , оно относится к методам, программам, инструментам, техникам и системам оценки, предлагаемым для поддержки позитивного развития взрослых на индивидуальном уровне в организациях . [2] [ нужна цитата для проверки ]

Помимо прочего, личностное развитие может включать в себя следующие мероприятия: [3] [4] [5]

Можно провести различие между личностным развитием и личностным ростом. Несмотря на схожесть, обе концепции отражают разные идеи. Личностное развитие определяет фокус того «что», которое развивается, в то время как личностный рост влечет за собой гораздо более целостный взгляд на более широкие концепции, включая развиваемую мораль и ценности. [6]

Личностное развитие может также включать развитие навыков и личности других людей. [7] Это может произойти через такие роли, как роль учителя или наставника, либо через личную компетентность (например, предполагаемые навыки определенных менеджеров в развитии потенциала сотрудников), либо через профессиональные услуги (например, предоставление обучения, оценки или коучинга). ). [7]

Помимо совершенствования себя и развития других, «личностное развитие» обозначает область практики и исследований:

  • Как область практики, личностное развитие включает в себя методы личностного развития, программы обучения, системы оценки, инструменты и методы.
  • Как область исследований темы личностного развития появляются в журналах по психологии, исследованиях в области образования, журналах и книгах по менеджменту, а также в экономике человеческого развития .

Любой вид развития – будь то экономическое, политическое, биологическое, организационное или личное – требует структуры , если кто-то хочет знать, произошли ли изменения на самом деле. [8] [ нужна цитата для проверки ] В случае личностного развития человек часто выступает в роли главного судьи улучшения или регресса, но подтверждение объективного улучшения требует оценки с использованием стандартных критериев.

Рамки личностного развития могут включать в себя:

  • Цели или ориентиры, определяющие конечные точки
  • Стратегии или планы достижения целей
  • Измерение и оценка прогресса, уровней или стадий, которые определяют вехи на пути развития
  • Система обратной связи для предоставления информации об изменениях [9]

Как отрасль

[ редактировать ]

Личностное развитие как индустрия [10] имеет несколько форматов работы в сфере деловых отношений. Основными способами являются бизнес-потребитель и бизнес-бизнес . [11] Однако появились два новых пути: потребитель-бизнес и потребитель-потребитель . [12] В 2019 году объем мирового рынка личного развития составил 38,28 миллиарда долларов. [13]

Рынок бизнес-потребитель

[ редактировать ]

Людям доступен широкий спектр продуктов для личного развития. Примеры включают книги по самосовершенствованию ; образовательные технологии , нейростимуляция и экспериментальное обучение ( обучение под руководством инструктора , мотивационные речи , семинары , социальные или духовные ретриты).

Рынок «бизнес для бизнеса»

[ редактировать ]

Некоторые консалтинговые фирмы , такие как DDI и FranklinCovey, специализируются на личностном развитии, но по состоянию на 2009 г. фирмы широкого профиля, работающие в области человеческих ресурсов, подбора персонала и организационной стратегии, такие как Hewitt , Watson Wyatt Worldwide , Hay Group , McKinsey , Boston Consulting Group и Korn/Ferry , вышли на то, что они считают растущим рынком, не говоря уже о небольшие фирмы и самозанятые специалисты, которые предоставляют консультации, обучение и коучинг. [ нужен неосновной источник ]

Происхождение

[ редактировать ]

Основные религии, такие как древние авраамические и индийские религии , а также философия Нью-Эйдж 20-го века по-разному использовали такие практики, как молитва , музыка , танцы , пение , песнопения , поэзия , письмо , спорт и боевые искусства.

Мишель Фуко описывает в «Заботе о себе» [14] методы эпимелии , использовавшиеся в Древней Греции и Риме, которые включали диету , физические упражнения , сексуальное воздержание , созерцание , молитву и исповедь — некоторые из которых также стали практиками в различных ветвях христианства .

В ушу и тай-чи используются традиционные китайские техники, включая дыхательные упражнения и упражнения ци , медитацию, боевые искусства, а также практики, связанные с традиционной китайской медициной , такие как диета, массаж и иглоукалывание .

Выделяются две отдельные древние философские традиции: Аристотеля (западная традиция) и Конфуция (восточная традиция). [15] и внести свой вклад в мировое представление о «личностном развитии» в 21 веке. В других местах анонимные или названные основатели школ саморазвития кажутся эндемичными — обратите внимание на традиции Индийского субконтинента в этом отношении. [16] [17] [18] [19]

Южноазиатские традиции

[ редактировать ]

Некоторые древние индийцы стремились к «бытию, мудрости и счастью». [20]

Пол Оливер предполагает, что популярность индийских традиций для личного развития может заключаться в относительном отсутствии в них предписывающей доктрины. [21]

Исламское личное развитие

[ редактировать ]

Хуррам Мурад описывает, что личное развитие в исламе заключается в стремлении к вечной жизни в Джанухе . На пути в рай есть много путей, таких как преданное соблюдение законов Корана и Сунны , например оптимизированное служение себе и другим. Искреннее поклонение Аллаху является основой для самопознания и саморазвития. [22] Аллах предоставил способы помочь тем, кто стремится к вечной жизни, в том числе держаться подальше от мирских вещей. Эти мирские вещи могут отвлечь человека от пути в рай. Это не означает, что мирской успех по своей сути разрушительен, но может стать таковым, если духовные убеждения не соответствуют Сунне. В конце концов, рай принесет удовлетворение тем, кто работает над своим личным развитием, из-за удовольствия, исходящего от Аллаха. [23]

Аристотель и западная традиция

[ редактировать ]

Греческий философ Аристотель (384 г. до н. э. — 322 г. до н. э.) написал «Никомахову этику» , в которой он определил личностное развитие как категорию phronesis или практической мудрости, где практика добродетелей ( arête ) приводит к эвдемонии , [24] обычно переводится как «счастье», но более точно понимается как «человеческое процветание» или «хорошая жизнь». [25] Аристотель и по сей день продолжает влиять на западную концепцию развития личности. , особенно в экономике человеческого развития [26] и в позитивной психологии . [27] [28]

Конфуций и восточноазиатская традиция

[ редактировать ]

В китайской традиции Конфуций (около 551 г. до н.э. – 479 г. до н.э.) основал постоянную философию. Его идеи продолжают влиять на семейные ценности , образование и управление персоналом в Китае и Восточной Азии. В своем «Великом учении» Конфуций писал:

Древние, желавшие продемонстрировать выдающуюся добродетель во всем королевстве, сначала хорошо наводили порядок в своих государствах. Желая хорошо упорядочить свое государство, они сначала управляли своими семьями. Желая упорядочить свои семьи, они сначала совершенствовали свою личность. Желая усовершенствовать свою личность, они сначала исправили свои сердца. Желая исправить свои сердца, они прежде всего стремились быть искренними в своих помыслах. Желая быть искренними в своих помыслах, они сначала максимально расширили свои знания. Такое расширение знаний заключалось в исследовании вещей. [29]

Контексты

[ редактировать ]

Психология

[ редактировать ]

Психология стала связана с развитием личности в начале 20 века, начиная с исследовательских усилий Альфреда Адлера (1870–1937) и Карла Юнга (1875–1961).

Адлер отказался ограничивать психологию только анализом. Он подчеркнул важный момент, что стремления сосредоточены на взгляде вперед и не ограничиваются бессознательными побуждениями или детскими переживаниями. [30] Он также создал концепции образа жизни (1929 — он определил «образ жизни» как характерный подход человека к жизни, решению проблем) и самооценки . [30] как концепция, которая повлияла на менеджмент под названием баланса между работой и личной жизнью , также известного как равновесие между карьерой и личной жизнью человека. [31]

Карл Густав Юнг внес вклад в личностное развитие своей концепцией индивидуации , которую он видел как стремление личности к достижению целостности и баланса Самости . [32]

Дэниел Левинсон (1920–1994) развил раннюю концепцию Юнга « стадий жизни » и включил в нее социологическую перспективу. происходит под влиянием Левинсон предположил, что развитие личности на протяжении всей жизни стремлений, которые он назвал «Мечтой»:

Какой бы ни была природа его Мечты, перед молодым человеком стоит задача развития – придать ей более четкое определение и найти способы ее воплотить в жизнь. В его росте имеет большое значение то, соответствует ли его первоначальная жизненная структура Мечте и пропитана ею, или же она противоположна ей. Если Мечта останется не связанной с его жизнью, она может просто умереть, а вместе с ней и его чувство жизни и цели. [33]

Исследования успеха в достижении целей, проведенные Альбертом Бандурой (1925–2021), показали, что самоэффективность [34] Лучше всего объясняет, почему люди с одинаковым уровнем знаний и навыков получают совершенно разные результаты. Наличие самоэффективности приводит к увеличению вероятности успеха. По мнению Бандуры, уверенность в себе является мощным предсказателем успеха, потому что: [35]

  1. Это заставляет вас ожидать успеха
  2. Это позволяет вам рисковать и ставить перед собой амбициозные цели.
  3. Это поможет вам продолжать попытки, если поначалу у вас ничего не получится.
  4. Это помогает вам контролировать эмоции и страхи, когда жизнь может подбросить вам более сложные вещи.

В 1998 году Мартин Селигман победил на выборах на один год в качестве президента Американской психологической ассоциации и предложил новый фокус: на здоровых людях. [36] [37] а не на патологии (он создал течение «позитивной психологии»)

Мы обнаружили, что существует ряд человеческих сильных сторон, которые, скорее всего, являются защитой от психических заболеваний: смелость, оптимизм, навыки межличностного общения, трудовая этика, надежда, честность и настойчивость. Большая часть задачи профилактики будет заключаться в создании науки о человеческой силе, миссия которой будет заключаться в воспитании этих добродетелей у молодых людей. [38] [ нужна полная цитата ]

- Мартин Э.П. Селигман, Позитивная психология: научные и практические исследования человеческих сильных сторон, Часть 1, Глава 1.

[39]

Карл Роджерс предложил теорию гуманистической психологии под названием « Я-концепция» . Эта концепция состояла из двух представлений о себе. Первая идея — это идеальное «я», которое описывает человека, которым мы хотим быть. Второе — это настоящее «я», которое представляет собой объективный взгляд на себя и на то, кем мы являемся на самом деле. Роджерс подчеркнул, что здоровое развитие — это когда реальное «я» и идеальное «я» совпадают. Неконгруэнтность — это то, что Роджерс описал, когда реальное «я» и идеальное «я» не точны в своих взглядах. Идеальное «Я» не принижается для того, чтобы компенсировать реальное «Я», а реальное «Я» поднимается идеальным «Я» для достижения здорового развития. [40]

Важно отметить, что настоящее устойчивое личностное развитие достигается только посредством значимых и устойчивых достижений. Виктор Франкл подчеркнул это, заявив: «Подлинное и продолжительное благополучие является результатом «хорошо прожитой жизни». [41] ». В статье, написанной Угуром Х., Константинеску П.М. и Стивенсом М.Дж. (2015). [42] они описали, что общество научило нас создавать позитивные иллюзии, которые создают видимость позитивного развития, но эффективны только в краткосрочной перспективе. Кроме того, они приводят два примера личного развития. Первое — это гедонистическое благополучие, то есть стремление к приятным впечатлениям, ведущим к увеличению личного счастья. Второе — это эвдемоническое благополучие, которое означает проживать жизнь, делая выбор, соответствующий подлинному бытию.

Социальная психология

[ редактировать ]

Социальная психология [43] большое внимание уделяется поведению человека и тому, как люди взаимодействуют с другими членами общества. [44] Младенцы развиваются социально, создавая доверительные и зависимые отношения с другими людьми, особенно с родителями. Они учатся тому, как действовать и относиться к другим людям, на примере родителей и других взрослых, с которыми они часто общаются. [45] У малышей дополнительно развиваются социальные навыки. Кроме того, они начинают приобретать стремление к автономии и с возрастом становятся все более и более независимыми. Баланс социальной вовлеченности и автономии варьируется в зависимости от человека, но обычно автономное поведение усиливается с возрастом. Некоторые исследования показывают, что эгоизм начинает уменьшаться, а просоциальное поведение увеличивается в возрасте от шести до двенадцати лет. [46] Кроме того, годы взрослой жизни — это время развития — самореализации, развития отношений и профессионального развития, развития навыков преодоления утраты и преодоления трудностей и т. д. — на которое влияют окружающие нас люди: родители, коллеги, романтические партнеры и дети. Социальная психология опирается на многие другие психологические теории и принципы, но рассматривает их через призму социального взаимодействия.

Психодинамическая психология

[ редактировать ]

Психодинамический взгляд на развитие личности варьируется от других точек зрения. А именно, что развитие наших черт, личности и моделей мышления происходит преимущественно подсознательно. [47] Психодинамическая теория предполагает, что эти подсознательные изменения, возникающие как внешние действия, формируются в результате подавления сексуальных и агрессивных побуждений и других внутренних конфликтов. [48] Зигмунд Фрейд и другие известные теоретики психодинамики постулируют, что эти подавленные познания формируются в детстве и подростковом возрасте. Тогда сознательное развитие будет «раскапывать» эти подавленные воспоминания и чувства. Как только подавленные воспоминания и эмоции обнаружены, человек может проанализировать их и получить здоровое завершение. [49] Большая часть, если не вся, сознательного развития происходит с помощью квалифицированного психодинамического терапевта.

Когнитивно-поведенческая психология

[ редактировать ]

Когнитивно-поведенческие взгляды на личностное развитие следуют традиционным моделям личностного развития: модификация поведения , когнитивный рефрейминг и последовательное приближение являются одними из наиболее заметных методов. [50] Считается, что человек контролирует свои действия и мысли, хотя требуется самообладание. Благодаря модификации поведения люди будут развивать личные навыки и черты характера, изменяя свое поведение независимо от своих эмоций. [50] Например, человек может испытывать сильный гнев, но при этом вести себя позитивно. Они способны подавлять свои эмоции и действовать более социально приемлемым образом. Накопление этих усилий превратит человека в более терпеливого человека. Когнитивный рефрейминг играет важную роль в личностном развитии. [51] Когнитивно-поведенческие психологи считают, что то, как мы воспринимаем события, важнее, чем само событие. Таким образом, если можно рассматривать негативные события с положительной стороны, они смогут прогрессировать и развиваться с меньшим количеством неудач. [52] Последовательное приближение – или формирование – наиболее тесно связано с личностным развитием. Последовательное приближение – это когда человек желает получить окончательный результат, но предпринимает дополнительные шаги для его достижения. Обычно каждый успешный шаг к конечной цели вознаграждается до тех пор, пока цель не будет достигнута. Личное развитие, если оно должно быть продолжительным, достигается постепенно. [50]

Педагогическая психология

[ редактировать ]

Педагогическая психология фокусируется на опыте обучения человека: методах обучения и преподавания, тестировании способностей и так далее. [53] Педагогическая психология стремится к дальнейшему развитию личности за счет повышения способности человека учиться, сохранять информацию и применять знания в реальном мире. Если человек способен повысить эффективность обучения, он лучше подготовлен к личному развитию.

Раннее образование

[ редактировать ]

Образование дает детям возможность начать личностное развитие в раннем возрасте. Учебная программа, преподаваемая в школе, должна тщательно планироваться и управляться, чтобы успешно способствовать личностному развитию. [54] Ключом к их развитию является создание условий для детей, позволяющих устанавливать качественные социальные отношения и четко формулировать цели и задачи. Если дошкольное образование не соответствует этим требованиям, оно может значительно задержать развитие детей, препятствуя их успеху в образовании, а также в обществе. Они могут отставать в развитии по сравнению со сверстниками той же возрастной группы. [54]

Высшее образование

[ редактировать ]

В 1960-е годы произошел значительный рост числа студентов в американских кампусах. [55] привело к исследованию потребностей студентов в личном развитии. Артур Чикеринг определил семь векторов личностного развития [56] для молодых людей во время учебы в бакалавриате:

  1. Развитие компетентности
  2. Управление эмоциями
  3. Достижение автономии и взаимозависимости
  4. Развитие зрелых межличностных отношений
  5. Установление личности
  6. Развивающаяся цель
  7. Развитие честности

В Великобритании личностное развитие заняло центральное место в университетской политике в 1997 году, когда был опубликован доклад Диринга. [57] [58] заявил, что университеты должны выходить за рамки академического преподавания и обеспечивать студентам личностное развитие. [59] В 2001 году Агентство по оценке качества университетов Великобритании разработало рекомендации. [60] для университетов для повышения личного развития как:

  • структурированный и поддерживаемый процесс, предпринимаемый человеком для размышления о своем собственном обучении, успеваемости и/или достижениях, а также для планирования своего личного, образовательного и карьерного развития;
  • цели, непосредственно связанные с развитием учащихся; улучшить способность учащихся понимать, что и как они изучают, а также анализировать, планировать и брать на себя ответственность за собственное обучение

В 1990-х годах бизнес-школы начали создавать специальные программы личностного развития для лидерства и карьерной ориентации, а в 1998 году Европейский фонд развития менеджмента создал систему аккредитации EQUIS , в которой указывалось, что личностное развитие должно составлять часть процесса обучения посредством стажировок. работа над командными проектами и поездка за границу по работе или по программам обмена. [61] [ нужна ссылка ]

Первый сертификат личностного развития, необходимый для окончания бизнес-школы, появился в 2002 году в результате партнерства Metizo, консалтинговой фирмы по личностному развитию, и Школы менеджмента Euromed. [62] в Марселе: студенты должны не только выполнять задания, но и демонстрировать самосознание и достижение компетенций личностного развития. [63]

Как академический факультет, личностное развитие как особая дисциплина часто ассоциируется с бизнес-школами. [64] Личностное развитие как область исследований опирается на связи с другими академическими дисциплинами:

  • Образование по вопросам обучения и оценки
  • Психология мотивации и личности
  • Социология для идентичности и социальных сетей
  • Экономика человеческого капитала и экономической ценности
  • Философия этики и саморефлексии

Развивающая деятельность

[ редактировать ]

Личностное развитие может включать в себя осознание хода своей жизни. Оно включает в себя множество определений, но отличается от самопознания. Самосознание является более глубоким и исследует сознательные и бессознательные аспекты нас самих. Согласно взглядам социального бихевиоризма, мы можем обрести самосознание посредством общения и общения. Самосознание также может быть положительным внутриличностным опытом, когда человек может размышлять в момент действия или прошлых действий. Повышение самосознания может помочь нам повысить наш эмоциональный интеллект, лидерские качества и производительность. [65]

Рабочее место

[ редактировать ]

Абрахам Маслоу (1908–1970) предложил иерархию потребностей с самореализацией наверху, определенную как «желание становиться все более и более тем, кем вы являетесь, стать всем, чем вы способны стать». Другими словами, самореализация — это стремление стать лучшей версией себя, стать всем, кем вы способны быть. [66]

Поскольку сам Маслоу считал, что лишь незначительное меньшинство людей самореализуется — по его оценкам, один процент [67] - его иерархия потребностей привела к тому, что организации стали рассматривать самореализацию или личностное развитие как происходящее на вершине организационной пирамиды, в то время как открытость и гарантия занятости на рабочем месте удовлетворяли потребности массы сотрудников. [68] [69]

Поскольку организации и рынки труда стали более глобальными, ответственность за развитие перешла от компании к отдельному человеку. [ нужны разъяснения ] В 1999 году мыслитель в области менеджмента Питер Друкер написал в Harvard Business Review :

Мы живем в век беспрецедентных возможностей: если у вас есть амбиции и ум, вы можете подняться на вершину выбранной вами профессии, независимо от того, где вы начинали. Но с возможностями приходит и ответственность. Сегодня компании не управляют карьерой своих сотрудников; Работники умственного труда , по сути, должны быть сами себе главными исполнительными директорами. От вас зависит найти свое место, знать, когда изменить курс, и сохранять активность и продуктивность на протяжении всей трудовой жизни, которая может длиться около 50 лет. [70] [ нужна страница ]

Профессора менеджмента Сумантра Гошал из Лондонской школы бизнеса и Кристофер Бартлетт из Гарвардской школы бизнеса написали в 1997 году, что компании должны управлять людьми индивидуально и заключать новые трудовые контракты. [71] С одной стороны, компания якобы должна признать, что личное развитие создает экономическую ценность: «Рыночная эффективность вытекает не из всемогущей мудрости топ-менеджеров, а из инициативы, творчества и навыков всех сотрудников». [72] С другой стороны, сотрудники должны осознавать, что их работа включает в себя личное развитие, и «принимать воодушевляющую силу непрерывного обучения и личного развития». [73]

Гошала и Бартлетта» Публикация в 1997 году книги «Индивидуализированная корпорация ознаменовала изменение в развитии карьеры от системы заранее определенных путей, определенных компаниями, к стратегии, определенной человеком и соответствующей потребностям организаций в открытом ландшафте возможностей. [74] [ нужен неосновной источник ] Еще одним вкладом в изучение развития карьеры стало признание того, что карьера женщин демонстрирует особые личные потребности и пути развития, отличные от карьеры мужчин. Исследование женской карьеры 2007 года, проведенное Сильвией Энн Хьюлетт . [75] оказало большое влияние на то, как компании рассматривают карьеру. [76] [77] Дальнейшие исследования карьеры как процесса личностного развития были основаны на исследовании Эрминии Ибарра в ее «Рабочей идентичности» взаимосвязи между сменой карьеры и изменением идентичности. [78] что указывает на то, что приоритеты работы и образа жизни постоянно развиваются на протяжении всей жизни.

Программы личного развития в компаниях делятся на две категории: предоставление льгот сотрудникам и содействие стратегиям развития.

Опросы сотрудников могут помочь организациям выяснить потребности, предпочтения и проблемы личного развития, а результаты использовать для разработки программ льгот. [79] Типичные программы этой категории включают в себя: [79]

В качестве инвестиций программы личного развития имеют целью увеличение человеческого капитала или повышение производительности , инноваций или качества. Сторонники на самом деле рассматривают такие программы не как затраты, а как инвестиции, результаты которых связаны со стратегическими целями развития организации. [80] Сотрудники получают доступ к этим инвестиционно-ориентированным программам путем отбора в соответствии с ценностью и будущим потенциалом сотрудника, обычно определяемым в архитектуре управления талантами , включая такие группы населения, как новые сотрудники, воспринимаемые сотрудники с высоким потенциалом, воспринимаемые ключевые сотрудники, сотрудники отдела продаж, исследовательские компании. сотрудников и предполагаемых будущих лидеров. [79] Организации также могут предлагать другие (неинвестиционно-ориентированные) программы многим или даже всем сотрудникам. Личностное развитие также является элементом инструментов управления, таких как планирование личного развития, оценка уровня способностей с использованием таблицы компетенций или получение обратной связи по анкете 360, заполненной коллегами на разных уровнях организации. [79]

Обычная критика [81] Что окружает программы личного развития, так это то, что к ним часто относятся как к произвольному инструменту управления производительностью, к которому нужно лишь на словах относиться, но в конечном итоге игнорируют. Таким образом, многие компании решили заменить программы личного развития целями личного развития SMART, которые регулярно пересматриваются и обновляются. Цели личного развития помогают сотрудникам достичь карьерных целей и повысить общую производительность.

Ученые назвали утверждения о самопомощи вводящими в заблуждение и неверными. В 2005 году Стив Салерно изобразил американское движение самопомощи (он использует аббревиатуру «ШАМ»: «Движение самопомощи и актуализации») не только как неэффективное в достижении своих целей, но и как социально вредное. клиенты продолжают вкладывать больше денег в эти услуги независимо от их эффективности. [82] Другие аналогичным образом отмечают, что книги по самопомощи «предложение увеличивает спрос… Чем больше людей их читают, тем больше они думают, что они им нужны… больше похоже на зависимость, чем на союз». [83]

Авторы самопомощи описываются как работающие «в области идеологического , воображаемого , нарративизированного... хотя в [их] работах пронизывает видимость сциентизма , в их основе также лежит основа морализаторства » . [84]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Личностное развитие | определение в Кембриджском словаре английского языка» . словарь.cambridge.org . Архивировано из оригинала 25 июня 2017 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  2. ^ Боб Обри (2010), Управление своими стремлениями: развитие личного предпринимательства на глобальном рабочем месте . МакГроу-Хилл, ISBN   978-0071311786 , с. 9.
  3. ^ Клегг, Сью; Брэдли, Салли (2013). «Модели планирования личного развития: практика и процессы» . Британский журнал исследований в области образования . 32 (1): 57–76. дои : 10.1080/01411920500402003 . ISSN   0141-1926 .
  4. ^ Гоф, Дэвид; Киван, Дина; Сатклифф, Кэти; Симпсон, Дональд; Хоутон, Николас (2006). «Систематическая карта и обобщенный обзор эффективности планирования личного развития для улучшения обучения учащихся» . ЭППИ-Центр. Архивировано из оригинала 1 ноября 2022 г. Проверено 13 марта 2022 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  5. ^ Андерсон, Бритни К.; Мейер, Джон П.; Ватерс, Челси; Эспиноза, Хосе А. (01 августа 2020 г.). «Измерение личностного роста и развития в контексте: доказательства достоверности в образовательных и рабочих условиях» . Журнал исследований счастья . 21 (6): 2141–2167. дои : 10.1007/s10902-019-00176-w . hdl : 20.500.11937/76647 . ISSN   1573-7780 . S2CID   203449127 .
  6. ^ Ирвинг, Дж.А.; Уильямс, Д.И. (1999). «Личностный рост и личностное развитие: уточнения понятий» . Британский журнал руководства и консультирования . 27 (4): 517–526. дои : 10.1080/03069889900760431 . ISSN   0306-9885 – через ProQuest.
  7. ^ Перейти обратно: а б Феникс, Филип Х. (1982). «Содействие личностному развитию через обучение» . Отчет педагогического колледжа: голос стипендий в образовании . 84 (2): 301–316. дои : 10.1177/016146818208400206 . ISSN   0161-4681 . S2CID   140791247 . Архивировано из оригинала 1 ноября 2022 г. Проверено 13 марта 2022 г.
  8. ^ Боб Обри, Мера человека: лидерство человеческого развития McGraw-Hill 2016 ISBN   978-9814660648 , с. 15
  9. ^ Обадара, Олабанджи Э.; Абатан, О. Люк (01 марта 2014 г.). «Профессиональная практика и ученичество коренных народов: значение для личностного развития молодежи на юго-западе Нигерии» . Академический журнал междисциплинарных исследований . дои : 10.5901/ajis.2014.v3n1p393 .
  10. ^ Некоторые источники признают развитие личности «индустрией»: см., например: Каллен, Джон Г. (2009). «Как продать свою душу и при этом попасть на Небеса: вызывающая прозрение технология эффективной самости Стивена Кови» (PDF) . Человеческие отношения . 62 (8). Публикации мудрецов: 1231–1254. дои : 10.1177/0018726709334493 . ISSN   0018-7267 . S2CID   145181366 . Архивировано (PDF) из оригинала 12 августа 2017 г. Проверено 8 декабря 2019 г. Росту индустрии личного развития и ее гуру продолжают встречать сопротивление во многих жанрах. И: Грант, Энтони М.; Блайт О'Хара (ноябрь 2006 г.). «Самопрезентация коммерческих австралийских школ лайф-коучинга: повод для беспокойства?» (PDF) . Международный обзор психологии коучинга . 1 (2). Лестер: Британское психологическое общество : 21–33 [29]. дои : 10.53841/bpsicpr.2006.1.2.21 . ISSN   1750-2764 . S2CID   79131666 . Проверено 28 апреля 2010 г. ... большая часть коммерческой индустрии коучинга и личного развития основана больше на гиперболе и риторике, чем на солидной науке о поведении (Грант, 2001) ... И: Грант, Энтони М.; Майкл Дж. Кавана (декабрь 2007 г.). «Коучинг, основанный на фактических данных: процветание или угасание?». Австралийский психолог . 42 (4). Австралийское психологическое общество : 239–254. дои : 10.1080/00050060701648175 . ISSN   1742-9544 . Чтобы процветать, коучинговая психология должна оставаться четко отделенной от часто сенсационных и псевдонаучных аспектов индустрии личного развития, в то же время участвуя в развитии более широкой индустрии коучинга.
  11. ^ «Различия между B2C и B2B в бизнес-системах» . Малый бизнес — Chron.com . Архивировано из оригинала 20 ноября 2021 г. Проверено 20 ноября 2021 г.
  12. ^ «Маркетинг – это все» . Гарвардское деловое обозрение . 1 января 1991 г. ISSN   0017-8012 . Архивировано из оригинала 19 декабря 2020 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  13. ^ «Отчет о размере рынка личностного развития, 2020–2027 гг.» . www.grandviewresearch.com . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  14. ^ Фуко, Мишель , изд. (1986). Забота о себе . Том. 2. Случайный дом. В переводе с французского издания Le Souci de Soi , Галлимар, 1984. Во второй части книги Фуко описывается техника заботы о душе, подпадающая под категорию эпимелеи, от греческого до классического римского периода и вплоть до ранних этапов христианства. .
  15. ^ ван дер Коой, Якомейн К.; де Рюйтер, Дорет Дж.; Мидема, Зибрен (3 июля 2015 г.). «Влияние нравственного воспитания на личное мировоззрение учащихся» . Журнал нравственного воспитания . 44 (3): 346–363. дои : 10.1080/03057240.2015.1048790 . ISSN   0305-7240 . S2CID   17075284 . Архивировано из оригинала 04 сентября 2023 г. Проверено 5 мая 2021 г.
  16. ^ Например: Сингхви, LM (2003). «Джайнизм». В Палмере, Мартин (ред.). Вера в сохранение: новые подходы к религиям и окружающей среде . Направления развития Всемирного банка. Вашингтон, округ Колумбия: Публикации Всемирного банка. стр. 107–108. ISBN  978-0821355596 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года . Проверено 20 сентября 2020 г. Джайны считают, что для достижения более высоких стадий личного развития миряне должны придерживаться трех драгоценностей (рарн-трайя), а именно: просвещенного мировоззрения, истинного знания и поведения, основанного на просвещенном мировоззрении и истинном знании.
  17. ^ Например: Хершок, Питер Д. (2005). «Буддийские корни Чань». Чань-буддизм . Размеры азиатской духовности. Том. 2. Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 26. ISBN  978-0824828356 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года . Проверено 20 сентября 2020 г. Тхеравада карму считает архата , или «святого», идеалом личного развития — практикующего буддиста , который осознал прекращение всех запутанных форм мыслей и действий и который прекратил создавать любую , которая могла бы продолжать вращать колесо. рождения и смерти.
  18. ^ Например: Мансухани, Гобинд Сингх (1968). Введение в сикхизм: 100 основных вопросов и ответов по сикхской религии и истории (2-е изд.). Индийский книжный дом. п. 60. Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года . Проверено 20 сентября 2020 г. Каковы стадии духовного развития согласно сикхизму? Духовное достижение – это вопрос личного развития.
  19. ^ Например: Шайд, Дэниел П. (2016). «Индуистские традиции: Дхармическая экология». Космическое общее благо: религиозные основания экологической этики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 128. ИСБН  978-0199359431 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года . Проверено 20 сентября 2020 г. Дхарма включает в себя теорию добродетели и личного развития, а также устанавливает подробные этические правила и религиозные обязательства, которые человек должен выполнять.
  20. ^ Вентегодт, Сёрен; Джоав Меррик; Нильс Йорген Андерсен (октябрь 2003 г.). «Теория качества жизни III. Возвращение к Маслоу» . Научный мировой журнал . 3 (3). Финляндия: Corpus Alienum Oy: 1050–1057. дои : 10.1100/tsw.2003.84 . ISSN   1537-744X . ПМЦ   5974881 . ПМИД   14570995 . В древней Индии люди говорили о достижении уровня существования, называемого «сат-сит-ананда»: бытия, мудрости и счастья как одного.
  21. ^ Оливер, Пол (2014). «Йога, мистика и духовное сознание». Индуизм и 1960-е годы: подъем контркультуры . Лондон: Издательство Блумсбери. п. 132. ИСБН  978-1472530783 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 года . Проверено 20 сентября 2020 г. Молодые люди [1960-х годов] ... искали философию и мировоззрение, которые подчеркивали внутреннюю жизнь и поиск личного развития. Возможно, этим объясняется привлекательность индийского религиозного опыта того времени в том смысле, что он меньше фокусировался на следовании писаниям и формальным учениям, а больше на личном духовном поиске человека.
  22. ^ Махмуд, Аршад; Аршад, Мохд Ануар; Ахмед, Адил; Ахтар, Сохаил; Хан, Шахид (4 июня 2018 г.). «Исследование духовного интеллекта в развитии человеческих ресурсов: тематический обзор» . Обзор исследований в области управления . 41 (8): 987–1006. дои : 10.1108/mrr-03-2017-0073 . ISSN   2040-8269 . S2CID   158831200 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 г. Проверено 23 июня 2023 г.
  23. ^ Мурад, Хуррам (2006). Саморазвитие . Дом Патауди, Дарьягундж, Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Adam. стр. 8–10. ISBN  8174354824 .
  24. ^ Никомахова этика , перевод WDRoss, Основные труды Аристотеля , раздел 1142. Интернет в «Архиве интернет-классики Массачусетского технологического института»: http://classics.mit.edu//Aristotle/nicomachaen.html. Архивировано 5 августа 2011 г. на сайте машина обратного пути
  25. ^ Марта Нуссбаум, «Хрупкость добра» , издательство Кембриджского университета, обсуждает, почему английское слово «счастье» не описывает концепцию эвдемонии Аристотеля , стр. 1–6.
  26. ^ Лауреат Нобелевской премии Амартия Сен отождествляет экономическое развитие с концепциями индивидуального развития Аристотеля в своей книге, написанной в соавторстве с ученым-аристотелем Нуссбаумом: Нуссбаум, Марта ; Сен, Амартия , ред. (1993). Качество жизни . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  978-0198283959 . А в своей общей книге, опубликованной через год после получения Нобелевской премии по экономике в 1998 году: Сен, Амартия (1999). Развитие как свобода . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  27. ^ Дэниел Селигман явно отождествляет цели позитивной психологии с идеей Аристотеля о «хорошей жизни» и эвдемонии в книге «Селигман, Мартин EP» (2002). Подлинное счастье: использование новой позитивной психологии для реализации вашего потенциала для долгосрочного удовлетворения. Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN   0743222970 (изд. в мягкой обложке, Free Press, 2004 г., ISBN   0743222989 ).
  28. ^ Маршалл, Крис. Взломай свой мозг: быстрый способ измениться . Архивировано из оригинала 17 мая 2018 г. Проверено 16 мая 2018 г.
  29. ^ Конфуций, Великое учение , перевод Джеймса Легга. Предоставлено онлайн в Архиве интернет-классики Массачусетского технологического института. Архивировано 5 августа 2011 г. в Wayback Machine .
  30. ^ Перейти обратно: а б Хайнц Ансбахер и Ровена Р. Ансбахер (1964), Индивидуальная психология Альфреда Адлера , Basic Books, 1956. См. особенно главу 3 о финализме и художественной литературе и главу 7 о стиле жизни.
  31. ^ Локвуд, Северная Каролина (2003). Баланс между работой и личной жизнью. Проблемы и решения, SHRM Research, США , 2–10.
  32. ^ Юнг рассматривал индивидуацию как процесс психологической дифференциации, целью которого является развитие индивидуальной личности. КГ Юнг. Психологические типы . Собрание сочинений , Том. 6., пар. 757.
  33. ^ Дэниел Левинсон, Времена года мужской жизни , Ballantine Press, 1978, стр. 91–92.
  34. ^ Альберт Бандура (1997). Самоэффективность: осуществление контроля. Нью-Йорк: Фриман.
  35. ^ Альберт Бандура, Самоэффективность: осуществление контроля , WH Freeman and Company, Нью-Йорк, 1998, с. 184.
  36. ^ Сзе, Дэвид (17 июня 2015 г.). «Отец позитивной психологии и его две теории счастья» . Архивировано из оригинала 11 августа 2020 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
  37. ^ «Кто такой Мартин Селигман и чем он занимается?» . 20 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 12 октября 2020 г. . Проверено 7 октября 2020 г.
  38. ^ Мартин Селигман, «Укрепление человеческой силы: забытая миссия психологии», Vol. 29, № 1, январь 1998 г.
  39. ^ Лопес, Шейн Дж.; Педротти, Дженнифер Терамото; Снайдер, ЧР (6 августа 2018 г.). Позитивная психология: научные и практические исследования сильных сторон человека . Публикации Сейджа. ISBN  978-1-5443-4175-0 . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 г. Проверено 22 мая 2022 г.
  40. ^ «Гуманистические подходы» .
  41. ^ Франкл, Виктор. Человек в поисках смысла .
  42. ^ «Самосознание и личностный рост: теория и применение таксономии Блума» (PDF) .
  43. ^ «АПА.орг» . Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  44. ^ Парк, Росс Д. (2020). «Социальное развитие» . Оксфордская исследовательская энциклопедия психологии . doi : 10.1093/acrefore/9780190236557.013.520 . ISBN  978-0-19-023655-7 . Архивировано из оригинала 26 сентября 2022 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  45. ^ Исследовательская группа детских домов Санкт-Петербург – США (2008 г.). «I. Теоретическое, эмпирическое и практическое обоснование» . Монографии Общества исследований детского развития . 73 (3): vii-295. дои : 10.1111/j.1540-5834.2008.00483.x . ПМК   2702123 . ПМИД   19121007 .
  46. ^ «Самопонимание и саморегуляция в среднем детстве». Развитие в среднем детстве: от шести до двенадцати лет . Издательство национальных академий (США). 1984. Архивировано из оригинала 20 января 2022 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  47. ^ Барг, Дж.А.; Морселла, Э. (2008). «Бессознательный разум» . Перспективы психологической науки . 3 (1): 73–79. дои : 10.1111/j.1745-6916.2008.00064.x . ПМК   2440575 . ПМИД   18584056 .
  48. ^ Глен о. Габбард, доктор медицины (2014). Психодинамическая психиатрия в клинической практике (5-е изд.). Американский психиатрический паб. ISBN  978-1585624430 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 г. Проверено 1 января 2021 г.
  49. ^ «АПА ПсихНет» . psycnet.apa.org . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б с «Что такое когнитивно-поведенческая терапия?» . Архивировано из оригинала 13 января 2022 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  51. ^ Гудфренд, В., и Арриага, XB (2018). Когнитивный рефрейминг агрессии интимного партнера: социальные и контекстуальные влияния. Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения , 15 (11), 2464.
  52. ^ Леви, Ханна С.; Стивенс, Кимберли Т.; Толин, Дэвид Ф. (23 июля 2021 г.). «Обзор исследования: метаанализ частоты рецидивов при когнитивно-поведенческой терапии тревоги и связанных с ней расстройств у молодежи» . Журнал детской психологии и психиатрии . 63 (3): 252–260. дои : 10.1111/jcpp.13486 . ISSN   0021-9630 . ПМИД   34296755 . S2CID   236198764 . Архивировано из оригинала 6 февраля 2024 г. Проверено 13 марта 2022 г.
  53. ^ «Педагогическая психология способствует преподаванию и обучению» . Архивировано из оригинала 30 октября 2020 г. Проверено 10 декабря 2020 г.
  54. ^ Перейти обратно: а б Таттум Д. и Таттум Э. (2017). Социальное образование и развитие личности . Рутледж.
  55. ^ См., например, данные по Кубе: «Высшее образование» . Кубинская статистика и соответствующие публикации . Центр исследований народонаселения и развития Национального статистического управления. Архивировано из оригинала 24 июня 2008 г. Проверено 17 июля 2009 г.
  56. ^ Артур Чикеринг, Образование и идентичность (Сан-Франциско: Джосси-Басс, 1969); 2-е изд. обновлено Линдой Рейссер, опубликовано в 1993 году Джосси-Басс.
  57. ^ Отчет Диринга за 1997 год: см. веб-сайт Университета Лидса: http://www.leeds.ac.uk/educol/ncihe/. Архивировано 21 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
  58. ^ Чалкли, Брайан (март 1998 г.). «Симпозиум Арены: Диринг и география» . Журнал географии в высшем образовании . 22 (1): 55–60. дои : 10.1080/03098269886029 . ISSN   0309-8265 . Архивировано из оригинала 07 февраля 2024 г. Проверено 10 марта 2022 г.
  59. ^ Диринг, Рон. «Высшее образование в обучающемся обществе» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
  60. ^ Эти определения и рекомендации опубликованы на веб-сайте Академии высшего образования Великобритании: «Академия высшего образования – страница планирования личного развития (PDP)» . Архивировано из оригинала 20 декабря 2008 г. Проверено 20 декабря 2008 г.
  61. ^ Хедмо, Сахлин-Андерссон и Ведлин, Тина, Керстин и Линда. «Появление европейской области регулирования управленческого образования - стандартизация посредством аккредитации, рейтинга и руководящих принципов». Стокгольмский центр организационных исследований: Стокгольмский университет. CiteSeerX   10.1.1.198.3080 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  62. ^ Компоненты программ личностного развития Euromed Management School представлены на веб-сайте школы: «Подход к обучению Euromed Management – ​​Школа менеджмента» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2009 г. Проверено 18 февраля 2009 г.
  63. ^ Хокаем, Джихад Эль; Кайруз, Акл (20 марта 2014 г.). «Евро-мед: государственное управление и хорошее местное самоуправление» . Procedia – Социальные и поведенческие науки . Проблемы и инновации в менеджменте и лидерстве. 124 : 528–535. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.02.516 . ISSN   1877-0428 .
  64. ^ Ван, Лиз; Кальвано, Лиза (04 июля 2018 г.). «Понимание того, как педагогика сервисного обучения влияет на цели обучения учащихся» . Журнал образования для бизнеса . 93 (5): 204–212. дои : 10.1080/08832323.2018.1444574 . ISSN   0883-2323 . S2CID   196115077 . Архивировано из оригинала 07 февраля 2024 г. Проверено 20 июня 2021 г.
  65. ^ Карден, Джулия; Джонс, Ребекка Дж.; Пассмор, Джонатан (2021). «Определение самосознания в контексте развития взрослых: систематический обзор литературы» . Журнал управленческого образования . 46 (1) (опубликовано в 2022 г.): 140–177. дои : 10.1177/1052562921990065 . S2CID   233838278 – через Business Source Primer.
  66. ^ Абрахам Маслоу, «Теория человеческой мотивации», первоначально опубликованная в «Психологическом обзоре» 1943 года , номер 50, страница 838.
  67. ^ Маслоу, AH (1996). Высшая мотивация и новая психология. В Э. Хоффмане (ред.), Видения будущего: неопубликованные статьи Абрахама Маслоу. Таузендс-Оукс, Калифорния: Сейдж, с. 89.
  68. ^ «Элементы перемен: Личностное развитие» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 января 2022 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
  69. ^ Миттельман, Уиллард (январь 1991 г.). «Исследование Маслоу о самоактуализации: новая интерпретация» . Журнал гуманистической психологии . 31 (1): 114–135. дои : 10.1177/0022167891311010 . ISSN   0022-1678 . S2CID   144849415 . Архивировано из оригинала 07 октября 2022 г. Проверено 4 октября 2022 г.
  70. ^ Питер Ф. Друкер, «Управление собой», Лучшее из HBR 1999.
  71. ^ Гошал, Сумантра ; Бартлетт, Кристофер А. (1997) Индивидуализированная корпорация: фундаментально новый подход к менеджменту, HarperCollins, с. 286.
  72. ^ Майстер, Дэвид Х. (2012), «Создание ценности с помощью людей» , «Совершенствование деловой эффективности » , Bloomsbury Information Ltd, стр. 209–214, doi : 10.5040/9781472920430.0032 , ISBN  978-1-4729-2043-0 , заархивировано из оригинала 7 февраля 2024 г. , получено 22 января 2022 г.
  73. ^ Пандит, Шринивас (2005). Образцовые руководители: взгляд на организационную трансформацию . Тата МакГроу-Хилл. п. 238. ИСБН  0070588120 . Архивировано из оригинала 07 февраля 2024 г. Проверено 16 октября 2021 г.
  74. ^ Госал, Сумантра; Бартлетт, Кристофер А. (1997). Индивидуализированная корпорация . Нью-Йорк: Харпер Бизнес.
  75. ^ Хьюлетт, Сильвия Энн (2007), Off-Ramps и On-Ramps, Harvard Business School Press. В этой книге показано, как женщины начали менять традиционный карьерный путь и как компании адаптируются к проблемам карьеры/образа жизни как для мужчин, так и для женщин.
  76. ^ Кваст, Лиза. «Карьерный спад наносит все больший ущерб женской карьере» . Форбс . Архивировано из оригинала 4 марта 2020 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
  77. ^ Майстер, Дэвид Х. (2012), «Создание ценности с помощью людей» , «Совершенствование деловой эффективности » , Bloomsbury Information Ltd, стр. 209–214, doi : 10.5040/9781472920430.0032 , ISBN  978-1-4729-2043-0 , заархивировано из оригинала 7 февраля 2024 г. , получено 27 марта 2022 г.
  78. ^ Ибарра, Герминия (2003). «2» . Рабочая идентичность: нетрадиционные стратегии для новой карьеры . Бостон: Издательство Гарвардской школы бизнеса. стр. 199 . ISBN  978-1578517787 . Ибарра обсуждает смену карьеры, основанную на процессе перехода от возможных «я» к «закреплению» новой профессиональной идентичности.
  79. ^ Перейти обратно: а б с д ДеБеллис, Пит. «Изучение предпочтений сотрудников в отношении вознаграждений: введение» (PDF) . ТОО «Делойт Консалтинг». Архивировано (PDF) из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
  80. ^ Кеган, Роберт (2016). Культура каждого становится сознательно развивающейся организацией . Harvard Business Review Press. ISBN  978-1625278623 . ОСЛК   941800420 . Архивировано из оригинала 07 февраля 2024 г. Проверено 13 марта 2022 г.
  81. ^ «Каковы цели личного развития? | Четкий обзор» . Очистить обзор . 12 декабря 2016 г. Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 г. Проверено 10 ноября 2017 г.
  82. ^ Таха, Алам. «У индустрии самопомощи появился новый конкурент – мы представляем «Кварталы мира»» . Интернет-пиар СМИ . Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
  83. ^ Танк, Айтекин (23 июля 2019 г.). «Ваша одержимость книгами по саморазвитию может отрицательно сказаться на вашей продуктивности» . Компания Фаст . Архивировано из оригинала 12 декабря 2019 года . Проверено 12 декабря 2019 г.
  84. ^ Леннарт Дж. Дэвис (2012). «Сущность секса: зависимость как инвалидность» . Роберт МакРуер, Анна Моллоу (ред.). Секс и инвалидность . Издательство Университета Дьюка. п. 324. ИСБН  978-0822351542 . Архивировано из оригинала 07 февраля 2024 г. Проверено 3 октября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4afc4271e134c16de4c8fb75f197be2a__1721465520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/2a/4afc4271e134c16de4c8fb75f197be2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Personal development - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)