Jump to content

Теории стадий развития

В психологии теории стадий развития — это теории, которые делят психологическое развитие на отдельные стадии, характеризующиеся качественными различиями в поведении. [1]

Существует несколько различных взглядов на психологическое и физическое развитие и на то, как оно протекает на протяжении всей жизни. Две основные теории психологического развития включают непрерывное и прерывистое развитие. [2] Помимо индивидуальных различий в развитии, психологи развития в целом согласны с тем, что развитие происходит упорядоченно и одновременно в разных областях. [3] [ нужна страница ]

Теории сцены

[ редактировать ]

Развитие человеческого разума — сложная и дискуссионная тема, которая может происходить непрерывно или прерывисто. [4] Непрерывное развитие, как и рост ребенка, поддается измерению и количественному, тогда как прерывистое развитие является качественным, как цвет волос или кожи, где эти черты подпадают только под несколько конкретных фенотипов. [5] Непрерывное развитие предполагает постепенные и постоянные изменения на протяжении всей жизни, при этом поведение на более ранних стадиях развития обеспечивает основу навыков и способностей, необходимых для следующих стадий. [6] С другой стороны, прерывистое развитие включает отдельные стадии, на каждой из которых происходят разные виды поведения. [3] [ нужна страница ]

Стадийные теории развития основаны на предположении, что развитие представляет собой прерывистый процесс, включающий отдельные стадии , характеризующиеся качественными различиями в поведении. Они также предполагают, что структура стадии не варьируется в зависимости от каждого человека; однако время каждого этапа может варьироваться индивидуально. [1] В то время как некоторые теории сосредоточены в первую очередь на здоровом развитии детей, другие предполагают стадии, характеризующиеся зрелостью, редко достигаемой до старости.

Эго-психология

[ редактировать ]

Теория психосексуальных стадий, созданная Зигмундом Фрейдом (р. 1856), состоит из пяти различных стадий психосексуального развития , которые люди проходят на протяжении всей своей жизни. Четыре из этих стадий простираются от рождения до полового созревания, а последняя стадия продолжается на протяжении всей оставшейся жизни. [7] Эрик Эриксон (род. 1902) разработал теорию психосоциального развития , которая находилась под влиянием и на основе Фрейда, которая включает четыре детских и четыре взрослых стадии жизни, которые отражают сущность личности в каждом периоде развития. [8] Каждая из стадий Эриксона включает в себя как положительные, так и отрицательные влияния, которые можно будет увидеть позже в жизни человека. Его теория включает влияние биологических факторов на развитие. [9] Джейн Левинджер (род. 1918) опиралась на работы Эриксона в своем описании стадий развития эго .

Индивидуация и привязанность в эго-психологии

[ редактировать ]

Маргарет Малер Теория сепарации-индивидуации в развитии ребенка ребенка (р. 1897) содержит три фазы, касающиеся объектных отношений . Джона Боулби (род. 1907) Теория привязанности предполагает, что потребности в развитии и привязанность детей связаны с конкретными людьми, местами и объектами на протяжении всей нашей жизни. Эти связи обеспечивают поведение маленького ребенка, на которое сильно влияют и на которое полагаются на протяжении всей жизни. В случае материнской депривации это развитие может быть нарушено. [10] Роберт Кеган (р. 1946) представил теорию развивающейся личности , которая описывает конструктивную теорию развития субъектно-объектных отношений.

Когнитивное и моральное развитие

[ редактировать ]

Когнитивное развитие

[ редактировать ]
Теория когнитивного развития Пиаже.
[ редактировать ]

Теория когнитивного развития Жана Пиаже описывает четыре основных этапа от рождения до полового созревания, последний из которых начинается в 12 лет и не имеет конечного возраста: [11] Сенсомоторные: (от рождения до 2 лет), Предоперационные: (от 2 до 7 лет), Конкретные операции: (от 7 до 11 лет) и Формальные операции: (от 12 лет). Каждый этап имеет как минимум два подэтапа, обычно называемые ранним и полным. Теория Пиаже представляет собой теорию структурных стадий, которая подразумевает, что:

  • Каждый этап качественно различен; это изменение природы, а не только количества;
  • Каждый этап закладывает основу для следующего;
  • Все проходят этапы в одинаковом порядке.
Неопиажеские теории
[ редактировать ]

Неопиажеские теории критикуют работы Пиаже и основываются на них. Хуан Паскауаль-Леоне был первым, кто предложил теорию неопиаже. С тех пор несколько неопиаже теорий когнитивного развития . было предложено [12] К ним относятся теории Робби Кейса, Грэма Хэлфорда, Андреаса Деметриу и Курта В. Фишера . Теория Майкла Коммонса также модели иерархической сложности актуальна. Описание стадий в этих теориях более подробное и фокусируется на основных механизмах обработки информации, а не на рассуждениях как таковых. Фактически, развитие способности обрабатывать информацию призвано объяснить развитие рассуждения. Описано больше стадий (около 15 стадий), причем помимо стадии Формальных операций добавляются еще 4. Большинство последовательностей этапов сопоставляются друг с другом. Постпиажеские этапы свободны от содержания и контекста и поэтому очень общие.

[ редактировать ]

Лоуренс Кольберг (р. 1927) на своих этапах морального развития описал, как у людей развивалось моральное мышление. [13] Кольберг согласился с теорией морального развития Пиаже о том, что моральное понимание связано с когнитивным развитием. Его три уровня были разделены на следующие категории: доконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, каждый из которых имеет две подстадии. Джеймс В. Фаулер (р. 1940) и его теория этапов развития веры основываются на схемах Пиаже и Кольберга.

Обучение и образование

[ редактировать ]

Мария Монтессори (р. 1871) описала ряд этапов своей педагогической философии . Альберт Бандура (род. 1925) в своей теории социального обучения делает упор на экспериментальном обучении ребенка из окружающей среды. [14]

Духовность и консультирование

[ редактировать ]

Вдохновленный теософией , Рудольф Штайнер (р. 1861) разработал стадийную теорию, основанную на семилетних этапах жизни. За тремя фазами детства (от зачатия до 21 года) следуют три стадии развития Эго (21–42 года), завершающиеся тремя стадиями духовного развития (42–63). Теория применяется в вальдорфском образовании. [15]

Клэр В. Грейвс (р. 1914) разработал теорию возникающих циклических уровней существования . Она была популяризирована Доном Беком (род. 1937) и Крисом Коуэном как спиральная динамика и в основном применялась в консалтинге. Кен Уилбер (род. 1949) интегрировал спиральную динамику в свою интегральную теорию , которая также включает психологические стадии развития, описанные Жаном Пиаже и Джейн Левингер, духовные модели Шри Ауробиндо и Рудольфа Штайнера , а также Жана Гебсера теорию мутаций сознания в человеческая история.

Другие теории

[ редактировать ]

Лев Выготский (р.1896) разработал несколько теорий, в частности теории зоны ближайшего развития . Другие теории не совсем являются теориями стадий развития, но включают в себя иерархию психологических факторов и элементов. Абрахам Маслоу (р. 1908) описал иерархию потребностей . [16] Джеймс Марсия (р. 1937) разработал теорию достижения идентичности и статуса идентичности .

  1. ^ Jump up to: а б Хейслип-младший, Берт; Нойманн, Крейг С.; Лауден, Линда; Чепмен, Бенджамин (2006). «Теории стадий развития». В Херсене, Мишель; Томас, Джей С. (ред.). Комплексный справочник по личности и психопатологии, Vol. 1. Личность и повседневное функционирование . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons . стр. 115–141. ISBN  9780471488385 . OCLC   59279973 .
  2. ^ Айзенк, Майкл В. (2017). «Развивающий подход» . Просто психология : 121–175. дои : 10.4324/9781315517933-9 . ISBN  9781315517933 .
  3. ^ Jump up to: а б Картер, Линда; Гривас, Джон (2004). Психология Южной Австралии: Этап 1 . Милтон, Квинсленд: Джакаранда. ISBN  9780731400942 . OCLC   224074696 .
  4. ^ «Что такое развитие продолжительности жизни? | Введение в психологию» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 18 марта 2021 г.
  5. ^ Крэйн, Уильям (2 октября 2015 г.). Теории развития: концепции и приложения: концепции и приложения . Психология Пресс. ISBN  978-1-317-34322-6 .
  6. ^ «Темы и теории детского развития» . сайт highed.mheducation.com . Проверено 06 марта 2021 г.
  7. ^ «Фрейд и психодинамическая перспектива | Введение в психологию» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 16 марта 2021 г.
  8. ^ Берк, Лаура (2018). Развитие через продолжительность жизни (7-е изд.). Бостон: Пирсон. п. 184. ИСБН  978-0-13-441969-5 .
  9. ^ Найт, Зельда Джиллиан (2017). «Предлагаемая модель психодинамической психотерапии, связанная с восемью стадиями психосоциального развития Эрика Эриксона» . Клиническая психология и психотерапия . 24 (5): 1047–1058. дои : 10.1002/cpp.2066 . ISSN   1099-0879 . ПМИД   28124459 .
  10. ^ Шаффер, Х. Рудольф (2004). Знакомство с детской психологией . Молден, Массачусетс: Паб Blackwell. ISBN  0-631-21627-8 . OCLC   51799325 .
  11. ^ «Когнитивное развитие | Энциклопедия специального образования: Справочник по образованию детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями и других исключительных личностей - Справочник кредо» . search.credoreference.com . Проверено 16 марта 2021 г.
  12. ^ Деметриу, А. (1998). Когнитивное развитие. В: А. Деметриу, В. Дойз, К.Ф. ван Лисхаут (ред.), Психология развития на протяжении всей жизни , стр. 179–269. Лондон: Уайли.
  13. ^ Кольберг, Лоуренс (1987). Измерение морального суждения . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-32565-Х .
  14. ^ Бандура, Альберт (1970). Социальное обучение и развитие личности . Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN  0-03-910038-3 . OCLC   898963514 .
  15. ^ Лиевегод, Бернар (1997). Фазы: Духовные ритмы взрослой жизни . Форест-Роу, Великобритания: Rudolf Steiner Press. ISBN  1-85584-056-1 .
  16. ^ Маслоу, Авраам Х. (1943). «Теория человеческой мотивации» . Психологический обзор . 50 (4): 370–396. CiteSeerX   10.1.1.334.7586 . дои : 10.1037/h0054346 . hdl : 10983/23610 . ISSN   0033-295X . OCLC   1318836 . Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 г. Получено 13 марта 2007 г. - через psychclassics.yorku.ca.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: edb7afdb6fe0c297a1aeee2ddcc77298__1710350880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/98/edb7afdb6fe0c297a1aeee2ddcc77298.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Developmental stage theories - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)