Умирающий
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Умирание – это заключительный этап жизни , который в конечном итоге приведет к смерти . Диагностика смерти – это сложный процесс принятия клинических решений, и большинство практических контрольных списков, облегчающих этот диагноз, основаны на диагнозах рака. [1]
Часть серии о |
Человеческий рост и развитие |
---|
![]() |
Этапы |
Биологические вехи |
Развитие и психология |
Признаки смерти
[ редактировать ]Национальный институт рака США сообщает , что наличие некоторых из следующих признаков может указывать на приближение смерти: [2] [3]
- Сонливость, повышенный сон и/или отсутствие реакции (вызванные изменениями метаболизма пациента).
- Путаница относительно времени, места и/или личности близких; беспокойство; видения людей и мест, которых нет; дергание постельного белья или одежды (частично вызвано изменениями в обмене веществ пациента).
- Снижение социализации и абстиненции (вызванное уменьшением поступления кислорода в мозг, снижением кровотока и психической подготовкой к смерти).
- Снижение потребности в пище и жидкости и потеря аппетита (вызванная потребностью организма сохранять энергию и снижением его способности правильно использовать пищу и жидкости).
- Потеря контроля над мочевым пузырем или кишечником (вызванная расслаблением мышц в области таза).
- Потемнение мочи или уменьшение количества мочи (вызвано замедлением функции почек и/или снижением потребления жидкости).
- Кожа становится прохладной на ощупь, особенно на руках и ногах; кожа может стать синеватого цвета, особенно на нижней стороне тела (вызвано снижением кровообращения в конечностях).
- Дребезжащие или булькающие звуки при дыхании, которые могут быть громкими ( предсмертный хрип ); дыхание нерегулярное и поверхностное; уменьшение количества вдохов в минуту; дыхание, которое чередуется между быстрым и медленным (вызвано застоем из-за снижения потребления жидкости, накопления отходов в организме и/или уменьшения кровообращения в органах).
- Поворот головы в сторону источника света (вызвано ухудшением зрения).
- Увеличение сложности контроля боли (вызвано прогрессированием заболевания).
- Непроизвольные движения (так называемые миоклонии ), учащение пульса , гипертония с последующей гипотензией . [4] потеря рефлексов в ногах и руках — дополнительные признаки приближения конца жизни.
Культурные взгляды на смерть
[ редактировать ]То, как люди понимают и подходят к процессу умирания, различается в разных культурах. [5] В некоторых культурах смерть — это полное прекращение жизни. [5] В других культурах смерть может включать в себя измененные состояния бытия, такие как сон или болезнь. [5] В некоторых традициях смерть знаменует собой переход в другой вид существования или включает в себя циклическую модель смерти и возрождения. [5] Эти культурные различия влияют на образ жизни, поведение и подход людей к смерти и умиранию. [5]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В Соединенных Штатах широко распространенная культура «бросающего вызов смерти» приводит к сопротивлению процессу умирания. [5] Смерть и болезнь часто воспринимаются как вещи, с которыми нужно «бороться». [5] разговоры о смерти и умирании считались болезненными или табуированными. Большинство людей умирают в больнице или учреждении престарелых, и только около 30% умирают дома. [6] Поскольку Соединенные Штаты являются культурно разнообразной страной, отношение к смерти и умиранию варьируется в зависимости от культурных и духовных факторов. [7]
Китай
[ редактировать ]В китайской культуре смерть рассматривается как конец жизни — загробной жизни не существует, что приводит к негативному восприятию смерти. [8] Такое отношение к смерти и умиранию берет начало в трех доминирующих религиях Китая: даосизме , буддизме и конфуцианстве . [9]
Южная часть Тихого океана
[ редактировать ]В некоторых культурах южной части Тихого океана считается, что жизнь покидает тело человека, когда он болен или спит, что приводит к множеству «смертей» в течение одной жизни. [5]
Религиозные взгляды на смерть
[ редактировать ]христианство
[ редактировать ]В христианской вере большинство людей согласны с тем, что верующие испытают смерть только один раз; однако различные традиции придерживаются разных представлений о том, что происходит во время промежуточного состояния , периода между смертью и всеобщим воскресением. Для многих традиций смерть — это разделение тела и души, поэтому душа продолжает существовать в бестелесном состоянии. Другие традиции полагают, что душа и тело неразделимы, а это означает, что смерть тела делает душу бессознательной до воскресения. Другие верят, что дух покидает тело, чтобы существовать в раю или аду . [5]
ислам
[ редактировать ]В исламских верованиях время смерти предопределено, поэтому смерть воспринимается как воля Аллаха. Поэтому смерть считается чем-то, что следует принять, и мусульманам регулярно рекомендуется размышлять о смерти и умирании. [10] Большинство мусульман предпочитают умирать дома, в окружении своих близких, и ожидается, что у постели умирающих будет большое количество людей. [11]
индуизм
[ редактировать ]В индуизме считается, что люди умирают и возрождаются с новой личностью. [5]
буддизм
[ редактировать ]В китайском буддизме говорится, что умирающие пациенты переживают фазы между состоянием мучения и состоянием ликования, и что смотритель должен помочь умирающему пациенту оставаться в состоянии ликования с помощью молитв Нианфо . В некоторых частях буддизма мертвые и живые существуют вместе, причем первые имеют власть и влияние на жизнь вторых. [5]
Медикализация
[ редактировать ]Реанимация
[ редактировать ]Реанимация — это процесс оживления человека, который выполняется, когда кто-то находится без сознания или умирает. [12] Реанимация проводится с использованием различных методов, наиболее распространенным из которых является сердечно-легочная реанимация (СЛР). СЛР — это процедура, состоящая из циклов непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких с целью поддержания притока крови и кислорода к жизненно важным органам тела. [13] Дефибрилляция или шок также применяется после СЛР в попытке запустить сердце. Службы неотложной медицинской помощи (EMS) часто первыми проводят СЛР пациентам за пределами больницы. Хотя служба скорой помощи не может констатировать смерть, их просят определить наличие явных признаков смерти и оценить, следует ли делать попытку сердечно-легочной реанимации или нет. СЛР не показана, если медработник подвергается риску причинения вреда или травмы при попытке СЛР, если присутствуют явные признаки смерти (трупное окоченение, зависимая синюшность, обезглавливание, рассечение, разложение и т. д.) или если пациент освобожден от реанимации. . Исключение обычно имеет место, когда у пациента есть расширенное указание , форма «Распоряжения врача о поддерживающем жизнь лечении » (POLST), указывающая, что реанимация нежелательна, или действующий приказ «Не пытаться реанимировать» (DNAR). [14]
Уход в конце жизни
[ редактировать ]Уход в конце жизни ориентирован на естественный этап процесса жизни, в отличие от других состояний. Национальная организация хосписной и паллиативной помощи (NHPCO) заявляет, что хосписная помощь или уход в конце жизни начинается, когда лечебные методы лечения больше невозможны, и у человека диагностировано неизлечимое заболевание, которому осталось жить менее шести месяцев. [15] Хосписная помощь предполагает паллиативную помощь, направленную на обеспечение комфорта пациентов и поддержку близких. Этот процесс включает в себя медицинскую помощь, обезболивание, а также социальную и эмоциональную поддержку, оказываемую социальными работниками и другими членами медицинской команды, включая семейных врачей, медсестер, консультантов, обученных волонтеров и помощников по уходу на дому. [16] Хосписная помощь связана с улучшением облегчения симптомов, способствует достижению желаний в конце жизни и приводит к более высокому качеству ухода в конце жизни по сравнению со стандартной помощью, предполагающей длительную госпитализацию. [16]
Процессы психологической адаптации
[ редактировать ]Когда человек осознает, что его жизни угрожает смертельная болезнь, он смиряется с ней и с приближающимся своим концом. Это противостояние описано в дневниках, автобиографиях, медицинских отчетах, романах, а также в поэзии. С середины 20 века «борьба» со смертью исследуется в социальных науках на основе эмпирических данных и полевых исследований . Разработанные теории и модели призваны прежде всего служить помощниками в сопровождении неизлечимо больных людей.
Теории умирания описывают психосоциальные аспекты умирания, а также модели процесса умирания. Особо выделены психосоциальные аспекты: Тотальная боль (К. Сондерс), Принятие ( Дж. М. Хинтон , Кюблер-Росс ), Осведомленность/неуверенность ( Б. Глейзер , А. Штраус ), Ответ на вызовы ( Э. Шнейдман ), Соответствие (А. Д. Вейсман), [17] Автономия (Х.Мюллер-Буш [18] ), Страх (Р. Кастенбаум, [19] Г. Д. Борасио ) и Амбивалентность (Э. Энгельке [20] ).
Фазовые и этапные модели
[ редактировать ]Существует множество фазовых и стадийных моделей течения умирания, разработанных на основе психологической теории. [21] и психосоциальная перспектива. Различают три и двенадцать фаз, которые проходит умирающий человек. [22] [23] [24] [25] [26]
Недавно разработанная и пересмотренная фазовая модель — это Модель Созвездия Болезней , впервые опубликованная в 1991 году. [23] [24] Фазы связаны с шоком, головокружением и неуверенностью в отношении первых симптомов и диагноза; изменение эмоциональных состояний и мыслей, попытки сохранить контроль над собственной жизнью; замкнутость, горе по утраченным способностям и страдание от неминуемой утраты собственного существования; наконец, психофизический упадок.
Наиболее известна « Модель пяти стадий горя», разработанная Элизабет Кюблер-Росс , швейцарско-американским психиатром . В своей работе Кюблер-Росс собрала различные ранее существовавшие результаты танатологии, опубликованные Джоном Хинтоном, Сисели Сондерс, Барни Г. Глейзером, Ансельмом Л. Штраусом и другими. [27] Из-за этого она привлекла к себе внимание публики больше, чем оно получало ранее, что продолжается и по сей день. Она сосредоточилась на лечении умирающих, переживающих горе и траур , а также на исследованиях смерти и околосмертных переживаний . [28] пять стадий В этой модели выделяются : отрицание и изоляция , гнев , торг , депрессия и согласие . По мнению Кюблера-Росса, надежда почти всегда присутствует на каждой из пяти фаз, что позволяет предположить, что пациенты никогда не сдаются полностью и что надежду нельзя у них отнимать. По мнению Кюблера-Росса, за потерей надежды вскоре следует смерть, и страх смерти может преодолеть только тот, кто начнет с себя и примет собственную смерть.Исследования Кюблер-Росс показали, что психиатры задали новые импульсы в работе с умирающими и скорбящими людьми. Ее ключевой посыл заключался в том, что люди, оказывающие помощь, должны сначала, насколько это возможно, прояснить свои собственные страхи и жизненные проблемы («незаконченные дела») и принять собственную смерть, прежде чем они смогут обратиться к умирающим с полезной помощью. Пять фаз умирания были извлечены Кюблер-Росс из интервью неизлечимо больных людей, описывающих процессы психологической адаптации в процессе умирания. Эти пять этапов широко упоминаются, хотя сама Кюблер-Росс критически подвергает сомнению достоверность ее фазовой модели несколько раз. Некоторые из ее самокритических замечаний включают следующее: Фазы не проходятся в фиксированном порядке одна за другой, но они могут чередоваться или повторяться; некоторые фазы могут быть вообще не пройдены; окончательное принятие собственной смерти может произойти не в каждом случае. [29] В уходе в конце жизни место уделяется психологическому конфликту, но на преодоление этих этапов редко можно оказать влияние извне. [30]
В международных исследованиях умирания существует ряд научно обоснованных возражений против фазовой модели и моделей, описывающих умирание с точки зрения поэтапного поведения в целом. [31] [32] Прежде всего, наивное использование фазовой модели рассматривается критически, и даже в специализированных книгах надежда – центральный аспект фазовой модели Кюблера-Росса – не упоминается. [33]
Факторы влияния
[ редактировать ]Научно обоснованная критика фазовых моделей привела к отказу от игнорирования поэтапного процесса умирания и вместо этого к разработке факторов, влияющих на ход умирания. Основываясь на результатах исследований нескольких наук, Роберт Дж. Кастенбаум говорит: «В умирании сочетаются индивидуальность и универсальность». [34] В модели Кастенбаума индивидуальные и общественные отношения влияют на наше умирание и на то, как мы справляемся со знаниями об умирании и смерти. Факторами влияния являются возраст, пол, межличностные отношения, тип заболевания, среда, в которой проходит лечение, религия и культура. Эта модель представляет собой личную реальность умирающего человека, где страх, отказ и принятие составляют основу конфронтации умирающего человека со смертью. [35]
Эрнст Энгельке подхватил подход Кастенбаума и развил его дальше, выдвинув тезис: «Как жизнь каждого человека уникальна, так уникальна и его смерть. Тем не менее, в смерти всех людей есть сходства. Согласно этому, все неизлечимо больные люди их объединяет то, что они сталкиваются с осознанием, ответственностью и ограничениями, типичными для смерти». [36] Например, характерным является осознание того, что болезнь угрожает их жизни. Типичные ограничения обусловлены заболеванием, методами лечения и побочными эффектами. В модели Энгельке личные и уникальные аспекты смерти являются результатом взаимодействия многих факторов, связанных с осознанием, ответственностью и ограничениями. Важные факторы включают следующее: генетическая структура, личность, жизненный опыт, физические, психологические, социальные, финансовые, религиозные и духовные ресурсы; вид, степень и продолжительность заболевания, последствия и побочные эффекты лечения, качество лечения и ухода, материальное окружение (т. е. обстановка квартиры, поликлиники, дома); а также ожидания, нормы и поведение родственников, лиц, осуществляющих уход, врачей и общественности. По мнению Энгельке, сложность умирания и уникальность каждого умирающего создают ориентиры для общения с умирающими. [37]
Осведомленность
[ редактировать ]Наряду с медицинскими работниками и родственниками социологи и психологи также занимаются вопросом, этично ли информировать неизлечимо больных пациентов об инфауст-прогнозе или неопределенном диагнозе. [38] В 1965 году социологи Барни Глейзер и Ансельм Штраус опубликовали результаты эмпирических исследований, в которых они вывели четыре различных типа осведомленности умирающих пациентов: закрытую осведомленность , подозрительную осведомленность , взаимную притворную осведомленность и открытую осведомленность . [39] При закрытой осведомленности только родственники, лица, осуществляющие уход, и медицинские работники узнают о состоянии пациента; сами больные не сознают своего умирания. При подозрении на осведомленность пациент подозревает то, что знают окружающие, но родственники или медицинские работники им об этом не говорят. В Mutual Pretense Awareness все участники знают о том, что человек умирает, но ведут себя так, как будто не знали. В Open Awareness все участники ведут себя в соответствии со своими знаниями. [40]
Хосписное движение в Соединенном Королевстве, в частности, с тех пор выступает за открытое, правдивое и доверительное взаимодействие. [41] Ситуация не станет легче для всех участников, если избегать трудных разговоров; скорее оно усиливается и, возможно, приводит к нарушению доверительных отношений между людьми, что делает дальнейшее лечение более трудным или невозможным. [42]
См. также
[ редактировать ]
- Помощь при смерти (значения)
- Помощь в самоубийстве
- Уход в конце жизни
- Эвтаназия
- Последние обряды
- Околосмертный опыт
- Право на смерть
- Смертельная болезнь
- Добровольная эвтаназия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннеди, Катриона; Брукс-Янг, Патрисия; Брантон Грей, Кэрол; Ларкин, Фил; Коннолли, Майкл; Уайльд-Ларссон, Бодил; Ларссон, Мария; Смит, Трейси; Чейтер, Сьюзи (сентябрь 2014 г.). «Диагностика умирания: интегративный обзор литературы» . BMJ Поддерживающая и паллиативная помощь . 4 (3): 263–270. doi : 10.1136/bmjspcare-2013-000621 . ISSN 2045-435X . ПМЦ 4145438 . ПМИД 24780536 .
- ^ «Физические изменения по мере приближения конца жизни» . www.cancer.org . Проверено 30 апреля 2020 г.
- ^ «Уход в конце жизни: вопросы и ответы» . Информационный бюллетень НЦИ . 30 октября 2002 г.
- ^ Линда Л.Е., Феррис Ф.Д., фон Гунтен К. «Последние часы жизни: практические советы для врачей» . Медскейп . Архивировано из оригинала 28 января 2017 года . Проверено 17 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Гайр, Джеймс (01 декабря 2014 г.). «Как смерть имитирует жизнь: культурное влияние на представления о смерти и умирании» . Онлайн-чтения по психологии и культуре . 6 (2). дои : 10.9707/2307-0919.1120 . ISSN 2307-0919 .
- ^ Кросс, Сара Х.; Варрайх, Хайдер Дж. (12 декабря 2019 г.). «Изменения места смерти в США» . Медицинский журнал Новой Англии . 381 (24): 2369–2370. дои : 10.1056/NEJMc1911892 . ISSN 0028-4793 . ПМИД 31826345 . S2CID 209330310 .
- ^ Квак, Дженнифер Дж. (16 марта 2022 г.). «Отношение к смерти среди пожилых американцев, жителей азиатских и тихоокеанских островов: роль религиозности, духовности и психосоциальных факторов здоровья» . Исследования смерти . 46 (3): 648–657. дои : 10.1080/07481187.2020.1752853 . ISSN 0748-1187 . ПМИД 32324111 . S2CID 216084601 .
- ^ Юй Сюй (август 2007 г.). «Смерть и умирание в китайской культуре: последствия для практики здравоохранения» . Управление и практика домашнего здравоохранения . 19 (5): 412–414. дои : 10.1177/1084822307301306 . ISSN 1084-8223 . S2CID 208318522 .
- ^ «Китайский подход к смерти и умиранию» . ИНЕЛЬДА . 23 июня 2017 г. Проверено 11 ноября 2022 г.
- ^ Шейх, Азиз (март 1998 г.). «Смерть и умирание — мусульманская точка зрения» . Журнал Королевского медицинского общества . 91 (3): 138–140. дои : 10.1177/014107689809100307 . ISSN 0141-0768 . ПМЦ 1296563 . ПМИД 9659326 .
- ^ Тайеб, Мохамад А.; Аль-Замель, Эрсан; Фарид, Мухаммед М.; Абуэллай, Хешам А. (2010). «Хорошая смерть»: взгляды мусульманских пациентов и медицинских работников» . Анналы саудовской медицины . 30 (3): 215–221. дои : 10.4103/0256-4947.62836 . ISSN 0256-4947 . ПМЦ 2886872 . ПМИД 20427938 .
- ^ «реанимация» , The Free Dictionary , дата обращения 19 сентября 2022 г.
- ^ «Сердечно-легочная реанимация (СЛР): Первая помощь» . Клиника Мэйо . Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ Либби, Кристофер; Скиннер, Роберт Б.; Равал, Амит Р. (2022 г.), «Прекращение реанимации и констатация смерти EMS» , StatPearls , Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing, PMID 31082157 , получено 12 сентября 2022 г.
- ^ Хаффман, Джейми Л.; Хармер, Бонни (2022 г.), «Уход в конце жизни» , StatPearls , Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing, PMID 31334996 , получено 12 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Татум, Пол Э. (ноябрь 2020 г.). «Уход в конце жизни: хосписная помощь» . Основы ФП . 498 : 26–31. ISSN 2159-3000 . ПМИД 33166104 .
- ^ Вейсман А., О смерти и отрицании, Behavioral Publications Inc., Нью-Йорк, стр. 36, 41, 1972.
- ^ https://www.researchgate.net/profile/H-Christof-Mueller-Busch
- ^ Хорсли, Джо и Кастенбаум, Роберт и Айзенберг, Рут. (1973). Психология смерти. Американский журнал медсестер. 73. 1108. 10.2307/3422766.
- ^ https://www.lovelybooks.de/autor/Ernst-Engelke/
- ^ Эрих Штерн : Психология умирания. В: Умшау. Том 37, 1933, стр. 21–24.
- ^ Э.М. Паттисон: Опыт умирания. Энглвуд Клиффс, 1977 год.
- ^ Jump up to: а б Э. Кюблер-Росс: Интервью с умирающими людьми. Кросс, Штутгарт, 1972 год.
- ^ Jump up to: а б А.Д. Вейсман: О смерти и отрицании: психиатрическое исследование терминальности. Нью-Йорк 1972.
- ^ П. Споркен: Борьба с умирающими. Медицинские и пастырские аспекты эвтаназии. Издательство Патмос, 1975.
- ^ Дж. Морс, Дж. Джонсон: К теории болезни: Модель созвездия болезней. В: Опыт болезни: Размеры страдания. Ньюбери Парк, 1991 год.
- ^ Эрнст Энгельке: Правда о смерти: как нам лучше с этим справляться. Ровольт, Рейнбек недалеко от Гамбурга, 2015 г., ISBN 978-3-499-62938-9, стр. 63–64.
- ^ Видео: Элизабет Кюблер-Росс о околосмертных переживаниях (1981). получено 14 марта 2014 г.
- ^ Дж. Витковски: О психологии умирания - или: Что современная психология знает о смерти. В: Ф.-Ж. Борман, Г. Д. Борасио (ред.): Умирать. Размеры основного антропологического феномена. Де Грюйтер, Берлин, 2012 г., стр. 50–64.
- ^ Э. Альбрехт, С. Роллер: Терминальная фаза и смерть. В: Руководство по паллиативной помощи. Урбан и Фишер, Мюнхен, 2010, стр. 523.
- ^ Дж. Витковски: Психолог смерти. Научное книжное общество, Дармштадт, 1990, стр. 117–140.
- ^ Н. Самарель: Процесс умирания. В: Дж. Витковски (ред.): Умирание, смерть и горе . Кольхаммер Штутгарт 2003, стр. 122–151.
- ^ К. Баусевейн, С. Роллер, Р. Вольц: Руководство по паллиативной медицине. Урбан и Фишер, Йена, 2004 г., стр. 10.
- ^ Р. Кастенбаум (2007), Смерть, общество и человеческий опыт , Нью-Йорк: Routledge, стр. 126–149.
- ^ Р. Кастенбаум: Смерть, общество и человеческий опыт. Рутледж, Нью-Йорк, 2007 г., ISBN 978-0-205-00108-8.
- ^ Э. Энгельке: Правда о смерти. Как нам лучше с этим справиться. Издательство Rowohlt в мягкой обложке, Райнбек недалеко от Гамбурга, 2015 г., ISBN 978-3-499-62938-9.
- ^ Э. Энгельке: Против одиночества неизлечимо больных. Как общение может быть успешным. Ламбертус, Фрайбург и. Бр. 2012, стр. 209–341.
- ^ https://medical-dictionary.thefreedictionary.com/infaust#:~:text=adjective%20Referring%20to%20a%20clinical,an%20uncertain%2C%20often%20poor%20prognosis .
- ^ https://groundedtheoryreview.com/2015/12/19/awareness-of-dying-remains-relevant-after-fifty-years/#:~:text=What%20emerged%20during%20their%20investigation,Glaser%20and %20Штраус%20(1965) .
- ^ Барни Г. Глейзер, Ансельм Штраус: Осознание смерти. Альдин Паб. Ко., Чикаго, 1965 год.
- ^ https://www.mariecurie.org.uk/blog/what-is-the-hospice-movement/208684#:~:text=Good%20hospice%20care%20helps%20people,matter%20what%20prognosis%20you% 20есть .
- ^ А. Люббе, И. Люббе: Правда и правдивость при обращении с неизлечимо больными пациентами. В: Журнал паллиативной медицины. 3/2012, стр. 121.