Промежуточное состояние (христианство)
Часть серии о |
Спасение в христианстве |
---|
![]() |
Общие понятия |
Конкретные концепции |
Наказание |
Награда |
В некоторых формах христианства промежуточным состоянием или промежуточным состоянием является существование человека между смертью и всеобщим воскресением . Кроме того, существуют верования в конкретный суд сразу после смерти и общий суд или последний суд после воскресения. Он имеет сходство с Барзахом в исламе.
Ранние христиане ожидали неминуемого конца света , и многие из них мало интересовались промежуточным состоянием между смертью и воскресением. Восточная церковь допускает такое промежуточное состояние, но воздерживается от его определения, чтобы не стирать различие между альтернативными окончательными судьбами Рая и Ада . Западная церковь идет по-другому, определяя промежуточное состояние, имея в виду еще доказательства из Страстей святой Перпетуи, святой Фелициты и их сподвижников (203) о вере в то, что грехи можно очистить страданиями в загробной жизни и что очищение может быть ускорено заступничеством живых. Восточные христиане также верили, что умершим можно помочь молитвой . [1]
На Востоке и на Западе те, кто находится в промежуточном состоянии, традиционно получали пользу от молитв, таких как заупокойные мессы . На Востоке говорят, что спасенные покоятся во свете, а нечестивцы заключены во тьме. Говорят, что на Востоке молитвы приносят пользу тем, кто находится в аиде , даже язычникам . [2] На Западе Августин описывал молитву как пользу для тех, кто общается с церковью, и подразумевал, что окончательная судьба каждой души определяется после смерти. [2] На Западе такая молитва стала доступна только душам в Чистилище . [2] эта идея имеет «древние корни» и продемонстрирована в ранних церковных писаниях. [3] Римско -католическая церковь предлагает индульгенции для находящихся в чистилище, которые возникли из более ранней практики канонических ремиссий. [4]
Хотя некоторые протестанты , такие как лютеране и англиканцы, утверждали молитву за умерших, [5] [6] другие протестанты -нонконформисты , такие как баптисты, в основном перестали молиться за умерших. Протестанты повсеместно отвергают римско-католическую доктрину чистилища, утверждая при этом существование промежуточного состояния, обычно называемого Гадесом . [7] [8] [9] Кальвин изображал умерших праведников покоящимися в блаженстве. [10]
Еврейское происхождение [ править ]
Ранние евреи не имели понятия о воскресении мертвых. [11] и, следовательно, нет промежуточного состояния. Как и соседние группы, они понимали смерть как конец. Их загробная жизнь, шеол (яма), была темным местом, из которого никто не возвращался. Однако ко времени Иисуса Книга Даниила ( Даниил 12:1–4 ) и пророчество Исаии (26:19) [12] сделало популярной идею о том, что мертвые в шеоле будут воскрешены для последнего суда . В межзаветной литературе более подробно описано, что переживают мертвые в шеоле . Согласно « Книге Еноха» , праведные и нечестивые ожидают воскресения в отдельных частях шеола , и это учение, возможно, повлияло на притчу Иисуса о Лазаре и богаче . [13]
История [ править ]
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2008 г. ) |
В Септуагинте и Новом Завете авторы использовали греческий термин «Аид» для обозначения еврейского Шеола , но часто имели в виду еврейские, а не греческие концепции, так что, например, в Экклезиасте Аид не упоминается. [14] Исключение из традиционных еврейских взглядов на Шеол, Аид встречается в притче Евангелия от Луки о богаче и Лазаре , которая описывает Аида в соответствии с межзаветным еврейским пониманием Шеола, разделенного между счастливыми праведниками и несчастными нечестивыми. [15] Позже Ипполит Римский расширил эту притчу и описал деятельность в лоне Авраамовом в «Против Платона» . [16]
Со времен Августина христиане верили, что души умерших либо покоятся мирно, в случае христиан, либо страдают, в случае проклятых, после смерти до воскресения . [17] Августин различает очищающий огонь, спасающий, и вечный поядающий огонь для нераскаявшихся. [3] и говорит о боли, которую причиняет чистилищный огонь, как о более сильной, чем все, что человек может пережить в этой жизни. [18] Достопочтенный Беда и святой Бонифаций сообщают о видениях загробной жизни, разделенной на четыре части, включая приятные и карательные обители возле рая и ада, где души будут удерживаться до Судного дня.
Идея Чистилища как физического места «родилась» в конце 11 века . [19] Средневековые католические богословы пришли к выводу, что чистилищные наказания заключались в материальном огне. Католическая церковь считает, что живущие могут помочь тем, чье очищение от грехов еще не завершено, не только молясь за них, но и приобретая индульгенции . для них [20] как акт заступничества . [4] День поминовения душ посвящен душам в чистилище. В эпоху позднего средневековья наблюдался рост значительных злоупотреблений, таких как неограниченная продажа индульгенций профессиональными «милователями», чтобы освободить умерших близких доноров от страданий в чистилище или самих доноров. [21] [4]
В 16 веке протестантские реформаторы, такие как Мартин Лютер и Жан Кальвин, бросили вызов доктрине чистилища, поскольку считали, что она не поддерживается в Библии. И Кальвин, и Лютер продолжали верить в промежуточное состояние, но Кальвин придерживался более сознательного существования душ умерших, чем Лютер. По мнению Кальвина, верующие, находящиеся в промежуточном состоянии, наслаждались неполным блаженством в ожидании воскресения. Реформатская теология во многом следовала учению Кальвина о промежуточном состоянии. [17]
Христианское учение [ править ]
Предвкушение конечного состояния [ править ]
Некоторые богословские традиции, в том числе большинство протестантов, анабаптистов и восточно-православных, учат, что промежуточное состояние — это бестелесное предвкушение конечного состояния. [7] Поэтому те, кто умирает во Христе, попадают в присутствие Бога (или в лоно Авраамово ), где испытывают радость и покой, ожидая своего воскресения (ср. Луки 23:43 ). Те, кто умрут нераскаявшимися, будут испытывать мучения (возможно, в аду ), ожидая окончательного осуждения в Судный день ( 2 Петра 2:9 ).
СТАТЬЯ XVИЛЬНАЯ О ПРОМЕЖУТОЧНОМ СОСТОЯНИИ: Мы верим, что в промежутке между смертью и воскресением праведники будут со Христом в состоянии сознательного блаженства и утешения, а нечестивцы будут находиться в месте мучений, в состоянии сознательного страдания и отчаяние. Лу. 16:19-31; 23:43; Фил. 1:23; II Кор. 5:1-8; Я Тес. 5:10; II Пет. 2:9 (СВ).
СТАТЬЯ XVII. КОНЕЧНОГО СОСТОЯНИЯ: Мы верим, что ад — это место мучений, уготованное дьяволу и его ангелам, где вместе с ними нечестивцы будут страдать от мести вечным огнем во веки веков, и что небеса — это последнее пристанище праведников, где они пребудут в полноте радости во веки веков. Мэтт. 25:41, 46; Иуда 7; Откр. 14:8-11; 20:10, 15; II Кор. 5:21; Откр. 21:3-8; 22:1-5. -Исповедование веры Гарден-Сити, 1921 г. (меннониты-анабаптисты) [7]
I. Тела человеческие после смерти возвращаются в прах и видят тление; а души их, которые не умирают и не спят, имея бессмертное существование, тотчас же возвращаются к Богу, даровавшему их: души праведников, сотворенные тогда совершенные в святости, принимаются на самые высокие небеса, где они видят лик Божий в свете и славе, ожидая полного искупления своих тел. А души нечестивых брошены в ад, где они остаются в муках и кромешной тьме, предназначенные для суда великого дня.[4] Кроме этих двух мест, для душ, отделенных от своих тел, Писание не признает ни одного.
- Вестминстерское исповедание 1646 г., глава XXXII, О состоянии людей после смерти и о воскресении мертвых.
Христианский мортализм [ править ]
Нейтральным историческим термином для этой веры сегодня обычно является мортализм или христианский мортализм . [22] [23] [24] [25] Условия Душевный сон [26] Психопаннихизм [27] несколько нагружены тем, что они взяты из трактата (1534 г.) Жана Кальвина , [28] [29] [30] хотя использование этих терминов не обязательно носит полемический или уничижительный характер. [31] Оба термина могут использоваться вместе. [32] [33]
Меньшинство христиан, в том числе некоторые англиканцы, такие как Уильям Тиндейл и Э. У. Буллинджер , а также церкви/группы, такие как адвентисты седьмого дня , [34] Кристадельфиане и другие отрицают сознательное существование души после смерти, полагая, что промежуточным состоянием мертвых является бессознательный «сон». Свидетели Иеговы также верят в это, за исключением 144 000 человек . [35] В этом случае человек не осознает никакого времени или деятельности и не будет осознавать, даже если между его смертью и воскресением прошли столетия. После смерти они потеряют сознание и обретут его снова во время воскресения, не испытав никакого промежутка времени. Для них время, таким образом, было бы остановлено, как если бы они немедленно перешли от смерти к воскресению и Всеобщему Суду Судного Дня .
- Джон Мильтон Из христианского учения 1:13
- Томас Гоббс Левиафан гл.38,44,46
- Ричард Овертон Смертность человека (1644)
Аид [ править ]
Промежуточное состояние иногда называют греческим термином Hades , даже в других языках. Этот термин эквивалентен еврейскому sheol и латинскому infernum (что означает «подземный мир»). Этот термин для обозначения промежуточного состояния используется в англиканском языке . [36] [37] восточно-православные , [38] и методистское богословие. [39] [40]
Чистилище [ править ]
Римско -католическая церковь учит, что все, кто умирает в Божьей благодати и дружбе, но еще несовершенно очистились, проходят очищение , чтобы достичь святости, необходимой для входа в радость небес, окончательное очищение, которому она дает название « чистилище ». [41]
Лимбо [ править ]
Римско-католические богословы дали название « лимбо » теории о возможной судьбе младенцев, умирающих без крещения. О праведниках, умерших до Иисуса Христа, также говорится, что они находились в подвешенном состоянии , пока Он не завоевал для них спасение . [42] [43]
Подобные концепции в нехристианских религиях [ править ]

Ислам [ править ]
В исламской эсхатологии Барзах ( араб . برزخ ) — это промежуточное состояние, в котором душа умершего переносится через границы царства смертных в своего рода «холодный сон», где душа будет отдыхать до Киямы или Конца Времен ( Судный день ). Этот термин появляется в Коране, сура 23, аят 100 .
Барзах – это последовательность событий, происходящая после смерти, в ходе которой душа отделяется от тела. Три события составляют барзах : [44]
- Разделение души и тела, при котором душа отделяется и парит над телом.
- Самоанализ своих действий и поступков в жизни.
- Душа покоится в промежутке, в котором человек испытает проявление своей души, приводящее к состоянию холодного сна в ожидании Судного Дня.
В исламе все люди проходят пять возрастных стадий:
- Эпоха в мире душ — это время, когда человеческая душа была создана и ждет, пока Ангел вселит ее в избранный плод.
- Возраст в утробе матери – это время, когда тело обретает душу. [ нужна ссылка ] Плод наделен душой от Бога. Однако душа совершенно невинна и совершенно лишена каких-либо мирских знаний, что и отражается в беспомощности младенца. [ нужна ссылка ]
- Возраст в бренном мире — это этап жизни от момента рождения из утробы до момента смерти.
- Возраст могилы — это стадия после смерти в мире смертных, где душа хранится в Барзахе (середине), что приводит к состоянию холодного сна в ожидании Судного Дня.
- Эпоха будущей жизни или покой вечности — это заключительный этап, начинающийся после Судного Дня, когда все человечество получило свой суд от Бога. Если они были праведными и совершали добрые дела исходя из своих обстоятельств, независимо от исповедуемой религии, они попадают в Ранна (небеса), и если они мало достигли в жизни и были неправедны в своих действиях - или были, несмотря на все показанные им доказательства , склонные отрицать истину жизни, как только она будет представлена им, исходя из их собственных обстоятельств, они отправятся в Джаханнам (духовное состояние страдания). Этот этап жизни официально начинается после того, как воплощение Смерти было поднято и убито, таким образом, Смерть умирает буквально, и никто никогда не сможет испытать или увидеть концепцию Смерти после этого. На основании полученного приговора, обусловленного индивидуальными поступками, поступками и обстоятельствами жизни каждого человека, Судного Дня, в который каждый будет судим с величайшим чувством справедливости, каждый человек проведет этот этап жизни на небесах или в аду. (который будет местом очищения души для осознания совершенных в жизни ошибок). Однако те, кто находится в аду, имеют право попасть в состояние рая после очищения в этом состоянии, называемом адом, если у них «имеется хотя бы малейшая вера в них». [ нужна ссылка ] и душа раскаивается.
коренных Верования индонезийцев
По верованиям коренных индонезийцев, душа умершего человека остается на земле в течение 40 дней после смерти. Говорят, что если узы не развязываются через 40 дней, тело выпрыгивает из могилы, чтобы предупредить людей о том, что душе нужно освободиться от уз. Из-за галстука под ногами призрак не может ходить. Это заставляет поконга подпрыгивать. После того, как узы будут разорваны, душа покинет землю и больше никогда не появится.
Буддизм [ править ]
В некоторых буддизма школах бардо [45] — это промежуточное, переходное или пороговое состояние между смертью и возрождением . Эта концепция возникла вскоре после кончины Будды, когда ряд ранних буддийских групп признали существование такого промежуточного состояния, в то время как другие школы отвергли ее. В буддизме тибетском бардо — центральная тема « Бардо Тодол» (буквально «Освобождение через слушание во время промежуточного состояния »), тибетской «Книги мёртвых» . В широком смысле «бардо» — это состояние существования, промежуточное между двумя жизнями на земле.
Даосизм [ править ]
В даосизме недавно умерший человек может вернуться ( 回魂 ) в свой дом несколько ночей, иногда через неделю ( 頭七 ) после своей смерти. [46] и семь душ По исчезали одна за другой каждые 7 дней после смерти. Они могут вернуться домой в виде призрака, насекомого, летучей мыши или птицы, и люди избегают причинения вреда таким вещам. [47] [48]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press, 2005 г.) ISBN 978-0-19-280290-3 ), статья чистилище
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Мертвые, молитва за». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Залески, Кэрол, Чистилище , Британская энциклопедия , получено 13 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Индульгенции». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Тапперт, Теодор Герхардт (1 января 1959 г.). Книга согласия: Исповедь евангелическо-лютеранской церкви . Крепость Пресс. п. 267. ИСБН 9781451418941 .
Мы знаем, что древние говорили о молитве за умерших. Мы не запрещаем этого, а отвергаем перенос Вечери Господней на мертвую ex opereoperato . Древние не поддерживают идею оппонентов о передаче ex opereoperato .
- ^ Кивик, Мелинда А. (1 июля 2005 г.). Христианские похороны: свидетель воскресения . Аугсбургские книги. п. 55. ИСБН 9781451414547 .
В «Вавилонском пленении церкви» Лютер призывал пасторов молиться за умерших, не проводя заупокойных месс. Такие молитвы одобрены в лютеранских исповедальных писаниях. В «Апологии» Филиппа Меланхтона особо указывается на возможность такой молитвы: «Мы знаем, что древние говорили о молитве за умерших. Мы не запрещаем этого, но отвергаем перенос ex opereoperato Вечери Господней на мертв» (Колб и Венгерт, стр. 275-76). Такие молитвы можно найти в прошлой лютеранской практике. Существуют свидетельства того, что подобные молитвы возносились в некоторых лютеранских орденах шестнадцатого века. В комментарии Филиппа Пфатайхера к LBW объясняется, что мертвые не покинули тело Христа, умирая, но остаются членами тела (стр. 475-82).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хитвол, Льюис Джеймс (15 сентября 2022 г.). Информационный справочник меннонитов .
СТАТЬЯ XVИЛЬНАЯ О ПРОМЕЖУТОЧНОМ СОСТОЯНИИ: Мы верим, что в промежутке между смертью и воскресением праведники будут со Христом в состоянии сознательного блаженства и утешения, а нечестивцы будут находиться в месте мучений, в состоянии сознательного страдания и отчаяние. Лу. 16:19-31; 23:43; Фил. 1:23; II Кор. 5:1-8; Я Тес. 5:10; II Пет. 2:9 (СВ). СТАТЬЯ XVII. КОНЕЧНОГО СОСТОЯНИЯ: Мы верим, что ад — это место мучений, уготованное дьяволу и его ангелам, где вместе с ними нечестивцы будут страдать от мести вечным огнем во веки веков, и что небеса — это последнее пристанище праведников, где они пребудут в полноте радости во веки веков. Мэтт. 25:41, 46; Иуда 7; Откр. 14:8-11; 20:10, 15; II Кор. 5:21; Откр. 21:3-8; 22:1-5.
- ^ Иригойен, Чарльз младший; Уоррик, Сьюзен Э. (2005). Исторический словарь методизма . Пугало Пресс. п. 107. ИСБН 978-0810865464 .
Рассматривая вопрос о смерти и промежуточном состоянии, Джон Уэсли утверждал бессмертие души (а также будущее воскресение тела), отрицал реальность чистилища и проводил различие между адом (вместилищем проклятых) и аид (вместилище всех отдельных духов), а также между раем (притвором небес) и самим небом.
- ^ Холден, Джордж (1855). Англиканский катехизатор: Руководство по подготовке к конфирмации . Лондон: Джозеф Мастерс. п. 40.
Оно учит нас далее, что существует промежуточное состояние между смертью и воскресением, в котором душа не спит в бессознательном состоянии, а существует в счастье или несчастье до воскресения, когда она воссоединится с телом и получит его последняя награда.
- ^ Джон Кальвин, Психопаннихия. Архивировано 21 января 2009 г. в Wayback Machine , @ lgmarshall.org.
- ↑ Вера в воскресение «впервые стала распространена в иудаизме во времена Маккавеев , после 168 г. до н.э.». Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985. с. 415
- ^ Харрис, Стивен Л. , Понимание Библии. Пало-Альто: Мэйфилд. 1985.
- ^ Новый библейский словарь , 3-е издание, IVP Лестер, 1996. «Шеол».
- ^ Экклезиаст 9:10 Все, что найдет рука твоя, делай по силе твоей, потому что нет ни поэзии, ни расчета, ни знания, ни мудрости в земле, куда ты идешь.
- ^ Джордж В.Е. Никельсбург Воскресение, бессмертие и вечная жизнь в межзаветном иудаизме и раннем христианстве Гарвардские богословские исследования
- ^ Ипполит Римский, Против Платона, о причине Вселенной, §1. О состоянии праведников он пишет: «И там праведники с самого начала обитают, не управляемые необходимостью, но наслаждаясь всегда созерцанием благ, которые находятся в их глазах, и радуясь ожиданию от других всегда новых и почитают их всегда лучше этих. И место это не приносит им ни зноя, ни холода, ни терния, но лице отцов и праведников всегда улыбается, как они; ждите покоя и вечного возрождения на небе, которое придет на смену этому месту, и мы назовем его лоном Авраамовым».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хукема, Энтони А. (1994). Библия и будущее . Гранд-Рапидс: Wm. Б. Эрдманс. п. 92.
- ^ «Огонь будет более суровым, чем все, что человек может пережить в этой жизни» (PL, колонка 397), цитируется в Католической энциклопедии: Чистилище .
- ^ Жак Ле Гофф, Рождение чистилища (University of Chicago Press, 1984)
- ^ ККЦ, 1479 г.
- ^ Ф. Дональд Логан, История церкви в средние века (Routledge, 2012), 275.
- ^ Норман Т. Бернс Христианский мортализм от Тиндейла до Милтона 1967, 1972
- ^ Исследования Альберта К. Лабриолы Милтона, том 45, 2005 г., стр. 17.
- ↑ Энн Томсон «Тела мысли: наука, религия и душа в эпоху раннего Просвещения», 2008, стр. 43
- ^ Дуглас Крис Благочестие и человечность: очерки о религии и политической философии раннего Нового времени 1997 стр. 101
- ↑ Миллард Дж. Эриксон Христианское богословие 1998, стр. 1182 «Однако в случае адвентистов фраза «сон души» нескольковводит в заблуждение. Энтони Хукема предлагает вместо этого «вымирание души», поскольку...»
- ^ Лоуренс Урданг, Словарь необычных слов Энн Райл: лексикон Винвуда 1991 стр.750
- ^ Вульферт Де Гриф. Сочинения Джона Кальвина: вводное руководство, 2008 г., стр. 152.
- ^ GC Berkouwer Man: The Image of God 1962 p272 «против идеи сна души, в резкой атаке Кальвина, Психопаннихия»
- ^ Гленн С. Саншайн, Рон Хилл Реформация для кабинетных теологов, 2005 г., стр. 123 «В 1534 году он отказался от своих бенефициаров; в том же году он также написал свою первуюбогословский труд «Психопаннихия», атака на учение о сне души».
- ^ Джордж Хантстон Уильямс Радикальная Реформация 1962 стр. 105
- ^ Дэниел Гарбер, Майкл Эйерс Кембриджская история философии семнадцатого века , Том 2, 2003 г., стр. 85
- ^ Доктор Брайан В. Болл Спящие души: христианский мортализм от Уиклифа до Пристли, 2008 г.
- ^ 28 фундаментальных убеждений адвентистов седьмого дня , adventist.org. Архивировано 10 марта 2006 г. в Wayback Machine , номер 26 «Смерть и воскресение».
- ^ От потерянного рая к обретенному раю Общество Сторожевой Башни, 1-е изд. 1958. «После того, как Иисус умер и воскрес, мужчины и женщины могли быть выделены в «малое стадо» из 144 000 человек, которые составляют небесную, духовную нацию Бога и которым предстоит править вместе со Христом на новых небесах». «Их воскресение — это также «воскрешение жизни», потому что они «творили добрые дела» на земле. Однако воскресение 144 000 членов духовной нации — это воскресение к духовной жизни на небесах». «Состоялось ли это духовное воскресение? Да, еще в 26-й главе мы узнали, что оно произошло, когда Христос пришел в храм Иеговы в 1918 году» (стр. 231). «Те представители этой духовной нации, кто умер до начала духовного воскресения в 1918 году, спали смертью до этого года. Но остальные, кто еще был жив на земле, продолжали жить своей обычной жизнью». «И теперь, когда земная жизнь одного из таких людей заканчивается, он сразу же воскресает к духовной жизни. Он в одно мгновение меняется из человеческого существа в духовное существо на небесах с Иисусом Христом». «Но только 144 000 человек станут частью новых небес с Иисусом Христом» (Там же, стр. 232).
- ^ Хобарт, Джон Генри (1825). Состояние ушедших . Нью-Йорк: Т. и Дж. Сордс. п. 32.
- ^ Кук, Джозеф (1883). Передовая мысль в Европе, Азии, Австралии и т . д . Лондон: Ричард Д. Дикинсон. п. 41.
Англиканская ортодоксия без протеста позволила высоким авторитетам учить, что существует промежуточное состояние, Аид, включающий в себя как геенну, так и рай, но с непреодолимой пропастью между ними.
- ^ Азкул, Майкл (1994). «Чем отличаются православие от католицизма?» . Православный христианский свидетель. Архивировано из оригинала 3 июня 2004 года . Проверено 30 сентября 2015 г.
Православие учит, что после того, как душа покидает тело, она отправляется в обитель мертвых (Аид).
- ^ Витингтон, Джон Суонн (1878). Журнал Объединенной методистской свободной церкви . Лондон: Томас Ньютон. п. 685.
Страна называется Гадес. Та часть его, которая занята добрыми, называется Раем, а та часть, которая занята злыми, называется геенной.
- ^ Смитсон, Уильям Т. (1859). Методистская кафедра . Х. Полкинхорнпринтер. п. 363.
Кроме того, продолжает наш критический авторитет, мы имеем еще одно ясное доказательство из Нового Завета, что ад обозначает промежуточное состояние души между смертью и всеобщим воскресением. В Откровении (xx, 14) мы читаем, что смерть и ад - наши переводчики, как обычно, перевели ад - будут, сразу после общего суда, "будут брошены в озеро огненное: это смерть вторая". Другими словами, смерти, состоящей в разделении души и тела и вместилища бестелесных духов, больше не будет. Гадес будет опустошен, смерть отменена.
- ^ Катехизис Католической Церкви, 1030-1031 гг.
- ^ «Катехизис Католической Церкви — Христос сошёл в ад» . www.vatican.va . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ «Что случилось с людьми, которые умерли до рождения Иисуса?» . cruxnow.com . 24 августа 2015 года . Проверено 30 января 2020 г.
- ^ «Загробная жизнь» . Исторический форум . 17 января 2010 года . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Баро, Андре (1979). «Шшш». В Леви, Сильвен ; Такакусу, Дзюндзиро ; Герне, Жак ; Мэй, Жак; Дурт, Хьюберт (ред.). Энциклопедический словарь буддизма по китайским и японским источникам . Хобогирин. Полет. Фаск. 5. Издания Maisonneuve . стр. 558–563. ISBN 9068316052 . OCLC 928777936 .
- ^ Церемония поклонения и возвращения в душу и меры предосторожности.
- ^ Легенда о животных-экстрасенсах
- ^ &id=22254304 World News Network - Новости североамериканского китайского сообщества - Записи духовного мира в мире искусства и литературы