Элизиум
Часть серии о |
Греческий преступный мир |
---|
Жители |
География |
Заключенные |
Посетители |
Элизиум ( / ɪ ˈ l ɪ z i . ə m , ɪ ˈ l ɪ ʒ ə m / [1] ), иначе известные как Елисейские поля ( древнегреческий : Ἠλύσιον πεδίον , Ēlýsion pedion ) или Елисейские равнины , представляют собой концепцию загробной жизни , которая развивалась с течением времени и поддерживалась некоторыми греческими религиозными и философскими сектами и культами. Изначально оно было отделено от греческого подземного мира — царства Аида . могли быть пропущены только смертные, родственные богам и другим героям Мимо реки Стикс . Позже представление о том, кто мог войти, было расширено и теперь включает избранных богами, праведников и героев. После смерти они останутся на Елисейских полях, чтобы прожить благословенную и счастливую загробную жизнь и насладиться всем, чем наслаждались в жизни. [2] [3] [4] [5] [6] [7]
Елисейские поля были, по мнению Гомера , расположены на западном краю Земли у потока Океана . [2] Во времена греческого поэта Гесиода Элизиум также был известен как « Острова удачи » или «Острова (или острова) Блаженных», расположенные в западном океане на краю земли. [2] [8] [9] свел Острова Блаженных к одному острову Фиванский поэт Пиндар , описав его как место с тенистыми парками, жители которых занимаются спортивными и музыкальными развлечениями. [2] [3]
Правитель Элизиума варьируется от автора к автору: Пиндар и Гесиод называют Кроноса , правителем [10] а поэт Гомер в «Одиссее» описывает обитавшего там светловолосого Радаманта . [7] [8] [11] [12] «Остров Блаженных» также фигурирует в комедийном романе II века «Правдивая история» Лукиана Самосатского .
Классическая литература
[ редактировать ]» Гомера В «Одиссее Элизиум описывается как рай:
на Елисейскую равнину... где людям легче жить. Там нет ни снега, ни сильного шторма, ни дождя, но Океан всегда посылает порывы пронзительного западного ветра, чтобы они могли охладить людей.
- Гомер, Одиссея (4.560–565) [12]
Этимология: По Евстафию Солунскому [13] слово Элизиум (Ἠλύσιον) происходит от ἀλυουσας (ἀλύω, глубоко волноваться от радости) [14] или от ἀλύτως, синонима ἀφθάρτως (αφθαρτος, нетленный), [15] имея в виду жизнь душ в этом месте. Другое предложение исходит от ελυθ-, ἔρχομαι (будущее). [16]
Греческий поэт Гесиод упоминает «Острова блаженных» в своей дидактической поэме « Труды и дни » . В своей книге «Греческая религия » Вальтер Буркерт отмечает связь с мотивом далекого Дильмуна : «Так Ахиллес переносится на Белый остров и становится правителем Черного моря , а Диомед становится божественным владыкой одного из Адриатических островов». [11]
И живут они, не тронутые скорбью, на островах блаженных по берегу глубокого бурлящего Океана, счастливые герои, для которых зернодающая земля приносит медово-сладкие плоды, цветущие трижды в год, вдали от бессмертных богов, и властвует Кронос. их
- Гесиод, Труды и дни (170) [10]
Пиндара, написанных в V веке до нашей эры, В «Одах» описывается награда, ожидающая тех, кто живет праведной жизнью:
Добрые получают жизнь свободную от труда, не соскребая силой рук ни землю, ни воду морскую ради скудного пропитания. Но в присутствии почитаемых богов те, кто с радостью сдержал свои клятвы, наслаждаются жизнью без слез, тогда как остальные претерпевают труд, на который невыносимо смотреть. Те, кто выстоял трижды, с каждой стороны, чтобы сохранить свои души свободными от всех проступков, следуют дорогой Зевса до конца, к башне Кроноса, где океанские бризы обдувают остров блаженных, а золотые цветы пылающие, некоторые исходят от великолепных деревьев на суше, а вода питает других. Этими венками и гирляндами цветов они обвивают свои руки согласно праведным советам Радаманта, которого великий отец, муж Реи, чей трон выше всех остальных, держит рядом с собой как своего партнера.
- Пиндар, Оды (2.59–75) [17]
В , «Энеиде» Вергилия Эней как до него Геракл и Одиссей , путешествует в подземный мир. Вергилий описывает тех, кто отправится в Элизиум, и тех, кто отправится в Тартар :
Ночь мчится, И мы, Эней, теряем ее в причитании. Вот и место, где наш путь раскалывается надвое. Дорога твоя, правая, к жилищу Плутона идет, И ведет нас в Элизиум. Но левая Мчит грешные души на гибель, и путь их В Тартар проклятый.
— Вергилий, Энеида (6.539) [18]
Вергилий продолжает описывать встречу в Элизиуме между Энеем и его отцом Анхисом . Элизиум Вергилия знает вечную весну и тенистые рощи, со своим солнцем и освещенные своими звездами: solemque suum, suasidera norunt .
Нигде не живут счастливые души. Мы живем в рощах и лежим на мшистых грядках У хрустальных ручьев, журчащих по лугам: Но пройдем по легкому холму и оттуда спустимся; Дорога приведет вас к концу вашего путешествия». Сказав это, он повел их на вершину горы И показал им все сияющие поля внизу. Они вьются по холму и идут по блаженным лугам.
— Вергилий, Энеида (6.641) [19]
греческого историка Плутарха В « Жизни Сертория» Элизиум описывается как:
Их два, разделенных очень узким проливом; они находятся на расстоянии десяти тысяч стадий от Африки и называются Островами Блаженных. Они наслаждаются умеренными дождями с длительными интервалами и ветрами, которые по большей части мягкие и выпадают росой, так что острова не только имеют богатую почву, превосходную для пахоты и посадки, но и дают естественные плоды, обильные и полезные. достаточно, чтобы без труда и хлопот накормить праздного народа. Кроме того, на островах преобладает целебный воздух, обусловленный климатом и умеренной сменой времен года. Ибо северные и восточные ветры, дующие из нашей части света, погружаются в бездонное пространство и из-за расстояния рассеиваются и теряют свою силу, прежде чем достигают островов; тогда как южные и западные ветры, окутывающие острова, иногда приносят с собой мягкие и кратковременные ливни, но по большей части охлаждают их влажными бризами и нежно питают почву. Поэтому даже до варваров проникло твердое убеждение, что здесь находится Елисейское поле и обитель блаженных, о которых пел Гомер.
Диодор в своей первой книге предположил, что Елисейские поля, широко прославленные в древнегреческой поэзии, соответствуют прекрасным равнинам в окрестностях Мемфиса, на которых расположены гробницы этой столицы Египта. [22] [23] Далее он намекнул, что греческий пророк Орфей сочинил свои басни о загробной жизни, когда путешествовал по Египту и увидел обычаи египтян относительно обрядов над мертвыми. [24]
Постклассическая литература
[ редактировать ]Элизиум как языческое выражение рая в конечном итоге вошло в обиход раннехристианских писателей .
В Данте эпосе «Божественная комедия » Элизиум упоминается как обитель блаженных в нижнем мире; упоминается в связи со встречей Энея с тенью Анхиза на Елисейских полях. [25]
С такой нежностью протянулась тень Анхиза, если верить нашей величайшей музе, когда в Элизиуме он познакомился со своим сыном.
- Данте, Божественная комедия (Par Canto XV, строки 25–27) [26]
В эпоху Возрождения героическое население Елисейских полей имело тенденцию затмевать свою прежнюю унылую языческую репутацию; Елисейские поля позаимствовали часть яркого очарования рая . В Париже сохраняют Елисейские поля свое название Елисейских полей, впервые примененное в конце 16 века к бывшему сельскому острову за пределами формальных партерных садов за королевским французским дворцом Тюильри .
После эпохи Возрождения для некоторых поэтов сложился еще более веселый Элизиум. Иногда его представляют как место, где герои продолжили свои интересы из жизни. Другие полагают, что это место наполнено пиршествами, спортом и песнями; Радость — «дочь Элизиума» в » Фридриха Шиллера « Оде к радости . Поэт Генрих Гейне явно пародировал настроения Шиллера, назвав еврейскую субботнюю еду чолент «дочерью Элизиума» в своем стихотворении «Принцесса Шаббат». [27]
Христианское и классическое отношение к загробной жизни контрастирует с Кристофера Марло высказыванием Доктора Фауста : «Это слово «проклятие» не пугает меня, ибо я путаю ад в Элизиуме». [28]
В Шекспира » «Двенадцатой ночи , когда Виола говорит: «Мой брат, он в Элизиуме», она и елизаветинская публика понимали это как рай . [29] В Моцарта « Волшебной флейте» Папагено сравнивает пребывание в Элизиуме с завоеванием своей идеальной женщины: «Des Lebens als Weiser mich freun, Und wie im Elysium sein». («Наслаждайся жизнью как мудрец, И чувствуй себя так, будто я в Элизиуме».)
Мигеля де Сервантеса описывает Дон Кихот Дульсинею дель Тобосскую как «сверхчеловеческую красоту, поскольку в ней проверены все невозможные и причудливые атрибуты красоты, которые поэты приписывают своим дамам; ибо ее волосы — золото, ее лоб — Елисейские поля».
В Джона Форда трагедии 1633 года «Жаль, что она шлюха» Джованни запечатлевает свою ответную любовь к своей сестре Аннабелле, заявляя: «И я не променяю ее на лучшее: жизнь удовольствия в Элизиуме». [30]
Современное влияние
[ редактировать ]Термин и концепция Элизиума оказали влияние на современную массовую культуру; ссылки на Элизиум можно найти в литературе, искусстве, кино и музыке. Примеры включают Нового Орлеана район Елисейских полей в фильме Теннесси Уильямса « Трамвай «Желание»» как деклассированное чистилище, где Бланш Дюбуа живет со Стэнли и Стеллой Ковальски. «Елисейские поля» Нового Орлеана также представляют собой сеттинг второго акта « » Элмера Райса и Счетной машины музыкальную адаптацию . В своем стихотворении «Миддлсекс» Джон Бетджеман описывает, как несколько живых изгородей «сохраняют наш потерянный Элизиум - снова сельский Миддлсекс». В своем стихотворении «Старое прибежище » Хью Макфадден изображает сцену Елисейских событий в Дублине в парке Святого Стефана : «Очень медленно одиночество скользит вокруг меня в парке Святого Стефана. Я отдыхаю: вижу, как цветут бледно-розовые облака. Я снова в поля Элизиума». [31] В книге «Весна и все » Уильям Карлос Уильямс описывает «елисейскую слюню на сложенном носовом платке» умирающей женщины.
в Елисейские поля Париже в означает переводе с французского «Елисейские поля». В соседнем Елисейском дворце находится президент Французской Республики , поэтому «l'Elysée» часто выступает в качестве метонима президентства Франции, подобно тому, как «Белый дом» может метонимически относиться к американскому президентству, а «No. Даунинг-стрит, 10», премьер-министр Великобритании. Elysium и Elysian также используются для множества других названий по всему миру - примеры включают Elysian Fields, Hoboken, New Jersey ; Елисейский парк, Лос-Анджелес ; Елисейская долина, Лос-Анджелес, Калифорния ; Элизиан, Миннесота ; и Елисейские поля, Техас .
В » Зигфрида Сассуна Сассун «Воспоминаниях охотника на лис пишет: «В начале лета воздух был елисейским». Его использование в этом контексте может быть пролепсом , поскольку британская сельская местность, которую он описывает, станет местом захоронения его погибших товарищей и героев Первой мировой войны .
Элизиум упоминается в стихотворении Шиллера , которое вдохновило Бетховена на создание « Оды к радости » ( 9-я симфония , 4-я часть), особенно в отрывке, использованном в качестве европейского гимна . Элизиум также упоминается в опере Моцарта Волшебная « флейта ». Это во втором акте, когда Папагено чувствует себя очень меланхолично из-за того, что у него нет ни возлюбленной, ни жены, и он пьяно поет песню «Ein Mädchen oder Weibchen» («Девушка или жена»).
В опере 2012 года « Куклы Нового Альбиона », написанной Полом Шаперой , и ее продолжениях Элизиум упоминается как загробная жизнь, в некоторой степени доступная для живых, хотя на живых в Элизиуме охотятся ужасные существа, охраняющие Элизиум.
Книги
[ редактировать ]В Дэвида Геммелла сериале «Парменнион» ( «Лев Македонии» и «Темный принц ») и его трилогии «Троя» его персонажи называют Элизиум «Залом героев».
В Масами Курумады мифологических «Святой Сейя комиксах » Элизиум является местом действия последних глав арки Аида . В нем Святые, воины армии Афины , пересекают Подземный мир, чтобы победить его правителя, безжалостного Аида, и спасти похищенную богиню. Святые обнаруживают, что единственный способ убить Аида — это уничтожить его настоящее тело, которое покоилось в Элизиуме со времен мифов. Затем Святые вторгаются в Элизиум, который Курумада изображает так, как описано в греческой мифологии, и продолжают свою миссию после трудной битвы с божеством.
В романе « Этот правитель » история происходит в средней школе Элизиум-Хиллз. Это отсылка к мифологии, окружающей американское образование и, в частности, среднюю школу. Это также намекает на то, что подростки в книге являются греческими героями. [32]
Кино и телевидение
[ редактировать ]- Элизиум кратко упоминается в фильме Ридли Скотта «Гладиатор» , где генерал Максимус обращается к своим войскам так: «Если вы окажетесь один, едущим по зеленым полям с солнцем на лице, не беспокойтесь. Ибо вы в Элизиуме , и ты уже мертв!»
- «Геркулес: Легендарные путешествия» и его спин-офф «Зена: Королева воинов » настоящие Елисейские поля несколько раз появляются как счастливая загробная жизнь, где живут семьи главных героев; Небеса появляются как отдельное место в той же вселенной.
- Название «Элизиум» использовалось в романе «Звездный путь» « Перед бесчестьем » как название четвертого спутника Плутона.
- 2013 года антиутопии В фильме- «Элизиум в главной роли » с Мэттом Дэймоном название «Элизиум» использовалось для описания роскошной орбитальной космической станции, на которой живут богатые, в отличие от разоренной Земли, на которой живут бедные. [33]
- В 5-м эпизоде 8-й серии «Карточного домика» тайное общество влиятельных людей называется «Елисейские поля».
Видеоигры
[ редактировать ]Элизиум — это название места действия видеоигры Mega Man Legends 1997 года и ее продолжения , где это гигантская космическая колония, в которой обитают последние остатки человечества. Большинство событий истории либо происходят в космической колонии, либо связаны с ней.
В видеоигре Xenoblade Chronicles 2 2017 года Элизиум представлен как локация на земле Алрест, показанная как рай с пышными зелеными полями с видом на небольшой городок. В последней главе игры выясняется, что Элизиум — это название космической среды обитания . Позже персонажи открывают Землю и называют ее Элизиум.
Элизиум появляется в DLC Fate of Atlantis видеоигры Assassin's Creed Odyssey 2018 года . В первой части этого DLC, «Поля Элизиума» , Мистиос отправляется в Элизиум, которым управляют представители цивилизации-предшественника, известной как Ису, которым тогда поклонялись как богам греческого пантеона. [34]
В видеоигре Disco Elysium 2019 года Элизиум — это название мира, представленного в игре.
В видеоигре Hades 2020 года Элизиум — это третий из четырёх уровней (известных как биомы ), которые главный герой Загреус должен пройти в своих попытках сбежать из Подземного мира. В игре Элизиум — это эфирное царство, где Загрей побеждает духи мертвых воинов, которые бесконечно сражаются друг с другом за славу. Выход в Элизиум охраняется командой, состоящей из Тесея , короля Афин, и Минотавра , известного в игре как «Астерий, Бык Миноса», которые вместе служат последним боссом биома.
В расширении World of Warcraft Shadowlands в 2020 году есть зона под названием Бастион, посвященная Элизиуму и загробной жизни.
В 2021 году в видеоигру Honkai Impact 3rd был добавлен режим рогалика под названием Elysian Realm. Игрок следует за персонажем Райден Мэй, когда она посещает Царство, известное как подземный мир, где покоятся воспоминания последних тринадцати Охотников за огнем предыдущей эпохи. [35]
В 2021 году в выпуске Endwalker Expansion для Final Fantasy 14 вы отправитесь на край вселенной под названием Ultima Thule, где сможете отправиться в Элизион; который содержит Елисейское поле, Елисейские игровые площадки, Елисейские рощи и Елисейское море. Эта локация может существовать только благодаря силе Dynamis, которая во вселенной этой игры представляет собой мощные эмоции, которые могут вырваться за пределы реальности и содержать вымершие формы жизни, которые теперь снова живы.
Музыка
[ редактировать ]Елисейские поля упоминаются в песне "West of the Fields" из дебютного альбома REM Murmur (1983). [36]
Британская готик-рок-группа Fields of the Nephilim назвала свой альбом 1990 года Elizium .
Песня «Elysian Fields» — пятый трек на трэш-метал-альбоме Youthanasia 1994 года трэш-метал группы Megadeth .
В саундтрек к 2000 года фильму «Гладиатор» входит песня «Elysium» Ханса Циммера и Лизы Джеррард .
Альбом Мэри Чапин Карпентер 2004 года Between Here and Gone включает трек под названием «Elysium». [37] В текстах описывается поездка, которую Карпентер и ее бывший муж Тимми Смит совершили в тот день, когда встретились и полюбили друг друга. [38]
« Elysium (I Go Crazy) » — песня 2006 года британской электронной танцевальной группы Ultrabeat и уроженца Глазго шотландского диджея и музыкального продюсера Скотта Александра Брауна, .
Elysium — название мелодик- дэт-метал группы из Вроцлава , Польша .
Выпущенный в 2012 году, Elysium — это название одиннадцатого студийного альбома английского синти-поп- дуэта Pet Shop Boys .
В 2014 году американская дэт-метал группа Incantation выпустила девятый студийный альбом Dirses of Elysium .
В альбоме Heavener американской металкор- группы Invent Animate 2023 года есть песня под названием «Elysium».
«Tipping коровы на Елисейских полях» — это слова из песни Clutch Burning Beard из альбома Robot Hive/Exodus 2005 года.
Почести
[ редактировать ]Елисейский пляж в Антарктиде и Элизиум Монс на Марсе названы в честь Елисейских полей, как и вышеупомянутый проспект Елисейских полей .
См. также
[ редактировать ]- Аару
- Асфоделовые луга
- тартар
- Элизиум ( Подземелья и драконы )
- Народная деревня
- Гимле
- Небеса
- Ежегодно
- Приятное место
- Золотая ветвь (мифология)
- утопия
- Валинор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уэллс, Джон К. (2000) [1990]. Словарь произношения Лонгмана (новое издание). Харлоу, Англия: Лонгман. п. 257. ИСБН 978-0-582-36467-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Пек, Гарри Терстон (1897). Словарь классической литературы и древностей Харпера, Том 1 . Нью-Йорк: Харпер. стр. 588, 589.
- ^ Перейти обратно: а б Сакс, Дэвид (1997). Словарь древнегреческого мира . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 8, 9 . ISBN 0-19-511206-7 .
- ^ Зайдман, Луиза Брюи (1992). Религия в древнегреческом городе . Соединенное Королевство: Издательство Кембриджского университета. п. 78. ИСБН 0-521-42357-0 .
- ^ Клэр, Исраэль Смит (1897). Библиотека всеобщей истории, Том 2: Древние народы Востока и Греция . Нью-Йорк: Р. С. Пил, Дж. А. Хилл.
- ^ Петриско, Томас В. (2000). Внутри рая и ада: что история, теология и мистика говорят нам о загробной жизни . Маккис Рокс, Пенсильвания: St. Andrews Productions. стр. 12–14. ISBN 1-891903-23-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Огден, Дэниел (2007). Спутник греческой религии . Сингапур: Издательство Blackwell Publishing. стр. 92 , 93. ISBN. 978-1-4051-2054-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэстморленд, Перри Л. (2007). Древнегреческие верования . Ли и Вэнс Паблишинг Ко. с. 70. ИСБН 978-0-9793248-1-9 .
- ^ Ренгель, Мариан (2009). Греческая и римская мифология от А до Я. Издательство информационной базы. п. 50. ISBN 978-1-60413-412-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Эвелин-Уайт, Хью Г. (1914). Гомеровские гимны и Гомерика с английским переводом . Лондон: William Heinemann Ltd.
- ^ Перейти обратно: а б Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Великобритания: Блэквелл. п. 198. ИСБН 0-631-15624-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей, AT (1919). Гомер, «Одиссея» с английским переводом . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета – через проект цифровой библиотеки «Персей».
- ^ Комментарии к «Одиссее» Гомера , IV, т. 563 .
- ^ Генри Джордж Лидделл. Роберт Скотт. Греко-английский лексикон . переработано и дополнено. Сэр Генри Стюарт Джонс. при содействии. Родерик Маккензи. Оксфорд. Кларендон Пресс. 1940 год .
- ^ Греко-английский лексикон ec. св
- ^ Правдивая история. Диалоги мертвых , Люциан , Оскар Мондадори , Милан, 1991 (2010), с. 79.
- ^ Svarlien, Diane (1990). Odes .
- ^ Уильямс, Теодор К. (1910). Верг. А. 6.539 . Цифровая библиотека Персея.
- ^ Драйден, Джон. Верг. А. 6.641 . Проект цифровой библиотеки «Персей».
- ^ Перрен, Бернадот (1919). Жизнеописания Плутарха . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . Проверено 25 июня 2011 г. - через проект цифровой библиотеки Персей.
- ^ Тайер, Билл. «Жизнь Сертория» . Параллельные жизни Плутарха . Классическая библиотека Леба . Проверено 19 июня 2011 г.
- ^ Сеймер, Джон Ганнинг. (1835) Романтика Древнего Египта: Вторая серия . стр 72.
- ^ Пристли, Джозеф. Исследования о материи и духе . п. 209
- ^ Толанд, Джон. Письма к Серене , История бессмертия души. стр. 46–52
- ^ Тойнби, Пэджет (1968). Словарь имен собственных и примечательных моментов в творчестве Данте . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 г. Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ Холландер, Роберт. «Божественная комедия» . Принстонский проект Данте . Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ Фридлендер, Йозеф. «Принцесса Шаббат» . Стандартная книга еврейских стихов . Проверено 3 января 2016 г.
- ^ Уотерфилд, Уотерфилд Джон; Уотерфилд, Джон (1 декабря 2016 г.). Сердце его тайны: Шекспир и католическая вера в Англии при Елизавете и Джеймсе . iUniverse. ISBN 9781440143434 – через Google Книги.
- ^ Хилтон, Джереми. «Двенадцатая ночь, действие 1, сцена 2» . Полное собрание сочинений Уильяма Шекспира . Массачусетский технологический институт . Проверено 26 июня 2011 г.
- ^ Форд, Джон (1915). «Жаль, что она шлюха» и «Разбитое сердце» . Бостон: DC Heath & Co., стр. 105 .
- ^ Макфадден, Хью (1984). Города Зеркал . Дублин: Beaver Row Press. ISBN 0-946308-08-Х .
- ^ Дафф, Марк (2019). Этот Правитель . США: Марк Дафф. ISBN 9780578476315 .
- ^ Бломкамп, Нил (09 августа 2013 г.), Элизиум , Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли , получено 28 октября 2017 г.
- ^ «Assassin's Creed Odyssey становится мифической в новом дополнении Fate Of Atlantis» . Геймспот . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Новости Ай-чан 3 — разворачивается новая постоянная деятельность [Елисейское Царство]!» . honkaiimpact3.hoyoverse.com . Проверено 22 мая 2022 г.
- ^ Хоган, Питер (1995). Полное руководство по музыке REM . Омнибус Пресс . п. 8. ISBN 0-7119-4901-8 .
- ^ Элизиум . Проверено 12 апреля 2024 г. - через www.youtube.com.
- ^ «Путешествие Мэри Чапин Карпентер «между этим и ушедшим» » . СМТ . Архивировано из оригинала 21 октября 2022 года . Проверено 12 апреля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Элизиумом, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Элизиумом , в Wikiquote
- энциклопедия Британская Том. VIII (9-е изд.). 1878. с. 156 .