Тлалокан

Тлалокан ( Произношение на науатле: [t͡ɬaːˈloːkaːn̥] ; «место Тлалока ») описывается в нескольких ацтекских кодексах как рай , которым правят божество дождя Тлалок и его супруга Чалчиутликуэ . Он поглощал тех, кто погиб в результате утопления, удара молнии или вследствие болезней, связанных с божеством дождя. Тлалокан также упоминается в некоторых настенных росписях гораздо более ранней культуры Теотиуакана . Среди современных народов побережья Мексиканского залива, говорящих на науа, тлалокан сохранился как всеобъемлющая концепция, охватывающая подземный мир и его обитателей.
Ацтеки
[ редактировать ]Во Флорентийском кодексе , наборе томов восемнадцатого века, которые составляют один из основных источников информации о верованиях и истории постклассической центральной Мексики, Тлалокан изображен как царство бесконечной весны с обилием зеленой листвы и съедобных растений. региона . [ 1 ]
Тлалокан также является первым уровнем верхних миров, или « Тринадцати небес ацтеков» , который состоит из четырех частей, согласно мифическим космографиям народов на науатле говорящих доколумбовой центральной Мексики, особенно отмеченных в эпохи завоеваний отчетах ацтекской мифологии . . Для ацтеков существовало тринадцать уровней Верхних миров и девять уровней Подземного мира; в концепции загробной жизни способ смерти человека определял, какой из этих слоев станет его местом назначения после смерти. Как место Тлалока, 9-го Повелителя Ночи, [ 2 ] Тлалокан также считался 9-м уровнем Подземного мира, который в интерпретации Эдуарда Селера был самым верхним подземным миром на востоке. [ 3 ]
В качестве пункта назначения в загробной жизни уровни рая предназначались в основном для тех, кто умер насильственной смертью. [ 4 ] а Тлалокан предназначался для тех, кто утонул или был иным образом убит проявлениями воды, например, наводнением , болезнями, связанными с водой, или во время шторма из-за ударов молнии . Это также было место назначения после смерти для других, находившихся под опекой Тлалока, особенно для физически уродливых. [ 5 ]
Говорят, что в этом месте обитает множество разных богов, среди которых: Мецтли , богиня луны ( Луна ), Тлазолтеотль , богиня похоти и противозаконных связей, покровительница сексуального невоздержания, прелюбодеяния, секса, страстей, похоти и моральных проступков, Тиакапан , один из богини секса, Икскуина , одна из богинь секса, Текоцин или Тейку , одна из богинь секса, Тлалок , бог грома, дождя и земли. В этом слое он протыкает «брюхи облаков», чтобы вызвать из них дождь, Эхекатль , бог ветра. В этом слое он раздувает облака своим дыханием (бризы), чтобы заставить их двигаться, Эхекатотонтли , боги бризов, Миктланпачекатль , бог северного ветра, Сиуатекайотль , бог западного ветра, Тлалокайотль , бог восточного ветра, Уицтлампаекатль , бог южного ветра. [ 6 ] [ 7 ]
Современные науа
[ редактировать ]В районах современной Мексики, например, в регионе Сьерра-Норте-де-Пуэбла , некоторые общины продолжают включать концепцию Тлалокана как преисподней и шаманского места в свои современные религиозные практики. [ 8 ] По описанию Кнаба, шаманский вход в Тлалокан, всегда достигаемый во время сна и часто с целью излечения пациента, осуществляется через подземные водные пути, обычно через водоворот («там кружилась вода, и она унесла меня внутрь и вниз, в темноту вокруг»). и вокруг» [ 9 ] ). Проснувшись, шаман-мечтатель расскажет зрителям во время сеанса лечения маршрут, пройденный по Тлалокану; к которому будет добавлено (только при инструктировании стажера или при разговоре с другими практикующими шаманами, но не перед широкой публикой) описание маршрута в виде численно подсчитанных рек, шоссе и холмов: подсчитано сериями по 14 , «Таким образом, существует тринадцать объектов каждого типа, расположенных между центром и краями подземного мира, и по одному объекту каждого типа (стр. 120) в центре подземного мира». [ 10 ]
Вот описание разделов Тлалокана, расположенных по сторонам света:
- На Севере «находятся эхекатагат , повелитель ветров, и микитагат , повелитель смерти. Это те, кто заботится о душах в течение первого года после смерти. Оба повелителя живут в огромных пещерах. ... есть две пещеры, одна над другой, и... смерть обитает в нижнем царстве. Мертвые попадают в подземный мир с кладбища, где хранят свои души повелитель смерти и его приспешники. Повелителя ветров — искать на поверхности земли больше душ, чтобы заселить ими области мертвых».
- «Из пещеры ветров в северных пределах т[л]алокана исходят малайры или злые ветры, внушающие страх ахмо куалли эхекат[л] , сомбра де муэрте или тень смерти, микицихуал и микиехекат[ l] , nortes , «ветры смерти». [ 11 ] "Пещера ветров... - это место, где обитает повелитель ветров со своими различными помощниками, которые охраняют котлы для приготовления пищи ["По многочисленным сказаниям, помощники - это жабы, которые держат горшки" (с. 163, н. 4:9)], где хранятся ингредиенты для бурь, ветры, туманы, дожди, гром и молнии. Другими помощниками повелителя ветров являются кватиоме или молнии. болты, раскаты грома или попокамэ , и дымовые, которые создают микипопоку или дым смерти, исходящий на поверхность земли, в т[л]алтикпак , вместе с ветрами смерти». [ 12 ]
- На юге «находится источник кипящей воды, окутанный туманом и облаками. Этот источник находится в глубине пещеры, освещенной огнями попокамы . В глубине этого кипящего источника... живет... гигантский червь, цуилууэси . Цуилууэси поедает землю и создает пещеры... Его огненное дыхание и кипящая слюна разъедают землю, пока он ползет под поверхностью». [ 13 ]
- На Востоке «есть место, известное как апан , воды…. Апан — это большое озеро или море в подземном мире, которое в своих глубинах соединено со всеми водами поверхности мира. В его глубинах живут атагаты и ациуат[l] , владыка и повелительница вод. Ациуат[l] часто отождествляется с льороной или плачущей женщиной {"в Теллериано-Ременсисе и других. Тоналаматль Обен, ее глаза полны слез». [ 14 ] } фольклора, который... всегда находится возле источников плачущей воды». ... В глубине Апана находятся города..., и... души - как только они уйдут с севера в конце первого года смерти - отыскивают... этот край". [ 15 ]
- На Западе «на самом деле есть пещера, населенная только по-настоящему опасными женщинами, такими как микисихуау , «женщина-смерть», и эхекациуау , «женщина-ветер». «Женщины с этой стороны подземного мира... отправлялись на поиски душ мужчин, особенно похотливых мужчин, которые сочетаются с разными женщинами. Они также брали души женщин, ожидающих на тропинках, в садах или в поля для своих незаконных любовников». [ 16 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Marvel Studios фильме «Черная пантера: Ваканда навсегда » (2022), действие которого происходит в кинематографической вселенной Marvel , персонаж Нэмор является правителем подводного города Талокан, что является отходом от его атлантических корней в комиксах. [ 17 ] [ 18 ]
Альтернативные имена
[ редактировать ]- Небо-Луна
- Ильуикатль-Тлалокан-Мезтли
- Ильуикатль-Тлалок-Мезтли
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Как описано Миллером и Таубе (1993, стр.167).
- ^ Элизабет Хилл Бун: Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Университет штата Техас, Остин, 2007. стр. 95–99.
- ^ Теософия древней Америки Блэра А. Моффета
- ^ Те, кто умирает по «естественным причинам», то есть большинство, вместо этого выдержат опасное путешествие через слои Подземного мира, чтобы наконец достичь Миктлана , самого нижнего слоя. См. Миллер и Таубе (1993:178).
- ^ См., например, Кодекс Ватикана А , согласно Миллеру и Таубе ( op. cit. )
- ^ «Божественная тринадцать: Священное ацтекское число – 1127 слов | Зубрить» . www.cram.com . Проверено 16 ноября 2023 г.
- ^ Фернандес, Адела (1992). Доиспанские боги Мексики: мифы и божества пантеона науатль . ИнтернетАрхив. Мексика, Германия: Редакция Панорамы. ISBN 978-968-38-0306-1 .
- ^ См., например, исследования религиозных практик в этом районе, проведенные Тимоти Кнабом, антропологом из Fundación Universidad de las Américas, Пуэбла , как описано в Knab (2004).
- ^ Кнаб, с. 69
- ^ Кнаб, с. 119
- ^ Кнаб, с. 107
- ^ Кнаб, стр. 108–9.
- ^ Кнаб, стр. 109–10.
- ^ Элизабет Хилл Бун: Циклы времени и значения в мексиканских книгах судьбы . Университет Техаса, Остин, 2007. стр. 93b–94a.
- ^ Кнаб, стр. 110–1.
- ^ Кнаб, с. 112
- ^ Барнхардт, Адам (25 июля 2022 г.). «Ваканда навсегда: Marvel подтверждает серьезные изменения в Атлантиде Нэмора» . ComicBook.com . Архивировано из оригинала 29 июля 2022 года . Проверено 30 июля 2022 г.
- ^ «Marvel Studios представляет трейлер «Черной пантеры: Ваканда навсегда»» . Компания Уолта Диснея . 3 октября 2022 года. Архивировано из оригинала 4 октября 2022 года . Проверено 4 октября 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Кнаб, Тимоти Дж. (2004). Диалог Земли и Неба: Мечты, Души, Лечение и Современный Подземный Мир Ацтеков . Тусон: Издательство Университета Аризоны . ISBN 0-8165-2413-0 . OCLC 54844089 .
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 .