Jump to content

Шипе Тотек

Шипе-Тотек
Бог ритуального свежевания и земледелия, повелитель времен года, регенерации и ремесел, покровитель ювелиров. [ 1 ] Правитель Востока [ 2 ]
Член Тескатлипока
Шипе Тотек, изображенный в Кодексе Борджиа
Другие имена Красный Тескатлипока, Камаштли, Камаштле, Шипе
Обитель Ильуикатль-Тетеокан [ 2 ] (Двенадцатое небо)
Восток [ 2 ]
Символ Перепел
Пол Мужской
Область Мезоамерика
Этническая группа Ацтеки ( Науа )
Фестивали Тлакашипеуалицтли
Генеалогия
Родители Ометекутли и Омесиуатль (Кодекс Зумаррага) [ 2 ]
Братья и сестры Кетцалькоатль , Тескатлипока , Уицилопочтли (Кодекс Зумаррага) [ 2 ]
Дети Никто
Аннотированное изображение скульптуры Шипе Тотека

В ацтекской мифологии Xipe Totec ( / ˈ ʃ p ə ˈ t t ɛ k / ; классический науатль : Xīpe Totēc [ˈʃiːpe ˈtoteːk(ʷ)] ) или Xipetotec [ 3 ] («Наш Господь Освежеванный ») [ 4 ] был божеством жизни-смерти-возрождения , богом земледелия , растительности , востока, весны, ювелиров , серебряников , освобождения, смертельной войны , времен года, [ 5 ] и земля. [ 6 ] Женским эквивалентом Шипе Тотек была богиня Ксилонен- Чикомекоатль . [ 7 ]

Шипе Тотек связал обновление сельского хозяйства с войной. [ 8 ] Он снял с себя кожу, чтобы дать человечеству пищу, что символизирует то, как семена кукурузы теряют внешний слой перед прорастанием , а змеи сбрасывают кожу. Его часто изображают красным под содранной кожей, которую он носит, вероятно, ссылаясь на его собственную содранную природу. считали Шипе Тотека Ацтеки богом, изобретшим войну. [ 9 ] Его знаки различия включали заостренную шапку и погремушку, которые были военной одеждой императора Мексики. [ 10 ] У него был храм под названием Йопико в Великом храме Теночтитлана . [ 11 ] Xipe Totec связан с прыщами, воспалениями и заболеваниями глаз. [ 12 ] [ 13 ] и, возможно, чума. [ 14 ] Ксипе Тотек тесно связан с такими заболеваниями, как оспа, волдыри и глазные болезни. [ 15 ] и если кто-то страдал от этих болезней, ему приносились подношения. [ 16 ]

Это божество неопределенного происхождения. Ксипе Тотеку широко поклонялись в центральной Мексике во времена испанского завоевания . [ 11 ] и был известен на большей части территории Мезоамерики . [ 17 ] Изображения бога были найдены даже в Тасумале в Сальвадоре . Поклонение Шипе Тотеку было распространено на побережье Мексиканского залива в ранний постклассический период . Вероятно, это божество стало важным ацтекским богом в результате завоевания ацтеками побережья Мексиканского залива в середине пятнадцатого века. [ 11 ]

В январе 2019 года мексиканские археологи из Национального института антропологии и истории подтвердили, что обнаружили первый известный сохранившийся храм, посвященный Шипе Тотеку, в штате Пуэбла . [ 18 ] Храм был найден при исследовании руин народа Пополука , коренного населения Мексики. Пополука построили храм в районе под названием Ндачьян-Теуакан между 1000 и 1260 годами нашей эры, до вторжения ацтеков в этот район. [ 19 ]

Этимология

[ редактировать ]

Ксипе Тотек или Ксипетотек [ 3 ] («Наш Господь Освежеванный ») был также известен под другими именами, включая Тлатлаука ( Произношение на науатль: [t͡ɬaˈt͡ɬawka] ), Тлатлауки Тескатлипока ( Произношение на науатле: [t͡ɬaˈt͡ɬawki teskat͡ɬiˈpoːka] ) («Красное дымящееся зеркало») и Йоуаллахуан ( Произношение на науатле: [jowallawan] ) («Ночной пьющий»), [ 20 ] и Яоцин («почитаемый враг»). [ 21 ] Тлашкальтеки именем и уэшоцинки поклонялись версии божества под Камаштли . [ 22 ] и бог был отождествлен с Йопи , сапотекским богом, изображенным на классического периода . урнах [ 11 ]

Первоначально имя первого сына творческой пары Ометекухтли и Омесиуатля — Тлатлаухаки или Тлатлаухаки Тескатлипока, «Дымящееся красное зеркало». Этот бог неясного происхождения тлашкальцами и уэхоцинами почитается под именем Камаштли, а, по-видимому, сапотланское божество Ксалиско широко известно почти во всей Мезоамерике под именем шипетотеков, «Наш Господь содранный». Его тело выкрашено в желтый цвет с одной стороны и выровнено с другой, лицо вырезано, поверхностно разделено на две части узкой полосой, идущей от лба до челюстной кости. На его голове что-то вроде разноцветного капюшона с кисточками, свисающими на спину. Миф Тлашкалы , в котором говорится о Камаштле, боге, которого называли самим Шипе-Тотеком. [ 23 ]

Камастл начинает войну против Широв и побеждает их. Война длится до 1 акатля, когда Камастль терпит поражение, после этой неудачи он встречает одну из женщин, созданных Яяуки Тескатлипокой, по имени Чимальма , и от нее зачинает пятерых детей, один из которых — Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль , управляющий Тулой ( Другой миф гласит, что это Яяуки Тескатлипока, враг, который, призывая Мишкоатля, оплодотворяет Чимальму. [ 23 ]

Трудно различить, является ли Камаштле тем же Тлатлауки Тескатлипока-Шипетотеком или Яяуки Тескатлипокой , который меняет свое имя на Мишкоатль ; или сам Уицилопочтли , как утверждают некоторые информаторы и авторы. Правда в том, что он связан с огнем и охотой. [ 23 ] После разрушения земли водой наступил хаос. Все было в запустении. Человечество вымерло, и небеса оказались над Землей. Когда боги увидели, что небеса упали, они решили достичь центра Земли, открыв для этого четыре подземных пути, и войти в эти пути, чтобы поднять их наверх. В награду за такой великий поступок Тонакациуатль и Тонакатекутли сделали своих детей повелителями неба и звезд, а путь, по которому прошли Тескатипока и Кецалькоатль, был отмечен Млечным Путем . И эту огромную туманность также называли Мишкоатль или Истак-Микскоатль, «белая облачная змея». [ 24 ]

Херонимо де Мендьета определяет, что Истак-Микскоатль — это олицетворение Млечного Пути, житель Чикомостока, которого науа называют «Белым облачным змеем», поскольку такова форма великой туманности на небе. А Иланкуайе – не что иное, как олицетворение Земли.

Атрибуты

[ редактировать ]
Шипе Тотек, изображенный в Кодексе Борджиа.

Шипе Тотек появляется в кодексах с поднятой правой рукой и вытянутой вперед левой рукой. [ 25 ] Шипе Тотек изображается одетым в содранную человеческую кожу, обычно содранная кожа рук спадает с запястий. [ 26 ] Его руки согнуты так, что кажется, будто они держат какой-то церемониальный предмет. [ 27 ] Его тело часто окрашено в желтый цвет с одной стороны и коричневое с другой. [ 26 ] Его рот, губы, шея, руки и ноги иногда окрашены в красный цвет. В некоторых случаях некоторые участки кожного покрова человека окрашены в желтовато-серый цвет. Глаз не видно, рот открыт, уши перфорированы. [ 27 ] У него часто были вертикальные полосы, спускающиеся от лба к подбородку и пересекавшие глаза. [ 11 ] Иногда его изображали с желтым щитом и держащим в руках контейнер, наполненный семенами. [ 28 ] Одна скульптура Шипе Тотек была вырезана из вулканической породы и изображает человека, стоящего на небольшом постаменте. На груди есть разрез, сделанный для того, чтобы перед снятием кожи извлечь сердце жертвы. Вполне вероятно, что скульптуры Шипе Тотека ритуально были одеты в содранную кожу жертвенных жертв и носили сандалии. [ 29 ] [ 30 ] В большинстве скульптур Шипе Тотека художники всегда подчеркивают его жертвенную и обновляющую природу, изображая различные слои кожи.

Символизм

[ редактировать ]

Шипе Тотек, появляющийся из гниющей, содранной кожи через двадцать дней, символизировал возрождение и обновление времен года, избавление от старой и рост новой растительности. [ 15 ] Новая растительность изображалась путем надевания новой кожи содранного пленника, поскольку она символизировала растительность, которую надевает земля, когда идет дождь. [ 31 ] Живой бог лежал, скрытый под поверхностной оболочкой смерти, готовый прорваться наружу, как прорастающее семя. [ 32 ] У божества также была злобная сторона: говорили, что Шипе Тотек вызывал сыпь, прыщи, воспаления и глазные инфекции. [ 15 ]

Считалось, что содранные шкуры обладают целебными свойствами при прикосновении, и матери водили своих детей прикасаться к таким шкурам, чтобы облегчить их недуги. [ 33 ] Люди, желающие вылечиться, приносили ему подношения в Йопико. [ 11 ]

Ежегодный фестиваль

[ редактировать ]

Ежегодный фестиваль Шипе Тотек отмечался в день весеннего равноденствия перед наступлением сезона дождей; он был известен как Тлакаксипеуалистли ( [t͡ɬakaʃipewaˈlist͡ɬi] ; букв. «Сдирание кожи с людей»). [ 34 ] Этот фестиваль состоялся в марте во время испанского завоевания. [ 35 ] За сорок дней до праздника Шипе Тотек раб, захваченный на войне, был одет так, чтобы представлять живого бога, которого почитали в этот период. Это произошло во всех районах города, в результате чего было выбрано несколько рабов. [ 36 ] Центральным ритуальным актом «Тлакаксипеуалистли» было гладиаторское жертвоприношение военнопленных, которое одновременно начало и завершило праздник. [ 37 ] На следующий день фестиваля игра на тростях проводилась в формате двух оркестров. Первой группой были те, кто взял на себя роль Шипе Тотека и оделся в шкуры военнопленных, убитых накануне, так что свежая кровь все еще текла. Противостоящий отряд состоял из отважных и бесстрашных солдат, принимавших участие в бою вместе с остальными. После завершения этой игры те, кто носил человеческие шкуры, ходили по всему городу, заходили в дома и требовали, чтобы находящиеся в домах дали им милостыню или подарки из любви к Шипе Тотеку. Находясь в домах, они садились на снопы листьев цапоте и надевали ожерелья из початков кукурузы и цветов. Они заставили их надеть гирлянды и напоить пульке , которое было их вином. [ 38 ] Ежегодно рабов или пленников приносили в жертву Шипе Тотеку. [ 39 ] После вырезания сердца с тела тщательно содрали кожу, чтобы получить почти целую кожу, которую затем носили жрецы в течение двадцати дней во время ритуалов плодородия, последовавших за жертвоприношением . [ 39 ] Этот акт надевания новой кожи был церемонией под названием «Нетеоткилизтли», что переводится как «олицетворение бога». [ 40 ] При ношении шкуры часто украшали яркими перьями и золотыми украшениями. [ 41 ] Во время праздника воины-победители в содранных шкурах устраивали имитационные стычки по всему Теночтитлану, проходили по городу, прося милостыню, и благословляли тех, кто давал им еду или другие подношения. [ 11 ] По окончании двадцатидневного фестиваля содранные шкуры снимали и хранили в специальных контейнерах с плотно закрывающимися крышками, предназначенными для предотвращения распространения запаха гниения. Эти контейнеры затем хранились в камере под храмом. [ 42 ]

Ювелиры также участвовали в Тлакаксипеуализти . устраивался праздник Йопико Каждый год в храме в месяц Тлакаксипеуализти . Сатрапа украшали кожей, взятой у одного из пленников, чтобы походить на Шипе Тотека. На платье надевали корону из богатых перьев, которая одновременно представляла собой парик из накладных волос. В нос и носовую перегородку вставлялись золотые украшения. В правую руку вкладывались погремушки, в левую - золотой щит, а на ноги надевались красные сандалии, украшенные перепелиными перьями. Они также носили юбки из богатых перьев и широкое золотое ожерелье. Они сели и предложили Шипе Тотеку сырой пирог с молотой кукурузой, множество початков кукурузы, которые разломали, чтобы добраться до семян, а также фрукты и цветы. Божеству почтили танцем, который завершился военными учениями. [ 43 ]

Человеческие жертвы

[ редактировать ]

В честь этого бога использовались различные методы человеческих жертвоприношений. Содранные шкуры часто снимали с жертвенных жертв, у которых вырезали сердца, а на некоторых изображениях Шипе Тотека изображена зашитая рана на груди. [ 44 ]

«Жертвоприношение гладиатора» — это название формы жертвоприношения, при котором особо отважному военному пленнику давали макет оружия, привязывали его к большому круглому камню и заставляли сражаться против полностью вооруженного ацтекского воина. В качестве оружия ему дали макуауитль (деревянный меч с лезвиями, сделанными из обсидиана ) с обсидиановыми лезвиями, замененными перьями. [ 45 ] Белый шнур был обвязан вокруг его талии или лодыжки, привязывая его к священному камню темалакатль . [ 46 ] В конце фестиваля Тлакаксипеуалицтли жертвоприношение гладиаторов (известное как тлауауанилицтли пятеро ацтекских воинов принесли ); два воина-ягуара , два воина-орла и пятый воин-левша. [ 44 ]

«Жертвоприношение стрел» было еще одним методом, используемым поклонниками Шипе Тотека. Жертву привязывали распростёртой к деревянной раме, затем в него стреляли множеством стрел так, что его кровь пролилась на землю. [ 45 ] Пролитие крови жертвы на землю было символом желаемого обильного дождя с обнадеживающим результатом в виде обильного урожая. [ 47 ] После того как жертву поразили стрелы, каменным ножом извлекли сердце. Затем живодер сделал рваную рану от нижней части головы до пят и снял кожу целиком. Эти церемонии продолжались двадцать дней, в то время как служители бога носили шкуры. [ 48 ]

Другой пример жертвоприношения был совершен группой мастеров по металлу, находившихся в городе Аскапоцалько , которые пользовались особым почитанием Шипе Тотека. [ 49 ] Шипе был покровителем всех мастеров по металлу ( teocuitlapizque ), но особенно он был связан с ювелирами. [ 50 ] Среди этой группы те, кто украл золото или серебро, были принесены в жертву Шипе Тотеку. Перед этим жертвоприношением жертв водили по улицам в назидание остальным. [ 49 ]

Иногда использовались и другие формы жертвоприношений; иногда жертву бросали в костер и сжигали, другим перерезали горло. [ 45 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Шипе Тотек | Ацтекское божество | Британика» . www.britanica.com . Проверено 20 июня 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Сесилий А. Робело (1905). Словарь мифологии Нахоа (на испанском языке). Издательство Порруа. стр. 100-1 768, 769, 770. ISBN.  970-07-3149-9 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Робело 1905, с. 768.
  4. ^ Маршалл Сэвилл, 1929, с. 155.
  5. ^ Фернандес 1992, 1996, стр.60-63. Матос Моктесума 1988, стр.181. Матос Моктесума и Солис Ольгин, 2002, стр. 54–5. Нойманн 1976, стр. 252.
  6. ^ Серам, CW (1967). Боги, могилы и ученые: история археологии . Перевод Гарсайда, Э.Б.; Уилкинс, Софи (2-е изд.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . п. 411.
  7. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.426.
  8. ^ Эванс и Вебстер 2001, с. 107.
  9. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.423.
  10. ^ Тоби Эванс и Дэвид Вебстер, 2001, стр.107.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 188.
  12. ^ Сьюзен Тоби Эванс; Дэвид Л. Вебстер (11 сентября 2013 г.). Археология Древней Мексики и Центральной Америки: Энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. п. 218. ИСБН  978-1-136-80185-3 .
  13. ^ worldhistory.org
  14. ^ Боб Карран; Ян Дэниэлс (2007). Прогулка с Зеленым Человеком: Отец леса, Дух природы . Карьера Пресс. п. 148. ИСБН  978-1-56414-931-2 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  15. ^ Перейти обратно: а б с Фернандес 1992, 1996, стр.62.
  16. ^ Цитируя Бернардино де Саагун : О., Андерсон, Артур Дж.; Э., Диббл, Чарльз (1 января 1970 г.). Общая история вещей Новой Испании: Книга I, Боги . Школа американских исследований. ISBN  9780874800005 . OCLC   877854386 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Фернандес 1992, 1996, стр.60.
  18. Уэйд, Лиззи, Археологи нашли храм «Содранного лорда» в Мексике , Science, 4 января 2019 г.
  19. ^ «Мексиканские эксперты обнаружили первый храм бога, изображенный в виде ободранного человеческого трупа» . TheGuardian.com . 3 января 2019 г.
  20. ^ Фернандес 1992, 1996, стр.60. Нейман 1976, стр.255.
  21. ^ Бринтон, Дэниел Г. (17 апреля 2021 г.). «XV. Гимн богу ночи» .
  22. ^ Фернандес 1992, 1996, стр. 60-1.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Адела Фернандес (1992). Доиспанские боги Мексики (на испанском языке). Издательство Панорама. стр. 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66. ISBN.  968-38-0306-7 .
  24. ^ Отилия Меза (1981). Волшебный мир богов Анауака (на испанском языке). Издательство Вселенная. п. 131. ИСБН  968-35-0093-5 .
  25. ^ Маршалл Сэвилл, 1929, стр.155.
  26. ^ Перейти обратно: а б Фернандес 1992, 1996, стр.60. Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.422.
  27. ^ Перейти обратно: а б Маршалл Х. Сэвилл, 1929, стр.156.
  28. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.468.
  29. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.171.
  30. ^ Маршалл Х. Сэвилл 1929, стр.155.
  31. ^ Майкл Д. Коу и Рекс Кунц 1962, 1977, 1984, 1994, 2002, 2008, стр.207.
  32. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.324
  33. ^ Матос Моктесума 1988, стр.188.
  34. ^ Маршалл Сэвилл, с. 167.
  35. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр. 422, 468. Смит 1996, 2003, стр. 252.
  36. ^ Маршалл Сэвилл, 1929, с. 171.
  37. ^ Франке Дж. Нейман 1976, с. 254. Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, с. Миллер и Таубе 1993, 2003, стр. 188.
  38. ^ Маршалл Сэвилл, 1929, с. 167-168.
  39. ^ Перейти обратно: а б Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.422
  40. ^ Франке Дж. Нейман 1976, с. 254.
  41. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.478
  42. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.423
  43. ^ Маршалл Сэвилл, 1929, с. 169-170.
  44. ^ Перейти обратно: а б Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.422.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Смит 1996, 2003, стр. 218.
  46. ^ Матос Моктесума и Солис Ольгин 2002, стр.451-2.
  47. ^ Маршалл Сэвилл, 1929, стр.164.
  48. ^ Маршалл Сэвилл, 1929, стр.173-174.
  49. ^ Перейти обратно: а б Маршалл Сэвилл, 1929, стр.165.
  50. ^ Франке Дж. Нейман 1976, с. 255.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 70e4aec65f017ab7ec32c77256cb8186__1719457080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/70/86/70e4aec65f017ab7ec32c77256cb8186.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Xipe Totec - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)